«КАТАЛОНСКИЙ СЕПАРАТИЗМ: ПЕРСПЕКТИВЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ В 21 ВЕКЕ»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования сепаратизма как историкополитического феномена современной мировой политики и
международных отношений 13
§ 1. Понятие, природа и классификация сепаратизма 13
§2. Причины возникновения современного сепаратизма 25
§3. Современные международные практики урегулирования сепаратистских явлений 37
Глава 2. Каталонский сепаратизм как историко-теоретическая и международно-политическая проблема 51
§1. Предпосылки каталонского сепаратизма 51
§2. Особенности каталонского сепаратизма в контексте международных
отношений 61
§3. Механизмы урегулирования каталонского сепаратизма средствами внутренней и внешней политики 72
Заключение 82
Список использованных источников и литературы 84
Глава 1. Теоретические основы исследования сепаратизма как историкополитического феномена современной мировой политики и
международных отношений 13
§ 1. Понятие, природа и классификация сепаратизма 13
§2. Причины возникновения современного сепаратизма 25
§3. Современные международные практики урегулирования сепаратистских явлений 37
Глава 2. Каталонский сепаратизм как историко-теоретическая и международно-политическая проблема 51
§1. Предпосылки каталонского сепаратизма 51
§2. Особенности каталонского сепаратизма в контексте международных
отношений 61
§3. Механизмы урегулирования каталонского сепаратизма средствами внутренней и внешней политики 72
Заключение 82
Список использованных источников и литературы 84
Актуальность темы исследования. Политическая карта мира и современная система международных отношений выстраивались, в значительной степени, с учетом политико-правового феномена сепаратизма, который во второй половине XX века получил «второе дыхание» в связи с развитием права народов на самоопределение и борьбой этно- территориальных общностей за право формирования собственной «государственности». Эта тенденция, существующая в современной мировой повестке, активно влияет на глобальную и региональную безопасность, проверяет на прочность систему международного права, оказывает воздействие на устойчивость системы международных отношений, что актуализирует обращение к ней. Именно в такой постановке возникает возможность рассмотреть теоретическую проблему характера взаимодействия и взаимовлияния внутренней и внешней политики современного государства, а также современные политико-правовые практики урегулирования в сфере международной безопасности.
В настоящее время в границах порядка двухсот стран в общей сложности сосуществует несколько тысяч этнических групп, каждая из которых, в соответствии с правом народов на самоопределение, de jure обладает потенциальной возможностью образовать новое страновое пространство, сформировать собственное государство и установить свои правила общественной жизни. Эта проблема тесно связана с осознанием своей идентичности населением внутригосударственных регионов современных государств, опирается на историю народа и политико-правовые практики, сложившиеся в мире в XX - начале XXI вв.
Сепаратизм характерен как для стран с примитивными, традиционными, так и с современными политическими системами, автократическими и демократическими режимами. В настоящее время сепаратистские тренды обнаруживаются и в авторитарном Китае, и в демократических - Австрии,
Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Италии, Канаде, Франции, Швейцарии, в том числе, и в России.
В современных условиях глобальных информационных сетей, сепаратизм, возникший на территории одной страны, может стимулировать сепаратистские настроения и тенденции на территории другого государства, вовлечь в этот процесс как страны региона, так и мировое сообщество. Сепаратистские тренды, возникшие в недрах противоречия «центр-регион», могут усиливаться внешнеполитическими актерами. Нередко сепаратизм связан и с политическим экстремизмом, терроризмом, что может привести и приводит к многочисленным человеческим жертвам, примером чему является история ДАИШ.
Изложенная выше проблематика имеет исследовательскую актуальность в контексте истории и теории международных отношений и внешней политики.
Состояние научной разработанности проблемы. Проблема сепаратизма сопровождается устойчивым научным интересом исследователей в области политических, социально-экономических, исторических, культурологических наук, международного права и международных отношений.
К проблеме сепаратизма обращались такие отечественные и зарубежные исследователи, как: А. В. Баранов, Ю. Г. Барсегов, В. П. Клачков, В. Кочарян, С. А. Подъяпольский, С. Б. Мирзоев, К. С. Пузырёв, Л. В. Сперанская, В. А. Тишков, Е. А. Трофимов, Ю. П. Шабеев, А. А. Шахина и др.
По данной проблематике были защищены диссертации
A. В. Авраменко, И. В. Бочкарниковым, Р. М. Кочкаровым,
Н. В. Остроуховым, А. Е. Поляковым2 и другими исследователями.
Федерализм, в том числе как инструмент минимизации сепаратистских трендов рассмотрен в трудах: Р. Г. Вагизова, В. В. Гайдук, И. Б. Гоптаревой, Б. Л. Железнова, О. А. Заячковского, Ж. Ортмонбекова, О. В. Михайлова,
B. Б. Пастухова, И. Н. Фалалеевой, Р. С. Хакимова, Ш. Ш. Ягудина3 и других учёных.
Проблему сепаратизма в различных странах и регионах, в том числе, в испанской Каталонии изучали: А. В. Баранов, М.В.Белозерова, Г.И.Волкова, М. А. Домарева, М.В.Ларионова, А. А. Орлов, А. Ю. Тамарович, Б. Н. Халитов, С. Хенкин, Д. И. Щербинин, Ш. Джонес, М. Фернандес4 и др.
Несмотря на достаточную изученность проблемы, её актуальность требует постоянного внимания и обращения с целью анализа актуальных практик, выявления возникающих трендов и тенденций.
Объектом исследования является феномен сепаратизма как явления, развивающегося в контексте взаимовлияния внутренней политики современного государства с его внешней политикой и на фоне тенденций в современной глобальной и региональной повестке.
Предметом исследования является «Каталонский сепаратизм» в контексте исследования общих тенденций феномена сепаратизма, внутренней и внешней политики Испании, урегулирования внутриполитического кризиса на фоне тенденций в современной глобальной и региональных системах международных отношений.
Цели исследования заключается в концептуальном осмыслении «Каталонского сепаратизма» как политического феномена, через выявление внутриполитических и международно-политических практик его урегулирования.
Задачи исследования:
- дать определение сепаратизму как политическому явлению, определить его генезис, природу, признаки, провести классификацию;
- рассмотреть современные международно-правовые механизмы урегулирования проблемы сепаратизма и определить степень их использования на примере Каталонского кризиса;
- установить политические, экономические и социальные предпосылки и причины Каталонского сепаратизма;
- рассмотреть особенности Каталонского сепаратизма и выявить перспективы его разрешения;
- выявить наличие международно-политического контекста в Каталонском кризисе в части его влияния на глобальную и региональную безопасность;
- рассмотреть в рамках Каталонского кризиса теоретическую проблему возникающих взаимосвязей между общим запросом общества на этнополитическую идентичность в контексте права наций на самоопределение и принципом территориальной целостности;
- рассмотреть Каталонский кризис как теоретическую проблему взаимодействия и взаимовлияния внутренней и внешней политики Испании, определить формы реализации внутренней и внешней политики Испании при разрешении этого кризиса.
Хронологические рамки. Нижняя граница исследования - начало XXI века. Верхняя граница ограничивается 2018 годом, логическим завершением текущего этапа развития Каталонского кризиса. Вместе с тем, для понимания истоков каталонского сепаратизма, его природы, предпосылок и причин каталонского феномена, автор обращался и к более ранним хронологическим периодам.
Источники диссертации разделены на 4 группы:
Нормативно-правовые акты, основными из которых стали конституционные акты Великобритании, Австралии, Канады, Бельгии, Индии, Испании, Российской Федерации, США, ФРГ. Привлечены нормативные акты Испании и Каталонии: Конституция Испании, Статут об автономии Каталонии, Декларация независимости Каталонии, Декларация о суверенитете и праве народа Каталонии на самоопределение, Декларация о начале процесса независимости Каталонии, Закон о юридическом переходе и основании Республики, Постановления Конституционного Суда Испании. Исследован в этой связи Хельсинкский Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, Устав ООН, Доклад о законодательной инициативе Венецианской комиссии на 77-м пленарном заседании (Венеция, 12-13 декабря 2008 г.).
Статистические данные международных организаций.
Материалы иностранных и российских СМИ, для раскрытия реакции общества на каталонский кризис.
Выступления политиков и государственных деятелей: К.Пучдемона, М.Рахоя, Филиппа VI, Д.Туска, А.Гутерреша, Э.Макрона, М.Захаровой, Д.Пескова, Д.Трюдо, А.Меркель, Д.Трампа, В.Путина, Пан Ги Муна, Т.Мэй, Й.Столтенберга и др.
Методология исследования основана на применении общенаучных методов анализа и синтеза, а также исторического, сравнительно-исторического методов, метода системного анализа и др.
Новизна исследования состоит в том, что, автором диссертации, на основе многочисленных источников и литературы:
- определена степень использования современных международно-правовых механизмов урегулирования проблемы сепаратизма на примере Каталонского кризиса;
- выявлены основные способы оптимизации отношений «центр-регион»;
- определена специфика каталонского сепаратизма;
- рассмотрев особенности Каталонского сепаратизма и выявлены перспективы его разрешения;
- выявлено наличие международно-политического контекста в Каталонском кризисе в части его влияния на глобальную и региональную безопасность;
- раскрыты основные пути решения проблемы сепаратизма в Испании (каталонского сепаратизма);
- сделаны выводы о наличии взаимосвязей между общим запросом общества на этнополитическую идентичность в контексте права наций на самоопределение и принципом территориальной целостности;
- определены формы реализации внутренней и внешней политики Испании при разрешении Каталонского кризиса.
Основные положения автора для обсуждения:
1. В отечественной науке не сложилось единого понимания термина «сепаратизм». Как правило, под ним понимается стремление территориально организованной общности к обособлению и выходу из состава странового образования по этническим, религиозным, экономическим и иным мотивам. Причины сепаратистского тренда, как правило, связываются в автократиях с девиантным поведением «сепаратистов», в демократиях - с правом народов на самоопределение. Термин сепаратизм тесно связан с терминами «федерализм», «регионализм», «автономизм», но не равнозначен им.
2. Причинами современного сепаратизма являются: несовершенство международного законодательства, вызванное, в частности, коллизией между правом народов на самоопределение и принципом территориальной целостности. Несмотря на то, что международное право в рамках «правоохранительной клаузулы» устанавливает условия, определяющие приоритет права народа на самоопределение и принцип целостности государства, коллизия порождает проблему double standard; централизация как на уровне страновых образований, так и на уровне глобального политического пространства, а также попытки «регионализации» мировыми элитами ЕС с целью усиления их собственного потенциала; проблема бюджетного федерализма и справедливого распределения налоговых отчислений.
3. В мировой практике сложилось несколько механизмов, позволяющих урегулировать (регулировать) проблему сепаратизма. К из числу можно отнести, во-первых, обеспечение политического, правового и экономического равенства между гражданами странового образования; во-вторых, формирование государственных органов с учётом этнического состава; развития вертикальных связей и фиксированного партийного представительства; в-третьих, преодоление региональной социально-экономической дифференциации; в-четвёртых, реализация принципа субсидиарности в регулировании отношений в системе «Центр- регион-местное самоуправление»; в пятых, совершенствование участия регионов в федеральном законотворческом и законодательном процессах.
4. Причины каталонского сепаратизма в политической сфере связаны с высоким уровнем централизации испанской короны, что в отдельные периоды приводило к репрессиям или дискриминации каталонцев; в экономической - с неэффективностью бюджетно-налоговой политики, превратившей регион- донор в заёмщика средств у Мадрида; в социокультурной - сохранением каталанского языка, традиций и обычаев каталонцев, несмотря на активную политику культурной унификации, не растворившихся в испанском «общем».
5. Несмотря на то, что история Каталонии и Шотландии имеет много общего - перманентные притеснения и кровавыми войнами за независимость у каталонского сепаратизма есть ряд коренных отличий от шотландского. Во - первых, каталонцы имеют свой язык, которого лишены шотландцы, что усиливает их противостояние Мадриду; в тоже время каталонцев объединяет с испанцами религия, а во взаимоотношениях шотландцев с англичанами религия является разъединяющим фактором. Во-вторых, действия Мадрида в отношении Каталонии, менее гибкие, чем отношения Лондона к Белфасту: например, несмотря на возможность формирования самостоятельных государственных органов, каталонцы ограничены возможностью проведения референдумов, в то время как стратегия Лондона в значительной степени коррелирует с идеей регионализации Европы, предоставляющей право на самоопределение народам, населяющим различные регионы и мирное разрешение конфликтов в системе «центр-регион». В-третьих, социальный и экономический потенциал Каталонии превосходит потенциал и Шотландии, что ведёт к активной позиции Мадрида в отношении недопущения отделения региона; Великобритания менее активна в этом отношении. В-четвёртых, элитные группы в Каталонии менее спаяны с испанскими - с одной стороны, с другой стороны - радикальнее шотландских, фактически представляющих часть элиты Великобритании.
6. Гипотетически существует три варианта решения проблемы каталонского сепаратизма. Первый - силовое подавление Испанией «сепаратистов» Каталонии. Второй - длительные переговоры между Мадридом и Барселоной при посредничестве Европейского союза. Третий - отделение Каталонии от Испании и признание международным сообществом нового европейского государства. В настоящее время реализация каждого из вариантов развития ситуации представляется реалистичной.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
В настоящее время в границах порядка двухсот стран в общей сложности сосуществует несколько тысяч этнических групп, каждая из которых, в соответствии с правом народов на самоопределение, de jure обладает потенциальной возможностью образовать новое страновое пространство, сформировать собственное государство и установить свои правила общественной жизни. Эта проблема тесно связана с осознанием своей идентичности населением внутригосударственных регионов современных государств, опирается на историю народа и политико-правовые практики, сложившиеся в мире в XX - начале XXI вв.
Сепаратизм характерен как для стран с примитивными, традиционными, так и с современными политическими системами, автократическими и демократическими режимами. В настоящее время сепаратистские тренды обнаруживаются и в авторитарном Китае, и в демократических - Австрии,
Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Италии, Канаде, Франции, Швейцарии, в том числе, и в России.
В современных условиях глобальных информационных сетей, сепаратизм, возникший на территории одной страны, может стимулировать сепаратистские настроения и тенденции на территории другого государства, вовлечь в этот процесс как страны региона, так и мировое сообщество. Сепаратистские тренды, возникшие в недрах противоречия «центр-регион», могут усиливаться внешнеполитическими актерами. Нередко сепаратизм связан и с политическим экстремизмом, терроризмом, что может привести и приводит к многочисленным человеческим жертвам, примером чему является история ДАИШ.
Изложенная выше проблематика имеет исследовательскую актуальность в контексте истории и теории международных отношений и внешней политики.
Состояние научной разработанности проблемы. Проблема сепаратизма сопровождается устойчивым научным интересом исследователей в области политических, социально-экономических, исторических, культурологических наук, международного права и международных отношений.
К проблеме сепаратизма обращались такие отечественные и зарубежные исследователи, как: А. В. Баранов, Ю. Г. Барсегов, В. П. Клачков, В. Кочарян, С. А. Подъяпольский, С. Б. Мирзоев, К. С. Пузырёв, Л. В. Сперанская, В. А. Тишков, Е. А. Трофимов, Ю. П. Шабеев, А. А. Шахина и др.
По данной проблематике были защищены диссертации
A. В. Авраменко, И. В. Бочкарниковым, Р. М. Кочкаровым,
Н. В. Остроуховым, А. Е. Поляковым2 и другими исследователями.
Федерализм, в том числе как инструмент минимизации сепаратистских трендов рассмотрен в трудах: Р. Г. Вагизова, В. В. Гайдук, И. Б. Гоптаревой, Б. Л. Железнова, О. А. Заячковского, Ж. Ортмонбекова, О. В. Михайлова,
B. Б. Пастухова, И. Н. Фалалеевой, Р. С. Хакимова, Ш. Ш. Ягудина3 и других учёных.
Проблему сепаратизма в различных странах и регионах, в том числе, в испанской Каталонии изучали: А. В. Баранов, М.В.Белозерова, Г.И.Волкова, М. А. Домарева, М.В.Ларионова, А. А. Орлов, А. Ю. Тамарович, Б. Н. Халитов, С. Хенкин, Д. И. Щербинин, Ш. Джонес, М. Фернандес4 и др.
Несмотря на достаточную изученность проблемы, её актуальность требует постоянного внимания и обращения с целью анализа актуальных практик, выявления возникающих трендов и тенденций.
Объектом исследования является феномен сепаратизма как явления, развивающегося в контексте взаимовлияния внутренней политики современного государства с его внешней политикой и на фоне тенденций в современной глобальной и региональной повестке.
Предметом исследования является «Каталонский сепаратизм» в контексте исследования общих тенденций феномена сепаратизма, внутренней и внешней политики Испании, урегулирования внутриполитического кризиса на фоне тенденций в современной глобальной и региональных системах международных отношений.
Цели исследования заключается в концептуальном осмыслении «Каталонского сепаратизма» как политического феномена, через выявление внутриполитических и международно-политических практик его урегулирования.
Задачи исследования:
- дать определение сепаратизму как политическому явлению, определить его генезис, природу, признаки, провести классификацию;
- рассмотреть современные международно-правовые механизмы урегулирования проблемы сепаратизма и определить степень их использования на примере Каталонского кризиса;
- установить политические, экономические и социальные предпосылки и причины Каталонского сепаратизма;
- рассмотреть особенности Каталонского сепаратизма и выявить перспективы его разрешения;
- выявить наличие международно-политического контекста в Каталонском кризисе в части его влияния на глобальную и региональную безопасность;
- рассмотреть в рамках Каталонского кризиса теоретическую проблему возникающих взаимосвязей между общим запросом общества на этнополитическую идентичность в контексте права наций на самоопределение и принципом территориальной целостности;
- рассмотреть Каталонский кризис как теоретическую проблему взаимодействия и взаимовлияния внутренней и внешней политики Испании, определить формы реализации внутренней и внешней политики Испании при разрешении этого кризиса.
Хронологические рамки. Нижняя граница исследования - начало XXI века. Верхняя граница ограничивается 2018 годом, логическим завершением текущего этапа развития Каталонского кризиса. Вместе с тем, для понимания истоков каталонского сепаратизма, его природы, предпосылок и причин каталонского феномена, автор обращался и к более ранним хронологическим периодам.
Источники диссертации разделены на 4 группы:
Нормативно-правовые акты, основными из которых стали конституционные акты Великобритании, Австралии, Канады, Бельгии, Индии, Испании, Российской Федерации, США, ФРГ. Привлечены нормативные акты Испании и Каталонии: Конституция Испании, Статут об автономии Каталонии, Декларация независимости Каталонии, Декларация о суверенитете и праве народа Каталонии на самоопределение, Декларация о начале процесса независимости Каталонии, Закон о юридическом переходе и основании Республики, Постановления Конституционного Суда Испании. Исследован в этой связи Хельсинкский Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, Устав ООН, Доклад о законодательной инициативе Венецианской комиссии на 77-м пленарном заседании (Венеция, 12-13 декабря 2008 г.).
Статистические данные международных организаций.
Материалы иностранных и российских СМИ, для раскрытия реакции общества на каталонский кризис.
Выступления политиков и государственных деятелей: К.Пучдемона, М.Рахоя, Филиппа VI, Д.Туска, А.Гутерреша, Э.Макрона, М.Захаровой, Д.Пескова, Д.Трюдо, А.Меркель, Д.Трампа, В.Путина, Пан Ги Муна, Т.Мэй, Й.Столтенберга и др.
Методология исследования основана на применении общенаучных методов анализа и синтеза, а также исторического, сравнительно-исторического методов, метода системного анализа и др.
Новизна исследования состоит в том, что, автором диссертации, на основе многочисленных источников и литературы:
- определена степень использования современных международно-правовых механизмов урегулирования проблемы сепаратизма на примере Каталонского кризиса;
- выявлены основные способы оптимизации отношений «центр-регион»;
- определена специфика каталонского сепаратизма;
- рассмотрев особенности Каталонского сепаратизма и выявлены перспективы его разрешения;
- выявлено наличие международно-политического контекста в Каталонском кризисе в части его влияния на глобальную и региональную безопасность;
- раскрыты основные пути решения проблемы сепаратизма в Испании (каталонского сепаратизма);
- сделаны выводы о наличии взаимосвязей между общим запросом общества на этнополитическую идентичность в контексте права наций на самоопределение и принципом территориальной целостности;
- определены формы реализации внутренней и внешней политики Испании при разрешении Каталонского кризиса.
Основные положения автора для обсуждения:
1. В отечественной науке не сложилось единого понимания термина «сепаратизм». Как правило, под ним понимается стремление территориально организованной общности к обособлению и выходу из состава странового образования по этническим, религиозным, экономическим и иным мотивам. Причины сепаратистского тренда, как правило, связываются в автократиях с девиантным поведением «сепаратистов», в демократиях - с правом народов на самоопределение. Термин сепаратизм тесно связан с терминами «федерализм», «регионализм», «автономизм», но не равнозначен им.
2. Причинами современного сепаратизма являются: несовершенство международного законодательства, вызванное, в частности, коллизией между правом народов на самоопределение и принципом территориальной целостности. Несмотря на то, что международное право в рамках «правоохранительной клаузулы» устанавливает условия, определяющие приоритет права народа на самоопределение и принцип целостности государства, коллизия порождает проблему double standard; централизация как на уровне страновых образований, так и на уровне глобального политического пространства, а также попытки «регионализации» мировыми элитами ЕС с целью усиления их собственного потенциала; проблема бюджетного федерализма и справедливого распределения налоговых отчислений.
3. В мировой практике сложилось несколько механизмов, позволяющих урегулировать (регулировать) проблему сепаратизма. К из числу можно отнести, во-первых, обеспечение политического, правового и экономического равенства между гражданами странового образования; во-вторых, формирование государственных органов с учётом этнического состава; развития вертикальных связей и фиксированного партийного представительства; в-третьих, преодоление региональной социально-экономической дифференциации; в-четвёртых, реализация принципа субсидиарности в регулировании отношений в системе «Центр- регион-местное самоуправление»; в пятых, совершенствование участия регионов в федеральном законотворческом и законодательном процессах.
4. Причины каталонского сепаратизма в политической сфере связаны с высоким уровнем централизации испанской короны, что в отдельные периоды приводило к репрессиям или дискриминации каталонцев; в экономической - с неэффективностью бюджетно-налоговой политики, превратившей регион- донор в заёмщика средств у Мадрида; в социокультурной - сохранением каталанского языка, традиций и обычаев каталонцев, несмотря на активную политику культурной унификации, не растворившихся в испанском «общем».
5. Несмотря на то, что история Каталонии и Шотландии имеет много общего - перманентные притеснения и кровавыми войнами за независимость у каталонского сепаратизма есть ряд коренных отличий от шотландского. Во - первых, каталонцы имеют свой язык, которого лишены шотландцы, что усиливает их противостояние Мадриду; в тоже время каталонцев объединяет с испанцами религия, а во взаимоотношениях шотландцев с англичанами религия является разъединяющим фактором. Во-вторых, действия Мадрида в отношении Каталонии, менее гибкие, чем отношения Лондона к Белфасту: например, несмотря на возможность формирования самостоятельных государственных органов, каталонцы ограничены возможностью проведения референдумов, в то время как стратегия Лондона в значительной степени коррелирует с идеей регионализации Европы, предоставляющей право на самоопределение народам, населяющим различные регионы и мирное разрешение конфликтов в системе «центр-регион». В-третьих, социальный и экономический потенциал Каталонии превосходит потенциал и Шотландии, что ведёт к активной позиции Мадрида в отношении недопущения отделения региона; Великобритания менее активна в этом отношении. В-четвёртых, элитные группы в Каталонии менее спаяны с испанскими - с одной стороны, с другой стороны - радикальнее шотландских, фактически представляющих часть элиты Великобритании.
6. Гипотетически существует три варианта решения проблемы каталонского сепаратизма. Первый - силовое подавление Испанией «сепаратистов» Каталонии. Второй - длительные переговоры между Мадридом и Барселоной при посредничестве Европейского союза. Третий - отделение Каталонии от Испании и признание международным сообществом нового европейского государства. В настоящее время реализация каждого из вариантов развития ситуации представляется реалистичной.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Актуальность проблемы каталонского сепаратизма в международных отношениях обусловлена рядом факторов. Во-первых, сложностью самой проблемы сепаратизма, упирающуюся в коллизию, создаваемую правом народов на самоопределение и принципом нерушимости страновых границ. Несмотря на наличие «предохранительной клаузулы», указанной в Декларация о принципах международного права 1970 года и предполагающей рассмотрение соотношения права народов на самоопределение и принципа территориальной целостности при учёте соблюдения государствами в своих действиях принципа равноправия и самоопределения, представительства всего народа, недискриминированности, коллизия создаёт условия для double standard, позволяя исходить из интересов сильных мировых игроков, нередко в ущерб интересов слабых. Во-вторых, различным пониманием сепаратизма - либо как инструмента разрешения региональными сообществами собственных проблем в условиях отсутствия на них позитивной реакции со стороны центральных государственных органов, либо как инструмента региональных элит удовлетворить собственные интересы или интересы других государств путём распада странового и государственного образований. В-третьих, идеологической борьбы между представителями различных групп в мировой политической элите - сторонников концепции «Европа автономных регионов» и концепции «Европа отечеств», первые из которых нацелены на реализацию стратегии по усилению регионов, вторые - национальных государств. Фактически, первая концепция связана с формированием Европейского союза как мегагосударства, усилением его политической и экономической мощи. В- четвёртых, разновекторностью процессов стабилизации на уровне страновых образований, в значительной степени связанных с политическими, социальными, экономическими, культурными и другими особенностями регионов.
Исследование каталонского сепаратизма позволило выявить его причины, находящиеся в области истории - борьбы каталонцев за свою
независимость, сопровождавшуюся репрессиями со стороны Испании; экономики - разницы в экономическом потенциале между Каталонией и Испанией, стремлении испанского государства решить проблемы, возникшие в ходе мирового финансового кризиса за счёт каталонцев; социальные - уровне жизни каталонцев и испанцев, а de facto в социальном расслоении между двумя народа Испании; культурном - отсутствии гармонической культурной связи (прежде всего, лингвистической) между народами Испании и Каталонии; и, наконец, дефектов политического развития, связанных с испанской централизацией и унитаризмом, а также с политикой сторонников регионализации и суверенизации в Европейском союзе. Несмотря на то, что данные проблемы решаются испанским государством, наличие и рост сепаратистского тренда демонстрирует их слабую эффективность.
На наш взгляд, решение проблемы каталонского сепаратизма должно осуществляться с учётом мировых трендов глобализации и регионализации, здравого смысла и оправданных рисков со стороны всех участников данного процесса. Так, испанское государство должно широко использовать все имеющиеся в политической практике современных демократических стран механизмы решения проблемы распада странового образования - реализовать договорные начала в отношениях Испания-Каталония, вместо гибрида унитарно-федеративное государство с сильным центром, приступить к построению реального федерализма на основе принципа субсидиарности; усилить влияние палаты региональных представителей и реализовать идею со - общественной демократии, максимально разгрузив центральный аппарат. Каталонские элиты - понять последствия отделения региона от Испании, в частности связанным с нарушением экономических связей с Мадридом и вхождением в ЕС. Европейские элиты - последствия балканизация Европы, оценить возможность влияния на европейское сообщество исламского фактора, новых «цепных» реакций, который может спровоцировать каталонский сепаратизм в разных уголках планеты.
Исследование каталонского сепаратизма позволило выявить его причины, находящиеся в области истории - борьбы каталонцев за свою
независимость, сопровождавшуюся репрессиями со стороны Испании; экономики - разницы в экономическом потенциале между Каталонией и Испанией, стремлении испанского государства решить проблемы, возникшие в ходе мирового финансового кризиса за счёт каталонцев; социальные - уровне жизни каталонцев и испанцев, а de facto в социальном расслоении между двумя народа Испании; культурном - отсутствии гармонической культурной связи (прежде всего, лингвистической) между народами Испании и Каталонии; и, наконец, дефектов политического развития, связанных с испанской централизацией и унитаризмом, а также с политикой сторонников регионализации и суверенизации в Европейском союзе. Несмотря на то, что данные проблемы решаются испанским государством, наличие и рост сепаратистского тренда демонстрирует их слабую эффективность.
На наш взгляд, решение проблемы каталонского сепаратизма должно осуществляться с учётом мировых трендов глобализации и регионализации, здравого смысла и оправданных рисков со стороны всех участников данного процесса. Так, испанское государство должно широко использовать все имеющиеся в политической практике современных демократических стран механизмы решения проблемы распада странового образования - реализовать договорные начала в отношениях Испания-Каталония, вместо гибрида унитарно-федеративное государство с сильным центром, приступить к построению реального федерализма на основе принципа субсидиарности; усилить влияние палаты региональных представителей и реализовать идею со - общественной демократии, максимально разгрузив центральный аппарат. Каталонские элиты - понять последствия отделения региона от Испании, в частности связанным с нарушением экономических связей с Мадридом и вхождением в ЕС. Европейские элиты - последствия балканизация Европы, оценить возможность влияния на европейское сообщество исламского фактора, новых «цепных» реакций, который может спровоцировать каталонский сепаратизм в разных уголках планеты.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА НА ПРОЦЕСС САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КАТАЛОНИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Проблема сепаратизма в Испании в конце XX - начале XXI веков:
на примере Страны Басков и Каталонии
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Региональный сепаратизм в Испании в XX-XXI вв
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2023 - Фактор референдумов о независимости в изменении статуса сепаратистских регионов в Европе на примере Шотландии и Каталонии
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ''CATXIT'': особенности конструирования политической картины мира в Испании и Каталонии
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - CATXIT'': особенности конструирования политической картины мира в Испании и Каталонии
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018



