Введение 3
1. Теоретические аспекты анализа формирования молодёжной
политики государства 7
1.1 Молодежная политика: сущность, цели, задачи 7
1.2 Правовые основы реализации государственной молодежной
политики в современной России 20
2. Практические аспекты анализа реализации Государственной
молодёжной политики в региональном измерении 31
2.1 Социальный портрет молодежи в регионах России: статистический
анализ 31
2.2 Анализ региональных программ по поддержке молодёжи 45
3. Проблемы реализации молодежной политики в регионах РФ и
направления ее совершенствования 55
3.1. Опыт реализации молодежной политики зарубежом: возможности
его использования 55
3.2. Программа мероприятий по совершенствованию государственной
молодежной политики в регионах РФ 67
Заключение 77
Список использованных источников 81
В последние годы в России возросло внимание общественности к проблемам молодежи, проводятся мероприятия по оказанию молодежи практической помощи в социализации. Однако пока не создано условий для осуществления долговременной эффективной молодежной политики, а влияние государства на ситуацию в молодежной среде не носит системного характера. Нынешнее положение большей части молодых россиян вызывает серьезную тревогу. Продолжающееся социальное расслоение в молодежной среде, трудности с трудоустройством и получением достойной и хорошо оплачиваемой работы, утеря равных шансов на получение образовательных, медицинских, социально-бытовых и других социальных услуг, возрастающее различие взглядов среди молодежи по мировоззренческим, политическим и культурным вопросам, рост преступности, распространение наркомании ведут к духовному и экономическому обнищанию подрастающего поколения, его нравственной и физической деградации. Такая ситуация требует формирования и реализации эффективной молодежной политики, направленной на решение проблем молодежи, обеспечение активного участия молодых граждан в социально-экономическом развитии России. Государственная молодежная политика - является системой государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации, и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России. Необходимость создания основы устойчивого экономического и духовного развития России, обеспечения достойной жизни населения, укрепления и развития генофонда, конкурентоспособности и национальной безопасности государства требуют реализации эффективной, целостной и последовательной государственной молодежной политики. История не только России, но и вся мировая история свидетельствует, что в периоды, когда удавалось сплотить и организовать молодое поколение, государство и общество заметно продвигались вперед в решении социально-экономических, политических, геополитических и других проблем.
В программе социально-экономического развития России отмечается, что «необходимо актуализировать работу по воспитанию компетентных и ответственных, нравственно и физически здоровых граждан, обратить внимание органов управления всех уровней на социальное развитие детей и молодежи, обеспечение их прав на качественное образование, творческое развитие, содержательный досуг». Молодежь - предмет особого внимания государства и общества. Именно она является наиболее активной и инициативной составляющей гражданского общества, молодые лучше приспособлены к внедрению инновационных проектов и технологий в различных сферах, молодежь определяет воспроизводство населения, развитие трудовых ресурсов и экономики страны в перспективе. Актуальность выработки новых теоретически обоснованных подходов, научного поиска путей совершенствования политики государства, проводимой в данной сфере, обусловлено с необходимостью формирования объективных условий для реализации созидательного потенциала молодежи в структуре государства и общества.
Объектом исследования является молодежная политика в регионах Российской Федерации на примере Республики Татарстан и Республики Башкортостан.
Предметом исследования являются особенности реализации государственной молодежной политики в Республике Татарстан и Республике Башкортостан.
Вопросу освещения государственной молодёжной политики в современной России в научных работах и учебной литературе посвящено большое количество работ. Интересны работы А.Я. Кибановой, А.И. Клименко, Ю.В. Манько , И.П. Лаврентьевой. Вопросы детских и подростковых движений в России рассматриваются А.Д. Собяниным и Я.Ю. Забелло. Гражданское общество и роль молодёжи в его формировании рассмотрены в работах С.А. Кордонского и И.В. Мерсияновой.
Цель ВКР: исследовать особенности реализации государственной молодежной политики в Республике Татарстан и Республике Башкортостан для разработки рекомендаций по ее совершенствованию.
Цель будет достигнута путем решения следующих задач:
1) изучить цели, принципы и основные направления государственной молодежной политики;
2) проанализировать правовые аспекты государственной молодежной политики в современной России;
3) выявить ключевые особенности и проблемы современной государственной молодежной политики в Башкортостане и Татарстане через сравнительный анализ;
4) выявить проблемы государственной молодежной политике в Башкортостане и Татарстане;
5) представить анализ реализации молодежной политики зарубежом;
6) предложить мероприятия по совершенствованию государственной молодежной политики в Башкортостане и Татарстане.
Методологическую основу исследования формируют принятые в отечественной науке способы и формы научного познания, такие как системный подход, методы сравнительного анализа, методы детализации и другие.
Эмпирические методы исследования: анализ статистических данных, вторичный анализ результатов социологических исследований по проблемам молодёжи, анализ нормативных правовых документов и аналитических материалов органов власти Российской Федерации, метод экспоненциального сглаживания.
Структура исследования обусловлена его целью, задачами и логикой. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, разделённых на параграфы, заключения и списка литературы.
В рамках исследования мы изучили основные социально-экономические проблемы, с которыми сталкивается российская молодежь: сложности с получением доступного и качественного образования, поиском работы, обретением экономической независимости, покупкой и арендой жилья, созданием на основе самостоятельного социально-экономического статуса собственной семьи. Также мы рассмотрели, каким образом условия жизни и проблемы, с которыми сталкиваются молодые россияне, влияют на их мировосприятие и установки. Для этого мы привели результаты проведенного исследования - опроса молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет в 30 населенных пунктах РФ.
Молодежь - одна из основных социально-демографических групп в российском обществе, основа трудового и демографического потенциала страны. Тревожным явлением является сокращение ее числа: в период с 2006 по 2016 гг. доля молодых людей в общем населении России сократилась с 27,3% до 21,5%. В абсолютных цифрах численность российской молодежи за десятилетие сократилась с 39 до 31,5 млн человек.
Вопросы формирования и улучшения молодёжной политики являются одними из самых важных в политической, экономической и социальной сферах. На современном этапе они актуальны и касаются не только молодежи, но и всех существующих слоев населения. Молодые люди, являясь перспективной, энергичной и критически мыслящей частью общества, обладая ресурсным потенциалом в политической, социальной и интеллектуальной сферах, не всегда бывает востребована. Тогда как, «Энергия, талант молодости обладают поразительной силой. Молодое поколение всегда приносит в мир новаторские идеи», - подчеркнул Президент России, открывая Всемирный фестиваль молодёжи. «Вам свойственны эксперименты, споры, - сказал он, - обращаясь к молодёжи, свойственно не соглашаться с привычным укладом вещей» Особое место молодежь занимает в тех обществах, где происходят процессы модернизации и трансформации. Успешность и эффективность таких процессов в обществе преимущественно зависят от желания молодой части населения поддержать данные процессы и от того, насколько она интегрирована в социум. В контексте сказанного необходимо отметить важное межгосударственное событие, состоявшееся 4 июля 2017г. в Киргизии: пятый культурно-образовательный Форум «Дети Содружества», инициированный в 2013г. Межпарламентской ассамблеей СНГ. Цель Форума - создание новогоформата общения молодёжи стран СНГ. Со слов Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко, нынешнее поколение молодых людей будет управлять странами Содружества, развивать эти страны. Именно поэтому они должны знать культуру, традиции, историю этих стран, формировать взаимопонимание, исключать межнациональную и межрелигиозную рознь.
В условиях сокращения числа молодежи и роста социальной нагрузки на нее, особенно важно решение проблем, стоящих перед молодыми людьми. В «Сердце» любой эффективной молодёжной политики должны быть моральные человеческие ценности, а ее главной задачей - наличие основных условий для полного самовыражения и возможности самосознания молодёжи, создания путей использования главных общественных ценностей, погружения в мировую культуру. Кроме данной важной задачи, молодёжная политика должна выполнять и свои унитарные задачи, одна из них звучит так - полная подготовка и развитие молодёжи к современным условиям экономики и социума, в целях эффективного воспроизводства мощностей населения. Основными содержательными характеристиками молодежной политики являются ее цели, а также те направления, которые наиболее приоритетны. Способ выполнения молодёжной политики - это сумма способов решения существующих задач, касающихся проблемы молодёжи. Сама система реализации молодёжной политики существует в виде надёжной базы взаимодействия федеральных, региональных и общественных институтов по всему их спектру вопросов и задач в сфере развития молодёжной политики, в целях решения поставленных задач и полного обеспечения общества в быстром воспроизводстве и будущем развитии. Существует множество способов осуществления молодёжной политики, особенно выделяется такой способ, как правовой, при нем создается необходимая правовая основа и появляется полная регламентация осуществляемой деятельности региональных институтов, также выделяется программно-целевой способ, в нем заключается создание комплексных целевых программ, посредством которых будет осуществляться молодёжная политика. Следует обратить внимание на организационно-политический способ, суть которого заключается в содействии существующим институтам молодёжной политики на уровне работы регионов, и экономический, который отвечает за осуществление задач молодёжной политики и её форм. Имеют свое место несколько факторов, из-за которых существующие проблемы молодежной политики требуют своего решения. Действующий вариант молодежной политики в полной мере не удовлетворяет всем потребностям, это означает, что ее главное решение будет служить познанию в теории данного явления. Следующим фактором является то, что молодежная политика должна удовлетворять необходимым потребностям социума, это означает, что их выполнение поможет социуму в целом.
В современных условиях особенно важно использовать все возможности теоретической и практической работы научного сообщества, экспертных групп, политических и административных структур государства, бизнеса для повышения уровня концептуального и организационно-политического сопровождения политики взаимоотношений молодежи и государства, молодежи и общества.
Именно на основе использования новейших концепций общественно-государственного взаимодействия следует на всех действующих «площадках» как можно активнее обсуждать и предлагать решения, способствующие повышению уровня субъектности молодежных объединений в разработке и реализации государственной молодежной политики. В условиях затяжного финансово-экономического кризиса масштабные общегосударственные программы здесь вряд ли реальны. Тем более важно именно сейчас решать проблемы стратегических приоритетов молодежной политики, эффективности разрабатываемых моделей и программ, передачи государственных и частных средств тем, кто может их использовать наиболее экономным и эффективным образом — в первую очередь, молодежным общественным объединениям.
Сегодня необходимо продолжить изучение лучших региональных практик в сфере молодежной политики с целью внедрения их опыта и коррекции имеющихся недостатков. Для устранения нынешних слабостей в государственной молодежной политике на федеральном уровне требуется скорейшее принятие законов Российской Федерации о молодежи и молодежной политике, укрепление нынешнего статуса государственной молодежной политики как самостоятельного направления государственной политики России, обеспечение регулирования в сфере молодежной политики со стороны высшего политического руководства Российской Федерации.
1. Конституция Российской Федерации 1993г. Герб. Гимн. Флаг. - М.: Эксмо. 2017. - 64с.
2. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»/от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. От 22.08.2004) URL: http://www.consultant.ru (Дата доступа: 15.02.2015)
3. Распоряжение Правительства РФ № 2403-р от 29.11.2014 г. «Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года». - С. 3.
4. Приказ Росмолодежи от 13 мая 2016 года № 167 «Об утверждении методических рекомендации по организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, реализующих государственную молодежную политику». - С. 1-2.
5. Положение о комитете по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями (в ред. Постановлений Правительства Санкт- Петербурга от 25.08.2014 N 765, от 05.03.2015 N 244). - С. 1-3.
6. Постановление от 20 июня 2012 г. n 201 о государственной программе "развитие молодежной политики в республике Башкортостан" (в ред. постановлений Правительства РБ от 14.10.2013 N 458, от 02.09.2014 N 413, от 31.12.2014 N 683).
7. Основы государственной молодежной политики Российской
Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р) - М.: 2014
//http: //www.consultant.ru/law/hotdocs/39133. html/;
8. http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 171835/5416a7ecef3 afe3ff052deb74264bbf282e889ef
9. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012г. № 1666. - М., 2013, - 33с.
10. Основы государственной молодежной политики Российской
Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства
Рос.Федерации от 29 ноября 2014 г. №2403-р// Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 50, ст. 7185. С. 131-132.
11. Государственная программа «Развитие молодежная политика в
Республике Башкортостан»: постановление Правительства Республики
Башкортостан от 20 июня 2012 г. № 201 (ред. от 31.12.2014)// Ведомости Г осударственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан, 2014. С. 47-56.
12. Постановление Правительства РБ от 04.03.2013 №70 «Об
утверждении Положения о Министерстве молодежной политики и спорта Республики Башкортостан»// Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан, 02.04.2013, N 10(412), ст. 407. С. 3-12.
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа
2008г. №598 «О внесении изменений в постановление Правительства
Российской Федерации от 21 августа 1993 года №609» //
http://www.unesco.rn/ru/?module=pages&action=view&id=28
14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 506-р г. Москва «Об утверждении Концепции государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, входящих в СевероКавказский федеральный округ, до 2025 года» URL: https://rg.ru/2012/04/24/molodej-site-dok.html (Дата обращения 21.03.2019)
15. Нормативно-правовые основы системы государственной молодежной политики Российской Федерации Сборник нормативно-правовых документов / авт.-сост. Ростовская Т.К. - М., 2011.
Книги, монографии
16. Алексин В.А., Плетнев Н.Я. Муниципальная молодежная политика и ее информационное обеспечение. М.: Логос, 2014. - 184с.
17. Алисова В.В. Региональная политика Москвы на Северо-Кавказском направлении в эпоху Ивана Грозного // Болтенкова Л.Ф. Региональные управленческие практики в России: история и современность: коллективная монография. М., 2018 г.-366 с.
18. Аминов, Д.И. Молодежный экстремизм [Текст] / Д.И. Аминов, Р.Э. Оганян. - М.: Изд-во: Триада.,2005.-С.137
19. Гайдин А.Ю. Региональная молодежная политика: Социокультурные аспекты. - М., 2002. - 29 с. 4.
20. Забелин, П. В. Молодёжная политика: стратегия, идеи, перспективы / П. В. Забелин. - М., 1998. -86 с.
21. Зорин В.Ю. Национальная политика в России. История, проблемы, перспективы. М., 2017. - 287с.
22. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос, 2013. - 584с.
23. Ковалёва, А. И. Социология молодежи: теоретические вопросы / А. И. Ковалёва, В. А. Луков. -М.: Социум, 2018. - 325 с.
24. Нигматуллина, Т.А. Механизмы формирования современной российской молодежной политики: региональный аспект / Т.А. Нигматуллина. — М.: Nota Bene, 2013. — 258 с.
25. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. / Под ред. Э.Ш. Камалдиновой. - М.: Социум, 2014. - 284с.
26. Развитие социальной политики Республики Татарстан / под ред. О. В. Добронравовой; Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2014. - 180 с.
27. Руткевич М.Н., Потапов В.П. Молодежь России: социальное развитие. - М.: Наука, 2015. - 422с.
28. Социальное развитие молодежи: Методологические проблемы и региональные особенности / Е.П. Васильев, Ю.Л. Качапов. - М., 2001. - 248 с.
29. Тетерский, С. В. Международный опыт государственно-общественной поддержки социальных инициатив детей и молодежи: Монография /С. В. Тетерский. - М.: Реглант, 2003. - 211 с.
30. Golebiowski B. Dialog pokolen: Studiamad sociology I kultur
zagadnieniami dialogu I nastepstwa pocolen w Polsce XX wieku. -WarszawaKJW, 1980
Статьи
31. Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. - М.: Дело, 2006.-С. 124
32. Докучаева Л.Н. Молодая семья, государство, общество: социальное партнерство // Молодежь и общество. - 2017. - № 2. - С. 19-25.
33. Чекмарев Э.В. Политические права и свободы как важнейшие условия политического участия молодежи // Проблемы политологии и политической истории: межвузовский сб. науч. трудов. Саратов: Изд-во СГУ им Н.Г. Чернышевского, 2002.Вып. 11. С. 257.
34. Широков Д.А. Молодежная политика: проблемы выработки
приоритетов // Власть. - 2013. - №12. - С.27-37.
35. Тарцан В. Н. Молодежная политика в странах мирового сообщества // Россия в процессе реформ. Социально-политические аспекты: Сб. статей. - М.: Современная экономика и право, 2009. - С. 298- 302.
36. Тальников Е.В. Государственная молодежная политика: методика выработки конструктивных решений// Российский экономический журнал. - 2014. - №2. - С.9.
37. Леонова, О. А.. Система государственной молодежной политики: особенности реализации [Текст] / О. А. Леонова // Вестник Омского университета. Серия Социология. - 2009. - № 1/2. - С. 45-48.
38. Молодежь России 2000-2025: Развитие человеческого капитала// Доклад Федерального агентства по делам молодежи. - 2016. - С. 110-134.
39. Криворученко, В. К. Молодёжь и молодёжная политика: термины и понятия / В. К. Криворученко. - М.: Национальный институт бизнеса, 2005. - 400 с.
40. Шарипов Р.Р. Духовно-нравственное воспитание молодежи на ценностях ислама как социально-педагогическая проблема // Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века: материалы IV Международной научно-практической конференции, проведенной в Уфе 22 -23 сентября 2011 года / сост. Г.Б. Фаизов, Г.В. Балягова. - Уфа, 2011
41. Kolb D.M., Putnam L.L. The multiple faces of conflict in organization. Journal of organizational behavior. Vol. 13(3), 1992.
42. Mahler, F. Introducere in Juventologie / F. Mahler. - Bucuresti: Ed. Stiintifica si enciclopedica, 1983. - 296 p.
Диссертации
43. Кострова, А. А. Публичная молодёжная политика: процесс
становления и реализации в современной России / А. А. Кострова: дис. .. .канд. полит.наук (23.00.02). - М., 2008. - 229 с.
44. Хоперская Л.Л. Современные этнополитические процессы СевероКавказского региона: проблемы политического управления. Диссертация в форме научного доклада на соискание ... докт. полит. наук, М.: РАГС, 1997
Авторефераты диссертаций
45. Гущин О.В. Региональная модель государственной молодежной политики: опыт социологического анализа [Текст] : автореф. дис. ... канд.
социол. наук : 22.00.08 / О. В. Гущин ; [Урал. акад. гос. службы]. - Екатеринбург, 2007. - 22 с.
46. Епифанова П. П. Становление и развитие школьного гуманитарного образования в Советской России:1917-1939 гг. Автореферат диссертации к. и. н. http://www.dissercat.com/content/stanovlenie-i-razvitie-shkolnogo- gumanitamogoobrazovaniya-v-sovetskoi-rossii- 1917-1939-gg
47. Ягудаев Р.С. Приграничное сотрудничество в системе
международных внешнеэкономических связей субъектов Российской
Федерации: Автореф. дисс. канд. полит. наук. - М., 2006
Электронные ресурсы
48. Официальный сайт Президента Российской Федерации
www.http://kremlin.ru/
49. Официальный сайт Правительства Российской Федерации - www.http://govemment.ru/
50. Ласточкин, В. Вы звери, господа! И, к сожалению, у вас нет выбора / [Электронный ресурс]/ Информационное агентство UralDailiru. - Режим доступа: http://uraldaily.ru/politika/1541.html (дата обращения: 24.03.2019 г.).
51. О государственной молодежной политике РФ. Справочный
материал. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vmo.rgub.ru
/files/3_gmp_v_rf-781-2. pdf