Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование лексических навыков на младшем этапе обучения

Работа №39731

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
540
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 6
1.1 Структура изучения и преподавания лексики иностранного языка в
младших классах 6
1.2 Психологические особенности учеников младших классов 12
1.3 Трудности и особенности при обучении лексике иностранного языка в
младших классах 20
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 28
ГЛАВА II. ВИДЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАССАХ 30
2.1 Этап семантизации 30
2.2 Этап автоматизации 39
2.3 Этап активизации 48
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64


Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом каждого вида речевой деятельности - аудирования и говорения, чтения и письма. И это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка, а формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя.
На протяжении XX века в изучении иностранного языка были выявлены некоторые проблемы, одной из которых является недостаточное овладение лексическими навыками. Лексика является основным строительным материалом языка, вкладывающим конкретный смысл в индивидуальное высказывание. Лексические навыки являются компонентами речевых умений, они создают фундамент для обеспечения использования языка как средства общения. Овладение лексическими навыками является важным толчком для развития речевых навыков. Изучение лексических единиц необходимо нам для того, чтобы осуществлять общение. Поэтому обучение лексическим компонентам является средством формирования видов речевой деятельности.
Стоит сказать, что лексика является важным компонентом в речевой деятельности, так как каждый урок иностранного языка затрагивает формирование лексических единиц.
В современной методике работа над лексикой проводится в свете задач развития речевых умений. Лексическая правильность иноязычной речи - это правильное словоупотребление, когда правила сочетания слов изучаемого иностранного языка, часто отличаются от правил сочетания на родном языке. Например, одно слово имеет несколько значений и в разных предложениях употребляется по-разному.
Необходимо понимать, что основной целью обучения учащихся иностранному языку является их желание свободно владеть языком, речью и речевой деятельностью. Поэтому задачей преподавателя является не только формирование лексических единиц, но и развитие желания и интереса на уроке иностранного языка. Следовательно, преподавателю необходимо грамотно подходить к выбору правильного учебника, который будет включать упражнения и игровые методы, направленные на изучение лексических единиц на каждом из этапов обучения: семантизации, автоматизации и активизации. Поэтому мы попытаемся рассмотреть и проанализировать некоторые из них.
К сожалению, до сих пор не найдены наиболее эффективные методы в обучении лексике иностранного языка учеников младших классов, поэтому данная проблема является актуальной и на сегодняшний день.
Объектом нашего исследования являются методы обучения иностранному языку.
Предмет исследования - обучение лексике иностранного языка в младших классах.
Целью нашей работы является: анализ особенностей обучения лексике иностранного языка в младших классах.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1) Показать роль лексической стороны речи в оформлении речевого высказывания;
2) Изучить научную методическую и педагогическую литературу, посвященную данной проблеме;
3) Выявить основные трудности при обучении лексике иностранного языка;
4) Проанализировать серию УМК в выявлении особенностей обучения лексике иностранного языка в младших классах.
5) Разработать дополнительный сайт с использованием рассмотренных средств.
При проведении исследования нами были использованы следующие методы: анализ и синтез теоретической отечественной и зарубежной литературы по данной теме, систематизация материала, обобщение материала.
Методологическую базу исследования представляют труды: Н.Д Гальскова, Н.И Гез, Е.И. Пассов, Е. С. Кузнецова, М.Б. Чепцова, R. C Atkinson, M. R. Raugh, David Graddol, Е.Н. Соловова, Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина, Т.С. Серова, Г.Р Чайникова, В.М. Филатов, М.Ф. Сторонин.
Практической базой для исследования данной работы послужили учебно-методические пособия по английскому языку, а также методические разработки учителей.
Теоретическая значимость выпускной квалифицированной работы заключается в выявлении особенностей способов формирования лексических навыков.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования результатов дипломной работы на уроках английского языка.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Первая глава рассматривает методические аспекты в обучении лексики иностранного языка, структуру изучения и преподавания лексики иностранного языка в младших классах, психологические особенности учеников младших классов, основные трудности и особенности при обучении. Во второй главе изучаются виды лексических упражнений и этапы обучения лексике на примере двух УМК: «Enjoy English» и «Incredible English».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В формирования лексических навыков выделяют следующие этапы обучения: ознакомление, тренировка и применения лексических единиц.
Огромное значение имеет правильный выбор способа семантизации, т.е. раскрытие значения слова, в соответствии с особенностями данного слова (качественной характеристикой слова и принадлежностью к активному или пассивному словарю), уровнем знаний учащихся и местом проведения данной работы. Преподавателю необходимо обдумано отбирать лексические упражнения, которые будут нести мотивационную и целесообразную функцию. Также задачей педагога является четкое распределение времени на выполнение каждого задания.
В настоящее время широко используются беспереводные способы семантизации, что позволяет повысить заинтересованность и активность учащихся на уроках английского языка. На начальном уровне обучения целесообразно использовать наглядные способы семантизации, автоматизации и активизации (демонстрацию иллюстраций, предметов; мимика и жесты), постепенно переходя к вербальным (использование дефиниций, антонимов и синонимов, примеров составляющих, иллюстрирующих ситуаций устных и письменных). Вербальные способы позволяют объяснять более абстрактные понятия и развивать языковые способности учащихся.
Переводные способы семантизации экономны, их необходимо использовать при объяснении так называемых ложных друзей переводчика или слов, не входящих в активный лексический минимум.
Для расширения лексических единиц учащимся необходимо регулярно, начиная с начального этапа, работать над формированием навыков самостоятельной семантизации.
Стоит сказать, что каждое занятие должно быть тщательно подготовлено, правильно выстроено преподавателем, так как оно может повлиять на общее развитие личности ребёнка, на его сенсорное, физическое и интеллектуальное воспитание.
В результате проведенного нами исследования, цель дипломной работы, заключавшаяся в анализе особенностей обучения лексики иностранного языка в младших классах была достигнута.
Для достижения цели нами были предприняты следующие шаги: были изучены основные компоненты и принципы обучения лексике; определены шесть стадий формирования лексических навыков и этапы приобретения лексических навыков; выявлены основные трудности в обучении лексике; изучены особенности обучения лексике иностранного языка в младших классах; были рассмотрены основные виды лексических упражнений; изучены этапы обучения лексике иностранного языка; были рассмотрены виды работ на этапе семантизации, автоматизации и активизации.
Обзор теоретической литературы позволил нам сделать выводы о том, что лексика является одним из главных компонентов в изучении иностранного языка. Лексика занимает одну из первых ступеней английского языка на начальном этапе обучения.
Проведенный нами анализ показал, что лексика является основным строительным материалом нашей разговорной речи. Изучение лексики представляет огромную задачу. Поэтому правильное применение методики обучения обеспечивает положительный результат. Лексика является крайне важным аспектом в изучении языка, и от уровня приобретения лексических навыков зависит способность общения учащихся на иноязычном языке.
В практической части работы нами были рассмотрены основные этапы обучения лексике иностранного языка: ознакомление с новым материалом (включая семантизацию), первичное закрепление (автоматизация) лексических единиц, активизация лексических единиц в речевой деятельности (активация речеосмыслительной деятельности учащихся). Также были выявлены основные виды лексических упражнений: языковые, условно-речевые и
речевые. Проведенный анализ показал, что важными этапами в изучении лексики является ознакомление с новым материалом, подробное изучение и закрепление.
Мы провели анализ УМК по иностранному языку: М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева «Enjoy English» и «Incredible English» автором которого является Sarah Phillips.
Проанализировав данные учебные комплекты, мы выяснили, что в учебнике «Enjoy English», который входит в программу ФГОС, предусмотрены различные упражнения и игровые приемы для формирования лексических навыков, а также контроля сформированности этих навыков. Более того, в учебнике «Enjoy English» представлено большое количество различных игр, направленных на изучение лексики иностранного языка: Разгадать ребус, разыграть сказку, сценку. Как показала практика, прменение не только различных видов упражнений, но игровых методов, влечет за собой эффективные результаты. Игровые технологии не только придают интерес, но и увеличивают работоспособность учащихся. Поэтому данный УМК хорошо применим на практике, так как включает в себя все виды и методы лексических упражнений на каждом из этапов обучения.
Что касается проанализированного нами пособия «Incredible English», значительное место уделяется лексике и аудированию. Упражнения на формирование лексических единиц представлены в значимом контексте и сопровождаются красочными иллюстративными материалами, а также звуковыми эффектами и подчеркнутой интонацией в записях на диске, что позволяет учащимся учиться догадываться о семантике незнакомых слов. Данное пособие применимо на начальном этапе обучения, так как постоянное использование иллюстраций в разном формате хорошо способствует усвоению лексических единиц, вызывая у учеников ассоциации с каким - либо животным, предметом, одеждой или даже ощущением. Несмотря на это, проанализировав данный учебно-методический комплекс, мы пришли к выводу, что применение учебника «Incredible English» не будет достаточно эффективным на уроке английского языка. Так как УМК «Incredible English» содержит ограниченное количество коллективных речевых упражнений и игр, что не способствует быстрому развитию коммуникативных навыков у учащихся. Поэтому нами был создан веб-сайт, где были разработаны различные виды упражнений на формирование лексических единиц на младшем этапе обучения (https://test998.000webhos tapp.com/). В данном сайте представлены не только речевые упражнения, но и упражнения с элементами игры, которые позволяют не только проверить степень усвоения лексического материала, но и способствуют его закреплению. Кроме того, материал данного сайта предполагает выполнение заданий как индивидуально, так и в группе.
По результатам анализа мы выбрали учебник «Enjoy English», который на данный момент является рекомендованным УМК Министерством образования. Данный учебник содержит не только дифференцированные виды упражнений на каждом этапе обучения, но и игровые технологии.



1. Айдарова Л.И., Цукерман Г.А. Опыт построения коллективно - распределенной учебной деятельности в начальной школе / Психологические проблемы процесса обучения младших школьников / Под ред. Л.М.Фридмана - М., 1978 с.
2. Биболетова М.З., Денисенко О.А, Трубанева Н.Н Enjoy English. 3 класс. - 2012. - 148 с.
3. Богданович О.Н. Современные формы организации учебно-воспитательного процесса: практическое пособие для педагогов
общеобразовательных учреждений [Текст] / О.Н. Богданович. - М.: Белый ветер, 2012. - С. 27-29.
4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. Под ред. Фельдштейна Д.И. М.: Международная педагогическая академия, 209 с.
5. Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. М.: Просвещение, 2012. - 257 с.
6. Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного. - М: Рус. яз., 1984. - 90 с.
7. Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа : метод. пособие. М. : Айрис-пресс, 2004.
8. Гальскова Н.Д., Чепцова М.Б. Цели и содержание обучения говорению в начальной школе. ИЯШ., - 1995.
9. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам / Н. Д.Гальскова, Н. И. Г ез. - М.: 2006. - 336 с.
10. Гурвич П. Б. Коррективно-подготовительный аспект методики преподавания иностранных языков : учеб. пособие. Владимир, 1982.
11. Е. И. Негневицкая, А. М. Шахнарович «Язык и дети»
Издательство: Главная редакция восточной литературы издательства
«Наука», 1981. - 112 с.
12. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы. - М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 416 с.
13. Козлов С. В. Методика формирования иноязычной лексической компетенции на основе рефлексивной деятельности учащихся: автореф. дисс. к. пед. н. Нижний Новгород, 2013. - 23 с.
14. Леонтьева Т.П., Будько А.Ф., Пониматко А.П. Методика преподавания иностранного языка. - 2015. - 239 с.
15. Мюллер В. К. Большой англо-русский словарь. 250000 слов и словосочетаний / Сост.: В.К. Мюллер, А.Б. Шевнин, М.Ю.Бродский. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - С. 200.
16. Николенко В.М. Психология и педагогика - М.: Новосибирск, 2000. - С. 57-59.
17. Петровский А.В. Общая психология [Текст]: Учебник для вузов / А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 1976. - 479 с.
18. Прохоров А.М. Современный энциклопедический словарь - 3-е изд., М: Современная энциклопедия, 1984. - 244 с.
19. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. - М., 1988. - 239с.
20. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 289 с.
21. Соловова, Е.Н. Методика обучения ИЯ: Базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
22. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка - М., 2011 — 370с.
23. Тишулин, П. Б. Виды языковых ошибок и возможности их исправления при обучении иностранным языкам. Гуманитарные науки. - 2012. - 137 с.
24. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе, 2004. - 416 с.
25. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для малышей. Учебник.- М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2008. - 94 с.
26. Ясюкова Л. А., Пугач В. Н. Педагогическая компенсация нарушений внимания и поведения у детей : метод. рекомендации для учителей начальной школы. Ижевск, 2001.
27. David Graddol. The Future of English. British Council. - 1996.
28. Nation, I.S.P. (2003) Vocabulary. In D. Nunan. (ed.) Practical English Language Teaching. McGraw Hill, New York: 129 - 152 p.
29. Phillips Sarah. 2nd edition. — Oxford University Press, 2012. — 80 p.
Периодические издания:
30. Безукладников К.Е. Залог успешности овладения иностранным языком в начальной школе // К.Е. Безукладнико. Начальная школа. 2004. - № 5. - С. 17-21.
31. Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа, 2003. - № 4. - С. 47-51.
32. Бухбиндер В.А., Миролюбов А.А. Основы перестройки школьного курса иностранных языков // Педагогика. 2012. - № 10. - С. 16-21.
33. Вельс А. Е. Трудности обучения лексике английского языка в школе // Молодой ученый. - 2013. - №11. - С. 577 - 579.
34. Виды языковых ошибок и возможности их исправления при обучении иностранному языку / П. Б. Тишулин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012.— № 1.— С. 132 -137.
35. Жежерова В.П. Актуальные проблемы методики обучения лексике иностранного языка: когнитивная парадигма и прототипический подход к семантике слова. Научная статья. - 2010. - 19 с.
36. Жежерова В.П. Выявление содержательного ядра значения слова как альтернативный способ усвоения иноязычного вокабуляра // Проблемы прикладной лингвистики: материалы международной научно - практической конференции. - 2007. - С. 96-98.
37. Короткова И.П, Крымова Е.А. Метод долгосрочного проекта для развития лексических навыков при изучении иностранного языка в младших классах. Научная статья. - 2016. - 126 с.
38. Кривощекова А.С. Метод фонетических ассоциаций как неотъемлемая часть процесса обучения иностранному языку. Научная статья. - 2013. - 160 с.
39. Кувшинова Н.Н, Фукс Е.А. Эффективные приемы запоминания иноязычного лексического материала, ориентированные на индивидуальные особенности обучающихся. Научная статья. - 2014. -127 с.
40. Марчан Н.Б. О некоторых приёмах повышения эффективности изучения лексики. - Иностранные языки в школе. - 2004.— №5.
41. Мильруд Р. П. Компетентность в изучении языка // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 7. - С. 1
42. Мусаелян И.Ф. Комплекс упражнений, направленных на формирование языковой компетенции. Научная статья. - 2014. - 76 с.
43. Оглуздина Т.П. К вопросу о принципах обучения иноязычной языковой компетенции в теории и методике обучения иностранным языкам / Т.П. Оглуздина // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - Пенза, 2012. - №28. - С. 922 - 926.
44. Пассов. Е. И, Кузнецова Е.С. Формирование лексических навыков. Научная статья. - 2002. - 40 с.
45. Пугачев И.А, Яркина Л.П. Лексика как один из главных компонентов содержания обучения иностранному языку на продвинутом этапе. Научная статья. - 2010. - 74 с.
46. Рабинович Ф. М., Сахарова Т. В. Интенсивные методы обучения и средняя школа // Иностранные языки в школе. - 1991. - № 1. - С. 9.
47. Сергеева Н. Н., Угрюмова С. В. Классификация мотивов к изучению иностранного языка // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 3. - С. 114-119.
48. Серова Т.С, Чайникова Г.Р. Система упражнений для развития лексических компетенций. Научная статья. - 2010. - 93 с.
49. Симонов В.П. Методика и технология системного анализа урока. Специалист, 1994 - № 10 - с. 24- 29.
50. Усольцева Д. А. Особенности работы с новой лексикой иностранного языка на начальном этапе обучения // Молодой ученый. — 2017. - №23. - С. 256 - 258.
51. Шамов А. Н. Лексические навыки устной речи и чтения - основа семантической компетенции обучаемых // Иностранные языки в школе. 2007. - №4.
52. Atkinson R. C, Raugh M. R. An application of the mnemonic keyword method to the acquisition of Russian vocabulary // Journal of Experimental Psychology: Human Learning and Memory, 1975.
53. Lewis, M. (1997b). Pedagogical implications of the lexical approach. In J. Coady & T. Huckin (Eds.), Second language vocabulary acquisition: A rationale for pedagogy (pp. 255-270). Cambridge: Cambridge University Press.
54. OxfordR.L. Language Learning Strategies: What Every Teacher Should Know. Boston, 1990.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
55. Isynonym [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://isynonym.ru/ (дата обращения 10.02.2019).
56. OKEnglish [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ok- english.ru/anglivskiv-slovar-antonimov/ (дата обращения 28.03.2019).
57. Diamond L., Gutlohn L. Teaching Vocabulary [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.readingrockets.org/article/teaching-
vocabulary (дата обращения: 04.05.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ