Введение 3
Г лава I. Цели и задачи политики Объединенных Арабских Эмиратов в регионе Баб-эль-Мандебского пролива 10
1. Общая характеристика внешнеполитической стратегии ОАЭ 10
2. Регион Баб-эль-Мандебского пролива как приоритетное направление внешней политики ОАЭ 17
Глава II. Политика ОАЭ на африканском побережье Баб-эль-Мандебского пролива 25
1. Развитие отношений ОАЭ и Республики Джибути в 2004-2015 гг 25
2. Сотрудничество ОАЭ и Государства Эритрея в 2004 - 2015 гг. 35
3. Характеристика двусторонних отношений ОАЭ и Федеративной
Республики Сомали в 2004 - 2015 гг 44
Глава III. Динамика политики ОАЭ в отношении Йеменской Республики 56
1. Отношения ОАЭ с Йеменской Республикой в 2004-2011 гг 56
2. Отношения ОАЭ с Йеменской Республикой в 2011-2015 гг 63
3. Отношения ОАЭ с Йеменской Республикой в 2015-2018 гг 71
Заключение 86
Приложение 91
Список использованных источников и литературы 92
Постановка проблемы и актуальность темы
Баб-эль-Мандебский пролив - стратегически важная точка на карте Мирового океана. Пролив связывает Красное море с Аденским заливом, являясь неотъемлемой частью пути из Средиземного моря в Индийский океан. Стратегическая значимость Баб-эль-Мандебского пролива обусловлена следующими факторами:
• во-первых, пролив является одним из узловых пунктов мировой торговли - практически все торговые суда, курсирующие между Европейским Союзом и азиатскими государствами, проходят через Баб-эль-Мандеб;
• во-вторых, приблизительно 10% от объема мировой транспортировки нефтепродуктов ежегодно осуществляется через Баб-эль-Мандебский пролив;
• в-третьих, пролив Баб-эль-Мандеб и Суэцкий канал неразрывно связаны между собой. Закрытие Баб-эль-Мандебского пролива парализует работу Суэцкого канала. Альтернативный путь через Мыс Доброй Надежды в ЮАР добавляет транзиту время и стоимость;
• более того, вероятность наличия на дне Красного моря богатых минеральных ресурсов, таких как серебро, медь, железо и свинец, увеличивает значимость Баб-эль-Мандебского пролива как южных ворот Красного моря.
Несмотря на значимость пролива для мировой торговли, в настоящее время в регионе сложилась чрезвычайно напряженная обстановка. Так в Йемене на протяжении длительного периода ведется гражданская война, Сомали фактически распалось на несколько независимых территориальных образований, активную деятельность на юге Аравийского полуострова и на Африканском роге ведут террористические организации, угрозу безопасности судоходства представляют пираты Аденского залива. Более того, государства региона еще не до конца урегулировали все имеющиеся противоречия и пока не сформировали прочные военно-политические, социально-экономические и культурно-гуманитарные связи.
Стратегическая роль региона в обеспечении международных экономических связей, а также нестабильная военно-политическая обстановка побуждают региональные и мировые державы к более активной политике в Баб-эль-Мандебском проливе. Одним из лидеров борьбы за влияние в Йемене, Эритрее, Джибути и Сомали являются Объединенные Арабские Эмираты. Таким образом, центральной проблемой данного исследования является проблема формирования новой стратегии политики ОАЭ в районе пролива и влияние этой политики на глобальные и региональные международные отношения.
Актуальность темы исследования обусловлена серьезными изменениями, произошедшими в международных отношениях в Восточной Африке и на Ближнем Востоке в рассматриваемый период. Во-первых, регион Баб-эль-Мандебского пролива вновь стал ареной столкновения интересов, однако характер противостояния в настоящее время коренным образом отличается от периода холодной войны. Если во времена холодной войны конкуренция развивалась на уровне сверхдержав, то в настоящее время именно региональные государства и альянсы региональных государств борются за господство в Баб-эль-Мандебском проливе и странах, прилегающих к нему. Так КСА и ОАЭ противодействует политике Ирана в Йемене, Эмираты стараются усилить свои экономические и военно-политические позиции в Джибути, Эритрее и Сомали, где встречают активное сопротивление со стороны Катара и Турции.
Во-вторых, политика ОАЭ в регионе Баб-эль-Мандебского пролива характеризует объективную современную тенденцию увеличения количества
участников международных отношений. Наряду с национальными государствами наблюдается активизация деятельности глобальных компаний и корпораций. Более того, происходят изменения в методах и средствах ведения международной политики. Государства умело сочетают методы жесткой и мягкой силы. Так ОАЭ используют весь комплекс военн-политических, социально-экономических, культурно-гуманитарных методов. Абу-Даби стремительно развивает свою военную и торговую инфраструктуру, оказывает финансовую и гуманитарную помощь государствам пролива, предлагает им услуги медиатора, поддерживает альтернативные центральным правительствам структуры, а также ведет активную пропаганду в СМИ.
В качестве объекта исследования выбраны двусторонние отношения Объединенных Арабских Эмиратов с государствами Баб-эль-Мандебского региона на современном этапе. Предметом исследования является характер отношений ОАЭ с Джибути, Эритреей, Сомали и Йеменом в контексте региональной безопасности с 2004 по 2018 гг.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является комплексное изучение отношений между Объединенными Арабскими Эмиратами и государствами Баб-эль- Мандебского пролива в контексте региональной безопасности. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:
• Определить цели и задачи политики ОАЭ в регионе Баб-эль- Мандебского пролива;
• Установить характер отношений ОАЭ с африканскими государствами Баб-эль-Мандебского пролива;
• Изучить степень воздействия ОАЭ на ситуацию в Йеменской Республике.
Хронологические рамки исследования
Нижней рамкой исследования является 2 ноября 2004 года, когда произошла смена власти в ОАЭ, ознаменовавшая собой изменение внешнеполитической парадигмы. В качестве верхней границы взят 2018 год, когда Абу-Даби установил контроль над большинством портов Баб-эль- Мандебского пролива.
Географические рамки исследования
К региону, изучаемому в данной работе, относятся в первую очередь государства, обладающие выходом к Баб-эль-Мандебскому проливу - Джибути, Йемен и Эритрея. Наряду с государствами пролива мы рассматриваем и Сомали, так как побережье этого государства выходит к Аденскому заливу, который является естественным входом в Красное море через Баб-эль-Мандебский пролив.
Источниковая база работы
Предмет и объект исследования предопределили выбор его источниковой базы. В процессе написания данной работы были использованы источники на русском, английском и арабском языках. Первую группу источников составляют нормативно-правовые акты: Устав ООН , резолюции Совета Безопасности ООН , соглашения, подписанные между государствами региона, законодательные акты , исковые заявления в международные судебные инстанции, судебные постановления . Вторую группу источников составляет статистическая информация, представленная на официальных ресурсах ООН, Всемирного банка, МВФ и ОПЕК . В третью группу источников включены официальные заявления правительств и
государственных органов ОАЭ, Джибути, Сомали, Эритреи, Йемена, интервью и выступления официальных лиц государств Баб-эль-Мандебского пролива.
Степень разработанность темы в научной литературе
Необходимо отметить, что внешняя политика ОАЭ, международные отношения в регионе Баб-эль-Мандебского пролива являлись предметом исследования как отечественных, так и зарубежных авторов. Несмотря на это отсутствуют труды, которые бы системно анализировали изучаемую проблему. Среди отечественных исследователей, рассматривавших различные аспекты изучаемой проблемы, следует выделить Рябова П.П., Ковалева В.И., Быстрова А.А., Куделева В.В. .
Широко представлена англоязычная литература по изучаемой проблеме. Ведущим зарубежным ученым, изучающим политику ОАЭ, является К.К.Ульрихсен , среди исследовательских центров необходимо отметить Carnegie Endowment for International Peace, Italian Institute for International Political Studies, Middle East Monitor, European Council On Foreign Relations, The Arab Gulf States Institute in Washington, The Jamestown Foundation For Global Research And Analysis и The Emirates Center for Strategic Studies and Research. Среди работ стоит выделить “The Evolution of UAE Foreign Policy”, From “Follower” to “Role Model”: the Transformation to the UAE’s International Self-Image” и другие . В качестве литературы на
арабском языке были использованы аналитические статьи ведущих арабских изданий.
Научная новизна
Как было отмечено выше, в российской и зарубежной историографии отсутствует системное рассмотрение политики ОАЭ в регионе Баб-эль- Мандебского пролива. Данная работа восполняет образовавшийся пробел и представляет собой комплексный анализ политики Абу-Даби в Йемене, Сомали, Эритрее и Джибути в период с 2004 по 2018 гг.
Научно-практическая значимость
Результаты проведенного исследования могут быть использованы для дальнейших научных разработок по данной и смежным темам. Положения, разработанные в диссертации, могут применяться в процессе преподавания курса «Современные международные отношения» в высших учебных заведениях.
Методология исследования
Исследование базируется на следующих принципах: а) научность - построение выводов на основе анализа полного комплекса документов и научной литературы и принятия во внимание всех аспектов проблемы исследования; б) беспристрастность - характеристика изучаемых событий и явлений исторического процесса без каких-либо предпочтений со стороны исследователя; в) системность - учет многообразия факторов, влияющих на исторический процесс, как то объективных и субъективных, внутри- и внешнеполитических, а также локальных и глобальных; г) историзм - рассмотрение исторических процессов и явлений в их постоянном развитии и видоизменении.
Изложение исторического материала было построено по предметно - хронологическому принципу. Применение сравнительно-исторического метода позволило сравнить уровень взаимоотношений в разные периоды
времени, тем самым выявить причины, способствовавшие его повышению либо понижению. Историко-генетический метод, применяемый в работе, дал возможность проанализировать общий ход развития взаимоотношений, тем самым выявить магистральные тенденции, пронизывающие отношения в рассматриваемых хронологических рамках. Конкретно-исторический анализ позволил рассмотреть взаимоотношения в контексте событий региональной и международной повесток дня, когда оценка взаимоотношениям дается с точки зрения конкретных исторических ситуации. В исследовании применялся историко-системный метод. Системный характер мирового развития означает, что все события, ситуации и процессы этого развития обусловлены и имеют причинно-следственную связь, и связаны между собой функционально. Применение данного метода позволило проанализировать политику Объединенных Арабских Эмиратов в Баб-эль-Мандебском проливе в условиях изменения международной системы.
Структура работы
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, списка использованных источников и литературы. В первой главе были определены цели и задачи политики ОАЭ в регионе Баб-эль-Мандебского пролива, во второй - исследована сущность двусторонних отношений между ОАЭ и Джибути, Эритреи, Сомали, в третьей главе была изучена степень воздействия ОАЭ на ситуацию в Йеменской Республике.
Проанализировав характер отношений между Объединенными Арабскими Эмиратами и государствами Баб-эль-Мандебского пролива, мы пришли к следующим выводам.
Географическое положение, большие запасы полезных ископаемых, развитая транспортная инфраструктура, развитая сфера услуг обусловили экономическую специализацию ОАЭ. К отраслям специализации относятся добыча полезных ископаемых, банковские и финансовые услуги, логистика, транспорт и связь. Экономические факторы оказывают существенное влияние на внешнюю политику страны. Объединенные Арабские Эмираты стремятся занять лидирующие позиции в региональных и глобальных международных отношениях. Установление контроля над проливом необходимо ОАЭ по следующим причинам:
Во-первых, Абу-Даби стремится контролировать торговые пути из Индийского океана в Красное море, поэтому любыми способами стараются устранить конкуренцию и создать в регионе сеть из экономических и военных баз; Во-вторых, большие объемы углеводородов ОАЭ на своем пути в Европу и США пересекают Баб-эль-Мандебский пролив. Поэтому обеспечение свободы и безопасности морской торговли в проливе является приоритетом для ОАЭ. В-третьих, кризисная ситуация в Йемене создает угрозу национальной безопасности ОАЭ и их союзников по Совету сотрудничества арабских государств Персидского Залива. Военная и экономическая политика Объединенных Арабских Эмиратов в Йемене нацелена на нейтрализацию этой угрозы.
Для достижения своих целей ОАЭ используют все возможные способы. Абу-Даби стремительно развивает свою военную и торговую инфраструктуру, оказывает финансовую и гуманитарную помощь государствам пролива, предлагает им услуги медиатора, поддерживает
альтернативные центральным правительствам политические и военные структуры, а также ведет активную пропаганду в СМИ.
Объединенные Арабские Эмираты стремятся взять под контроль важнейшие порты Баб-эль-Мандебского пролива. Эта деятельность проводится через контролируемую государством компанию Dubai Ports World. В рассматриваемый период компания добилась права управления такими объектами Баб-эль-Мандебского пролива, как контейнерный терминал Дорале в Джибути, порт Аден в Йемене, порты Бербера и Босассо в Сомали. Отношения ОАЭ с африканскими государствами Баб-эль-Мандебского пролива по рассматриваемому вопросу развивались приблизительно по одному сценарию, однако с учетом местной политической конъюнктуры. Во всех четырех случаях между государством и компанией DP World заключалось концессионное соглашение. Оно предоставляло эмиратской компании право управления портом в обмен на его модернизацию и расширение пропускной способности. Порт Бербера был предоставлен в аренду на срок 30 лет, объем заявленных инвестиций - 422 млн. долл., порт Боссасо - на 30 лет, инвестиции - 136 млн. долл., предполагаемые инвестиции в порт Адена - 220 млн долл., соглашение об аренде контейнерного терминала Дорале было заключено на 50 лет, размер инвестиций - 45 млн. долл. Проведя компаративный анализ данных о сроках аренды и объемах инвестиций, мы выявили, что наименее выгодным для контрагента DP World было соглашение об аренде терминала Дорале.
Помимо объективно малого объема инвестиций, соглашение с Республикой Джибути запрещало африканской стране развивать иную морскую или наземную инфраструктуру, а также строить новые порты на всем побережье страны. Правительство Джибути заявило, что за пять лет DP World не предприняло необходимых усилий для выполнения своих обязательств по договору, поэтому Джибути в одностороннем порядке аннулировало соглашение. Несмотря на то, что подобные меры противоречат основополагающему принципу международного права Pacta sunt servanda, основу ВВП страны составляют именно доходы от морской торговли. Более того, в сотрудничестве с Республикой Джибути заинтересована Китайская Народная Республика, т.к. Джибути - важное звено китайского проекта «Один пояс и один путь». Для сравнения - объем инвестиций КНР в один проект в Джибути - 500 млн. долл. (в 11 раз больше, чем инвестиции ОАЭ).
Схожая ситуация произошла и с портом Аден. По соглашению, подписанному в 2008 году, пропускная способность порта должна была ежегодно увеличиваться и достигнуть 900 тысяч контейнеров год. В 2008 году порт обслуживал 500 тысяч контейнеров. За 4 года позитивных изменений не произошло. Напротив, в 2011 году загруженность порта снизилась с 500 тыс. до 130 тыс. контейнеров. На наш взгляд, компания DP World сознательно препятствует развитию двух ключевых портов Баб-эль-Мандебского пролива, которые в перспективе могут составить конкуренцию портам ОАЭ, в частности порту Джебель Али, который сейчас является крупнейшим портом на Ближнем Востоке. Что касается портов Сомали - Бербера и Боссасо, то они расположены на территории двух отделившихся территорий Сомалиленда и Пунтленда соответственно. В соглашениях сомалийскими территориями значились более существенные суммы инвестиций, также DP World выполняет свои обязательства по соглашениям.
На наш взгляд, такая позиция связана с тем, что ОАЭ может установить полный контроль над морской инфраструктурой регионов в обмен на обещание признать независимость Сомалиленда и Пунтленда. Абу-Даби заинтересован в сотрудничестве с государством Эритрея по экономическим и военно-политическим причинам. После разрыва отношений с Джибути и потери базы в районе Харамус, которую ОАЭ и КСА использовали с целью поддержки операции аравийской коалиции в Йемене, Абу-Даби отказался от
наращивания сотрудничества с Джибути и переориентировался на Эритрею.
В Эритрее в районе порта Ассаб была размещена военная база ОАЭ, она стала плацдармом для нанесения ударов на войска хуситов, тренировки йеменских ополченцев, а также доставки вооружения, продовольствия и медикаментов. Более того, ОАЭ взяли на себя обязательство построить коммерческий порт и ежегодно выплачивать 30% дохода порта правительству Эритреи. Если строительство военной базы напрямую связано с йеменским конфликтом, то развитие торгового порта в Эритрее может способствовать обеспечению продовольственной безопасности ОАЭ и всех стран ССАГПЗ, т.к. Эритрея является связующим звеном между Эфиопией и внешним миром. Эфиопия, как известно, является одной из самых быстроразвивающихся экономик Африки и важным торговым партнером ССАГПЗ, занимая значительную долю рынка продуктов питания в странах Залива.
Безусловно, экономическая сфера не является единственной в отношениях ОАЭ и африканских государств Баб-эль-Мандебского пролива. Активно сотрудничество в социально-гуманитарной сфере, а также в области дипломатии. ОАЭ, будучи одним из самых богатых государств, активно оказывает гуманитарную помощь африканским государствам. Среди крупнейших проектов - проект по обеспечению водой и электричеством жителей Эритреи, кардиологический центр в Эритрее, госпитали в Могадишо и Харгейсе, а также регулярные транши финансовой помощи и оказание содействия в погашении внешнего долга. Что касается дипломатической сферы, то Абу-Даби принимал активное участие в урегулировании противоречий между Эфиопией и Эритреей и внес весомый вклад в подписание мирного соглашения между этими государствами.
Что касается отношений ОАЭ с Йеменской Республикой, то именно на примере йеменской кампании можно проследить всё большее воздействие Абу-Даби на региональные международные отношения. ОАЭ начали военную операцию в Йемене по просьбе законного президента Хади оказать содействие в ликвидации угрозы со стороны повстанцев хуситов. Проведя данное исследование, мы пришли к выводу, что политика ОАЭ в йеменском конфликте противоречит заявленной цели участия в коалиции. Действия Объединенных Арабских Эмиратов не только не способствуют укреплению законной власти президента Хади, но и являются дестабилизирующим фактором, способствующим ещё большему разделению йеменского общества. ОАЭ создает, обучает и финансирует вооруженные формирования в южных провинциях Йемена. Это «Элитные силы Хадрамаута», «Элитные силы Шабвы», «Пояс безопасности» в Адене. Эти структуры не подконтрольны правительству Хади, а тесно связаны с политическими силами, выступающими за независимость Южного Йемена. ОАЭ также поддерживают эти сепаратистские силы, в частности Южный Переходный Совет. Более того, Абу-Даби установил свой контроль над энергетической и транспортной инфраструктурой, а также сформировал свои собственные службы безопасности на юге Йемена.
К 2018 году силы ОАЭ присутствуют на следующих объектах Баб-эль- Мандебского пролива:
• порты - Дорале, Бербера, Боссасо, Аден, Мукалла, Мокка, БирАли;
• военные базы и военные тренировочные центры - Ассаб, о. Перим, о. Сокотра, Пунтленд, Сомалиленд;
• энергетическая инфраструктура - газовый узел Балхаф, нефтяные месторождения Масила.
Таким образом, цель работы, заключавшаяся в комплексном изучении отношений между Объединенными Арабскими Эмиратами и государствами Баб-эль-Мандебского пролива в контексте региональной безопасности была достигнута.
1. Письмо Постоянного представителя Йемена при Организации Объединенных Наций от 20 марта 2018 года на имя Председателя Совета Безопасности [Электронный ресурс] // The United Nations Organisation. - URL: https://undocs.Org/ru/S/2018/242 (дата обращения: 22.05.2019)
2. Резолюция 1816 (2008), принятая Советом Безопасности на его 5902-м
заседании 2 июня 2008 года [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. - URL: https://undocs.org/ru/S/RES/1816(2008) (дата обращения: 04.02.2019)
3. Резолюция 1907 (2009), принятая Советом Безопасности на его 6254-м заседании 23 декабря 2009 года[Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. - URL: https://undocs.org/ru/S/RES/1907(2009) (дата обращения: 23.03.2019)
4. Резолюция 2216 (2015), принятая Советом Безопасности на его 7426-м заседании 14 апреля 2015 года [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. - URL: https://undocs.org/ru/S/RES/2216(2015) (дата обращения: 19.05.2019)
5. Резолюция 2444 (2018), принятая Советом Безопасности на его 8398-м заседании 14 ноября 2018 года [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. - URL: https://undocs.org/ru/S/RES/2444%20(2018) (дата обращения: 23.03.2019)
6. Сомали (Историческая справка) [Электронный ресурс] // Министерство
иностранных дел РФ. - URL: http://www.mid.ru/ru/maps/so/-
/asset_publisher/0fssjo4y9XwW/content/id/365656 (дата обращения:
06.04.2019)
7. Текст искового заявления DP World Dgibouti FZCO, Dubai (International) Djibouti FZE, Doraleh Container Terminal SA против China Merchants Port Holdings Limited в Высокий Суд Гонконга (часть на англ.яз.) [Электронный ресурс] // Hong Kong Free Press. - URL:
https: //www. hongkongfp. com/2019/02/12/legal-battle-control-dj ibouti-ports- comes-hong-kong/ (дата обращения: 23.02.2019)
8. Устав ООН [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. -
URL: Режим доступа: http://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-
i/index.html Дата обращения: 26.03.19
9. Abu Dhabi Crown Prince receives Yemeni Resistance leaders [Электронный ресурс] // Emirates News Agency. - URL: http://wam.ae/en/details/1395289508924 (дата обращения: 21.05.2019)
10. Abu Dhabi Fund for Development earmarks AED11 billion to support
sustainable development in Ethiopia [Электронный ресурс] // Emirates News Agency. - URL: http://wam.ae/en/details/1395302694780 (дата обращения:
23.03.2019)
11. Aden Historic Declaration [Электронный ресурс] // Southern Movement. -
URL: http://www.southernhirak.org/2017/06/aden-historic-declaration.html
(дата обращения: 22.05.2019)
12. African Development Fund Djibouti Doraleh Container Terminal Port Project Environmental and Social Impact Assessment Summary [Электронный ресурс] // African development Bank Group. - URL: https://www.afdb.org/fileadmin/uploads/afdb/Documents/Environmental-and- Social-Assessments/ADF -BD-IF-2008-108-EN-DJIBOUTI-DORALEH- CONTAINER-TERMINAL-PORT-PROJECT-ESIA-SUMMARY-26-05- REV.PDF (дата обращения: 17.02.2019)
13. Approved Judgment. The High Court of justice. Queen’s bench division. Commercial Court [Решение Высокого Суда Лондона по делу Республика Джибути против Абдурахмана Бореха] [Электронный ресурс] // 7 King’s Bench Walk. - URL: https://7kbw.co.uk/wp-content/uploads/2016/05/Boreh- Djibouti-FINAL-READ-ONLY-Judgment-2.pdf (дата обращения: 17.02.2019)
14. Beneficiary Countries. Ethiopia [Электронный ресурс] // Abu-Dhabi fund for
Development. - URL:
https://www.adfd.ae/english/Countries/Pages/countrydetails_new.aspx770 (дата обращения: 17.03.2019)
15. Case of Republic of Djibouti and Others v Mr Abdourahman Boreh. DP World Statement Media Release [Электронный ресурс] // Market screener. - URL: https://www.marketscreener.com/DP-WORLD-LTD-6500032/news/DP-World- Case-of-Republic-of-Djibouti-and-Others-v-Mr-Abdourahman-Boreh- 21948112/ (дата обращения: 17.02.2019)
16. Doraleh Multi-Purpose Port info [Электронный ресурс] // Port de Djibouti. -
URL: http://www.portdedjibouti.com/doraleh-multi-purpose-port/ (дата
обращения: 22.02.2019)
17. DP World Sees Key Role for Once-Isolated State in Ports Plan - Интервью генерального директора компании DP World Султана Ахмеда Сулайема изданию Блумберг [Электронный ресурс] // Bloomberg. - URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-10-19/dp-world-sees-key-role- for-once-isolated-state-in-port-strategy (дата обращения: 19.03.2019)
18. DP World wins 30-year concession for port of Berbera in Somaliland [Электронный ресурс] // DP World. - URL: https://www.dpworld.com/- /media/Files/Regulatory-Announcements/2016-09-05-Somaliland- Concession_EN-Final.ashx (дата обращения: 27.04.2019)
19. Ethiopia acquires 19% stake in DP world Berbera port. Press release [Электронный ресурс] // DP World. - URL: https://www.dpworld.com/- /media/Files/Regulatory-Announcements/2018_03_01 -Ethiopia-acquires-stake- in-DP-World-Berbera.ashx (дата обращения: 27.04.2019)
20. Ethiopia GDP growth (annual %) [Электронный ресурс] // The World Bank. - URL:
https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD.ZG?locations=ET (дата обращения: 16.02.2019)
21. Facts and figures [Электронный ресурс] // Abu-Dhabi ports. - URL: https://www.adports.ae/about-us/overview/facts-figures/ (дата обращения:
02.02.2019)
22. Federal governments' strategies and plans [Электронный ресурс] // The
Official portal of the UAE Government. - URL:
94
https://www.government.ae/en/about-the-uae/strategies-initiatives-and- awards/federal-govemments-strategies-and-plans (дата обращения:
03.02.2019)
23. Federal Law No. 7 of 2014 on Combating Terrorism Offences [Электронный ресурс] //Министерство юстиции ОАЭ. - URL: https://www.ilo.org/dyn/natlex/docs/ELECTRONIC/98658/117474/F399649256 /LNME-FED-LAW-7-2014.pdf (дата обращения: 15.05.2019)
24. Final report of the Panel of Experts of Security Council on Yemen (26 January 2018) [Электронный ресурс] // The United Nations Organisation. - URL: https://www.undocs.org/en/S/2018/594 (дата обращения: 22.05.2019)
25. Foreign Aid info [Электронный ресурс] // Embassy of the United Arab
Emirates in Washington. - URL: https://www.uae-embassy.org/about-
uae/foreign-policy/foreign-aid-0 (дата обращения: 17.03.2019)
26. Hadi letter to GCC [Электронный ресурс] // The Embassy of the Kingdom of
Saudi Arabia in Washington . - URL:
https://www.saudiembassy.net/statements/gcc-issues-statement-yemen (дата обращения: 19.05.2019)
27. Jebel Ali Port [Электронный ресурс] // DP World. - URL: http://www.dpworld.ae/en/content/71/47 (дата обращения: 02.02.2019)
28. Joint Declaration of Peace and Friendship between Eritrea and Ethiopia [Электронный ресурс] // Eritrea Ministry of Information. - URL: http://www.shabait.com/news/local-news/26639-joint-declaration-of-peace-and- friendship-between-eritrea-and-ethiopia (дата обращения: 23.03.2019)
29. List of Countries by GDP (Nominal) [Электронный ресурс] // International Monetary Fund (IMF). - URL: http://statisticstimes.com/economy/countries-by- gdp.php (дата обращения: 16.03.2019)
30. List of less developed countries (as of December 2018) [Электронный ресурс] // The United Nations Organisation. - URL: https://www.un.org/development/desa/dpad/wp-
content/uploads/sites/45/publication/ldc_list.pdf (дата обращения: 16.03.2019)
31. May 2015 Monthly Forecast [Электронный ресурс] // Security Council Report.
- URL: https://www.securitycouncilreport.org/monthly-forecast/2015-
05/yemen_16.php (дата обращения: 19.05.2019)
95
32. MoFA suspends operations at embassy in Sanaa [Электронный ресурс] // Emirates News Agency. - URL: http://wam.ae/en/details/1395276500904 (дата обращения: 12.05.2019)
33. Mohamed bin Zayed receives chiefs of Yemeni tribes [Электронный ресурс] // Emirates News Agency. - URL: http://wam.ae/en/details/1395288400450 (дата обращения: 21.05.2019)
34. Mohamed bin Zayed, Ethiopian PM attends signing of MOUs [Электронный ресурс] // Emirates News Agency. - URL: http://wam.ae/en/details/1395302694774 (дата обращения: 23.03.2019)
35.OPEC Members' proven crude oil reserves [Электронный ресурс] // OPEC. - URL: https://asb.opec.org/index.php/interactive-charts/oil-data-upstream (дата обращения: 02.02.2019)
36. P&O Ports wins 30-year concession for Port of Bosasso in Puntland [Электронный ресурс] // P&O Ports. - URL: http://www.poports.com/media/po-ports-wins-30-year-concession-for-port-of- bosasso-in-puntland (дата обращения: 27.04.2019)
37. President of Somalia opens Sheikh Zayed Hospital in Mogadishu [Электронный ресурс] // Emirates News Agency. - URL: http://wam.ae/en/details/1395281519008 (дата обращения: 14.04.2019)
38. President Saleh participates in Sheikh Zayed's funeral [Электронный ресурс] // Yemen News Agency. - URL: http://www.sabanews.net/en/news81556.htm (дата обращения: 12.05.2019)
39. Provisional Constitution of The Federal Republic of Somalia [Электронный
ресурс] // Human Rights Library of the University Minnesota. - URL: http://hrlibrary.umn.edu/research/Somalia-Constitution2012.pdf (дата
обращения: 06.04.2019)
40. RCA opens heart center in Eritrea [Электронный ресурс] // Emirates News Agency. - URL: http://wam.ae/en/details/1395228045670 (дата обращения:
17.03.2019)
41. Remarks by Secretary Kerry: May 2015. Remarks With Djiboutian Foreign
Minister Mahamoud Ali Youssouf. [Электронный ресурс] // U.S. Department of State. - URL: https://2009-
2017. state.gov/secretary/remarks/2015/05/241960.htm (дата обращения:
24.02.2019)
42. Resolution 1976 (2011) Adopted by the Security Council at its 6512th meeting,
on 11 April 2011 [Электронный ресурс] // The United Nations Organisation. -
URL: http://unscr.com/en/resolutions/doc/1976 (дата обращения: 27.04.2019)
43.Sheikh Khalifa Hospital opened in Socotra Island of Yemen [Электронный ресурс] // Emirates News Agency. - URL: http://wam.ae/en/details/1395228154374 (дата обращения: 16.05.2019) 44.Sheikh Mansour bin Zayed Deputy Prime Minister of the UAE and the
President of Somaliland Musa Bihi discussed ways of enhancing bilateral
relations to serve mutual interests of the two countries and their peoples.
[Электронный ресурс] //Официальный Твиттер-аккаунт Министерства
иностранных дел и международного сотрудничества непризнанной
Республики Сомалиленд. - URL: twitter.com/somalilatwitterndmfa (дата
обращения: 21.04.2019)
45.Situation of human rights in Yemen, including violations and abuses since September 2014 - Annual report of the United Nations High Commissioner for Human Rights and reports of the Office of the High Commissioner and the Secretary-General (17 August 2018) [Электронный ресурс] // The Office of the High Commissioner for Human Rights. - URL: https://www.ohchr.org/Documents/Countries/YE/A_HRC_39_43_EN.docx (дата обращения: 22.05.2019)
46. Somalia Federal Member States (FMS) [Электронный ресурс] //Ministry of Planning, investment and economic Development of the Federal republic of Somalia. - URL: http://mop.gov.so/index.php/the-
ministry/directorates/planning/federal-member-states-fms/ (дата обращения:
06.04.2019)
47.Statement by the Republic of Djibouti. In application of the law of 8 November 2017 on infrastructure contracts. [Электронный ресурс] // Facebook. - URL:
https://zh-cn.facebook.com/DjibLive/posts/statement-by-the-republic-of- djibouti-in-application-of-the-law-of-8-november-20/1975538569376530/ (дата обращения: 22.02.2019)
48.Statement on the Gulf crisis. Office of the President. Puntland State of Somalia [Электронный ресурс] // Garowe Online. - URL: https://www.garoweonline.com/en/news/puntland (дата обращения:
27.04.2019)
49. The World fact book. Eritrea country profile [Электронный ресурс] // CIA. - URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/er.html (дата обращения: 16.03.2019)
50. UAE and Yemen sign MoU on security cooperation [Электронный ресурс] // Emirates News Agency. - URL: http://wam.ae/en/details/1395227400855 (дата обращения: 12.05.2019)
51. UAE condemns Somali authorities' seizure of private jet, funds [Электронный ресурс] // Emirates News Agency. - URL: http://wam.ae/en/details/1395302680900 (дата обращения: 08.05.2019)
52. UAE Economic development infographic [Электронный ресурс] // The UAE
embassy in Washington. - URL: https://www.uae-
embassy.org/sites/default/files/pdf/uae_economic_development_infographic_v7 _1.pdf (дата обращения: 02.02.2019)
53. UAE facts and figures [Электронный ресурс] // OPEC. - URL: https://www.opec.org/opec_web/en/about_us/170.htm (дата обращения:
02.02.2019)
54. UAE Foreign Policy [Электронный ресурс] // United Arab Emirates Ministry
of Foreign Affairs and International Cooperation. - URL:
https://www.mofa.gov.ae/EN/TheMinistry/Pages/UAE-Foreign-Policy.aspx (дата обращения: 03.02.2019)
55. UAE nationals to enter Eritrea without prior entry visa [Электронный ресурс] // Emirates News Agency. - URL: http://wam.ae/en/details/1395227888968 (дата обращения: 17.03.2019)
56. UAE provides advanced equipment to Aden Police [Электронный ресурс] // Emirates News Agency. - URL: http://wam.ae/en/details/1395302598665 (дата обращения: 22.05.2019)
57. UAE reiterates commitment to Somalia's unity, security and stability [Электронный ресурс] // Emirates News Agency. - URL: http://wam.ae/en/details/1395302699614^ara обращения: 20.04.2019)
58. War Saxaafadeed 2da Maarso 2018. Somali Federal Republic. Ministry of Ports and Marine Transport. Press release [Электронный ресурс] // Africa news. - URL: https://www.africanews.com/2018/03/04/somalia-rejects-somaliland-port- deal-with-ethiopia-and-uae-company/ (дата обращения: 04.05.2019)
59. Zayed Foundation - a helping hand for needy [Электронный ресурс] // Emirates News Agency. - URL: http://wam.ae/en/details/1395226528220 (дата обращения: 17.03.2019)
60. Интервью Абдаллы Сиджада, главы контейнерного терминала Дорале в
Джибути, каналу Аль-Джазира. Документальный фильм «Битва портов» на ар. языке (^М1 -j^> ^-^') [Электронный ресурс] // Al Jazeera
Arabic. - URL: https://www.aljazeera.net/programs/zero-
distance/2019/3/17/^j&'-uj^^j^'-£'j^-y-^-^&:-sjU^'-^'j^'-4j^ (дата
обращения: 17.02.2019)
61. Интервью Абу Бакра Гумара, Главы комитета Джибути по портам и зонам
свободной торговли, каналу Аль-Джазира. Документальный фильм «Битва портов» на ар. языке (^'J^' 4j^ -j^> ^^') [Электронный ресурс] // Al Jazeera Arabic. - URL: https://www.aljazeera.net/programs/zero-
distance/2019/3/17/^j&'-uj^^j^'-£'j^-y-^-^&:-sjU^'-^'j^'-4j^ (дата
обращения: 17.02.2019)
62. Интервью Ахмеда Исы Авада, Министра иностранных дел Сомали , каналу Аль-Джазира. Документальный фильм «Битва портов» на ар. языке (
^ij^ -ji^>) [Электронный ресурс] // Al Jazeera Arabic. - URL:
https://www.aljazeera.net/programs/zero-distance/2019/3/17/-Sjjj^l'-^rj'>dl-^)j^
^jiV'-uj^^j^'-£'j^-y-^-^&: (дата обращения: 04.05.2019)
63. Интервью Марьям Авейс Джама, Министра портов и морского транспорта
Сомали , каналу Аль-Джазира. Документальный фильм «Битва портов» на ар. языке -ji^> AiLuiJl) [Электронный ресурс] // Al Jazeera Arabic.
- URL: https://www.aljazeera.net/programs/zero-distance/2019/3/17/-4j^
(дата обращения: 04.05.2019)
64. Интервью Салеха Хасана Навда (Saleh Hassan Nawd), в 2003 году генеральный консул Государства Эритрея в Дубае, газете Халидж Таймс (Khaleej Times) (на англ. яз.) [Электронный ресурс] // Ad Ports. - URL: https://www.adports.ae/about-us/overview/facts-figures/ (дата обращения:
16.03.2019)
65. ^IjUVl 6* f^A? ^LJJASJI j£j* filial [Открытие Центра военной подготовки вооруженных сил Сомали с помощью ОАЭ] [Электронный ресурс] // Emirates News Agency. - URL: http://wam.ae/ar/details/1395280545930 (дата обращения: 14.04.2019)
66.4^21 Ljj6^]l jjl^iJl [Сотрудничество с Йеменской Республикой]
[Электронный ресурс] // Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. - URL: http://www.gcc-sg.org/ar-
sa/CooperationAndAchievements/Achievements/Pages/CooperationwiththeRep ublicofYe.aspx (дата обращения: 12.05.2019)
67. AjjUjiuiVlj l fA/ij oj^i* ^lljU^l
Ajj^sJlj [Объединенные Арабские Эмираты и Республика Сомали подписывают Меморандум о взаимопонимании в экономических отношениях и вопросах инвестиций и развития] [Электронный ресурс] // Emirates News Agency. - URL: http://wam.ae/ar/details/1395242320238 (дата обращения: 14.04.2019)
68. eljjjJl 2021 ^IjUVl A^yj [Кабинет министров ОАЭ - информация о
стратегии UAE Vision 2021] [Электронный ресурс] // United Arab Emirates. The Cabinet. - URL: https://uaecabinet.ae/ar/details/prime-ministers-
initiatives/vision-2021 (дата обращения: 04.02.2019)
69Л ^IjUVl AOj [Стратегия ОАЭ Видение 2021] [Электронный ресурс] //
Правительство Объединенных Арабских Эмиратов. - URL: https://www.government.ae/ar-ae/about-the-uae/strategies-initiatives-and- awards/federal-govemments-strategies-and-plans/vision-2021 (дата
обращения: 04.02.2019)
70. иЫ £* W3l^c JUJ^JI [Сомали разрывает отношения с Ираном] [Электронный ресурс] // Emirates News Agency. - URL: http://wam.ae/ar/details/1395290047372 (дата обращения: 20.04.2019)
71. AJ^JU jijjJ Ajl^jSJl SeljjJl Jljjl ^ AJj:J ^lc [Генеральный консул Эмиратов представляет консульские верительные грамоты министру иностранных дел Джибути] [Электронный ресурс] // UAE Ministry of Foreign Affairs and International Cooperation. - URL: https: //www. mofa. gov. ae/MediaCenter/News/Pages/17-01-2017-UAE- DjiboutiFM.aspx (дата обращения: 02.03.2019)
72. AL*JI AJ^^I SjA?Jl [Инициатива стран залива с поправками] [Электронный
ресурс] // Al Jazeera. - URL:
https://www. alj azeera. net/encyclopedia/events/2014/1 2/2/Al^l-Aja^UjijJl (дата обращения: 13.05.2019)
73. AJJI>JVI ^U^ilJl A^jli ^IjjjJl [Кабинет министров огласил список
террористических организаций] [Электронный ресурс] // Emirates News Agency. - URL:
https://www.ilo.org/dyn/natlex/docs/ELECTRONIC/98658/117474/F399649256 /LNME-FED-LAW-7-2014.pdf (дата обращения: 15.05.2019)
74. 0х "AjJljjj" ^lij^ A Jc Axj&^ ^Jj^Jl A^^.^
AJ^JI^JI ^ ^jljx- [Международный арбитражный суд Лондона подтверждает незаконность захвата правительством Джибути порта «Дорале» у (компании) DP World] [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел и международного сотрудничества ОАЭ. - URL: https://www.mofa.gov.ae/MediaCenter/News/Pages/02-08-2018-UAE- London.aspx#sthash.8YeyfjWV.dpuf (дата обращения: 22.02.2019)
75. JUJ^II jjlj о [Мухаммед бин Заид принимает Президента
Сомали] [Электронный ресурс] // Emirates News Agency. - URL:
http://wam.ae/ar/details/1395284820575 (дата обращения: 20.04.2019)
76.LU^!' ^^JJI J'J^U' 4bjj [Резолюция Конференции общенационального диалога] [Электронный ресурс] // Конференция общенационального диалога. - URL: http://www.ndc.ye/ndc_document.pdf (дата обращения:
14.05.2019)
Литература:
77. Быстров А.А. О причинах охлаждения отношений Джибути с аравийскими монархиями. [Электронный ресурс] // Институт Ближнего Востока. - URL: http://www.iimes.ru/?p=24489 (дата обращения: 24.02.2019)
78. Остров Перим или Баб-эль-Мандеб [Электронный ресурс] // Библиотека
древних рукописей. - URL: http://drevlit.ru/docs/arabien/XIX/1840-
1860/Ostrov_Perim/text715f.php (дата обращения: 09.02.2019)
79. Шагалов В.А. Гражданская война в Сомали и миротворческая операция Африканского союза [Электронный ресурс] // Cyberleninka. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskaya-voyna-v-somali-i- mirotvorcheskaya-operatsiya-afrikanskogo-soyuza (дата обращения:
06.04.2019)
80. Юрченко В.П. О некоторых особенностях внутриполитической ситуации в Йемене [Электронный ресурс] // Институт Ближнего Востока. - URL: http://www.iimes.ru/?p=114 (дата обращения: 12.05.2019)
81. Юсин М. Страна пяти баз [Электронный ресурс] // Коммерсант. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/3217935 (дата обращения: 16.02.2019)
82. Al-Yadoomi H. The strategic importance of the Bab-al-Mandab strait // U.S. Army War College. - PA 17013-5050. - С.17.
83. Ardemagni E. The UAE’s Security-Economic Nexus in Yemen [Электронный ресурс] // Carnegie Endowment for Internationl Peace. - URL: https://carnegieendowment.org/sada/76876#comments (дата обращения:
22.05.2019)
84. China opens its first army support base overseas [Электронный ресурс] //
Xinhua. - URL: http://www.xinhuanet.com/english/2017-
08/01/c_136491533.htm (дата обращения: 16.02.2019)
85. Disagreement over Yemeni draft constitution carries high risk of renewed
fighting in capital, threatening state failure [Электронный ресурс] // IHS Markit. - URL: https://ihsmarkit.com/country-industry-
forecasting.html?ID=1065997763 (дата обращения: 14.05.2019)
86. Djibouti Government Debt to GDP [Электронный ресурс] // Trading
Economics. - URL: https://tradingeconomics.com/djibouti/government-debt-to- gdp (дата обращения: 23.02.2019)
87. Djibouti-UAE Diplomatic Crisis Brings Gulf States Closer to Eritrea
[Электронный ресурс] // Madote. - URL:
http://www.madote.com/2015/05/djibouti-uae-diplomatic-crisis-brings.html (дата обращения: 24.02.2019)
88. DP World Berbera Deal [Электронный ресурс] // Somaliland Business. - URL: http://www.somalilandbiz.com/watch-list-dp-world-berbera- deal/#4_Berbera_Port_DP_World_deal (дата обращения: 27.04.2019)
89. Ghaith А. А. Yemen on the brink: how the UAE is profiting from the chaos of civil war [Электронный ресурс] // The Guardian. - URL: https://www.theguardian.com/news/2018/dec/21/yemen-uae-united-arab- emirates-profiting-from-chaos-of-civil-war (дата обращения: 21.05.2019)
90. Government and coalition forces meet little resistance in southern port city seized by militants a year ago [Электронный ресурс] // The National. - URL: https://www.thenational.ae/world/L136099 (дата обращения: 22.05.2019)
91. Hellyer P. The Evolution of UAE Foreign Policy [Электронный ресурс] //
Research Gate. - URL:
https://www.researchgate.net/publication/242563410_The_Evolution_of_UAE_ Foreign_Policy (дата обращения: 03.02.2019)
92. Hurley J. Examining the Debt Implications of the Belt and Road Initiative from
a Policy Perspective Center for Global Development [Электронный ресурс] // Center for Global development. - URL: https://www.cgdev.org/sites/default/files/examining-debt-implications-belt-and- road-initiative-policy-perspective.pdf (дата обращения: 23.02.2019)
93. Khan T. Ethiopia-Eritrea Reconciliation Offers Glimpse into Growing UAE Regional Influence [Электронный ресурс] // The Arab Gulf States Institute in Washington. - URL: https://agsiw.org/ethiopia-eritrea-reconciliation-offers- glimpse-into-growing-uae-regional-influence/ (дата обращения: 23.03.2019)
94. Legal battle for control of Djibouti Ports comes to Hong Kong [Электронный ресурс] // Min Bane World Press. - URL: https://minbane.wordpress.com/2019/02/13/https-wp-me-p1xtjg-90x/ (дата обращения: 22.02.2019)
95. Mapping The Yemen Conflict - Houthi Expansion [Электронный ресурс] // European Council On Foreign Relations. - URL: https://www.ecfr.eu/mena/yemen (дата обращения: 19.05.2019)
96. Mello A. West of Suez for the United Arab Emirates [Электронный ресурс] //
East Afro. - URL: https://www.eastafro.com/2016/09/02/erit rea-assab-buildup- and-uae-30-year-lease-agreement/ (дата обращения: 19.03.2019)
97. N. A. Heras ‘Security Belt’: The UAE’s Tribal Counterterrorism Strategy in Yemen [Электронный ресурс] // The Jamestown Foundation Global Research & Analysis. - URL: https://jamestown.org/program/security-belt-the-uaes-tribal- counterterrorism-strategy-in-yemen/ (дата обращения: 21.05.2019)
98. Nur H. Lessons for Somalia: DP world in Yemen and what that means for Somalia [Электронный ресурс] // Hiiraan Online. - URL: http://wam.ae/en/details/1395228154374 (дата обращения: 16.05.2019)
99. Perim Island [Электронный ресурс] // Encyclopedia Britannica. - URL:
https://www.britannica.com/place/Perim-Island (дата обращения: 09.02.2019)
100. Pinto V.C. From “Follower” to “Role Model”: the Transformation to the UAE’s International Self-Image // Journal of Arabian Studies. - 2014. - Vol.4(2)
101. Saudi Arabia Declares Djibouti FM Persona Non Grata [Электронный ресурс] // Tesfa News. - URL: https://www.tesfanews.net/saudi-arabia- declares-djibouti-fm-persona-non-grata/ (дата обращения: 24.02.2019)
102. Seche S. A. Shaping the South: The UAE in Yemen [Электронный ресурс] // The Arab Gulf States Institute in Washington. - URL: https://agsiw.org/shaping-south-uae-yemen/ (дата обращения: 20.05.2019)
103. Shared Commitment to Regional Security [Электронный ресурс] // UAE
USA United. - URL: https://www.uaeusaunited.com/story/regional-security/ (дата обращения: 03.02.2019)
104. Sperber A. Somalia Is a Country Without an Army [Электронный ресурс]
// Foreign Policy. - URL: https://foreignpolicy.com/2018/08/07/somalia-is-a- country-without-an-army-al-shabab-terrorism-horn-africa-amisom/ (дата
обращения: 14.04.2019)
105. Strong Economic Partners [Электронный ресурс] // UAE USA United. -
URL: https://www.uaeusaunited.com/story/economic-partners/ (дата
обращения: 03.02.2019)
106. Timeline: UAE’s role in southern Yemen’s secret prisons [Электронный
ресурс] // Amnesty International. - URL:
https://www.amnesty.org/en/latest/news/2018/07/timeline-uaes-role-in-southern- yemens-secret-prisons/ (дата обращения: 22.05.2019)
107. Transfeld М. Iran’s Small Hand in Yemen [Электронный ресурс] // Carnegie Endowment for International Peace. - URL: https://carnegieendowment.org/sada/67988 (дата обращения: 19.05.2019)
108. UAE and the Muslim Brotherhood: A Story of Rivalry and Hatred [Электронный ресурс] //Middle East Monitor. - URL: https://www.middleeastmonitor.com/20170615-uae-and-the-muslim- brotherhood-a-story-of-rivalry-and-hatred/ (дата обращения: 15.05.2019)
109. Ulrichsen K.C. Transformation in UAE’s Foreign Policy [Электронный
ресурс] // Al Jazeera Centre for Studies. - URL: http://studies.aljazeera.net/en/reports/2017/06/transformations-uae-foreign- policy-170608095838131.html (дата обращения: 02.02.2019)
110. Venugopalan H. Somalia: A failed state? [Электронный ресурс] //
Observer research foundation. - URL:
https://www.orfonline.org/research/somalia-a-failed-state/ (дата обращения:
06.04.2019)
111. World Oil Transit Chokepoints. [Электронный ресурс] // U.S. Energy
information Administration. - URL:
https://www.eia.gov/beta/international/analysis_includes/special_topics/World_ Oil_Transit_Chokepoints/wotc.pdf (дата обращения: 09.02.2019)
112. Yemen president says UAE acting like occupiers [Электронный ресурс] // Middle East Eye. - URL: https://www.middleeasteye.net/news/exclusive- yemen-president-says-uae-acting-occupiers (дата обращения: 22.05.2019)
113. Yemen separatists surround presidential palace in Aden [Электронный
ресурс] // The Guardian. - URL:
https://www.theguardian.com/world/2018/jan/30/yemens-saudi-backed- government-to-flee-from-aden (дата обращения: 22.05.2019)
114. Yemen Uprising of 2011-12 [Электронный ресурс] // ENCYCLOPEDIA BRITANNICA. - URL: https://www.britannica.com/event/Yemen-Uprising-of- 2011-2012 (дата обращения: 12.05.2019)
115. Yemen: Key Players and Prospects for Peace [Электронный ресурс] // Chatham House, the Royal Institute of International Affairs. - URL: https://www.chathamhouse.org/sites/default/files/events/2015-11 -07-yemen- key-players-prospects-peace-meeting-summary_4.pdf (дата обращения:
14.05.2019)
116. f ^>ji -
возможность или просто фарс?] [Электронный ресурс] // Арабская служба Deutsche Welle. - URL: https://www.dw.com/ar/-u^-fl-4j^-^ji-o^l-^/?/^l
4- !j$Va-15749809 (дата обращения: 13.05.2019)
117. jj^J J^JJ ^iljU^J Sj/jj fjjll l^jj ^jjjg^Ul ^UJJ
^j^ll j^xll ^i AJJIJI^VI - Ui^l [президент Республики сегодня начинает визит в братские Эмираты...SabaNet публикует стадии развития и процветания отношений между Йеменом и ОАЭ в настоящее время] [Электронный ресурс] // Йеменское информационное агентство Saba. - URL: http://www.sabanews.net/ar/print125519.htm (дата обращения: 12.05.2019)
118. 0^1 ^*jlj jUj^ll [Сомали и кризис в Заливе] [Электронный ресурс] // International Crisis Group https://www.crisisgroup.org/ar/africa/horn- africa/somalia/260-somalia-and-gulf-crisis (дата обращения: 20.04.2019)
119. ?Wjjlj-« О* ^IjUVl ^^ll SJJ^ ^ [Аид Амира Что побудило
Джибути изгнать ОАЭ из своих портов?] [Электронный ресурс] //
Noonpost. - URL: https://www.noonpost.com/content/22197 (дата обращения:
17.02.2019)
120. l&Jc ^iJl "A^J^^JI A^I" jc UIJ*J liL [Что вы знаете об Элите
Хадрамаута, контролируемой ОАЭ] [Электронный ресурс] // Al Jazeera. - URL: http://www.emasc-uae.eom/pages/index/6 (дата обращения: 22.05.2019)
121. ^jlj^Jl -ji^> AiUiJl [Нулевая дистанция - Документальный фильм
«Битва портов»] [Электронный ресурс] // Al Jazeera Arabic. - URL:
https://www.aljazeera.net/programs/zero-distance/2019/3/17/-Sjjj^Jl-^ri1>*]l-^)j^
^jiVl-jj^9-jj^l-£lj^-ljli^-Ui^ (дата обращения: 17.02.2019) 26.03.19
122. Ajalijl jUaj jpc ^ik ^jljx A^i>j AJJUJI ^IJ^ [DP World и корпорация
портов Аденского залива подписывают соглашение] [Электронный ресурс] // Emirates News Agency. - URL: http://wam.ae/en/details/1395228154374 (дата обращения: 12.05.2019)
123. bbjii Л UJIJLVIJ AJ^JX^JI SjLjJl [Саудовский и эмиратский взгляд на
Африку] [Электронный ресурс] // Carnegie Endowment For International Peace. - URL: https://carnegieendowment.org/sada/77562?lang=ar (дата обращения: 23.03.2019)
124. AXJI^II ^jiib JJiU ^jjlj jjlxJl <^kxj j^Jl [Йемен и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива: история утраченных возможностей] [Электронный ресурс] // Ближневосточный центр Карнеги. - URL: https://carnegie-mec.org/diwan/62462 (дата
обращения: 12.05.2019)