Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Метод проектов в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста (Дошкольное образование,Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №39347

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы42
Год сдачи2019
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
533
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования:Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №28 г. Яровое Алтайского края. В качестве экспериментальной выбрана группа дошкольников в возрасте 6-7 лет, всего 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек ).
Есть приложения..
Если поменять в данной работе название базы исследования на нужное, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 Теоретическое обоснование экологического образования
дошкольников 7
1.1 Сущность экологического образования дошкольников на современном этапе 7
1.2 Проектная деятельность как эффективный метод работы со старшими дошкольниками 11
Глава 2 Опытно-эксперементальное изучение проблемы экологического образования старших дошкольников 20
2.1. Измерение начального уровня экологической компетентности у старших дошкольников 20
2.2. Организация экологического образования детей старшего дошкольного возраста с применением активных форм и методов 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 43

Модернизация в системе дошкольного образования касается его структуры, содержания, технологии воспитания и обучения, и в числе прочего – экологического образования детей. Экологическое воспитание и обучение становится актуальным именно на современном этапе развития общества. Данный факт связан с изменениями в социально-психологической сфере человека, культурно-исторической среде, которые играют роль источника развития подрастающего поколения. Активные процессы урбанизации, увеличение городского населения ведут к потере тесных связей с природой. Как следствие – снижение интереса человека к природе, утрата экологически целесообразных способов существования в природе, возможности сосуществования [8, с78].
Начальным звеном экологического образования является дошкольное детство. В этот период начинает формироваться личность человека, закладывается позитивное отношение к природе. Необходимо, чтобы экологическое образование стало приоритетным в системе дошкольного образования. Перед педагогической теорией и практикой, таким образом, стоит задача воспитания молодого поколения в духе бережного и ответственного отношения к природным богатствам нашей страны. Между тем, в практике работы дошкольного учреждения возникает противоречие между необходимостью организации экологического образования и недостаточной разработанностью данной проблемы в методическом плане. Фундаментальных работ в данном направлении недостаточно, современные исследования представлены в публикациях периодических изданий.
На основании изложенного можно сделать вывод об актуальности темы исследования.
Объект исследования – экологическое образование детей старшего дошкольного возраста.
Предмет – метод проектов в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – процесс применения метода проектов в экологическом образовании старших дошкольников.
Гипотеза исследования – процесс организации экологического образования старших дошкольников будет протекать эффективнее, если использовать метод проектов.
Цель и гипотеза обусловили постановку задачи исследования
1. Определить сущность экологического образования на современном этапе.
2. Изучить проектную деятельность как эффективный метод работы со старшими дошкольниками.
3. Провести диагностику сформированности экологической компетентности.
4. Организовать экологическое образование старших дошкольников с применением активных форм и методов
Большое значение экологическому образованию дошкольников уделяли исследователи в различные исторические эпохи. В частности, нужно отметить Я.А. Каменского, который видел в природе источник знаний и средство для развития ума, чувств и воли. Этой же проблеме уделяли внимание великие педагоги Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци. К.Д. Ушинский, последний выдвигал идею «вести детей в природу». Среди современных исследователей нужно отметить Н.Н. Вересова, В.А. Зебзеева, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева,
Н.А. Рыжова, П.Г. Саморукова.
Методологической основой исследования послужили достижения советской, российской и зарубежной педагогики и психологии, а так же дидактические основы организации процесса экологического образования.
Теоретические аспекты работы были изучены по научным монографиям и публикациям в профессиональной периодической печати. Вопросы современной дошкольной педагогики освещаются в работах В.П. Вахтерова, Б.Р. Манделя. И.В. Михалец. Проблемы экологического образования поднимаются в публикациях таких авторов, как О.М. Газина, Р.С. Гарифулина, В.А. Зебзеева. Для разработки занятий для старших дошкольников была использована методическая литература, где описаны требования к проведению мероприятий и занятий. Интерес в этом плане представляют публикации В.В. Ивановой, Н.Кравченко, Л.М. Маневцевой, Е.Н. Удиной, Л.В. Шинкаревой.
Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего исследования и формирующего эксперимента. Применялись также общенаучные исследовательские методы: теоретико-методологический и логический анализ, построение аналогий, сравнительный анализ, внешнее и включенное наблюдение.
Логика исследования обусловила структуру работы, которая состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обусловлена актуальность темы, сформированы цель и задачи, определен объект и предмет исследования. кроме того, обозначена методологическая основа исследования.
Первая глава основной части раскрывает теоретические аспекты организации экологического воспитания в дошкольном учреждении. вторая глава представляет собой описание педагогического эксперимента по оптимизации процесса экологического образования для дошкольников старшего возраста.
В заключении сформулированы основные выводы по итогам проделанной работы.
Необходимые материалы, иллюстрирующие основные моменты исследования представлены в приложении
Курсовая работа включает 43 страницы машинописного текста, 3 приложения. Список литературы содержит 30 литературных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В развитии человечества обозначились новые тенденции: создание глобального информационного пространства, усиленный интерес к прогнозированию будущего для жителей Земли. Что касается детей, то для них природа становится чем-то отвлеченным и отдаленным. Постепенно происходит замена реальной природы виртуальной. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевидением. В дошкольных учреждениях зачастую подменяется настоящая природная среда игрушечной. В такой среде ребенок чувствует себя уверенным, но попадая в среду реальную, может испытывать дискомфорт. В этой связи экологическое образование дошкольников становится актуальным.
В результате изучения требований к современному образованию был сделан вывод о необходимости формирования экологических знаний и представлений у дошкольников. Экологическое образование является важной составляющей педагогического процесса в детском саду. В данном процессе выделяют два направления работы: формирование экологической культуры и формирование экологических знаний. Процесс обучения основам экологической культуры в дошкольных учреждениях построен в соответствии с требованиями современных нормативных документов таких как, Концепция экологического воспитания, а также программ по экологическому воспитанию различных авторов.
Педагогической наукой разработаны ряд приемов и методов для организации процесса экологического образования, которые подразделяются
на словесные и наглядные. Процесс знакомства с природой и природными явлениями может быть организован в различных формах: экскурсии, занятия, походы, прогулки, экологические праздники и акции. Для старшего дошкольного возраста наиболее эффективным является метод проектов. Классификация проектов зависит от ряда факторов: вид деятельности, содержание работы, характер участия детей и продолжительности действий. В соответствии с перечисленными факторами, выделяются: исследовательские, творческие, информационные, практические проекты. Количество и содержание отдельных этапов в рамках проекта зависит от его типа.
В качестве экспериментальной базы исследования был выбран детский сад - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №28 г. Яровое Алтайского края. Педагогическое исследование процесса ормирования экологических знаний и представлений старшими дошкольниками состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. В исследовании приняли участие группа детей старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.
Для определения уровня экологических компетенций на констатирующем этапе была проведена диагностика. Дети выполняли задания в рамках трех блоков:
представления о природе, отношение к природе, трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами. По результатам констатирующего этапа была получена следующая картина: большинство детей показали средний, то есть недостаточный уровень экологических знаний и представлений.
Для оптимизации работы в данном направлении была выбрана проектная методика. На этапе формирующего эксперимента был разработан и реализован экологический проект Сосна и ее соседи. Данный проект является исследовательским и краткосрочным. На подготовительном этапе был сформулирован объект исследования и подобрана необходимая литература. Основной этап предполагал использование различных методов методов экологического образования и форм организации деятельности: поисково-исследовательская, продуктивная и трудовая. Результатом проекта стала созданная книга о сосне, в процессе изготовления которой участвовали воспитанники экспериментальной группы, их родители и воспитатели.
По окончании проекта проведена повторная диагностика, которая подтвердила эффективность использованной проектной технологии образования. Данный вывод подтверждается следующими результатами: количество детей с высоким уровнем экологических компетенций увеличилось в среднем на 30%, детей с низким уровнем уменьшилось на 30 %. Апробация метода проектов показала эффективность данной технологии для детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, в результате проведенного эксперимента мы можем сделать вывод, что подготовленная и проведенная нами работа является эффективной. А это, в свою очередь, подтверждает правильность выдвинутой гипотезы: процесс организации экологического образования старших дошкольников будет протекать эффективнее, если использовать метод проектов. Увеличение доли самостоятельности детей и совместная деятельность дошкольного учреждения и родителей в полной мере могут быть реализованы только в ходе проектной деятельности.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о решении всех поставленных задач и достижении цели исследования.



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) – Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 16.03.2019 ).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.firo.ru/wpcontent/uploads/2013/11/PR_1155.pdf, свободный.- Загл. с экрана.- (дата обращения: 14.03.2019).
3. Березина Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса у
детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Ю.Ю.Березина//Теория и практика общественного развития.- 2013.-№8.-.с.78
4. Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики: монография[Текст]/В.П.Вахтеров. - СПб.: Лань, 2013. - 580 с.
5. Ворошилова В.М. Средства развития познавательного мышления
в процессе экологического образования детей дошкольного возраста [Текст]/О.П. Зайцева, // Международный журнал экспериментального образования.- 2011.- №7.- с.56
6. Газина, О.М. Теория и методика экологического образования
детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие[Текст]: учебно-методическое пособие / О.М. Газина, В.Г. Фокина. - М.: Прометей (Московский Государственный Педагогический Университет), 2013. - 254 с
7. Гарифуллина Р.С.Концептуальные основы экологического
образования в России [Текст]/ Р.С. Гарифулина // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств.- 2014.- №3.- с.78
8. Гончарова Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста[Текст]: ученое пособие / Е. В. Гончарова — СПб.: Нижневарт. г, 2008 г. — 326 с.
9. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию[Текст]: Средняя, старшая, подготовительная группы : учебно-методическое пособие / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2011. - 240 с.
10. Гостева Л. А., Особенности использования метода
проектов в экологическом образовании старших дошкольников [Текст]/ Л.А. Гостева, Ю.Д. Антонова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016
11. Зебзеева, В. А. Экологическое образование дошкольников:
проблемы и пути решения[Текст] : сборник статей / В. А. Зебзеева – М.- Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 131 с.
12. Зебзеева В.А Экологическая субкультура детства – источник
экологического опыта и развития детей старшего дошкольного возраста[Текст]/ В.А. Зебзеева// Фундаментальные исследования.- 2013.- №6.- с.59
13. Иванова В. В. Методы экологического образования детей дошкольного возраста [Текст]/ В.В. Иванова// Образование и воспитание. — 2018. - №4. - С. 17-19.
14. Кравченко, Н. Поздняя осень: интегрированное занятие с детьми 6-8 лет [Текст]/ Н. Кравченко // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 10 - С. 86-89
15. Кушникова Г.И.Экологическое образование в дошкольном
учреждении: из опыта работы [Текст]/Г.И. Кушникова, Т.В. Бушуева// Образование в дошкольном учреждении и в школе выпуск .- 2012.-№ 10.- с.56
16. Литовкина А. В., Психологические особенности общения детей
старшего дошкольного возраста[Текст]/ А.В. Литовкина, О.Н. Еремина, А.В. Хайминова // Молодой ученый. - 2015. - №21. - С. 705-707.
17. Лупийко Л.В. Развитие экологических представлений у старших
дошкольников: методики и методы изучения[Текст]/ Л.В. Лупийко// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.- 2014.- №2.- с.78
18. Мандель, Б.Р. Педагогика [Текст]: учебное пособие/ Б.Р. Майдель. М.: ФЛИНТА, 2014. – 288
19. Маневцева Л. М. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников[Текст] / Л. М. Маневцева, П. Г. Саморукова. - СПб.: Детство-пресс, 2003.- 231 с.
21. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников[Текст] / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - С-Пб.: Детство-пресс, 2013. - 319 с.
22. Миронов, А. (профессор). Актуальные вопросы экологического образования дошкольников[Текст] / А. Миронов ; А. Миронов // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4 - С. 31-35
23. Михайлова, Е. Вода в природе и жизни человека: экологический
проект[Текст] / Е. Михайлова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 10 - С. 40-47.
24. Михайлова, Н.М. Интеграция экологического образования[Текст]:
Учебное пособие / Н.М. Михайлова, И.Н. Мещерякова. - М. : ФЛИНТА, 2014. - 88 с.
25.Михалец, И.В. Психология и педагогика[Текст]: учебное пособие /
И.В. Михалец, И.Ю. Рогашова. - Пенза: ПензГТУ (Пензенский государственный технологический университет), 2012. - 194 с.
26. Михеева, Е.В. Становление экологической субкультуры детей в
системе дошкольного образования[Текст]: монография. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 230 с.
27. Николаева, С. (доктор педагогических наук). Методическое
управление эколого-педагогическим процессом в детском саду: новый взгляд на проблему. Ст. 2 : Экспериментально- практический аспект[Текст] / С. Николаева, Т. Бурлакова, С. Платонова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 8 - С. 80-85
28. Удина Е. Н., Тагиева Л. Изучение уровней экологической компетенции детей старшего дошкольного возраста[Текст]/ Е.Н. Удина // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 714
29. Шинкарева Л.В. Формирование экологической компетентности у
детей старшего дошкольного возраста: опыт экспериментального исследования[Текст] / Л.В. Шинкарева// Фундаментальные исследования. – 2013. – № 8-1. – С. 183-186;
30. Яковлева Е. В. Важность экологического воспитания дошкольника
[Текст]/ Е.В. Яковлева // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. — С. 113


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ