Введение 4
Глава I. Теоретические основы изучения психологической адаптации военнослужащих 13
1.1. Понятие экстремальных факторов окружающей среды 13
1.2. Общая характеристика стресса в рамках воздействия экстремальных факторов окружающей среды 1
КЗ, Понятие адаптации и подходы изучения адаптивного поведения 21
1.4. Виды и стадии адаптации 2
1.5. Приобретенные изменения личности военнослужащих разных акцентуаций характера при адаптации к экстремальным условиям несения службы 36
1.6. Общая характеристика типов адаптивного реагирования военнослужащих разных акцентуаций характера к экстремальным условиям несения службы 46
1.7. Психомоторные способности в психологической адаптации военнослужащих разных акцентуаций характера к экстремальным условиям несения службы 5
1.8. Саморегуляция как механизм стабилизации деятельности в экстремальных условиях несения службы 58 Глава 11. Методики исследования испытуемых 63
2.1. Организация экспериментальных исследований 63
2.2. Исследование акцептуаций характера военнослужащих по личностному опроснику Шмишека 64
2.3. Изучение нервно-психической устойчивости, адаптивных возможностей, общительности и моральной нормативности военнослужащих по многоуровневому личностному опроснику «Адаптивность» (1JI0-AM)
A. Г.Маклакова и С-В-Чермянииа 65
2.4. Определение индексов агрессивности и враждебности, формы выражения агрессии военнослужащих с помощью методики диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки 65
2.5. Выявление модели поведения военнослужащих в конфликте ситуации при помощи теста описания поведения К.Томаса (модификация Н.Грпшипой)
2.6. Методики определения психомоторных способностей военнослужащих
B. П.Озерова 67
2.7. Использование средних значений, их стандартных отклонений, критерия Т-Вилкокеопа, метода кластерных деревьев, исследование взаимосвязей показателей при статистической обработке результатов исследования 68 Глава III. Динамика изменения психологических особенностей адаптации военнослужащих в разные периоды адаптации 71
3.1. Сравнительный анализ особенностей психологической адаптации военнослужащих застревающей акцентуации характера в разные периоды несения службы 71
3.2. Сравнительный анализ особенностей психологической адаптации военнослужащих педантичной акцентуации характера в разные периоды несения службы 97
3.3. Сравнительный анализ особенностей психологической адаптации военнослужащих гипертимной акцентуации характера в разные периоды несения службы 11S
3.4. Сравнительный анализ особенностей психологической адаптации военнослужащих тревожной акцентуации характера в разные периоды несения службы 140
3.5. Сравнительный анализ особенностей психологической адаптации военнослужащих аффективно-экзальтированной акцентуации характера в разные годы несения службы 161 Выводы 186 Практические рекомендации 185 Заключение 189 Библиография 192 Приложение 206
Для прохождения действительной воинской службы в ряды Вооруженных сил призывается самый здоровый контингент молодых люден нашей страны. Это предполагает несение службы не только в обычных, но и в экстремалыных условиях жизнедеятельности. Современные представления о психологических и социально-психологических последствиях экстремальных воздействий на военнослужащих традиционно рассматриваются в двух основных направлениях; во-первых, с точки зрения их влияния на эффективность боевой деятельности и, во-вторых, с точки зрения сохранения психического здоровья солдат.
Каждый военнослужащий реагирует на воздействие экстремальных факторов в зависимости от своих конституциональных характеристик, различной восприимчивости к внешним, в том числе энергоинформационпым воздействиям, этнической принадлежности, времени пребывания в зоне экстремальности, экологических и климатических особенностей мест постоянного проживания.
Большую роль в процессе адаптации к службе играет психологическая и психофизическая готовность, поэтому для эффективного выполнения по¬ставленных задач в напряженных условиях жизнедеятельности формирование личности солдата не менее значимо, чем целенаправленное формирование технического мастерства и физических качеств. Психофизическая готовность определяется уровнем развитая необходимых общих психических и специальных физических качеств: силы, быстроты, ловкости и выносливости, координации движений, устойчивости к нагрузкам, способности противостоять воздействию экстремальных факторов, а также развитием психомоторных способностей, позволяющих тонко регулировать количество и качество двигательных действий.
Несмотря на интерес военной психологии к проблеме адаптации личности к обычным и экстремальным условиям несения службы, в настоящее время отсутствует единая теория адаптации военнослужащих, что приводит к неоднозначности определения и содержания адаптационного процесса. Анализ литературы показал, что повышение адаптации в экстремальных условиях рассматривается как адаптация личности к жизнедеятельности в стрессовой ситуации* основываясь на концепции общего адаптационного синдрома и экстремальных условий жизнедеятельности личности В.И. Лебедева. Адаптация понимается как процесс формирования психических реакций личности, системы отношений, адекватных предъявляемой средой требованиям к человеку.
Опираясь на системный подход в изучении взаимодействия организма с внешней средой, работы отечественных и зарубежных психологов (64; 70; 95; !)&; 177; 122; 134) можно понять, что адаптация - это универсальная способность человека, имеющая внешние (моторные) и внутренние (личностно-психологические) проявления, которые структурно и функционально взаимодействуют, образуя единую способность приспособления. При разных психических состояниях (в том числе и экстремальных) формируются разные психомоторные подсистемы, которые являются следствием реагирования на внешние воздействия. Психомоторика обеспечивает управление психическими процессами в напряженных условиях выполнения задач. При совершенствовании моторной регуляции деятельности формируется управление более высокого уровня, что обеспечивает адекватную саморегуляцию в межличностных отношениях и деятельности (55;65; 91; 148;). Это указывает на возможность целенаправленного развития качественных и количественных показателей адаптивных процессов.
ТС современной армии для борьбы с терроризмом и бандформированиями технология подготовки военнослужащих требует проведения комплексных методик психодиагностики для определения их психофизических возможностей несении службы в экстремальных условиях жизнедеятельности.
5
Актуальность исследования обусловлена отсутствием на сегодняшний день единой научно-обоснованной концепции психологической адаптации военнослужащих к экстремальным условиям несения службы, которая может существенно повысить уровень успешности выполнения деятельности (эффективного выполнения боевых задач), а также сохранить здоровье наиболее полноценного мужского населения страны.
Исходя из актуальности проблемы, нами была выбрана тема исследования: «Особенности психологической адаптации военнослужащих к экстремальным условиям несения службы». Данная тема рассматривается на при¬мере военнослужащих с разными акцептуациями характера.
Подведем общие итоги проведенного исследования особенностей психологической адаптации военнослужащих разных акцентуаций характера к экстремальным условиям несения службы.
L Среди многих работ в общей психологии одно из важнейших мест занимает проблема способностей. Б.М. Тсплов (1985) подчеркивал, что под способностями подразумевают «индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям, но которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков». Изучение адаптации с точки зрения системного подхода предполагает рассмотрение се как универсальной способности приспособления в постоянно меняющихся условиях среды (Алексеева Т.И., 1986; Сорокин А.П., 19977; Цахаева А.А., 2001). Каждая сложная система имеет свою структуру. Нам кажется ценной мысль В Д. Шадрикова (1996) о том, что «центральным моментов в решении вопроса структуры способностей является понимание взаимодействия функциональных' и операциональных механизмов отдельных способностей». Научное понимание этого вопроса о единстве и взаимодействии интеллектуальной, сенсорной и моторной сфер человека в конкретной деятельности. С позиции диалектики психомоторика является подсистемой по отношению к более крупной системе-психике. «Психика не просто «проявляется» в движении, в известном смысле движение формирует психику. Движение, соединяясь с предметным миром, обогащает чувственное отражение мира. Поэтому изучение движения имеет для психологии первостепенное и принципиальное значение» (Лентьев А.Н., 1983). Наши исследования подтверждают важную роль психомоторики в интегральном изучении человека.
2. Прикладные исследования в психологии проводятся с целью получения знаний, которые могут быть использованы для решения конкретных практических задач. Наша работа подтвердила важность принципа подбора тестов и опросников па основе предварительного анализа психологической и психофизиологической структуры деятельности и ее моделирования в содержании самих текстов (Косов Б.Б., 1971; Озеров В.П, 1УВЗ).
3, При разработке комплекса диагностических методик мы исходили из принципа «минимальное количество времени у максимального числа испытуемых охватить максимальное число изучаемых параметров ь психомоторике». Используемые психодиагностические опросники отличаются высокой практичностью, простотой в проведении и интерпретации данных, объективностью выводов, не зависящих от субъективных установок экспериментатора.
4. Данные об особенностях психологической адаптации военнослужащих разных акцентуаций характера в экстремальных условиях несения службы, полученные в ходе двухлетнего исследования, были подвергнуты вторичной статистической обработке. Прежде всего были изучены сдвиги и их направленность по Т-кригерию Вилкоксоиа, чтобы установить математическую достоверность изменений параметров, изучаемых в разные периоды адаптации. Анализ метода кластерных деревьев позволил увидеть структурно-функциоиалыюс взаимодействие всех двадцати четырех изучаемых показателей психологической адаптации, выделить главные и подчиненные структурные единицы. Исследование корреляционных взаимосвязей было проведено для установления связи между психомоторными и личностно-психологическими компонентами адаптации.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Абдурахманов Р.А. Психологические проблемы послевоенной адаптации ветеранов Афганистана.// Психо. журнал. — 1992. - ТЛ 3» - jYsl.
2. Аболин Л.С. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека.-Казань: Изд-во Казанского университета, 1987.-248 с.
3. Агаджанян НА, Катков А.ГО. Резервы нашего организма. -М.: Знание, 1990.-240 с.
4. Агаджанян НА., Гичсв Ю.Т., Поршнн В.И. Экология человека. — М.,
Новосибирск, 1997.-355 с*
5. Агаджанян Н.А., Ермакова Н.В. Экологический портрет человека на Севере. - М.: КРУК, 1997,-208 с,
6. Агаджанян НА., Жварый Н.Ф., Ананьев В.И. Адаптация человека к условиям Крайнего Севера: Экилого-физиолошческие механизма. -М.: КРУК» 1998.-240 с.
7. Александровский Ю.А, Лобастов 0*С., Спивак Л.И., Щукин В.П. Психо гении в экстремальных условиях, - М.: Медицина, 199!. — 96 с.
8. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства (Руководство для врачей). —М*: Медицина, 1993.
9. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадгшгапии и их компенсация : пограничные нервно-психические расстройства. - М.: Наука, 1976. -272 с.
10. Алексеева Т.Н. Адаптивные процессы R популяциях человека. - М.; МГУ, 1986.
11. Аиьбуханова-Славская К. А. Принцип системности в психологических исследованиях. - М.: Наука, 1990. - 18 с.
12. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. / Под ред. А.А. Кодалева, Ь.Ф, Ломова. В 2 т. Т.1. -М.; Педагогика, 19S0. -232с.
13. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М., 1996. - 384с.
192
14. Анастаэи А. Психологическое тестирование. II ч. - М.: Педагогика, 1982.
- 293 с.
15. Андреева М.Г. Психология социального познания. - М, 1997.
16. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М.: Медицина, 1968.
17. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. - М., 1987,-208 с.
18. Антонян Ю.М., Голу беев В.П., Кудряков 10.11. Личность корыстного преступника.—Томск: изд-во Том .ун-та, 1989.- 160 с.
19. Антонян ГО.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. - М.: Наука, 1991. - 167 с.
20. Анцыфиропа JLH, Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. -1994, №1.
21. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976
22. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.: Изд. Московского университета, 1984.
23. Аспекты адаптации. Труды. Вып. 69. Под общ. ред. проф. А.П. Сорокина.-Горький, 1977, -246с.
24. Березин Ф,Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л.: Наука, 1988.-270 с.
25. Березин Ф,Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л., 1988.
26. Бернштейн НА. Очерки по физиологии движений и физиологии активности, - М.: Медицина, 1966.
27. Бодалев А.А. OCHORM социально-психологической теории./ Под ред. А.А. Бодалева А. А., Сухова А.Н. - М> 1995.
2&. Бодалев А.А. Психология о личиости . -М.: МГУ, 1988. — 188 с.
193
29. Бодров В.А, Информационный стресс: Учеб. пособие для вузов. - М.: Персэ, 2000.- 352 с.
30. Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность человека в системах управления техникой. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН, 1998, -228 с.
3 J. Болотова A.fC, Макарова И.В. Прикладная психология: учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.-383 с.
32. Боровиков В.П. Программа STATISTICA для студентов и инженеров. - М., 2001.-301 с.
33. Братусь Б.С. Аномалии личности - М, 1988.
34. Вилюнас В.К, Психологические механизмы мотивации человека .-М.: Ml'У, 1990.- 283 с,
35. Военная психиатрия. Под ред. С.В. Литвиниева, В.К, Шамрея. - СПб.: ВмедА, ЭЛБИ-СПб,, 2001. - 236 с.
36. Волович В .Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. -М.: Мысль, 1983.
37. Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена.-М., ФиС, 1971.
38. Гиссен Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивттых командах. — М.: ФиС, 1990. - 192 с.
39. Гнучев В.Ф. Динамика личностных психогипов в условиях хронического социального стресса. Дне. каид. ттсихол. наук. “Ставрополь, 2001.
40. Горбатков А.А. Позитивные и исштивпыс эмоции: взаимосвязь и зависимость от уровня субъектного развития индивида // Психпл. жури. —
2001, - Т.22. - №1.
41. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. - М.: Наука, 1970.
42. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М.: Академия,
1996, - 224 с.
194
43. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. -СПб.: Питер, 2000. - 36S с.
44. Дубинин ГГ.П. Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. - М: Политиздат, 1985. -351с.
45. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. -М.: Флинта, 2002. - 336 с.
46. Зейгарнитс Б,В, Патопсихология. - М., 1976.
47. Знаков В.В. Письмо б редакцию Н Психол. журн. - 1990. - Т.Н. - Кя. 5. - С. 164-165;
4В. Знаков В.В. Психологические причины непонимания «афганцев» в межличностном общении // Психол. журн. - 1990. - Т. 4. - С. 99-108.
49. Знаков В.В. Психологическое исследование стереотипов понимания личности участников войны в Афганистане // Вопр. психол. - 1990* - №4. - С. 108-116.
50. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания (деятельность и состояние). - М.: Просвещение, 19S0. — 199с.
51. Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека в экстремальных условиях среды, - Рига: Звайгенс, 1980.
52. Казначеев В.П., Казначеев С,В. Адаптация и конституция человека. - Новосибирск: Наука, 1986. — 120 с.
53. Кечхуашэили ГЛ-I. и др. Установка как метод изучения утомления // Вопр, психол. - 1985.-Хаб.
54. Китасв-Смык Л.А. Психология стресса. —М.: Иауха, 1983. - 386 с.
55. Клиническая психология / Сост. и общ. редакция И.В.Тарабрнной . - СПб.: Питер, 2000. - 352 с.
56. Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 1970. - 390 с.
57. Коиопкип О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М.: Наука, 1980. - 256 с.
195
58. Коноакин О .А., Стспанский А. Саморегуляция деятельности в условиях временной неопределенности исполнительных сигналов.// Вопр. психол. - 1972.- №.
59. Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях.
- Л,: Медицина, 1985.
60. Короленко Ц.П., Фролова Г.D. Вселенная внутри тебя. Эмоции, юПиведение. Адаптация. -Новосибирск.; Наука, 1979. - 205 с.
61. Коростьтлева И.С., Ротснберг B.C. Психологические предпосылки и последствия отказа от поиска в норме и при психосоматических заболеваниях. // Психол. журн. - 1992 - Т. 11. - №4.
62. Короткова Н.В. Психологические и медико-социальные особенности ветеранов локальных войн. Дис. на соискание уч. степени канд. психол. наук.
- 2000.
63. Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия. -М.: Выси гая школа, 1971.
{>4. Кузнецов О.Н, Лыткин В.М. Динамически-ситуативная акцентуация личности у участников локальных войн // Актуальные вопросы военной и экологической психиатрии: Учсбн,пособие.- СПб., 1995. С, 115-116,
65. Куксова Н.А. Зависимость психологических и психопатологических реакций у участников боевых действий от личностно-типологических особеннистсй/Сборник научных работ СтГМА «Здоровье» (проблемы теории и практики) - Ставрополь СтГМА 2001 .
66. Куксова Н.А. Психологические особенности военнослужащих в условиях хронического боевою стресса // Политические, прапопые, со¬циальные и экономические проблемы современного Российского общеетпа. Материалы VIII научно-практической конференции 19 апреля 2002г. Том 2,, Ставрополь - Издательство Ставропольского института им. В.Д.Чурсина, 2002г. С. 168-171.
67. Лазарус. Р Теория стресса и психофизиологические исследования. //Эмоциональный стресс. /Под ред. Л. Леви. -Л.; Медицина, 1970. С Л 78-208
196
68. Лебедев В.И, Личность в экстремальных условиях. -М.: Политиздат,
1989. ^304 с.
69. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер.с нем. Ростов н/Дону.: Изд-во «Феникс», 2000.
70. Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. - М.: Смысл> 2000. - 549
71. Ломов Б.Ф, Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984, -144 с,
72. Магомед - Эминов М.Ш. Трансформация личности. - М.: ПАРФ, 1998. - 496 с.
73. Мсерсои Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. ~ М.: Медицина, 1987.
74. Месрсон Ф.З., Пшенникова М*Г. Адаптация к етрессоргтым ситуациям и физическим нагрузкам. - М.: Медицина, 198S. — 256 с.
75. Менделевии В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. - М.; Медпресс* 1999*
76. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.
77. Мсчитов А.И, Ребрик С.Б, Восприятие риска.У/Психол. жури. - 1990. - Т. J1.' №3.
78. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека, - М.: Наука, 1998.- 192 с.
79. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л.: Изд-во ЛГУ, - I960. -426 с.
80. Небылицин В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии И Вопр. психол. - 1971.- jV“6. - С. 13-14,
81. Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М.: Наука, 1976.-336 с.
82. Некрасов В .П., Худадов И.А,, Питасеттхайн Л., Фрестер Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов. - М.: ФиС, 1985. — 176 с.
197
83. Никитток Б.Л., Корнетов Н.А. Интегративная биомедицинская антропология. —Томск, 1982.-182 с.
84. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. -JL: Изд-во Ленинградского университета, 1989, - 192 с.
85. Носс И.Н, Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент. — М,: «КСП+», 1999. - 320 с.
86. Озеров В.П. Диагностика психомоторных способностей у школьников, студентов, спортсменов. Метод, пособие для прак. Психологов и педагогов. — Ставрополь: ИР О, 1995. - -58 с,
87. Озеров В.П. Психологически с основы диагностики и формировании психомоторных способностей у школьников и студентов. Автореферат на соискание ученой степени доктора психологических наук., _М.: 1993.
88. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. —Дубна: Феникс+,
2002. -320 с.
S9. Озеров В.П., Озеров Ф.П., Титов В.В, Диагностика психофизических возможностей личного состава подразделений специального назначения. Ставрополь:СФ К10И МВД РФ, 2002. ^30 с
90. Озеров В.П., Соловьева О.В. Диагностика и формирование познавательных способностей. — Ставрополь: Сервисшкола,1999.-112 с.
91. Озеров В.П., Соловьева О.В., Мишина М,М. Практическая психология. - Ставрополь; Сервисшкола, 2001. -154 с.
92. Озеров Ф.П. Диагностика и развитие психомоторных способностей у курсантов образовательных учреждении МВД, Автореферат дис. на соискание уч, степени канд. психол. паук.
93. Озолшг Н.Г. Развитие выносливости спортсменов, — М.: ФиС, 1959.- 127 с.
94. Ольшанский Д.В. Афганский синдром // Литературное обозрение, - 1990, -№3.-С. 9-18.
95. Перевалов В.Ф. Воинский коллектив: динамика отношений.- М.: Воениздат, 1991.
19S
96. Петровский А.В., Ярошевский МГ. Краткий психологический словари. -
М: Политиздат, 1985. -341 С.
97. Питман Р.» Шалев А., Орр С. Постгравматическое стрессовое расстройство: эмоции, обу ело вливание и память. Клиническая психология. / Сост, и общ. редакция Н.В.Тарабриной. -СПб: Питер, 2000. -352 с.
98. Пл ато и ов К .К. Пр об лем а способн остей. - М. :Н ау к а, 1972.-312с.
99. Подоляк Я.В, Личность и коллектив: психология военного управления. - М.: Воениздат, 1991.
100. Подоляк Я.В. Практические вопросы военной психологии. - М.: Воениздат, 1987.
101 .Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: «Бахрах», 1998. - 672 с,
102. Психология индивидуальных различий. Тексты. /Под ред. Ю.Б.Гиппснрейтер, В.Я.Романова. —М.:Изд-во Моск.ун-та, 1982. ЮЗ.Психология./Под ред. А.ЦЛуни,- М.: ФиС, 1984,
104. Психорегуляция в подготовке спортсменов. / Под ред. В.П. Некрасова. - М.: ФиС, 1985. -176 с.
105. Психотерапевтическая энциклопедия. /Под ред. Б.Д.Карвасарского. - СГ1б,2000. - 1024 с.
106. Психофизиологические проблемы адаптации и повышения работоспособности летного и диспечерского состава гражданской авиации. Межвузовский сборник научных трудов./ Под ред. 10.3. Захарьянца. - Л., 1987.-70 с.
107. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1969.
ЮВ.Пуховский Н.Н. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций. -- М., 2000. - 286 с.
109. Росин Я.А.. Регуляция функций. -М.: Наука, 1984. - 170 с.
110. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976.
111. Рудик П.А. Психология спорта. -М.: ФиС, 1967.
109
И2.Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека// Вопр. психол. - 1978. - №1. - С.19-32.
113. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. -М.; Наука, 1979.-352 с.
114. Русалов В.М. Психофизиологическая основа взаимодействия темперамента и общих способностей. В кн.: Проблемы психологии личности.
- М.: Наука, 1982. С. 198-205.
115. Русалов В.М. Темперамент и специфичность когнитивной сферы личности// Психол. журя, — 1992. - №1. - СЛ18-123.
116. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: Мсдгиз, 1960.
117. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1979.
118. Симонов П.В, Информационная теория эмоций. — М., 1981.
И 9. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при П01раничных расстройствах и соматических заболеватшях,-М,: Аргус, 1995.
120. Сорокин А.П, и др* Адаптация и управление свойствами оргапизма,- М.,1977, - 261 с.
121. Стрелец B.R. Стресс: нейрофизиологические маркеры и последствия п психосоматической сфере // Вестник Российского гуманитарного фонда. - 1998. - № 3. - С. 201-205.
122. Сурков Е.Н. Психомоторика спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1982.
123. Теплов В.М, «Ум полководца: опыт психологического исследования мышления полководца по военно-историчсским материалам. -В кн.: Избранные труды. -М.; Педагогика, 1985. Т. 1. С. 223-305.
124. Тсплов Б.М., Небылицин В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий Н Вопр. психол. - 1963. - №5. — С,33- 47.
125. Торчи некая Е.Н. Роль ценностно-смысловых образований личности в адаптации к хроническому стрессу //Психол. журн. 2001. - Т.22. - №2,
126. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. И нем. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.
200
127. Хрестоматия по психологии./ Под ред. А.В.Петровского. -М.; Просвещение. 1987. - 447 с.
128. Хрисанфова Е.Н. Конституция и биохимическая индивидуальность человека. -М.:МГУ, 1990. -160 с.
129. Цахаева АЛ. Стратегия адаптивного поведения как механизм саморазвития; профессиональный и этнопсихологический аспект, Махачкала: Изд-во «Юпитер», 2001. - 240 с.
130. Чебышева В.В. Психология трудового обучения. —М.: Просвещение, 1969. - 303 с,
131. Чебышева В.В. Самоконтроль в процессе труда и обучения, И Вопросы психологии обучения труду. -М, 1962.
132. Шадриков ВД. Способности человека. М.: Икс-т прак. психологии,
1997. -288 с.
133. Шайхтдинов Р.З. Личность и волевая готовность в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1977, - 112 с.
134. Шастун С.А., Пащенко М.Н, Особенности адаптации студентов из Юго- Восточной Азии к климатическим условиям средней полосы России. // Эколого-физиологические проблемы адаптации: Материалы X Международного симпозиума* - М. :РУДП, 2001. С. 599-600.
135. Штроо В,А. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование /У Психол. журн. - 2001. - Т.22. - Ле1.
136.
136. Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстре.мальным условиям среды. В серии «Руководство по физиологии». - М: Наука, 1979. -704 с.
138ЛОдин Т,И. Амсиция и неврастения // Советская психоневрология. - 1935. №4-5.
139. ГОнсон М. Толерантность к психологическому с*фессу и экспериментальное измерение защитных механизмов // Эмоциональный стресс. Физиологические и психологические реакции. Медицинские ,
201
индустриальные и военные последствия стресса / Под ред. JL Леви. - Л.: Медицина. 1970.
140. Юрмап Н.А. Неврастенические психозы военного времени // психиатрическая газета . - 1915. № 9.
141. Якубик А. Истерия . - М.: Медицина, 1932. - 324 с.
142. About oue Army fight on drug// Med tribune, 1970. - Voll.l 1, № 3.
143. Agrell J. Stress: Militari implications psychological aspects// Rev. Int. Serv. Sanle Armees. - 1965. - T, 38., № 38.
137. Angst - Furcht - Paiuk / Hrgs. von U. Faust. - Stuttgart: Verlag Hippokratcs., 1986. —302 c.
138. Appel J. W. Incedence of nueropsychiatric disordes in World War II // Amer. J. Psychiatry. - 1946. Vol. 102, № 4*
141). Armfield F. PrewenLing post- traumatic stress disorder resulting from military operations // Milit. Med, - 1994.- Vol. 159, Ka 12.
141. Benedicct R. A., Kolb L. C. Preliminary findings on chronic pain and postlraumatic stress disorder// Amer. J. Psychiatri. - 986. - Vol. 143, N.7,
142. Berg G. E., Walson C. G., Nugent B. A comparison of combats effects on PTSD scores in veterans with high and low moral devepmenl // J. Clin. Psychol. - 1994. - Vol. 50, N.5.
143. Binder H. Стойкие психопатические состояния, патологические реакции и развития // Клиническая психиатрия / Под ред. Г.Груле и др.: Пер. с нем. - М.: медицина, 1967.
143. Bisson J> I. Automatism and posttraumatic stress disorder // Br. J. Fsychiatri, 1993.-N. 163.
144. Blair D. Т., Hildrech N. A. PTSD and the veteran Ihe battle for treatment // J. Psycosoc. Nurs. Ment. — 1991. - Vol. 29, N. 10.
145. BleichA., A ttias J., Z ingerY. Psucho-neuro-physiological assessment of post-traumatic stress disorder using event-related potentials // Harcftiah. - 1994. - Vol. 126, N.9.
202
14G. Beuer E. Руководство по психиатрии. Пер с нем. - берлии: Врач, 1920. - 542 с.
147. Boudewyns P. A. Posttraumatic stress disorder conceptualization and treatment // Progress in Behavior Modification. - 1996. - N. 30.
148. Bourne Г. G. Psychological aspccts of combat // Psychological aspccts of Stress. - Springfield, 1970.
149. Bourne P. G. Men, stress and Vietnam. - Boston: Little Brown, 1970. - 233 с. 150* Brandshaw J. D., Soutluvick S. М., Jonson D. R. Childhood physical abuse
ad combat-related posttraumatic stress disorder in Vietnam veterans // Amer. J. Psychialri.— 1992. —Vol. 149, N. 3,
151. Breslau N., Davis G. C. Posttraumatic stress disorder. The stressor criterion // J. New. Meut, Dis. - 1987. - Vol. 175, N. 5.
152. В runner J. P sychiatry p sychoanalysis and p olitics duriug t he F irst World War // J. Hist. В chav. Sci. - 1991. - Vol. 27, N.4.
148. Bunk Eggers C. Die Bedeutung bcziehungsdunamischer Faktoren fur die Pschuchoputhogenese von im Kindesalter Naziverfolgen// Fortschr. Neurol. Psychiatr. 1993. Bd61. N. 2. C. 38-45.
149. Cannon W.B. Bodily Changes m Pain, Hunger* Fear and Rage. Boston, Charles T. Branford Co., 1953.
150. Chavigny P. психиатрия и судебная медицина во французских армиях (Реферат С. Суханова) // Психиатрическая газета. — 1915. Jfa 15.
151. Chavigny Р. О душевных болезнях: во французских армиях (Реферат С. Суханова)!! Психиатрическая газета. - 1915- Хз 22.
152. Cozza K.L., Hales R. Е. Psychiatry in the Army a brief historical perspective and current developments // Hosp. Community Psychiatry. - 1991. - Vol. 42, N, 4.
153. Daya Somasundaram Treatment of massive trauma due to war // Advances in Psychiatric Treatment. -1997.-Vol.3.
154. Davidson J. R., Kundlcr H. S., Saunders W. B., Smith R. D(> Symptom ad comorbidity patterns in World War II and Vietnam veterans with posttraumatic stress disorder // Compr. Psychiatry. - 1990. - Vol. 31, N. 2.
203
155. Diagnostic and statistical maual of mental disorders: DSN - IV, - Washington: Ainer. J. Psychiatri. Ass. - 1992. -Vol. 149, N. 3.
155, Eberly R.S., Engdahl В. E. Prevalecc of somatic and psychiatric disorders among former prisoners of war // Hosp. Comuniti. Psychiatry. - 1991. - Vol. 42, N.8.
156, Eiseman B. Combat casualty management in Vietnam //J. Traum. Stress. 1967. Vol. 7,N. I.
157, Engel C.C., Engel A. R. Pcsttraumatic stress disorder symptoms and precombat sexual and psysical abuse 111 Desert Storm veretans //J. Nerv. Ment. Dix.- 1993. Vol. 181, N. 11.
]58. Endicr N.S., Parker J. D, A. The multidimensional assessmet og copping Concept isssuesand measurement Personality psychology in Europe. - 1993, - Vol. 3.
159. Fontana A., Rosenheck R., Brett E. War zone traumas and posttraumatic stress disorder symptomatology //J, Nerv, Ment. Dis. - 1992. Vol. 180, N. 12.
160. Fontana A., Rosenheck R. A causal model of the etiology of war-related PTSD //J. Traum. Stress. 1993. -Vol. 6, N. 4.
162. Glass A. G. Psychoterapy in the combat zone !i Amer. J. Psychiatri. - 1954. - Vol. П0.
163. Green B. L,, Grace М. C,, Lindy J, D. Risk factors for PTSD and other diagnoses in a general sample of Vietnam veterans // Amer. J. Psychiatri. - 1985. - Vol. 173, N. 7.
164. Hanson F. R, The factor of fatigue in the neuroses of combat // Army. Med. Bull. - 194У.
165. Harper E. O. SchifL E., Military psychiatry // Amer, J, Psychiatri. - 1953 - Vol. 109, №7.
166. Heim Copping und Adaptivital Giebt es gecignetes oder ungeeignetes copping Psychoter Psychosom Med Psychol 1988.
167. Lazarus R., Folkmann. Stress, appraisal and copping. N.-York, 1984.
204
161. Rabinowitz S., Margalit C., Mark V. Debate reawakened premorbid factors fol soldiers wics rcfractory posttraumatic stress disorder //Psychol Per, -
1990, Vol. 67. N.3.P1363-1366.
168. Martennick R G Differential effects of schock arousal on motor performance.// Perseption and Motor Skills. 1969. Yol. 29, №2. P, 443-447.
169. Masson J.W, Л Re - evalution of the concept of «Nopspcciflcuty» in Stress Theory. - J. Psychiat. Res.. 1972, 8, 323-333.
170. Folkmann S. Stress appaisal and copping N.Y.; Springer, 1934
171. Verhaltcn und psucliishen Reaction in dcr Katastrophe. — Bonn, - 1991.
205