ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения аудированию на основе аутентичных текстов на ступени основного общего образования 6
1.1. Аудирование как вид речевой деятельности 6
1.2. Сложности учащихся в процессе аудирования, методы их
устранения 16
1.3. Аутентичность материалов, их особенности 23
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Особенности использования аутентичных материалов для развития навыков аудирования на уроках иностранного языка в 5-х классах 29
2.1. Психологические особенности учащихся на средней ступени
обучения 29
2.2. Анализ УМК по английскому языку «Spotlight» на предмет
аутентичных аудиотекстов 33
2.3. Опытно-экспериментальное обучение аудированию на основе
аутентичных аудиотекстов в 5Б классе 41
Выводы по второй главе 48
Заключение 49
Список литературы 52
Приложение
Глава 1. Теоретические основы обучения аудированию на основе аутентичных текстов на ступени основного общего образования 6
1.1. Аудирование как вид речевой деятельности 6
1.2. Сложности учащихся в процессе аудирования, методы их
устранения 16
1.3. Аутентичность материалов, их особенности 23
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Особенности использования аутентичных материалов для развития навыков аудирования на уроках иностранного языка в 5-х классах 29
2.1. Психологические особенности учащихся на средней ступени
обучения 29
2.2. Анализ УМК по английскому языку «Spotlight» на предмет
аутентичных аудиотекстов 33
2.3. Опытно-экспериментальное обучение аудированию на основе
аутентичных аудиотекстов в 5Б классе 41
Выводы по второй главе 48
Заключение 49
Список литературы 52
Приложение
На сегодняшний день язык как элемент культуры становится объектом пристального изучения. Мультикультурное общество диктует определенные требования к изучению языка, в частности, к восприятию иноязычной речи. В реальной жизни обучающимся потребуется не только высказываться на иностранном языке, но и воспринимать слова собеседника. Таким образом, аудирование считается одним из основных видов речевой деятельности.
Актуальность данного исследования обуславливается неполноценной разработанностью вопросов формирования навыков и умений аудирования на основе аутентичных материалов в современной методике обучения иностранному языку в общеобразовательных учреждениях.
Объектом исследования в данной работе является процесс обучения иноязычному аудированию на средней ступени обучения в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования являются приемы и формы работы с аутентичными текстами в обучении иностранным языкам в средней общеобразовательной школе.
Целью данного исследования является теоретическое и практическое обоснование эффективности использования аутентичных материалов при обучении аудированию.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. ознакомиться с теоретическими основами аудирования как вида речевой деятельности и методики обучения аудированию;
2. описать характеристики аутентичного текста;
3. провести анализ УМК «Spotlight» для 5-х классов по английскому языку;
4. разработать упражнения для работы с аутентичными аудиотекстами;
5. провести опытно-экспериментальную работу, анализирующую успешность формирования навыков аудирования на основе аутентичных аудиотекстов.
В качестве теоретической базы исследования были отобраны монографии и научные работы таких зарубежных ученых, как L. Van Lier, а также отечественных таких, как Е. И. Пассов, В. Д. Аракин, Н. Д. Гальскова, Е. Н. Соловова.
Задачи исследования определили его содержание и выбор наиболее эффективных методов осуществления работы:
• теоретический анализ литературы по педагогике, психологии, филологии, лингвистике, методике преподавания английского языка;
• изучение действующих нормативных документов, анализ научных работ по теме исследования.
• опытно-экспериментальная работа;
• метод наблюдения;
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что эффективность процесса обучения аудированию на средней ступени образования будет высокой при правильном подборе и использовании аутентичных аудиотекстов на уроках английского языка.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в дополнении и обобщении ряда аспектов обучения аудированию на иностранном языке благодаря полученным в работе положениям и выводам.
Практическая значимость работы состоит в том, что представленные методы работы с аутентичными аудиотекстами могут быть использованы для совершенствования навыков аудирования учащихся на уроках английского языка на средней ступени в общеобразовательной школе.
Структура работы: введение, теоретическая глава, практическая глава, заключение, список литературы, приложение.
4
Во введении говорится об актуальности выбранной темы, расставляются цели, указываются объект и предмет исследования, перечисляются основные задачи, анализируется теоретическая значимость, указывается практическая ценность данной работы, разбирается структура данной работы.
В первой (теоретической) главе указываются теоретические основы аудирования как вида речевой деятельности, анализируется роль аудирования в процессе обучения, разбираются его особенности и виды, рассматривается методика обучения навыкам аудирования, описывается понятие и сущность аутентичного текста, перечисляются его особенности.
В практической главе разбираются возрастные и психологические особенности учащихся на средней ступени обучения (5-е классы), проводится анализ УМК по обучению английскому языку «Spotlight» для 5-х классов, проводится опытно-экспериментальное обучение по применению аутентичных аудиотекстов на уроках ИЯ, разрабатываются упражнения по работе с аутентичными текстами, которые могут быть использованы на занятиях по иностранному языку.
В заключении даются выводы, подтверждающие эффективность использования аутентичных аудиотекстов в обучении аудированию на иностранном языке на ступени основного общего образования.
Актуальность данного исследования обуславливается неполноценной разработанностью вопросов формирования навыков и умений аудирования на основе аутентичных материалов в современной методике обучения иностранному языку в общеобразовательных учреждениях.
Объектом исследования в данной работе является процесс обучения иноязычному аудированию на средней ступени обучения в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования являются приемы и формы работы с аутентичными текстами в обучении иностранным языкам в средней общеобразовательной школе.
Целью данного исследования является теоретическое и практическое обоснование эффективности использования аутентичных материалов при обучении аудированию.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. ознакомиться с теоретическими основами аудирования как вида речевой деятельности и методики обучения аудированию;
2. описать характеристики аутентичного текста;
3. провести анализ УМК «Spotlight» для 5-х классов по английскому языку;
4. разработать упражнения для работы с аутентичными аудиотекстами;
5. провести опытно-экспериментальную работу, анализирующую успешность формирования навыков аудирования на основе аутентичных аудиотекстов.
В качестве теоретической базы исследования были отобраны монографии и научные работы таких зарубежных ученых, как L. Van Lier, а также отечественных таких, как Е. И. Пассов, В. Д. Аракин, Н. Д. Гальскова, Е. Н. Соловова.
Задачи исследования определили его содержание и выбор наиболее эффективных методов осуществления работы:
• теоретический анализ литературы по педагогике, психологии, филологии, лингвистике, методике преподавания английского языка;
• изучение действующих нормативных документов, анализ научных работ по теме исследования.
• опытно-экспериментальная работа;
• метод наблюдения;
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что эффективность процесса обучения аудированию на средней ступени образования будет высокой при правильном подборе и использовании аутентичных аудиотекстов на уроках английского языка.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в дополнении и обобщении ряда аспектов обучения аудированию на иностранном языке благодаря полученным в работе положениям и выводам.
Практическая значимость работы состоит в том, что представленные методы работы с аутентичными аудиотекстами могут быть использованы для совершенствования навыков аудирования учащихся на уроках английского языка на средней ступени в общеобразовательной школе.
Структура работы: введение, теоретическая глава, практическая глава, заключение, список литературы, приложение.
4
Во введении говорится об актуальности выбранной темы, расставляются цели, указываются объект и предмет исследования, перечисляются основные задачи, анализируется теоретическая значимость, указывается практическая ценность данной работы, разбирается структура данной работы.
В первой (теоретической) главе указываются теоретические основы аудирования как вида речевой деятельности, анализируется роль аудирования в процессе обучения, разбираются его особенности и виды, рассматривается методика обучения навыкам аудирования, описывается понятие и сущность аутентичного текста, перечисляются его особенности.
В практической главе разбираются возрастные и психологические особенности учащихся на средней ступени обучения (5-е классы), проводится анализ УМК по обучению английскому языку «Spotlight» для 5-х классов, проводится опытно-экспериментальное обучение по применению аутентичных аудиотекстов на уроках ИЯ, разрабатываются упражнения по работе с аутентичными текстами, которые могут быть использованы на занятиях по иностранному языку.
В заключении даются выводы, подтверждающие эффективность использования аутентичных аудиотекстов в обучении аудированию на иностранном языке на ступени основного общего образования.
Мы в данной работе рассматриваем формирование коммуникативной компетенции, а также умений применения языка как средства общения в качестве основной цели обучения иностранному языку. В связи с этим, формирование навыков аудирования как вида речевой требует новейшие способы его формирования и совершенствования.
По итогам изучения теоретических основ аудирования и проведения собственной опытно-экспериментальной работы нами выделяется необходимость более широкого использования аутентичных аудиоматериалов на уроках английского языка на средней ступени обучения.
В данном исследовании нами доказывается, что аутентичные аудиотексты представляют собой базу для эффективного формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся, формирования их речевых навыков и умений.
Успешность внедрения аутентичных аудиоресурсов на урок иностранного языка, а также их вклад в формирование и развитие навыков аудирования доказано опытно-экспериментальным путем.
Для достижения наибольшей эффективности применения аутентичных аудиоматериалов в процессе обучения, мы считаем, необходимо последовательно изучить возрастные и психологические особенности учащихся, интересы, знания и умения каждого ученика в классе, что позволит исключить психологические и языковые трудности, привнести положительную атмосферу на урок.
Нами отмечается, что обучение естественному английскому языку может осуществляться только на основе аутентичных материалов, которые связаны с жизнью, традициями, культурой носителей языка. Такое обучение исключает трудности понимания речи на слух в дальнейшем общении учащихся на иностранном языке, закрепляя необходимые навыки и умения.
Аутентичные аудиоматериалы делают процесс обучения более
творческим, интересным и познавательным, при условии, что учитель
иностранного языка тщательно подбирает аудиотексты, уделяет внимание снятию языковых трудностей, отрабатывая элементы содержания.
В ходе осуществления работы нами были сформулированы основные выводы:
• использование аутентичных аудиоматериалов способно повысить успешность формирования навыков аудирования:
• аутентичные материалы способны повысить внимание и интерес к изучению языка со стороны учащихся;
• применение аутентичных ресурсов помогает исключить психологические и языковые трудности при общении на иностранном языке.
Осуществив анализ УМК по английскому языку «Spotlight» для 5-х классов мы пришли к выводу, что в данном учебном пособии представлено недостаточное количество аутентичных аудиотекстов. Процесс обучения навыкам аудирования в основном строится на основе учебных - адаптированных текстов.
Данные опытного обучения в 5Б классе МБОУ СОШ №132 г. Казани на основе аутентичных аудиотекстов «The way to the park» и «The clever Monkey» и разработанных к ним упражнений показали: эффективность учебного материала в виде аутентичных текстов и методические приёмы обучения аудированию на их базе, а также составленная система упражнений повлияли на повышение качества обучения аудированию.
Результаты проведенного среза сформированности навыков
аудирования выразились в оценках, сравнение которых с предыдущими показателями успеваемости учеников 5Б класса свидетельствует о положительной динамике формирования речевой компетенции учащихся по овладению пониманием иностранной речи на слух.
Согласно поставленной нами цели, заключающейся в теоретическом и практическом обосновании эффективности использования аутентичных аудиоматериалов при обучении аудированию, мы осуществили
исследование, в ходе которого мы достигли поставленных задач, доказали
50
важность и эффективность применения аутентичных аудиотекстов для развития навыков понимания речи на слух.
Таким образом, мы подтвердили положительное влияние применения аутентичных аудиоматериалов в обучении аудированию на английском языке. Эффективность проводимых уроков английского языка повышается при верном осуществлении отбора аутентичных аудиоматериалов, составлении оптимальных упражнений и проведении контроля в соответствующей форме.
По итогам изучения теоретических основ аудирования и проведения собственной опытно-экспериментальной работы нами выделяется необходимость более широкого использования аутентичных аудиоматериалов на уроках английского языка на средней ступени обучения.
В данном исследовании нами доказывается, что аутентичные аудиотексты представляют собой базу для эффективного формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся, формирования их речевых навыков и умений.
Успешность внедрения аутентичных аудиоресурсов на урок иностранного языка, а также их вклад в формирование и развитие навыков аудирования доказано опытно-экспериментальным путем.
Для достижения наибольшей эффективности применения аутентичных аудиоматериалов в процессе обучения, мы считаем, необходимо последовательно изучить возрастные и психологические особенности учащихся, интересы, знания и умения каждого ученика в классе, что позволит исключить психологические и языковые трудности, привнести положительную атмосферу на урок.
Нами отмечается, что обучение естественному английскому языку может осуществляться только на основе аутентичных материалов, которые связаны с жизнью, традициями, культурой носителей языка. Такое обучение исключает трудности понимания речи на слух в дальнейшем общении учащихся на иностранном языке, закрепляя необходимые навыки и умения.
Аутентичные аудиоматериалы делают процесс обучения более
творческим, интересным и познавательным, при условии, что учитель
иностранного языка тщательно подбирает аудиотексты, уделяет внимание снятию языковых трудностей, отрабатывая элементы содержания.
В ходе осуществления работы нами были сформулированы основные выводы:
• использование аутентичных аудиоматериалов способно повысить успешность формирования навыков аудирования:
• аутентичные материалы способны повысить внимание и интерес к изучению языка со стороны учащихся;
• применение аутентичных ресурсов помогает исключить психологические и языковые трудности при общении на иностранном языке.
Осуществив анализ УМК по английскому языку «Spotlight» для 5-х классов мы пришли к выводу, что в данном учебном пособии представлено недостаточное количество аутентичных аудиотекстов. Процесс обучения навыкам аудирования в основном строится на основе учебных - адаптированных текстов.
Данные опытного обучения в 5Б классе МБОУ СОШ №132 г. Казани на основе аутентичных аудиотекстов «The way to the park» и «The clever Monkey» и разработанных к ним упражнений показали: эффективность учебного материала в виде аутентичных текстов и методические приёмы обучения аудированию на их базе, а также составленная система упражнений повлияли на повышение качества обучения аудированию.
Результаты проведенного среза сформированности навыков
аудирования выразились в оценках, сравнение которых с предыдущими показателями успеваемости учеников 5Б класса свидетельствует о положительной динамике формирования речевой компетенции учащихся по овладению пониманием иностранной речи на слух.
Согласно поставленной нами цели, заключающейся в теоретическом и практическом обосновании эффективности использования аутентичных аудиоматериалов при обучении аудированию, мы осуществили
исследование, в ходе которого мы достигли поставленных задач, доказали
50
важность и эффективность применения аутентичных аудиотекстов для развития навыков понимания речи на слух.
Таким образом, мы подтвердили положительное влияние применения аутентичных аудиоматериалов в обучении аудированию на английском языке. Эффективность проводимых уроков английского языка повышается при верном осуществлении отбора аутентичных аудиоматериалов, составлении оптимальных упражнений и проведении контроля в соответствующей форме.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОБУЧЕНИЕ УСТНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОБУЧЕНИЕ УСТНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ
АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У
ВЗРОСЛЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ
АУТЕНТИЧНЫХ РЕКЛАМНЫХ РОЛИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИМИТАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ОСНОВАННЫЕ
НА ПЕСЕННОМ МАТЕРИАЛЕ, КАК СРЕДСТВО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ВЗРОСЛЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ РЕКЛАМНЫХ РОЛИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ
НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019



