Было проведено экспериментальнное исследование.
Выборка. 10 детей старшего дошкольного возраста от 5 лет 8 месяцев до 6 лет 2 месяцев. У всех старших дошкольников согласно ПМПК диагноз ДЦП.
Есть приложения с результатами исследования в табличном виде.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения психологии общения 5
1.1 Сущность понятия «общение». Функции общения 5
1.2 Структура общения 10
Глава 2 Теоретические аспекты изучения проблемы становления общения у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 15
2.1 Клинические особенности детского церебрального паралича 15
2.2 Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 19
Глава 3 Экспериментальное исследование особенностей общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 25
3.1 Организация и логика экспериментального исследования 25
3.2 Анализ результатов экспериментального исследования 29
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение 44
Актуальность исследования. Общение с окружающими играет решающую роль в приобретении ребенком новых знаний и умений, в формировании детского сознания и самосознания, во многом детерминирует формирование высших, специфически человеческих психических функций. Формирование личности человека, становление его в качестве субъекта социальных отношений также невозможно без полноценных взаимоотношений ребенка с другими людьми, общения с ними. В связи с этим, одной из проблем, возникающих в ходе развития детей с ограниченными возможностями здоровья, является наличие многочисленных барьеров, не позволяющих им активно включаться в жизнь общества. Наиболее серьезным препятствием на пути успешной социальной интеграции детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата при детском церебральном параличе (далее – ДЦП) может стать недоразвитие навыков общения со сверстниками.
Проблемы нарушения общения ребенка с детским церебральным параличом со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Для полноценного психического развития ребенка важен не только сам процесс общения со взрослым, но также велика и роль общения со сверстниками. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучить особенности общения детей с детским церебральным параличом.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «общение», «структура общения».
2. Раскрыть клинические особенности детского церебрального паралича.
3. Определить особенности общения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата при детском церебральном параличе.
4. Выявить в экспериментальном исследовании особенности общения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата при детском церебральном параличе.
Гипотеза: выдвигается предположение о том, что межличностное общение детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом имеют следующие особенности:
- отмечаются трудности в общении (дети не проявляют инициативу при общении, боятся вступать в контакт со сверстниками);
- наблюдаются затруднения в оценке объективных жизненных ситуаций;
- присутствует неопределенная тревожность, страх перед незнакомыми детьми, страх одиночества и т.п.
Объект исследования – общение дошкольников с детским церебральным параличом.
Предмет исследования – особенности общения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата при детском церебральном параличе.
Методы исследования: теоретические: анализ научных источников, анализ публикаций по теме исследования, синтез и обобщение, методы сравнительного анализа; эмпирические: тестирование, наблюдение, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Методологическую основу исследования составили научные труды А.П. Зубковой, С.Ю. Кондратьевой, Е.Н. Крутяковой и др. С.Ю. Кондратьева, М.Н. Никитина, Н.Г. Яковлева и др. определили клинические особенности ДЦП. А.П. Зубкова, Е.Н. Круткова, Г.Н. Лаврова и др. раскрыли становление межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата при ДЦП. О.С. Марьяшина, Р.К. Терещук и др. определили особенности становления общения со сверстниками у старших дошкольников с ДЦП.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
В данной работе дана клинико-психическая характеристика детей с детским церебральным параличом. Исследуемая нами проблема существует долгое время. Термин «детский церебральный паралич» в 1893 году ввел Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский психолог, психиатр и невролог, но сначала ДЦП назывался болезнью Литтла. ДЦП – это заболевание, поражающее центральную нервную систему. Возникает оно в результате повреждения головного мозга ребенка в процессе внутриутробного развития, во время родов или в первую неделю после родов. Клиническими проявлениями ДЦП являются нарушения двигательного развития в виде неправильного распределения мышечного тонуса и нарушения координации движений. С двигательными нарушениями часто сочетаются нарушения психического и речевого развития.
Достаточно большое количество детей старшего дошкольного возраста ДЦП испытывают трудности в общении со сверстниками. Это может выражаться в неумении поддерживать и развивать контакты, находить подход к партнеру по общению, согласовывать действия в процессе деятельности, а также неумение сопереживать и проявлять эмпатию к конкретному ребенку. Данные трудности непосредственно влияют на формирующуюся личность дошкольника с ДЦП и его социализацию в группе сверстников. Такие дети часто конфликтуют или замыкаются, испытывают тревожность. В результате в группе сверстников они отвергаются, пренебрегаются, либо остаются незамеченными.
Трудности общения со сверстниками распространены у детей с ДЦП и часто связаны с двигательными, интеллектуальными и сенсорными нарушениями. Функция общения у детей с ДЦП развивается неравномерно, нарушения артикуляции и координации движений неблагоприятно отражается на процессе общения со взрослым. Также отрицательно сказывается на общении неспособность выразить собственное эмоциональное состояние. Дети с ДЦП ведут себя пассивно и не проявляют особого желания к сотрудничеству. В процессе общения дети с ДЦП предпочитают использовать жесты, сопровождают их резкой мимикой и гримасами. Установление контакта со сверстником происходит только по инициативе последнего.
В результате проведенного экспериментального исследования было выявлено, что дети с ДЦП в процессе общения со сверстниками не проявляют инициативу, не хотят привлекать к себе внимания, не стремятся разделить с товарищами радость или огорчение. В большинстве случаев дошкольники с церебральными параличами не могут побуждать своих сверстников к совместной игровой деятельности. Дети с ДЦП не умеют учитывать пожелания и настроения других детей, а их взаимодействие со сверстниками характеризуется низкой эмоциональностью.
Таким образом, процесс общения старших дошкольников с ДЦП со сверстниками характеризуется определённым своеобразием. С одной стороны, это проявляется в снижении инициативности, активности, эмпатии в общении, что нередко негативно сказывается на социометрическом статусе таких детей. С другой стороны, имеющиеся потенциальные возможности психического развития таких детей, особенно в случаях сохранного интеллекта, намечающийся интерес к взаимодействию со сверстниками, наличие деловой основы в ситуациях совместной деятельности с ними могут способствовать совершенствованию их общения при условии своевременного и грамотного психолого-педагогическое сопровождение их развития.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Аксенова, Л. И. Специальная педагогика : учебное пособие для вузов [Текст] / Л. И. Аксенова. – Москва : Академия, 2014. – 400 с.
2. Алексеева, Л. Д. Проблема коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ДЦП [Текст] / Л. Д. Аксенова // Педагогика. – 2016. – №4. – С. 61-63.
3. Антонова, Т. В. Деятельность и взаимоотношения дошкольников [Текст] / Т. В. Антонова, О. М. Гостюхина / Под ред. Т. А. Репиной. – Москва : Эксмо, 2015. – 189 с.
4. Бабаева, Т. И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников с ДЦП [Текст] / Т.И. Бабаева // Дефектология. – 2017. – № 1. – С. 41-44.
5. Бабчук, Е. Л. Коммуникативное развитие старших дошкольников с ОДА [Текст] / Е. Л. Бабчук // Педагогические исследования. – 2016. – №4. – С. 58-61.
6. Батуева, Г. М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у дошкольников с ОВЗ [Текст] / Г. М. Батуева – Калининград, 2017. – 191 с.
7. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А. А. Бодалев. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 423 с.
8. Бороздина, Г. В. Психология общения : Учебник и практикум для СПО [Текст] / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 463 c.
9. Варенова, Т. В. Коррекционная педагогика : учебно-методический комплекс для студентов специальности «Социальная работа» [Текст] / Т. В. Варенова – Минск : ГИУСТБГУ, 2017. – 112 с.
10. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Мозаика-Синтез, 2015. – 208 с.
11. Гаврилушкина, О. П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников с ДЦП в условиях детского сада [Текст] / О. П. Гаврилушкина // Дефектология. – 2015. – №2. – С. 23-48.
12. Гавриш, С. В. Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников [Текст] / С. В. Гавриш // Педагогика. – 2016. – №4. – С. 51-52.
13. Герберт, И. Специальная психология [Текст] / И. Герберт и У. Гамильтон. – Москва : Академия, 2016. – 520 с.
14. Гринина, Е. С. Особенности развития коммуникативной сферы дошкольников с ДЦП [Текст] / Е. С. Гринина // Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся: сборник материалов научно-практической конференции. Саратов, 18 февраля 2015 г. Часть 1 / под общ. ред. И. М. Ильковской. – Саратов, 2015. – С. 138-143.
15. Дмитриева, Е. Проблемные дети. Развитие через сотрудничество. Практическое пособие [Текст] / Е. Дмитриева. – Москва : Аркти, 2015. – 68 с.
16. Зубкова, А. П. Коммуникативные навыки дошкольников с ОВЗ в свете ФГОС ДО [Текст] / А.П. Зубкова // Дефектология. – 2016. – №2. – С. 44-45.
17. Ефимова, Н. С. Психология общения. Практикум по психологии : Учебное пособие [Текст] / Н. С. Ефимова. – Москва : ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 192 c.
18. Иовлева, Т. Е. Особенности становления межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте [Текст] / Т. Е. Иовлева. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 266 с.
19. Ковшиков, В. А. Дефектология [Текст] / В. А. Ковшиков. – Москва : Инфра-М, 2013. – 412 с.
20. Кондратьева, С. Ю. Если у ребенка ДЦП [Текст] / С. Ю. Кондратьева. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014. – 64 с.
21. Коноваленко, М. Ю. Психология общения : Учебник для СПО [Текст] / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 468 c.
22. Корнева, П. О. Дефектология [Текст] / П. О. Корнеева. – Москва : Инфра-М, 2014. – 522 с.
23. Корягина, Н. А. Психология общения : Учебник и практикум [Текст] / Н. А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. – Люберцы : Юрайт, 2015. – 440 c.
24. Крутякова, Е. Н. Развитие коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с церебральным параличом [Текст] / Е. Н. Крутякова // автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Москва, 2011. – 28 с.
25. Лаврова, Г. Н. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом в условиях введения стандартов дошкольного образования [Текст] / Г. Н. Лаврова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия : Психология. – 2017. – №1. Том 6. – С. 52- 60.
26. Леонтьев, А. А. Психология общения [Текст] / А. А. Леонтьев. – Санкт-Петербург : Речь, 2014. – 569 с.
27. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / Под ред. А. Г. Рузской. – Воронеж : Модэк, 2015. – 384 с.
28. Марьяшина, О. С. Формирование культуры межличностного общения старших дошкольников с ДЦП в игровой деятельности [Текст] / О. С. Марьяшина // Дефектология. – 2015. – №3. – С. 58-61.
29. Никитина, М. Н. Детский церебральный паралич [Текст] / М. Н. Никитина. – Москва : Инфра-М, 2018. – 120 с.
30. Поддъяков, Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство [Текст] / Н. Н. Поддъяков. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 358 с.
31. Репина, Т. А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников [Текст] / Т. А. Репина // Вопросы психологии. – 2015. – №3. – С. 41-44.
32. Рогов, Е. И. Психология общения [Текст] / Е. И. Рогов. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 336 с.
33. Соколова, И. И. Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков дошкольников с ОДА [Текст] / И. И. Соколова // Молодой ученый. – 2017. – №2. – С. 236-239.
34. Терещук, Р. К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников с ДЦП [Текст] / Р. К. Терещук // Мир психологии. – 2014. – №3. – С. 74-77.
35. Черныш, Н. Г. Онтогенез общения [Текст] / Н. Г. Черныш // Молодой ученый. – 2015. – №6. – С. 112-116.
36. Хараш, А. У. Общение, виды общения [Текст] / А. У. Хараш // Общение и оптимизация совместной деятельности. – 2015. – №3. – С. 52-58.
37. Шарапова, Н. В. Дошкольник в мире общения [Текст] / Н. В. Шарапова. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – №1. – С. 32-33.
38. Щеглова, И. М. Коммуникативное развитие детей с ОВЗ [Текст] / И. М. Щеглова // Логопедия. – 2015. – №4. – С. 74-77.
39. Яковлева, Н. Г. Основы дефектологии [Текст] / Н. Г. Яковлева. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 452 с.