ГЛАВА L РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ НАСТОЙЧИВОСТИ И СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА
Аналитические подходы к изучению настойчивости
L2. Системный подход к изучению настойчивости
1.3 Психологические концепции темперамента
L4* Методики системного изучения настойчивости и свойств
темперамента
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА И ТИПЫ
ТЕМПЕРАМЕНТА
2.1. Отличительные признаки темперамента
2.2 Основные структурные компоненты темперамента
Кластерный анализ и психологическая характеристика различных
типов темперамента
Особенности факторной структуры свойств темперамента у
различных его типов
ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕ СВОЙСТВ И ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА С РАЗЛИЧНЫМИ ПЕРЕМЕННЫМИ НАСТОЙЧИВОСТИ
3.1. Проблема соотношения свойств темперамента и черт личности
5,2 Свойства активности темперамента с различными переменными настойчивости
3,3. Связь характеристик эмоциональности с различными составляющими настойчивости
3.5. Различия в степени выраженности инструментально- динамических переменных настойчивости у людей с различными типами
темперамента
3.6,Уровень выраженности мотивационно-смысловых переменных настойчивости у различных типов темперамента.
Заключение и выводы
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема соотношения свойств темперамента и черт личности остается весьма актуальной. С научной точки зрения необходимо четко ограничить систему свойств темперамент от системы признаков, раскрывающих черты личности, найти между ними функциональные связи, не отождествляя черты личности со свойствами темперамента: отождествление между настойчивостью и темпераментом часто допускается при описании различных типов темперамента. Данное обстоятельство требует четкого определения специфики признаков и характеристик, относящихся к индивидуальности субъекта.
Настойчивость является одним из важнейших свойств личности, которое выполняет функции регулятора упорной и длительной работы в разных сферах жизнедеятельности субъекта и играет существенную роль в становлении личности. Изучение природных предпосылок настойчивости необходимо для определения оптимальных условий развития и гармонизации этого личностного свойства. Анализ вышеобозначенных вопросов способствует разрешению фундаментальной проблемы соотношения индивидных и личностных особенностей субъекта, а также широкого круга частных проблем, связанных с изучением целостной индивидуальности,
Проблема исследования. Имеющиеся научные данные свидетельствуют о достаточно неоднозначных результатах, полученных при составлении содержательных, личностных характеристик и энергодинамических признаков (свойств темперамента). Существует несколько точек зрения на данную проблему.
Исследователи, придерживающиеся первой точки зрения, исходят из однозначной связи свойств темперамента, отношений и качеств личности. Представители этого научного направления по существу утверждают» что существует тесная зависимость между указанными переменными.
3
Подчеркивается своеобразная предрасположенность, . а часто и предопределенность отдельных качеств личности и черт характера теми или иными свойствами темперамента (Э, Кречмер, Г. Айзенк, В.И. Г арбузов и др.), что, на наш взгляд, является весьма спорным.
Согласно второй точке зрения (более продуктивной), зависимости свойств темперамента, отношений и свойств личности многозначны. Этот подход базируется на положениях о том, что от одного и того же свойства темперамента зависит несколько черт личности. В то же время одна и та же черта личности может быть связана с различными свойствами темперамента. (Б,В, Люкин, B.C. Мерлин и др.).
Третья точка зрения обоснована А.И. Крупновым. Ученый исходит из системного понимания природы черт личности, т.е. единства содержательных и формально-динамических составляющих личности, которые подлежат дифференцированному рассмотрению при сопоставлении их со свойствами темперамента и его типами. В настоящей работе мы придерживаемся данной точки зрения, поскольку она дает возможность рассмотреть всю полноту связей настойчивости как качества с различными компонентами и свойствами темперамента.
Объект исследования: свойства темперамента и различные составляющие настойчивости личности.
Предмет исследования: соотношение свойств темперамента и его типов с регуляторно-динамическими и мотивационно-смысловыми переменными настойчивости.
Целью данной работы является выявление соотношений свойств темперамента и его типов с различными компонентами настойчивости как системного образования.
Гипотеза исследования заключается в следующем: можно предположить, что различные свойства темперамента могут быть по-разному связаны с мотивационно-смысловыми и инструментальными составляющими настойчивости личности.
4
Задачи исследования:
1. Проанализировать и обобщить научные данные по изучению темперамента, настойчивости и их соотношению.
2. Исследовать свойства темперамента и настойчивость личности.
3. Определить психологическую структуру настойчивости и свойств темперамента.
4. Выявить соотношение между свойствами темперамента и различными переменными настойчивости.
5. Показать специфику соотношений между свойствами темперамента, содержательными и инструментальными переменными настойчивости.
6. Изучить специфику проявлений настойчивости у представителей различных типов темперамента.
Методика исследования* В работе были использованы системные методики, разработанные А.И. Крупновым: методика «Темперамент», предназначенная для диагностики свойств темперамента; «Настойчивость», нацеленная на диагностику различных переменных настойчивости личности. Были также использованы статистические методы обработки данных (кластерный, корреляционный, факторный анализ).
Теоретической основой исследования являлись положения о системном строении свойств личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Н.И. Рейнвальд, А.М. Прихожан, Д.И, Фельдштейн и др.); концепция многомерно-функциональной организации черт личности (А.И. Крупнов), а также функционально-компонентный подход к изучению темперамента и eix) свойств (В.Д. Небылицын, А.И. Крупнов).
Научная новизна диссертационной работы состоит в доказательстве системной организации черт личности, которые включают в себя мотивационно-смысловые и регуляторно-динамические переменные. Эти переменные имеют специфические соотношения с различными компонентами и свойствами темперамента. Анализ связей свойств
5
темперамента только с формально-динамическими признаками черт личности не может раскрыть механизмы взаимодействия и всю полноту соотношений этих двух межуровневых образований индивидуальности.
Системно изучены различные переменные настойчивости, они сопоставлены со свойствами темперамента, раскрывающими три его основных компонента: активационный, эмоциональный и регуляторный.
Выявлены специфические связи различных компонентов темперамента с мотивационно-смысловыми и регуляторно-динамическими составляющими настойчивости.
Показано, что наиболее тесные связи имеют различные компоненты и свойства темперамента с инструментально-динамическим аспектом настойчивости. Мотивационно-смысловые составляющие в меньшей мере связаны со свойствами темперамента.
Заключение и выводы
Подводя итоги системного рассмотрения соотношений различных
компонентов темперамента и целостных характеристик настойчивости
личности, можно сделать следующие выводы:
1.1. Мотивационно-целевые характеристики настойчивости обнаруживают положительные связи с показателями психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной энергичностью и пластичностью. Это говорит о возможности влияния их на динамические характеристики эгоцентрической мотивации и настойчивых действий,
2.1. Выявленные связи между эмоциональными характеристиками темперамента в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах со стеничлостью, астеничностью в проявлениях настойчивости показывают, что высокие значения эмоциональности темперамента соответствуют большим значениям стеничности, астеничности в ходе реализации настойчивого поведения.
2.2. Психомоторная и интеллектуальная стеничность темперамента способствует повышению энергичности настойчивости, а коммуникатикативная астеничность может служить природной основой зкетернальной регуляции настойчивости.
2.3. Астеническая эмоциональность темперамента коррелируют с операциональными трудностями, создает определенные затруднения в осуществлении необходимых приемов и способов реализации настойчивости.
2.4. Полученные положительные связи между эмоциональным компонентом темперамента и установочно-целевыми переменными настойчивости может свидетельствовать о том, что эмоциональные характеристики темперамента различных полюсов могут участвовать в формировании динамического аспекта личностно-значимых целей по
осуществлению настойчивого поведения.
124
2.5. Положительные корреляции коммуникативной стеничности с социоцентрической и эгоцентрической мотивацией настойчивости могут служить основанием для заключения о том, что положительная эмоциональность темперамента может стимулировать различные полюса мотивации настойчивого поведения.
2.6. Положительная связь интеллектуальной стеничности с показателями результативности настойчивости, может отражать определенный вклад интеллектуальных эмоций в обеспечение успешности настойчивых действий.
3.1 При сопоставлении регулятивных свойств темперамента выявлено, что аэнергичность, астеничность и операциональные трудности в осуществлении настойчивости положительно коррелируют с интроверсией. Рефлексивность положительно соотноситься с энергичностью. астеничностью и эмоционально-личностными трудностями, возникающими в ходе реализации настойчивости. Сензитивность достаточно высоко коррелирует с аэнергичностью, астеничн остью и операциональными трудностями. Полученные соотношения указывают на то, что высокая выраженность интровертированности и сензитивности сопровождается, с одной стороны, астеничностью переживаний в ходе настойчивого поведения, с другой - эти свойства могут провоцировать операциональные трудности в осуществлении настойчивости,
3.2 Экстраверсия положительно коррелирует с общественно-значимыми целями, эгоцентрической мотивацией и успешностью реализации настойчивости в целях самоактуализации. Реактивность обнаруживает связи с общественными, целями социоцентричностью мотивации настойчивости. Выявленные связи могут свидетельствовать о том, что экстраверсия и реактивность могут способствовать проявлению общественно-значимых целей и мотивов настойчивого поведения, а так же успешности в реализации намеченных целей.
125
4. Дифференцированный анализ проявлений настойчивости в зависимости от различных типов темперамента показал, что наибольшие различия между отдельными типами темперамента обнаруживаются в регуляторно-динамических переменных настойчивости. В мотивационно-смысловых характеристиках эти различия наблюдаются в меньшей степени.
5. Полученные в работе данные (на примере настойчивости), убедительно свидетельствуют о том, что в анализе связей свойств темперамента с чертами личности вообще, нельзя ограничиваться только их поведенческими (формально-динамическими) признаками. Необходимо учитывать и мотивационно смысловые составляющие этих свойств. В противном случае не возможно выявить истинные, многозначные соотношения между темпераментом и личностными свойствами и избежать одностороннего, упрощенного толкования этих связей.
126
Список использованной литературы
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.-С. 380.
2. Ананьев Б .Г. Развитие воли и характера в процессе дошкольного воспитания И Избр. психол. труды. - М., 1980. - Т.2.
3. Анциферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. - М., 1981. ~ Т.2, - №2.
4. Анцыферова Л.И, Системный подход к изучению и формированию личности // Проблемы психологии личности. - М., 1982. - С. 140-147.
5. Агеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976.
6. Асмолов А,Г. Психология личности: Учебник. - М.: МГУ, 1990. - С. 367.
7. Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивиду альности.
- М.: Изд-во РАН, 1998. - С. 248,
8. Базылевич Т.Ф. Развитие концепции целостной индивидуальности //
B. Д. Небылицын: Жизнь и научное творчество, - М,: Ладомир, 1996. -
C. 292-303.
9. Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе пробуждения // Вопросы психологии,-М., 1984,-№4.
10. Баканов Е.Н. Исследование генезиса волевого действия. Автореферат дне.... канд. психол. наук.-М,, 1979.-С. 16.
11. Барабанщиков В.А. Идея системности в современной психологии; предпосылки и тенденции развития И Вестник РУДН. Серия <{Психология и педагогика». 2003. № 1. - С. 7-17.
12. Ьарабаш О.Б. Психолого-педагогические основы самовоспитания настойчивости в студенческом возрасте. Автореферат дне. ... канд. педагог, наук.-М., 1992-С. 18.
127
13. Барабаш О.Б. О некоторых трудностях реализации настойчивости Я Формирование и развитие личности. - М.: Институт молодёжи, 1992.
14. Бардиак А.М. О влиянии волевых черт учащихся на их успеваемость //
О повышении успеваемости школьников и принципе значимости в психологии. - М.: МПГИ, 1958.-С. 63 - 132.
15. Басов М.Я. Воля как предмет функциональной психологии. СПб, 1922.
16. Бодалев А.А. О состоянии и перспективах изучения личности психологической наукой // Советская педагогика. 1980. № 10. - С. 32-
37.
17. Бодалев А.А. Психология о личности. - М.: МГУ, 1988. -С. 183.
18. Брушлинский А.В. О взаимосвязи природного и социального в психологическом развитии человека // Проблемы генетической психофизиологии человека. - М.: Наука, 1978. - С Л1-21.
19. Будрейка Н.Н. Межполовые различия в психологических проявлениях настойчивости юношей и девушек: Автореферат дис. ... канд. психол. наук.-М., 1996.-С. 17.
20. Высоцкий А.И. К развитию настойчивости у подростков // Проблемы
психологии воли. Материалы IV научной конференции. Рязань, 1974. - С.10010-2.
21. Высоцкий А.И., Антонченкова Л.П.* Тетернна Т.В. Экспериментальное изучение настой*гивости школьников // Вопросы психологии воли, Рязань: РГПИ, 1979.-С. 41-51.
22. Гарбузев В.И. Нервные дети. - М., 1990.
23. Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий // Вопросы психологии. 1988. №3.- С, 16-28.
24. Голубева Э.А. Способность, личность, индивидуальность. Дубна: «Феникс +», 2005.
25. Дронов В.М. Связь регуляторно динамических переменных настойчивости с характеристиками активности темперамента //
128
Психолого-педагогнческие аспекты становления личности в современных условиях. - М., РУДН. 2005. - С. 26 - 27.
26. Дренов В.М. Соотношение свойств темперамента и мотивационно смысловых переменных настойчивости студентов // Непрерывное образование: психологические, физиологические и социологические аспекты. - М.: Изд-во современного гуманитарного университета, 2005.-С. 34-36.
27. Дронов В.М. Различные подходы к изучению темперамента // Личность в межкультурном пространстве. - М.: РУДН, 2005. - С. 89-91.
28. Дронов В.М., Крупнов А.И. Соотношение различных переменных настойчивости со свойствами активности темперамента // Вестник РУДН, Серия Психология и педагогика. - М.: РУДН,№1(3), 2006 - С.103- 116.
29. Евтеева Г.А. О некоторых источниках волевой активности студентов // Проблемы психологии воли Рязань: РГПИ, 1974. - С. 120 - 123,
30. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий, - М.: Планета детей, 1997.-С.328.
31. Иванников В А. Психологические механизмы волевой регуляции, - М.: МГУ, 1991.-0.142.
32. Иванников В.А,? Эйдман Е.В. Количественная оценка волевого усилия при напряженной физической работе // Вопр, Психол, М.: 1986, №5
33. Ильин Е.П. Волевые качества и эффективность деятельности, Ярославль, 1997. Вып, 4. - С. 28-46.
34. Ильина А.И. Общительность и темперамент у школьников. Пермь. 1961. — СЛ19.
35. Ковалев А.Г, Воспитание ума, воли и чувств у детей. Минск: Народная асвета, 1979.-С. 144.
36. Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности в социалистическом обществе. - М.: Наука, 1989. - С. 158- 172.
129
37. Калин В.К. К вопросу о волевом усилии // Проблемы формирования личности и волевой процесс. Рязань, 1968.
38. Калин В.К. Воля, эмоции, интелект // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Симферополь, 1983.
39. Кииорева Т.С. Изучение динамических характеристик настойчивости в разных условиях деятельности // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск: СГПИ, 1978. - С. 38-46,
40. Конорева Т.С. Психологическая характеристика соотношений активности и саморегуляции в индивидуальных проявлениях настойчивости младших школьников // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск: СГПИ, 1982. - С. 8 - 11,
41. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников, Киев, 1971.
42. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. Минск: Вышейшая школа, 1991. - С. 287.
43. Кречмер Э. Строение тела и характер,-М., 1950.
44. Крупнов А.И. Субъектно-личностный подход к изучению целостной индивидуальности // Проблемы современного высшего образования: Материалы Международной научно-практической конференции 26 - 27 апреля 2002 г. Ч, I. - М.: РУДН, МАНПО, 2002. -С. 4-7.
45. Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к анализу индивидуальных проявлений активности человека // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск: СГПИ, 1985. - С. 3 -
20.
46. Крупнов А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-псдагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. - М.: УДН, 1988. - С. 28-39.
47. Крупнов А.И. Психологическая структура образований и свойств личности // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: Материалы международной научно-практической конференции. Ч, И. - М.: Уникум-Центр, 2004.-С. 3-5.
48. Крупнов А.И. Исследование психодоэлогического аспекта индивидуальных проявлений общительности человека // Психологический журнал, - Т5, - №5,1984.
49. Крупнов А.И. Психологические проявления и структура темперамента. -М.: РУДН, 1992.
50. Крупнов А.И, Психологические проблемы комплексного изучения черт личности// Личностно-ориентированная психология: профилактика, коррекция, реабилитация. Екатеринбург, 1997, - С 74 - 75.
51. Крупнов А.И. Психологическая природа различных составляющих черт характера// Вестник РГНФ. - М., 1997 - № 2.
52. Крупнов А.И, Психологическая структура свойств темперамента// Индивидуальные различия и проблема индивидуальности. - М. Уникум - Центр, 2004, -С. В - 11.
53. Крупнов А.И. Динамические черты активности и эмоциональности как основные характеристики темперамента// Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека, Свердловск 1989. - С. 3 - 5,
54. Крупнов А.И, Психологические проблемы изучения соотношений свойств темперамента и черт характера// Проблема формирования и развития личности в психологии и педагогике - М., 2001. - С. 60 - 64.
55. Крупнов А.И, Бланковый тест для измерения различных компонентов и свойств темперамента// Практкум по психодиагностике сост. - М., Зиньковская. Изд. УРПГУ, 2001. - С. 18 - 27.
56. Крупнов А.И. Черта характера как функциональная система // Психология образования. Материалы межвузовской научно- практической конференции. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. - С. 38 - 40,
131
57. Крупнов А.И., Шляхта Н.Ф. Связь черт личности со свойствами темперамента // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2003..№1.- С. 66-72.
58. Крутецкий В.А. Воспитание воли. - М., 1957.
59. Леигес Н.С. К вопросу о динамической стороне психической активности // Проблемы дифференциальной психофизиологии. - М.: Педагогика, 1977,-С. 164- 179.
60. Домов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-С. 324.
61. Люкин В.В. Взаимоотношение особеностей деятельности руководителя, свойств его индивидуальности и социально¬психологической характеристики коллектива// Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1977, - С 7L - 88.
62. Махлах Е.С., Рапопорт И.А. К вопросу об измерении волевого усилия и волевых качеств личности // Вопросы психологии. 1976. - Ка 2. - С. 133 -137.
63. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.; Педагогика J 985. - С. 256.
64. Мерлин B.C. Психология индивидуальности / Под ред. Климова Е.А. Моевка - Воронеж, 1996. - С. 448.
65. Небшицын В. Д. Избранные психологические груды / Под ред. Ломова Б.Ф. - М.: Педагогика, 1990. - С, 406.
66. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М.: Наука, 1976. - С. 336,
67. Небылицын ВД Проблемы психологии индивидуальности. - М.: Воронин, изд. НПО МОДЭК, 2000.
68. Неверкович ЯЗ. Развитие воли у дошкольников// Психология личности и деятельности компании. - М., 1965.
132
69. Новикова И.А. К проблеме комплексного изучения индивидуальности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2003. - № 1. - С. 98“ 107.
70. Новикова И.А. Психологическая специфика развития настойчивости в студенческом возрасте // Личность студента. 2001; Научно- методический сборник. Шуя: ШГПУ, 2001. - С.69 - 77.
71. Новикова КА., Каргина Н.В. Сравнительный анализ основных показателей настойчивости, общительности и любознательности у студентов // Материалы Международной научно-практической конференции 16-18 октября 2003г. - М.: «Уникум-Центр», 2003. - С.207-211.
72. Новикова И.А., Каргина Н.В. Целостно-функциональный подход к сравнительному исследованию настойчивости, общительности н любознательности студентов// Проблемы современного высшего образования, - М.:РУДЦ 2002 - СЛ5 - 57.
73. Новикова И.А., Каргина Н.В. Индивидуально-типические сочетания в проявлениях настойчивости, общительности, любознательности студентов// Индивидуальные различия и проблема индивидуальности.
- М.: Уникум - Центр, 2004г.
74. Новикова И.А,, Пономарева - Полянская Е.Н. О соотношении инициативности и настойчивости личности студентов // Материалы Международной научно-практической конференции 16-18 октября 2003г. М.; «Уникум-Центр», 2003. -С.211 - 215.
75. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. - М.: Просвещение, 1987. - С. 224.
76. Платонов А.В. Настойчивость школьников - подростков и ее развитие в процессе учебной работы: Автореферат дис. ... канд. педагог, наук. Л., 1976. -С. 21.
77. Полтев А.В. Некоторые особенности настойчивости младших школьников //Вопросы психологии личности. Рязань: РГПИ, 1973. - С. 132- 142.
133
78. Пономарева КА. Индивидуально-типические особенности настойчивости личности студентов// Формирование и развитие личности. - М.: Институт молодежи, 1993. - С. 36-38.
79. Пономарева И.А, Индивидуально-типические особенности настойчивости и пути их гармонизации: Автореферат дис. ... канд. психол. наук.-М., 1994. - С. 24.
80. Прядеин В.П. Системный анализ параметров ответственности с общительностью, настойчивостью и инициативностью личности // Ответственность как системное качество личности. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2001. - С. 209.
S1. Рейнвальд Н.И. О ведущих структурных свойствах («фундаментальных переменных») личности И Личность в системе общественных отношений. Тезисы научных сообщений советских психологов к 6-му Всесоюзному съезду общества психологов СССР. - М.: УДН, 1983. Ч. I.-C.45.
82. Рейнвальд Н.И. Психология личности. - М.: УНД, 1987. - С. 200.
83. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика» 1973.-С 424.
84. Рувинский Л.И., Хохлов СИ. Как воспитать волю и характер. - М.; Просвещение, 1986,-С. 144,
85. Рудик П.А. Воспитание волевых качеств и психологическая подготовка спортсмена в процессе тренировки. - М, 1961. - С. 31.
86. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. “М.:Наука, 1979.-С. 351.
87. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психологический журнал, 1986. — Т. 7. № 4. - С. 23 - 35.
88. Самошин А.П Психологическая характеристика настойчивости студентов в учебной работе: Автореферат дис.... канд. психол, наук. - М., 1967.-С. 18.
134
89. Самошин А.И. Проблема настойчивости в зарубежной психологии // Ученые записки РГНИ. - М.: Просвещение, 1968. - Т.59. - С. 221 - 239.
90* Селиванов В.И. Социальная активность и нравственно-волевое развитие студентов // Вопросы психологии личности. Рязань: РГПИ, 1973. - С. 4“ 17.
91. Селиванов В.И. Проблема формирования воли ребенка в советской психологии// Возрастные особенности воли школьников. Рязань, 1971.
92. Селиванов В.И. Психология волевой активности* Рязань: РГПИ, 1974. - С, 145.
93. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. - М., 1976.
94. Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности// Психологический журнал 1982. - ТЗ, - №4.
95. Теплов Б.М. Психология. - М. 3 1954.
96. Теплов Б.М. Психологическая характеристика личности// Способности, к 100 летию со дня рождения Б.М, Теплова. Изд. Феникс. Дубна, 1997 -
С.141-159,
97. Цхартишвили Щ,Н. Проблема мотива волевого поведения. Тбилиси, 1958.
98. Цхартишвили Ш.Н. Проблемы воли в психологии// Вопросы психологии. 1967, №4.
99. Шляхта Н.Ф. Связь, общительности с ее свойствами темперамента// Психология образования. Байск, 1999, НИЦ БиГПИ. - С.31 - 32.
100. Шляхта Д,А,, Крупнов Ф.А. Различные переменные инициативности и их соотношение со свойствами тмперамента// Психология и ее приложения. Т.9. Вып. 2.: Инсайт, - С. 167-168.
101. Щебетепко А.И. Структура динамических характеристик общительности//Вопросы психологии. 1984. №3, - С. 128-132.
102. Ян Бинь. Этнопсихологические особенности темперамента и общительности у китайских и российских студентов. - М.: РУДН, 2004. -С. 16.
135
103. Allport G. W. Traits revisited // American Psychologist. -№21. 1966. - P. 1-10.
104. Eysenk H., Eysenk M. Personality and individual differences: a natural science approach. N.Y.: Plenum, 1985.
105. Feather N.T. The study of persistence /I Psyhol. Bull. 1962. Vol. 59, 2. - P. 94-115.
106. McArtur R,S. An experimental investigation of persistence in secondary scool boys // CanadJ.Psychol. 1955. № 9. - P 42 - 54.
107. Rethlingschafer IX The relationship of test of persistence to other measures of continuance of activites// J.Abnorm.Soc .Psychol. 1942. -№37. -P. 71 - 82.
108. Starnes D.M., Zinser O. The effect of problem difficulty, locus of control and sex on task persistence // J.GeaPsychol. 1983. V.108 (2). - P. 294 - 255.