Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ Г.Л. ОЛДИ «ГЕРОЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОДИН»

Работа №39333

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы51
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
308
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Специфика деконструкции мифологического текста 8
1.1. Понятие деконструкции в философской и филологической 8 науках
1.2. Миф о Геракле в контексте мифологического сознания 13
ГЛАВА II. Деконструкция мифа о Геракле в романе Г.Л. Олди 16 «Герой должен быть один»
2.1. Переосмысление образа заглавного героя 16
2.2. Переосмысление сюжета античного мифа о Геракле 22
2.3. Жанровое своеобразие романа 26
2.4. Семантика заглавия 29
ГЛАВА 3. Деконструкция мифологического образа Хаоса в 31
романе Г.Л. Олди «Герой должен быть один»
3.1. Семантика образа Хаоса в мифологии и в романе Г.Л. Олди 31
3.2. Антитетические пары Хаос - Космос, Хаос - семья в романе 34 Г.Л. Олди
3.3. Мотив Хаоса в контексте философии «Я» 40
Заключение 43
Список использованной литературы 46


Античная культура - сокровищница человечества, его богатое наследие. Она хранит в себе непреходящие общечеловеческие ценности: именно в это время возникла демократия, философия, литература. Опираясь на столпы античности, возникла европейская культура.
Связь с античной культурой важна и для русской литературы. К ее истокам обращались Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, В.К. Кюхельбекер, В.А. Жуковский. К.Н. Батюшков, А. Ф. Мерзляков, Н.И. Гнедич, А.С. Пушкин, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова и многие другие.
Деконструкция мифов античности остается актуальной и по отношению к современной литературе.
Под современной литературой понимают период развития литературы с 80-х годов прошлого столетия по нынешнее время. Особое место в этом периоде занимают 1990-е годы, когда происходят глубокие изменения во всем пространстве культуры. 90-е вошли в историю как время смены эстетических, идеологических, нравственных парадигм.
Неудивительнов связи с этим, что современная литература диалогична, интертекстуальна. Последнее десятилетие ХХ века стало средоточием многих динамических тенденций. Это время подведения итогов художественных и эстетических исканий всего столетия. Новейшая литература помогает понять всю сложность и дискуссионность нашей действительности. Своими экспериментами и художественными открытиями она намечает перспективу развития литературы XXI века.
Уточним, что же такое «деконструкция». Сначала необходимо рассмотреть этимологию этого термина. Слово «деконструкция» образовывается от латинского strnere, destrnere и construere. «Сon» усиливает внимание на замысле, а destruere обозначает не только «разрушать», но и «упорядоченно сносить и расчищать». Получается «деконструировать» - разбирать, перемещать и упорядочивать. И мышление как деконструкция не представляет собой окончательную констатацию того, о чем мыслят, а всегда расценивается как переосмысление. Как заключает сам Деррида, «чем не является деконструкция? - да всем! Что такое деконструкция? - да ничто!» [Ильин И. 1996.]
Суть деконструкции заключается во внутренней противоречивости художественного текста, в постоянном поиске скрытых смыслов. В современной филологии принято понимать деконструкцию «как особый подробный демонтаж старой структуры текста, детальное переосмысление для пересмотра претензий на абсолютный приоритет и рассматривать ее в качестве предварительного и стратегически привилегированного момента анализа.» [Потевский: электронный ресурс]
Восприятие художественной литературы является сложнейшим видом деятельности, которая состоит из непосредственного восприятия, обдумывания идейного содержания произведения, его эстетической оценки и, как результат всего этого, влияния художественной литературы на личность читателей. Под непосредственным восприятием литературы мы понимаем процессы воссоздания образов произведения и их переживание читателями.
Современная русская литература нередко обращается к античным мифам и к произведениям писателей, которые интерпретировали эти мифы в своих произведениях. Примером могут служить произведения «Медея и ее дети» Л. Улицкой, «Шлем ужаса» В. Пелевина, «Овидий в изгнании» Р. Шмаракова и др.
Одним из наиболее показательных в этом ряду является роман Генри Лайона Олди «Герой должен быть один», поэтому мы и избрали его в качестве объекта нашего исследования.
Данное произведение относится к беллетристике. В.И. Хализев пишет, что «беллетристика — это литература «второго» ряда, но в то же время имеющая неоспоримые достоинства и принципиально отличающаяся от литературного «низа» («чтива»), т.е. срединное пространство литературы». По его мнению, она неоднородна и часто рассматривается в составе массовой литературы.
Генри Лайон Олди - псевдоним двух писателей из Харькова: Дмитрия Громова и Олега Ладыженского.
Дмитрий Евгеньевич Громов по специальности инженер -химик, а Олег Семёнович Ладыженский - режиссер театра. Будучи разными по натуре, они даже не сразу подружились. Будущие соавторы познакомились в театре «Пеликан», где Олег Семенович выступал в качестве постановщика пьесы, а Дмитрий Евгеньевич представил свое произведение для постановки. Ладыженский не согласился ставить пьесу Громова, обозвав ее «графоманией», и лишь спустя время смог оценить талант будущего соавтора. Они некоторое время работали вместе в театре, и так как оба пробовали себя в качестве писателей, решили объединиться и создать дуэт, который сейчас известен большинству читателей как Г.Л. Олди. На самом деле у них оказалось много общего: любовь к античности, к истории, к боевым искусствам и, конечно, к фантастике.
Писатели определили жанр своих произведений как «фантастический боевик». В романе «Герой должен быть один», где представлено переосмысление мифов о Геракле, присутствуют характерные черты этого жанра:
- намеренное отстранение образов и событий от обыденной реальности;
- динамичный сюжет;
- психологически достоверные характеры персонажей. существующих в символических и метафорических ситуациях.
Дуэт писателей имеет популярность среди почитателей фантастической литературы, но крайне мало изучен специалистами.
Е. Харитонов в своей рецензии «Миры Генри Лайона Олди» пишет о невероятности миров, которые создают писатели. Он говорит о синтезе жанров в произведениях Олди и указывает, что именно это зачастую привлекает читателей.
Относительной неизученностью творчества писательского дуэта обусловлена новизна нашего исследования.
Актуальность исследована связана с подходом к изучаемому материалу: самый известный роман писателей рассматривается в интертекстуальном ключе, сквозь призму реконструкции античных мифологических образов в тексте современной литературы.
Цель нашей работы - выявить специфику интерпетации мифологических образов в романе Генри Лайона Олди «Герой должен быть один».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- обозначить специфику «диалога» современной литературы с античной традицией;
- выявить мифологические образы, сюжеты и мотивы, нашедшие отражение в романе;
- сопоставить трактовку образа Геракла и сюжета о Геракле в античном мифе и в романе Г. Л. Олди;
- изучить характер образа Хаоса и способ его отображения в романе; определить отличительные черты Хаоса и Космоса в контексте художественного мира романа «Герой должен быть один».
Теоретической базой исследования послужили труды как теоретиков деконструктивизма, так и специалистов по античной литературе и культуре.
Методы исследования - структурно-семантический, сравнительно-типологический, интертекстуальный.
Структура нашей работы определяется задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении оговариваются новизна, актуальность, цели и задачи исследования.
В первой главе основной части уточняются такие понятия, как деконструкция, миф и мифологический герой, определяется место, занимаемое Гераклом в типологии этих героев.
Во второй - анализируется деконструкция мифа о Геракле на уровне сюжета и системы образов, выявляется значимость деконструкции в аспекте специфики художественного мира романа.
Во третьей главе исследовательское внимание сосредоточено на образах Хаоса и Космоса, определяется их связь с персонажами, анализируется концепция «Я» с философской точки зрения и ее интерпретация в романе, а так же выявляются способы реализации идеи Хаоса, символические детали и образы, служащие характеристике персонажей.
В заключении подводятся основные итоги исследования и намечаются его перспективы.
Результаты исследования были апробированы на итоговой научной студенческой конференции КФУ (выступление получило призовое место)

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. В романе Генри Лайона Олди «Герой должен быть один» происходит деконструкция мифологического образа Геракла. Новый герой многое наследует от классического: божественное происхождение, двенадцать подвигов, несправедливость судьбы, смерть от рук жены. Но все же это новый герой, не желающий подчиняться богам, способный к самостоятельному выбору.
2. Новая трактовка образа Геракла в романе проявляется в следующем:
а) образ главного героя удваивается: здесь он вбирает в себя образы двух братьев-близнецов, неотличимо похожих друг на друга и обладающих равной силой;
б) основной акцент сделан не на божественном происхождении Геракла, а на его человеческой сущности, поэтому братья и похожи друг на друга, и одновременно не похожи. Они отличаются по характеру, по их отношению к окружающим. Их пути на определенном отрезке времени расходятся, чтобы затем вновь сойтись.
в) пересоздание образа Геракла в романе происходит и за счет того, что одна из важнейших сюжетных линий, во многом определяющих конфликт произведения, связана с противостоянием силам Хаоса, которые стремятся привлечь Алкида на свою сторону. Приступы безумия, от которых он страдает, здесь вызваны не кознями ревнивой Геры, а воздействием этих темных сил. В этой ситуации проявляется слабость Алкида и сила Ификла, способного удержать брата от подчинения им. Одновременно проясняется и роль других героев романа, отсутствующих в мифе о Геракле, в частности, Галинтиады, которая в земном мире представляет мир Павших.
3. Г.Л. Олди дополняет пробелы и противоречия, имеющиеся в античном мифе о Геракле и выстраивает цельную сюжетную композицию.
4. Роман «Герой должен быть один» представляет собой синтез разных жанров, что также определяет трактовку мифологических образов и мифологического сюжета. Мы обнаружили здесь жанровые признаки следующих разновидностей романа:
а) семейно-бытового, поскольку братья-близнецы показаны в контексте их взаимоотношений с отцом (Алкид, как и Ификл, считает своим отцом не Зевса, а Амфитриона) и матерью. В целом тема отцов и детей здесь объединяет и земных героев, и богов. При этом семья Амфитриона показана как идеальный ее вариант, в то время как в мире богов нет места настоящей любви и взаимопониманию.
б) черты психологического романа, поскольку главные герои наделяются сложной внутренней жизнью;
в) черты романа воспитания, так как характеры братьев - близнецов показаны в процессе их формирования и прослеживаются от младенчества и до смерти. В связи с этим возрастает роль родителей, учителей, наставников, среди которых есть как смертные люди, так и боги.
г) черты мистического романа, что связано с темой Хаоса, а также с элементами метаморфоз и превращений, с волшебными предметами, которыми овладевают братья, благодаря Гермесу.
5. Хаос и Космос противопоставлены в романе. Они отображают разные сферы мироздания: Хаос - это разрушение, бездна, высшее и бессмертное. Космос же является семьей, оформленностью бытия. Космос - это внутреннее «Я», которое способно на подвиги ради мира.
6. Авторы создают несколько вариаций образа Хаоса, тем самым углубляя характеры персонажей. Хаос теперь это не только
мироздание, бездна и Тартар, это и сам герой, не способный бороться против безумия.
7. С помощью символических образов Генри Лайон Олди сближает роман с древнегреческой драмой. Авторы также оставляют небольшие подсказки о судьбе героев на протяжение всего романа. А образы-маски открывают истинное «Я» персонажей.
8. Семья занимает одну из важнейших ролей в произведении. Как писатели-постмодернисты, тонко чувствующие и откликающиеся на реалии времени, они ставят ценность семьи выше остального. Для всех персонажей собственная семья гораздо важнее мира, и именно она помогает бороться с хаосом.
Результаты нашего исследования могут быть использованы в спецкурсе по литературе постмодернизма, а также в схожих междисциплинарных курсах.
Перспективой работы может стать расширение изучаемых произведений Г.Л.Олди, включенных в «ахейский цикл». Можно провести исследования на уровне метафизических образов, связанных с мифом.



1. Генри Лайон Олди. Герой должен быть один / Г.Л. Олди. - М., Азбука, 2014. - 576 с.
2. Генри Лайон Олди. [Электронный ресурс] // Библиотека фантастики и фэнтези онлайн, 2017 г. Режим доступа: http://fantasys.ru/index/oldi_genri_lajon/0-43 (дата обращения: 14.05.2019).
3. Гомер. Одиссея / Гомер. - М.: Правда, 1984. - 480 с.
4. Калиниченко Н. Urbietorbi, или Городу и миру. Книга 3: Изгнанница Ойкумены / Н. Калиниченко // Если : журнал. — Москва: Любимая книга. - 2011. — № 8. — С. 217.
5. Кун Н.: Мифы древней Греции / Н. Кун. - М.: Эксмо, 2009. - 240 с.
6. Хаммонд Н. История Древней Греции / Н. Хаммонд. — М., 2008. - 704 с.
II. Научно-теоретическая и научно-критическая литература
7. Автономова Н.С. Деррида и грамматология / Н.С. Автономова // Деррида Ж. О грамматологии / Пер. с фр. и вст. ст. Н. Автономовой. — М.: AdMarginem, 2000. — С. 7-107.
8. Алексеева Е. Деконструкция / Е. Алексеева, Т. Тузова // История философии. Энциклопедия. / Под ред. А. А. Грицанова. — Мн.: Интерпрессервис: Книжный Дом, 2002. — С. 292-293
9. Боррадори, Дж. Американский философ: Беседы с Куайном, Дэвидсоном, Патнэмом, Нозиком, Данто, Рорти, Кейвлом, МакИнтайром, Куном / Дж. Баррадори; пер. с англ. - М.: Дом интеллектуальной книги, Гнозис, 1998. - 200 с.
10. Барт Р. Смерть автора. Избранные работы: Семиотика. Поэтика /
Р. Барт. — М., 1994. - С. 384-391
11. Бореев Ю.Б. Теория художественного восприятия и рецептивная эстетика, методология критики и герменевтика / Ю.Б. Борев // Художественная рецепция и герменевтика. - М.: Наука, 1985. - С. 3-69.
12. Владимирский В. Вылезай, приехали! / В. Владимирский // Полдень, XXI век : журнал. — Москва: Вокруг света. - 2009. — № 6. — С. 143-153.
13. Голованова И.С. История мировой литературы. Постмодернизм. [Электронный ресурс] / Голованова И. С. // Режим доступа: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-eurolit/golovanova/postmodernizm.htm (дата обращения: 14.05.2017).
14. Горных A. A. Деконструкция / А.А. Горных, А.А. Грицанов // История философии: энциклопедия / Сост. и гл. науч. ред. А. А. Грицанов. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. - 1376 с.
15. Деконструкция. Новая философская энциклопедия. — Институт философии РАН [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH4b339a d17a317e0a5fb64b (дата обращения 16.05.2019)
16. Деррида Ж. О грамматологии [Электронный ресурс] / Деррида Ж.
//Режим доступа:
https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/derr_gr/index.php(дата обращения 15.05.2019)
17. Зыбайлов Л. К. Культура постсовременности: гносис и праксис / Л.К. Зыбайлов, В.А. Шапинский // Гуманитарная наука в России: соросовские лауреаты. Философия. Психология. - М., 1996. — 104 с.
18. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм [Электронный ресурс] / Ильин И. // Режим доступа: http://lib.ru/CULTURE/ILIN/poststrukt.txt_with-big- pictures.html(дата обращения: 14.05.2019)
19. Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика?: О темах и направлениях зарубежной фантастики вчера и сегодня / Ю. Кагарлицкий. — М.: Худож. лит., 1974. — 349 с.
20. Калиниченко Н. Гарпия / Н. Калиниченко // Если : журнал. — Москва: Любимая книга. - 2008. — № 8. — С. 258.
21. Калиниченко Н. Смех дракона / Н. Калиниченко // Если : журнал. — Москва: Любимая книга. - 2010. — № 7. — С. 250.
22. Карелин А. Творцы миров (рус.) / А. Карелин // Мир фантастики : журнал. — Москва: ТехноМир, 2003. — Вып. 1. — С. 6-8.
23. Кереньи К. Трикстер и Древнегреческая мифология / К. Кереньи // Пол Радин. Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев с комментариями К. Г. Юнга и К. К. Кереньи. — СПб.: Евразия, 1999. - С. 242-264.
24. Кузьмина Н.А. Феномен массовой литературы в свете теории интертекста / Н.А. Кузьмина // Культ-товары: Феномен массовой литературы в современной России. — СПб, 2009. — С. 12.
25. Левакин Н.Н. Художественная рецепция как литературоведческое понятие (к вопросу понимания термина) / Н.Н. Левакин // Известия ПГЛУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 27. - С. 308-310.
26. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов / под ред. Н. Бродского: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925.
27. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Лотман Ю. М. Избр. статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 3. С. 384.
28. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей: В 3 т. / Ф. Любкер. - М., 2001. - Т. 2. - С. 108-114.
29. Ман П. Аллегории чтения / П. Ман. - М., 1999
30. Маньковская И.Б. Эстетика постмодернизма / И.Б. Маньковская. - СПб.:Алетейя, 2000.- 347 с.
31. Мифологический словарь/ Гл. ред. Мелетинский Е.М. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.
32. Осипова Н.Г. Постмодернизм и средства массовой информации / Н.Г. Осипова. — М: Агентство “КРПА Олимп”, 2005. - с. 687
33. Официальный сайт Г.Л.Олди [Электронный ресурс] // Режим доступа:ЬИр5://^^^оМ1е1^г1(1сот (дата обращения: 17.05.2019)
34. Постмодернизм. Энциклопедия / Под ред. А. А. Грицанова, М. А. Можейко.- Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. 1040 с.
35. Потевский Н.А. Деконструкция как стратегический прием анализа
литературного произведения. [Электронный ресурс] / Потевский Н.А. // Режим доступа: https://novainfo.ru/article/1792 (дата
обращения: 15.05.2019)
36. Россман В.И. Деконстукция деконструкции: метафизика
присутствия в лучах звезды Давида / В.И. Россман// Вопросы философии. - 2001. № 10.
37. Столяров М. Миф / М. Столяров // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925, Т. 1. А-П. — Стб. 453-460.
38. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. 2-е изд. / О.М. Фрейденберг. — М.: Изд. фирма «Вост. лит.» РАН, 1998. — 800 с.
39. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер; Пер. с нем. В.В. Бибихина. — Харьков: «Фолио», 2003. — 503 с.
40. Харитонов Е. Миры Генри Лайона Олди / Е. Харитонов // Библиография. - 1996. - № 3. - C. 56-62.
41. Художественная рецепция и герменевтика: критические анализы / Под ред. Ю. Б. Борева.-М.: Наука, 1986. - 286 с.
42. Чёрный И. Олди Генри Лайон / И. Черный. [Электронный ресурс] /
Черный И. // Режим доступа
http://www.fandom.ru/about fan/f ukrZenc23.htm (дата обращения 15.05.2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ