Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Анализ эффективности инвестиций в человеческий капитал

Работа №39361

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы102
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
523
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Инвестиции в человеческий капитал как основа конкурентной экономики 6
1.1. Понятие человеческого капитала и его роль в формировании конкурентных
преимуществ бизнеса и экономики в целом 6
1.2. Особенности оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал 16
1.3. Актуальные исследования эффективности инвестиций в человеческий
капитал 24
2. Инвестиции в получение высшего профессионального образования как
инструмент формирования человеческого капитала 30
2.1. Инвестиции в высшее профессиональное образование и их роль в
экономике 30
2.2. Применение методов проектного анализа в оценке эффективности
инвестиций в высшее профессиональное образование 40
2.3. Анализ эффективности частных инвестиций в высшее профессиональное
образование в условиях России 50
3. Повышение конкурентоспособности национальной экономики на основе
оптимизации инвестиций в высшее профессиональное образование 61
3.1. Основные подходы к оптимизации инвестиций в высшее профессиональное образование в контексте повышения конкурентоспособности национальной
экономики 61
3.2. Направления дальнейших исследований в области оценки эффективности
инвестиций в высшее профессиональное образование 68
Заключение 75
Список использованных источников 81
Приложения


Последние десятилетия стало общим мнение о том, что эффективность развития экономики современных государств и отдельных регионов в огромной степени зависит от средств, вкладываемых в человеческий капитал, без этого невозможно обеспечить поступательное развитие общества. Многие экономисты приходят к выводу о том, что благосостояние нации, государства зависит от образованности и грамотности населения, а также состояния его здоровья.
Современный этап экономического развития характеризуется существенным усилением роли знания, воплощенного в человеческом капитале, в обеспечении экономического роста и национальной конкурентоспособности. Формирование инновационной экономики, а тем более ее высшей формы - экономики знаний, требует целостной национальной инновационной системы, преобразующей новое знание в инновационные продукты и услуги, необходимые экономике и обществу.
В настоящее время сфера образования Российской Федерации находится на этапе модернизации, главной целью которой является создание механизма устойчивого развития и обеспечение качественной подготовки специалистов в соответствии с международными стандартами. Недостаток бюджетного финансирования и низкий уровень привлечения внебюджетных источников инвестиций в сочетании с рыночными элементами хозяйствования значительно затрудняют формирование экономических условий для эффективного развития сферы высшего образования. Все это не позволяет в полной мере обеспечить требуемое качество подготовки специалистов, а механизмы для привлечения дополнительных инвестиций продолжают находиться на стадии формирования.
Исследования в области инвестиций в российское образование, в том числе и высшее, показали, что современная ситуация характеризуется отсутствием обоснованной оценки эффективности инвестиций, которая позволила бы определить степень их преобразования в результаты подготовки специалистов высокого уровня, востребованных на рынке труда. Эти исследования поставили целый ряд проблем, требующих комплексного решения.
На сегодняшний день наибольший интерес для исследований представляют оценка эффективности инвестиций с позиций частного инвестора: в отсутствие жесткого государственного планирования именно последний принимает окончательное решение о направлении и характере инвестирования своих ресурсов. Если для государства эффект от инвестиций в высшее образование определяется улучшением производительности труда, экономическим ростом и ростом конкурентоспособности национальной экономики, то для частных лиц экономическим эффектом от вложений в человеческий капитал будет являться увеличение уровня доходов и приобретение конкурентных преимуществ на рынке труда.
В связи с этим, в качестве обоснования и подтверждения важности таких вложений, необходимо проведение исследований отдачи частных инвестиций в высшее профессиональное образование. Исследуемая проблема особенно актуальна для российской экономики, так как человеческий потенциал страны и её регионов является наиболее ценным производительным ресурсом.
Все вышеизложенное и обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы, цель, задачи, предмет и объект исследования.
Целью исследования является оценка эффективности частных инвестиций в высшее профессиональное образование в разбивке по полу и уровню образования при помощи применения авторитетной методики организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
В соответствии с целью в выпускной квалификационной работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты понятия человеческий капитал и его роль в формировании конкурентных преимуществ бизнеса и экономики в целом;
- определить особенности оценки инвестиций в человеческий капитал;
- изучить актуальные исследования эффективности инвестиций в человеческий капитал;
- обосновать доминирующую роль образовательной составляющей инвестиций в человеческий капитал в экономике;
- исследовать проблемы и особенности применения проектного анализа в оценке эффективности инвестиций в высшее профессиональное образование;
- провести анализ эффективности частных инвестиций в высшее профессиональное образование в условиях России;
- рассмотреть основные подходы к оптимизации инвестиций в высшее профессиональное образование в контексте повышения конкурентоспособности национальной экономики;
- выявить основные направления дальнейших исследований в области оценки эффективности инвестиций в высшее профессиональное образование.
Объектом исследования являются эффективность инвестиций в высшее профессиональное образование.
Предметом исследования являются частные инвестиций в высшее профессиональное образование.
Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы являются труды отечественных и зарубежных авторов по теории человеческого капитала, теории инвестиций, экономике и организации образования, работы ведущих исследователей в области оценки эффективности инвестиций. Использованы данные периодической печати, а также данные Федеральной службы государственной статистики.
Методологическую базу выпускной квалификационной работы составили общенаучные методы исследования: системный и сравнительный анализ, классификация, синтез, оптимизация.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам проведения исследования по оценке эффективности инвестиций в высшее профессиональное образование в условиях России можно сформулировать ряд выводов.
Анализ основных статистических данных по развитию высшего образования в России позволяет выявить, что в 2016 году доля лиц с высшим образованием России в возрасте от 25 до 64 лет составило 52%. По указанному показателю Россия опережает ряд развитых стран. Эти результаты подтверждают неочевидность существования линейной зависимости между образовательным уровнем населения с одной стороны, и эффективностью национальных экономик и их устойчивостью к кризису, с другой. Представляется, что причину неоднозначной взаимосвязи уровня экономического развития страны и доли лиц с высшим профессиональным образованием в структуре населения следует искать в совокупности факторов исторической и психологической природы, а также в национальных традициях. В условиях России эти факторы приводят к существенному отклонению спроса на высшее образование от оптимального значения, соответствующего максимуму позитивного воздействия на конкурентоспособность национальной экономики.
Кроме того, относительный показатель, характеризующий долю затрат на образование в составе национального богатства в Российской Федерации значительно ниже соответствующего показателя в зарубежных странах. В период с 2010 по 2015 год общие расходы на образовательные учреждения от начального до высшего образования в виде доли от ВВП имеют тенденцию к снижению.
Годовые расходы на обучение одного студента в Российской Федерации находятся на уровне $8369 в 2015 году, что значительно ниже среднего значения для стран ОЭСР ($15 656). Более того, это значение для России за указанный период имеет тенденцию к некоторому снижению, что не может не отразиться на качестве подготовки выпускников. Несмотря на всю инерционность системы образования в целом, и высшего образования в частности, качество образовательных услуг остается весьма чувствительным к величине расходов на обучение.
В зависимости от источников финансирования, по данным за 2015 год, государственные инвестиции в составе всех расходов на высшее образование составляют 64%, частные инвестиции - 35%, международные источники финансирования - 1%. Инвестиции частных лиц представляют больший интерес для дальнейших исследований, так как именно они принимают решения относительно инвестиций в образование. Даже несмотря на то, что до определенного уровня образование является обязательным, именно частное лицо решает, следует ли ему вкладывать время и усилия в приобретение знаний и навыков, либо просто имитировать эти усилия насколько это позволяет система.
В выпускной квалификационной работе был проведен анализ эффективности частных инвестиций в высшее профессиональное образование в условиях Российской Федерации.
В данном исследовании была использована авторитетная методика Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая применяется в течение ряда лет для анализа частных и общественных издержек и выгод от инвестирования в профессиональное образование.
Теория и методология оценки эффективности вложений в высшее образование как со стороны общества в целом, так и с точки зрения отдельного индивида до сих пор находятся в процессе становления, а основные методы оценки заимствованы из общей теории инвестирования реальных капиталовложений. Определяющим фактором при этом служит чистая приведенная стоимость и внутренняя норма доходности. Однако, при расчете данных величин любой индивид должен с максимально возможной объективностью определить как прямые, так и косвенные издержки обучения, спрогнозировав при этом планируемые будущие денежные выгоды от получения высшего образования, а также не менее важным является определение ставки дисконтирования, которая относительно точно отражала бы рисковость осуществляемых инвестиций.
В соответствии с этим и следуя методике ОЭСР мы рассчитали значения NPV и IRR высшего профессионального образования отдельно для мужчин и женщин в сравнении с аналогичными значениями для полного среднего или неполного высшего образования за период 2005-2017 гг.
Анализ экономической эффективности инвестиций в получение высшего профессионального образования в России выявил две четкие тенденции. Во- первых, в период между 2005 и 2017 годами чистая приведенная стоимость инвестиций во все типы высшего образования существенно возросла как для мужчин, так и для женщин (рост внутренней нормы доходности был далеко не столь существенным).
Второй выявленной тенденцией стало снижение экономической эффективности инвестиций в высшее образование по мере повышения продолжительности обучения и получения более «продвинутой» степени.
Если первую тенденцию можно объяснить макроэкономическими процессами, равно как и самой природой показателя NPV, как абсолютного, то второй вывод поддерживает предположение о перегруженности отечественных трудовых ресурсов работниками с высшим образованием.
Тем не менее, в целом полученные результаты демонстрируют положительные частные финансовые эффекты инвестирования в получение высшего образования всех уровней, что соответствует оценкам ОЭСР, хотя и с существенно более низкими значениями NPV.
В то же время необходимо отметить ряд ограничений проведенного анализа. В дополнение к концептуальным ограничениям и допущениям, перечисленным в отчете ОЭСР, можно указать на выбор ставки дисконтирования как основную причину возможного завышения значений NPV. Высокая чувствительность показателя NPV к величине ставки дисконтирования заставляет нас с определенной осторожностью относиться к интерпретации результатов расчета.
Несмотря на это, представляется, что проведенный анализ может послужить точкой отсчета для дальнейших исследований экономической эффективности инвестиций в профессиональное образование как с точки зрения частного лица, так и в общественной перспективе.
Полученные в ходе анализа экономической эффективности инвестиций россиян в получение высшего специального образования результаты можно суммировать следующим образом:
- показатели чистой приведенной стоимости инвестиций для частных лиц являются положительными для всего исследуемого периода, хотя и имеют существенно более низкие значения по сравнению со средними по странам ОЭСР;
- значения соответствующих внутренних норм доходности за тот же период сопоставимы со значениями для стран ОЭСР и обеспечивают достаточный запас финансовой прочности по сравнению с безрисковой ставкой;
- показатели чистой приведенной стоимости и внутренней нормы доходности получения степени магистра существенно ниже аналогичных показателей для специалистов и бакалавров;
- выявленная тенденция стабильного роста индикаторов финансовой эффективности инвестиций частных лиц в получение высшего образования показывает, что, несмотря на дисбалансы в составе и структуре трудовых ресурсов России, негативный процесс «перегрузки» экономики работниками с высшим образованием будет продолжаться.
Сделанные выводы могут иметь особую значимость для формирования политики в области подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в регионах, где традиционно были сосредоточены как предприятия обрабатывающей промышленности, так и учебные заведения, обеспечивающие эти предприятия квалифицированными кадрами. В первую очередь это касается регионов Приволжского и Уральского федеральных округов. Игнорирование сложившихся дисбалансов между образовательным уровнем работников и выполняемыми ими должностными обязанностями может послужить фактором снижения конкурентоспособности промышленности этих регионов.
В плане реформирования системы высшего профессионального образования речь, как следует из проведенного анализа, должна идти не столько о выпуске все новых и новых специалистов, сколько об оптимизации уже существующей системы использования работников с высшим профессиональным образованием.
Очевидным, хотя политически и непопулярным решением здесь может служить снижение доступности высшего профессионального образования, объективная, экономически обоснованная востребованность которого не доказана. При этом основным критерием такой востребованности должно выступать не количество позиций в национальной экономике, которые по штатному расписанию должны быть заняты лицами с высшим профессиональным образованием, а способность и готовность потенциальных выпускников системы высшего образования инвестировать в свой специфический капитал.
И основными подходами оптимизации инвестиций в высшее профессиональное образование могут служить информатизация и цифровизация системы высшего образования в России. Для повышения уровня соответствия выполняемой специалистами с высшим образованием работы полученной квалификации возможно необходимо перенять опыты управления профессиональным образованием у зарубежных стран.
Более фундаментальные исследования в области оценки эффективности инвестиций в высшее профессиональное образование позволят ослабить ряд объективно присутствующих в анализе ограничений. В первую очередь, будет необходимо уточнить значение ставки дисконтирования, скорректировав ее на наличие специфических рисков инвестирования в человеческий капитал вообще, и, в частности, на риски инвестирования в условиях несовершенного, формирующегося рынка. Также представляются потенциально весьма плодотворными изучение влияния опционов роста на экономическую оценку инвестиций в профессиональное образование, равно как и оценка привлекательности инвестиций в получение образования в конкретных областях знаний. Последнее направление может быть особенно интересным в условиях формирующихся рынков: даже на развитых рынках индикаторы финансовой эффективности могут существенно отличаться для различных специализаций в рамках одной специальности.



1. Об образовании в Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г.: одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.: по состоянию на 1 мая 2019 г.]. - М.: Омега-Л, 2019. - 142 с.
Книги, монографии
2. Беккер Г.С., Человеческое поведение: экономический подход.
Избранные труды по экономической теории. Пер. с англ. под ред. Капелюшникова Р. И., Левина М. И. Москва: ГУ-ВШЭ, 2011. - 672 с.
3. Вартанова Е.Л. Индустрия российских медиа: цифровое будущее: академическая монография / Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский, М. И. Максеенко, С.С. Смирнов. - М. : МедиаМир, 2017. - 160 с.
4. Воронин В.П. Человеческий капитал и инновационное развитие:
стратегия взаимодействия: монография / В. П. Воронин, Н. С.
Родионова, О.В. Осенева; Воронеж. гос. технол. акад. - Воронеж: ВГТА, 2010. - 136 с.
5. Дятлов С.А. Теория человеческого капитала. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2012. - 141 с.
6. Капелюшников, Р.И. Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения») / Р. И. Капелюшников, А. Л. Лукьянова. - Москва: Фонд «Либеральная миссия», 2010. - 196 с.
7. Карпенко М.П. Качество высшего образования: монография / Современная гуманитарная академия; - М.: Издательство СГУ, 2016. -291 с.
8. Клячко, Т.Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения / Т. Л. Клячко. - М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС. 2013. - 48 с.
9. Корицкий..А.В. Влияние человеческого капитала на экономический рост : учеб. пособие; Новосиб. гос. архитектур. -строит. ун-т (Сибстрин). - Новосибирск : НГАСУ (Сибстрин), 2013.- 244 с.
10. Корчагин Ю.А. Человеческий капитал как интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности. - М.: ЦИРЭ, 2011. - 40 с.
11. Критский М.М. Теория человеческого капитала как приоритетный фактор реформирования экономики / Экономическая теория и хозяйственная реформа: сб. науч. трудов. Отв. ред. Критский М.М. СПб.: СПбГИЭЛ 2004. -430 с.
12. Нестеров А.А. Проблемы человеческого капитала в современной экономике: монография / А.А. Нестеров, С.В. Форрестер. - Самара, 2010. - 179 с.
13. Устинова К.А. Человеческий капитал в инновационной экономике: монография / К.А. Устинова, Е.С. Губанова, Г.В. Леонидова. - Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2015. - 195 с.
14. Maurin, E., Xenogiani, T. Demand for education and labor market outcomes: Lessons from the abolition of compulsory conscription in France, Discussion Paper, UK: Center for Economic Research Policy. 2011. - 42 p.
15. Schultz T.W. Human Capital Policy Issues and Research Opportunities / Human Resources: Fifteenth Anniversary Colloquium. N.Y.: NBER, 1975. - 184 p.
Диссертации
16. Бондаренко Г. И. Человеческий капитал: взаимодействие социальных институтов, власти и бизнеса в условиях трансформирующегося российского общества: диссертация ... доктора социологических наук / Уфим. гос. авиац.- техн. ун-т, Уфа, 2014. - 490 с.
17. Матюшкина И.А., Михалева О.М., Высшее образование как фактор формирования человеческого капитала / И.А. Матюшкина, О.М. Михалева. - М.: LAP Lambert Academic Publishing RU, 2018. - 166 с.
Печатная периодика
18. Анкудинов А.Б., Биктемирова М.Х., Борисов Д.М. Стоимостной подход к анализу эффективности инвестиций в высшее профессиональное образование // Вестник волжского университета им. В.Н. Татищева №2. - 2013С. 33
19. Артюхов И.П., Горбач Н.А., Лисняк М.А. Человеческий капитал и здоровье: постановка проблемы // Экономика. - 2011. - № 1. С. 5
20. Г охберг Л., Китова Г., Кузнецова Т. Стратегия интеграционных процессов в сфере науки и образования // Вопросы экономики. - 2011. - №7. С. 112
21. Егоршин А.П. Высшее образование в России: достижения, проблемы, перспективы / А.П. Егоршин, И.В. Гуськова // Высшее образование в России. 2014. - № 6. - С. 14
22. Зубков В.Г. Инновационные образовательные технологии - средство повышения качества человеческого капитала // Человеческий капитал. - 2012. - № 1. С. 81
23. Колоницкая, О.Л. Гуманитарная среда - один из способов решения проблем высшего профессионального образования / О.Л. Колоницкая // Молодой ученый. - 2016. - № 5. - С. 431
24. Коркина Т.А. Сущность и классификация инвестиций в человеческий капитал предприятия // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 16. С. 105
25. Кутаев Ш.К. Востребованное образование как условие развития региональной экономики // Апробация. - 2014. - № 7. С. 17
26. Матюшкина, И.А. Эффективность государственного и муниципального управления: сущность и проблемы определения / И.А. Матюшкина, О.М. Михалева // Гуманитарные научные исследования. - 2013. - №8. С.21
27. Позднякова Е.С. Методика расчета эффективности инвестиций в человеческий капитал // Вестник Самарского государственного университета путей сообщения. - 2012. - № 4. С. 35
28. Руденко Д.Ю., Тилимбаева А.Б. Оценка взаимосвязи инвестиций в человеческий капитал и уровня социально-экономического развития стран мира
// Вестник Тюменского Государственного Университета. СоциальноЭкономические И Правовые Исследования. - 2013. - № 11. С. 18
29. Савченко В.В. Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность // Вопросы структуризации экономики. - 2010. - № 2. С. 416
30. Саратикянц Э.С., Закервашевич Н.В. Инвестиции в человеческий капитал: их источники и эффективность // Экономика промышленности. -2010. - № 3. С. 215
31. Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Мировые экономические и международные отношения. - 2010. - № 12. С. 42
32. Ankudinov, A.B., Lebedev O.V. 2013. Empirical Analysis of Employees with Tertiary Education Occupational Imbalances, American Journal of Applied Sciences, 10, pp. 1134-1139.
33. Konstantinovskiy, D.L. 2012. Social Inequality and Access to Higher Education in Russia, European Journal of Education, 47, No. 1, p. 13.
34. Motova, G., Pykko, R. 2012. Russian Higher Education and European Standards of Quality Assurance, European Journal of Education, 47, No. 1, p. 27.
35. Schulz T. Investment in Human Capital // The American Economic Review. 1961. № 1. Р. 36
Электронные ресурсы
36. Голубева П.О. Управление человеческим капиталом предприятия как
важный источник его развития [Электронный ресурс] // Экономический интернет-журнал. - 2016. - Режим доступа:
http: //www.nbene.narod.ru/manage/fmanage7 .htm.
37. Результаты исследования Мирового банка // Human Development Report. New York, 2015. Режим доступа: http://www.worldbank.org
38. Романчин В.И., Никитин И.А. Человеческий капитал как
основополагающий фактор эффективного антикризисного управления [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа:
http://www.pandia.ru/plproject.ru/part08-014.php
39. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru
40. International Human Development Indicators / UNDP [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hdrstats.undp.org/en/tables
41. OECD , Education at a Glance 2012: OECD Indicators, OECD Publishing [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1787/eag-2012-en
42. OECD, Education at a Glance 2018: OECD Indicators, OECD Publishing [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1787/eag-2018-en


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ