Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение конфликтных ситуаций в курсе истории России в основной школе

Работа №39594

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы57
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
484
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения конфликтных ситуаций в курсе истории России в основной школе 10
1.1. Историко-культурный стандарт как основа преподавания истории в основной школе 10
1.2. Анализ учебников по истории России для основной школы 14
1.3. Изучение конфликтных ситуаций в курсе истории России в основной школе 21
Глава 2. Анализ изучения конфликтных ситуаций в курсе истории России в основной школе на примере темы: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» в 9 классе 29
2.1. Формы и методы изучения конфликтных ситуаций на примере Великой Отечественной войны 1941-1945 гг 29
2.2. Разработка урока и внеклассного мероприятия на тему: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» в 9 классе 33
Заключение 48
Список использованных источников и литературы 50
Приложение 54

Актуальность темы. В России всегда конфликты оказывали решающее влияние на судьбу страны. Вспомнить хотя бы Великую Отечественную войну, унесшую более 20 млн. жизней, уничтожившую, возможно, лучшую часть генофонда, погубив самых сильных, смелых, умных молодых людей. Войной было разрушено много городов, сел, порождена огромная армия сирот и беспризорных, и вместе с тем война как общая беда сплотила людей, укрепила их дух, сделала их истинными патриотами отечества. Как отмечают А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов, «в России на всех этапах развития конфликты оказывали не просто заметное, а, как правило, решающее влияние на ее историю. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, межличностные и межгрупповые конфликты в организациях, убийства, бытовые и семейные конфликты, самоубийства как способы разрешения внутриличностных конфликтов - основные причины гибели людей в нашей стране. Конфликт был, есть и в обозримом будущем будет решающим фактором, влияющим на безопасность России и ее граждан» .
Актуальность определяется тем, что само понятие конфликтной ситуации в истории России для школьника очень сложно для восприятия. Скорее всего, это происходит потому, что дети в эпоху разнообразных гаджетов, мало заинтересованы в изучении прошлого своей страны, своего народа. Хотя, одно из требований ФГОС второго поколения подразумевает развитие мыслительной активности учащихся, включающую умение искать, анализировать, обобщать, применять, интерпретировать информацию, содержащуюся в различных источниках, о событиях и явлениях прошлого и настоящего . То есть, учащиеся должны научиться мыслить, ставить перед собой проблему и постараться ее решить. Но как показывает практика, учащиеся не умеют выделять причины, приведшие к тем или иным историческим событиям, и тем самым не понимают на фоне каких событий и почему возникали конфликтные ситуации. Поэтому нами предлагается методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг.» в 9 классе, что позволяет учителям более детально и эффективно донести до учащихся не только само понятие «конфликтная ситуация в истории», но и на конкретном примере показать ее возникновение. Также на основе нашей разработки можно составить мероприятия и по другим событиям, которые будут вписываться в тему данного исследования.
Обзор литературы и источников. Основными источниками для написания работы стали: Федеральный закон «Об образовании» от
29.12.2012г. № 273-ФЗ , Историко-культурный стандарт Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории , Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) , Примерные программы Министерства образования РФ средней образовательной школы по истории .
Так как в рамках исследования необходимо было проанализировать учебные пособия по истории России XX века, на предмет описания конфликтных ситуаций, то нами были использованы учебники под редакцией Н.В. Загладина, С.И. Козленко, С.Т. Минакова, О.А. Петрова «История России XX - начало XXI вв.» , Н.В. Загладина «Учебник Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX в. 10-11 класс» ,
История России XX - начало XXI века под редакцией А. Данилова, Л. Косулиной, М. Брандта
Для разработки конспектов урока и внеклассного мероприятия, а также для выявления основных форм изучения конфликтных ситуаций, на примере темы «Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг.», были использованы электронные версии журналов «История. Всё для учителя» за 2014- 2016 годы и «Преподавание истории в школе» .
Важное значение для раскрытия проблемы преподавания темы конфликтных ситуаций в 9 классе стала периодическая печать. Прежде всего, журнал «История в школе» , в котором учёные, чиновники и учителя обсуждают современные проблемы преподавания, делятся опытом, раскрывают концептуальные направления изучения разнообразной проблематики в школе в связи с новыми подходами в рамках Федерального стандарта второго поколения.
В статье А.О. Нагимовой содержится представление об универсальной схеме графического выражения ассоциативного мышления на уроках истории при изучении военных конфликтов, есть обоснование, почему выбрана именно эта педагогическая методика, автор подробно знакомит со структурой универсальной схемы, имеются методические рекомендации для учителей- предметников, приводится технологическая карта урока с использованием универсальной схемы .
Статья И.С. Манюхина посвящена анализу содержания Историко-культурного стандарта, как научного ядра школьного исторического образования. Рассмотрены его структура, объем, основные подходы и возможность реализации стандарта на практике. Выявлены трудности в освоении содержания, связанные с большим объемом усвоения необходимой информации, несбалансированностью этого объема содержания по годам обучения. Отмечены объективность стандарта в освещении истории России и его роль в борьбе с ее фальсификацией .
Для раскрытия понятий «конфликт» и «конфликтная ситуация» была использована книга «История конфликтологии» . Благодаря ей, нами были рассмотрены понятия «конфликт в истории», «конфликтная ситуация.
А. Ожиганова, В. Кузнечевский, В. Филянов рассматривают особенности переосмысления войны современными авторами учебников, вплоть до искажения действительности. Много споров в педагогической печати находиться по вопросам качества учебников по истории основной школы.
Интерес представляют учебные пособия С.Н. Захаровой «Гражданином быть обязан» , пособие Т.Н. Максимова «Классные часы» . В них содержится информация о методах и формах раскрытия исторических событий и фактов на уроках истории.
В сборнике под редакцией Е.В. Симоновой представлены статьи участников семинара, посвященного современным тенденциям, перспективным индикаторам исторического образования на разных уровнях общего и профессионального образования в современной России. Изложены различные точки зрения на организацию и содержание преподавания исторических дисциплин на основе федеральных государственных образовательных стандартов и Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории (составной частью которой является Историко-культурный стандарт) .
Также использован сборник «Новые подходы в обучении истории и обществознанию в условиях перехода на ФГОС и Историко-культурный стандарт» , который был подготовлен по итогам региональной научнопрактической конференции «Новые подходы в обучении истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС и ИКС», состоявшейся в ТОИПКРО 14 декабря 2015 года. В сборник вошли статьи и тезисы учителей истории и обществознания Томской области, в которых анализируется опыт обучения истории и обществознанию, определяются проблемы обучения в связи с переходом на ФГОС и Историко-культурный стандарт .
Таким образом, проанализировав литературу, можно сделать вывод, что большая часть источников по рассматриваемому вопросу - это законодательные акты, постановления, учебные рабочие программы. Что касается уровня изученности темы в списке научно-исследовательской литературы, можно сказать о том, что накоплен значительный опыт в изучении истории Великой Отечественной войны. Однако, отсутствуют комплексные, обобщающие труды по практическому применению методов и приемов обучения учащихся выявлению конфликтных ситуации в историческом процессе. Проблема остается спорной, малоизученной и актуальной.
Объект исследования: преподавание истории России в основной школе.
Предмет исследования: конфликтные ситуации в истории России.
Цель: исследовать изучение конфликтных ситуаций в процессе
обучения истории России на примере темы: «Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг.» в 9 классе.
Исходя из цели данной работы, нами были поставлены следующие задачи:
- исследовать Историко-культурный стандарт, как основу преподавания истории в основной школе;
- проанализировать учебники по истории России для выявления тем и заданий, содержащих информацию о конфликтных ситуациях;
- показать формы и методы изучения конфликтных ситуаций на примере Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.
- разработать урок и внеклассное мероприятие на тему «Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг.» в 9 классе.
Хронологические рамки исследования охватывают период Великой Отечественной войны (22 июня 1941 - 9 мая 1945 гг.).
Гипотеза. Основываясь на знаниях, полученных при изучении темы «Конфликтные ситуации» в курсе истории России, каждый ученик получит возможность самостоятельно анализировать события периода Великой Отечественной войны. Расширив свой кругозор о событиях 1941-1945 гг. делать выводы, высказывать собственное мнение. В конечном итоге получит не только знания связанные с отдельными историческими фактами, а умение обрабатывать, переосмысливать полученную информацию.
Методологической основой работы являются принципы историзма, объективности и системности исторического процесса. При работе по систематизации материала применялись формально-типологический и сравнительный методы. При помощи этих методов сравнивались конфликтные ситуации между лидерами держав, между народами и внутри семьи в годы Великой Отечественной войны.
Метод педагогического исследования - изучение опыта работы педагогов, представляющий собой организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С помощью этого метода был составлен конспект внеклассного мероприятия на тему «Конфликтные ситуации Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.» в 9 классе.
Научная новизна работы заключается в попытке комплексного анализа проблемы с учетом доступных источников и литературы. Несмотря на значительное количество исследовательской литературы, написанной по данной теме, она до сих пор остается актуальной ввиду отсутствия комплексных работ по формам и методам преподавания конфликтных ситуации в школе.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее материалов в учебном процессе в школе в курсе истории России и обществознания, а также во внеклассной работе. Также результаты исследования можно использовать при подготовке научных докладов, для выступления на конференциях, в дальнейшей исследовательской работе.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При выполнении выпускной квалификационной работы по теме «Изучение конфликтных ситуаций в курсе истории России в основной школе (на примере Великой Отечественной войны)» была проделана следующая работа.
Определена актуальность темы, которая состояла в том, что с введением ФГОС второго поколения появились новые требования к развитию учащихся, а также сложностью изучения и понимания учащимися темы конфликтных ситуаций в России.
Подводя общий итог, можно сказать, что, предмет «История России», как одна из центральных общественных дисциплин в школе, призвана формировать не только знания о важнейших событиях в жизни нашего государства, о людях, служивших развитию и укреплению его, но и закладывать нравственный фундамент будущих граждан страны, формировать чувство патриотизма.
В связи с этим особое место в программном материале отводится теме Великой Отечественной войны. Задача учителя - донести до своих воспитанников правду о героических и трагических днях; раскрыть истоки фальсификации ряда условных понятий, представлений о прошедшей войне и роли советского народа в победе над фашизмом.
Реформирование образования, особенно в преподавании гуманитарных дисциплин, на примере изучения «Истории России» в основной школе, явно видны те недостатки, проблемы, с которыми сталкивается учитель, ведущий предмет. Прежде всего - это отсутствие стабильного учебника, недостаточное количество часов, отведенных на ведение разделов, в том числе «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» на уроке, факультативных занятиях, спецкурсах; в разработке национально-региональных компонентов, раскрывающих события Великой Отечественной войны.
Сегодня учитель методически вооружен ФГОС второго поколения и Историко-культурным стандартом. Перед ним поставлена приоритетная цель не передачи суммы знаний, а развитие личности с патриотическими и гражданскими качествами. В связи с этим досконально расписана модель выпускника школы, который должен овладеть системными историческими знаниями; уметь сопоставлять и оценивать различные исторические версии в мировой истории.
При написании выпускной квалификационной работы возникла необходимость разработки урока и внеклассного мероприятия на тему: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»., основной целью которой является изучение конфликтных ситуаций приведших к войне.
Во время создания внеклассного мероприятия были поставлены следующие задачи, а именно объяснение понятия конфликтной ситуации в истории, умения работать с текстом документа (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи).
Таким образом, в ходе осуществления работы гипотеза подтвердилась на основе проведения внеклассного мероприятия и урока, что позволило развить способность критически анализировать прошлое и делать собственные выводы на основе самостоятельной работы с историческими источниками по Великой Отечественной войне. При этом основной целью учителя, являлось развить у учеников чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия и непринятие зла.


1.1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. ХХ век. 2-е изд. - М., 1996. - 366 с.
1.2. Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестков В.А. История Отечества. ХХ век. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. - М., 2015. - 640 с.
1.3. Загладин Н.В., Симонян Н.А. История Отечеств XX - начала XXI века: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений. - 7-е издание. Исправленное и дополненное. - М.: ТИД «Русское слово-РИ, 2013. - 480 с.
1.4. Историко-культурный стандарт // Концепция единого учебнометодического комплекса по Отечественной истории // http://histrf.ru/ru/biblioteka/book/kontsieptsiianovogho- uchiebnomietodichieskogho-komplieksa-po-otiechiestviennoi-istorii
1.5. История Отечества. 1939-1996 гг. Учебник для 9 класса / Под ред. В.П. Денисенко, В.С. Измозик, В.П. Островский, В.И. Старцев. - СПб., 1998. - 375 с.
1.6. Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории //https://mosmetod.ru
1.7. Отчет по педагогической практике//Личный архив Сагитовой А.И.
1.8. Примерная основная образовательная программа основного общего
образования / одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Пр. от 8.04. 2015 г. № 1/15) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: mosmetod.ru/metodicheskoe-
prostranstvo/documenti/primernaya-osnovnaya-obraz-programa-osnovnogo- obshego-obrazov.html. - С.70,71.
1.9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// Консультант Плюс. 10.01.2013
1.10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: [утв. Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897] // http://base.garant.ru.
II. Литература
2.1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 2010. - 285 с.
2.2. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации учащихся.- М.: Логос, 2016. - 184 с.
2.3. Бобылев П.Н. К какой войне готовился генеральный штаб РККА в 1941 году? // Отечественная история. - 1995. - №5. - С.3-20.
2.4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: основы профессионального мастерства. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 160 с.
2.5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории.
- М.: ВЛАДОС, 2013. - 384 с.
2.6. Галлямова Л.И. Новые подходы к изучению истории Великой Отечественной войны в современной российской историографии // Россия и АТР. - 2010. - №3. - С. 24-31.
2.7. Гареев М.А. Неоднозначные страницы войны: (очерки о проблемных вопросах истории Великой Отечественной войны). - М., 1995. - 320 с.
2.8. Геращенко С.А. Проблема отношения и российских школьников к изучению Отечественной истории. - М., 2011. - 227 с.
2.9. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе.
- М.: Просвещение, 2012. - 208 с.
2.10. Дьяков Ю.Л. Горькое чувство истории: за ошибки власти расплачивается народ // Война 1941-1945 годов: современные подходы. - М.: Наука, 2005. - С.76-101.
2.11. История России. IX - XX вв. Пособие по отечественной истории для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. М.М. Шумилова. - СПб., 1995. - 91 с.
2.12. Квитка А.В. Технология проблемного обучения на уроках истории // Концепт. - 2014. - Т. 12. - С. 606-610.
2.13. Колосков А.Г. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение, 2013. - 248 с.
2.14. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах таблицах, описаниях: практическое пособие для учителей. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 192 с.
2.15. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методики преподования истории в школе. - М.: ВЛАДОС, 2016. - 272 с.
2.16. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., Мироненко С. В. История России. XX - начало XXI века. - М.: «Просвещение», 2013. - 420 с.
2.17. Методика преподавания истории в средней школе. Учебное пособие / Под ред. С.А. Ежова, И.М. Лебедева, А.В. Дружкова - М.: Просвещение, 2014.
- 272 с.
2.18. Методика преподавания истории в школе / Сост. И. В. Берельковский, Л. С. Павлов - М.: Проматур, 2011. - 336 с.
2.19. Методика преподавания истории / Под ред. М. Батретдинова. - М., 2013.
- 192 с.
2.20. Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие. - Калининград: Калинингр. ун-т., 2015. - 95 с.
2.21. Островский В.П., Уткин А.И. История России. ХХ век. - М., 1995. - 512 с.
2.22. Стрелова О.Ю. Современный урок истории // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2015. - № 10. - С. 28-32.
2.23. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 240 с.
2.24. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в русской школе XIX - начала ХХ в: Монография. - М.:Прометей, 2016. - 236 с.
2.25. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М., 2000. - 240 с.
2.26. Хораськина Р.И., Шувалова Е.М. Теория и методика обучения истории: учебно-методическое пособие. - Казань: Казан. ун-т, 2016. - 78 с.
2.27. Чариев Т. Эффективные методы обучения истории // Молодой ученый. - 2017. - №15. - С. 654-656.
2.30. Щетинов Ю.А., Жуков Л.В. Методические рекомендации по изучению истории России. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2013. - 420 с.
2.31. Щетинов Ю.А. История России. XX век. Пособие для уч-ся гимназий, лицеев, абитуриентов и студентов ВУЗов. - М., 1995. - 312 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ