Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ МЕТОД В РАМКАХ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА»

Работа №39591

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
554
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ 9
§1. Сущность частично-поискового метода обучения, его виды и формы 9
§2. Технология частично-поискового метода обучения на уроках истории 34
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 ГОДА» 41
§1. Роль и место темы «Великая Отечественная война 1941-1945 года» в школьном курсе истории 41
§2. Методические особенности использования различных форм частично-поискового метода обучения при изучении темы «Великая Отечественная война 1941-1945 года» 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69

Рассматривается урок в школе как исследование школьниками по заданной теме. В нашем случае - по теме Великой Отечественной войны.
Актуальность темы. Применение эвристического метода на уроках истории является актуальной задачей, так как в современных условиях приходится работать с большими объёмами информации. Традиционные методы обучения не позволяют быстро обрабатывать, и воспринимать на уровне знаний большие информационные объёмы.
Характеристика научной литературы относительно применяемых методов приведена в первом разделе. В целом есть общее согласованное мнение о классификации и области применения методов. Наиболее системно и полно востребованные в моей теме виды, формы, технологии реализации методов изложены в работах Андрея Викторовича Хуторского.
Характеристика исторических источников отображена во втором разделе. Благодаря линейному распределению исторических дисциплин в курсе школьной программы, появилась возможность подробно излагать исторические материалы в учебниках старших классов. В прежние годы центр тяжести в преподавании истории был смещён на младшие и средние классы. При выборе базовых для целей работы учебников применялись следующие три формальных критерия: учебник должен быть «свежим» - изданным в последние три года; должен удовлетворять критериям единого учебника истории, должен соответствовать требованиям ФГОС - федерального государственного образовательного стандарта. Далее дана характеристика четырёх учебников истории, которые определены как базовые по этим критериям.
1. Учебник для общеобразовательных организаций, под редакцией А.В. Торкунова. Авторы М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков, И.С. Семененко, А.Я. Токарева, В.Н. Хаустов, О.В. Хлевнюк, В.А. Шестаков. История России, в трёх частях. Часть вторая, 10 класс, ФГОС. Издан в 2016
году в издательстве «Просвещение». Тема Великой Отечественной войны изложена в отдельной главе, на семидесяти страницах.
Предельно корректно, связно и полно излагаются материалы. Значительное место уделено духовным аспектам, формированию у обучающихся гражданской идентичности и патриотизма. Продуманное художественное оформление заставляет относиться к учебнику как к коллекционному экземпляру художественных и документальных произведений. Иллюстрации содержат реальные, не постановочные сюжеты. Качество изображений превосходное.
Методический аппарат предусматривает применение разнообразных форм и методов обучения, разного уровня сложности. Предусмотрены вопросы для работы с картографическим материалом. Карты чёткие, во время просмотра хорошо видны события. Содержит документы с выступлениями. Приводятся цитаты документов, сразу же следуют развивающие вопросы. Есть задания и вопросы (задания не обязательны для выполнения). Есть задания, в которых представлены спорные точки зрения учёных о тех или иных событиях военного времени. Это обстоятельство особенно ценно для реализации эвристического метода. В конце учебника есть обширный справочный материал.
Этот учебник следует рассматривать как основной, поскольку удовлетворяет всем трём критериям, содержит наиболее ёмкие и качественные данные по интересующей нас теме.
2. Учебник для общеобразовательных организаций «История России XX - начало XXI века», 9 класс. ФГОС, Авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. Издан в 2013 году в издательстве «Просвещение». Тема Великой Отечественной войны изложена в отдельной главе, на сорока шести страницах.
Учебник. — В 3-х частях. — М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков, И.С. Семененко, А.Я. Токарева, В.Н. Хаустов, О.В. Хлевнюк, В.А. Шестаков. — М.: Просвещение, 2016. — 175 с.
Приводятся исторические факты, объективные комментарии.
Удовлетворяет концепции единого учебника истории. Методический аппарат учебника включает вопросы и задания двух уровней сложности. При иллюстрировании использованы архивные фотоматериалы. Каждая тема сопровождается цитатами из исторических документов.
Не выполняется одно из трёх формальных требований - учебник издан шесть лет назад. Следует ожидать нового издания этой замечательной книги.
3. Учебник «История России. Начало XX - начало XXI века». Авторы О.В. Волобуев, С.П. Карпачёв, П.Н. Романов, 10 класс. Издан в 2016 году в издательстве «Дрофа». Тема Великой Отечественной войны изложена в отдельной главе, на пятидесяти четырёх страницах.
Автор отмечает что текст учебника направлен на то чтобы школьник не получал ответы на готовые вопросы, а чтобы у него у самого появлялись вопросы в ходе изучения. Учебник содержит вопросы, заставляющие размышлять.
В основе методики учебника лежит системно-деятельностный подход, способствующий формированию умений самостоятельно работать с информацией. Предлагается не заучивать готовые ответы на чужие вопросы, а учиться самим задавать вопросы, искать свои варианты ответов. Подача исторических документов сгруппирована так, что возникают вопросы, ответ на которые раскрывает тему занятий. Иллюстрации, сопровождающие документы, способствуют этому процессу. Не внушаются «единственно верные» формулировки. В конце каждой главы предлагаются темы для проектной деятельности. Они рассчитаны на поиск и презентацию дополнительной информации.
Отсутствует гриф соответствия ФГОС. Значительный объём материалов о Великой Отечественной войне, а также структура, благоприятная для эвристического метода, делают этот учебник ценным для целей дипломной работы.
4. Учебник для общеобразовательных организаций, под редакцией С.П. Карпова. Авторы А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко. История России XX - начало XXI века, 11 класс. Издан в 2013 году, в издательстве «Просвещение». Великой Отечественной войне посвящена одна тема, на тридцати восьми страницах, в изложении профессора МГУ Сергея Мироненко.
Учебный материал ориентирован на применение проблемного метода в обучении. В конце каждого параграфа формируется проблема в виде вопроса. Делается акцент на понимание причинно-следственных связей, осознание мотивов деятельности человека в истории.
Авторы старались излагать факты истории такими, какие они есть, не домысливая и не подгоняя их под идеологические схемы. Не избегали острых и дискуссионных вопросов, противоположных точек зрения на одни и те же факты, события, явления.
Этот учебник не удовлетворяет сразу нескольким формальным критериям - давний год издания, отсутствие грифа. Объём по интересующей нас теме также наименьший из четырёх рассмотренных вариантов. Ценным является то, что излагаются альтернативные точки зрения на исторические события. Это может быть востребовано в рамках эвристического метода.
Объект исследования: преподавание исторических дисциплин в школе.
Предмет исследования: адаптация частично-поискового метода к теме Великой Отечественной войны.
Гипотеза. На основе анализа литературы и практических данных, предполагается, что частично-поисковый метод способствует эффективному усвоению материала учащимися.
Методологическая база включает варианты эвристического метода, в их исторической ретроспективе и современном состоянии как в России, так и в других странах. Таким образом, сформирована наиболее полная карта вариантов эвристических методов, из которых последовательно отобраны варианты, наиболее полно удовлетворяющие условиям школьного образования. В дальнейшем выбранные методы дополнительно адаптированы для преподавания темы «Великая Отечественная война».
Целью работы является адаптация частично-поискового метода к теме Великой Отечественной войны в условиях преподавания школьникам исторической дисциплины.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
- обзор вариантов частично-поискового метода;
- определение предпочтительной технологии реализации метода;
- определение предпочтительных источников исторических материалов;
- разработка учебных материалов для школьников.
Новизна работы заключается в предложенном варианте адаптации частично-поискового метода к теме Великой Отечественной войны в условиях преподавания школьникам исторической дисциплины.
Дано объяснение эффективности эвристического метода по сравнению с традиционным методом, с позиций особенностей человеческого восприятия, в условиях больших информационных потоков.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что разработаны учебные материалы для занятий на уроке.
Структура исследования отображается двумя главами.
В первой главе выполнен обзор вариантов частично-поискового метода; определена предпочтительная технология реализации метода.
Во второй главе показано, как сочетанием частично - поискового метода и темы Великой Отечественной войны решается проблема патриотического воспитания на основе исторического познания. Проблема обусловлена фальсификацией исторических событий при изложении новых исторических данных в условиях информационного общества. Решению проблемы способствует возможность общения с очевидцами военных событий. Такую возможность необходимо предусмотреть при разработке учебных материалов в частично-поисковом методе. Также для решения проблемы предложена концепция восприятия исторических событий, вынесенная в приложение.
Определены предпочтительные источники исторических материалов; разработаны учебные материалы для школьных уроков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современный этап развития эвристического метода обучения начинается со второй половины XX в. и связан с появлением фундаментальных исследований венгерского математика и педагога Д. Пойа.
В России существуют устойчивые традиции применения эвристического метода. Исторически прослеживается «тяготение» эвристического метода к традициям западной школы. Восточные культуры воспринимают этот метод в той степени, в которой это необходимо для взаимодействия с западным миром.
Актуальность эвристического метода в современных условиях лишь возрастает. Это объясняется возрастающей востребованностью интеллекта в современном обществе. Эвристический метод представляется наиболее естественным для интеллектуального развития.
Для целей добросовестного изучения в школе темы Великой Отечественной войны, рекомендуется применять эвристический метод изучения, в активном варианте, исключая варианты мозгового штурма и многомерных матриц. Метод предполагает доверие между учеником и учителем, определённый уровень подготовленности ученика, запас разносторонних знаний учителя.
Предпочтительной формой реализации метода является беседа. В качестве настольной книги рекомендуется монография А.В. Хуторского «Дидактическая эвристика».
В исторической науке в целом удалось согласовать порой противоречивые взгляды разных учёных и создать единый учебник истории. Существует полный гармонизованный комплект учебных материалов, включающий также рабочую тетрадь, справочно-методическое пособие, электронные ресурсы. В ходе выполнения дипломной работы предложен дополнительный вариант гармоничного восприятия исторических событий.
Выполнена адаптация вариантов эвристического метода к трагическим, противоречивым историческим темам, таким, как Великая Отечественная война. На частном уровне адаптация выполнена разработкой учебных материалов, ориентированных на участие очевидцев - современников военных лет. На общем уровне адаптация выполнена применением предложенной в работе концепции исторического восприятия, выявляющей математическую закономерность исторических событий, делающей события предсказуемыми, восприятие - гармоничным. Концепция представлена в приложении.
Сформированы технологии, необходимые для реализации эвристического метода на уроке истории. Эти технологии были применены при разработке учебных материалов.


1. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., История России. 9 класс. Учебник. 2 часть. [Электронный ресурс] / Электрон. Текстовые, граф. дан. (842 КБ). — Режим доступа: https://znavka.pro/uchebniki/9-klass/istoriva-rossii-9-klass-uchebnik- arsentev-danilov-2-chast/ . — Данные соответствуют 04.04.2019.
2. Анализ методологии преподавания в университетах США. [Электронный ресурс] / Электрон. Текстовые, граф. дан. (583 КБ). - Режим доступа https://articlekz.com/article/13786 . - Данные соответствуют 21.05.2019.
3. Андреев, В.И. Эвристика для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - 2-е издание. - Казань.: Академия, 2014. - 237 с.
4. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Методическое пособие. М., 1981.
5. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. История России XX-начало XXI века. 9-ый класс. Учебник. Издательство «Просвещение» - 2013 г., 419 с.
6. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. Учение о методах. Теория урока. - М.: Просвещение, 2014. - 431 с.
7. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. - М. Просвещение, 2014. - 132 с.
10. Вентцсль К.Н. Новые пути воспитания и образования детей. М., 1910. С. 34.
11. Возможности интерактивных методов обучения, используемых в США, в передаче четырех элементов содержания образования. [Электронный ресурс] / Электрон. Текстовые, граф. дан. (267 КБ). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-interaktivnyh-metodov-obucheniya- ispolzuemvh-v-ssha-v-peredache-chetvreh-elementov-soderzhaniva-obrazovaniva . - Данные соответствуют 21.05.2019.
12. Воловичков Г.Г. ЕГЭ. История. Пошаговая подготовка. Издательство: Эксмо- Пресс, 2018 г., 288с.
13. Волобуев О.В., Карпачёв С.П., Романов П.Н. История России. Начало XX - начало XXI века. 10 класс. Учебник. - Издательство «Просвещение» - М: 2016 г., 369 с.
14. Вяземский Е. Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителей общеобразоват. учреждений (работаем по новым стандартам)/ Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. М.: Просвещение, 2012.
15. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории / Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова. М.: Владос, 2013. - 382с.
16. Данилов А.А., Горинов М.М. История России XX-начало XXI века. 10-ый класс. Учебник. Издательство «Просвещение» 2016 г. 419 с.
17. Данилов А. А. История России. Школьный словарь-справочник : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов. — М. : Просвещение,
2018. — 192 с.
19. Диривянкина О.В. Становление, сущность эвристического обучения в педагогической науке и практике . [Электронный ресурс] / Электрон. Текстовые, граф. дан. (533 КБ). - Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/stanovlenie- suschnost-evristicheskogo-obucheniva-v-pedagogicheskov-nauke-i-praktike . - Данные соответствуют 07.02.2019.
20. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956. С. 90.
21. Залесова Н.В. Эвристические методы и приемы как средство развития познавательного интереса учащихся. [Электронный ресурс] / Электрон. Текстовые, граф. дан. (503 КБ). - Режим доступа:
https://docviewer.vandex.ru/view/7152378/?*=hSxRgb%2FJGAoL7aA1 ej 120s%2FH BkV7 ...— Данные соответствуют 08.02.2019.
22. История России, в трёх частях. Часть вторая. 10 класс. Учебник / Под редакцией А.В. Торкунова . - Издательство «Просвещение» - М: 2016 г., 178 с.
23История России XX - начало XXI века, 11 класс/ Учебник / Под редакцией С.П. Карпова. - Издательство «Просвещение» - М: 2016 г., 176 с.
24. Каптеров П.Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе // Антология педагогической мысли России. [Электронный ресурс] / Электрон. Текстовые, граф. дан. (587 КБ). - Режим доступа:
https://docviewer.yandex.ru/view/7152378/?*=Q1 geIMcEhtk21 XY49FezCrsG... - Данные соответствуют 07.02.2019.
25. К вопросу об эвристических методах обучения в современной российской и зарубежной школе. [Электронный ресурс] / Электрон. Текстовые, граф. дан.
(584 КБ). - Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ov- evristicheskih-metodah-obucheniya-v-sovremennov-rossivskov-i-zarubezhnov- shkole . - Данные соответствуют 21.05.2019.
26 . Кишенкова О.В. Новейшая история. Методическое пособие. - М.: Дрофа,
2015. 175 с.
27. Крикун Е.Л. Теория и методика обучения истории: курс лекций. - Мурманск: МГГУ, 2015. - 278 с.
28. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970. С.
12, 13.
29. Кужель С.И. История. Наглядный справочник для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. - Москва, ЭКСМО, 2018, 320 с.
30. Мохарт Е. Н. Эвристическое обучение как средство развития творческих способностей школьников. [Электронный ресурс] / Электрон. Текстовые, граф. дан. (931 КБ). - Режим доступа:
https://docviewer.yandex.ru/view/7152378/?*=Kw4XGxlie24AhGuWkMzr4wJlDVl 7 ... — Данные соответствуют 04.02.2019.
31. М.Т. Студеникин. Эвристическое обучение в дореволюционной школе России. [Электронный ресурс] / Электрон. Текстовые, граф. дан. (503 КБ). - Режим доступа: http://pish.ru/blog/archives/3586 . - Данные соответствуют
21.05.2019.
32. Методика преподавания математики в средней школе/В. М. Брадис. - М.: Госуд. уч. -пед. изд-во МП РСФСР, 1954. - 504 с.
33. Методы обучения в ретроспективе образовательного процесса Европы и России. [Электронный ресурс] / Электрон. Текстовые, граф. дан. (353 КБ). - Режим доступа https://uchebnikfree.com/metodiki-prepodavaniya- uchebniki/metodvi-obucheniya-retrospektive-7717.html . - Данные соответствуют
21.05.2019.
34. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.
35. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
С. 182.
36. Научная школа А.В. Хуторского. Эвристическое обучение. [Электронный ресурс] / Электрон. Текстовые, граф. дан. (917 КБ). - Режим доступа:
http: //www.khutorskoy.ru/science/concepts/terms/heuristic training.htm . - Данные соответствуют 08.04.2019.
37. Основной подход к образованию в Америке. [Электронный ресурс] / Электрон. Текстовые, граф. дан. (503 КБ). - Режим доступа http://www.sdelanounih.ru/osnovnoi -podxod-k-obrazovanivu-v-amerike- zaklvuchaetsva-v-tom-chto-process-obucheniva-dolzhen-bvt-udovolstviem/ . - Данные соответствуют 21.05.2019.
38. Плескацевич Н.М. Эвристическая беседа и ее роль в процессе обучения (на материале предметов гуманитарного цикла в средних классах школы): Автореф. дис. канд. пед. наук. Мн„ 1969.
39. Портал документов Второй мировой войны «Память народа». [Электронный ресурс] / Электрон. Текстовые, граф. дан. (527 КБ). - Режим доступа: https://pamvat-naroda.ru/7utm source=podvig lnk . - Данные соответствуют
11.05.2019.
40. Пойа Д. Как решать задачу? М., 1961.
41. Пойа Д. Математическое открытие. М., 1970.
42. Российская педагогическая энциклопедия - метод обучения. [Электронный ресурс] / Электрон. Текстовые, граф. дан. (365 КБ). - Режим доступа:
http ://www■вокабvла■ рф/энциклопедии/российская-педагогиче ская- энциклопедия/метод-обучения . - Данные соответствуют 04.02.2019. vladimira-putina-na-parade-pobedy-09-05-2019.html . — Данные соответствуют
10.05.2019.
44. Студеникин М. Т Современные технологии преподавания истории в школе. Библиотека учителя истории. М.: Владос, 2007.
45. Сеть инновационных школ. Китайские методы обучения. [Электронный ресурс] / Электрон. Текстовые, граф. дан. (958 КБ). - Режим доступа https://lancmanschool.com/kitajskie-shkolniki/ . - Данные соответствуют
21.05.2019.
46. Соколов В.Н. Методологические и теоретические основы педагогической эвристики: Дис. докт. пед. наук. Самара, 1999. С. 41.
47. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. Введение в теорию и методику эвристической деятельности. М., 1995
48. Соколов В.Н. Педагогическое взаимодействие в эвристическом обучении...
С. 19.
49. Сидоров С.В. Теоретическая педагогика. Электронное учебно-методическое пособие для бакалавров. [Электронный ресурс] / Электрон. Текстовые, граф. дан. (301 КБ). - Режим доступа: http://si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/ . - Данные соответствуют 04.02.2019.
50. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения.: В 6 т. Т 6. М., 1990. С. 415, 416.
51. Фоминых, М.М. Педагогическая эвристика как методология современного обучения /М.М. Фоминых // Социализация личности в XXI веке: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию профессора В.Д. Семенова. - Екатеринбург, июнь 2015. - 259 с.
53. Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». [Электронный ресурс] / Электрон. Текстовые, граф. дан. (917 КБ). - Режим доступа: http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome . - Данные соответствуют 11.05.2019.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ