Управление стартапами сферы услуг
|
Введение 3
1. Теоретические и методические аспекты управления стартапами в сфере
услуг 8
1.1. Сущность, содержание и виды стартапов в сфере услуг 8
1.2. Особенности реализации методов управления финансовым обеспечением
стартапов в сфере услуг 21
1.3. Специфика управления стартапами в сфере услуг в рамках цифровой
экономики 31
2. Современные проблемы управления стартапами в сфере услуг 40
2.1. Основные тенденции управления стартапами в сфере ресторанных услуг
в Российской Федерации 40
2.2. Организационно-экономическая среда управления стартапами в сфере
услуг в Республике Татарстан 43
2.3. Проблемы применения методического инструментария оценки
эффективности стартапов в сфере услуг 50
3. Направления совершенствования управления стартапами в сфере услуг 61
3.1. Обоснование системы перспективных стартапов в сфере услуг для
управляющей компании Bulatov Group 61
3.2. Развитие методического инструментария управления стартапами в сфере
услуг 73
3.3. Совершенствование управления инвестициями при формировании
стартапов 83
Заключение 89
Список использованных источников 97
Приложения
1. Теоретические и методические аспекты управления стартапами в сфере
услуг 8
1.1. Сущность, содержание и виды стартапов в сфере услуг 8
1.2. Особенности реализации методов управления финансовым обеспечением
стартапов в сфере услуг 21
1.3. Специфика управления стартапами в сфере услуг в рамках цифровой
экономики 31
2. Современные проблемы управления стартапами в сфере услуг 40
2.1. Основные тенденции управления стартапами в сфере ресторанных услуг
в Российской Федерации 40
2.2. Организационно-экономическая среда управления стартапами в сфере
услуг в Республике Татарстан 43
2.3. Проблемы применения методического инструментария оценки
эффективности стартапов в сфере услуг 50
3. Направления совершенствования управления стартапами в сфере услуг 61
3.1. Обоснование системы перспективных стартапов в сфере услуг для
управляющей компании Bulatov Group 61
3.2. Развитие методического инструментария управления стартапами в сфере
услуг 73
3.3. Совершенствование управления инвестициями при формировании
стартапов 83
Заключение 89
Список использованных источников 97
Приложения
Повышение конкурентоспособности и социально-экономической эффективности функционирования современных компаний различных форм собственности, масштаба и отраслей экономики в условиях ускоренного развития постиндустриальной, цифровой экономики непосредственно зависит от качества и интенсивности внедрения отраслевых стартапов. При этом в наиболее общем виде стартап представляет собой начальную стадию формирования и реализации инновационного проекта, от первоначального генерирования идеи до пробной коммерциализации, ориентированный на обеспечение интенсивного развития объекта стартапа и сопряженный с повышенным риском даже по сравнению с классическими инновационными проектами. После возможной успешной пробной коммерциализации стартап трансформируется в инновационный проект.
В современной экономике стартапы наиболее распространены в таких областях, как IT-сектор, интернет-маркетинг, продвижения брендов в рамках мобильных приложений, а также различных подотраслях сферы услуг, таких, например, как гостиничные сервисы, ресторанное обслуживание населения и т.п.
Следует отметить, что потенциальными пользователями стартапов сферы услуг могут быть как сами их инициаторы в том случае, если стартап в последующем преобразуется в малое или среднее предприятие коммерческого профиля, так и органы государственной власти (в части социально ориентированных стартапов сферы услуг), а также крупные корпорации. Казалось бы, крупные корпорации могут осуществлять инновационные проекты и мероприятия собственными силами. Однако использование созданных внешними субъектами стартапов в определенных случаях является более эффективным ввиду того, что расширяется спектр инновационных идей; кроме того, приобретение стартапов, сформированных внешними специалистами, может быть в определенных случаях более экономически эффективным по сравнению с формированием и реализацией собственной корпоративной инновационной программы по аналогичным направлениям.
Вместе с тем, следует отметить, что в экономике современной Российской Федерации управление формированием и реализацией стартапов сферы услуг пока недостаточно научно проработано, далеко не всегда носит в должной степени обоснованный характер.
Проблемами управления стартапами сферы услуг занимались многие отечественные и зарубежные ученые, в частности А.И. Авдеев, И.Н. Бабаев, Я. Барбенис, С. Бланк, К. Брент, П.А. Донской, Г. Кавасаки, Э. Кесслер, К. Кристенсен, Э. Рис, Е.М. Рогова, Я. Штайншаден, С.И. Шумилин, А.И. Ягеренко и др. Вместе с тем, в специальной литературе недостаточно полно освещены вопросы точной количественной репрезентативной оценки эффективности стартапов, от которой в значительной степени зависят процесса и система управления ими.
Предметом диссертационного исследования является стартап, как специфическое экономическое понятие, сформированное в рамках современной инновационной экономики. Объектом исследования выступает совершенствование методического инструментария оценки и управления эффективностью стартапов сферы услуг.
Цель исследования состоит в развитии теоретических положений и формировании научно-практических рекомендаций в области управления стартапами сферы услуг. В рамках цели исследования поставлены и решены следующие задачи:
- уточнить содержание экономического понятия “стартап”;
- дополнить и расширить классификацию стартапов по наиболее значимым экономическим и управленческим признакам;
- рассмотреть особенности формирования и реализации стартапов сферы услуг в пространстве современной цифровой экономики;
- произвести анализ тенденций управления стартапами сферы услуг в области ресторанной деятельности РФ и РТ;
- выделить особенности организационно-экономического механизма поддержки стартапов сферы услуг в РТ (на примере проекта “Фабрика предпринимательства”);
- произвести критический анализ методов оценки эффективности стартапов сферы услуг;
- разработать предложения по совершенствованию стартапов в сфере ресторанных услуг в РТ, рекомендовать их к внедрению в деятельность управляющей компании Bulatov group;
- обосновать усовершенствованную методику скоринговой оценки эффективности стартапов;
- разработать рекомендации по модернизации оценки ставки дисконтировании денежных потоков, генерируемых стартапами сферы услуг, и произвести их апробацию.
В процессе подготовки и написания исследования нами использовались такие источники информации, как нормативные документы, материалы предприятия, научная литература, материалы периодической печати, посвященные исследуемой проблеме, материалы программы “Фабрика предпринимательства” и компании Bulatov group. В процессе работы над исследуемой проблемой использованы такие научные методы, как критический анализ специальной литературы, посвященной проблемам управления стартапами, анализ финансовой отчетности предприятия, корреляционно-регрессионный анализ, методический инструментарий скоринговой оценки, метод CAPM.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в полученных лично автором результатах, выносимых на защиту:
1. По результатам критического анализа специальной литературы нами уточнено содержание стартапа, как особого экономического понятия. По нашему мнению, стартап представляет собой начальную стадию формирования и реализации проекта, от первоначального генерирования идеи до пробной коммерциализации, ориентированный на обеспечение интенсивного развития объекта стартапа и сопряженный с повышенным риском даже по сравнению с классическими инвестиционными проектами.
2. Уточнена и дополнена классификация стартапов сферы услуг по таким экономическим и управленческим признакам, как отрасль сферы услуг, степень инновационности стартапа, уровень интеграции стартапа в структуру современной цифровой экономики, источники финансирования и социальная эффективность стартапа.
3. Уточнено содержание общих и специальных функций управления стартапами.
4. Разработана методика усовершенствованной скоринговой оценки эффективности стартапов сферы услуг. Основными отличиями усовершенствованной нами методики по сравнению с традиционным скоринговым анализом стартапов являются: учет в единой системе координат не только конъюнктурной, но и возможной долгосрочной эффективности стартапа; разносторонний учет параметров стартапа (инновационность, интегративность, качество кадрового, финансового обеспечения и т.п.); оценка степени сбалансированности отдельных параметров стартапа посредством расчета среднего квадратического отклонения баллов.
5. Предложен метод расчета модифицированной ставки дисконтирования денежных потоков, генерируемых стартапом сферы услуг. Предлагаемая модифицированная ставка дисконтирования денежных потоков для стартапа учитывает сравнительные риски неудачи отраслевых стартапов по сравнению с рисками неэффективности традиционных инвестиционных проектов соответствующей отрасли. При этом предлагаемый подход основывается на методе оценки дисконтирования CAPM, хорошо зарекомендовавшем себя в теории и практике финансового управления развитием бизнеса.
Теоретическая значимость исследования состоит в расширении и углублении научных знаний в области методического инструментария управления и оценки эффективности стартапов сферы услуг, разработке и совершенствовании организационно-экономических механизмов их формирования и реализации. Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования его результатов в процессе управления стартами современных организаций отрасли ресторанных услуг РФ и РТ.
В современной экономике стартапы наиболее распространены в таких областях, как IT-сектор, интернет-маркетинг, продвижения брендов в рамках мобильных приложений, а также различных подотраслях сферы услуг, таких, например, как гостиничные сервисы, ресторанное обслуживание населения и т.п.
Следует отметить, что потенциальными пользователями стартапов сферы услуг могут быть как сами их инициаторы в том случае, если стартап в последующем преобразуется в малое или среднее предприятие коммерческого профиля, так и органы государственной власти (в части социально ориентированных стартапов сферы услуг), а также крупные корпорации. Казалось бы, крупные корпорации могут осуществлять инновационные проекты и мероприятия собственными силами. Однако использование созданных внешними субъектами стартапов в определенных случаях является более эффективным ввиду того, что расширяется спектр инновационных идей; кроме того, приобретение стартапов, сформированных внешними специалистами, может быть в определенных случаях более экономически эффективным по сравнению с формированием и реализацией собственной корпоративной инновационной программы по аналогичным направлениям.
Вместе с тем, следует отметить, что в экономике современной Российской Федерации управление формированием и реализацией стартапов сферы услуг пока недостаточно научно проработано, далеко не всегда носит в должной степени обоснованный характер.
Проблемами управления стартапами сферы услуг занимались многие отечественные и зарубежные ученые, в частности А.И. Авдеев, И.Н. Бабаев, Я. Барбенис, С. Бланк, К. Брент, П.А. Донской, Г. Кавасаки, Э. Кесслер, К. Кристенсен, Э. Рис, Е.М. Рогова, Я. Штайншаден, С.И. Шумилин, А.И. Ягеренко и др. Вместе с тем, в специальной литературе недостаточно полно освещены вопросы точной количественной репрезентативной оценки эффективности стартапов, от которой в значительной степени зависят процесса и система управления ими.
Предметом диссертационного исследования является стартап, как специфическое экономическое понятие, сформированное в рамках современной инновационной экономики. Объектом исследования выступает совершенствование методического инструментария оценки и управления эффективностью стартапов сферы услуг.
Цель исследования состоит в развитии теоретических положений и формировании научно-практических рекомендаций в области управления стартапами сферы услуг. В рамках цели исследования поставлены и решены следующие задачи:
- уточнить содержание экономического понятия “стартап”;
- дополнить и расширить классификацию стартапов по наиболее значимым экономическим и управленческим признакам;
- рассмотреть особенности формирования и реализации стартапов сферы услуг в пространстве современной цифровой экономики;
- произвести анализ тенденций управления стартапами сферы услуг в области ресторанной деятельности РФ и РТ;
- выделить особенности организационно-экономического механизма поддержки стартапов сферы услуг в РТ (на примере проекта “Фабрика предпринимательства”);
- произвести критический анализ методов оценки эффективности стартапов сферы услуг;
- разработать предложения по совершенствованию стартапов в сфере ресторанных услуг в РТ, рекомендовать их к внедрению в деятельность управляющей компании Bulatov group;
- обосновать усовершенствованную методику скоринговой оценки эффективности стартапов;
- разработать рекомендации по модернизации оценки ставки дисконтировании денежных потоков, генерируемых стартапами сферы услуг, и произвести их апробацию.
В процессе подготовки и написания исследования нами использовались такие источники информации, как нормативные документы, материалы предприятия, научная литература, материалы периодической печати, посвященные исследуемой проблеме, материалы программы “Фабрика предпринимательства” и компании Bulatov group. В процессе работы над исследуемой проблемой использованы такие научные методы, как критический анализ специальной литературы, посвященной проблемам управления стартапами, анализ финансовой отчетности предприятия, корреляционно-регрессионный анализ, методический инструментарий скоринговой оценки, метод CAPM.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в полученных лично автором результатах, выносимых на защиту:
1. По результатам критического анализа специальной литературы нами уточнено содержание стартапа, как особого экономического понятия. По нашему мнению, стартап представляет собой начальную стадию формирования и реализации проекта, от первоначального генерирования идеи до пробной коммерциализации, ориентированный на обеспечение интенсивного развития объекта стартапа и сопряженный с повышенным риском даже по сравнению с классическими инвестиционными проектами.
2. Уточнена и дополнена классификация стартапов сферы услуг по таким экономическим и управленческим признакам, как отрасль сферы услуг, степень инновационности стартапа, уровень интеграции стартапа в структуру современной цифровой экономики, источники финансирования и социальная эффективность стартапа.
3. Уточнено содержание общих и специальных функций управления стартапами.
4. Разработана методика усовершенствованной скоринговой оценки эффективности стартапов сферы услуг. Основными отличиями усовершенствованной нами методики по сравнению с традиционным скоринговым анализом стартапов являются: учет в единой системе координат не только конъюнктурной, но и возможной долгосрочной эффективности стартапа; разносторонний учет параметров стартапа (инновационность, интегративность, качество кадрового, финансового обеспечения и т.п.); оценка степени сбалансированности отдельных параметров стартапа посредством расчета среднего квадратического отклонения баллов.
5. Предложен метод расчета модифицированной ставки дисконтирования денежных потоков, генерируемых стартапом сферы услуг. Предлагаемая модифицированная ставка дисконтирования денежных потоков для стартапа учитывает сравнительные риски неудачи отраслевых стартапов по сравнению с рисками неэффективности традиционных инвестиционных проектов соответствующей отрасли. При этом предлагаемый подход основывается на методе оценки дисконтирования CAPM, хорошо зарекомендовавшем себя в теории и практике финансового управления развитием бизнеса.
Теоретическая значимость исследования состоит в расширении и углублении научных знаний в области методического инструментария управления и оценки эффективности стартапов сферы услуг, разработке и совершенствовании организационно-экономических механизмов их формирования и реализации. Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования его результатов в процессе управления стартами современных организаций отрасли ресторанных услуг РФ и РТ.
Управление стартапами представляет собой одно из наиболее динамично развивающихся направлений современного инновационного менеджмента развития бизнеса. По результатам критического анализа специальной литературы нами уточнено содержание стартапа, как особого экономического понятия. По нашему мнению, стартап представляет собой начальную стадию формирования и реализации инвестиционного проекта, от первоначального генерирования идеи до пробной коммерциализации, ориентированный на обеспечение интенсивного развития объекта стартапа и сопряженный с повышенным риском даже по сравнению с классическими инновационными проектами. После возможной успешной пробной коммерциализации стартап трансформируется в инвестиционный проект. Рассмотрена динамика стартапов сферы услуг в мировой экономике в 2012 - 2018 г.г. Систематизированы основные финансово-экономические и социальные последствия развития систем управления стартами сферы услуг.
Нами уточнена и дополнена классификация стартапов сферы услуг по таким экономическим и управленческим признакам, как отрасль сферы услуг, степень инновационности стартапа, уровень интеграции стартапа в структуру современной цифровой экономики, источники финансирования и социальная эффективность стартапа. Рассмотрена дифференциация стартапов по отдельным отраслям сферы услуг. Выделены особенности социально деструктивных стартапов (стартапы, связанные с информационным обеспечением азартных игр в сети Интернет, виртуальных финансовых пирамид и т.п.).
Рассмотрены возможности исследования стартапов сферы услуг в рамках неоклассической, институциональной, неоинституциональной и постнеоклассической парадигм экономической мысли. Показаны направления взаимосвязь теории и методического инструментария управления стартапами сферы услуг и современной теории и практики менеджмента высшего образования.
Нами систематизированы основные этапы управления современными стартапами, рассмотрены особенности формирования и реализации такого рода стартапов для многопрофильной корпорации сферы ресторанного обслуживания населения Bulatov group. Такого рода этапами для некоторого унифицированного стартапа являются: генерирование идеи стартапа;
планирование основных параметров стартапа в операционном, производственном, финансовом, кадровом и собственно управленческом аспектах; скоринговая, то есть быстрая экспертная оценка реализуемости стартапа; формирование команды стартапа; поиск инвестора (ов) в стартап; интеграция с партнерами по стартапу; пробная коммерциализация, на основании которой может быть экспериментальным образом определена фактическая эффективность стартапа; трансформация стартапа в инвестиционный проект.
Нами рассмотрены особенности реализации такого рода этапов управления стартапами для стартапа открытия нового ресторана быстрого питания Йокосо, входящего в структуру исследуемой диверсифицированной компании Bulatov group: обоснование целесообразности открытия нового ресторана быстрого питания исходя из покупательной способности населения и конкурентного развития рынка; планирование основных параметров стартапа (место размещения, проходимость, инвестиции, затраты); укрупненная качественная оценка реализуемости стартапа; формирование команды запуска ресторана; мобилизация собственных средств или поиск франчайзи для финансирования стартапа открытия нового ресторана сети; интеграция с партнерами по стартапу (арендодатель, поставщики, маркетинговая поддержка); собственно открытие нового ресторана сети; трансформация стартапа в инвестиционный проект. В дальнейшем в отношении управления такого рода стартапом могут применяться классические методы и процедуры управления проектами сферы кафе и ресторанного обслуживания.
Выделена специфика управления такими источниками финансирования стартапов сферы услуг, как собственные средства инициаторов стартапа, средства т.н. “бизнес-ангелов”, ресурсы государственных и частных венчурных фондов, краудфандинг и ICO. Рассмотрены особенности структуры источников финансирования стартапов сферы услуг в мировой экономике в 2018 г. Выделены проблемы привлечения банковского кредитования для формирования и реализации стартап-проектов.
Произведен анализ ICO, как наиболее динамично развивающегося в 2016 - 2018 г.г. источника финансирования стартапов сферы услуг. В узком смысле ICO представляет собой современную технологию аккумулирования финансово-инвестиционных ресурсов на специализированных виртуальных площадках (электронных биржах) посредством выпуска и размещения специальных эмиссионных активов компаний (токенов), необходимых для последующей реализации инвестиционных проектов, как правило инновационной направленности. В широком смысле ICO представляет собой специальный виртуальный социально-экономический институт, интегрирующий определенные нормы современных институтов венчурного финансирования, краудфандинга и элементы партнерских финансовых коммуникаций в виртуальном экономическом пространстве. Предложена классификация ICO.
Рассмотрены основные тенденции динамики финансирования стартапов сферы услуг в современном виртуальном пространстве цифровой экономики. Выделены основные типы стартапов сферы ресторанных услуг населению, такие как стартапы, связанные с комплексной автоматизацией управления и документооборота деятельности кафе или ресторана, развитием мобильных приложений, облачных технологий, технологическими инновациями в области ресторанного обслуживания. Рассмотрены основные примеры наиболее успешных ресторанных стартапов, непосредственно интегрированных с инструментарием цифровой экономики, эффективно реализованных в РФ в 2015 - 2018 г.г.
Рассмотрены основные тенденции динамики стартапов сферы ресторанных услуг в РФ в 2011 - 2018 г.г. Как продемонстрировал инструментарий экономико-статистического анализа, функция влияния интенсивности стартапов на средний уровень рентабельности ресторанного обслуживания по сфере ресторанных услуг РФ является аномальной, убывающей. Это свидетельствует о недостаточном уровне общей эффективности даже успешных стартапов в сфере ресторанных услуг, о достаточно фрагментарном их использовании (в основном в крупных городах) и, соответственно, о необходимости совершенствования данного сектора формирования и реализации стартапов. Показано, что достаточно диамично развиващимися стартапами сферы ресторанного обслуживания в г. Казань в 2017 - 2019 г.г. являлись стартапы в рамках ресторанного комплекса “Туган Авылым”, стартап реконцепции “Гастробара”и стартапы, связанные с организацией общественного питания, в развлекательном комплексе Fun24.
Показано, что для системы управления стартапами сферы услуг РФ и РТ характерны, на наш взгляд, следующие основные проблемы институционального плана: термин “стартап” не закреплен в действующем гражданском законодательстве РФ; в федеральной программе “Цифровая экономика” вопросы государственной поддержки стартапов изложены достаточно декларативно, без конкретизации организационно-экономических механизмов такого рода поддержки; в Стратегии развития РТ до 2030 г. не предусмотрены мероприятия по поддержке региональной сферы стартапов; крайне недостаточно развита правоприменительная практика защиты прав и законных интересов инициаторов стартапов.
Выделены функции такой региональной организационной площадки по поддержке стартапов, в том числе относящихся к сфере услуг, как проект “Фабрика предпринимательства”, организованный А.Н. Булатовым и рядом других социально активных предпринимателей РТ в 2013 г. при поддержке К(П)ФУ и лично И.Р. Гафурова. Об эффективности проекта “Фабрика предпринимательства” свидетельствует то, что за 2013 - 2019 г.г. в ее рамках была произведена комплексная оценка более тысячи стартапов, в том числе относящихся к различным отраслям сферы услуг. Вместе с тем, дальнейшее развитие данного организационного проекта состоит как в интеррегиональной экспансии, активизации выхода на площадки управления стартапами других регионов РФ, так и в направлении усиления степени интеграции с другими объектами инновационной инфраструктуры РТ, такими как Инвестиционно-венчурный Фонд, Иннополис, ОЭЗ “Алабуга”.
Нами выделены возможности и ограничения использования для исследования эффективности стартапов сферы услуг таких основных групп методов финансово-экономического анализа процессов и явлений, как экспертные методы, социологические методы, методы традиционного финансового анализа, методы экономико-статистического анализа и моделирования, методы, основанные на использовании процедуры дисконтирования денежных потоков (NPV, IRR и др.), методы теории игр и методический инструментарий скоринговой оценки потенциальной эффективности стартапов.
Рассмотрены особенности метода скоринговой оценки, как наиболее распространенного в настоящее время инструмента исследования финансовоэкономической эффективности стартапов. Скоринг представляет собой быструю экспертную оценку потенциальной результативности стартапа по нескольким унифицированным, разноплановым параметрам. Вместе с тем, основными недостатками скорингового исследования эффективности стартапов сферы услуг являются: недостаточная обоснованность показателей скоринговой оценки эффективности стартапа; акцентирование внимания, как правило, только на конъюнктурной эффективности стартапа, без учета параметров его возможной долгосрочной, пролонгированной эффективности (после трансформации успешного стартапа в масштабный инновационный проект); не уделяется внимание оценке степени сбалансированности отдельных параметров скоринговой оценки стартапа.
Нами обоснованы потенциально перспективные стартапы в сфере ресторанного обслуживания населения, такие как формирование сети национальных ресторанов быстрого питания “ТуганЭлеш”, создание в Казани нового формата организации сферы общественного питания - ресторана интерактивного выбора развлекательной программы, а также создание такого IT-стартапа, как мобильное приложение “Оптимальный банкет в Казани”.
Показаны предпосылки эффективности каждого из предлагаемых стартапов. Так, например, для стартапа “ТуганЭлеш” такого рода основной предпосылкой является неудовлетворенный спрос на национальную кухню и одновременно объективные конкурентные предпосылки для развития именно сетевых форм организаций общественного питания, которые сложились на отраслевом рынке Казани в 2015 - 2018 г.г. Для ресторана интерактивного выбора основной аспект инновационности состоит в крайне утрированном подходе к формированию музыкальной и, в целом, развлекательной программ, характерному для большинства кафе и ресторанов Казани. Предлагаемый стартап “Оптимальный банкет в Казани” в форме мобильного приложения будет потенциально выгоден как для пользователей услуг кафе и ресторанов г. Казани с точки зрения повышения степени рациональности, обоснованности потребительского выбора, так и для самих организаций общественного питания, которые смогут увеличить уровень потенциального платежеспособного спроса на банкетное обслуживание. Кроме того, в перспективе на платформе данного мобильного приложения будет возможно размещение рекламы и иной коммерческой информации, что позволит организатору предлагаемого стартапа генерировать дополнительный доход.
Формирование и развитие системы стартапов сферы услуг требует определенной модификации процедур и функций управления, как общих, та и специальных. Рекомендации автора настоящего диссертационного исследования по указанному вопросу систематизированы и обобщены. При этом по сравнении с функциями управления традиционными инвестиционными проектами наиболее специфично реализуются такие функции управления стартапами, как финансовый менеджмент и маркетинг.
Разработана методика усовершенствованной скоринговой оценки эффективности стартапов сферы услуг. Основными отличиями усовершенствованной нами методики по сравнению с традиционным скоринговым анализом стартапов являются: учет в единой системе координат не только конъюнктурной, но и возможной долгосрочной эффективности стартапа; разносторонний учет параметров стартапа (инновационность, интегративность, качество кадрового, финансового обеспечения и т.п.); оценка степени сбалансированности отдельных параметров стартапа посредством расчета среднего квадратического отклонения баллов.
Усовершенствованная нами методика апробирована на материалах предложенных стартапов сферы ресторанных услуг. Так, стартап формирования мобильного приложения “Оптимальный банкет Казани” характеризуется одновременно наибольшими параметрами как конъюнктурной, так и долгосрочной эффективности и одновременно повышенным уровнем риска, связанного, в первую очередь, с возможностью появления в IT-сфере аналогичных мобильных приложений. Относительно высокий уровень риска проекта “ТуганЭлеш” связан, в первую очередь, с высокой капиталоемкостью данного проекта, а также сложностью подбора эффективной команды, которая могла бы осуществлять результативное управление данным стартапом в долгосрочной перспективе.
Для совершенствования управления инвестициями в стартапы предложен метод расчета модифицированной ставки дисконтирования денежных потоков, генерируемых стартапом сферы услуг. Предлагаемая модифицированная ставка дисконтирования денежных потоков для стартапа учитывает сравнительные риски неудачи отраслевых стартапов по сравнению с рисками неэффективности традиционных инвестиционных проектов соответствующей отрасли. При этом предлагаемый подход основывается на методе оценки дисконтирования CAPM, хорошо зарекомендовавшем себя в теории и практике финансового управления развитием бизнеса. В рамках предлагаемого подхода получено, что ставка дисконтирования для стартапов сферы ресторанных услуг составит 15,4%. На основании данной ставки дисконтирования произведена оценка экономической эффективности предлагаемого стартапа “ТуганЭлеш” методом чистой приведенной стоимости (NPV).
Нами уточнена и дополнена классификация стартапов сферы услуг по таким экономическим и управленческим признакам, как отрасль сферы услуг, степень инновационности стартапа, уровень интеграции стартапа в структуру современной цифровой экономики, источники финансирования и социальная эффективность стартапа. Рассмотрена дифференциация стартапов по отдельным отраслям сферы услуг. Выделены особенности социально деструктивных стартапов (стартапы, связанные с информационным обеспечением азартных игр в сети Интернет, виртуальных финансовых пирамид и т.п.).
Рассмотрены возможности исследования стартапов сферы услуг в рамках неоклассической, институциональной, неоинституциональной и постнеоклассической парадигм экономической мысли. Показаны направления взаимосвязь теории и методического инструментария управления стартапами сферы услуг и современной теории и практики менеджмента высшего образования.
Нами систематизированы основные этапы управления современными стартапами, рассмотрены особенности формирования и реализации такого рода стартапов для многопрофильной корпорации сферы ресторанного обслуживания населения Bulatov group. Такого рода этапами для некоторого унифицированного стартапа являются: генерирование идеи стартапа;
планирование основных параметров стартапа в операционном, производственном, финансовом, кадровом и собственно управленческом аспектах; скоринговая, то есть быстрая экспертная оценка реализуемости стартапа; формирование команды стартапа; поиск инвестора (ов) в стартап; интеграция с партнерами по стартапу; пробная коммерциализация, на основании которой может быть экспериментальным образом определена фактическая эффективность стартапа; трансформация стартапа в инвестиционный проект.
Нами рассмотрены особенности реализации такого рода этапов управления стартапами для стартапа открытия нового ресторана быстрого питания Йокосо, входящего в структуру исследуемой диверсифицированной компании Bulatov group: обоснование целесообразности открытия нового ресторана быстрого питания исходя из покупательной способности населения и конкурентного развития рынка; планирование основных параметров стартапа (место размещения, проходимость, инвестиции, затраты); укрупненная качественная оценка реализуемости стартапа; формирование команды запуска ресторана; мобилизация собственных средств или поиск франчайзи для финансирования стартапа открытия нового ресторана сети; интеграция с партнерами по стартапу (арендодатель, поставщики, маркетинговая поддержка); собственно открытие нового ресторана сети; трансформация стартапа в инвестиционный проект. В дальнейшем в отношении управления такого рода стартапом могут применяться классические методы и процедуры управления проектами сферы кафе и ресторанного обслуживания.
Выделена специфика управления такими источниками финансирования стартапов сферы услуг, как собственные средства инициаторов стартапа, средства т.н. “бизнес-ангелов”, ресурсы государственных и частных венчурных фондов, краудфандинг и ICO. Рассмотрены особенности структуры источников финансирования стартапов сферы услуг в мировой экономике в 2018 г. Выделены проблемы привлечения банковского кредитования для формирования и реализации стартап-проектов.
Произведен анализ ICO, как наиболее динамично развивающегося в 2016 - 2018 г.г. источника финансирования стартапов сферы услуг. В узком смысле ICO представляет собой современную технологию аккумулирования финансово-инвестиционных ресурсов на специализированных виртуальных площадках (электронных биржах) посредством выпуска и размещения специальных эмиссионных активов компаний (токенов), необходимых для последующей реализации инвестиционных проектов, как правило инновационной направленности. В широком смысле ICO представляет собой специальный виртуальный социально-экономический институт, интегрирующий определенные нормы современных институтов венчурного финансирования, краудфандинга и элементы партнерских финансовых коммуникаций в виртуальном экономическом пространстве. Предложена классификация ICO.
Рассмотрены основные тенденции динамики финансирования стартапов сферы услуг в современном виртуальном пространстве цифровой экономики. Выделены основные типы стартапов сферы ресторанных услуг населению, такие как стартапы, связанные с комплексной автоматизацией управления и документооборота деятельности кафе или ресторана, развитием мобильных приложений, облачных технологий, технологическими инновациями в области ресторанного обслуживания. Рассмотрены основные примеры наиболее успешных ресторанных стартапов, непосредственно интегрированных с инструментарием цифровой экономики, эффективно реализованных в РФ в 2015 - 2018 г.г.
Рассмотрены основные тенденции динамики стартапов сферы ресторанных услуг в РФ в 2011 - 2018 г.г. Как продемонстрировал инструментарий экономико-статистического анализа, функция влияния интенсивности стартапов на средний уровень рентабельности ресторанного обслуживания по сфере ресторанных услуг РФ является аномальной, убывающей. Это свидетельствует о недостаточном уровне общей эффективности даже успешных стартапов в сфере ресторанных услуг, о достаточно фрагментарном их использовании (в основном в крупных городах) и, соответственно, о необходимости совершенствования данного сектора формирования и реализации стартапов. Показано, что достаточно диамично развиващимися стартапами сферы ресторанного обслуживания в г. Казань в 2017 - 2019 г.г. являлись стартапы в рамках ресторанного комплекса “Туган Авылым”, стартап реконцепции “Гастробара”и стартапы, связанные с организацией общественного питания, в развлекательном комплексе Fun24.
Показано, что для системы управления стартапами сферы услуг РФ и РТ характерны, на наш взгляд, следующие основные проблемы институционального плана: термин “стартап” не закреплен в действующем гражданском законодательстве РФ; в федеральной программе “Цифровая экономика” вопросы государственной поддержки стартапов изложены достаточно декларативно, без конкретизации организационно-экономических механизмов такого рода поддержки; в Стратегии развития РТ до 2030 г. не предусмотрены мероприятия по поддержке региональной сферы стартапов; крайне недостаточно развита правоприменительная практика защиты прав и законных интересов инициаторов стартапов.
Выделены функции такой региональной организационной площадки по поддержке стартапов, в том числе относящихся к сфере услуг, как проект “Фабрика предпринимательства”, организованный А.Н. Булатовым и рядом других социально активных предпринимателей РТ в 2013 г. при поддержке К(П)ФУ и лично И.Р. Гафурова. Об эффективности проекта “Фабрика предпринимательства” свидетельствует то, что за 2013 - 2019 г.г. в ее рамках была произведена комплексная оценка более тысячи стартапов, в том числе относящихся к различным отраслям сферы услуг. Вместе с тем, дальнейшее развитие данного организационного проекта состоит как в интеррегиональной экспансии, активизации выхода на площадки управления стартапами других регионов РФ, так и в направлении усиления степени интеграции с другими объектами инновационной инфраструктуры РТ, такими как Инвестиционно-венчурный Фонд, Иннополис, ОЭЗ “Алабуга”.
Нами выделены возможности и ограничения использования для исследования эффективности стартапов сферы услуг таких основных групп методов финансово-экономического анализа процессов и явлений, как экспертные методы, социологические методы, методы традиционного финансового анализа, методы экономико-статистического анализа и моделирования, методы, основанные на использовании процедуры дисконтирования денежных потоков (NPV, IRR и др.), методы теории игр и методический инструментарий скоринговой оценки потенциальной эффективности стартапов.
Рассмотрены особенности метода скоринговой оценки, как наиболее распространенного в настоящее время инструмента исследования финансовоэкономической эффективности стартапов. Скоринг представляет собой быструю экспертную оценку потенциальной результативности стартапа по нескольким унифицированным, разноплановым параметрам. Вместе с тем, основными недостатками скорингового исследования эффективности стартапов сферы услуг являются: недостаточная обоснованность показателей скоринговой оценки эффективности стартапа; акцентирование внимания, как правило, только на конъюнктурной эффективности стартапа, без учета параметров его возможной долгосрочной, пролонгированной эффективности (после трансформации успешного стартапа в масштабный инновационный проект); не уделяется внимание оценке степени сбалансированности отдельных параметров скоринговой оценки стартапа.
Нами обоснованы потенциально перспективные стартапы в сфере ресторанного обслуживания населения, такие как формирование сети национальных ресторанов быстрого питания “ТуганЭлеш”, создание в Казани нового формата организации сферы общественного питания - ресторана интерактивного выбора развлекательной программы, а также создание такого IT-стартапа, как мобильное приложение “Оптимальный банкет в Казани”.
Показаны предпосылки эффективности каждого из предлагаемых стартапов. Так, например, для стартапа “ТуганЭлеш” такого рода основной предпосылкой является неудовлетворенный спрос на национальную кухню и одновременно объективные конкурентные предпосылки для развития именно сетевых форм организаций общественного питания, которые сложились на отраслевом рынке Казани в 2015 - 2018 г.г. Для ресторана интерактивного выбора основной аспект инновационности состоит в крайне утрированном подходе к формированию музыкальной и, в целом, развлекательной программ, характерному для большинства кафе и ресторанов Казани. Предлагаемый стартап “Оптимальный банкет в Казани” в форме мобильного приложения будет потенциально выгоден как для пользователей услуг кафе и ресторанов г. Казани с точки зрения повышения степени рациональности, обоснованности потребительского выбора, так и для самих организаций общественного питания, которые смогут увеличить уровень потенциального платежеспособного спроса на банкетное обслуживание. Кроме того, в перспективе на платформе данного мобильного приложения будет возможно размещение рекламы и иной коммерческой информации, что позволит организатору предлагаемого стартапа генерировать дополнительный доход.
Формирование и развитие системы стартапов сферы услуг требует определенной модификации процедур и функций управления, как общих, та и специальных. Рекомендации автора настоящего диссертационного исследования по указанному вопросу систематизированы и обобщены. При этом по сравнении с функциями управления традиционными инвестиционными проектами наиболее специфично реализуются такие функции управления стартапами, как финансовый менеджмент и маркетинг.
Разработана методика усовершенствованной скоринговой оценки эффективности стартапов сферы услуг. Основными отличиями усовершенствованной нами методики по сравнению с традиционным скоринговым анализом стартапов являются: учет в единой системе координат не только конъюнктурной, но и возможной долгосрочной эффективности стартапа; разносторонний учет параметров стартапа (инновационность, интегративность, качество кадрового, финансового обеспечения и т.п.); оценка степени сбалансированности отдельных параметров стартапа посредством расчета среднего квадратического отклонения баллов.
Усовершенствованная нами методика апробирована на материалах предложенных стартапов сферы ресторанных услуг. Так, стартап формирования мобильного приложения “Оптимальный банкет Казани” характеризуется одновременно наибольшими параметрами как конъюнктурной, так и долгосрочной эффективности и одновременно повышенным уровнем риска, связанного, в первую очередь, с возможностью появления в IT-сфере аналогичных мобильных приложений. Относительно высокий уровень риска проекта “ТуганЭлеш” связан, в первую очередь, с высокой капиталоемкостью данного проекта, а также сложностью подбора эффективной команды, которая могла бы осуществлять результативное управление данным стартапом в долгосрочной перспективе.
Для совершенствования управления инвестициями в стартапы предложен метод расчета модифицированной ставки дисконтирования денежных потоков, генерируемых стартапом сферы услуг. Предлагаемая модифицированная ставка дисконтирования денежных потоков для стартапа учитывает сравнительные риски неудачи отраслевых стартапов по сравнению с рисками неэффективности традиционных инвестиционных проектов соответствующей отрасли. При этом предлагаемый подход основывается на методе оценки дисконтирования CAPM, хорошо зарекомендовавшем себя в теории и практике финансового управления развитием бизнеса. В рамках предлагаемого подхода получено, что ставка дисконтирования для стартапов сферы ресторанных услуг составит 15,4%. На основании данной ставки дисконтирования произведена оценка экономической эффективности предлагаемого стартапа “ТуганЭлеш” методом чистой приведенной стоимости (NPV).
Подобные работы
- Управления стартапами в сфере услуг
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ УСЛУГ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КОНФЛИКТОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГЕНДЕРНЫХ МАРКЕРОВ: НА ПРИМЕРЕ СФЕРЫ УСЛУГ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - Управление предпринимательскими стартап компаниями на примере ООО «СтартПак»
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Управление предпринимательскими стартап компаниями на примере ООО «Maidenly»
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ МЕДИАСТАРТАПОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОНЛАЙН-РЕСУРСА
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ МЕДИАСТАРТАПОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОНЛАЙН-РЕСУРСА
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - Особенности развития ресторанной индустрии в России и Китае
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование методов привлечения и удержания клиентов малярно-кузовных услуг
Магистерская диссертация, автомобили и автомобильное хозяйство. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



