Проведен анализ объемов экспорта и импорта в Россию за 2013-2018 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 5
1.1. Понятие, цели и принципы внешнеэкономической политики 6
1.2 Инструменты и методы регулирования внешнеэкономической деятельности 9
2 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 16
2.1 Проблематика реализации внешнеэкономической политики России в условиях роста мировой напряженности (2014-2020) 16
2.2 Анализ показателей внешнеэкономической политики России 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что происходящие на международной арене процессы, связанные с ростом мировой напряженности в 2014-2020 годах, прямым образом влияют на сущность и реализацию внешнеэкономической политики государства и вызывают необходимость выработки новых моделей и принципов такой политики. Политико-экономические кризисы и конфликты между различными государствами, играющими важную геополитическую роль («торговая война» США и Китая, конфликты в районе Персидского залива, попытки США воспрепятствовать реализации проекта «Северный поток-2» и др.) представляют собой серьезные вызовы для России и обуславливают необходимость оптимизации в том числе внешнеэкономической деятельности.
Кроме того, необходимость оптимизации внешнеэкономической политики обусловлена тем, что наша страна выступает «локомотивом» евразийской интеграции, а также стремится играть ведущую роль в межгосударственных объединениях, способных быть центром мировой геополитики (например, БРИКС). Здесь очевидно, что эффективная внешнеэкономическая политика является важным фактором, позволяющим государству выступать «центром притяжения» в мире.
Очевидно, что внешнеэкономическая деятельность государства не является «вещью в себе» и является неотъемлемой составляющей всей деятельности государства на международном уровне. Например, можно ли говорить о том, что ситуация, связанная с реализацией проекта «Северный поток-2» является исключительно внешнеэкономическим вопросом. Безусловно, нет, здесь теснейшим образом переплетаются как экономические вопросы, так и политические, поскольку крупный поставщик столь значимого ресурса, как природный газ, со всей очевидностью будет не только получать экономическую выгоду, но и иметь определенное политическое влияние на покупателей.
Вопросы, связанные с внешнеэкономической политикой государства, достаточно глубоко изучены отечественной наукой. В частности, можно отметить таких авторов, как Е. Гломба, Т. Васильева, А. Железин, Н. Рашева и др.
Вместе с тем, с учетом зависимости внешнеэкономической политики государства от непрерывно меняющейся сферы международных отношений, данная тема постоянно должна находится под пристальным вниманием исследователей.
Объектом исследования выступает внешнеэкономическая политика России.
Предмет исследования – научная доктрина, информация, характеризующая практику реализации внешнеэкономической политики российского государства.
Целью исследования выступает выявление проблем, связанных с реализацией внешнеэкономической политики России в условиях обострения мировой напряженности.
Задачи исследования:
определить понятие, цели и принципы внешнеэкономической политики;
охарактеризовать инструменты и методы регулирования внешнеэкономической деятельности;
выявить проблематику реализации внешнеэкономической политики России в условиях роста мировой напряженности (2014-2020);
провести анализ показателей внешнеэкономической политики России.
Методологию работы составляют такие методы, как анализ, синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование.
Теоретическая и практическая значимость исследования связана с систематизацией представлений о сущности и содержании внешнеэкономической политики России, что позволяет лучше понять происходящие в ней процессы, выявить проблемы, которые существуют или могут возникнуть в исследуемой сфере, и в конечном итоге предложить пути их решения или предупреждения.
Структурно исследование состоит из введения, двух глав, включающих в себя в общей сложности четыре параграфов, заключения и списка использованных источников.
Проведенное исследование внешнеэкономической политики России позволило сделать определенные выводы.
1) Внешнеэкономическая политика государства – это целенаправленная деятельность, направленная на формирование, развитие и в конечном итоге использование внешнеэкономических связей в целях укрепления экономического, социального, политического и др. потенциала государства, повышения его роли и значения в мировой экономике и в мировом сообществе как таковом.
2) Конкретными сущностью и содержанием внешнеэкономическую политику государства наделяют правовые, организационные и научные инструменты и методы регулирования внешнеэкономической деятельности.
По сути, от содержания этих инструментов и методов, а так же от оптимальности и комплексности их применения и зависит эффективность и результативность внешнеэкономической политики государства и, соответственно, роль и значение государства в мировой экономики и в мире в целом.
3) Рост мировой напряженности в 2014-2020 годах привел к очевидным проблемам в сфере реализации внешнеэкономической политики России. При этом наше государство не стало «изгоем» мировой экономики, а, пойдя по совершенно правильному пути, стала отыскивать новые направления развития исследуемой политики, активизируя сотрудничество с теми государствами, с которыми поддерживаются стабильные и ровные политические отношения. В настоящее время очевидно, что важным залогом оптимизации внешнеэкономической политики России выступает расширение торговых связей со странами БРИКС, в первую очередь Индией и Китаем.
4) После снижения объемов внешнеторговой деятельности России в 2014-2015 годах наблюдается стабильный рост импорта и экспорта. При этом в любом случае по стоимостному показателю объемы импорта и экспорта не достигли показателей 2013 года. Основной статьей экспорта по-прежнему являются топливно-энергетические товары, основная статья импорта – машины (производственного характера) и оборудование. Следует обратить внимание на то, что в период 2013-2019 годов активизировалось внешнеэкономическое сотрудничество с Китаем и рядом государств ЕАЭС (в первую очередь с Белоруссией), в то время как объем экспортно-импортных операций с ЕС снижается.
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 17.01.2020).
2. Федеральный закон от 8 декабря 2003г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 17.01.2020).
3. Федеральный закон от 10 декабря 2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 17.01.2020).
4. Федеральный закон от 9 июля 1999г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 17.01.2020).
5. Белоруссия отказалась покупать российскую нефть // Российская газета. – 15 янв. 2020. – С. 3.
6. Белоусов, В.Д. Мировая экономика / В.Д. Белоусов. – Самара. Изд-во Самарского гос.университета. – 2016. – 455 с.
7. Васильева, Т.Н. Мировая экономика / Т.Н. Васильева. М.: Флинта, МПСУ, 2015. - 160 с.
8. Газопровод «Сила Сибири» введен в эксплуатацию // Российская газета. – 03 дек. 2019. – С.1
9. Гломба, Е.А. Приоритетные направления внешнеэкономической политики России / Е.А. Гломба // Экономика и бизнес. Теория и практика. – 2017. – № 4. – С. 68-72.
10. Железин А.В. Россия и ВТО. Первые итоги // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 12-1. - С. 280-287.
11. Лебедев, Д.С. Методическое обеспечение анализа внешнеторговых связей страны / Д.С. Лебедев // Вестник Нижегородского университета. – 2018. - № 5. – С. 123-126.
12. Мельников, А.А. Внешнеэкономическая политика государства / А.А. Мельников. – М.: КноРус, 2015. – 341 с.
13. Рашева, Н.Ю. Организационные и правовые проблемы импортозамещения в топливно-энергетическом комплексе России // Нефтяное хозяйство. - 2015. - № 5. - С. 18-23.
14. Рашева, Н.Ю. Правовые основы импортозамещения в нефтегазовой отрасли // Заочная Междунар. науч.-практ. конф. «Наука и образование - 2015» (30 октября 2015 г.). Мурманск: ФГБОУ ВПО МГТУ, 2015. - С. 22-31.
15. Руднева, З.С. Таможенно-тарифные и нетарифные инструменты регулирования внешней торговли / З.С. Руднева // Известия Байкальского государственного университета. – 2017. - № 5. – С. 104-109.
16. Сельцовский В.Л. Экономико-статистические методы анализа внешней торговли. М.: Финансы и статистика, 2014. - 512 с.
17. Смитиенко, Б.М. Внешнеэкономическая деятельность / Б.М. Смитиенко. – М.: Директ-медиа, 2017. – 581 с.
18. Тумакова, С.А. Внешнеэкономическая политика России в условиях «войны санкций» / С.А. Тумакова // Вестник Пермского университета. – 2018. - № 4. – С. 54-59.
19. Щебарова, Н.Н. Выбор инструментов внешнеторговой политики России в современных условиях: экономико-правовые основы / Н.Н. Шебарова // Вестник Российского университета кооперации. – 2017. - № 4. – С. 133-137.
20. Сведения ФТС России об объемах и структуре экспортно-импортных операций в 2013-2019 годах. // Сайт ФТС России. http://customs.ru. – (Дата обращения 17.01.2020).