Работа носит чисто теоретический характер. Хорошо подойдет в качестве первой главы диплома (теории).
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты преподавания темы «Системы счисления» в школьном курсе информатики и ИКТ 5
1.1. Роль линии представления информации в школьном курсе информатики и ИКТ 5
1.2. Подходы к изучению темы «Системы счисления» в различных учебниках по информатике и ИКТ 10
Глава 2. Методика преподавания темы «Системы счисления» 15
2.1. Система дидактических материалов по теме «Системы счисления» 15
2.2. Система заданий по теме «Системе счисления» 27
Заключение 35
Список использованных источников 37
Одной из традиционных тем курса информатики и ИКТ в основной школе является тема «Системы счисления». Данная тема актуальна для изучения в связи с широким использованием шестнадцатиричных обозначений в машинно-ориентированных разделах программирования, а также как типичный случай кодирования информации. Для обучающихся владение приемами кодирования информации необходимо для понимания представления данных в компьютере и операций с ними.
Данная тема напрямую связана с математической теорией чисел, но в курсе математики основной школы она не изучается. Необходимость изучения данной темы в школьном курсе информатики и ИКТ обусловлена представлением чисел в памяти компьютера в двоичном виде, а для внешнего представления содержимого памяти, адресов памяти используют восьмеричную или шестнадцатеричную системы. Вместе с тем данная тема является смежной с математикой, поэтому вносит вклад в фундаментальное математическое образование школьников.
Отметим, что на базовом уровне в общеобразовательной школе изучению систем счисления отводится недостаточно времени, поэтому многие педагоги отмечают необходимость расширения количества часов на изучение данной темы и использования авторских наработок по системам счисления школ и классов с углубленным изучением информатики. Согласно обязательному минимуму содержания образования по информатике и ИКТ на изучение темы «Представление информации» отводится 12 часов. В рамках данной темы наиболее трудным для понимания обучающихся является раздел, посвященный двоичной системе счисления.
Таким образом, проблема исследования заключается в том, чтобы разработать систему рекомендаций и заданий по теме «Системы счисления» улучшения понимания обучающимися данного вопроса и успешной сдачи ЕГЭ.
Решение данной проблемы нам видится в разработке такого методического обеспечения, которое основано на использовании занимательных и в то же время полезных задач в школьном курсе информатики и ИКТ. Учитывая состояние теории и потребности практики в решении данной проблемы, а также их возможности, которые имеются в педагогической науке, мы определили тему нашей курсовой работы «Системы счисления в школьном курсе информатики».
Цель исследования – изучить методику преподавания темы «Системы счисления» в курсе информатики и ИКТ.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить роли линии представления информации в школьном курсе информатики и ИКТ;
2. Определить подходы к изучению темы «Системы счисления» в школьном курсе информатики и ИКТ;
3. Разработать дидактические материалы по теме «Системы счисления»;
5. Разработать систему заданий по теме «Системы счислений».
Объект исследования – процесс обучения информатике в школе.
Предмет исследования – преподавание темы «Системы счисления» и в курсе информатики и ИКТ.
В процессе написания данной работы использовались следующие методы исследования: анализ, обобщение и систематизация материала по теме исследования; анализ государственного образовательного стандарта по «Информатике», учебных программ, учебников и методических пособий по информатике и ИКТ; изучение и обобщение опыта обучения информатике.
Теоретическую базу курсовой работы составили работы Л.Л. Босовой, М.П. Лапчика, И.Г. Семакина, Н.Д. Угриновича и др.
Курсовая работа состоит из введения двух глав, заключения и списка использованных источников
На основании всего вышесказанного можно заключить, то тема, рассмотренная в данной работе, посвящена ключевому понятию математики, а вместе с тем и информатики, – числу, а также системам счисления – способам записи чисел в виде, удобном для прочтения и выполнения арифметических операций.
С понятием «система счисления» учащиеся впервые встречаются в 5 классе основной школы, когда знакомятся с десятичной системой счисления, и в дальнейшем по школьной программе более подробно изучается именно эта система счисления (арифметические действия, признаки делимости).
Обучающиеся вновь обращаются к этой теме и встречаются с понятием «системы счисления» при изучении базового курса информатики. К сожалению, на ее изучение отводится мало часов, и по программе рекомендуется рассматривать те системы счисления, которые используются в компьютере (двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную). На арифметику в этих системах счисления, включая арифметические действия, признаки делимости, разнообразные текстовые и игровые задачи, времени практически не остается.
Однако, работая на компьютере, учащиеся видят «внешние» результаты этой работы, и вопрос, как и что происходит внутри компьютера, всегда их интересует.
Содержание темы рассматривает вопросы истории числа, системы счисления с различными основаниями, арифметические операции и признаки делимости в этих системах, смешанные системы счисления, перевод числа, включая дробные числа, из одной системы счисления в другие.
Задачи, разбираемые в теме, интересны и часто непросты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся, и дает им возможность проверить свои способности к математике и информатике.
По мере изучения темы появляются следующие учебные эффекты:
расширяются знания учащихся о числе, способах его записи;
складывается представление о многообразии систем счисления, их классификации и истории возникновения;
формируются навыки перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую и выполнения арифметических операций в них;
создаются условия для развития у учащихся интереса к изучению математики и информатики;
раскрывается умение самостоятельно приобретать и применять знания;
развиваются логическое и алгоритмическое мышление, творческие способности и коммуникативные навыки.
Отметим, что достичь этих учебных эффектов достаточно сложно в силу малого времени на изучение темы и большого количества вычислений вручную. Поэтому предлагаем дополнить систему заданий алгоритмами вычислений, которые помогут обучающимся при выполнении заданий, а также разнообразить задания занимательными задачками с целью привлечения интереса к изучаемой теме. Считаем, что такие дополнения системы заданий помогут подготовиться к ЕГЭ и успешно выполнять экзаменационные задания блока «Системы счисления» обучающимися с базовым уровнем подготовки.
1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 8–9 классов / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 87с.
2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса: в 2 ч. Ч. 1 / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 244с.
3. Гейн А. Г., Житомирский В. Г., Липецкий Е.В. и др. Основы информатики и вычислительной техники: Учеб. для 10-11 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1993. – 254 c.
4. Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Шолохович В.Ф. Информатика. Классы 7-9. – М.: Дрофа, 1998. – 240 c.
5. Губанова О.М. Роль моделирования и информатизации в курсе информатики и ИКТ. // Проблемы информатики в образовании, управлении, экономике и технике: Сб. статей XII Междунар. научно-техн. конф. – Пенза: ПДЗ, 2012. – С. 105-107.
6. Кушниренко А. Г., Лебедев Г. В., Сворень Р.А. Основы информатики и вычислительной техники: Учеб. пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 1996. – 224с.
7. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер; Под общей ред. М. П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.
8. Кузнецова К.В. Методика преподавания темы «Системы счисления» в базовом курсе информатики // Информатика в школе. – 2013. - №2. – С. 18-26.
9. Молодик Т.А. Рабочая тетрадь по информатике. Тема «Системы счисления» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/616091/ (Дата обращения: 15.05.2018).
10. Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учеб, пособие для сред. учеб, заведений: В 2 ч. / Под ред. А. П. Ершова и В. М. Монахова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1988. – 96 с.
11. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / И.Г.Семакин, Т.Ю.Шеина, Л.В. Шестакова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 363с.
12. Семакин И.Г. Предметные результаты обучения информатике на профильном уровне в X-XI классах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/14-09-2013-4.pdf (Дата обращения: 15.05.2018).
13. Словарь школьной информатики / Сост. А. П. Ершов // Математический энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1988. – с. 41-89.
14. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ // Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 584 с. – с. 13-20
15. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ // Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 584 с. – с. 20-31
16. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – 6-е изд. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2010. – 212с.
17. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: практикум / Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 394с.