Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ применения дидактических игр в формировании представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Понятие формирования представления о времени у детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2 Особенности формирования представлений о времени в дошкольном
возрасте 12
1.3 Дидактические игры в системе дошкольного развития и воспитания .. 18
1.4 Дидактические игры как средство формирования представление о
времени 21
Выводы по первой главе 24
Глава 2 Экспериментальное исследование применения дидактических игр в формировании представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста 25
2.1 Диагностика исследования уровня сформированности представлений о
времени 25
2.2 Разработка и апробация дидактических игр как средство формирования
старшего дошкольного возраста 33
2.3 Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 42
Выводы по второй главе 54
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложение
Актуальность исследования заключается в том, что современному обществу необходимы мобильные личности, способные адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. На основе чего, перед дошкольными учреждениями встает задача создания оптимальных условий для развития и воспитания детей, с целью выполнения требований современного общества. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста, тесно связано с разносторонним развитием и воспитанием.
Изучениеи представлений о времени у детей дошкольного возраста занимались Ф.Н. Блехер, KE. Введенский, И.В. Ковалец, Е. Н. Лебеденко, Р.Л. Непомнящая и другие.
Умение ориентироваться во времени является необходимостью современного человека. Именно поэтому важно формировать у детей представления о времени уже в дошкольном детстве. Особое значение данная проблема имеет в старшем дошкольном возрасте в связи с предстоящим обучением в школе. Время становится для ребёнка регулятором его деятельности. Он сам должен ориентироваться в отрезках времени различной протяжённости, соотносить свою деятельность с определённым временем, обладать чувством времени [36].
Лучшим условием для запоминания детьми времени является то, что им интересно и что для них привлекательно. Чем разнообразнее будут соответствующие занятия, тем быстрее ребенок усвоит все, что касается смены времени. Процесс формирования представлений о времени в дошкольном возрасте должно быть направлено на развитие умений обобщать и классифицировать объекты природы по ярким и существенным признакам и связям [7].
К методам и средствам формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста можно отнести наблюдения, беседы, чтение, пересказывание сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения, акцентировать внимание на знакомой периодичности смены дня и ночи. Результатом процесса формирования представлений о времени должно быть сформированные знания о месяцах года и порядке их следования; о времени года, их характерных признаках. Для того, что бы укрепить знания детей о времени, педагоги могут применять на занятиях любой вид деятельности. А лучше всего, если воспитатель будет проводить разнообразные виды деятельности.
Одним из эффективных средств формирования представлений о времени являются дидактические игры. В дидактических играх создаются полноценные условия для реализации поставленных целей и задач обучения. В таких играх дети запоминают последовательность дней, названия дней недели, учатся ориентироваться во времени [29].
На основе актуальности исследования, была сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Дидактические игры как средство формирования представлений о времени у старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: изучить проблему дидактические игры как средство формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: роль дидактических игр как средство формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование дидактических игр способствует успешному овладению представлениями о времени у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические аспекты изучения понятия времени в научной литературе;
- проанализировать условия формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста;
- подобрать методики и провести диагностику уровня сформированности представлений о времени;
- разработать и апробировать план формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр;
- провести анализ и интерпретацию эффективности проведения дидактических игр, как средствами формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.
В работе применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические методы:
- теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;
2. Эмпирические методы: тестирование, наблюдение, беседа, эксперимент.
- Методика исследования развития временных представлений у детей дошкольного возраста Р.Ф. Галлямовой;
- Методики «Части суток» (В.П. Новиковой, Э.Ф. Замбицявичене);
- Методика «Дни недели» (В.П. Новиковой, Э.Ф. Замбицявичене).
Экспериментальное исследование состояло из трех этапов:
1. Констатирующий этап. Была проведена первичная диагностика уровня сформированности представлений о времени у детей пяти лет.
2. Формирующий этап эксперимента. Были проведены развивающие занятия, средствами дидактических игр.
3. Контрольный этап эксперимента. Проведена контрольная диагностика уровня сформированности представлений о времени у детей пяти лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты экспериментального исследования могут быть
использованы в практической деятельности педагогов и воспитателей ДОУ в современных условиях, в процессе организации воспитательно - образовательной деятельности детей; в составлении учебных планов, конспектов занятий; организации развивающей и коррекционной работы. Результаты исследования позволяют организовать работу в режимных моментах, организовать образовательную и игровую деятельность детей. Комплекс игр могут быть использованы в работе по формированию представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №36 «Искорка» ЕМР. В исследовании участвовали 50 детей старшего дошкольного возраста. В качестве контрольной группе участвовало 25 детей и в качестве экспериментальной группе 25 детей
Структура работы: работа состоит из введения; двух глав; выводов по главам; заключения; списка использованной литературы; приложений. В ходе исследования была экспериментально доказана эффективность использования дидактических игр в процессе формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.
Понятие время является объектом изучения многих наук. Поэтому, на сегодняшний день изучение данного феномена основано на концепциях философии, психологии и физиологии. Каждая наука изучает этимологию возникновения времени, особенности ее ощущения человеком, взаимосвязи времени с другими личностными особенностями людей, в том числе, физиологическими. Данные исследования позволяют выделить особенности формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста.
Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста в рамках ДОО осуществляется во всех режимных процессах. Полученные знания во время занятий, дети закрепляют в повседневной жизни. Такая работа позволяет создать условия для закрепления и уточнения представлений детей о времени. Условием формирования временных представлений является повседневная деятельность детей. Представления о времени способствует всестороннему развитию детей: развитию памяти, внимания, мышления, речи.
Дидактическая игра представляет собой особую форму деятельности людей. Дидактическая игра для детей является средством всестороннего развития, при этом необходимо, что бы игра была педагогически направлена на это развитие. Дидактическая игра, будучи ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, оказывает влияние на все стороны развития личности. Дидактическая игра является условием развития детей. Дидактические игры создают условия для успешного овладения детьми представлений о времени. Такие дидактические игры позволяют непринужденно усваивать детям временные понятия.
Эмпирическая часть исследования была направлена на выявление эффективности применения дидактических игр в процессе формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста. Для реализации поставленных целей и задач было организовано исследование.
Исследование было проведено на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида №36 «Искорка» ЕМР. В исследовании были задействованы 50 детей старшего дошкольного возраста.
Результаты констатирующего этапа эксперимента позволяют
свидетельствовать о низких показателях уровня сформированности.
представлений о времени у детей пяти лет. Основываясь на результаты исследования, на формирующем этапе эксперимента была проведена работа по формированию представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста. В качестве средства формирование в данной работе были использованы дидактические игры. Игры были проведены с детьми экспериментальной группы.
Результаты контрольного этапа эксперимента свидетельствуют об эффективности проведения дидактических игр в процессе формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста. Дидактические игры позволяют успешно и эффективно знакомить детей дошкольного возраста с временными понятиями. На основе такой игровой деятельности дети закрепляют свои знания и учатся применять их на практике.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология/Г.С. Абрамова. - М: Академ, проект, 2013. - 704 с.
2. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем/П.К. Анохин. - М., 2015. - 578с.
3. Асеев, В. Г. Возрастная психология/В.Г. Асеев. - М., 2015. - 342 с.
4. Бехтерев, В.М. Мозг и внушение/В.М. Бехтерев. - М., 2014. - 367с.
5. Блехер, Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения/Ф.Н. Блехер. - М., Просвещение, 2013. - 413 с.
6. Введенский, Н.Е. Избранные произведений/Н.Е. Введенский. - М..
2013. - 489с.
7. Венгер, Л.А. Развитие способностей к наглядному пространственному моделированию/Л.А. Венгер// Дошкольное воспитание. 2015. № 3. С. 46-52.
8. Веракса, Н.Е. Детская психология [Текст]: Учебник для студ. Вузов/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Юрайт, 2014. - 446 с.
9. Владимирова, Т.В. Формирование у старших дошкольников представлений о некоторых свойствах времени/Т.В. Владимирова. - Ульяновск,
2016. -32с.
10. Громова, О.Е. Стихи о временах года и игры/О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.Б. Савинова. - М.: ТЦ Сфера, 2014.
11. Гусарова, Н.Н. Беседы по картинке: Времена года/Н.Н. Гусарова. - СПб.: Детство-пресс, 2016. - 278с.
12. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология/О.Б. Дарвиш. - М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2014. - 263 с.
13. Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада/под.ред. Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 2017. - 197 с.
14. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников/О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М.: Педагогика, 2014. - 128 с.
15. Запорожец, А.В. Восприятие и действие/А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 2013. - 323 с.
16. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста/А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 2014. - 289 с.
17. Игнатьева, Ю. Календарь «Круглый год»/Ю. Игнатьева// Дошкольное образование. - М., 2016. №17. - С. 3.
18. Ковалец, И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток/И.В. Ковалец. - М.: Издательство: Владос, 2017. - 72 с.
19. Козлова, С.Н. Дошкольная педагогика/С.Н. Козлова, С.Н. Куликова. - М., 2016. - 367с.
20. Лебеденко, Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников/Е.Н. Лебеденко. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 80с.
21. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте/А.Н. Леонтьев. - М.: Академический проект, 2014. - 453 с.
22. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста/А.М. Леушина. - М.,
Просвещение, 2014.- 368с.
23. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. Заведений/Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, Юрайт, 2017. - 464 с.
24. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество/В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 456 с.
25. Мухина, В.С. Психология дошкольника/В.С. Мухина. - М.:
Просвещение, 2015. - 237с.
26. Немов, Р.С. Диагностика познавательных процессов дошкольников/ Р.С. Немов. - М., 2014. - 467с.
27. Непомнящая, Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста/Р.Л. Непомнящая. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 94с.
28. Павелко, Р.В. Детская психология [Текст]: учеб пособие для вузов работа студ/ Р.В. Павелко. - М.: Академ-выдал, 2014. -373 с
29. Петерсон, Л.Г. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников/Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасов. - М.: Баласс, 2013.
30. Пиаже, Ж.Ж. Речь и мышление ребенка/Ж.Ж. Пиаже. - М., 2014. - 276с.
31. Прейс, Р.В. Создание предметно-развивающей среды в групповом помещении/Р.В. Прейс// Дошкольная педагогика. - М., 2017. - №5. - С. 14-15.
32. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста/Т.Д. Рихтерман. - М.: Просвещение, 2015. - 110с.
33. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн. - М.,
2013. - 376с.
34. Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста/Н.Я. Семаго. - М: Айрис Пресс, 2016.
35. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка/ Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М., 2016. - 367с.
36. Смоленцева, А.А. Формирование временных представлений у дошкольников [Текст]: Конспекты занятий/А.А. Смоленцева// Дошкольная педагогика, 2014 №6
37. Соколова, Е.И. Детям о времени. Пособия для родителей и педагогов/ Е.И. Соколова, Т.И. Тарабарина. - Ярославль: Академия развития, 2016. - 120 c
38. Сополова, Е.И. Время и пространство/Е.И. Сополова. - Ярославль: Академия развития, 2013.
39. Стрелков, Ю.К. Инженерная и профессиональная психология/Ю.К. Стрелков. - М., 2016. - 264с.
40. Тарабарина, Т.И. Детям о времени/Т.И. Тарабарина. - Ярославль: Академия развития, 2016. - 240с.
41. Ухтомский, А.А. Доминанта/А.А. Ухтомский. - М., 2014. 289с.
42. Чуднова, Р. Обучение детей ориентировке во времени/Р. Чуднова// Дошкольное воспитание. - М., 2017. № 7. - С. 24-29.
43. Шалимова, Т. Время в этюдах// Обруч. - 2016. - №6. - С. 19-21.
44. Шаталова, Е.В. Развитие временных представлений у старших дошкольников в условиях полипрограммного образования/Е.В. Шаталова//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М., 2013.
45. Штейнберг, В.Э. Дидактические многомерные инструменты [Текст]: Теория, методика, практика/В.Э. Штейнберг. - М.: Народное образование,
2014. - 267 с.
46. Щербаков, Е.И. Формирование временных представлений/Е.И. Щербаков//Дошкольное воспитание. - М., 2013. - №3. - С. 14-18.
47. Щербакова, Е.И. еория и методика математического развития дошкольников [Текст]: Учеб. пособие/Е.И. Щербакова. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2015.
48. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах/Д.Б. Эльконин. - М.; Воронеж: Модэк, 2017. - С.130-140.
49. Яфальян, А. Как стать Хозяином Времени/А. Яфальян, О. Дрень// Обруч. - 2016. - №6. - С. 17-18