Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

Работа №39515

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы106
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
659
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы воспитания самостоятельности и ответственности у старших дошкольников 6
1.1. Понятие о самостоятельности и ответственности 6
1.2. Методы формирования самостоятельности и ответственности у дошкольников 10
1.3. Особенности формирования самостоятельности и ответственности у
старших дошкольников 13
1.4. Требования к условиям воспитания самостоятельности и ответственности у старших дошкольников по ФГОС ДО 20
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию самостоятельности и ответственности у старших дошкольников 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. План по воспитанию самостоятельности и ответственности у старших дошкольников 34
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы 39
Выводы по второй главе 50
Заключение 54
Список литературы 59

Актуальность исследования. Проблема организации у детей самостоятельности и ответственности существовала и остаётся в педагогической науке одной из самых жизненных. Волевые качества личности показываются стержневой стороной характера человека, и их формированию должно быть уделено серьёзное внимание. Очень значительным волевым качеством, нужным для будущей деятельности ребёнка, является самостоятельность и ответственность.
Воспитание самостоятельности и ответственности у детей старшего дошкольного возраста - одна из важнейших задач родителей. Разные литературные источники по-разному интерпретируют самостоятельность и ответственность. Этому уделялось внимание ещё в конце XIX века. В трудах К.Н. Вентцеля описывалось, насколько важно формирование самостоятельности и ответственности для детей дошкольного возраста.
Отечественные педагоги на протяжении XX века изучали самостоятельность и ответственность ребёнка в связи с тем, чтобы обучать детей жизни. Исследователи считали развитие самостоятельности и ответственности одним из важнейших принципов развития личности.
Данное направление рассматривается на законодательном уровне. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) подчеркивает необходимость развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в специфических для них видах деятельности:игровой, коммуникативной, двигательной, изобразительной, познавательно-исследовательской и т.д.
Согласно С.Л. Рубинштейну самостоятельность и ответственность - это неотъемлемое качество целостной личности, которое объединяет рациональность, эмоциональность и волю в человеке.
Самостоятельный и ответственный человек способен действовать без внешней поддержки, он не поддаётся на принуждения и не нуждается в
помощи. Самостоятельный и ответственный человек действует независимо, имеет свои собственные суждения, проявляет инициативность и решителен в своих действиях.
Каждый ребёнок бессознательно стремится к самостоятельности и ответственности. Свой первый шаг в этом направление он делает в семье.
Таким образом, исходя из актуальности исследования, нами была сформирована тема выпускной квалификационной работы «Воспитание самостоятельности и ответственности у старших дошкольников в семье и ДОО».
Цель исследования теоретически обосновать процесс воспитания самостоятельности и ответственности у старших дошкольников в семье и ДОО и экспериментально доказать
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по выбранной нами теме.
2. Выявить уровни сформированности самостоятельности и ответственности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и внедрить план воспитания самостоятельности и ответственности у старших дошкольников в семье и ДОО.
4. Провести педагогический эксперимент.
5. По результатам исследования подготовить педагогические рекомендации.
Объект исследования: процесс воспитания самостоятельности и ответственности у старших дошкольников в семье и ДОО.
Предмет исследования -педагогические условия воспитания самостоятельности и ответственности у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предположили, что воспитание самостоятельности и ответственности у старших дошкольников будет протекать эффективно, если:
- осуществляется целенаправленная систематическая работа
воспитателя по самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- при взаимодействии семьи и ДОО в воспитании самостоятельности и ответственности дошкольников;
- воспитательный процесс будет направлен на формирование самостоятельности и ответственности дошкольников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования,наблюдения, опрос, беседа и педагогический эксперимент.
Методологической основой исследования явились работы следующих педагогов, методистов и психологов: Н.А. Ветлугиной,
Д.Б.Кабалевского, А. Катинене, Т.В. Нестеренко, В.А.Петровой, М.Л.Петровой, О.П. Радыновой, Т.Г. Рубан, К.В. Тарасовой, М.А. Трубниковой, В.Н. Шацкой, С.М. Шоломович, Б.Л. Яворского, и др.
Практическая значимость исследования выпускной квалификационной работы заключается в диагностировании уровня формирования самостоятельности и ответственности детей старшего дошкольного возраста и применении на практике плана по воспитанию самостоятельности и ответственности у старших дошкольников в семье и ДОО.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ детский сад №1 «Солнышко» с. Муслюмово, РТ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Представленная выпускная квалификационная работа посвящена актуальной проблеме воспитания самостоятельности и ответственности у старших дошкольников в семье и ДОО.
На основе изучения педагогической, психологической и методической литературы нами была выдвинута гипотеза о том, что воспитание самостоятельности и ответственности у старших дошкольников будет протекать эффективно, если:
- осуществляется целенаправленная систематическая работа воспитателя по стимулированию самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- при взаимодействии семьи и ДОО в воспитании самостоятельности и ответственности дошкольников;
- воспитательный процесс будет направлен на формирование самостоятельной деятельности дошкольников.
Эта гипотеза проверялась в практической части дипломной работы.
На констатирующем этапе эксперимента с помощью методик изучения проявлений самостоятельности и ответственности в игровой и трудовой деятельности и методики наблюдения за организацией игровой деятельности и принятием роли дошкольников выяснилось, что в исследуемой группе дошкольников самостоятельность и ответственность выражена в основном на ниже среднем и низком уровнях. Стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны взрослых детям в основном не присуще. Умение поставить цель деятельности большинству детей доступно частично. Детям трудно реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели в большинстве случаев. Ситуации трудностей и помех (отвлекающие) способствуют отказу от деятельности. Соподчинения мотивов нет у половины детей.
В соответствии с данными диагностики в ходе
формирующего эксперимента проведен ряд мероприятий:
- работа со старшими дошкольниками экспериментальной группы;
- обучающая работа с родителями.
Данные контрольного эксперимента показали, что проведённая работа оказалась результативной: произошло повышение уровня развития
самостоятельности и ответственности дошкольников и её компонентов.
Гипотеза исследования подтвердилась.
Опираясь на результаты исследования, нами были разработаны рекомендации по формированию самостоятельности у дошкольников
В наше время многие родители мало дают возможностей в развитии самостоятельности своего чада. В виду своей занятости предпочитают сделать за ребёнка сами, лишая его возможности научиться делать самому. Когда трёхлетний ребёнок приходит в детский сад и не может самостоятельно застегнуть сандалии, надеть колготы, пользоваться ложкой и т.д., у него возникает внутренний протест с самим собой, ребёнок капризничает и наотрез отказывается самостоятельно выполнить то или иное действие. К сожалению, таких детей на сегодняшний день становится всё больше. Тогда перед воспитателем встаёт проблема, как творчески и без нанесения вреда психическому здоровью ребёнка и его родителям разрешить этот вопрос.
Каждый ребенок - уникальная личность, развивается индивидуально.Темперамент, его врожденные способности, сфера интересов, даже семейная практика поощрения и наказания - все существенно влияет на темпы становления детской самостоятельности.
• Поощряйте все проявления самостоятельности и ответственности ребёнка. Если требуется, помогите ребёнку создать условия для самостоятельной игры или занятия
• Регулярно обращайтесь к ребёнку за советом по какому-нибудь вопросу. Интересуйтесь его мнением
• Предоставляйте ребёнку выбор («Что ты хочешь надеть: эти штаны, или эти?», «Куда теперь пойдём?»)
• Помогайте ребёнку там, где он просит
• Развивайте кругозор ребёнка
• Позволяйте совершать ошибки. На них учатся. Вместо того, чтобы концентрировать внимание ребёнка на неудаче, сконцентрируйте его внимание на том, как можно улучшить дело
• Позволяйте ребёнку сталкиваться с последствиями своих действий (или бездействия)
• Когда ребёнок сталкивается с новой игрушкой, дайте ему достаточно времени для того, чтобы разобраться с ней самостоятельно. Помогите, когда он вас попросит об этом. Старайтесь помогать в той части работы, с которой самостоятельно ребёнок пока справиться не может. В той части работы, которую он может сделать сам помогать не стоит. Хорошо, если совместная игра с ребёнком приобретает форму сотрудничества. Плохо, если совместная игра с ребёнком больше похожа на вашу собственную игру с игрушкой и ребёнка-наблюдателя (который смотрит, как «правильно» играть с игрушкой)
• Обеспечьте ребёнку регулярные занятия творчеством (лепка, рисование, музыка и т.д.)
• Старайтесь покупать игрушки по типу конструкторов, которые изначально не готовы, которые нужно собирать и разбирать. Желательно, чтобы было несколько вариантов сборки.
• Старайтесь как можно меньше выполнять за ребёнка то, что он уже может сделать сам. Не забывайте оглядываться на возрастные рамки: что обычно умеют делать дети в таком же возрасте, что и ваш ребёнок?
• Старайтесь всегда выполнять свои обещания. Подражая вам, ребёнок тоже начнёт выполнять свои договорённости. Такая потребность будет побуждать его лучше продумывать и организовывать свою деятельность
• Учите ребёнка убирать за собой. Поиграл в конструктор - убери его на место. Вылил молоко на пол - вытри тряпкой и т.п. Такие действия помогут ребёнку осознать последствия своих действий и помогут начать лучше организовывать свою деятельность
• Если ребёнок начинает что-то делать не правильно, не спешите ему об этом заявлять. Пусть он сам поймёт это
• Ребёнку необходимо иметь своё собственное пространство, где он будет сам себе хозяином (ящик, комната)
• Запрещая что-то делать ребёнку не забудьте ему сказать, что делать можно
• Соблюдение режима дня позволяет формировать волевые качества ребёнка и его чувство времени. Это поможет ему лучше упорядочивать свою деятельность во времени. Режим дня лучше визуализировать, например, это можно делать на детской меловой доске
• Обеспечьте вашему ребёнку возможность играть в сюжетноролевые игры как самостоятельно, так и с другими детьми
• На определённом этапе своего развития дети начинают играть с предметами-заменителями. Вместо машинки можно использовать кубик. Вместо куклы - свечку и т.д. Это важный этап развития ребёнка. В это время развивается творческое начало ребёнка. Сегодня в детских магазинах продаётся большое количество дорогих и очень реалистичных игрушек, и некоторые родители начинают переусердствовать: они покупают только такие игрушки, забывая о простых игрушках, забывая о конструкторах, забывая о мозаиках, забывая о пластилине, красках, карандашах. В результате у таких детей всё реже возникает потребность играть с предметами-заменителями, а значит меньше развиваются творческие способности, а они тесно связаны с самостоятельностью
• Если ребёнок хочет вам в чём-то помочь, - разрешите ему это. Пусть поможет (даже, если у него это плохо получается)
• Не стоит стараться ограждать своего ребёнка от всех негативных переживаний. Некоторые родители, стараясь оградить своего ребёнка от конфликтных ситуаций на детской площадке, начинают её посещать в то время, когда там нет других детей. При таком подходе их ребёнок действительно оказывается избавлен от негативных переживаний, но вместе с этим, он избавляется и от общения с другими детьми: а это возможность поиграть в ролевые игры, возможность принимать свои собственные решения относительно того, как общаться с другими, это возможность наблюдать и перенимать поведение других людей
• Приобщайте ребёнка к планированию сложных дел. Например, планирование поездок или планирование выходного дня
• Позволяйте ребёнку участвовать в домашних делах (уборка, мытьё посуды, приготовление пищи)
• Позволяйте ребёнку участвовать в процессе одевания: пусть он участвует в выборе одежды. Пусть он сам надевает то, что уже может.
Таким образом, задача каждого ребенка - стать взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать решения, отвечать за свои поступки, делать осознанные выборы и строить свою жизнь. Задача взрослых - помочь ему в этом нелегком деле. Главная сложность в формировании детской самостоятельности у педагога заключается в затрате его личностных качеств: терпение, умение осуществить личностно-ориентированный и деятельностный подход. Самостоятельность и ответственность закладывается постепенно, и начинать это дело следует как можно раньше.
Каждый ребенок - уникальная личность, развивается индивидуально.
Темперамент, его врожденные способности, сфера интересов, даже семейная практика поощрения и наказания - все существенно влияет на темпы становления детской самостоятельности.


1. Акимова, Г.Е. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет[Текст] / Г.Е. Акимова, Е.В. Федорова, В.Н. Яковлева. - СПб.: Речь,
2014. - 245 с.
2. Акулова, Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность [Текст] / Е. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2016. - №9 - с. 52-58.
3. Алиева, Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности [Текст] / Е.Г. Алиева. - М.: ИПРАН. 2011. - 239с.
4. Белошистая, А.В., Педагогическая технология организации самостоятельной деятельности детей на занятиях ручным трудом в детском саду и дома[Текст] / А.В. Белошистая, О.Г. Жукова // Детский сад от А до Я. -
2015. - №8. - с. 148-158.
5. Бестужев-Марлинский, А.А. Самостоятельность в поведении и характере [Текст] / А.А. Бестужев-Марлинский. - М.: Иррида, 2013. - 229с.
6. Бехтерева, Е. Технология формирования ответственности.
Старший дошкольный возраст[Текст] / Е. Бехтерев // Дошкольное
воспитание. - 2010. - №8 - с. 36-45.
7. Блонский, П.П. Дошкольный возраст [Интернет-ресурс] Электронный адрес: http://elib.gnpbu.ru_1936 (Дата запроса: 01.04.2019).
8. Борисова, О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника[Текст] / О.Ф. Борисова // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - с. 124-132.
9. Букина, Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными [ Текст] / Н. Букин // Дошкольное воспитание. - 2017. - №9 - с. 28-33.
10. Власова, Т.А. К проблеме воспитания самостоятельности у старших дошкольников в процессе художественного ручного труда [Текст] / Т.А. Власова. - Шадринск: ИШПИ, 2014. - 198с.
11. Волженина, Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов [Текст] / Т. Волженина // Виноград. - 2010. - №37. - с. 20
23.
12. Воскресенская, В. Создаём развивающую среду сами [Текст] /
B. Воскресенская // Дошкольное воспитание. - 2015. - №4. - с.77-79.
13. Выготский, Л.С. Кризис трёх лет [Текст] / Л.С. Выготский // Дошкольное образование. - 2015. - №9. - с.62-64.
14. Головин, С.Ю. Самостоятельность в детском возрасте [Текст] /
C. Ю, Головин // Первое сентября. - №6. - 2016. - С.33-35.
15. Гуськова, Т.В., Что такое самостоятельный ребёнок [Текст] / Т.В. Гуськова, Н. Ермак // Дошкольное воспитание. - 2017. - №8. - с.60-64.
16. Гуськова, Т.В. Что такое самостоятельный ребёнок[Текст] / Т.В. Гуськова // Дошкольное воспитание. - 2011. - №8. - с. 60-64.
17. Давидчук, А.Н. Развитие самостоятельности в игре у детей 3-5 лет [Текст] / А.Н. Давидчук. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 164 с.
18. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности[Текст] / Л.В. Жарова. - М.: Итос+, 2013. - 220 с.
19. Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 320 с.
20. Каплан, Л.И. Посеешь привычку - пожнёшь характер [Текст] / Каплан Л.И. - М.: Мирра, 2015. - 198с.
21. Каплан, Л.И. Первые проявления самостоятельности[Текст] / Каплан Л.И. - М.: Игра, 2013. - 227с.
22. Кедрова, Н. Проявления самостоятельности у детей[Текст] / Н. Кедрова // Счастливые дети. - №12. - 2016. - с.103-105.
23. Кенеман, А.В. Музыкальная игра как одно из средств воспитания самостоятельности в детском саду [Текст] / А.В. Кенеман. - М.: Профис, 2012. - 256с.
24. Кон, И.С. Психология самостоятельности [Текст] / И.С. Кон// Педагогика здоровья. - М.: Терра-Нова, 2012. - 287 с.
25. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
26. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Интернетресурс] Электронный адрес: https://www.twirpx.com/file/538922/ (Дата
запроса: 01.04.2019).
27. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение[Интернет-ресурс] Электронный адрес:
https://www.twirpx.com/file/200054/ (Дата запроса: 01.04.2019).
28. Лескова, Г.П. Формирование самостоятельности в процессе физического воспитания[Текст] / Г.П. Лескова. - СПб.: Хронос, 2013. - 159с.
29. Малик, О.А. Условия развития самостоятельности детей на занятиях аппликацией[Текст] / О.А. Малик // Детский сад от А до Я. - 2011. - №6. - с. 142-147.
30. Микляева, Н.В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности [Текст] / Н.В. Микляева // Детский сад от А до Я. - 2014. - №2. - с. 17-23.
31. Ожегов, С.И. Словарь русского языка[Интернет-ресурс] Электронный адрес: https://www.twirpx.com/file/1022269/ (Дата запроса:
01.04.2019) .
32. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности. Методы
исследования и диагностики[Текст] / А.К. Осницкий.- Москва-Нальчик:ИЦЭ,
2016. - 205 с.
33. Платохина, Н.А. Организация самостоятельной деятельности детей в процессе ознакомления с историей и культурой родного края[Текст] / Н.А. Платохина // Детский сад от А до Я. - 2013. - №1. - с. 108-115.
34. Рубинштейн,С.Л. Основы общей психологии[Интернет-ресурс] Электронный адрес: https://www.twirpx.com/file/1725977/ (Дата запроса:
01.04.2019) .
35. Самостоятельная художественная деятельность
дошкольников [Текст] / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Итос+, 2013. - 206с.
36. Смирнова, Е.О., Структура и динамика отношения в онтогенезе ребенка[Текст] / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова // Вопросы психологии. - 2014. -№2. - с. 28.
37. Соколов, В.С. Ступеньки в большой мир[Текст] / В.С. Соколова // Дошкольное воспитание. - 2012. - №9. - с. 122.
38. Солодянкина, О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста[Текст] / О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2006. - 293 с.
39. Теплюк, С. Истоки самостоятельности [Текст] / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. - 2013. - №7 - С. 67.
40. Токаева,Т.Э., Педагогические условия воспитания самостоятельности у детей 4-5 лет [Текст] / Т.Э. Токаева, Н.В. Полтавцева - СПб.: Смена, 2013. - 310с.
41. Толковый словарь русского языка[Текст] / Под редакцией Дмитриева Д.В. - М.: Астрель, 2003. - 499 с.
42. Трубайчук, Л.В. Социальная компетентность дошкольника[Текст] / Л.В. Трубайчук // Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации
социального развития детей дошкольного возраста: Материалы V
Международной научно-практической конференции. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. - с. 300-307.
43. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь [Интернет-ресурс] Электронный адрес: https://www.twirpx.com/file/544328/ (Дата запроса: 01.04.2019).
44. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155.
45. Чехонина, О.И. Самостоятельная поисковая деятельность детей в образовательном процессе детского сада[Текст] / О.И. Чехонина // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - с. 101 - 107.
46. Шапарь, Б.В., Практическая психология. Инструментарий[Текст] / Б.В. Шапарь, А.В. Тимченко, В.Н. Швыдченко. - Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. - 321 с.
47. Шептихина, Г.В. Семейные взаимоотношения как условие развития активной жизненной позиции у детей старшего дошкольного возраста[Текст] / Г.В. Шептихина// Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - с. 32-39.
48. Юсупова, Г. Воспитание самостоятельности у детей[Текст] / Г. Юсупова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №8 - с. 28-29.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ