Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стиль психологической защиты в структуре интегральной индивидуальности.(19.00.01.)

Работа №3968

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы191стр.
Год сдачи2006
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1424
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СТИЛЯ ПСИХОЛОГИ ЧЕСКОЙ ЗАШИТЫ
1.1. Психологическая защита
как предмет научного исследования II
1.1.1. Представления о психологической защите
В зарубежной и отечественной психологии 1.2. Индивидуальный стиль как предмет
психологии
1.2.1. Основные направления исследований индивидуального стиля в психологии 43
1.2.2. Концепция индивидуального стиля В русле теории интегральной индивидуальности ГЗ.С. Мерлина 49
1.2.3. Поляжтемный подход :< исследованию
интефальной индивидуальности и ее стиля 60
1.3. Постановка проблемы и задачи исследования 70
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 77
2.1. Участники и процедура исследовании 77
2.2. Методики исследования 78
2.2.1. Различие механизмов психологической защиты 79
2.2.2. Измерение разноуровневых свойств индивидуальности 86
2.3. Методы статистического анализа данных 92

2
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 93
3.1. Результаты и с сделок а и ия функций и детерминации стиля психологической зашиты в структуре
интегральной индивидуальности .93
3.2. Результаты исследования индивидуальных особенностей участников исследования с разными
стилями психологической зашиты 105
3.3. Результаты исследования опосредующей роли стиля психологической защиты в структуре
интегральной индивидуальности 112
3.4. Результаты исследовании структуры
стиля психологической защиты 125
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 131
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 135
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 147
ПРИЛОЖЕНИЯ 164



Становление и развитие в современной отечественной психологии традиций гуманистического подхода ставят в ряд актуальных научно-практических задач изучение проблемы активности человека как субъекта жизни :т деятельности, проявлений его и ндивидуальности во взаимодействиях с окружающим миром (CJL Рубинштейн, J973; И.Л, Джидарьян, 1988; К.Л. Абупьханова- Славская, 199.1; 13. М, Русал or, 1991; Б.А. Вяткин, 1992, 2000; Л,Я, Дорфман, '993; А.А. Волочков. 2005), В этой связи сегодня является изучение психологических закономерностей и факторов, потенциально снижающих. проявлений субъектной активности, препятствующих индивидуальной самореализация человека в социальном мире. В качестве одного из таких образований выстугает феномен психологической зашиты, тесно связанный с проблемами психической регуляции, становления личности и социально-психологической адаптации индивида.
Начиная с работ 3. Фрейда, проблема психологической защиты была и остается предметом пристального внимания представителей самих разных психологических школ и направлений (см. напр.: 3. Фрейд, 1991, 1997; А. Фрейд. 1999; К. Хорпи. 1997; 3. Фромм 1990; П. Райх, 1999; Ф. Порлз, 2003; Н. Мак-Вильямс, 1998; Ф.В. Бассин, 1988, 2000; Б.В. Зейгарник, 1986; Ф.Е. Василюк, 1984; В.И. Журбин. 1990; В.13. Столик, 19*3; ИЛ Сокодоиа, 1989: Э.И. Киршбаум. 2000; К.С. Романова и Л.Р. Гребенников, 1996; Г.В. Грачев, 1998; Л.Д. Демина, 2000). Несмотря на существующие между исслсдователем и разногласия в понимания феноменологии защитных механизмов, их роли в онтогенезе к социальной адаптации личности, большинством авторов, тем не менее. поддерживается точка зрения, согласно которой действие психологической защиты при определенных условиях может препятствовать личностному развитию самореализации человека в социальном мире. В зарубежной психологии она представлена в работах 1 Фрейда (1991. 1995. 1997, 1998), Л. Фрейд (1997, 1999). А. Адлера (1997, 2002), К. Хории (1997), Г. Салливана (]999)., Э. Фромма (1989, 1990, 1998), Э. Эриксона (1996, 2000), В. Райха (1999), Ф. Перлза (2003), К. Роджерса (1994) и др. Среди отечественных гсихологов ее разделяют В,А, Ташлыков С 992, 1999), B.C. Ротсибсрг (1984, 1989), Ф.Е. Васишок (1984).
Э.И. Киршба.ум (2000) к др.
На сегодняшний день в отечественной психологии можно условно выделить три линии исследований феномена психологической защиты. Первая связана с изучением проявлений защитных механизмов в условиях различного рода профессиональной деятельности: педагогической (О.В, Кружкова, 2006), спортивной (В.В. Андреев, 2006), учетной (В.Г. Каменская, 2000), носиной (ЛЮ. Субботина, MR. Юрковп, 2001). Полью данной группы работ большей частью является эмпирическое выявление наиболее эффективных механизмов психологической защиты или их структур в контексте требований, предъявляемых к человеку условиями деятельности. Вторая линия включает п себя исследования, так же эмпирического характера, ориентированные на изучение действия психологических защит у больных с различными типами хронических заболеваний: психосоматических, соматопсихических (Е.Б. Клубоиа. 1995: В.А, Гаитлыков. 1992, 1999; А.Н. Михайлов и JVC. Ротспбсрг, 1990; JI.П. J^aeeepMan с еоаяг., 1993). Суть данной группы работ сводится к исследованию преобладающих механизмов защиты в случаях конкретных заболеваний. При этом, интерпретируя полученные данные, авторы либо объясняют актуализацию те* или иных механизмов защиты у больных как способ справиться с травматическим переживанием факта болезни, либо связывают развитие симптоматики заболевания с уровнем выраженности определенных защитных механизмов. Наконец, третье направление исследований психологической защиты является преимущественно связано с поиском отчетов на вопросы относительно феноменологии защитных механизмов, их роли и индивидуальном онтогенезе, социальной эдапталки, деятельности человека (см, иалр.: Ф,В. Бассин. 1988; В.И. Журбил, L990; Л.А. Налчаджак, 2000; В ..В. Схолии, 1983; Ф.Е. Василюк, 1984).
Перечисленные группы исследований феномена пслхологнчеекой защиты обладают несомненной теоретической и прикладной ценностью. Исключение здесь составляют исследования И.В. Липиной (1994, 1998, 2003), я которых разные формы защитных стратегий в сложных жизненных ситуациях эмпирически соотносятся с характеристиками и показателями удовлетворенности жизнью. В работе
О.В. Кружковой (2006) механизмы психологической защиты также эмпирически соотносятся со свойствами темперамента и показателями самоотношения (свойствами личности), однако, я ином исследовательском контексте. Вместе с тем. можно предполагать, что психологическая защита как формация гипотетически может «взаимодействовать» с индивидуальными свойствами разных уровней, создавая тем самым целостное системное образование в общей структуре индивидуальности. И то же время подход к пониманию подобных систем с позиций их индивидуального своеобразия позволяет поставить вопрос о существовании стиля психологической защиты как целостного адаптивного образования в структуре индивидуальности, с одной стороны, и как формы адаптивной активности человека в социальном мире, с другой.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключение анализа направлений работы по оптимизации защитных стилей необходимо отметить, что ее «стратегическую» цель мы видим в возвращении человеку свободы я принятии решений и выражении чувств и, одновременно, в передаче ему ответственности за эту свободу. Согласно данной логике в контексте нашего исследовании «застывшие» дисгармоничные паттерны защитного поведения, являющиеся: больше частью следствием действия источников детерминации должны трансформироваться в конструктивные формы взаимодействия человека с социальной средой на основе «интернальпых», присущих его индивидуальной природе, детерминант.
Следует также отметить. что поли-системный подход являестся ценным методологическим ресурсом как для анализа проблемы стиля психологической зашиты, так и для разработки: системы практических рекомендаций по оптимизации защитного стиля в случаях, когда выраженность последнего препятствует индивидуальному развитию и самореализации человека в соцмум.


БИБЛИОГРАФКИЕСКИЙ список
1. Абульханова-Сяявская. ICA. Стратегия жизни / К.А. АБульхинова- Славская. - М: Мысль. 1991.- 300 с.
2. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А, Адлер.
- Ростов ч/Д: и:щч«) «Феникс», 1998. - 448 с.
3. А дл ер, А. О пе рл ;i чсс-ком х ар актере Л.. Л длер. - СПб.; Университетская книга., I 997. — 188 с.
4. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей / А. Адлер. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. -214 с.
5. Александер, Ф. Психосоматическая медицина.. Пр.инцилы и практическое применение / Ф, Александер. — М.: И'-щ-во гЖСМО- Пресс. 2002. - 352с.
6. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. I / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. - 232 с,
7. Ананьев, Б.Г проблемах современного человекошапия Ь!Ананьев. - М.: Наука. 1977. - ЗУО с.
8. Андреев, Л.В. Индивидуальные особенности психологической защиты личное in в спортивной деятельности: Авторео. дне. ... канд. пенхол. наук ! В.В, Андреев, - СПб.. 2006. - 21 с.
9. Андрос. О.Я. Стиль само орган из адии деятельности студента п структуре интегральной индивидуальности / О .Я. Андрос // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения / Перм. пед. ин-т, - Пермь, 1992. - С. 104-122.
10. Антропов* Ю.Ф. Психосоматические расстройства и патологические [Грквыч'цые действия у дегей и подростков / Ю.Ф. Антропов. Ю.С. Шевченко. - М.: Изд-во Института Психотерапии. 1999. - 304с.
11. Ьажии, /;’Ф. .Метод исследования уровня субъективного контроля / 17.Ф. Еажин. Р.А. Голышей ia. А.М. Эткиид// Психол. жури. - 1984. - Т. 53ХлЗ.-С. 152—162.
12. Ба&четов, А.К. Некоторые обусловленные силой возбуждения факторы индивидуального стиля в учебной деятельности старшеклассников / А.К. Байметов // Типологические исследования

14 У
по психологии личности. - Пермь, 1967. Вып. 4. - С. 1.04-135.
13. Бассгт, Ф.В. О силе «Л» и психологической защите / Ф.В. Бассмн И Самосознание и згицитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М»5 2000. - С. 3-13.
14. Бассин, Ф.В. Проблема психологической зашиты / Ф.В. Сассин, М.К. Бурлакова, В.Н. Волков // Психол. журя. — 19SS. - Лз 3. — С. 30-41.
15. Берн. Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - C(J6.: npaj№DBP03llA.K. 2001.-320 с,
16. Бернс. Р. Я-кон цеп идя и Я-обра^ы / Р, Берне И Самосознание и защитные механизмы личност Хрестоматия, - Самара; Издательский
Лом «ъах1Чх-м»5 2000, - с. 133-220.
17. Бмаудерг, ИВ. Становление и сущность системного подхода / ИВ. Ьлауберг. аГ. Юдин. - М.: Наука, I 973. - 270 с.
IB. Блюм, Г. Психоаналитические теории личности / Г, Блюм. - М.: КСП, 19%,-246 с.
19. Курлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук. С.М. Морозов, -■ СПб.: Питер Ком, 1999. - 528 с.
20. Васильева, Г.С, Взаимосвязь агрессивного отношения к людям, социального статуса в межличностных отношениях и свойств темперамента у старгтшх дошкольников / Г.С. Васильева // Темперамент (системное исследование) / Перм, пед. ин-т. - Пермь, 1976.-С. 65-79.
21. Василюк, Ф.Е. Психология переживания: А кап из прсодо-1еиия критических ситуаций / Ф.Н. Василюк. - М.: Изд. Моск. ун-та, I.984
- 200 с.
22. Вассерман, Л.И. Отношение к болезни, алкогольная анозогнозия и механизмы психологической защиты у больных алкоголизмом / Л.И. Вассерман, О.Ф. Ерышев, Е.Ь. Клубоиа // Обозрение пс:-т-и и глсд. психологии им. В. М. Бехтерева. - ■ 1993. - № 2. - С. 13-21.
23. Вас юра. С.А. Индивидуальный сшль коммуникативной активности га струкчуре икте!ральной индивидуальности (на материале школьникоз- подроегков): Лвтореф. дис. ...канд. психол. паук / С.А. Васюра.
- Пермь. 1997. - -9 с.

US
Волочков, А.А. Взаимодействие активности субъекта, генетического и средового факторов в психическом развитии ! А.Л. Волочков // Пол и системное ис следование индивидуальности человека / Под ред. Б.А. В я гк и на. - М.: ПЕР СЭ. 2005. - С. 113-143.
Волочком, А.А. Учебшш активность в структуре инте!ральной индивидуальности (на материале младших школьников): Авгореф. дис. ... канд. психол. наук / А.А. Волочков, - Пермь, 1997, - 24 с. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 *;•. Т 1. Вопросы теории и истории психологии / Л.С, Выготский. - М: Педагогика, 1982. 4S8 с, Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т 3. Проблемы распития психики/ Л.С, Выготский, - М.: Педагогика, 1933. ■ 36S с.
Вяткип, Б. А. Избранные психологические исследования
и.чдньидуальчости: теория, эксперимен т, практика / Б.А. Вяткиг; Перм. гос. лед, ун-т Пермь, 2005а, 392 с.
Вятки)I, Б.А. Интеграция науки, образования к практики - путь дальнейшего развития учения B.C. Мерлина об индивидуальности человека ! Б.А. Вяткии // XX Мерлииские чтения: «В.С. Мерлин и системное исследование индивидуальности человека». Материалы межрегиональной паучио-'нр&шгческой конференции. (9-20 мая 2005
I., Пермь. В 3-х частях. ЧастьL-Пермь,20056. - С. 7-12.
Вятки)'., Ъ.А ^ 1скцик по психологии интегральной индивидуальности человека / Б.А. Вяткии. - Пермь: И:|Д“ВО Перлт. тс. пед. ун-та. 2000.
- ) 79 с,
Вяткии, Б.А, Мета индии иду а гт.ы j о сть как одно из проявлений л о ли системного взаимодействия / В.А, Вяткии /7 Потисистсмнос исследование индивидуальностг: человека / Под ред. Б.А. Боткина. - М.: ПЕР СЭ, 2005с. - С. 9-17.
Вяткгпк Б.А. Метаиндивидуальностъ учителя: .монография Б.А. Вяткип: Перм. гос. пед. ун-т, - Пермь, 2005г. - 70 е,
Вяткии, Б.А. Основные пути и направления дальнейшего развития учении об иптеграггы-ой индивидуальности человека / Б.А. Вяткин ^ VIII Мерлинские чтение: Тез. докл. расшир. конф. каф. психол. ПГПУ.
- Пермь. 1993. - С. 3-5.

150
34. Вяткин, В.А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности Ь.А. Вяткии // Интегральное т-тсследоваЕше индивидуальности: стиль деятельности и общении / Псрт пол. :ш-т. - Пермь, (992. - С. 36-55.
35. Вяткии, Б.А. Темперамент как фактор спортивной деятельности / К,А. Вяткин // Очерк теории темперамента / Под. ред. В,С. М.срдипа; ] 1ерм, лед. ин-т. - 1 1ерм:>. I 973. - С. I Я I -221.
36. Вяткии, Б.А. Развитие учения од интегральной индивидуальности: проблеуы, итоги, перспективы / Л А. Ншсин: МР. Щукин // Психол. жури. - 1997, - Т, 18, №3.
37. Вяткина, З.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя физическою воспитания на уроке и его формирование у студентов: Анторе<Ь. дне. ... канд. психол. наук / З.Н. Виткина. -Л., 1977, - L9 с.
38. Вяткига, Л.А. Типологически обусловленной индивидуальный стиль з рсиюиии практических задач как показатель общих способностей у старше школьников / Л.А. Вяш-ша // Проблемы ^ксиеркменсальной психологии лихости. -Пермь, 1У70, -'Г. 77. - С. 24А-2'1Ь.
39. Гортпон. ЮЛ. Индивидуальный стиль волепой активности и его формирование у старших школьников: Аьтореф. дие. ... канд. психол. наук / Ю,Я, Горбунов. - Пермь, 1992. - 18 с
40. Гордецоеа, Н.М,. Взаимосвязь тревожности ожиданий, псих о ди I i а м и ч ос ко й тр ево жт т о ети л со д иом етр н ч сс ко i 'о стату са у старших дошкольников /' П.М, Гордецова // Проблемы интегрального исследования индивидуальности / Перм. нед. ин-т. - Пермь, 1978. - Вып. 2.-С. 71-78.
41. Грачев, Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты / ['.В. Грачев. - М.: Изд-во РА ГС 1998 - 125 с.
42. Гроф). С. За пределами мозга / С. Гроф. - М.: Институт Трансперс- опальной Психологии. Издательство Института Психотерапии, 2000. - 504 с.
43. Гуревич. ICM Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К.М. Гуревич. - М.: Наука. 1970. - 271 с.
i

] 51
44. Демина, Л.Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. Учебное пособие / Л.Д. Демина, И.Л. Ральникова. - Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2000. - 123 с.
45. Джмдарьяп, И.Л. Категория, активности и ее место в системе психологического знания / И.А. Джидарвяы И Категории мачерд а мистической диалектики в психологии, - М., 1988. - С. 56-88.
46. Дикмаин. X. Методы в аналитической психологии / X, Дик-мапн. - М.;
ООО «ЦГЛ «РОН», 2001, - С. 220-243.
4 7. Дор фм си!, Л Я. Ил див и ду а л ьный :э м o:viav.c. л ьиый сг ил ь как самодеятельность / Л,Я, Дороман // Интегральное исследование индивидуальности: Стиль деятельности и обтцения / Отв. ргд. Б.А. Вяткип.-Пермь, 1992. - С, 93-103.
48. Дорфман. Л.Я. М ста и j t д и в иду ал ьтты й мир: м сто до л о г и чес к и с и теоретические проблемы / Л.Я. Дарфшй, -М.: Смысл; 1993. 456 с.
49. Дорфман. JJJJ. Образ че.иозека в концепциях индивидуального стиля ДС*ТСЛЫ)ОСТИ ••/ Ц|ГДVRHдуя.лГ>ГТОСТЬ И способности / Под рСД. П.П. Дружинина, R.M. Русалова,, О.Ф. Потемкиной. - ML 1994. - С. 43-70.
50. Дорфман, Л.Я. Стили активности - методологические и теоретические- предпосылки интегрального подхода / Л.Я. Дорфман // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А. Либина. - М.; Смысл, 1998а. - С. 34о 1.
5!. Дорфман, Л.Я. Экзистенциальное Я: теоретяко-эмпирическая модель для решения экзистенниальпых проблем / Л.Я. Дорфман // Психологическое обозрение. -19986. • •№ 2. -- С. 6-1 9.
52. Дорфман, Л.Я. «Пермский зоприсник Я»; эмпирические свидетельства с пользу ei'o надежности и валидности / Л.Я. Дорфман, Г.13. [(опалена, М.В. Рябикола // С о пер и* ел стпо канне образовательных процессов; и технологий в вузе искусств я культуры накануне XXI веке, / Ред. колл.: Шипи пина Л.А. и др. - Пермь: Пермский государственный институт искусств я культуры. 2000. - Ч. 1.-е. 89-91.
53. Дружинин, А.Е. Индивидуально-типические особенности познавательных процессов как фактор успешности обучения: Автореф лис. ... канд. пеихол. наук / A.F. Дружинин. - Л., 1986. - 19 с.

J 52
54. Егорова, М. С. Генотип и среда п вариативности когнитивных функций / МС. Бшрона // Рол» средр.1 и наследственности R формировании индивидуальности человека. - М.: Педагогика, 1998. - С. 18 Е -236.
55. Жданова, СЮ. Сталь учебкой деятельности в зависимости от* специфических условий и требований деятельности / СЮ, Жданова ,7 Полиснетсмпос исследование иидивадуальности человека / Пол ред. R.A. Вяткииа. -М.: ПРР СЭ. 2QQ5. С. 259-284,
56. Журбин, В.И. Понятие психологической защиты в концепциях. 3. Фрейда и К. Роджерса / В,И. Жур5ип ■V Вопр, психсг. - 1990. - № 4, - С. 14-23,
57. Згйгарнах, Е.В. Патопсихология / Б.В. Зейгерник. - М: Изд. Моск. ун¬та. - 1986,-287 с,
58. Зигмунд Фрейд: Хродика-хрестоматия; Учеб. пособие / Составители Луков Вал.А,, Луков Вл.А. - М.: Флинта; Московский исихолого- соииальный ииста:у_ 1999, - 416 с.
59 Ильин. E.1I. Стиль деятельности: [ 1.овь(е подходы и аспекты /
Е.П. Илчии .■’/ Вопр, психол. - !9ЯЯ. - № 6. - С. R5-90.
60. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / Под ред. Ь,А. Вяткина. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999.
- 328 с,
‘61. Исмагнмпш. А.Г. Психология стиля педагогического общения: Полискстемног исследование: Монография. / А.Г. Исмагилова; Перм. гос. пед, vie-t. - Пермь, 2003. - 272 с.
62, Исмагилоаа. А.Г. Стиль педагогического общения в структуре л о ли систем но го взаимодействия индивидуальности / А.Г. Исмагилова /V По лиспе темное исследование индивидуальности человека / Под ред. h.A. Вятки па. - М.: 11П,Р СЭ; 2005. - С. 143-163.
пЗ. Каган. В.Е. Стереотипы мужественности-женственности т: «Образ Я» у подростков / В.Е. Каган /7 В о пр. психол. - 1989. - _Y 64, Каменская, ВТ. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта: Учебное пособие для студентов педагогических и психологических специальностей / В.Г. Каменская. -- СПб.: «Детство — пресс». 1999. С. 67 - 123.

Киршбаум, ЭИ. Психологическая защити / Э.И. Киршбаум. Л.И. Грс-ме-ева. - М: Смысл: 2000. — !81 с.
Клтюв. Е.А. Индивидуальные особенности в трудовой деятельности ттса.чих-многостлттчлип в связи с диагностическими испытаниями подвижности першшх процессов / НА. Климов // Учан. зап. Норм, пед. ип-та. - 1958. - Выл. 23. - С. 1 87-216.
Юшмов, Е.А. ИлдиБИцуглг.птдй стиль деятельности в зависимости от
типологических свойств нервной системы. К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта / ЕА. Климов. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1969. - 278 с.
Клубпва Е.Б. Ошотттеиис к болезни и механизмы неихолопгческой защиты у болвт-'ых алкоголизмом: Автореф, дне. , канд. психол. наук / К.Б. Клубова. - СПб.. 1995. - 17с.
Колла, В.А. Исслсдовалие когнитивных стилей в СССР / В. А. Кол га // Интегральное исследование индивидуальности. сгинь деятельности и общения/Подред. Ь.А. Влткина. - Пермь, 1992, - С. 17 .16.
Колчьна, Л. П. Стшг-i по вегсттчег,ко го, вербалм гого покачагелой социальной агрессивности и агрессивности при фрустрации / Л.П. Колчит-т // Темперамент (системное исследование) / Перм. пед. ин-т. - Пермь, 1976.' С. 45-64.
Кон, И. С- Психология юношеского возраста: (Проблемы
формирования личности). Учеб. пособие для студентов пед. кн-топ / И.О Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.,
Копытова, J.I.A. Индивидуальные особенности трудовой деятельности наладчиков в спокойной ситуации и лри простоях станков r наьисимости от силы нервной системы относительно возбуждения / Л.А. Копытола // '[’и пологи чес кие исследования по психологии труда м до психологии личности. -- Пермь, И)64. - С. 7-42.
Корнилова, 7.В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя / Т.В. Корнилова, Г .В. Парамей // Вонр. психол. - 1989. - К» 6. - С. 140-147.
Корот а ее, А. А. Кал е с твет т пая псих ол огиче ская х арактер и сти :<а индивиду aj гь н ых сти j ie й пед aioj и ч ес koi ~о об ще ния у чите л с й

1.54
А. А. Коротаев, Т.С. Гамбощева // Иитегралыюе исследование индивиду арности; стиль деятельности и обшсния / Псрм. псд. ин-т. - Пермь, 1992.-С, 79-Й8.
Косое, Б.Б. Типологические особенности сш.ш рукойоднтелей разной эффективности/ Ь.Ь. Косов Вопр. пса кол. - 1У83. - №5. - С. 16-25. Кружкова, О. В. Эффективность структур],] пео од одических нащш j! ич ] ю ети [ 1с да! "О га н ача.11 ы toio проо ес си о i к-ш ы г о го (>бра зопаг г и я: Автореф. дис. ... каня. психол. наук / O.R. Кружкова. - Качан--», 2006. -24 с.
Кузнегюва, Е.Г. Стиль деятельности и его динамика в связи с лрофесеиона.тьным развитием (ira материале исследования инспекторов подразделений по предупреждению правонарушении н е о о верш ет-гн oj j ети их): Автореф. дис. ... канд. психол. паук / Н.Г Кузнецова. - Пермь, 2000. - 1 9 с,
Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина., ВЛ1. Колюикий. М.: ТЦ С'оера, при участии «Юрайт», 2002. - -Wit.
Курочкин, Н.И. Г)кзперимемтадл.:г(х: исследование роли некоторых когнитивных стилей в деятельности арамей-рентгенологов /
Н.И. Курочш-ш // Когнитивные стили. - Таллиз-ш: Вамтус., 1986. -С. 167-171.
Лаплстт, Ж. Защита / Ж. Лаиланш, Ж. Понталие // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом МАХРАХ-М», 2000- С. 3 5 7-395.
Лейтес, Н.С. Об умственной одаренности. Психол. характеристики некоторых типов школьников / П.С. Лейтее. - М.: Акад. лед. наук РСФСР. 1960. 215 с.
Леопгард, К. Акцентуированные личности/ К. Леон гард. - Ростов н/Д.: изд-ьо «.Феникс», 2000. - С. 3-259.
Леонов, Н.И Индивидуальный стиль поведения в конолнктных ситуациях; Автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.И. Леонов. - Пермь, 1996. - 13 с.

Леонтьев, Д.А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили
- взгляд из 1990-х: Эволюция понятия индивидуального стиля / Д.Л. Леонтьев /■’’ Стиль человека: психолопгчсский анализ / Под ред.
А.В. Либина. - М.: Смысл. 1998. - С 93-108.
Либин, А.В. Дифференциальная психология: на перессченли европейских, российских и американских традиций / А.В. Либин. — М.: Сиыс.и. 1999.-С. 158-193.
Либин А.В. Единая концепция стиля человека: метафора или реальность / Л,В. Либин // Стиль человека: психологический анализ / Под, ред. А.В, Либина, - М.: Смысл, 1998, - С. (09Л20.
Либин, .А.В, Стилевые и тошераментальп^е свойства в структуре индивидуальности; Аьтореф, дис, ... канд. психол, наук / А,В. Либин. -М., 1993.- 25 с.
Либуп, А.В. Стиль - ото человек? / А.В, Либин /7 Стиль человека: лсихо.логический анализ / Под ред. А.В. Либина. М.: Смысл, 1.998. -С.ЗЛ2.
Либина, Е.В. Индивидуальные различия в стратегиях разрешения человеком сложных жизненных ситуаций: Автореф. лис. ... канд. психол. наук / Б.В. Либипа, - М.. 2003,
Либина, Е.В. Стратегии совладений человека со сложными ситуациями з контексте исследования индивидуальных различий / Ь.В. Либина. •'/' Природа психического. - Пермь, 1994. - С, 96-99.
JiuGuna, Е.В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или соклалание со сложными обею^тельелвами? / Н.В. Либина,
А.В. Либип ,Стиль человека: психологический анализ / Под ред.
А.В. Либина. - VI: Смысл. 1998. - С. 190-205.
Лолюе, Б.Ф. Методолоптчсскке и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука. 19is4. - 444 с.
Ломов, Б.Ф, О системном подходе в психологии / Б.Ф. Ло.иов /7 Вопр. психол. - 1975. - .4^2, - С. 13-31.
Доуэп, А. Физическая динамика структуры характера / А. Лоуэи. - М.: Издательская фирма «компании ПАТТИ», 1996. - 320 е.

I >6
95. 11юкии, В.В. Психологическое содержание, происхождение и эффективность индивидуального стили руководства: Авторгф. дис. ... канд. психол. наук / В.В. Лю кин. - М, 1981. - 16 с.
96. Мак-Втьямс, И. 1 Ьихоаналитическая диагностика / Н. Мак-Вильямс.
- М.: Класс, 1998. -476 с.
97. Масяоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. М.; Смысл, 1999, -425 с,
9В. Маствшискер. Э.И. Индивидуальной стиль общения в совместной игротюй и предметной деятел(>ттости / Э.И. Мастштлнскср // Вопр. психол.- 1989.-ХеЗ.- С, 63-70.
99. Мастттискер, Э.И- Некоторые усгоштя формирования ИЬТ^Ит'ДуйЛЪНПГО СТИЛЯ П pelUlMI:ти учебных ЧЯД;1Ч у школьникоп /
Э.И. .Маствилискер, Г,Б. Дикопольская // Темперамент (системное исследование). - Пермь, 1976. -С. 120-138.
100. Менинжер, В. Психические механизмы / В. Менинжер, М. Лиф /7 Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом <.<БАХРАХ-М», 2000. - С. 509-566.
J 01. Мерли л, B.C. Индивидуальный стиль общения / B.C. Мерлин // Психол. жури. - 1982. - >Н. - С. 26-36,
102. Меряна, Н С. Проблемы интегрального исследования индивидуальности / Г*.С. "Мерлин /} Психол. жури. - 19R0. - № 1. - С. 58-71.
103. Мерлин, B.C. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности / B.C. Мерлин /7 Психология- фармиропнкия и развития личности. - М.; Наука, 1981. - С. 87-105.
104. Мерлин, B.C. Очерк интегрально! х> исследования индивидуальности /
B. C. Мер лип. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.
[05. Меряинхцп, В.П. Некоторые типологические различим в формировании начальны* акробатических навыков / В.П. Мерлишош Н Типологические исследования по психологии личности. - Пермь. 1967. - Выл, 4.
- С. 171-185.
106. Михайлов, А.Н. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях / А.И. Михайлов, B.C. Ротепберг !• Воир. психол. 1990.-К? 5. С. 106-111.

107. iVfmep. В.К Психогигиена и психопрофилактика / В .К. Мягер. -
Л., 1983. - 146 с.
108. Налчаджмн, А.А. Психологически с защитные механизмы
А.А, Нл.пчаджяи // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «ЬАХРАХ-М». 2000. -С. 395-482.
3 09. Никольская, НМ. Психологическая защита у детей / НМ, Никольская, Р,М. Грановская. - СПб.: Речь, 2001. - 504 с,
110. Палей, А.И. Соотношение эмоциональных и когкиттгоных характеристик' индивидуальности а их электроэнцефалографииеские корреляты: Аьтореф, дис, .,. канд. психол. н&ук / А.И Г 1алей - VI., 1983. - 18 t
111. Папти.чаев, С.Р. Методика исследования самоотжлиения С.Р. Пантелеев. - М.: «СМЫСЛ», [993. - 32 с.
) 12. Исрдз, Ф. Гештальт-подкол Н Гетталы-подход, Саидетеигль терапии / Ф. Перлз. - М.: Изд-ьо Институт Психотерапии, 2003. - С. 14-57.
ИЗ. Перлз, Ф. 11рактику* по гештальт-тералии / Ф. Перлч, П. Гудмсгк Р. Хеффсрлип. - М.: Из д-.оо Ииституга Психотерапии. 2001. --С. Ш-279.
114. Петрова, Я.И. Некоторые особенности индивидуального сти.ля деятельности учителя на уроке: Автореф. дис. ... канд. психол. наук /
Н.И. Петрова, - JL 1970. -20 с.
■15. Пикапов. 14. X. Опосредующая роль коллективной деятельности я характере связи между общительностью и коллективистическим самоопределением / И.Х. Пикалов // Теоретические основы, прикладное применение и методики дифференциальной психофизиологии /Пер:. псд, ш-т-т. - Пермь. 1977. - С. 36-;5.
1 16. Пштоноа, K.f{. Значение иерархии системных качеств для психологии / КМ., Платонов // Проблемы интегрального исследования индивидуальности / Псрм. пед. ин-т. -Пермь, 1978. - С. 3-14.
117. Пол.исистсмиос исследование индивидуальности человека / Под ред. Б.А. Вяткина. - М.: ПЕР С-Х 2005. - 3S4 с.

118. Лраяедникоеа, И.К. Стиль моторной актяиности в структуре интегральной иидилидуалы-юстк человека: Автореф. дис. ... канд. психол. наук/И.П. Пранедпигсона. -Пермь, 1993. - 17 с.
119. Практическая психодиагностика. Методик и тесты. Учебное пособие / Под ред. Д.Я. Рай городского. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001.-672 с,
120. J fjyycaKoea, М. В. К но i j рои у о тш ю. ioj и чески об v с л о в л е ii ж>м сч и j ie в решении арифметических задач у младших школшиков / М.Б. Пруткова //’ Вопросы теории темперамента. / Перм. лед. ин-т. - Пермь, 1974. -С. 128-157.
121. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. Пособие дня врачей и психологов. - СПб.: ПИЙ психоневрологии, 1999. -49 с.
122. Ратрофт, Ч. Критический слопадь психоанализа / Ч. Райкрофт. -C-Пб.: ВЕИД 1995. - 250 с.
123. Рапх, В. Характероанализ: Техника и основные положения дли обучающихся и практикующих аналитиков / В, Райх. - М.: ТЕРРЛ - Юшжпмй клуб; Республика. 1999. — 46: с.
124. Роджерс, К. Взгляд па психотерапию, Становление человека / К. Роджере, - М: Изд. ip. «ПрО]рйсе», «Универе». 1994. -480 с.
125. Романова, Е.С. Механизмы психологической .защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика / Б,С. Романова, Jl.Р. Гребенников.
- Мытищи, Издательство «Талант», 1996. - 144 с.
126. Ротенберг, B.C. Поисковая активность и адаптация / B.C. Роттсиберг,
В.В. Аршавский. - М.: Наука, 1984. - 193 с.
127. Ротенберг, B.C. Мозг. Обучение. Здоровье: Кп. для учителя /
B. C. PoTcnocpj’j С.М. Ьоядаоенко. - _М: Просвещение, 1989. -С. 97- 117.
528. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.JI. Рубинштейн.
— М.: Педагогика, 1973. - 423 с,
129. Рукавишников, А. А. Опросник приспособленности Белла. Руководство. Третье издание / А.Л. Рукавишников, М.В. Соколова — Ярославль. ШЩ «Психодиагностика», 1996. 16 с.

:59
130. Русаков. В.М. Некоторые оенолания специальной теории индивидуальности человека ! В.М. Русалов // Интегральное исследование индивйдуалшостй: теоретические в дедагогичеекис а спектры / Перм. пед. ин-т. - Пермь, 1988.-С.3-10.
131. Русалов, В.М. Опросник формально-динамических свойств ин дивиду а льностя (ОФДСИ): Метод. погнои с / С.М, Русалов. - М.: ИПРАН. 1997.-50 с.
13?. Русалов, В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Некоторые тоги и ближайшие задачи систсмпьех исследовании / В.М, Русалов // Психол. жури. - 1991., - '1'. 12, №5.
С. 3-17.
133. Савенко, Ю.С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология / Ю.С’. Сазенко // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия, - Самара: Издательский Дом «ЪАХРАХ-М», 2000. -С. 622-640.
134. Салливан, Г.С. Иптерлереопальиая теория в психиатрии Г.С. Салливан. - СПб.: «Ювента». Мл «КСП+», 1999, - С. 25-286.
135. Симбнкина, ОС ЙндивидуЕшьн.ьш стиль учебной деятельности (на материале доигитюдиого исследования школьников разного пола): Автореф. дис. канд. психол. наук / О С. Самбикиг-т. - Пермь, 1998.- 17 с.
136. Сибирякова, Е.И. Индивидуальный стиль усвоения математических знаний: АисоресЬ. дис. канд. психол. наук / Е.И. Сибирякова. - Пермь. 1996. -17 с.
137. Сивак Л.Г. Роль эмоциональною и раиио пальтго го в формировании индивидуального стиля предметной деятельности У детей старшего дошкольного возраста. / Л.Г. Сивак // Инте1радьное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. - Пермь, 1992.
- С. 62-68.
138. Сидоренко. Е.В. Методы .математической обработки и психологии /
С.В. Сидоренко. - СПб.: ООО «Речь», 2004. - 350 с.
139. Сизов, К.В. Индивиду ад ьньш стиль и проблема личностного подхода к способностям / К.В. Сизое // Вол.р. психол. - 1988. - Ж. - С. 160-166.

IciO
140. Скомпикобй; ПТ. Когнитивные стили я стратегии решения познавательных задач / И.Г. Скотникояа /У Стиль человека: педологический анализ / Под ред. А.В, Либипа. - М.: Смысл. 1998.
- С. 64-7К.
И1. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка яри аномалиях личности /
F. ..T, Соколова, -М.: ИЗД-RO МГУ: 1939.- 215 с,
И2. Столпи, В,В, Самосознание личности / В.В. Столин. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1983, -285 с.
1. 43. Стрсляу, Я. Индивидуальный стил^ деятельности и сила нервной системы / Я, Стрелау, Д. Краевски ii Психофизиологические ыояросы становления профессионала. Вып. f, - М.. 1974. - С, 176-1 Кб.
144. Субботин, С.Б. Индивидуальный стиль деятельности учителя как фактор иитеисифик&щш учебного процесса в школе /
С.В. Субботин И Психолог о-педагогические основы иптенси.флкацли учебного процесса в различных педагогических системах. - Ижевск: Изд-во У дм. ун-та, 1987. - С. 59-61.
ИЗ. Субботин. С .8. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиидазидуальности учителя: дис. ... канд. психол. нпук / С.В. Субботин. - Пермь, 1992. - 152 е.
146. Субботина, Л.К). Роль психологических защит в структуре личности / Л.Ю, Субботина. М.В. Юркова // Психология субъекта профессионалы-гой деятельности: Сб. научных трудоп / Под. ред. А.В. Бруклинского, А.В. Карпова, Институт психологии РАН Москва, Ярославль, 2001. - С. 170-192.
147. Тирт, Гг Механизмы защиты / Г. Тарт ;7 Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дим «ЬАХРАХ-М», 21)00. — С. 482-509.
1. 48. Ттилыхов, В.А. Психологическая защити у больных неврозами и с психосоматичес1аши расстройствами / В.А. Ташлыков. - СПб.: Издание Сашсг-Летербургского института усовершенствования врачей, 1992. -21 с.
119. Таимыхов, В.А. Психология лечебного процесса / В.Д. Талхлыкоз. - Л.: Медицина, 1999. 139 с.

16]
150. Токарев, Л.В. Индивидуальный стиль эмоциональной активности спортсмена б соревнованиях: Автореф. дис. ... каттд. психол. ггак / П.В. Токарев. - Пермь, 1991. - 17 с.
151. Тояочек, В.А. Стили профессиональной деятельности /
В,А. Толояех. - М.: Смысл. 2000а. - 109 с.
152. Тояочек, В.А. Индивлдуал'-г-шй стиль деятельности - устойчивость и изменчивость / В.А. Толочек // Вопр. психол. - 1987, - № 4, - С. 1 (HI-ЮН.
153. Толочек. В.А. С1ти;ш хфооессионаяыгой деятельности п условиях взаимодействия субъектов / НА. Толечек // Психол, журн, - 20006. - Т. 21, ЛяЗ, - С, 96-103,
154. Тояочек. В,А. Структура и форма индивидуального стиля деятельности в спорте / В.А. Толечек ii Вопр, психол. - [984. - № 5. -С. 137-141.
155. ТОЛ-LI, X. Современный психоанализ. Т. 1. Теория / X. Томэ, X. Кэхеле. --М.: Издательская jгзуина «Прогресс» - «j [итсра», Издатсльсл*) а1шючва «Яхтсмен». 1996, С 93-207.
I 56. Фрайд, А. Эго и защитные уеханязмьг / А. Фрейд // Теория и практика детского псыхиаыи:иза: В 2 т. -- М.: Апрель Прссс, Иадагельство ЭКСМО-Пресе, 1999. - - Т. I. - С. 115-245.
157. Фрейд, А. Детскел сексуальность и психоанализ детски* иепрозов /
А. Фрейд, 3. Фрейд. - СПб.: ВЕИП, 1997. - 236 с.
158. Фрейд, 3. «Я» и «Оно» / 3. Фрейд /V Оснозной инстинкт. - М.; Олимп; ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1997а. - С. 320-363.
159. Фрейд, 3. Введение в психоанализ: Лекции / 3. Фрейд. - М.: Паука. 1995.-С. 300-418.
160. Фрейд, 3, Конечный и бесконечный анализ / 3. Фрейд // Психоанализ н развитии: Сборник переводов / Составители А. С. Поршенко, И.Ю. Романов. -- Екатеринбург: Деловая книга, 199 8. - С. 5-43.
161. Фрейд, 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» / 3. Фрейд // Основной инстинкт. - М.: Олимп: ООО «Издательство ACT-ЛТД». 19976.-С. 250-320.
162. Фрейд, 3. О психоанализе / 3. Фрейд // Психоаналятячесхие угюды / Составление Д. И. Донского, В. Ф. Кругля некого. - Мн.: ООО

1*2
«Попурри», 1997б. - С. 5-47.
163. Фрейд, 3. О психотерапии истории / 3. Фрейд if О клиническом пси ко анализе: Избранные сочинения / Сост. Ю. М. Пратусевич. М.: Мединина, 1991. - С. 41-91.
164. Фрейд. 3, По ту сторону принципа наслаждения ' 3. Фрейд ** Оснопг-;отт инстинкт. ■■■ М.: Олимп; ООО «Иадательстео АСТ-ЛТД». 1997t -С. 194-250,
J65. Фрейд. 3. Три статьи по теории сексуальности / 3. Фрейд /7 Основной инстиакг. - М: Олимп; ООО «Издательство ЛСТ-ЛТД». 1997д. -С, 15-128.
166. Фромм. Э. Бегство от свободы / Г), Фромм. - М.: J Iporpecc, [990. - 269с.
167. Фромм, ■-)- Иметь или быть? Э. Фромм. - К.: Ника-Центр, 1993. -С. 189-379.
168. Фромм, Э. Психоанализ и религия / Э. Фромм // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева.— М: Политиздат, 1989. — С. 143-222.
16У. Холодим.. М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индииидуа; мюго интеллекта / М,А. Холодная. - Киев: VMKBO. 199П.
- 75 с,
170. Хорхи. К. Невроз и личиостый рост: Борьба самореализацию / К. Хорни. - СПб.: Б. С. К.; Воеточно-Европ-й ин-т психоанализа, L997.
- 316с,
171. Шадрин. В.М Тиг о логические различия п формировании некоторых спортивных навыков при обеспечении обратной связи / В.М. Шадрин // Вопр. психол. - 1967. - Кйз. - С. 75-86.
172. Шашшкоеа, О.А. Дифференциация механизмов психологической защиты в системе дегско-ролительского вчаимодейс-твия
О,А, Шамашкава, Т.1 . Шатилова // Сборник «Я и социальная срсда», Материала региональной научно-практической конференции 4 апреля 2003iода. - Н.:НГПУ, 2004. - С.100-109.
173. Шкуратова, И.П. Исследования стиля в психологии: оппозиция или консолидация / И.П. Шкуратова // Стиль человека: психологический анализ / Пол ред- А.В. Либииа. - М.: Смысл, 1998. - С. 11-33,

163
174. Шмыков, В.И. Индияи;дуальный стиль коммуникативной активности r структуре интегральной индивидуальности осужденных: Автореф. дис, ... канд. психол. наук / В.И. Шмыкоз. - Пермь, 1994. - 17 с.
173, П(укич: М.Р. Индивидуальный сталь и интегральная индивидуальность: проблемы и подходы / М.Р. Щукин // Психо.п, жу|Н:.
- 1995. - Т. 16. №2. - С 103-113.
176. Щукин, М.Р. Некоторые типологически обусловленные различия п протока] си и ориентировочной и исполнительской деятельности при усвоении начальных трудовых умений / М.Р. Щукин /7 Borip. исихог.
1963. - №6.-0,35-51.
177. Щукин. М.Р. О структуре индивидуального стиля трудовой деятельности'/’М.Р. Щукин // Волр. психол, - 19й^. - - 0. 26-32.
178. Щуки У/. М.Р. Полисисчемная характеристика структуры и рачлития стиля деятельности / М.Р. Щукин Поли системное исследование индивидуальности человека / Под ред. Б.А. Вяткина. - М.: ПНР СЭ, 2005. - С. 1.7-50,
179. Щукгт. М.Р. Проблема развития стиля деятельности в евоте новых фшпчш / М.Р. Щукин // Вестник Перм. гос. пед. ун-та. Сер. I, Психология. 2000. - №1-2. - С. 21-34.
3 80. Эйдемуллср, Э.Г. Семейная психотерапия / О.Г. Зйдемиллер,
В.В. Юстецкий. - Л,: «Модицяня», 1990. IS8 с.
181. Эриксон. Э. Детство н общество / Э, Эриксон. - СПб.: ИГЛ «Лсткий сад», 2000. - 416с.
182. Эриксон. Э. Идентичность; юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Издательская группа. «Прогресс». 1996. ■ ■■ 344 с,



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ