СОДЕРЖАНИЕ:
Введение 4-13
Глава 1. Проблема риска в психологии, экономике и менеджменте 14-58
1. j. Исследования риска в экономике я менеджменте 14-21
1,2. Психология риска: подходы, понятия, методы исследования,
феномены 22-58
1.2.1, Психологические исследования риска на моделях «заключения сделки» 34-37
1.2.2. Анализ психологических исследований склонности к риску в
управленческой деятельности 37-58
Выводы 57-58
Глава 2. Склонность к риску как личностно-смысловое образование 59-105
2.1. Возрастные периодизации в психологии 59-70
2.2. Психологическое своеобразие периодов трудоспособного возраста 70-81
2.3. Профессиональное развитие личности 81-84
2.4. Личностные смыслы в жизнедеятельности человека. Склонность к риску как личностно-смысловое образование 84-88
2.5. Самосознание субъекта труда, его проявления и роль в деятельности 88-98
2.6. Ведущая деятельность и социальная ситуация развития личности 99-100
2.7. Трехкомпонентная модель склонности к риску 101-105
Глава 3. Эмпирическое исследование склонности к риску у лиц, выполняющих разные социально-профессиональные роли и обладающих разными индиондуалъно- психологическимн свойствами 106-149
3.1. Программа эмпирического исследования склонности к разным
видам риска 106-109
3.2. Результаты эмпирического исследования и их обсуждение 110-149
3.2.1. Социально-профессиональная роль и особенности ведущей деятельности личности как детерминанты склонности к экстремальному и нормативно-обыденному риску 110-119
3.2.2. Склонность к риску на разных этапах периода взрослости 119-126
3.2.3. Гендерные особенности склонности к риску в разных возрастных периодах 126-136
3.2.4. Результаты корреляционного анализа изучения взаимосвязи индивидуальных свойств личности и склонности к риску 137-141
3
Выводы по итогам корреляционного анализа 141-144
3.2.5, Результаты регрессионного анализа влияния индивидуально-
психологических свойств на склонность к риску 144-147
Выводы по итогам регрессионного анализа 148-149
Итоговые выводы по эмпирической чает исследования 149-156
Заключение. 157-159
Список использованной литературы 160-167
Приложения 168-213
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования
Жизнь современного общества сопряжена с разного рода рисками - геополитическими, политическими, социальными, экономическими, финансовыми, технологическими и прочими. Феномен риска носит междисциплинарный характер и изучается не только психологами (Дейнека О, С., Долншова А. А., Журавлев А. Л,, Корнилова Т, В., Котик М.А,Т Ломов Б. Ф., Петровский В. А., Позняков В. П., Рощин С. 1C, Солнцева Г. Н., Тихомиров О. К., Тугорева Е. В., Хащенко В. А., КанеманД, Козелецкий Ю., Словик П., Тверски А. и др.), но и специалистами в области научного управления, социологии, экономики и финансов (Альтам А. П., Зубок Ю. А., Штайльманн К., Черкасов В. В,, Чернова Г. В., Кудрявцев А. А., Малахов С. В.).
Психологические аспекты поведения людей в ситуации риска оказались в центре внимания психологов в начале становления прикладной психологии, а именно в 20-е годы XX века- Склонность к риску рассматривалась как личностное свойство, которое выступало как профессионально-важное качество в опасных профессиях либо как нежелательное качество, противопоказание в профессиях, где необходимо проявлять осторожность, осмотрительность. Как отмечает М. А. Котик в книге «Психология и безопасность» (1989), склонность к риску оценивалась с помощью ситуативно-поведенческих методов либо методов опросных, предполагающих самооценку, самоотчет. В 70-80^е годы XX века склонность к риску стала предметом изучения экономической психологии. В условиях энергетического кризиса и связанного с ним экономического спада конкурентоспособными оказывались фирмы и производственные организации, готовые к гибкой смене видов продукции, а также к технологическим инновациям. В этой связи исследователи стали изучать новые виды риска - управленческий и экономический риск. В центре исследования оказались предприниматели и менеджеры. Как отмечено в обзоре исследований американских психологов С. К. Рощина (1993), деятельность предпринимателей и менеджеров предполагает разное отношение к управленческому и экономическому риску. Предприниматели выступают в роли новаторов, осваивающих новые ниши рынков продукции и рискующих при этом собственным капиталом; для деятельности менеджеров характерен управленческий риск, который опосредовано может приводить к прибыли или материальным потерям работодателя, но не самого менеджера. И, кроме того, менеджеры в стабильно работающей организации ориентируются на избегание риска и поддержание стабильных форм управления.
В итоге можно считать, что проблемы психологии риска были и остаются актуальными для прикладной психологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель эмпирического исследования данной диссертации состояла в проверке справедливости предложенной трехкомпонентной модели склонности личности к риску. При этом новизна модели по сравнению с традиционными подходами (диспозициональным и ситуативным) состоит во введении дополнительного третьего компонента - социальной ситуации развития личности. Данная категория объединяет в себе ведущую смыслопорождающую социально-профессиональную роль, деятельность по ее реализации, социальные отношения и социально-экономический статус субъекта рискованных действий, его компетентность, особенности возраста с нормативными возрастными кризисами развития, потребностями и ресурсами личности. Склонность к риску, согласно авторской модели, рассматривается как личностно-смысловое образование, подчиняющееся в своей изменчивости законам смыслогторождения, однако место и роль личностно-смысловой компоненты, наряду с устойчивыми личностными качествами и видами риска, разными по содержанию, может быть разной,
В настоящей работе нашли подтверждение феномены разной выраженности склонности личности к рискованным ситуациям разного содержания, В данном исследовании сравнивались склонность к экстремальному риску, предполагающая эмоционально-интуитивные стратегии совладения, измеряемая по опроснику Шуберта, а также склонность к нормативно-обыденному риску, выявляемая с помощью методики Когана- Уоллаха, предполагающей в самой своей процедуре действия испытуемого по оценке вероятности рискованных событий, типичных для обычной жизни каждого взрослого человека. Выявлены связи гендерных особенностей, а также мотивационно-потребностпой сферы (мотивации достижения успеха) и относительно устойчивых свойств личности со склонностью к разным видам риска, причем гендерные различия проявляются особенно ярко не в общей
Ш
выборке, а именно, при разбиении ее на группы (предприниматели, менеджеры, студенты).
Новизна данных, полученных в настоящей диссертационной работе, состоит в эмпирическом исследовании склонности к риску в зависимости от социальной ситуации развития личности (конкретизированной на примере трех групп испытуемых, осуществляющих разные социально-профессиональные роли - предпринимателей, менеджеров среднего звена и студентов экономического профиля, и находящихся на разных возрастных этапах жизни). Полученные в эмпирической части работы данные позволяют объяснить своеобразие склонности к риску на разных возрастных этапах у лиц разного социально-экономического статуса* Личностно-смысловая составляющая склонности к риску проявлялась гораздо в большей степени в результатах по методике Когана-Уоллаха по сравнению с методикой Шуберта.
Намеченные в диссертации задачи выполнены полностью, сформулированные гипотезы проверены. Работа предсташюетсд завершенной с точки зреттия намеченной программы эмпирического исследования,
Однако полезно было бы продолжить намеченное направление исследований, а именно, в качестве перспективных можно обозначить следующие темы:
• разработка специализированных психодиагностических методов оценки склонности к риску разного содержания, методов опросных и ситуативно-поведенческих, специализированных для мужчин и женщин;
* выявление связей склонности к экстремальному риску и биологически детерминированных свойств темперамента, отдельных психофизиологических качеств.
Список использованной литературы
1. Абульханова-СлавскаяК. А. Деятельность и психология личности. М.; Наука, 1980. С. 334.
2. Абульханова К, А. Стратегия жизни. - М., 1991.
3. Абульханова-С лавская К. А. Социальное мышление личности; проблемы и стратегии исследования Н Психологический журнал. 1994. №4, С. 39-55.
4. Айзенк Г, Ю. Количество измерений личности: 16,5 или 3? - критерии таксономической парадигмы//Иностранная психология. 1993. Т. 1, № 2. С. 9-23.
5. Алле М. О некоторых распространенных заблуждениях по поводу предмета и метода экономической науки // Альманах THESIS, 1994. Ла 5. Риск, неопределенность, случайность. С. 217-241.
6. Апьгин А. П. Риск и его роль в общественной жизни. 1989, М.: Мысль. - С. 187.
7. Ананьев Б. Г, Избранные психологические труды. - М.; Педагогика, 1980.-Т. 1.-С. 16-178.
8. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л,, 1969.
9. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. С. 379.
10. Анисимова О. М. Самооценка и активность личность // Активизация личности в системе общественных отношений: Тез. докл. к VII съезду Общества психологов СССР, - С, 205-219,
11. Балабанов И. Т. Риск-мснеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1996.-С. 192.
12. Батгерворт Дж., М. Харрис. Принципы психологии развития // М.: «Когито-Центр», 2000. С, 322,
13. Бек У. От индустриального общества к обществу риска // Альманах THESIS. Риск. Неопределенность. Случайность. 1994. № 5, С. 161-184,
14. Бодалев А. А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. - М.: Луч, 1993.-С. 10.
15. Бодалев А. А, Изучение зрелого человека — важная задача акмеологической науки // Труды НИИ-ВО. - М.: Из-во Минвуза, 1993, - С, 5-11.
16. Бодалев А. А. Психология личности. - М.: МГУ, 1982, - С. 188.
17. Борисова Е. М. О роли профессиональной деятельности н формировании личности // Психология формирования и развития личности // Психология формирования и развития личности/ Под ред. Л. И. Анцыферовой. - М., 1982.
18. Бусыгин А. В. Предпринимательство. - М. ; Интерпракс, 1995, - Т. 1.С.2.
19. ВайнцвайгП. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс. 1990. С. 18S.
161
20. Васильева И. И. К вопросу об «иррациональности» экономического человека //Психологический журнал, 1991, № 2. - С. 169.
21. Выготский Л. С. Мышление к речь // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 3. С. 6-362.
22. ВыготскийJI.С. Мышление и речь // Собр. соч.; В 6 т. Т.2. М.: Педагогика, 1984.
23. Выготский Л. С Орудие и знак в развитии ребенка // Собр.соч.: Т 6, М.: Педагогика, 1984.
24. ВыготскийJLС. Проблема возраста // Собр. соч.: Тб, Т.4. М.: Педагогика, 1984,
25. Дейнека О, С. Экономическая психология: социально-политические проблемы // Издательство С.-Петербургского университета, 1999. С. 213-225.
26. Дейнека О. С. Экономическая психология. // Издательство С.- Петербургского университета, 2000. С. 49»
27. Демин А. Н. Личность в кризисе занятости: стратегии механизмы преодоления кризиса. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2004. - С. 315.
28. Деркач А, А, Акмеологические основы развития профессионала, - М. : Издательство Московского психолого-педагогического института; НПО «Модек», 2004. С. 294-309,
29. Деркач А. А,, Зазыкин В, Г, Акмеология: Учебное пособие // СПб.: Питер, 2003. С. 161-166
30. Журавлев А. Л, Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования U Совместная деятельность: Методология, теория, практика. - М.: Наука, 1988. - С* 19-36.
31. Журавлев А. Л., Позняков В. П. Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия, - М., 1995.
32. Задорожнюк И. Е. Зозулюк А. В* Феномен риска и его современные экономико-психологические интерпретации // Психологический журнал, 1994. № 2 - С. 26-37.
33. Зазыкин В, Г. Психолого-акмеолошческие основы деятельности специалистов в особых условиях. Дисс. д. психол. наук, - М,: РАГС, 1994.
34. Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма,-М., 1993.
35. Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Менеджер: психологические секреты профессии. - М., 1992. - С. 168.
36. Израэль И. Психология мотивации или социология ограничений? // Альманах THESIS. Мир человека. 1993. № 5. С. 92-114.
37. Ильин Е. П. Сущность и структура мотива // психологический журнал, 1995. № 2. С. 27-41.
38. Карпов А. В. Проблемы принятия решения в трудовой деятельности // Психологический журнал, 1993. № 3, С. 3-14.
39. Карпов А. В. Психология принятия управленческих решений. М.: Юрист, 1998. С. 432.
162
40. Карпов А. В. Психология менеджмента. Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2006. С. 584.
41. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. С. 227.
42. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М.; МГУ,
1995,
43. Козелецхий Ю. Психологическая теория решений. М.: Прогресс, 1979. С. 503.
44. Козелецкий Ю. Человек многомерный. Киев: Лыбедь, 1991. С. 197.
45. Козиевская Е. В* Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих: Диссертация канд. психол. наук М.: 1998. С, 155.
46. Кон И. С Социология личности. - М.: Издательство политической литературы, 1967, С. 12-29.
47. Копченова Т, Н, Развитие волевой сферы кадров государственной службы - М.; МААН, 2000.
48. Корнева Л. Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вести. Ленингр. ун-та. - Сер. 6. - 1989. - Вып. 4, -№ 27.
49. Корнилова Т. В. Психология риска и принятия решений: Учебное пособие для вузов /- М.: Аспект Пресс, 2003. С. 126-148,
50. Корнилова Т. В. Диагностика мотивации и готовности к риску. М.: ИН’Т психологии РАН, 1997. С. 232.
51. Корнилова Т. В. Диагностика «личностных факторов» принятия решений//Вопросы психологии, 1994. № 6.-С. 99-109(a).
52. Корнилова Т. В. О типах интеллектуальных стратегий принятия решений //Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1985. № 3. - С. 69.
53. Корнилова Т. В. Риск и мышление Н Психологический журнал, 1994, №2. С. 20-32.
54. Корнилова Т. В,, Долпыкова А* А, Диагностика импульсивности и склонности к риску // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1995. № 3, С. 46-56.
55. Котик М. А. Психология и безопасность. - Таллинн: Валгус, 1981. -
С. 249.
56. Кочетков В. В., Скотникова И. Г. Индивидуально-психологические проблемы принятия решений. М. : Наука, 1993. С, 141.
57. Край Г. ? БокумД Психология развития - 9-с издание - СПб.: Питер 2006. - С. 940.
58. Кукосян О. Г. Профессия и познание людей. - Ростов: Иод-во Ростовского ун-та. 1981.
59. Кумбс К. X. Некоторые подходы к восприятию и оценке степени риска // Нормативные и дескриптивные модели принятия решений (по
163
материалам советско-американского семинара)/Под ред. Б. Ф. Ломова и др. М.: Наука, 1981. С. 51-65.
60. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. С. 303.
61. Леонтьев А. Н. Проблемы развитая психики. М.: МГУ, 1972. С. 575.
62. Леонтьев А. Н. Очерк развития личности. М. 1946,
63. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательности учения. /Известия АПН РСФСР. 1947, вып. 7.
64. Леонтьев Д. А, Психология смысла. - М.: Смысл, 2003. - С. 36.
65. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Калуга, 1994.
66. Липкина А, И. Критичность и самооценка в учебной деятельности // А. И, Липкина, Л. А. Рыбак.-М., 1968.
67. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984. - С. 444.
68. Ломов Б. Ф. Математика и психология в изучении процессов принятия решений /У Нормативные и дескриптивные модели принятия решений // Под редакцией Б. Ф. Ломова и др. М.: Наука, 1981. С. 5-20.
69. Лоуви Т, Риск и право в истории американского государства // Альманах THESIS, 1994. № 5. Риск, неопределенность, случайность. С. 253-267.
70. Лумаи Н. Понятие риска // Альманах THESIS. Риск. Неопределенность. Случайность. 1994. № 5* С. 135-160.
71. Личность и деятельность / Под ред. А. А. Крылова. - Л.: ЛГУ, 1982. - С. 200.
72. Малахов С. В. Основы экономической психологии. - М., 1992.
73. Маркова А. К. Психшогия профессионализма. М., 1996.
74. Мерлин В. С. Индивидуальный стиль общения П Вопр. психол. - 1982.-№4.-С. 26-36.
75. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992.
76. Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР И Под ред. Б. Г. Ананьева и др.: В 2 т. - М,, 1960.
77. НайтФ. Понятие риска и неопределенности П Альманах THESIS Риск. Неопределенность. Случайность. 1994. Вып. 5. С. 12-28.
78. Нейман Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведением.; Прогресс, 1970. С* 703.
79. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологичсской теории, - М : Мысль, 1971.-С. 351.
80. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности // М. : ТОО «Горбунок», 1992. - С. 223.
81. Петровский В. А. Личность в психологии; парадигма субьектности: Учебное пособие для студентов вузов // Ростов н/Д; Феникс, 1996. - С. 512.
164
82. Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М. : Наука, 1986. -
С. 225.
83. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятии.-М., Высшая школа, 1984.-С. 28.
84. Позняков В. П. Психологические отношения субъектов экономической деятельности (Монография). М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2000.
85. Проблемы экономической психологии. Том 1. И Отв. ред. А.Л.Журавлев, А.Б, Купрейченко. - М. : Изд-во «Институт психологии PAII», 2004. С.335-339.
86. Рощин С. К, Психология успешного предпринимательства в США // Психологичексий журнал. 1993. № 5. С. 98-109.
87. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира, - М. : Изд-во АН СССР, 1957.-С. 328.
88. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М. : Изд-во АН СССР, 1958. С. 147.
89. Садкова А. В. Формирование оптимальной профессиональной самооценки. - М.: МААН,1998.
90. Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // .Альманах THESIS. Мир человека. 1993. Лг° 5, С. 16-37,
91. Словарь практического психолога // Сост. С, Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998. - С. 800.
92. Солнцева Г, Н,, Корнилова Т.В, Риск как характеристика действий субъекта. М., 1999. С. 79.
93. Степанова Е. И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. - СПб.: Алетейя, 2000 г. С. 69.
94. Теплов В. М. Проблемы индивидуальных различий. - М: Наука, 1964.-С. 253.
95. Тихомиров О. К, Принятия решения как психологическая проблема // Проблемы принятия решения. М., 1976. - С. 77-81,
96. Тичи Н. Девана М. Лидер: реорганизации. М.: 1990.
97. ТупэреваЕ. В. Соотношение психологических процессов принятия и отвержения альтернатив в ходе социального выбора: Автореф, дис. кан. психол. наук, - Москва, 1995. - С. 120.
98. Уткин Э. А. Риск-менеджмент. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. - С. 288,
99. Хейне Пол. Экономический образ мышления. - М,: Дело, 1992.
100. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М. : Педагогика, 1986, Т. 1. С. 406.
165
101. ХизричР. Питерс М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1, Предприниматель и предпринимательство / Общ. ред. Загишвили B.C. - М. : Прогресс, 1991. - С. 160.
102. Черкасов В. В. Проблемы риска в управленческой деятельности Монография. -М,; «Рефл-бук»,К.; «Ваклер», 1999. С. 62-71.
103. Чернова Г, В., Кудрявцев А. А. Управление рисками: учеб. пособие. - М. : ТКВелби, Изд-во Проспект, 2005.С. 8-16.
104. Штайльманн Клаус. Новая философия бизнеса. Москва - Берлин: Московский издательский дом., 1998. Т 3. С. 127.
105. Шумейкер П. Модель ожидаемой полезности: разновидности, подходы, результаты и пределы возможностей // Альманах THESIS. Риск. Неопределенность. Случайность» 1994. № 5. С. 29-80.
306. ЭльконинД. Б, Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д. И. Фельдштейна. - М: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995, С. 416.
107. Эриксон Э. Детство и общество. Спб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.
108. Эриксон Э. Идентичность: юность. Спб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996,
109. Bovcrie P. Е. Gender, motivational forces, level of decision-making and risk-taking: A phenomenological study of risk-taking in college students // Dissertation Abstracts International. 1989. V. 50. P, 782.
110. Boverie P. E., Scheujfele D. L, Raymond E. L. Multimethodological approach to examining risk-taking// Current Psychology, 1994-1995, V. 13. N4. P. 289-302.
111. Bromley D. The Psychology of Human Aging. London, 1966.
112. Donald Sexton, Nancy Bowman. Personality luventory tor Potential Entepreners: Evaluation of a modified JPI/PRF-F Test Instniment-In: Proceedigs,
1985. Entrepreneurship Researchh Conterens, pp. 513-529.
113. Drefda] H. Kreativitat im Unterricht, - Munchen, 1979. - 270 s.
114. Edwards W. The theory of decision making // Psychological Bulletin, 1954. V. 51. P. 380417.
115. EckateinB. Der Begriff der Hochschuiedidaktik. In: Aktuelle Konzeption der Hochschuiedidaktik. - Munchen, 1974. - S, 86.
116. Empfehlungen des Wissenschaftsrates zu Organisation, Plaimuung und Forschung, - Tubingen, 1975. - S. 450.
117. Lerch H. J. Zum Zusammenhang zwischen Entscheidungsverhalten bei erner BemullbBefragung und Faetoren der Risikobereitschaft // Psychologische Beitrage, 1994, Bd. 29. S. 575-586.
118. Franz F., LinkeH. Praxisbezug - ein Kematuck der Studienreform. DUZ, Bonn, № 18. - S. 584.
166
119. FromLohn Hersbey and Paul Schoemaker, «Risk Taking and Problem Context Expected Utility Analysis», Journal of Risk and Insurance, vol. 47. Copyright American Risk and Insurance Association. Used with permission. All rights reserved.
120. FullgrabeU. Wege der Begabungsforderung. - Die Hobere Schule, 1979. №4, 8. - S. 161-174.
121. V, Kagan, J. Reflektion-impulsivity and reading ability in primary grade childreaVChild Development. 1965. V. 36. P. 609-628.
122. Golell C,, Domino G. Humor preferences and Creativity, - J. of Creative Behavior,Buffalo/N.Y./, 1980, voL14, № 3,-P. 215-221.
123. Gough H. G. Free responses and their relationship to scientific creativity. -Journal of creative behavior. - Buffalo, 1985, vol. 19, № 4. - P. 27-32.
124. Grootfor H. H.? Stallman M, Neues Padagogisches Lexicon. - Stuttgart // BerlinKreuz-Verlag, 1971.-S. 724.
125. Guilford J. P. A Paychometric Approach to Creativity. In: Creativity in Childhood and Adolascene. A Diverdity of Approaches. Informational Bull., 1952. №3.- P. 48-61.
126. Jun. Charakter; Ein Beitrag zur Diskussion eines alten Themas. Berlin VEB Verlag Volk und Gesnndheit, 1987. S. 224.
127. Junis 1. L., Mann L. Decision making: A psychological analysis of conflict, choicc and commitment N.Y,: Free Press, 1977, 312 p,
128. Kagan J. Reflektion-impulsivity and reading ability in primary grade children // Child Development. 1965. V. 36. P. 609-628.
129. Kahneman D,, Tversky A. Choices, volues an frames // American Psychologist. 1984, Vol 39, pp. 291-347.
130. Kahneman D,t Tversky A. Judgment under uncertainty: heuristics and biases// Science. 1981, Vol. 211, PP. 453-458.
131. Kahneman D,, Tversky A. Prospect theory: an analysis of decision under risk conometrica, 1979,, Yol 47, PP, 263-291.
132. Kahneman D., Tversky A. The framing of and the psychology of choice // Science. 1981, Vol, 211. PP, 453-458.
133. Kehler J. Didaktik eines Studienefonnmodells. - Verlag: Weinheim und Basel Belts, 1973.-S.212.
134. KilhbergerA. Risiko und Unsicherheit: Zum Nutzen des Subjective Expected Utility Modells // Psychologische Rundschau. 1994. Bd. 45. S, 3-23,
135. KuhbergerA. Risiko und Unsicberhcit; Zum Nutzen des Subjective Expected Utility Modells// Psychologische Rundschau. 1994. Bd. 45, S. 3-23.
136. Leary T. Interpersonal diagnosis of personality. - New York: Ronald Press, 1957.
137. Levinson D. (1986). A conception of adult development. American Psychologist, 41,3-13.
138. Slovic P. Perception of risk, 1987. Scince, 236, S. 280-285.
167
139. SlovicP., FischhoffB., & LichtensteinS. (1982b). Response mode, framing, and information-processing effects in risk assessment. In R. M. Hogarth (Ed.). New directions for methodology of social and behavioral science: Question framing and response consistency (No. 11). San Francisco: Jossey-Bass.
140. Slovic P., Fischhoff B., & Lichtenstein, S. Facts versus fears: Understanding perceived risk, in D. Kayneman, P. Slovic, & A. Tversky. Judgment under uncertainty: heuristics and biases // Science. 1981.
141. Slovic P. Informing and educating the public about risk // Risk Analysis.
1986. V. 6. N4. P. 403-415.
142. SlovicP, Perception of risk from radiation / W. K. Sinclair (Ed.) Radiation Protection Today - The NCRP at Sixty Years, f 990. P. 73-97,
143. Super D. E. The psychology of careers, - New York: Harper&Row,
1957.
144. Super D. E. A life-span, live space approach to career development // Career Choice and Development / Ed. By D. Brown, L. Brooks 2nd ed. San Francisco: Jossey-Bass, 1990.P. 1967-261.
145. Sternberg R. J. Implicit theories of intelligence, creativity, and wisdom // Journal of Personality and Social Psychology, 1985. V. 49. P. 607-627.
146. Tversky A. Elimination by aspects: a theory of choice // Psychological Review, 1972, Vol. 79. PP. 281-299.
147. Tversky A. Constmrtiv decision theoiy // Tnterdisciplinaiy approaches to the study of economic problems. IAREP/SASE Conferens. Volume of Abstracts. Stocholm, jime 16-19,1991. P. 28.
148. WangZ., Zhong /.The effects of decision support information on decision-making patterns in systems development // Ergonomics. 1992. V. 35. N4, P. 457-465.
149. WenkeH. Die Vorlesungin Vtrgangenheit und Gegenwart des Akademischen Unterrichte. - In: Didactic.
150. Wolfram H. Der Entscheidungs-Q-Sort (EQS) als Methode in der Neu- rosendiagnostik/Neurosendiagnostik (Hrsg.), J. Helm, E. Kasielke & J, Mehl. Berlin: V.