Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

Работа №39310

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1034
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ 8
1.1. Понятие о тексте и его роли в содержании обучения русскому
языку 8
1.2. Текстоцентрический подход как средство развития языковой и
коммуникативной компетенций учащихся 12
1.3. Сущность и содержание коммуникативной компетенции как
личностной характеристики учащегося 17
Выводы по 1 главе 23
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 25
2.1. Формы и методы организации работы с текстом на уроках русского
языка 25
2.2. Экспериментальное исследование 33
Выводы по 2 главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Тема нашей дипломной работы: «Текстоориентированный подход на уроках русского языка как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции учащихся».
Выбор данной темы исследования обусловлен следующим фактором: центральное место текста в образовательном процессе на уроках русского языка, его роль как методического средства создания развивающей речевой среды в ходе обучения. Текстоориентированный подход позволяет более эффективно организовать изучение лексики, морфологии, синтаксиса. Работа с текстом создает условия для развития у учащихся представления о системе языка, для ориентации преподавания на личность ребенка, для наиболее полного формирования языковой картины мира. Не менее важно, что текстоориентированный подход способствует духовному и творческому воспитанию школьников. Таким образом, актуальность выбранной темы основывается, во-первых, на основополагающей позиции текстоцентричности в изучении русского языка и признании текста в качестве главенствующей дидактической единицы. Выдающийся филолог прошлого столетия М.М. Бахтин утверждал: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления». [7; 53]
Во-вторых, на современном этапе развития общества чрезвычайно важным является развитие у обучающихся коммуникативных компетенций и способностей к эффективному поведению в различных ситуациях общения.
В-третьих, несмотря на то, что вопрос об текстоцентричном дидактическом подходе получил достаточно широкое распространение в современных лингвистических исследованиях, еще недостаточно подробно раскрыты возможности его применения в методике обучения русскому языку. В частности, не полностью рассмотрены механизмы использования краеведческих и культурологических текстов в рамках текстоцентрического подхода.
Современный урок русского языка ставит перед собой цель воспитать индивида, стремящегося максимально полно реализовать заложенный в нем потенциал, положительно воспринимающего новую информацию, не боящегося принимать трудные решения.
Однако воспитание человека, обладающего всеми этими качествами, невозможно без формирования у ребенка коммуникативной компетенции, иными словами, без развития возможности использовать лингвистические средства для решения различных коммуникативных задач во всевозможных ситуациях и жизненных сферах.
Именно это делает русский язык одной из наиболее важных надпредметных дисциплин в системе современного образования. Кроме того, такую огромную роль в становлении личности школьника русский язык играет еще и потому, что язык в нашей жизни выполняет важнейшие функции: во-первых, без него невозможно человеческое общение; во- вторых, благодаря языку происходит оформление и развитие мыслительных способностей; в-третьих, язык является одним из центральных передатчиков наших эмоций.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее ФГОС ООО) нового поколения рассматривается предметная область «Филология», что свидетельствует об интеграции лингвистического и литературного образования. Одним из подходов к преподаванию русского языка, способствующих реализации данного положения является текстоцентрический подход.
Многие отмечают, что в наши дни уровень речевой культуры членов общества существенно снизился. Это становится заметно не только и не столько ученым-филологам, исследующим состояние современного языка, но и простым обывателям. Речевая культура, в свою очередь, находится в тесной связи с общей культурой человека, которую ребёнок впитывает с раннего возраста как в семье, так и, по большей части, в школе. Функцию передачи культурного кода, культурной информации от одного поколения к другому также выполняют предметы цикла «Филология», особенно - русский язык.
Выпускник средней школы должен правильно, уместно и эффективно выражать свои мысли в устной и письменной формах, т.е. обладать развитыми коммуникативной и языковой компетенциями. Достижению данной цели - интеграции навыков грамотного письма и развитой речи - способствует работа с текстом.
Объект исследования данной дипломной работы - текстоцентрический подход как ведущий принцип обучения русскому языку.
Предмет исследования - методический потенциал текстоориентированного подхода в развитии коммуникативной компетенции у обучающихся на уроках русского языка.
Цель нашей работы - систематизация и анализ форм, методов и приемов текстоориентированного обучения на уроках русского языка, а также изучение их эффективности в процессе формирования у обучающихся универсальных учебных действий и коммуникативной компетенции.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
1. Изучить теоретические основы, касающиеся поставленной проблемы, выявить основные методические традиции работы с текстом в условиях общеобразовательной школы.
2. Определить терминологический аппарат исследования, в который входят такие понятия, как текстоориентированный подход, принцип текстоцентризма, текст, комплексная работа с текстом.
3. Разработать систему заданий для работы с текстом на уроках русского языка.
4. Провести экспериментальное исследование.
На различных этапах работы нами были использованы теоретические методы (изучение научной литературы по теме
исследования, анализ опыта работы учителей-практиков), констатирующий эксперимент (наблюдение, анкетирование). При анализе полученных результатов использовались методы математической обработки данных.
База исследования: 21 ученик 6 класса МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №2» г. Елабуги ЕМР РТ.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы таких учёных, как Е.А. Быстрова [10, 11], М.Т. Баранов[5], Т.М. Воителева, [13] И.Р. Гальперин [14], А.Д. Дейкина [18], Т.А. Ладыженская [24, 25], Т.М. Пахнова [30, 31, 32]Л.Г. Саяхова[33] и других.
Научная новизна представленной работы обусловлена тем, что при внедрении элементов текстоцентрического подхода в экспериментальное исследование нами за основу были взяты краеведческие тексты знаменитого елабужского писателя С.Ю. Романовского. Кроме того, упор при разработке экспериментальных уроков был поставлен на развитие коммуникативных компетенций обучающихся, в частности, устной речи.
Практическая и теоретическая значимость данной дипломной работы заключается в возможности использования рассматриваемых в данном исследовании методов, приемов и форм обучения на основе текстоориентированного подхода в образовательном процессе в школе, а также в возможности включения материалов исследования в семинарские занятия студентов педагогических специальностей при изучении методики преподавания русского языка.
Структура ВКР традиционна и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении обосновываются актуальность и новизна темы, определяются объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи, обосновываются теоретическая и практическая значимость работы.
В главе 1 «Теоретико-методологические аспекты исследования проблемы» представлен теоретический материал по изучаемой проблеме. В частности, рассмотрены различные подходы к опорным понятиям исследования - «текст», «текстоцентрический подход», «коммуникативная компетенция». Проанализирована историческая динамика применения текстоориентированного подхода в обучении русскому языку.
В главе 2 «Методика комплексной работы над текстом на уроках русского языка» принцип текстоцентризма рассматривается через аспект соответствия ФГОС, показаны примерные типовые задания с использованием изучаемого подхода, а также представлены итоги и анализ проведенного в процессе исследования эксперимента по внедрению элементов текстоориентированного подхода на основе краеведческих текстов.
В заключении формулируются основные итоги и краткие выводы по исследуемой проблеме. В список использованной литературы включены теоретико-методологические и научно-практические исследования, касающиеся обозначенной проблемы. В целом библиография насчитывает 48 источников.
Апробация работы. Основные положения и выводы ВКР нашли отражение в статье: Юсупова А.Р. Текстоориентированный подход на уроках русского языка как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции учащихся // Студенческий вестник: научный журнал. № 17(67). Часть 1. - М., Изд. «Интернаука», 2019. - С. 68-71. https ://www. intemauka. org/j oumal/stud/herald/67


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования мы выяснили, что изучение родного языка невозможно без опоры на языковое чутьё или так называемую языковую интуицию. По словам Л.П. Федоренко «чувство языка приобретается путём подражания говорящим, путем запоминания речи, звучащей (написанной) в окружающей среде». [39; 46] Окружающая среда в этом случае предполагает погружение в многообразие текстов, с которыми мы встречаемся на протяжении всей жизни. Ребёнок постоянно подвергается воздействию этих текстов, поэтому выбор текстов, входящих в содержание уроков русского языка, является принципиально важным для создания развивающей атмосферы в процессе обучения. Данная атмосфера, в свою очередь, влияет на восприятие языка обучающимися.
В 1 главе мы рассмотрели основные понятия, характерные для проводимого исследования: проанализировали разные подходы к понятию «текст», «текстоориентированный подход». Нами была рассмотрена специфика использования текстоцентрического подхода на уроках русского языка и литературы в рамках современного этапа развития общества и образования, были выделены преимущества и основные правила его применения. Кроме того, нами были отмечены основные уровни и условия формирования коммуникативной компетенции, а также особенности ее развития в рамках текстоориентированного подхода.
Именно текст «объединяет все единицы языка, делает их коммуникативно значимыми, несущими определенную информацию. Он является не только дидактической единицей, средством обучения, но и ориентировочной основой для любого вида деятельности».
В нашем исследовании мы руководствовались основными правилами внедрения текстоцентрического (текстоориентированного) подхода, гарантирующими его эффективность:
1. Обучение русскому языку, вне зависимости от изучаемой темы, должно производиться на основе логически завершенного текста.
2. Языковые единицы, изучаемые на уроках русского языка, должны рассматриваться с точки зрения их функциональной роли в тексте (т.е., с точки зрения их коммуникативной функции).
3. Анализ текста, проводимый на уроках, должен сам иметь форму законченного, целостного речевого произведения - текста.
Основными признаками текста, которые также были рассмотрены и обстоятельно проанализированы в рамках данного исследования, являются: структурная и семантическая связность, смысловая целостность, относительная завершенность, делимость на смысловые отрезки, а также композиционное и стилевое единство. Указанные текстовые категории также адекватны для использования в процессе обучения русскому языку в 6 классе, в частности для формирования понятийной базы на уроках развития связной речи, посвященных вопросам текстоведения.
Во 2 главе мы рассмотрели основные формы проведения комплексной работы с текстом на уроках русского языка.
В результате проведенного нами теоретического исследования мы пришли к выводу, что использование текста, а также методов и приемов комплексной работы с ним в процессе обучения русскому языку в школе способствуют реализации многих дидактических целей и обеспечивают решение целого комплекса частных образовательных и практических задач. А именно:
1. Применение текста, а также методов и приемов комплексной работы с ним в процессе обучения русскому языку в школе способствует совершенствованию языковой интуиции обучающихся.
2. Дидактический текстовый материал позволяет приобщить обучающихся к культуре родной страны.
3. Использование текста в качестве высшей дидактической единицы, а также методов и приемов комплексной работы с ним для формирования лингвистических, речеведческих и коммуникативных умений и навыков стимулирует познавательную активность учащихся и способствует формированию положительной мотивации к изучению русского языка как учебного предмета.
В рамках исследования нами был проведен эксперимент по внедрению элементов комплексного анализа текстов на уроках русского языка в 6 классе.
На констатирующем этапе нами был проведен мониторинг, в результате которого было выяснено, что учащиеся испытывают некоторые затруднения в процессе коммуникации. Проанализировав работы школьников и проведя с ними беседу, нами было принято решение составить комплекс упражнений на основе текстов, ориентированных на активизацию устной речи обучающихся.
На формирующем этапе нами были составлены упражнения на развитие коммуникативной, языковой и культурологической компетенций. Для реализации поставленной цели нами был выбран формат устной части ОГЭ, поскольку уже в 6 классе стоит ориентировать обучающихся на подготовку к будущим экзаменам. Кроме того, данный формат полностью отвечает нашим требованиям по речеведческому развитию школьников. Основу данных упражнений составили тексты известного елабужского писателя С.Ю. Романовского, которые не только соответствуют умственному и психологическому развитию экспериментальной группы, но и способствуют прививанию любви к родному краю, расширению общего и культурологического кругозора детей.
Контрольный этап эксперимента подтвердил поставленную гипотезу и показал, что общий уровень коммуникативных компетенций
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что эффективность комплексной работы с текстом в процесс обучения русскому языку зависит, в первую очередь, от его систематического и последовательного использования. Результат же работы с текстом колоссален: повышается не только грамотность и общий кругозор, но также происходит личностное, культурное, коммуникативное и патриотическое развитие обучающихся.
Перспектива нашего исследования заключается в том, что необходимо дальнейшее изучение специфики применения текстоцентрического подхода и его роли в развитии основных компетенций обучающихся, а не только коммуникативной.



1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 1996. - 608 с.
2. Аникиева О.Н. Приемы работы с текстом как развитие коммуникативных компетенций учащихся [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https ://docs. google. com/document/d/ 1PW gy 1rJsZ1kGY 0vwbIrHS%20fBBHivR f7lS4SiBdjzWlGs/edit (дата обращения 10.12.2018)
3. Антамошкина Е.Н. Работа с текстом на уроке русского языка // Электронный научный журнал «Языковые и филологические исследования». - 2012. - Выпуск 3(5) Июль-Сентябрь. - С. 14-20. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.language-and-philologi cal-
researches.ingnpublishing.com/archive/2012/release_3_5_julyseptember/antamo
shkina_e_n_rabota_s_tekstom_na_uroke_russkogo_yazyka
4. Антонова Е.С. Русский язык. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. - М.: Академия, 2013.
5. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе [Текст]: учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов ; Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Academia, 2000. - 361,[1] c : табл. - (Высш. образование).
6. Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. - СПБ: Азбука, 2000. - 336 с.
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.
8. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учеб. пособие. - Волгоград: Перемена, 2002 .
9. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка / Соч. Федора Буслаева. Ч. 1-2. - М. : Унив. тип., 1844. - Т. 1. - С. [4], II, V, 335. -Т. 2. - С. [4], III, 375.
10. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка // Рус. язык в школе. - 1996. - № 1.
11. Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. - С. 40 - 62.
12. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1983. - 246 с.
13. Воителева Т. М. Теория и методика обучения русскому языку: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Филол. образование" и специальности "Рус. яз. и лит." - М. : Дрофа, 2006. - 319 с.
14. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Наука, 1981. - 138 с.
15. Гапеенко В.П. Текстоориентированный подход и его связь с
русской языковой картиной мира // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2016. №1 (1). [Электронный ресурс].-Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/tekstoorientirovannyy-podhod-i-ego-svyaz-s- russkoy-yazykovoy-kartinoy-mira (дата обращения: 2.06.2019).
16. Гац И.Ю. Актуальные проблемы методики преподавания русского языка: реализация требований ФГОС. - М.: Изд-во МГОУ, 2013. -100 с.
17. Гришкина Л.А. Формирование коммуникативной компетенции обучащихся на уроках русского языка и литературы. [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://infourok.ru/formirovanie-kommunikativnoy- kompetencii-uchaschihsva-na-urokah-russkogo-vazika-i-literaturi-1024709.html
18. Дейкина А.Д. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя / А.Д. Дейкина, Ф.А. Новожилова. - 2. изд. - М. : Флинта : Наука, 2000. - 142 с.
19. Демоверсия ОГЭ-2019 по русскому языку. Устная часть. [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://4ege.ru/gia-po-russkomu- jazyku/54651-demoversiya-ustnoy-chasti-oge-po-russkomu-yazyku.html
20. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб пособие для студентов пед. вузов. - М.: Флинта, Наука, 1998. - 176 с.
21. Клеменцова Н.Н. Образование и культура: к определению понятия «образование». Вестник Тихоокеанского государственного университета. - 2013. - № 4(31). - с. 227-236.
22. Кубрякова Е.С. О тексте и критериях его определения. Текстоваяструктура и семантика. Т. 1. - М: СпортАкадемПресс , 2001. - с. 72-81.
23. Купалова А.Ю. Текст в занятиях родным языком. Сборник задач и упражнений. - М.: Флинта, 1996. - 272 с.
24. Ладыженская Т.А. (ред.). Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др. Методика развития речи на уроках русского языка/ Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 240 с.
25. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М.: Просвещение, 1990. - 256 с.
26. Литвинко Ф.М. Текст: содержание обучения в школе // Рус. язык и лит. - 2002. - № 1. 20-31
27. Лосева Л.М. К изучению целых текстов // Русский язык в школе. - 1975. -№ 4. -- С. 74-78.
28. Львова С. И. Уроки словесности [Текст] : 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М. : Дрофа, 1996. - 416с.
29. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., М., 1997. - 944 с.
30. Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом при подготовке к ГИА и ЕГЭ [Текст] : методический материал / // Русский язык - Первое сентября. - 2011. - 1-15 февраля (№ 3). - С. 31-34 : цв.ил. ; Русский язык -Первое сентября. - 2011. - 16-28 февраля (№ 4). - С. 24-29.
31. Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом. Тетрадь- практикум. 9-11 классы. - М.: ВАКО, 2015. - 112 с.
32. Пахнова Т.М. Роль речевой среды в процессе формирования языковой личности [Текст] : к 100-летию со дня рождения Л. П. Федоренко. Русский язык в школе. - 2012. - № 11. - С. 8-13; Русский язык в школе. - 2012. - № 12. - С. 3-9.
33. Саяхова Л. Г. Связный текст как учебная единица на уроках русского языка [Text] : учебное пособие / Саяхова Л.Г. - Уфа : БГУ, 1987. - 74 с.
34. Соколков Е.А., Буланкина, Н.Е. Методология культурного самоопределенияформирующейся личности специалиста-гуманитария. Опыт философского осмысления / Е.А.Соколков, Н.Е. Буланкина. - М.: КД Университет, 2011. - 232 с.
35. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М.: 2001.
36. Суворова В.П. Обучение восприятию и созданию текста - единый творческий процесс // Русский язык в школе. - 2001. - № 6. - С. 36.
37. Тромса С.С. Приобщение школьников к культуре на уроках русского языка через работу с текстом. - [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/priobshchenie_shkolnikov_k
_kulture_na_urokakh_russkogo_iazyka_cherez_rabotu_s_te
38. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.stupeni15.edusite.ru/DswMedia/ file doc fgos oo.pdf.
39. Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку: пособие для учителей / Л. П. Федоренко. - М.: Просвещение, 1973.
40. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. - М.:Просещение,1984.
41. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп.Мн.:, 1998.
42. Черепанова Л. В. Ведущие подходы современной парадигмы
обучения русскому родному языку // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2010. №6. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/veduschie-podhody-sovremennoy-
paradigmy-obucheniya-russkomu-rodnomu-yazyku
43. Шанский Н.М. Этимологический словарь русского языка. Вып. 6. Под ред. Н. М. Шанского. - М.: Московский университет, 1975. - Т. II. Вып. VI. З. - 125 с.
44. Шульгина Н.П. - Текст на уроках итогового повторения // Русский язык в школе. - 2002. - № 2. - С. 18-21.
45. Шульгина Н.П. Комплексный анализ текста //Русский язык, приложение к газете "Первое сентября".- 2000. - №43. - С. 14.
46. Шумарин М.Р. Текст на уроках русского языка: Сборник научно-методических статей / Ред. М.Р. Шумарина - Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
47. Шумарин М.Р.Текст на уроках русского языка: Сборник научно-методических статей / Ред. М.Р. Шумарина - Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
48. Элиасберг Н.И. Д. С. Лихачев и гуманитарная культура личности сквозь призму жизни и творчества / Н.И. Элиасберг //Гуманитарная культура личности - основа и цель современногообразования. Санкт-Петербург: Союз, 2008. - С.9-33.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ