ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА САМООЦЕНКУ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Характеристика стилей семейного воспитания 6
1.2 Психологическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста 19
1.3 Особенности самооценки старшего дошкольника 22
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА САМООЦЕНКУ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА 28
2.1 Организация исследования, описание выборки и методик
проведения исследования 28
2.2 Анализ результатов исследования 34
2.3 Рекомендации для родителей и педагогов 44
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Самооценка считается одной из основных характеристик в становлении человека личностью. Благодаря самооценке человек осознает важность собственной личности, как и своих качеств и возможностей. Самооценка определяет место человека в обществе. Изучение формирования самооценки не теряет своей актуальности, так как каждое поколение человечества привносит особенности в этапах становления и формирования человеческой личности в целом.[4]
Началом формирования самооценки у детей принято считать возраст от трех до четырех лет. В этом возрасте дети начинают различать такие понятия, как "хорошо или плохо", "могу" и "не могу". Семья является основным образовательным местом для детей, среда их обитания, которая оказывает значительное влияние как на формирование физическое, так и формирование многих личностных характеристик, а также является основой развития самооценки у детей. [31]
Психологов давно интересует, как родители влияют на ребенка и его развитие. Однако найти фактическую причинно-следственную связь между конкретными действиями родителей и последующим поведением детей очень сложно.
Некоторые дети, выросшие в совершенно разных условиях, могут позже вырасти до удивительно похожих личностей. И наоборот, дети, которые живут в одном доме и воспитываются в одной и той же среде, могут вырасти до совершенно разных личностей.
Несмотря на эти проблемы, исследователи утверждают, что между стилями воспитания и влиянием этих стилей на детей есть связь. Эти эффекты, как полагают некоторые, переносятся на поведение взрослых.
Отношение ребенка к самому себе складывается из того, как в семье относятся к нему, а также из модели поведения ее членов внутри семьи. Таким образом, мы можно сказать, что образ отношения к ребенку предшествуют развитию собственного «Я» и отношения к себе у самого ребенка.
Объект исследования - дети старшего дошкольного возраста их родители.
Предмет исследования - стиль семейного воспитания и самооценка детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - изучить влияние стилей семейного воспитания на самооценку дошкольников старшего возраста.
Исходя из цели данной работы, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу о вопросах формирования самооценки в дошкольном возрасте.
2. Раскрыть особенности развития самооценки старших дошкольников;
3. Рассмотреть характеристику стилей семейного воспитания;
4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи стилей семейного воспитания и самооценки детей старшего дошкольного возраста;
5. Дать анализ и интерпретацию полученных результатов исследования.
Гипотеза исследования: стили семейного воспитания оказывают влияние
на формирование самооценки, а именно выбор гармоничного стиля семейного воспитания формируют положительную самооценку, а дисгармоничные - неадекватную самооценку.
Методы исследования: теоретический: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: наблюдение, тестирование; статистические:
методы количественной и качественной обработки результатов, методы математической обработки данных.
Для исследования детско-родительских отношений нами были использован Тест - опросник родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин). Для выявления самооценки у старших дошкольников были использованы методики: Методика «Лесенка» (В. Щур), Методика «Какой Я» (Р. С. Немов).
Полученные данные исследования имеют практическую значимость. Разработанные в результате исследования рекомендации, могут быть использованы в работе практических психологов и педагогов образовательных учреждений для составления программ профилактики и коррекции нарушений самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Апробация исследования: исследование данной работы было
представлено в международной научно-практической конференции «Пути повышения результативности современных научных исследований», а так же напечатано в электронном журнале «Omega Science».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав и выводов по ним, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Социализация подрастающего поколения, развитие детей и их воспитание является одной из важнейших социально-значимой функции семьи.
Потенциал семьи в воспитании детей включает в себя не только возможности в области духовно-практической деятельности родителей, направленные на формирование личностных качеств ребенка, но и те, которые состоят из семейной микро-среды, образа жизни всей семьи.
В словарях семье дается определение как «малая социальная группа», то есть наиболее значимая форма организации основанной на супружеских союзах и семейных отношениях быта. Что является многосторонними отношениями между мужем и женой, близкими родственниками, родителями и детьми, которые ведут общее хозяйство и живут совместно.
Группа людей, объединенная социальными и педагогическими признаками, призванная наилучшим образом удовлетворить потребности каждого члена в самосохранении либо продолжении рода, а также в самоутверждении каждого из них называется семьей. Семья принимает решающую позицию в развитии и формировании личности ребенка внутри семьи.
Семейное воспитание как система образования и воспитания в целом, развивается посредством усилий родителей внутри условий определенной семьи.
На семейное воспитание как сложную систему влияет также генетическое и биологическое здоровье, как родителей, так и детей. Также немаловажное значение имеет материальная и экономическая безопасность семьи, социальный статус, образ жизни, место жительства семьи, численность, и отношение ее членов к ребенку.
Вся эта специфика семьи переплетается и проявляется в каждом случае по-разному.
Формирование таких личностных качеств, которые в полной мере помогут преодолеть ребенку все трудности и испытаниями на встречи в жизни является главной целью семейного воспитания. Что касается задач семейного воспитания, то роль семьи также играет большую роль, от родителей зависит развитие интеллекта и творчества ребенка, формирование нравственности и чувства прекрасного, физическое здоровье и эмоциональная культура, благополучие ребенка и опят труда. По утверждению Ж.Ж. Руссо, говорится, что каждый последующий воспитатель будет оказывать на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.
С возрастом они имеют более точное и полное представление о своих физических, интеллектуальных и личных качествах. Самооценку можно рассматривать как механизм обработки знаний о себе на уровне эмоционального процесса, как один из показателей инструментального развития образа "я". Образ " я это личное представление о себе, самооценка - это эмоциональная оценка такого представления, которая может иметь разную интенсивность, так как специфическая характеристика образа "я" может вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с его эмоциональным состоянием, что всегда будет иметь субъективный характер.
Компоненты, играющие важную роль в формировании образа «я»:
1. Сопоставление истинного образа «я», с идеальным «я»;
2. Интериоризация социальных реакций личности, когда человек склонен оценивать себя, как по его мнению, он оценивается другими;
3. Призма собственной идентичности, если человек удовлетворен своей деятельностью.
Родители часто выступают для детей в качестве образцовых моделей поведения и примером в области отношений между людьми. Детское самосознание формируется не только путем непосредственного обучения и подражания взрослым, но и связано с их образом жизни. Так ребенок усваивает принятые нормы и ценности ориентируясь на взрослых. Родители в свою очередь, могут использовать различные методы поощрения для этих целей, как поощрение, расположение к себе и применение наград.
Одна из причин выбора и рекомендаций выбора авторитетного стиля воспитания заключается в том, что существует огромное количество исследований, показывающих эти связи последовательно. Другая причина заключается в том, что нет исследований, который показывающих, что авторитетный стиль воспитания наносит вред детям.
Если родителям необходимо сделать выбор только в пользу одного стиля воспитания среди других, необходимо учитывать не только результаты исследований, но и свои цели в воспитании детей.
Любой здравомыслящий родитель хочет воспитать здорового, счастливого, доброго и ответственного человека, который будет способен любить себя, семью, окружающих, когда вырастет.
Трудно представить, чтобы быть холодным и строгим (авторитарным), холодным и безразличным (пренебрежительным) или теплым и снисходительным (вседозволенным), в достижении всех целей.
Мнение и самооценка ребенка дошкольника имеет непосредственную зависимость от взрослого, она может быть связана с успехами в деятельности детей и их успеваемости. Наше исследование показало, что самооценка детей дошкольников зависит от оценки окружающих людей, особенно, от родителей. То, как дети оценивают себя, в буквальном смысле означает оценку взрослого. Среди детей, которых часто хвалят и поддерживают, обычно формируется высокая или адекватная самооценка, а среди детей, которые обделены вниманием или их мнение не учитывается, имеют низкую самооценку.
Связи между стилями воспитания и поведением основаны на корреляционных исследованиях, которые полезны для нахождения связей между переменными, но не могут установить окончательные причинно-следственные связи. Хотя есть свидетельства того, что определенный стиль воспитания связан с определенной моделью поведения, другие важные переменные, такие как темперамент ребенка, также могут играть важную роль.
Изученное нами теоретическое и практическое исследование доказало влияние стиля семейного воспитания на формирование самооценки ребенка, тем самым цель, определенная нами, была достигнута.
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие для студ. вузов. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 320 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
3. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание: Пер. с англ. - М.: «Прогресс», 1986. - 162 с.
4. Бороздина Л. В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. 1992. —№ 4. — С.99-100.
5. Веракса А.И. Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов. - М.: МС, 2010. - 210с.
6. Гарбузов В. И. От младенчества до отрочества. - М.: Педагогика, 1989. - 276 с.
7. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: АСТ, 2016. - 304 с.
8. Дмитриева В.Г. Готовимся к школе. Книга для родителей. - М.: Эксмо, 2007. - 352 с
9. Днепров Э.Д. Мудрость воспитания. Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с.
10. Дубровина И.В. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / под. ред. И. В. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. - 528с.
11. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов: учебник. - 5-е изд. - М.: МПСИ: Флинта, 2011. - 336 с.
12. Запорожец А.В. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 2004. - 374 с.
13. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
14. Захарова А. В. Генезис самооценки. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1998. - 135 с.
15. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993. - 100 с.
16.Зверева О.Л., Кротова Т.В. Дошкольное воспитание и развитие. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 128 с.
17.Зинченко В.П. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1998. - 552 с.
18. Ильин Е. П. Психология взрослости. - СПб.: «Питер», 2012. - 544с.
19. Коломийченко Л. В., Воронова О. А. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
20. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2011. - 380 с.
21. Кузьмишина Т. Л., Амелина Е. С., Пермякова А. А., Хохлова Е. А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация. - М., 2014.
22. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПБ.: Питер, 2013. - 544 с.
23. Куперсмит С. Образ «Я» как подструктура личности: Проблемы психологии личности. - М.: Наука, 1982. - 11с
24. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: «Питер», 2009. - 320с
25. Лихачева Е. Н. Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. - Санкт-Петербург : ДетствоПресс, 2013. - 80с.
26. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. - СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2002. - 512 с.
27. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития детей. - М., 2002. - 256 с.
28. Мещерякова Б.Г. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расширенное. - СПб.: Прайм- ЕВ-РОЗНАК, 2009. - 811 с.
29. Минахметова А.З. Статистические методы в психологии (практикум): Учебно-методическое пособие. 2-е изд., допол. - Елабуга: ЕГПУ, 2011. - 115 с
30. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. Учеб. пособие. - Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000.- 256 с.
31. Могольцова Е. Г., Лесюнина А. А., Овчаренко А. Г. Роль родителей в формировании самооценки ребёнка // Молодой ученый. — 2017. — №48.
— С. 161-164.
32. Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 392 с.
33. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 2005. - 388 с.
34. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: «Знание», 1981.
35. Петрусинский В.В. Игры, обучение, тренинг / Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Владос, 2014. - 288 с.
36. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. -М.: Академия, 2015.
- 184 с.
37. Поликарпова Е. К. Влияние семьи на развитие Я-концепции дошкольника // Вопросы психологии. - 2003. - № 2. - С.28 -35.
38. Попцова Р. В. Семейный клуб выходного дня в детском саду // Воспитатель. - 2017. - № 3. - С. 84-90.
39. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. - 432 с.
40. Реан А.А. Познание личности ребенка. - СПб.: Питер, 2014. - 660 с.
41. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - 2-е изд. - М.: АспектПресс, 2010. - 460 с.
42. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. - Москва : Аспект-Плюс, 2012. - 199 с.
43. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост.
Л.Д.Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
44. Урунтаева Г.А Детская психология: учебник для студ. учреждений высш. проф образования. - М.: Академия, 2013. - 336 с.
45. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы. - М.: Просвещение, 1993.
46.Чеснокова И.И., Шорохова Е.В. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. - 144 с.
47.Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988.
48. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. - Изд. 3-е, доп. - М.: МГУ, 2012. - 236 с.
49. Якобсон С. Г., Морева Г. И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопросы психологии. - 2007. - № 6. - C. 36-49.
50. Карева О.С. Консультация психолога для воспитателей. - 2017.
[Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/rekomendacii-po-
formirovaniyu-adekvatnoy-samoocenki-u-detey-starshego-doshkolnogo- vozrasta-2143238.html (дата обращения: 01.03.2019)
51. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: https://studopedia.ru/11_211760_osobennosti- razvitiya-samootsenki-u-detey-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 14.02.2019)
52. Why Parenting Styles Matter When Raising Children [Электронный
ресурс]. URL: нttps://www.verywellmind.com/parenting-styles-2795072 (дата обращения: 23.12.2018)