Политика Объединенных Арабских Эмиратов на современном этапе в регионе Баб-эль-Мандебского
|
Введение 3
Г лава I. Цели и задачи политики Объединенных Арабских Эмиратов в регионе Баб-эль-Мандебского пролива 10
1. Общая характеристика внешнеполитической стратегии ОАЭ 10
2. Регион Баб-эль-Мандебского пролива как приоритетное направление внешней политики ОАЭ 17
Глава II. Политика ОАЭ на африканском побережье Баб-эль-Мандебского пролива 25
1. Развитие отношений ОАЭ и Республики Джибути в 2004-2015 гг 25
2. Сотрудничество ОАЭ и Государства Эритрея в 2004 - 2015 гг. 35
3. Характеристика двусторонних отношений ОАЭ и Федеративной
Республики Сомали в 2004 - 2015 гг 44
Глава III. Динамика политики ОАЭ в отношении Йеменской Республики 56
1. Отношения ОАЭ с Йеменской Республикой в 2004-2011 гг 56
2. Отношения ОАЭ с Йеменской Республикой в 2011-2015 гг 63
3. Отношения ОАЭ с Йеменской Республикой в 2015-2018 гг 71
Заключение 86
Приложение 91
Список использованных источников и литературы 92
Г лава I. Цели и задачи политики Объединенных Арабских Эмиратов в регионе Баб-эль-Мандебского пролива 10
1. Общая характеристика внешнеполитической стратегии ОАЭ 10
2. Регион Баб-эль-Мандебского пролива как приоритетное направление внешней политики ОАЭ 17
Глава II. Политика ОАЭ на африканском побережье Баб-эль-Мандебского пролива 25
1. Развитие отношений ОАЭ и Республики Джибути в 2004-2015 гг 25
2. Сотрудничество ОАЭ и Государства Эритрея в 2004 - 2015 гг. 35
3. Характеристика двусторонних отношений ОАЭ и Федеративной
Республики Сомали в 2004 - 2015 гг 44
Глава III. Динамика политики ОАЭ в отношении Йеменской Республики 56
1. Отношения ОАЭ с Йеменской Республикой в 2004-2011 гг 56
2. Отношения ОАЭ с Йеменской Республикой в 2011-2015 гг 63
3. Отношения ОАЭ с Йеменской Республикой в 2015-2018 гг 71
Заключение 86
Приложение 91
Список использованных источников и литературы 92
Постановка проблемы и актуальность темы
Баб-эль-Мандебский пролив - стратегически важная точка на карте Мирового океана. Пролив связывает Красное море с Аденским заливом, являясь неотъемлемой частью пути из Средиземного моря в Индийский океан. Стратегическая значимость Баб-эль-Мандебского пролива обусловлена следующими факторами:
• во-первых, пролив является одним из узловых пунктов мировой торговли - практически все торговые суда, курсирующие между Европейским Союзом и азиатскими государствами, проходят через Баб-эль-Мандеб;
• во-вторых, приблизительно 10% от объема мировой транспортировки нефтепродуктов ежегодно осуществляется через Баб-эль-Мандебский пролив;
• в-третьих, пролив Баб-эль-Мандеб и Суэцкий канал неразрывно связаны между собой. Закрытие Баб-эль-Мандебского пролива парализует работу Суэцкого канала. Альтернативный путь через Мыс Доброй Надежды в ЮАР добавляет транзиту время и стоимость;
• более того, вероятность наличия на дне Красного моря богатых минеральных ресурсов, таких как серебро, медь, железо и свинец, увеличивает значимость Баб-эль-Мандебского пролива как южных ворот Красного моря.
Несмотря на значимость пролива для мировой торговли, в настоящее время в регионе сложилась чрезвычайно напряженная обстановка. Так в Йемене на протяжении длительного периода ведется гражданская война, Сомали фактически распалось на несколько независимых территориальных образований, активную деятельность на юге Аравийского полуострова и на Африканском роге ведут террористические организации, угрозу безопасности судоходства представляют пираты Аденского залива. Более того, государства региона еще не до конца урегулировали все имеющиеся противоречия и пока не сформировали прочные военно-политические, социально-экономические и культурно-гуманитарные связи.
Стратегическая роль региона в обеспечении международных экономических связей, а также нестабильная военно-политическая обстановка побуждают региональные и мировые державы к более активной политике в Баб-эль-Мандебском проливе. Одним из лидеров борьбы за влияние в Йемене, Эритрее, Джибути и Сомали являются Объединенные Арабские Эмираты. Таким образом, центральной проблемой данного исследования является проблема формирования новой стратегии политики ОАЭ в районе пролива и влияние этой политики на глобальные и региональные международные отношения.
Актуальность темы исследования обусловлена серьезными изменениями, произошедшими в международных отношениях в Восточной Африке и на Ближнем Востоке в рассматриваемый период. Во-первых, регион Баб-эль-Мандебского пролива вновь стал ареной столкновения интересов, однако характер противостояния в настоящее время коренным образом отличается от периода холодной войны. Если во времена холодной войны конкуренция развивалась на уровне сверхдержав, то в настоящее время именно региональные государства и альянсы региональных государств борются за господство в Баб-эль-Мандебском проливе и странах, прилегающих к нему. Так КСА и ОАЭ противодействует политике Ирана в Йемене, Эмираты стараются усилить свои экономические и военно-политические позиции в Джибути, Эритрее и Сомали, где встречают активное сопротивление со стороны Катара и Турции.
Во-вторых, политика ОАЭ в регионе Баб-эль-Мандебского пролива характеризует объективную современную тенденцию увеличения количества
участников международных отношений. Наряду с национальными государствами наблюдается активизация деятельности глобальных компаний и корпораций. Более того, происходят изменения в методах и средствах ведения международной политики. Государства умело сочетают методы жесткой и мягкой силы. Так ОАЭ используют весь комплекс военн-политических, социально-экономических, культурно-гуманитарных методов. Абу-Даби стремительно развивает свою военную и торговую инфраструктуру, оказывает финансовую и гуманитарную помощь государствам пролива, предлагает им услуги медиатора, поддерживает альтернативные центральным правительствам структуры, а также ведет активную пропаганду в СМИ.
В качестве объекта исследования выбраны двусторонние отношения Объединенных Арабских Эмиратов с государствами Баб-эль-Мандебского региона на современном этапе. Предметом исследования является характер отношений ОАЭ с Джибути, Эритреей, Сомали и Йеменом в контексте региональной безопасности с 2004 по 2018 гг.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является комплексное изучение отношений между Объединенными Арабскими Эмиратами и государствами Баб-эль- Мандебского пролива в контексте региональной безопасности. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:
• Определить цели и задачи политики ОАЭ в регионе Баб-эль- Мандебского пролива;
• Установить характер отношений ОАЭ с африканскими государствами Баб-эль-Мандебского пролива;
• Изучить степень воздействия ОАЭ на ситуацию в Йеменской Республике.
Хронологические рамки исследования
Нижней рамкой исследования является 2 ноября 2004 года, когда произошла смена власти в ОАЭ, ознаменовавшая собой изменение внешнеполитической парадигмы. В качестве верхней границы взят 2018 год, когда Абу-Даби установил контроль над большинством портов Баб-эль- Мандебского пролива.
Географические рамки исследования
К региону, изучаемому в данной работе, относятся в первую очередь государства, обладающие выходом к Баб-эль-Мандебскому проливу - Джибути, Йемен и Эритрея. Наряду с государствами пролива мы рассматриваем и Сомали, так как побережье этого государства выходит к Аденскому заливу, который является естественным входом в Красное море через Баб-эль-Мандебский пролив.
Источниковая база работы
Предмет и объект исследования предопределили выбор его источниковой базы. В процессе написания данной работы были использованы источники на русском, английском и арабском языках. Первую группу источников составляют нормативно-правовые акты: Устав ООН , резолюции Совета Безопасности ООН , соглашения, подписанные между государствами региона, законодательные акты , исковые заявления в международные судебные инстанции, судебные постановления . Вторую группу источников составляет статистическая информация, представленная на официальных ресурсах ООН, Всемирного банка, МВФ и ОПЕК . В третью группу источников включены официальные заявления правительств и
государственных органов ОАЭ, Джибути, Сомали, Эритреи, Йемена, интервью и выступления официальных лиц государств Баб-эль-Мандебского пролива.
Степень разработанность темы в научной литературе
Необходимо отметить, что внешняя политика ОАЭ, международные отношения в регионе Баб-эль-Мандебского пролива являлись предметом исследования как отечественных, так и зарубежных авторов. Несмотря на это отсутствуют труды, которые бы системно анализировали изучаемую проблему. Среди отечественных исследователей, рассматривавших различные аспекты изучаемой проблемы, следует выделить Рябова П.П., Ковалева В.И., Быстрова А.А., Куделева В.В. .
Широко представлена англоязычная литература по изучаемой проблеме. Ведущим зарубежным ученым, изучающим политику ОАЭ, является К.К.Ульрихсен , среди исследовательских центров необходимо отметить Carnegie Endowment for International Peace, Italian Institute for International Political Studies, Middle East Monitor, European Council On Foreign Relations, The Arab Gulf States Institute in Washington, The Jamestown Foundation For Global Research And Analysis и The Emirates Center for Strategic Studies and Research. Среди работ стоит выделить “The Evolution of UAE Foreign Policy”, From “Follower” to “Role Model”: the Transformation to the UAE’s International Self-Image” и другие . В качестве литературы на
арабском языке были использованы аналитические статьи ведущих арабских изданий.
Научная новизна
Как было отмечено выше, в российской и зарубежной историографии отсутствует системное рассмотрение политики ОАЭ в регионе Баб-эль- Мандебского пролива. Данная работа восполняет образовавшийся пробел и представляет собой комплексный анализ политики Абу-Даби в Йемене, Сомали, Эритрее и Джибути в период с 2004 по 2018 гг.
Научно-практическая значимость
Результаты проведенного исследования могут быть использованы для дальнейших научных разработок по данной и смежным темам. Положения, разработанные в диссертации, могут применяться в процессе преподавания курса «Современные международные отношения» в высших учебных заведениях.
Методология исследования
Исследование базируется на следующих принципах: а) научность - построение выводов на основе анализа полного комплекса документов и научной литературы и принятия во внимание всех аспектов проблемы исследования; б) беспристрастность - характеристика изучаемых событий и явлений исторического процесса без каких-либо предпочтений со стороны исследователя; в) системность - учет многообразия факторов, влияющих на исторический процесс, как то объективных и субъективных, внутри- и внешнеполитических, а также локальных и глобальных; г) историзм - рассмотрение исторических процессов и явлений в их постоянном развитии и видоизменении.
Изложение исторического материала было построено по предметно - хронологическому принципу. Применение сравнительно-исторического метода позволило сравнить уровень взаимоотношений в разные периоды
времени, тем самым выявить причины, способствовавшие его повышению либо понижению. Историко-генетический метод, применяемый в работе, дал возможность проанализировать общий ход развития взаимоотношений, тем самым выявить магистральные тенденции, пронизывающие отношения в рассматриваемых хронологических рамках. Конкретно-исторический анализ позволил рассмотреть взаимоотношения в контексте событий региональной и международной повесток дня, когда оценка взаимоотношениям дается с точки зрения конкретных исторических ситуации. В исследовании применялся историко-системный метод. Системный характер мирового развития означает, что все события, ситуации и процессы этого развития обусловлены и имеют причинно-следственную связь, и связаны между собой функционально. Применение данного метода позволило проанализировать политику Объединенных Арабских Эмиратов в Баб-эль-Мандебском проливе в условиях изменения международной системы.
Структура работы
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, списка использованных источников и литературы. В первой главе были определены цели и задачи политики ОАЭ в регионе Баб-эль-Мандебского пролива, во второй - исследована сущность двусторонних отношений между ОАЭ и Джибути, Эритреи, Сомали, в третьей главе была изучена степень воздействия ОАЭ на ситуацию в Йеменской Республике.
Баб-эль-Мандебский пролив - стратегически важная точка на карте Мирового океана. Пролив связывает Красное море с Аденским заливом, являясь неотъемлемой частью пути из Средиземного моря в Индийский океан. Стратегическая значимость Баб-эль-Мандебского пролива обусловлена следующими факторами:
• во-первых, пролив является одним из узловых пунктов мировой торговли - практически все торговые суда, курсирующие между Европейским Союзом и азиатскими государствами, проходят через Баб-эль-Мандеб;
• во-вторых, приблизительно 10% от объема мировой транспортировки нефтепродуктов ежегодно осуществляется через Баб-эль-Мандебский пролив;
• в-третьих, пролив Баб-эль-Мандеб и Суэцкий канал неразрывно связаны между собой. Закрытие Баб-эль-Мандебского пролива парализует работу Суэцкого канала. Альтернативный путь через Мыс Доброй Надежды в ЮАР добавляет транзиту время и стоимость;
• более того, вероятность наличия на дне Красного моря богатых минеральных ресурсов, таких как серебро, медь, железо и свинец, увеличивает значимость Баб-эль-Мандебского пролива как южных ворот Красного моря.
Несмотря на значимость пролива для мировой торговли, в настоящее время в регионе сложилась чрезвычайно напряженная обстановка. Так в Йемене на протяжении длительного периода ведется гражданская война, Сомали фактически распалось на несколько независимых территориальных образований, активную деятельность на юге Аравийского полуострова и на Африканском роге ведут террористические организации, угрозу безопасности судоходства представляют пираты Аденского залива. Более того, государства региона еще не до конца урегулировали все имеющиеся противоречия и пока не сформировали прочные военно-политические, социально-экономические и культурно-гуманитарные связи.
Стратегическая роль региона в обеспечении международных экономических связей, а также нестабильная военно-политическая обстановка побуждают региональные и мировые державы к более активной политике в Баб-эль-Мандебском проливе. Одним из лидеров борьбы за влияние в Йемене, Эритрее, Джибути и Сомали являются Объединенные Арабские Эмираты. Таким образом, центральной проблемой данного исследования является проблема формирования новой стратегии политики ОАЭ в районе пролива и влияние этой политики на глобальные и региональные международные отношения.
Актуальность темы исследования обусловлена серьезными изменениями, произошедшими в международных отношениях в Восточной Африке и на Ближнем Востоке в рассматриваемый период. Во-первых, регион Баб-эль-Мандебского пролива вновь стал ареной столкновения интересов, однако характер противостояния в настоящее время коренным образом отличается от периода холодной войны. Если во времена холодной войны конкуренция развивалась на уровне сверхдержав, то в настоящее время именно региональные государства и альянсы региональных государств борются за господство в Баб-эль-Мандебском проливе и странах, прилегающих к нему. Так КСА и ОАЭ противодействует политике Ирана в Йемене, Эмираты стараются усилить свои экономические и военно-политические позиции в Джибути, Эритрее и Сомали, где встречают активное сопротивление со стороны Катара и Турции.
Во-вторых, политика ОАЭ в регионе Баб-эль-Мандебского пролива характеризует объективную современную тенденцию увеличения количества
участников международных отношений. Наряду с национальными государствами наблюдается активизация деятельности глобальных компаний и корпораций. Более того, происходят изменения в методах и средствах ведения международной политики. Государства умело сочетают методы жесткой и мягкой силы. Так ОАЭ используют весь комплекс военн-политических, социально-экономических, культурно-гуманитарных методов. Абу-Даби стремительно развивает свою военную и торговую инфраструктуру, оказывает финансовую и гуманитарную помощь государствам пролива, предлагает им услуги медиатора, поддерживает альтернативные центральным правительствам структуры, а также ведет активную пропаганду в СМИ.
В качестве объекта исследования выбраны двусторонние отношения Объединенных Арабских Эмиратов с государствами Баб-эль-Мандебского региона на современном этапе. Предметом исследования является характер отношений ОАЭ с Джибути, Эритреей, Сомали и Йеменом в контексте региональной безопасности с 2004 по 2018 гг.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является комплексное изучение отношений между Объединенными Арабскими Эмиратами и государствами Баб-эль- Мандебского пролива в контексте региональной безопасности. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:
• Определить цели и задачи политики ОАЭ в регионе Баб-эль- Мандебского пролива;
• Установить характер отношений ОАЭ с африканскими государствами Баб-эль-Мандебского пролива;
• Изучить степень воздействия ОАЭ на ситуацию в Йеменской Республике.
Хронологические рамки исследования
Нижней рамкой исследования является 2 ноября 2004 года, когда произошла смена власти в ОАЭ, ознаменовавшая собой изменение внешнеполитической парадигмы. В качестве верхней границы взят 2018 год, когда Абу-Даби установил контроль над большинством портов Баб-эль- Мандебского пролива.
Географические рамки исследования
К региону, изучаемому в данной работе, относятся в первую очередь государства, обладающие выходом к Баб-эль-Мандебскому проливу - Джибути, Йемен и Эритрея. Наряду с государствами пролива мы рассматриваем и Сомали, так как побережье этого государства выходит к Аденскому заливу, который является естественным входом в Красное море через Баб-эль-Мандебский пролив.
Источниковая база работы
Предмет и объект исследования предопределили выбор его источниковой базы. В процессе написания данной работы были использованы источники на русском, английском и арабском языках. Первую группу источников составляют нормативно-правовые акты: Устав ООН , резолюции Совета Безопасности ООН , соглашения, подписанные между государствами региона, законодательные акты , исковые заявления в международные судебные инстанции, судебные постановления . Вторую группу источников составляет статистическая информация, представленная на официальных ресурсах ООН, Всемирного банка, МВФ и ОПЕК . В третью группу источников включены официальные заявления правительств и
государственных органов ОАЭ, Джибути, Сомали, Эритреи, Йемена, интервью и выступления официальных лиц государств Баб-эль-Мандебского пролива.
Степень разработанность темы в научной литературе
Необходимо отметить, что внешняя политика ОАЭ, международные отношения в регионе Баб-эль-Мандебского пролива являлись предметом исследования как отечественных, так и зарубежных авторов. Несмотря на это отсутствуют труды, которые бы системно анализировали изучаемую проблему. Среди отечественных исследователей, рассматривавших различные аспекты изучаемой проблемы, следует выделить Рябова П.П., Ковалева В.И., Быстрова А.А., Куделева В.В. .
Широко представлена англоязычная литература по изучаемой проблеме. Ведущим зарубежным ученым, изучающим политику ОАЭ, является К.К.Ульрихсен , среди исследовательских центров необходимо отметить Carnegie Endowment for International Peace, Italian Institute for International Political Studies, Middle East Monitor, European Council On Foreign Relations, The Arab Gulf States Institute in Washington, The Jamestown Foundation For Global Research And Analysis и The Emirates Center for Strategic Studies and Research. Среди работ стоит выделить “The Evolution of UAE Foreign Policy”, From “Follower” to “Role Model”: the Transformation to the UAE’s International Self-Image” и другие . В качестве литературы на
арабском языке были использованы аналитические статьи ведущих арабских изданий.
Научная новизна
Как было отмечено выше, в российской и зарубежной историографии отсутствует системное рассмотрение политики ОАЭ в регионе Баб-эль- Мандебского пролива. Данная работа восполняет образовавшийся пробел и представляет собой комплексный анализ политики Абу-Даби в Йемене, Сомали, Эритрее и Джибути в период с 2004 по 2018 гг.
Научно-практическая значимость
Результаты проведенного исследования могут быть использованы для дальнейших научных разработок по данной и смежным темам. Положения, разработанные в диссертации, могут применяться в процессе преподавания курса «Современные международные отношения» в высших учебных заведениях.
Методология исследования
Исследование базируется на следующих принципах: а) научность - построение выводов на основе анализа полного комплекса документов и научной литературы и принятия во внимание всех аспектов проблемы исследования; б) беспристрастность - характеристика изучаемых событий и явлений исторического процесса без каких-либо предпочтений со стороны исследователя; в) системность - учет многообразия факторов, влияющих на исторический процесс, как то объективных и субъективных, внутри- и внешнеполитических, а также локальных и глобальных; г) историзм - рассмотрение исторических процессов и явлений в их постоянном развитии и видоизменении.
Изложение исторического материала было построено по предметно - хронологическому принципу. Применение сравнительно-исторического метода позволило сравнить уровень взаимоотношений в разные периоды
времени, тем самым выявить причины, способствовавшие его повышению либо понижению. Историко-генетический метод, применяемый в работе, дал возможность проанализировать общий ход развития взаимоотношений, тем самым выявить магистральные тенденции, пронизывающие отношения в рассматриваемых хронологических рамках. Конкретно-исторический анализ позволил рассмотреть взаимоотношения в контексте событий региональной и международной повесток дня, когда оценка взаимоотношениям дается с точки зрения конкретных исторических ситуации. В исследовании применялся историко-системный метод. Системный характер мирового развития означает, что все события, ситуации и процессы этого развития обусловлены и имеют причинно-следственную связь, и связаны между собой функционально. Применение данного метода позволило проанализировать политику Объединенных Арабских Эмиратов в Баб-эль-Мандебском проливе в условиях изменения международной системы.
Структура работы
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, списка использованных источников и литературы. В первой главе были определены цели и задачи политики ОАЭ в регионе Баб-эль-Мандебского пролива, во второй - исследована сущность двусторонних отношений между ОАЭ и Джибути, Эритреи, Сомали, в третьей главе была изучена степень воздействия ОАЭ на ситуацию в Йеменской Республике.
Проанализировав характер отношений между Объединенными Арабскими Эмиратами и государствами Баб-эль-Мандебского пролива, мы пришли к следующим выводам.
Географическое положение, большие запасы полезных ископаемых, развитая транспортная инфраструктура, развитая сфера услуг обусловили экономическую специализацию ОАЭ. К отраслям специализации относятся добыча полезных ископаемых, банковские и финансовые услуги, логистика, транспорт и связь. Экономические факторы оказывают существенное влияние на внешнюю политику страны. Объединенные Арабские Эмираты стремятся занять лидирующие позиции в региональных и глобальных международных отношениях. Установление контроля над проливом необходимо ОАЭ по следующим причинам:
Во-первых, Абу-Даби стремится контролировать торговые пути из Индийского океана в Красное море, поэтому любыми способами стараются устранить конкуренцию и создать в регионе сеть из экономических и военных баз; Во-вторых, большие объемы углеводородов ОАЭ на своем пути в Европу и США пересекают Баб-эль-Мандебский пролив. Поэтому обеспечение свободы и безопасности морской торговли в проливе является приоритетом для ОАЭ. В-третьих, кризисная ситуация в Йемене создает угрозу национальной безопасности ОАЭ и их союзников по Совету сотрудничества арабских государств Персидского Залива. Военная и экономическая политика Объединенных Арабских Эмиратов в Йемене нацелена на нейтрализацию этой угрозы.
Для достижения своих целей ОАЭ используют все возможные способы. Абу-Даби стремительно развивает свою военную и торговую инфраструктуру, оказывает финансовую и гуманитарную помощь государствам пролива, предлагает им услуги медиатора, поддерживает
альтернативные центральным правительствам политические и военные структуры, а также ведет активную пропаганду в СМИ.
Объединенные Арабские Эмираты стремятся взять под контроль важнейшие порты Баб-эль-Мандебского пролива. Эта деятельность проводится через контролируемую государством компанию Dubai Ports World. В рассматриваемый период компания добилась права управления такими объектами Баб-эль-Мандебского пролива, как контейнерный терминал Дорале в Джибути, порт Аден в Йемене, порты Бербера и Босассо в Сомали. Отношения ОАЭ с африканскими государствами Баб-эль-Мандебского пролива по рассматриваемому вопросу развивались приблизительно по одному сценарию, однако с учетом местной политической конъюнктуры. Во всех четырех случаях между государством и компанией DP World заключалось концессионное соглашение. Оно предоставляло эмиратской компании право управления портом в обмен на его модернизацию и расширение пропускной способности. Порт Бербера был предоставлен в аренду на срок 30 лет, объем заявленных инвестиций - 422 млн. долл., порт Боссасо - на 30 лет, инвестиции - 136 млн. долл., предполагаемые инвестиции в порт Адена - 220 млн долл., соглашение об аренде контейнерного терминала Дорале было заключено на 50 лет, размер инвестиций - 45 млн. долл. Проведя компаративный анализ данных о сроках аренды и объемах инвестиций, мы выявили, что наименее выгодным для контрагента DP World было соглашение об аренде терминала Дорале.
Помимо объективно малого объема инвестиций, соглашение с Республикой Джибути запрещало африканской стране развивать иную морскую или наземную инфраструктуру, а также строить новые порты на всем побережье страны. Правительство Джибути заявило, что за пять лет DP World не предприняло необходимых усилий для выполнения своих обязательств по договору, поэтому Джибути в одностороннем порядке аннулировало соглашение. Несмотря на то, что подобные меры противоречат основополагающему принципу международного права Pacta sunt servanda, основу ВВП страны составляют именно доходы от морской торговли. Более того, в сотрудничестве с Республикой Джибути заинтересована Китайская Народная Республика, т.к. Джибути - важное звено китайского проекта «Один пояс и один путь». Для сравнения - объем инвестиций КНР в один проект в Джибути - 500 млн. долл. (в 11 раз больше, чем инвестиции ОАЭ).
Схожая ситуация произошла и с портом Аден. По соглашению, подписанному в 2008 году, пропускная способность порта должна была ежегодно увеличиваться и достигнуть 900 тысяч контейнеров год. В 2008 году порт обслуживал 500 тысяч контейнеров. За 4 года позитивных изменений не произошло. Напротив, в 2011 году загруженность порта снизилась с 500 тыс. до 130 тыс. контейнеров. На наш взгляд, компания DP World сознательно препятствует развитию двух ключевых портов Баб-эль-Мандебского пролива, которые в перспективе могут составить конкуренцию портам ОАЭ, в частности порту Джебель Али, который сейчас является крупнейшим портом на Ближнем Востоке. Что касается портов Сомали - Бербера и Боссасо, то они расположены на территории двух отделившихся территорий Сомалиленда и Пунтленда соответственно. В соглашениях сомалийскими территориями значились более существенные суммы инвестиций, также DP World выполняет свои обязательства по соглашениям.
На наш взгляд, такая позиция связана с тем, что ОАЭ может установить полный контроль над морской инфраструктурой регионов в обмен на обещание признать независимость Сомалиленда и Пунтленда. Абу-Даби заинтересован в сотрудничестве с государством Эритрея по экономическим и военно-политическим причинам. После разрыва отношений с Джибути и потери базы в районе Харамус, которую ОАЭ и КСА использовали с целью поддержки операции аравийской коалиции в Йемене, Абу-Даби отказался от
наращивания сотрудничества с Джибути и переориентировался на Эритрею.
В Эритрее в районе порта Ассаб была размещена военная база ОАЭ, она стала плацдармом для нанесения ударов на войска хуситов, тренировки йеменских ополченцев, а также доставки вооружения, продовольствия и медикаментов. Более того, ОАЭ взяли на себя обязательство построить коммерческий порт и ежегодно выплачивать 30% дохода порта правительству Эритреи. Если строительство военной базы напрямую связано с йеменским конфликтом, то развитие торгового порта в Эритрее может способствовать обеспечению продовольственной безопасности ОАЭ и всех стран ССАГПЗ, т.к. Эритрея является связующим звеном между Эфиопией и внешним миром. Эфиопия, как известно, является одной из самых быстроразвивающихся экономик Африки и важным торговым партнером ССАГПЗ, занимая значительную долю рынка продуктов питания в странах Залива.
Безусловно, экономическая сфера не является единственной в отношениях ОАЭ и африканских государств Баб-эль-Мандебского пролива. Активно сотрудничество в социально-гуманитарной сфере, а также в области дипломатии. ОАЭ, будучи одним из самых богатых государств, активно оказывает гуманитарную помощь африканским государствам. Среди крупнейших проектов - проект по обеспечению водой и электричеством жителей Эритреи, кардиологический центр в Эритрее, госпитали в Могадишо и Харгейсе, а также регулярные транши финансовой помощи и оказание содействия в погашении внешнего долга. Что касается дипломатической сферы, то Абу-Даби принимал активное участие в урегулировании противоречий между Эфиопией и Эритреей и внес весомый вклад в подписание мирного соглашения между этими государствами.
Что касается отношений ОАЭ с Йеменской Республикой, то именно на примере йеменской кампании можно проследить всё большее воздействие Абу-Даби на региональные международные отношения. ОАЭ начали военную операцию в Йемене по просьбе законного президента Хади оказать содействие в ликвидации угрозы со стороны повстанцев хуситов. Проведя данное исследование, мы пришли к выводу, что политика ОАЭ в йеменском конфликте противоречит заявленной цели участия в коалиции. Действия Объединенных Арабских Эмиратов не только не способствуют укреплению законной власти президента Хади, но и являются дестабилизирующим фактором, способствующим ещё большему разделению йеменского общества. ОАЭ создает, обучает и финансирует вооруженные формирования в южных провинциях Йемена. Это «Элитные силы Хадрамаута», «Элитные силы Шабвы», «Пояс безопасности» в Адене. Эти структуры не подконтрольны правительству Хади, а тесно связаны с политическими силами, выступающими за независимость Южного Йемена. ОАЭ также поддерживают эти сепаратистские силы, в частности Южный Переходный Совет. Более того, Абу-Даби установил свой контроль над энергетической и транспортной инфраструктурой, а также сформировал свои собственные службы безопасности на юге Йемена.
К 2018 году силы ОАЭ присутствуют на следующих объектах Баб-эль- Мандебского пролива:
• порты - Дорале, Бербера, Боссасо, Аден, Мукалла, Мокка, БирАли;
• военные базы и военные тренировочные центры - Ассаб, о. Перим, о. Сокотра, Пунтленд, Сомалиленд;
• энергетическая инфраструктура - газовый узел Балхаф, нефтяные месторождения Масила.
Таким образом, цель работы, заключавшаяся в комплексном изучении отношений между Объединенными Арабскими Эмиратами и государствами Баб-эль-Мандебского пролива в контексте региональной безопасности была достигнута.
Географическое положение, большие запасы полезных ископаемых, развитая транспортная инфраструктура, развитая сфера услуг обусловили экономическую специализацию ОАЭ. К отраслям специализации относятся добыча полезных ископаемых, банковские и финансовые услуги, логистика, транспорт и связь. Экономические факторы оказывают существенное влияние на внешнюю политику страны. Объединенные Арабские Эмираты стремятся занять лидирующие позиции в региональных и глобальных международных отношениях. Установление контроля над проливом необходимо ОАЭ по следующим причинам:
Во-первых, Абу-Даби стремится контролировать торговые пути из Индийского океана в Красное море, поэтому любыми способами стараются устранить конкуренцию и создать в регионе сеть из экономических и военных баз; Во-вторых, большие объемы углеводородов ОАЭ на своем пути в Европу и США пересекают Баб-эль-Мандебский пролив. Поэтому обеспечение свободы и безопасности морской торговли в проливе является приоритетом для ОАЭ. В-третьих, кризисная ситуация в Йемене создает угрозу национальной безопасности ОАЭ и их союзников по Совету сотрудничества арабских государств Персидского Залива. Военная и экономическая политика Объединенных Арабских Эмиратов в Йемене нацелена на нейтрализацию этой угрозы.
Для достижения своих целей ОАЭ используют все возможные способы. Абу-Даби стремительно развивает свою военную и торговую инфраструктуру, оказывает финансовую и гуманитарную помощь государствам пролива, предлагает им услуги медиатора, поддерживает
альтернативные центральным правительствам политические и военные структуры, а также ведет активную пропаганду в СМИ.
Объединенные Арабские Эмираты стремятся взять под контроль важнейшие порты Баб-эль-Мандебского пролива. Эта деятельность проводится через контролируемую государством компанию Dubai Ports World. В рассматриваемый период компания добилась права управления такими объектами Баб-эль-Мандебского пролива, как контейнерный терминал Дорале в Джибути, порт Аден в Йемене, порты Бербера и Босассо в Сомали. Отношения ОАЭ с африканскими государствами Баб-эль-Мандебского пролива по рассматриваемому вопросу развивались приблизительно по одному сценарию, однако с учетом местной политической конъюнктуры. Во всех четырех случаях между государством и компанией DP World заключалось концессионное соглашение. Оно предоставляло эмиратской компании право управления портом в обмен на его модернизацию и расширение пропускной способности. Порт Бербера был предоставлен в аренду на срок 30 лет, объем заявленных инвестиций - 422 млн. долл., порт Боссасо - на 30 лет, инвестиции - 136 млн. долл., предполагаемые инвестиции в порт Адена - 220 млн долл., соглашение об аренде контейнерного терминала Дорале было заключено на 50 лет, размер инвестиций - 45 млн. долл. Проведя компаративный анализ данных о сроках аренды и объемах инвестиций, мы выявили, что наименее выгодным для контрагента DP World было соглашение об аренде терминала Дорале.
Помимо объективно малого объема инвестиций, соглашение с Республикой Джибути запрещало африканской стране развивать иную морскую или наземную инфраструктуру, а также строить новые порты на всем побережье страны. Правительство Джибути заявило, что за пять лет DP World не предприняло необходимых усилий для выполнения своих обязательств по договору, поэтому Джибути в одностороннем порядке аннулировало соглашение. Несмотря на то, что подобные меры противоречат основополагающему принципу международного права Pacta sunt servanda, основу ВВП страны составляют именно доходы от морской торговли. Более того, в сотрудничестве с Республикой Джибути заинтересована Китайская Народная Республика, т.к. Джибути - важное звено китайского проекта «Один пояс и один путь». Для сравнения - объем инвестиций КНР в один проект в Джибути - 500 млн. долл. (в 11 раз больше, чем инвестиции ОАЭ).
Схожая ситуация произошла и с портом Аден. По соглашению, подписанному в 2008 году, пропускная способность порта должна была ежегодно увеличиваться и достигнуть 900 тысяч контейнеров год. В 2008 году порт обслуживал 500 тысяч контейнеров. За 4 года позитивных изменений не произошло. Напротив, в 2011 году загруженность порта снизилась с 500 тыс. до 130 тыс. контейнеров. На наш взгляд, компания DP World сознательно препятствует развитию двух ключевых портов Баб-эль-Мандебского пролива, которые в перспективе могут составить конкуренцию портам ОАЭ, в частности порту Джебель Али, который сейчас является крупнейшим портом на Ближнем Востоке. Что касается портов Сомали - Бербера и Боссасо, то они расположены на территории двух отделившихся территорий Сомалиленда и Пунтленда соответственно. В соглашениях сомалийскими территориями значились более существенные суммы инвестиций, также DP World выполняет свои обязательства по соглашениям.
На наш взгляд, такая позиция связана с тем, что ОАЭ может установить полный контроль над морской инфраструктурой регионов в обмен на обещание признать независимость Сомалиленда и Пунтленда. Абу-Даби заинтересован в сотрудничестве с государством Эритрея по экономическим и военно-политическим причинам. После разрыва отношений с Джибути и потери базы в районе Харамус, которую ОАЭ и КСА использовали с целью поддержки операции аравийской коалиции в Йемене, Абу-Даби отказался от
наращивания сотрудничества с Джибути и переориентировался на Эритрею.
В Эритрее в районе порта Ассаб была размещена военная база ОАЭ, она стала плацдармом для нанесения ударов на войска хуситов, тренировки йеменских ополченцев, а также доставки вооружения, продовольствия и медикаментов. Более того, ОАЭ взяли на себя обязательство построить коммерческий порт и ежегодно выплачивать 30% дохода порта правительству Эритреи. Если строительство военной базы напрямую связано с йеменским конфликтом, то развитие торгового порта в Эритрее может способствовать обеспечению продовольственной безопасности ОАЭ и всех стран ССАГПЗ, т.к. Эритрея является связующим звеном между Эфиопией и внешним миром. Эфиопия, как известно, является одной из самых быстроразвивающихся экономик Африки и важным торговым партнером ССАГПЗ, занимая значительную долю рынка продуктов питания в странах Залива.
Безусловно, экономическая сфера не является единственной в отношениях ОАЭ и африканских государств Баб-эль-Мандебского пролива. Активно сотрудничество в социально-гуманитарной сфере, а также в области дипломатии. ОАЭ, будучи одним из самых богатых государств, активно оказывает гуманитарную помощь африканским государствам. Среди крупнейших проектов - проект по обеспечению водой и электричеством жителей Эритреи, кардиологический центр в Эритрее, госпитали в Могадишо и Харгейсе, а также регулярные транши финансовой помощи и оказание содействия в погашении внешнего долга. Что касается дипломатической сферы, то Абу-Даби принимал активное участие в урегулировании противоречий между Эфиопией и Эритреей и внес весомый вклад в подписание мирного соглашения между этими государствами.
Что касается отношений ОАЭ с Йеменской Республикой, то именно на примере йеменской кампании можно проследить всё большее воздействие Абу-Даби на региональные международные отношения. ОАЭ начали военную операцию в Йемене по просьбе законного президента Хади оказать содействие в ликвидации угрозы со стороны повстанцев хуситов. Проведя данное исследование, мы пришли к выводу, что политика ОАЭ в йеменском конфликте противоречит заявленной цели участия в коалиции. Действия Объединенных Арабских Эмиратов не только не способствуют укреплению законной власти президента Хади, но и являются дестабилизирующим фактором, способствующим ещё большему разделению йеменского общества. ОАЭ создает, обучает и финансирует вооруженные формирования в южных провинциях Йемена. Это «Элитные силы Хадрамаута», «Элитные силы Шабвы», «Пояс безопасности» в Адене. Эти структуры не подконтрольны правительству Хади, а тесно связаны с политическими силами, выступающими за независимость Южного Йемена. ОАЭ также поддерживают эти сепаратистские силы, в частности Южный Переходный Совет. Более того, Абу-Даби установил свой контроль над энергетической и транспортной инфраструктурой, а также сформировал свои собственные службы безопасности на юге Йемена.
К 2018 году силы ОАЭ присутствуют на следующих объектах Баб-эль- Мандебского пролива:
• порты - Дорале, Бербера, Боссасо, Аден, Мукалла, Мокка, БирАли;
• военные базы и военные тренировочные центры - Ассаб, о. Перим, о. Сокотра, Пунтленд, Сомалиленд;
• энергетическая инфраструктура - газовый узел Балхаф, нефтяные месторождения Масила.
Таким образом, цель работы, заключавшаяся в комплексном изучении отношений между Объединенными Арабскими Эмиратами и государствами Баб-эль-Мандебского пролива в контексте региональной безопасности была достигнута.



