Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения аудированию на основе аутентичных текстов на ступени основного общего образования 6
1.1. Аудирование как вид речевой деятельности 6
1.2. Сложности учащихся в процессе аудирования, методы их
устранения 16
1.3. Аутентичность материалов, их особенности 23
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Особенности использования аутентичных материалов для развития навыков аудирования на уроках иностранного языка в 5-х классах 29
2.1. Психологические особенности учащихся на средней ступени
обучения 29
2.2. Анализ УМК по английскому языку «Spotlight» на предмет
аутентичных аудиотекстов 33
2.3. Опытно-экспериментальное обучение аудированию на основе
аутентичных аудиотекстов в 5Б классе 41
Выводы по второй главе 48
Заключение 49
Список литературы 52
Приложение
На сегодняшний день язык как элемент культуры становится объектом пристального изучения. Мультикультурное общество диктует определенные требования к изучению языка, в частности, к восприятию иноязычной речи. В реальной жизни обучающимся потребуется не только высказываться на иностранном языке, но и воспринимать слова собеседника. Таким образом, аудирование считается одним из основных видов речевой деятельности.
Актуальность данного исследования обуславливается неполноценной разработанностью вопросов формирования навыков и умений аудирования на основе аутентичных материалов в современной методике обучения иностранному языку в общеобразовательных учреждениях.
Объектом исследования в данной работе является процесс обучения иноязычному аудированию на средней ступени обучения в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования являются приемы и формы работы с аутентичными текстами в обучении иностранным языкам в средней общеобразовательной школе.
Целью данного исследования является теоретическое и практическое обоснование эффективности использования аутентичных материалов при обучении аудированию.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. ознакомиться с теоретическими основами аудирования как вида речевой деятельности и методики обучения аудированию;
2. описать характеристики аутентичного текста;
3. провести анализ УМК «Spotlight» для 5-х классов по английскому языку;
4. разработать упражнения для работы с аутентичными аудиотекстами;
5. провести опытно-экспериментальную работу, анализирующую успешность формирования навыков аудирования на основе аутентичных аудиотекстов.
В качестве теоретической базы исследования были отобраны монографии и научные работы таких зарубежных ученых, как L. Van Lier, а также отечественных таких, как Е. И. Пассов, В. Д. Аракин, Н. Д. Гальскова, Е. Н. Соловова.
Задачи исследования определили его содержание и выбор наиболее эффективных методов осуществления работы:
• теоретический анализ литературы по педагогике, психологии, филологии, лингвистике, методике преподавания английского языка;
• изучение действующих нормативных документов, анализ научных работ по теме исследования.
• опытно-экспериментальная работа;
• метод наблюдения;
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что эффективность процесса обучения аудированию на средней ступени образования будет высокой при правильном подборе и использовании аутентичных аудиотекстов на уроках английского языка.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в дополнении и обобщении ряда аспектов обучения аудированию на иностранном языке благодаря полученным в работе положениям и выводам.
Практическая значимость работы состоит в том, что представленные методы работы с аутентичными аудиотекстами могут быть использованы для совершенствования навыков аудирования учащихся на уроках английского языка на средней ступени в общеобразовательной школе.
Структура работы: введение, теоретическая глава, практическая глава, заключение, список литературы, приложение.
4
Во введении говорится об актуальности выбранной темы, расставляются цели, указываются объект и предмет исследования, перечисляются основные задачи, анализируется теоретическая значимость, указывается практическая ценность данной работы, разбирается структура данной работы.
В первой (теоретической) главе указываются теоретические основы аудирования как вида речевой деятельности, анализируется роль аудирования в процессе обучения, разбираются его особенности и виды, рассматривается методика обучения навыкам аудирования, описывается понятие и сущность аутентичного текста, перечисляются его особенности.
В практической главе разбираются возрастные и психологические особенности учащихся на средней ступени обучения (5-е классы), проводится анализ УМК по обучению английскому языку «Spotlight» для 5-х классов, проводится опытно-экспериментальное обучение по применению аутентичных аудиотекстов на уроках ИЯ, разрабатываются упражнения по работе с аутентичными текстами, которые могут быть использованы на занятиях по иностранному языку.
В заключении даются выводы, подтверждающие эффективность использования аутентичных аудиотекстов в обучении аудированию на иностранном языке на ступени основного общего образования.
Мы в данной работе рассматриваем формирование коммуникативной компетенции, а также умений применения языка как средства общения в качестве основной цели обучения иностранному языку. В связи с этим, формирование навыков аудирования как вида речевой требует новейшие способы его формирования и совершенствования.
По итогам изучения теоретических основ аудирования и проведения собственной опытно-экспериментальной работы нами выделяется необходимость более широкого использования аутентичных аудиоматериалов на уроках английского языка на средней ступени обучения.
В данном исследовании нами доказывается, что аутентичные аудиотексты представляют собой базу для эффективного формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся, формирования их речевых навыков и умений.
Успешность внедрения аутентичных аудиоресурсов на урок иностранного языка, а также их вклад в формирование и развитие навыков аудирования доказано опытно-экспериментальным путем.
Для достижения наибольшей эффективности применения аутентичных аудиоматериалов в процессе обучения, мы считаем, необходимо последовательно изучить возрастные и психологические особенности учащихся, интересы, знания и умения каждого ученика в классе, что позволит исключить психологические и языковые трудности, привнести положительную атмосферу на урок.
Нами отмечается, что обучение естественному английскому языку может осуществляться только на основе аутентичных материалов, которые связаны с жизнью, традициями, культурой носителей языка. Такое обучение исключает трудности понимания речи на слух в дальнейшем общении учащихся на иностранном языке, закрепляя необходимые навыки и умения.
Аутентичные аудиоматериалы делают процесс обучения более
творческим, интересным и познавательным, при условии, что учитель
иностранного языка тщательно подбирает аудиотексты, уделяет внимание снятию языковых трудностей, отрабатывая элементы содержания.
В ходе осуществления работы нами были сформулированы основные выводы:
• использование аутентичных аудиоматериалов способно повысить успешность формирования навыков аудирования:
• аутентичные материалы способны повысить внимание и интерес к изучению языка со стороны учащихся;
• применение аутентичных ресурсов помогает исключить психологические и языковые трудности при общении на иностранном языке.
Осуществив анализ УМК по английскому языку «Spotlight» для 5-х классов мы пришли к выводу, что в данном учебном пособии представлено недостаточное количество аутентичных аудиотекстов. Процесс обучения навыкам аудирования в основном строится на основе учебных - адаптированных текстов.
Данные опытного обучения в 5Б классе МБОУ СОШ №132 г. Казани на основе аутентичных аудиотекстов «The way to the park» и «The clever Monkey» и разработанных к ним упражнений показали: эффективность учебного материала в виде аутентичных текстов и методические приёмы обучения аудированию на их базе, а также составленная система упражнений повлияли на повышение качества обучения аудированию.
Результаты проведенного среза сформированности навыков
аудирования выразились в оценках, сравнение которых с предыдущими показателями успеваемости учеников 5Б класса свидетельствует о положительной динамике формирования речевой компетенции учащихся по овладению пониманием иностранной речи на слух.
Согласно поставленной нами цели, заключающейся в теоретическом и практическом обосновании эффективности использования аутентичных аудиоматериалов при обучении аудированию, мы осуществили
исследование, в ходе которого мы достигли поставленных задач, доказали
50
важность и эффективность применения аутентичных аудиотекстов для развития навыков понимания речи на слух.
Таким образом, мы подтвердили положительное влияние применения аутентичных аудиоматериалов в обучении аудированию на английском языке. Эффективность проводимых уроков английского языка повышается при верном осуществлении отбора аутентичных аудиоматериалов, составлении оптимальных упражнений и проведении контроля в соответствующей форме.
1. Агапова, Д. В. Формирование перцептивной компетенции аудирования как компонента межличностного общения у студентов 1-2 курсов языкового факультета: (на примере английского языка): автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Диляра Вячеславовна Агапова — СПб. 2004 —20с.
2. Баграмова, Н. В. Обучение второму иностранному языку в условиях модернизации образования // Обучение второму иностранному языку в вузе и школе: сборник статей / Под ред. Н. В. Баграмовой. — СПб.: Изд-во РГПУ, 2006 — С. 5-11.
3. Богин, Г.И. Типология понимания текста: Учебное пособие. // Иностранные языки в высшей школе, вып. 1. — Рязань, 2004— С. 28—38.
4. Бухбиндер, В. А. Основы методики преподавания иностранных языков — Киев: Изд-во КГУ, 1986 — 336с.
5. Воронина, Г.И. Организация работы с аутентичными текстами молодежной прессы в старших классах школ с углубленным изучением немецкого языка // Иностранные языки в школе — № 2—1999 — С. 105.
6. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидатика и методика — М.: Академия, 2006 —335с.
7. Громова О. А. Аудио-визуальный метод и практика его применения / О. А. Громова. — М.: Высшая школа, 1977 —100с.
8. Елухина, Н. В. Обучение слушанию иноязычной речи // Иностранные языки в школе — № 5 —1996 — С. 25
9. Елухина, Н.В Основные трудности аудирования и пути их преодоления// Иностранные языки в школе — №1 — 1977 — C. 36-44.
10. Елухина, Н. В. Обучение аудированию в русле коммуникативноориентированной методики // Иностранные языки в школе — 1989 —№ 2. — С. 28-36.
11. Елухина, Н. В. Обучение слушанию иноязычной речи // Иностранные языки в школе. —1996 —№ 5—С. 20-29.
12. Елухина, Н. В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления // Иностранные языки в школе. — 1977 — № 1 — С. 36-44.
13. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации, М.:Наука, 1982—
112с.
14. Зайцева, Л. А. Требования к аудитивному материалу, содержащему неизученную лексику // Иностранные языки в школе — 1975— № 6 — С. 4450.
15. Залевская, А. А. Введение в психолингвистику — М.: РГГУ, 2000—
382с.
16. Залевская, А. А. Психолингвистические проблемы учебного двуязычия — Тверь: ТвГУ, 2002 —194с.
17. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке Текст. / М.: Просвещение, 1985 — 160 с.
18. Зимняя, И. А, Педагогическая психология, М.:Просвещение, 1986—
142с.
19. Иванова, Л.Б. Использование видеотекстов в обучении английскому языку // Филологические и педагогические аспекты гуманитарного образования в вузах ФСИН России: Материалы межрегионального научнопрактического семинара с международным участием. Рязань, 2016 — С. 2428.
20. Касевич, В. Б. Элементы общей лингвистики — М.: Наука, 1977—
183с.
21. Колесникова, Б.А. Направления модернизации процесса обучения аудированию // Иностранные языки в школе, 2007.—№6.—С. 66-69.
22. Колесникова, Е.А. К вопросу о целях обучения аудированию на первом курсе языкового педагогического вуза. // Проблемы многоязычия и поликультурности: интегрированные уроки. Сб. научных статей. — М.: МИОО, 2007. — С. 74 -80.
23. Колесникова, И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина — М.: Дрофа, 2008 —431 с.
24. Колкер, Я. М. Обучение восприятию на слух английской речи : практикум / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова. —М.: Academia, 2002 —336 с.
25. Коптелова, И.Е. Читая газету / И.Е.Коптелова // Филологические и педагогические аспекты гуманитарного образования в вузах ФСИН России: Материалы межрегионального научно-практического семинара с международным участием. Рязань, 2016 —С.33-37.
26. Лапина, В. Е. Методика формирования социолингвистической компетенции на материале аудиотекстов : (английский язык, языковой вуз): автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Валерия Евгеньевна Лапина — М., 2010 —24 с.
27. Лебединский, С. И. Восприятие устной научной речи: стратегии сегментации звучащей речи и идентификации терминов / С. И. Лебединский— Минск: БГУ, 2008 —535 с.
28. Любимова, В. А. Критерии аутентичности текста и его содержательные аспекты / В. А. Любимова, И. В. Лебедева // Научный центр «Олимп». — Астрахань. — 2017. — № 3. — С. 48 — 49.
29. Ляховицкий, М. В. Методика преподавания иностранных языков: учеб. пособие для филол. спец. вузов — М.: Высшая школа, 1981 —159 с.
30. Макковеева, Ю. А. Развитие иноязычной социокультурной компетенции у студентов языковых вузов на основе аутентичной аудитивной и аудиовизуальной музыкальной наглядности: (английский язык как второй иностранный): автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.02 / Юлия Александровна Макковеева — СПб., 2007 —24 с.
31. Миролюбов, А. А. История отечественной методики обучения иностранным языкам — М., 2002 —434 с.
32. Морозов, Д. Л. Обучение профессионально-ориентированному аудированию на основе совершенствования психологических механизмов речи: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02—Нижний Новгород, 2009—23 с.
33. Московкин, Л. В. Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного / Л. В. Московкин, А. Н. Щукин — М:Русский язык, 2010 — 552 с.
34. Павловская, И. Ю. Основы методологии обучения иностранным языкам: Тестология: курс лекций / И. Ю. Павловская, Н. И. Башмакова — СПб., 2007 —224 с.
35. Панченко, М. А. Использование мыслительных задач в качестве приема обучения аудированию на иностранном языке Текст. / Е.Г.Погосян, // Иностранные языки в школе. 1984 — №2. — С. 24-28.
36. Погодина, Т. Ю., Шибаева, Л.В. Об обучении иноязычному аудированию / Т.Ю.Погодина, Л.В.Шибаева // Опыт и перспективы обучения иностранным языкам в евразийском образовательном пространстве. Материалы конференции— Барнаул, 2016 — С. 84-91
37. Позняк, Д. В. Обучение студентов языкового вуза самостоятельному совершенствованию сложных аудитивных умений иноязычной речи: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Дарья Владимировна Позняк. — Екатеринбург, 2007 —23 с.
38. Потемкина, В. А. Критерии отбора материала для навыка аудирования / В. А. Потемкина // Проблемы современной филологии и лингводидактики. — Вып. 4. — СПб., 2010 —271 с.
39. Раицкая, Л.К. Использование Интернета в обучении английскому языку в высшей школе / Л.К. Раицкая // Филологические науки в МГИМО: сборник науч. трудов. № 18 - М.: МГИМО-Университет, 2004.- С. 112-116
40. Рогова, Г.В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе, М.: Просвещение, 2002 — 196 с.
41. Рогова, Г.В., Методика обучения иностранным языкам. —М. 1991
42. Сафонова, В. В. Развитие культуры восприятия устной речи при обучении иностранному языку : современные методические проблемы и пути их решения / В. В. Сафонова // Иностранные языки в школе—2011 —№ 6— С. 2-9.
43. Соловова, Е.Н. Задачи вузов, факультетов и кафедр в условиях перехода на ФГОС ВПО - стандарты третьего поколения //Иностранные языки в высшей школе. 2010. Выпуск 2 (13) — С. 21-24.
44. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс / Е. Н. Соловова.— М., 2008 —282 с.
45. Тарнаева, Л. П. Межкультурная компетентность студентафилолога : лингвокогнитивный аспект / Л. П. Тарнаева // Формирование билингвальной личности на основе компетентностного подхода / Под ред. Г. А. Баевой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012 —С. 86-113.
46. Хитрик, К. Н. Теоретические основы обучения культуре иноязычного речевого общения в специальном языковом вузе (на материале иранской ветви индоевропейских языков). Автореф. дис. док. пед. наук. М.2001— 43c.
47. Хроленко, А.Т., Бондалетов В. Д. Теория языка: Учеб. пособие для вузов. / Под ред. В.Д. Бондалетова. М.: Наука, 2004 — 528с.
48. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и прак-тика: учебное пособие для преподавателей и студентов / А. Н. Щукин. —3-е изд.— М.: Филоматис, 2007 —480 с.
49. Щукин, А.Н. Методика использования аудиовизуальных средств. - М.: Высшая школа, 2014 - С. 63
50. Anderson A. Listening / A. Anderson, T. Lynch. — Oxford : Oxford University Press, 1988 —154 p.
51. Buck G. Assessing listening / G. Buck. — Cambridge: Cambridge University Press, 2001 —288 p
52. Goh C. Metacognitive awareness and second language listeners / C. Goh // ELT Journal, Volume 51, Issue 4. Oxford: OUP, 1996. P. 17-26.