Анализ эффективности инвестиций в человеческий капитал
|
Введение 3
1. Инвестиции в человеческий капитал как основа конкурентной экономики 6
1.1. Понятие человеческого капитала и его роль в формировании конкурентных
преимуществ бизнеса и экономики в целом 6
1.2. Особенности оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал 16
1.3. Актуальные исследования эффективности инвестиций в человеческий
капитал 24
2. Инвестиции в получение высшего профессионального образования как
инструмент формирования человеческого капитала 30
2.1. Инвестиции в высшее профессиональное образование и их роль в
экономике 30
2.2. Применение методов проектного анализа в оценке эффективности
инвестиций в высшее профессиональное образование 40
2.3. Анализ эффективности частных инвестиций в высшее профессиональное
образование в условиях России 50
3. Повышение конкурентоспособности национальной экономики на основе
оптимизации инвестиций в высшее профессиональное образование 61
3.1. Основные подходы к оптимизации инвестиций в высшее профессиональное образование в контексте повышения конкурентоспособности национальной
экономики 61
3.2. Направления дальнейших исследований в области оценки эффективности
инвестиций в высшее профессиональное образование 68
Заключение 75
Список использованных источников 81
Приложения
1. Инвестиции в человеческий капитал как основа конкурентной экономики 6
1.1. Понятие человеческого капитала и его роль в формировании конкурентных
преимуществ бизнеса и экономики в целом 6
1.2. Особенности оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал 16
1.3. Актуальные исследования эффективности инвестиций в человеческий
капитал 24
2. Инвестиции в получение высшего профессионального образования как
инструмент формирования человеческого капитала 30
2.1. Инвестиции в высшее профессиональное образование и их роль в
экономике 30
2.2. Применение методов проектного анализа в оценке эффективности
инвестиций в высшее профессиональное образование 40
2.3. Анализ эффективности частных инвестиций в высшее профессиональное
образование в условиях России 50
3. Повышение конкурентоспособности национальной экономики на основе
оптимизации инвестиций в высшее профессиональное образование 61
3.1. Основные подходы к оптимизации инвестиций в высшее профессиональное образование в контексте повышения конкурентоспособности национальной
экономики 61
3.2. Направления дальнейших исследований в области оценки эффективности
инвестиций в высшее профессиональное образование 68
Заключение 75
Список использованных источников 81
Приложения
Последние десятилетия стало общим мнение о том, что эффективность развития экономики современных государств и отдельных регионов в огромной степени зависит от средств, вкладываемых в человеческий капитал, без этого невозможно обеспечить поступательное развитие общества. Многие экономисты приходят к выводу о том, что благосостояние нации, государства зависит от образованности и грамотности населения, а также состояния его здоровья.
Современный этап экономического развития характеризуется существенным усилением роли знания, воплощенного в человеческом капитале, в обеспечении экономического роста и национальной конкурентоспособности. Формирование инновационной экономики, а тем более ее высшей формы - экономики знаний, требует целостной национальной инновационной системы, преобразующей новое знание в инновационные продукты и услуги, необходимые экономике и обществу.
В настоящее время сфера образования Российской Федерации находится на этапе модернизации, главной целью которой является создание механизма устойчивого развития и обеспечение качественной подготовки специалистов в соответствии с международными стандартами. Недостаток бюджетного финансирования и низкий уровень привлечения внебюджетных источников инвестиций в сочетании с рыночными элементами хозяйствования значительно затрудняют формирование экономических условий для эффективного развития сферы высшего образования. Все это не позволяет в полной мере обеспечить требуемое качество подготовки специалистов, а механизмы для привлечения дополнительных инвестиций продолжают находиться на стадии формирования.
Исследования в области инвестиций в российское образование, в том числе и высшее, показали, что современная ситуация характеризуется отсутствием обоснованной оценки эффективности инвестиций, которая позволила бы определить степень их преобразования в результаты подготовки специалистов высокого уровня, востребованных на рынке труда. Эти исследования поставили целый ряд проблем, требующих комплексного решения.
На сегодняшний день наибольший интерес для исследований представляют оценка эффективности инвестиций с позиций частного инвестора: в отсутствие жесткого государственного планирования именно последний принимает окончательное решение о направлении и характере инвестирования своих ресурсов. Если для государства эффект от инвестиций в высшее образование определяется улучшением производительности труда, экономическим ростом и ростом конкурентоспособности национальной экономики, то для частных лиц экономическим эффектом от вложений в человеческий капитал будет являться увеличение уровня доходов и приобретение конкурентных преимуществ на рынке труда.
В связи с этим, в качестве обоснования и подтверждения важности таких вложений, необходимо проведение исследований отдачи частных инвестиций в высшее профессиональное образование. Исследуемая проблема особенно актуальна для российской экономики, так как человеческий потенциал страны и её регионов является наиболее ценным производительным ресурсом.
Все вышеизложенное и обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы, цель, задачи, предмет и объект исследования.
Целью исследования является оценка эффективности частных инвестиций в высшее профессиональное образование в разбивке по полу и уровню образования при помощи применения авторитетной методики организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
В соответствии с целью в выпускной квалификационной работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты понятия человеческий капитал и его роль в формировании конкурентных преимуществ бизнеса и экономики в целом;
- определить особенности оценки инвестиций в человеческий капитал;
- изучить актуальные исследования эффективности инвестиций в человеческий капитал;
- обосновать доминирующую роль образовательной составляющей инвестиций в человеческий капитал в экономике;
- исследовать проблемы и особенности применения проектного анализа в оценке эффективности инвестиций в высшее профессиональное образование;
- провести анализ эффективности частных инвестиций в высшее профессиональное образование в условиях России;
- рассмотреть основные подходы к оптимизации инвестиций в высшее профессиональное образование в контексте повышения конкурентоспособности национальной экономики;
- выявить основные направления дальнейших исследований в области оценки эффективности инвестиций в высшее профессиональное образование.
Объектом исследования являются эффективность инвестиций в высшее профессиональное образование.
Предметом исследования являются частные инвестиций в высшее профессиональное образование.
Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы являются труды отечественных и зарубежных авторов по теории человеческого капитала, теории инвестиций, экономике и организации образования, работы ведущих исследователей в области оценки эффективности инвестиций. Использованы данные периодической печати, а также данные Федеральной службы государственной статистики.
Методологическую базу выпускной квалификационной работы составили общенаучные методы исследования: системный и сравнительный анализ, классификация, синтез, оптимизация.
Современный этап экономического развития характеризуется существенным усилением роли знания, воплощенного в человеческом капитале, в обеспечении экономического роста и национальной конкурентоспособности. Формирование инновационной экономики, а тем более ее высшей формы - экономики знаний, требует целостной национальной инновационной системы, преобразующей новое знание в инновационные продукты и услуги, необходимые экономике и обществу.
В настоящее время сфера образования Российской Федерации находится на этапе модернизации, главной целью которой является создание механизма устойчивого развития и обеспечение качественной подготовки специалистов в соответствии с международными стандартами. Недостаток бюджетного финансирования и низкий уровень привлечения внебюджетных источников инвестиций в сочетании с рыночными элементами хозяйствования значительно затрудняют формирование экономических условий для эффективного развития сферы высшего образования. Все это не позволяет в полной мере обеспечить требуемое качество подготовки специалистов, а механизмы для привлечения дополнительных инвестиций продолжают находиться на стадии формирования.
Исследования в области инвестиций в российское образование, в том числе и высшее, показали, что современная ситуация характеризуется отсутствием обоснованной оценки эффективности инвестиций, которая позволила бы определить степень их преобразования в результаты подготовки специалистов высокого уровня, востребованных на рынке труда. Эти исследования поставили целый ряд проблем, требующих комплексного решения.
На сегодняшний день наибольший интерес для исследований представляют оценка эффективности инвестиций с позиций частного инвестора: в отсутствие жесткого государственного планирования именно последний принимает окончательное решение о направлении и характере инвестирования своих ресурсов. Если для государства эффект от инвестиций в высшее образование определяется улучшением производительности труда, экономическим ростом и ростом конкурентоспособности национальной экономики, то для частных лиц экономическим эффектом от вложений в человеческий капитал будет являться увеличение уровня доходов и приобретение конкурентных преимуществ на рынке труда.
В связи с этим, в качестве обоснования и подтверждения важности таких вложений, необходимо проведение исследований отдачи частных инвестиций в высшее профессиональное образование. Исследуемая проблема особенно актуальна для российской экономики, так как человеческий потенциал страны и её регионов является наиболее ценным производительным ресурсом.
Все вышеизложенное и обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы, цель, задачи, предмет и объект исследования.
Целью исследования является оценка эффективности частных инвестиций в высшее профессиональное образование в разбивке по полу и уровню образования при помощи применения авторитетной методики организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
В соответствии с целью в выпускной квалификационной работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты понятия человеческий капитал и его роль в формировании конкурентных преимуществ бизнеса и экономики в целом;
- определить особенности оценки инвестиций в человеческий капитал;
- изучить актуальные исследования эффективности инвестиций в человеческий капитал;
- обосновать доминирующую роль образовательной составляющей инвестиций в человеческий капитал в экономике;
- исследовать проблемы и особенности применения проектного анализа в оценке эффективности инвестиций в высшее профессиональное образование;
- провести анализ эффективности частных инвестиций в высшее профессиональное образование в условиях России;
- рассмотреть основные подходы к оптимизации инвестиций в высшее профессиональное образование в контексте повышения конкурентоспособности национальной экономики;
- выявить основные направления дальнейших исследований в области оценки эффективности инвестиций в высшее профессиональное образование.
Объектом исследования являются эффективность инвестиций в высшее профессиональное образование.
Предметом исследования являются частные инвестиций в высшее профессиональное образование.
Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы являются труды отечественных и зарубежных авторов по теории человеческого капитала, теории инвестиций, экономике и организации образования, работы ведущих исследователей в области оценки эффективности инвестиций. Использованы данные периодической печати, а также данные Федеральной службы государственной статистики.
Методологическую базу выпускной квалификационной работы составили общенаучные методы исследования: системный и сравнительный анализ, классификация, синтез, оптимизация.
По результатам проведения исследования по оценке эффективности инвестиций в высшее профессиональное образование в условиях России можно сформулировать ряд выводов.
Анализ основных статистических данных по развитию высшего образования в России позволяет выявить, что в 2016 году доля лиц с высшим образованием России в возрасте от 25 до 64 лет составило 52%. По указанному показателю Россия опережает ряд развитых стран. Эти результаты подтверждают неочевидность существования линейной зависимости между образовательным уровнем населения с одной стороны, и эффективностью национальных экономик и их устойчивостью к кризису, с другой. Представляется, что причину неоднозначной взаимосвязи уровня экономического развития страны и доли лиц с высшим профессиональным образованием в структуре населения следует искать в совокупности факторов исторической и психологической природы, а также в национальных традициях. В условиях России эти факторы приводят к существенному отклонению спроса на высшее образование от оптимального значения, соответствующего максимуму позитивного воздействия на конкурентоспособность национальной экономики.
Кроме того, относительный показатель, характеризующий долю затрат на образование в составе национального богатства в Российской Федерации значительно ниже соответствующего показателя в зарубежных странах. В период с 2010 по 2015 год общие расходы на образовательные учреждения от начального до высшего образования в виде доли от ВВП имеют тенденцию к снижению.
Годовые расходы на обучение одного студента в Российской Федерации находятся на уровне $8369 в 2015 году, что значительно ниже среднего значения для стран ОЭСР ($15 656). Более того, это значение для России за указанный период имеет тенденцию к некоторому снижению, что не может не отразиться на качестве подготовки выпускников. Несмотря на всю инерционность системы образования в целом, и высшего образования в частности, качество образовательных услуг остается весьма чувствительным к величине расходов на обучение.
В зависимости от источников финансирования, по данным за 2015 год, государственные инвестиции в составе всех расходов на высшее образование составляют 64%, частные инвестиции - 35%, международные источники финансирования - 1%. Инвестиции частных лиц представляют больший интерес для дальнейших исследований, так как именно они принимают решения относительно инвестиций в образование. Даже несмотря на то, что до определенного уровня образование является обязательным, именно частное лицо решает, следует ли ему вкладывать время и усилия в приобретение знаний и навыков, либо просто имитировать эти усилия насколько это позволяет система.
В выпускной квалификационной работе был проведен анализ эффективности частных инвестиций в высшее профессиональное образование в условиях Российской Федерации.
В данном исследовании была использована авторитетная методика Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая применяется в течение ряда лет для анализа частных и общественных издержек и выгод от инвестирования в профессиональное образование.
Теория и методология оценки эффективности вложений в высшее образование как со стороны общества в целом, так и с точки зрения отдельного индивида до сих пор находятся в процессе становления, а основные методы оценки заимствованы из общей теории инвестирования реальных капиталовложений. Определяющим фактором при этом служит чистая приведенная стоимость и внутренняя норма доходности. Однако, при расчете данных величин любой индивид должен с максимально возможной объективностью определить как прямые, так и косвенные издержки обучения, спрогнозировав при этом планируемые будущие денежные выгоды от получения высшего образования, а также не менее важным является определение ставки дисконтирования, которая относительно точно отражала бы рисковость осуществляемых инвестиций.
В соответствии с этим и следуя методике ОЭСР мы рассчитали значения NPV и IRR высшего профессионального образования отдельно для мужчин и женщин в сравнении с аналогичными значениями для полного среднего или неполного высшего образования за период 2005-2017 гг.
Анализ экономической эффективности инвестиций в получение высшего профессионального образования в России выявил две четкие тенденции. Во- первых, в период между 2005 и 2017 годами чистая приведенная стоимость инвестиций во все типы высшего образования существенно возросла как для мужчин, так и для женщин (рост внутренней нормы доходности был далеко не столь существенным).
Второй выявленной тенденцией стало снижение экономической эффективности инвестиций в высшее образование по мере повышения продолжительности обучения и получения более «продвинутой» степени.
Если первую тенденцию можно объяснить макроэкономическими процессами, равно как и самой природой показателя NPV, как абсолютного, то второй вывод поддерживает предположение о перегруженности отечественных трудовых ресурсов работниками с высшим образованием.
Тем не менее, в целом полученные результаты демонстрируют положительные частные финансовые эффекты инвестирования в получение высшего образования всех уровней, что соответствует оценкам ОЭСР, хотя и с существенно более низкими значениями NPV.
В то же время необходимо отметить ряд ограничений проведенного анализа. В дополнение к концептуальным ограничениям и допущениям, перечисленным в отчете ОЭСР, можно указать на выбор ставки дисконтирования как основную причину возможного завышения значений NPV. Высокая чувствительность показателя NPV к величине ставки дисконтирования заставляет нас с определенной осторожностью относиться к интерпретации результатов расчета.
Несмотря на это, представляется, что проведенный анализ может послужить точкой отсчета для дальнейших исследований экономической эффективности инвестиций в профессиональное образование как с точки зрения частного лица, так и в общественной перспективе.
Полученные в ходе анализа экономической эффективности инвестиций россиян в получение высшего специального образования результаты можно суммировать следующим образом:
- показатели чистой приведенной стоимости инвестиций для частных лиц являются положительными для всего исследуемого периода, хотя и имеют существенно более низкие значения по сравнению со средними по странам ОЭСР;
- значения соответствующих внутренних норм доходности за тот же период сопоставимы со значениями для стран ОЭСР и обеспечивают достаточный запас финансовой прочности по сравнению с безрисковой ставкой;
- показатели чистой приведенной стоимости и внутренней нормы доходности получения степени магистра существенно ниже аналогичных показателей для специалистов и бакалавров;
- выявленная тенденция стабильного роста индикаторов финансовой эффективности инвестиций частных лиц в получение высшего образования показывает, что, несмотря на дисбалансы в составе и структуре трудовых ресурсов России, негативный процесс «перегрузки» экономики работниками с высшим образованием будет продолжаться.
Сделанные выводы могут иметь особую значимость для формирования политики в области подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в регионах, где традиционно были сосредоточены как предприятия обрабатывающей промышленности, так и учебные заведения, обеспечивающие эти предприятия квалифицированными кадрами. В первую очередь это касается регионов Приволжского и Уральского федеральных округов. Игнорирование сложившихся дисбалансов между образовательным уровнем работников и выполняемыми ими должностными обязанностями может послужить фактором снижения конкурентоспособности промышленности этих регионов.
В плане реформирования системы высшего профессионального образования речь, как следует из проведенного анализа, должна идти не столько о выпуске все новых и новых специалистов, сколько об оптимизации уже существующей системы использования работников с высшим профессиональным образованием.
Очевидным, хотя политически и непопулярным решением здесь может служить снижение доступности высшего профессионального образования, объективная, экономически обоснованная востребованность которого не доказана. При этом основным критерием такой востребованности должно выступать не количество позиций в национальной экономике, которые по штатному расписанию должны быть заняты лицами с высшим профессиональным образованием, а способность и готовность потенциальных выпускников системы высшего образования инвестировать в свой специфический капитал.
И основными подходами оптимизации инвестиций в высшее профессиональное образование могут служить информатизация и цифровизация системы высшего образования в России. Для повышения уровня соответствия выполняемой специалистами с высшим образованием работы полученной квалификации возможно необходимо перенять опыты управления профессиональным образованием у зарубежных стран.
Более фундаментальные исследования в области оценки эффективности инвестиций в высшее профессиональное образование позволят ослабить ряд объективно присутствующих в анализе ограничений. В первую очередь, будет необходимо уточнить значение ставки дисконтирования, скорректировав ее на наличие специфических рисков инвестирования в человеческий капитал вообще, и, в частности, на риски инвестирования в условиях несовершенного, формирующегося рынка. Также представляются потенциально весьма плодотворными изучение влияния опционов роста на экономическую оценку инвестиций в профессиональное образование, равно как и оценка привлекательности инвестиций в получение образования в конкретных областях знаний. Последнее направление может быть особенно интересным в условиях формирующихся рынков: даже на развитых рынках индикаторы финансовой эффективности могут существенно отличаться для различных специализаций в рамках одной специальности.
Анализ основных статистических данных по развитию высшего образования в России позволяет выявить, что в 2016 году доля лиц с высшим образованием России в возрасте от 25 до 64 лет составило 52%. По указанному показателю Россия опережает ряд развитых стран. Эти результаты подтверждают неочевидность существования линейной зависимости между образовательным уровнем населения с одной стороны, и эффективностью национальных экономик и их устойчивостью к кризису, с другой. Представляется, что причину неоднозначной взаимосвязи уровня экономического развития страны и доли лиц с высшим профессиональным образованием в структуре населения следует искать в совокупности факторов исторической и психологической природы, а также в национальных традициях. В условиях России эти факторы приводят к существенному отклонению спроса на высшее образование от оптимального значения, соответствующего максимуму позитивного воздействия на конкурентоспособность национальной экономики.
Кроме того, относительный показатель, характеризующий долю затрат на образование в составе национального богатства в Российской Федерации значительно ниже соответствующего показателя в зарубежных странах. В период с 2010 по 2015 год общие расходы на образовательные учреждения от начального до высшего образования в виде доли от ВВП имеют тенденцию к снижению.
Годовые расходы на обучение одного студента в Российской Федерации находятся на уровне $8369 в 2015 году, что значительно ниже среднего значения для стран ОЭСР ($15 656). Более того, это значение для России за указанный период имеет тенденцию к некоторому снижению, что не может не отразиться на качестве подготовки выпускников. Несмотря на всю инерционность системы образования в целом, и высшего образования в частности, качество образовательных услуг остается весьма чувствительным к величине расходов на обучение.
В зависимости от источников финансирования, по данным за 2015 год, государственные инвестиции в составе всех расходов на высшее образование составляют 64%, частные инвестиции - 35%, международные источники финансирования - 1%. Инвестиции частных лиц представляют больший интерес для дальнейших исследований, так как именно они принимают решения относительно инвестиций в образование. Даже несмотря на то, что до определенного уровня образование является обязательным, именно частное лицо решает, следует ли ему вкладывать время и усилия в приобретение знаний и навыков, либо просто имитировать эти усилия насколько это позволяет система.
В выпускной квалификационной работе был проведен анализ эффективности частных инвестиций в высшее профессиональное образование в условиях Российской Федерации.
В данном исследовании была использована авторитетная методика Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая применяется в течение ряда лет для анализа частных и общественных издержек и выгод от инвестирования в профессиональное образование.
Теория и методология оценки эффективности вложений в высшее образование как со стороны общества в целом, так и с точки зрения отдельного индивида до сих пор находятся в процессе становления, а основные методы оценки заимствованы из общей теории инвестирования реальных капиталовложений. Определяющим фактором при этом служит чистая приведенная стоимость и внутренняя норма доходности. Однако, при расчете данных величин любой индивид должен с максимально возможной объективностью определить как прямые, так и косвенные издержки обучения, спрогнозировав при этом планируемые будущие денежные выгоды от получения высшего образования, а также не менее важным является определение ставки дисконтирования, которая относительно точно отражала бы рисковость осуществляемых инвестиций.
В соответствии с этим и следуя методике ОЭСР мы рассчитали значения NPV и IRR высшего профессионального образования отдельно для мужчин и женщин в сравнении с аналогичными значениями для полного среднего или неполного высшего образования за период 2005-2017 гг.
Анализ экономической эффективности инвестиций в получение высшего профессионального образования в России выявил две четкие тенденции. Во- первых, в период между 2005 и 2017 годами чистая приведенная стоимость инвестиций во все типы высшего образования существенно возросла как для мужчин, так и для женщин (рост внутренней нормы доходности был далеко не столь существенным).
Второй выявленной тенденцией стало снижение экономической эффективности инвестиций в высшее образование по мере повышения продолжительности обучения и получения более «продвинутой» степени.
Если первую тенденцию можно объяснить макроэкономическими процессами, равно как и самой природой показателя NPV, как абсолютного, то второй вывод поддерживает предположение о перегруженности отечественных трудовых ресурсов работниками с высшим образованием.
Тем не менее, в целом полученные результаты демонстрируют положительные частные финансовые эффекты инвестирования в получение высшего образования всех уровней, что соответствует оценкам ОЭСР, хотя и с существенно более низкими значениями NPV.
В то же время необходимо отметить ряд ограничений проведенного анализа. В дополнение к концептуальным ограничениям и допущениям, перечисленным в отчете ОЭСР, можно указать на выбор ставки дисконтирования как основную причину возможного завышения значений NPV. Высокая чувствительность показателя NPV к величине ставки дисконтирования заставляет нас с определенной осторожностью относиться к интерпретации результатов расчета.
Несмотря на это, представляется, что проведенный анализ может послужить точкой отсчета для дальнейших исследований экономической эффективности инвестиций в профессиональное образование как с точки зрения частного лица, так и в общественной перспективе.
Полученные в ходе анализа экономической эффективности инвестиций россиян в получение высшего специального образования результаты можно суммировать следующим образом:
- показатели чистой приведенной стоимости инвестиций для частных лиц являются положительными для всего исследуемого периода, хотя и имеют существенно более низкие значения по сравнению со средними по странам ОЭСР;
- значения соответствующих внутренних норм доходности за тот же период сопоставимы со значениями для стран ОЭСР и обеспечивают достаточный запас финансовой прочности по сравнению с безрисковой ставкой;
- показатели чистой приведенной стоимости и внутренней нормы доходности получения степени магистра существенно ниже аналогичных показателей для специалистов и бакалавров;
- выявленная тенденция стабильного роста индикаторов финансовой эффективности инвестиций частных лиц в получение высшего образования показывает, что, несмотря на дисбалансы в составе и структуре трудовых ресурсов России, негативный процесс «перегрузки» экономики работниками с высшим образованием будет продолжаться.
Сделанные выводы могут иметь особую значимость для формирования политики в области подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в регионах, где традиционно были сосредоточены как предприятия обрабатывающей промышленности, так и учебные заведения, обеспечивающие эти предприятия квалифицированными кадрами. В первую очередь это касается регионов Приволжского и Уральского федеральных округов. Игнорирование сложившихся дисбалансов между образовательным уровнем работников и выполняемыми ими должностными обязанностями может послужить фактором снижения конкурентоспособности промышленности этих регионов.
В плане реформирования системы высшего профессионального образования речь, как следует из проведенного анализа, должна идти не столько о выпуске все новых и новых специалистов, сколько об оптимизации уже существующей системы использования работников с высшим профессиональным образованием.
Очевидным, хотя политически и непопулярным решением здесь может служить снижение доступности высшего профессионального образования, объективная, экономически обоснованная востребованность которого не доказана. При этом основным критерием такой востребованности должно выступать не количество позиций в национальной экономике, которые по штатному расписанию должны быть заняты лицами с высшим профессиональным образованием, а способность и готовность потенциальных выпускников системы высшего образования инвестировать в свой специфический капитал.
И основными подходами оптимизации инвестиций в высшее профессиональное образование могут служить информатизация и цифровизация системы высшего образования в России. Для повышения уровня соответствия выполняемой специалистами с высшим образованием работы полученной квалификации возможно необходимо перенять опыты управления профессиональным образованием у зарубежных стран.
Более фундаментальные исследования в области оценки эффективности инвестиций в высшее профессиональное образование позволят ослабить ряд объективно присутствующих в анализе ограничений. В первую очередь, будет необходимо уточнить значение ставки дисконтирования, скорректировав ее на наличие специфических рисков инвестирования в человеческий капитал вообще, и, в частности, на риски инвестирования в условиях несовершенного, формирующегося рынка. Также представляются потенциально весьма плодотворными изучение влияния опционов роста на экономическую оценку инвестиций в профессиональное образование, равно как и оценка привлекательности инвестиций в получение образования в конкретных областях знаний. Последнее направление может быть особенно интересным в условиях формирующихся рынков: даже на развитых рынках индикаторы финансовой эффективности могут существенно отличаться для различных специализаций в рамках одной специальности.
Подобные работы
- Инвестиции в человеческий капитал как фактор повышения
эффективности внедрения инноваций на предприятии
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5200 р. Год сдачи: 2016 - Анализ эффективности инвестиций в человеческий
капитал
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Управление инвестициями в развитие человеческого капитала
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Моделирование инвестиций в человеческий капитал (Финансовый университет при Правительстве РФ)
Курсовые работы, макроэкономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - КОРПОРАТИВНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - АНАЛИЗ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Анализ влияния человеческого капитала на выход предприятия
Магистерская диссертация, прикладная информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2024 - ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ
ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА РЕГИОНА
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2020



