Введение 4
1. Организационно-методические аспекты учета, контроля и анализа
финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг) 9
1.1. Экономическая сущность и порядок формирования финансовых
результатов от продажи продукции (работ, услуг) 9
1.2. Содержание, цели и задачи учета, контроля и анализа финансовых
результатов от продажи продукции (работ, услуг) I4
1.3. Нормативное регулирование бухгалтерского учета финансовых
результатов от продажи продукции (работ, услуг) 20
1.4. Особенности формирования финансовых результатов от продажи
продукции (работ, услуг) в налоговом учете 25
2. Бухгалтерский учет финансовых результатов от продажи продукции
(работ, услуг) в ООО «Завод металлической кровли» 31
2.1. Организация бухгалтерского учета финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг) ООО «Завод металлической кровли» 31
2.2. Отражение финансовых результатов от продажи продукции (работ,
услуг) в бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Завод металлической кровли» 48
2.3. Налоговый учет финансовых результатов от продажи продукции
(работ, услуг) ООО «Завод металлической кровли» 53
3. Контроль и анализ финансовых результатов от продажи продукции
(работ, услуг) ООО «Завод металлической кровли» 59
3.1. Организация контроля финансовых результатов от продажи
продукции (работ, услуг) ООО «Завод металлической кровли» 59
3.2. Анализ состава, структуры и динамики финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг) ООО «Завод металлической кровли» с помощью применения горизонтального, вертикального и факторного
методов анализа 64
3.3. Особенности прогнозного анализа финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг) ООО «Завод металлической кровли» с использованием экономико-математического моделирования 80
Заключение 87
Список использованных источников 91
Приложения 95
На современном этапе в результате становления рыночных отношений в Российской Федерации в процессе функционирования организаций финансовый результат стал являться одним из основных направлений не только в сфере учета, но и в аналитическом и ревизионном процессе деятельности экономического субъекта.
Финансовый результат экономического субъекта представляет собой показатель значимости данной организации. На современном этапе любая организация наибольший интерес уделяет получению положительного результата своего функционирования, т.к. величина данного показателя имеет прямое воздействие на способность расширения производственных мощностей, материальной заинтересованности сотрудников организации.
Актуальность данной темы проявляется в том, что учет, контроль и анализ финансового результата от продажи продукции (работ, услуг) ставит цель обеспечения устойчивого развития организации, ее конкурентоспособности, что достигается благодаря получению необходимой информации об основной деятельности предприятия, что, следовательно, приведет к обоснованию принятых управленческих и стратегических решений. Наряду с этим необходимо производить снижение информационного риска в процессе формирования стратегий дальнейшей деятельности организации, что осуществляется благодаря проведению экономического анализа финансового результата от продажи продукции (работ, услуг) за предыдущие периоды, т.к. отсутствие аргументированного прогноза дальнейшего функционирования, отсутствие выявленных ошибок не предоставляет возможность для разработки и формирования плана и программы управления организацией.
Со стороны предприятия, актуальность финансового результата от обычных видов деятельности заключается в том, что данный показатель представляет собой замыкающее звено в процессе хозяйственной деятельности организации, т.к. с помощью полученной выручки экономический субъект может исполнить свои обязательства перед государственным бюджетом, кредитными организациями, а также перед покупателями и поставщиками.
Бухгалтерский учет реализации продукции (работ, услуг) представляет собой один из основных участков учетной деятельности в организации. Данный факт обосновывается тем, что основой финансового результата от продаж является выручка, которая представляет собой объект налогообложения (НДС, акциз).
Таким образом, предоставляется возможность в рациональном и грамотном, с позиции нормативно-правовых актов в области налоговой политики, формировании бухгалтерского учета продаж в организации. Принципиальное значение здесь будет также отнесено к избранию варианта учета, который будет предельно точно описывать специфику функционирования конкретной организации. Наряду с этим отдельное внимание следует уделить процессу проведения внутреннего контроля финансового результата от продажи продукции (работ, услуг).
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании финансового результата от продажи продукции (работ, услуг) ООО «Завод металлической кровли» в сфере бухгалтерского учета, их контроля и анализа.
На основании поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- изучить экономическую сущность, значение и порядок формирования финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг);
- рассмотреть содержание, цели и задачи учета, контроля и анализа финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг);
- исследовать особенности формирования финансового результата от продажи продукции (работ, услуг) в налоговом учете;
- изучить нормативное регулирование бухгалтерского учета финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг);
- рассмотреть организацию бухгалтерского учета финансового результата от продажи продукции (работ, услуг) в ООО «Завод металлической кровли»;
- исследовать отражение финансового результата от реализации продукции (работ, услуг) в бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Завод металлической кровли»;
- изучить налоговый учет финансового результата от реализации продукции (работ, услуг) ООО «Завод металлической кровли»;
- рассмотреть организацию контроля финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг) в ООО «Завод металлической кровли»;
- провести анализ состава, структуры и динамики финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг) с помощью применения горизонтального, вертикального и факторного методов анализа;
- осуществить прогнозный анализ финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг) ООО «Завод металлической кровли» с использованием экономико-математического моделирования.
В качестве объекта изучения будет выступать общество с ограниченной ответственностью ООО «Завод металлической кровли». Данная организация является одним из лидеров в производстве и реализации различных видов кровельных покрытий. К основным видам деятельности данного предприятия относят:
- производство профилей с помощью холодной штамповки или гибки;
- производство прочих готовых металлических изделий;
- торговля оптовая неспециализированная.
В качестве предмета изучения будет выступать финансовый результата от продажи продукции (работ, услуг) ООО «Завод металлической кровли».
В состав выпускной квалификационной работы входит введение, три главы и заключение со списком литературы и приложениями. Первая глава представляет собой организационно-методические аспекты учета, контроля и анализа финансового результата от продажи продукции (работ, услуг). Осуществлено рассмотрение понятия, сущности, значения и порядка формирования финансового результата от продажи продукции. Наряду с этим изучены цели и задачи учета, контроля и анализа финансового результата, а также нормативно-правовое регулирование.
Во второй главе был раскрыт бухгалтерский учет финансового результата от продажи продукции (работ, услуг) на примере изучаемой организации ООО «Завод металлической кровли».
В третьей главе был представлен процесс организации контроля и анализа финансового результата от продажи продукции (работ, услуг) ООО «Завод металлической кровли» и представлены возможности улучшения деятельности организации.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы бухгалтерского учета: денежная оценка, бухгалтерские счета, бухгалтерский баланс, двойная запись, документирование, бухгалтерская финансовая отчетность.
В процессе исследования применялись такие общенаучные методы, как: метод сравнения, экономико-математическое моделирование, классификация, группировка, системный и комплексный подходы к получению доказательств, вертикальный и горизонтальный анализ, факторный анализ.
Теоретической и методологической основой в процессе формирования выпускной квалификационной работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов в области бухгалтерского учета, финансового и экономического анализа. В работе использованы международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), законодательство Российской Федерации и нормативно-правовые акты по бухгалтерскому и налоговому учету.
В процессе написания были применены следующие источники: Налоговый кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О бухгалтерском учете», Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 06.03.2018) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» и другие нормативно-правовые документы.
В ходе написания работы были использованы учебные пособия таких авторов, как: Абрютина М.С., Бабаев Ю.А., Булыга Р. П., Газарян А.В., Зайнетдинов Ф.В., Донцова Л.В., Клинов Н.Н., Ковалев А.И., Кондраков Н.П.,
Любушин Н. П., Марченкова И.Н., Мизиковский Е.А., Николаева С.А., Новодворский В.Д., Палий В.Ф., Парушина Н.В., Подольский В.И., Поздняков В.Я., Пресняков С.А., Пятов М.Л., Савицкая Г.В., Слободняк И.А., Сотникова Л.В., Урбангалеева А.Н., Фомичева Л.П., Шеремет А.Д. и другие, статьи периодической печати, практические материалы, накопленные в процессе обучения, информационные источники Минфина России и материалы справочно-правовой системы «КонсультантПлюс», а также внутренние нормативные документы и данные бухгалтерского учета и отчетности ООО «Завод металлической кровли».
Финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) представляет собой основной показатель эффективности деятельности экономического субъекта, он всегда был и будет оставаться главным источником экономических исследований.
Бухгалтерский учет как представитель функции управления предприятием должен способствовать раскрытию механизма определения финансового результата от продажи продукции (работ, услуг) достаточно ясно и прозрачно, это осуществляется с целью проведения контрольных мероприятий, а также становления управленческих решений.
В процессе написания выпускной квалификационной работы были осуществлены следующие задачи:
- изучена экономическую сущность, значение и порядок формирования финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг);
- рассмотрена содержание, цели и задачи учета, контроля и анализа финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг);
- исследованы особенности формирования финансового результата от продажи продукции (работ, услуг) в налоговом учете;
- изучено нормативное регулирование бухгалтерского учета финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг);
- рассмотрена организация бухгалтерского учета финансового результата от продажи продукции (работ, услуг) в ООО «Завод металлической кровли»;
- исследовано отражение финансового результата от реализации продукции (работ, услуг) в бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Завод металлической кровли»;
- изучен налоговый учет финансового результата от реализации продукции (работ, услуг) ООО «Завод металлической кровли»;
- рассмотрена организация контроля финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг) в ООО «Завод металлической кровли»;
- проведен анализ состава, структуры и динамики финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг) с помощью применения горизонтального, вертикального и факторного методов анализа;
- осуществлен прогнозный анализ финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг) ООО «Завод металлической кровли» с использованием экономико-математического моделирования.
В процессе изучения организации ООО «Завод металлической кровли» можно сделать вывод, что применяемые субсчета в области учета финансового результата от продажи продукции (работ, услуг) детализированы, информация по ним представляется полной. Однако необходимо более детализировать информацию по каждой группе продукции, что предоставит возможность для более полного и широкого анализа показателей.
В результате изучения процесса внутреннего контроля в ООО «Завод металлической кровли» можно сделать вывод, что данный процесс организован качественно, вся информационная база полежит достоверному, своевременному и полному учету, что также предоставляет возможность для проведения аргументированного аналитического процесса.
В процессе анализа финансового результата от продажи продукции (работ, услуг) ООО «Завод металлической кровли» была выявлена сезонный характер продаж, что однако позволяет организации осуществлять прибыльную деятельность.
По результатам горизонтального анализа динамики финансового результата от реализации продукции можно прийти к заключению: в 2018 году выручка от реализации продукции сравнительно с прошлым годов уменьшилась на 3,11 % и составила 967 968 тыс. руб. Себестоимость в отчетном периоде понизилась на 3,16%. В совокупности произошедшая инверсия привела к снижению валовой прибыли на 2,62%, что повлекло за собой спад прибыли от продаж в отчетном периоде. Валовая прибыль в 2018 году составила 97 417 тыс. руб.
Отчетный период характеризуется значительным увеличением показателя «Коммерческие расходы», которые сравнительно с 2017 годом возросли на 19,92% и составили 47 285 тыс. руб. Такой скачок может свидетельствовать о том, что в 2018 году организация осуществляла интенсивные вложения в рекламу и сбыт продукции. Также необходимо отметить и колоссальный рост управленческих расходов. В отчетном периоде данный вид расходов возрос на 5 306 тыс. руб. или 26,87%.
Прибыль от продаж в 2018 году в ООО «Завод металлической кровли» составила 25 082 тыс. руб., что на 38,62% меньше прибыли предыдущего года.
По результатам горизонтального анализа можно сказать, что ООО «Завод металлической кровли» постепенно развивается, но в отчетном периоде наблюдается снижение показателей выручки и, соответственно, прибыли от продаж.
Проведя факторный анализ можно сказать, что на изменение финансового результата от реализации продукции в отчетном периоде сравнительно с предыдущим положительное влияние оказали факторы - рост цен на оказываемые услуги и реализуемую продукцию и снижение удельного веса себестоимости продаж. Рост удельного веса коммерческих и управленческих расходов в объеме продаж повлекло за собой негативную динамику прибыли от продаж. Снижение выручки от продаж, прежде всего, обусловлено спадом объема продаж. Можно сделать предположение, что данный факт мог бы быть вызван снижением спроса на реализуемую продукцию.
Необходимо подчеркнуть положительную динамику себестоимости продаж. В абсолютной величине она снизилась на 28 443 тыс.руб, что также наблюдается с ее удельным весом в выручке, что может характеризоваться относительным снижением затрат на единицу реализованной продукции.
Уменьшение прибыли от продаж в большей степени было вызвано отрицательным влиянием четвертого фактора (коммерческие расходы). Несмотря на это, на данный фактор необходимо обратить особое внимание, поскольку темпы изменения величины коммерческих расходов должны быть соизмеримы с изменением объема продаж. В нашем случае изменение этих показателей разнонаправленное, что еще раз подтверждает наличие проблем со сбытом готовой продукции и недостаточным вниманием к маркетинговой политике.
Организация аналитического учета финансового результата от продажи продукции ООО «Завод металлической кровли производится по группам изделий, однако происходит более детальный учет по номенклатуре. Продукция предприятия отличается в каждой номенклатурной группе метрическими характеристиками, составными элементами, цветовой гаммой, а также индивидуальным проектом изготовления. Снижение в 2018 г. показателей рентабельности по некоторым группам изделий приводит к рекомендации о необходимости определения рентабельности по каждой номенклатуре, что, следовательно, предоставит возможность определения нерентабельных направлений производственной деятельности. Данное мероприятие поможет менеджерам организации принимать решения о необходимости снижения себестоимости данных видов продукции, увеличение ценовой политики или приостановления производства данного вида продукции.
Также с целью дальнейшего функционирования предприятия можно порекомендовать пути увеличения выручки ООО «Завод металлической кровли». К такой рекомендации можно отнести осуществление широкой рекламной кампании.
Таким образом, организация ООО «Завод металлической кровли» характеризуется положительной динамикой своего функционирования. Необходимо предприятию продолжать выбранную ими политику деятельности в совокупности с установленными рекомендациями, что на теоретическом уровне предоставит ей возможность достигнуть более существенного результата своего функционирования.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика» ПБУ 1/2008 [Электронный ресурс]: Приказ Минфина Российской Федерации от 6.10.2008 №106н (ред. от 28.04.2017) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 [Электронный ресурс]: Приказ Минфина Российской Федерации от 06.07.1999 №43н (ред. от 08.11.2010) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
5. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 [Электронный ресурс]: Приказ Минфина Российской Федерации от 06.05.1999 №32н (ред. от 06.04.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 [Электронный ресурс]: Приказ Минфина Российской Федерации от 24.10.2008 №116н (ред. от 06.04.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
7. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 15 Выручка по договорам с покупателями [Электронный ресурс]: Приказ Минфина Российской Федерации от 27.06.2016 №98н (ред. от 14.09.2016) // Справочно - правовая система «Консультант Плюс».
8. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению [Электронный ресурс]: Приказ Минфина Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Книги и монографии
9. Арабян К.К. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности внешними пользователями: учебное пособи / К. К. Арабян - КноРус - М., 2017. - 304 с.
10. Белобтецкий, И.А. Прибыль предприятия: учебное пособие / И.А. Белобтецкий. - М.: Финансы, 2017. - 365с.
11. Брызгалин А.В. Практическая налоговая энциклопедия. Том 2. - Налоги финансовое право, 2016. - 156 с.
12. Бутакова, М.М. Экономическое прогнозирование: методы и приёмы практических расчетов: учебник/ М.М. Бутакова. - М.: КНОРУС, 2016.-268 с.
13. Гаврилов Д.А. Финансовые результаты организаций: Учебное пособие / Д.А. Гаврилов. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 352 с.
14. Герасименко А. Финансовая отчетность для руководителей и начинающих специалистов. 2-е изд. - "Альпина Паблишерз", 2016. - 347 с.
15. Губина О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Практикум: Учебное пособие / О.В. Губина, В.Е. Губин. - 2 изд., перераб. и доп.-М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 298 с.
16. Гуськов С.В., Оценка эффективности производственно-хозяйственной деятельности организаций: учебное пособие / С.В. Гуськов, Г.Ф. Графова. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 192 с.
17. Дементьев А.Ю. Бухгалтерский и налоговый учет: учебник / А.Ю. Дементьев. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 288 с.
18. Камысовская С.В. Бухгалтерская финансовая отчетность: формирование и анализ показателей: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / С.В. Камысовская, Т.В. Захарова. - М.: Форум, 2017.-432с.
19. Карпова Т. П. Управленческий учет: учебник для вузов/ Т. П. Карпова.- М.: ЮНИТИ, 2016. - 386 с.
20. Климова Н.В. Экономический анализ (теория, задачи, тесты, деловые игры): учебное пособие / Н.В. Климова - М.: Вузовский учебник, 2018. - 287 с.
21. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет (финансовый и управленческий): учебник / Кондраков Н. П., 5-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 592 с.
22. Любушин Н.П. Экономический анализ: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 423 с.
23. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 471с.
24. Мизиковский Е.А. Международные стандарты финансовой отчетности и бухгалтерский учет в России: учебное пособие / Е.А. Мизиковский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Бухгалтерский учет, 2018.
- 328с.
25. Невешкина Е.В., Соснаускене О.И., Шредер Е.Г. Бухгалтерский учет в торговле. Практическое пособие. - Издательско-торговая корпорация "Дашков и К".- 2016 . - 497с.
26. Рябенькая Т.Ю. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие. - М. Юстицинформ, 2016. - 209 с.
27. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс. - 4-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 320 с.
28. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2016. - 416 с.
Печатная периодика
29. Ануфриев В.Е. Учет формирования финансового результата и распределения прибыли организации / Ануфриев В.Е. // Бухгалтерский учет, 2018, №10, С. 52-57.
30. Гненная А.Н. Состав, порядок учета и распределения по объектам калькулирования общепроизводственных и общехозяйственных расходов / Гненная А.Н. // Общество: политика, экономика, право, 2018, №1, С. 29-31.
31. Дедова О.В. Принципы формирования и учета финансовых результатов / Дедова О.В. // Вестник Брянского государственного университета, 2018, №3, С. 15-22.
32. Козлова, Т. Служба внутреннего контроля: планирование
деятельности / Козлова Т.//Банковское дело в Москве. - 2018. - № 7. - С. 10-15.
33. Колачёва Н.В., Н.Н.Быкова Финансовый результат предприятия как объект оценки и анализа / Н.В.Колачёва, Н.Н.Быкова // Вестник НГИЭИ. - 2018. № 1 (44). - с. 29-35.
34. Лысов И.А. Информационная база анализа финансовых результатов предприятия / Лысов И.А. // Вестник НГИЭИ, 2016, №3, С. 82-84
35. Надеждина С.Д. Бухгалтерский и налоговый учет финансовых результатов организаций: проблемы и решения / Надеждина С.Д. // Вестник Алтайского государственного аграрного университета, 2015, №7, С. 98-101.
36. Оськина Ю.Н. Методология управления финансовыми результатами предприятия / Оськина Ю.Н. // / Социально-экономические явления и процессы, №4, С. 126-130.
Электронные ресурсы
37. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства финансов РФ, 2019.- Режим доступа: www.minfin.ru.
38. Центр раскрытия корпоративной информации [Электронный ресурс] - 2019. - Режим доступа: http:www.e-disclosure.ru.
39. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - 2019. - Режим доступа: http://rosstata.ru/ofitsialnyj-sajt.
40. Информационно-аналитическое электронное издание
«Бухгалтериям» [Электронный ресурс] - 2019. - Режим доступа:
www.buhgalteria.ru.
41. Журнал Главбух [Электронный ресурс] - 2019.- Режим доступа www.glavbukh.ru.
ПРИЛОЖЕНИЯ