Введение 3
Глава 1. Политика РФ на Ближневосточном направлении 10
1.1. Характер отношений с Израилем 11
1.2. Позиция по урегулированию конфликта в Палестине 14
Глава 2. Политика США на Ближневосточном направлении 20
2.1. Характер отношений с Израилем 21
2.2. Позиция по урегулированию конфликта в Палестине 25
Глава 3. Особенности внешней и внутренней политики Израиля 36
3.1. Особенности внутренней политики 36
3.2 Особенности внешней политики государства Израиль 39
3.3. Аннексированные территории 41
3.4. Характер отношений с Саудовской Аравией 47
Глава 4. Палестинский конфликт: «От конфронтации к переговорам». Современное состояние 59
4.1. Палестинский конфликт: «От конфронтации к переговорам» 59
1. Заключение 77
Постановка проблемы. Ближневосточный регион является одним из приоритетных направлений внешней политики большинства государств. Следует отметить, что данный регион обладает колоссальной динамикой политических процессов. За последнее десятилетие мы могли наблюдать крах и становление новых политических режимов, образование новых очагов конфликтов, которые не затихают и по сей день, а так же процесс появления новых игроков на геополитической карте региона.
В данном исследовании нас интересует вопрос взаимодействия США и России по вопросу урегулирования Палестино-Израильского конфликта в постбиполярный период. А именно их роль и влияние, оказываемые на процесс урегулирования затянувшегося конфликта, который на фоне недавних событий приобрел «новый виток» в развитии. Следует учитывать, что на сегодняшний день, многие события в нашем мире, будь то внутриполитические процессы государства или же процесс формирования вектора его внешней политики, военное противостояние в определенной части мира, падение или становление политических режимов не обходятся без внимания более могущественных «покровителей», или же гегемонов миропорядка. Такой фактор присутствует и в политике государств Ближневосточного региона, а именно фактор внешнеполитического посредничества. Влияние, оказываемое на процесс принятия решения или же процесс самоопределения может нести за собой как негативные так и положительные последствия.
Актуальность исследования. Важность проводимых работ в исследовании заключается в изучении новых реалий, сложившихся в современный период в процессе урегулирования конфликта. Сам механизм деэскалации данной ситуации представляет собой не меньший интерес. В урегулировании данного конфликта кроется секрет установления мира в Ближневосточном регионе. Понимание хода данного процесса, его
«эволюция» в современных реалиях «агрессивной среды» является важным для развития хода Ближневосточной научной мысли.
Научная новизна исследования в том, что по указанному в заглавии промежутку времени существует множество работ, но они лишь характеризуют конкретные события. В данной же работе предпринята попытка объединить все основные события, которые произошли и происходят в отношениях между данными государствами, а именно между Палестиной и Израилем, и беспристрастно составить картину отношений между ними, и доказать наличие и необходимость фактора
внешнеполитического посредничества со стороны России и США.
На данный момент существует множество таковых прецендентов. В том числе урегулирование Палестино-Израильского противостояния невозможно без такового политического инструмента, а именно ключевым здесь является фактор воздействия на политический процесс
самоопределения государства и деэскалацию конфликта США и России. В ходе работы мы попробуем в полной мере разобрать все положительные и отрицательные аспекты такового фактора.
Предметом исследования являются Палестино-Израильские отношения, обладающие колоссальной динамикой, при наличии фактора внешнеполитического воздействия извне, а именно влияния России и США на процесс демилитаризации обстановки в постбиполярный период.
Объектом исследования являются методы и средства, применяемые обеими сторонами, а именно Палестиной и Израилем для достижения взаимопонимания и мирного урегулирования конфликта на Ближнем Востоке, а так же взаимодействие со своими внешнеполитическими партнерами - США и Россией.
Цель исследования: рассмотреть «генезис» диалога по
«Ближневосточному урегулированию» между Палестиной и Израилем в постбиполярный период, сквозь призму внешнеполитического посредничества зарубежных партнеров - России и США.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть ход и состояние налаживающегося диалога между Палестиной и Израилем в постбиполярный период истории при факторе внешнеполитического посредничества СССРРоссии.
2. Рассмотреть ближневосточный вектор внешней политики США и особенности отношений с Палестиной и Израилем в постбиполярный период истории, а так же процесс «Ближневосточного урегулирования» при факторе внешнеполитического посредничества США.
3. Проанализировать особенности внутренней и внешней политики Израиля, в особенности характер внутренней политики по отношению к проживающему на аннексированных территориях населению «в свете» его неотъемлемого участия в процессе урегулирования палестино-израильской проблемы при помощи уровневого анализа.
4. Провести анализ конфликта в Палестине на постбиполярном временном отрезке. Исследовать генезис противостояния посредством историко-генетического метода анализа.
Хронологические рамки исследования охватывают постбиполярный период мироустройства с 1991 - 2006 гг.
Нижней границей исследования магистерской диссертации является 1991 г. вследствие окончания постбиполярного периода, а именно интерес исследования заключается в генезисе ситуации, вследствие падения СССР и формирования России, следствием чего стал спад политической активности России в начале 90-х гг. и переход инициативы в урегулировании процесса к США. Именно в данный период внешняя политика стран на ближневосточном направлении, а так же Израиля и Палестины претерпевает
политические метаморфозы, которые заложат в дальнейшем «базу» в урегулировании данной конфронтации на многие года.
Верхней границей исследования магистерской диссертации является 2006 г., вследствие того, что ситуация приобретает новый «виток» в развитии, а именно вследствие нескольких причин: росту заинтересованности обеих стран в ближневосточном геостратегическом регионе в плане усиления влияния на политику стран Ближнего Востока, а именно Палестины и Израиля; переход инициативы по ближневосточному урегулированию от США к Российской Федерации, вследствие применения сторонами разного рода инструментария в разрешении конфликта; переустройство ближневосточного геополитического пространства, а именно переход от биполярного мировоззрения к многополярному.
Степень изученности проблемы. Существует множество работ о проблематике отношений между странами Ближнего Востока, а именно между Палестиной и Израилем. Отношения между двумя государствами- антагонистами хорошо освещены в работе Д. В. Кузнецова «Проблемы Ближнего Востока и общественное мнение: Арабо-Израильский конфликт» , состоящая из двух частей, в которой поэтапно показан ход становления и нормализации отношений между двумя государствами. Так же стоит отметить работу А. Д. Эпштейна «Израильтяне и палестинцы. От
Л
конфронтации - к переговорам и обратно ». Книга является монографией, в которой, анализируется ход переговорного процесса между политическими лидерами Израиля и Палестины в период 1990 - 2000-х гг. В которой так же явно прослеживаются позиция и взгляды автора на переговорный процесс, который, по его мнению, должен отличаться от предыдущей двусторонней системы урегулирования, а именно должен стать более открытым и многосторонним. В конкретике же автор является сторонником
тройственного подхода к урегулированию конфронтации при
внутри-региональном посредничестве Израиля, Египта и Иордании.
Актуальными по данной проблематике являются и множество других работ, которые упомянуты в списке использованной литературы и источников, информация из которых была активно задействована в данной работе. Более широкую огласку получает данная проблема в СМИ, в силу недостоверности некоторых источников, недостатка достоверной
информации, анализировать ряд источников представляется большой трудностью. Данная работа рассматривает аспекты диалогов между США и Россией и странами Ближнего Востока, а именно Палестиной и Израилем.
Источниковая база. В качестве источников для написания работы послужили дневники воспоминаний ветеранов локальных войн и миротворческих операций ООН и дневник воспоминаний Моше Даяна которые помогли воссоздать наиболее точную картину отношений между государствами и обстановку в целом, декларация прав человека , интервью Нетаньяху , речь Барака Обамы в Каире ,телефонное интервью с Шакиром Джавадом Аль-Хадари , обзор и анализ переписки некотрых жителей данных областей .
Так же для написания работы были использованы энциклопедии, историческая литература, СМИ и некоторые электронные ресурсы.
В качестве методологической основы исследования был выбран уровневый анализ, который впервые был опробован американским теоретиком К. Уолтцем, а именно в его труде «Человек, государство и война». На мой взгляд, данный метод оказался наиболее уместным для анализа международной обстановки в регионе. Он имеет 3 уровня для «обработки данных» исследования международных процессов: структурный (международная система), внутригосударственный (внутриполитические особенности государства), индивидуальные (т.е. особенности, характерные для лидера государства). Данный метод, на мой взгляд, хорошо подходит для анализа сложившейся в ходе процесса «мирного урегулирования» ситуации, а именно при анализе подходов сторон по достижению обстановки стабильности или же, как мы можем видеть «хрупкого мира».
Данный вид анализа был применен мной в процессе исследования подходов сторон по урегулированию палестино-израильского противостояния. Анализу подверглись 3 уровня каждой из стран: Палестины, Израиля и США. По отношению России не использовался стратификационный анализ, вследствие отсутсвия на территории оной достаточно влиятельного произраильского лобби, по соотношению с США. Вследствие данного анализа были проанализированы подходы стран к урегулированию конфликта, положение стран на международной арене, вследствие изменяющейся обстановки в международных отношений (а именно, вследствие «переустройства миропорядка»), а так же мнение населения сторон (более тщательному исследованию подверглись этносы, проживающие на территории противостояния, вследствие их большей заинтересованности в скором урегулировании конфликта).
Так же актуальными методами исследования оказались: историко-генетический (наиболее часто применялся для анализа генезиса и причинно - следственной связи палестино-израильского противостояния и обстановки на мировой арене вокруг палестино-израильской проблемы), сравнительный анализ (применялся при анализе обстановки в регионе, сложившейся на начальных этапах противостояния и в период, указанный в качестве верхней границе исследования, сквозь призму международных отношений) и контент-анализ (был применен при исследовании массивов информации, продуктов коммуникативной корреспонденции и анализе СМИ, освещающих ситуацию в данном регионе).
Научно-практическая значимость исследования: данное
исследование может представлять интерес, как для историков и политологов, заинтересованных в исследовании проблематики урегулирования «Ближневосточного вопроса» при задействовании фактора внешнеполитического посредничества держав мира, так для специалистов по общим проблематикам международных отношений. Оно может быть использовано для разработки специализированных курсов, а так же при составлении учебных пособий для студентов ВУЗов.
Структура работы определяется ее содержанием. Магистерская работа состоит из 4 глав, соответствующим задачам исследования, введения, заключения, списка использованных источников и литературы
В проведенном диссертационном исследовании мы предприняли попытку предать аналитическим суждениям закономерности, логику и динамику развития отношений между Палестиной и Израилем при непосредственном воздействии фактора внешнеполитического посредничества США и СССР, а после преемницы страны Советов - Российской Федерации. Рассмотрение данной проблематики велось посредством рассмотрения сквозь призму аналитических суждений двух переменных: 1) вопрос палестино-израильского
урегулирования, который иначе известен как процесс «мирного урегулирования» или же «ближневосточное урегулирование»; 2) фактор внешнеполитического посредничества США и СССР (позже РФ) в достижении «взаимопонимания» в кризисе отношений между сторонами.
С этой целью были исследованы истоки и эволюция отношений между США и Израилем, СССР (а позже РФ) и Израилем, позиции сторон по отношению к урегулированию «Ближневосточного конфликта», а так же ход и развитие палестино-израильского конфликта.
Главным инструментарием для достижения определенного рода результатов послужили уровневый анализ, контент-анализ, историко- генетичнский анализ и сравнительный анализ.
Раскрыть общие закономерности в развитии диалога, на мой взгляд возможно только посредством анализа ряда факторов, действовавших на внутреннее и внешнее устройство государство сквозь 3 уровня - структурного, внутригосударственного и индивидуального.
Структурные ограничения действовали по ходу всего процесса «мирного урегулирования» кризиса в палестино-израильских отношениях. Характерные для них метаморфозы были вызваны вследсвие «перекройки» мироустройства и карт геополитического влияния государств-лидеров (в данном случае СССР (а позже РФ) и США) на рассматриваемый регион доступным для них инструментарием.
Так же стоит «брать в расчет» крах биполярной системы международных отношений, который так же возымел свои последствия, отразившиеся как на Ближневосточном регионе, так и на уровне вовлеченности сторон в процесс разрешения конфликта. Основными рычагами являлись: оказание «добрых услуг», то есть посредством оказания давления на враждующие стороны «возлагая на плечи» роли коспонсоров, посредников и миротворцев, а так же санкционное воздействие на одну из сторон, которая вопреки достигнутым мирным договоренностям, преступала нормы международного права.
Не менее важным является внутригосударственный уровень для анализа палестино-израильского кризиса. Спектр внутригосударственных особенностей государств, в данном случае Палестины и Израиля, играли немаловажную роль в урегулировании кризиса. В данном случае можно сказать главенствующую после, фактора наличия индивидуальных личностных качеств и убеждений у правящей государством персоны.
Данный уровень для удобства рассмотрения был разбит на 2 подуровня: 1) политика, проводимая по отношению к этническим
меньшинствам, в особенности комплексный критерий оценки применим к государству Израиль; 2) особенность политической предрасположенности населения.
Разбиение структурного уровня анализа на 2 составляющие обусловлено наиболее полным составлением картины происходящего на «поприще» процесса «Ближневосточного урегулирования». Народ является одним из главных и решающих факторов в проведении и формировании политики государства. Именно народ влияет на выбор глав государства и дальнейшее формирование политики. В данном случае это - этнические арабские меньшинства. Сам вопрос взаимодействия на территории на Израиля нескольких этнических конфессий вызывает интерес, в особенности эволюция данного вопроса. Посредством народной призмы отношения к арабскому населению на территории государства Израиль можно проследить политику, проводимую государством по отношению к государствам арабского мира.
Второй подуровень - это политическая предрасположенность населения или же заинтересованность в политической жизни государства. Для населения Палестины и Израиля внешнеполитическая программа правящих партий была важным аспектом в принятии решения на выборах. В особенности огромный интерес вызывает данный фактор по отношению к правительствам других государств. В данном случае США, так как на его территории находится произраильское лобби неразрывно связанное с партией «евангелистов-демократов». Наиболее часто такового рода связь проявлялась в процессе принятия внешне-политических приоритетов государствами-посредниками по урегулированию палестино-израильского кризиса. Данная особенность проявлялась в основном в начальной стадии процесса мирного урегулирования и ближе к нижней границе нашего исследования.
Как уже было сказано выше, о расстановке приоритетов уровней анализа, которые прямо-пропорциональны политике сторон по урегулированию кризиса, первым по-важности, на мой взгляд, является фактор индивидуальных особенностей личности, которые, порой, оказывали, куда большее влияние, нежели население и внутригосударственные особенности развития сторон.
Так, например хорошие отношения Б. Клинтона и И. Рабина поспособствовали нормализации процесса мирного урегулирования, посредством созыва конференций и выработке мер в период осложнения внутригосударственных «дрязг» со стороны СССР, и, как следствие, невовлеченность в процесс мирного урегулирования. Или же наоборот признание Российской Федерации главным коспонсором и «миротворцем» во времена правления Буша-младшего, который своей внешнеполитической игрой и внутригосударственными «перепетиями» усугубил ситуацию для США на ближневосточном векторе внешней политики, что так же привело к утрате роли главного «миротворца» и спонсора в процессе «мирного урегулирования», и, как следствие, к обоюдному ухудшению отношений между сторонами.
Как отмечают большинство экспертов, как Ближневосточного региона, так и западного мира, что существует существенная разница в подходах по урегулированию Палестино-Израильского конфликта, в данном случае мы являемся сторонниками «реалистичного подхода» к урегулированию, и оттого - укрепляются позиции РФ на Ближневосточной карте посредством роста интереса Ближневосточных держав к России.
А так же не стоит упускать из «поля зрения» деятельность РФ на международной арене данного геополитического региона посредством активного участия в «квартете» совместно с западными Державами. На основании чего мы можем сделать предположение о том, что в скором времени РФ может перехватить «инициативу» лидерства у Западных держав.
Что вполне приемлемо, если рассматривать эволюцию подходов к процесс мирного урегулирования с Российской стороны, а также вовлеченность в «водоворот процессов» на Ближнем Востоке. Коренной особенностью, которая отличает манеру проведения политики РФ на ближне-восточном направлении от США - «прагматизм» и «реализм», которые так и остались неизменными составляющими политики со времен СССР и не потеряли своей актуальности. Период отстраненности СССР от роли посредника, связанная с падением государства Советов, сменилась периодом возобновления отношений с ближневосточными партнерами.
Процесс сближения можно наблюдать с приходом к власти В.Путина и утверждением кандидатуры на пост министра иностранных дел Е.М. Примакова. Что с подвигло Российскую Федерацию постепенно возвращается в большую политику, в том числе возросла роль России в решении наиболее актуальных ближневосточных и международных проблем, например сирийский кризис, арабо-израильский конфликт, соблюдение режима нераспространения ОМУ на территории Ближнего Востока. В данном случае нас интересует роль Российской Федерации в урегулировании палестино-израильского конфликта, процесс «отладки» отношений с Израилем и Саудовской Аравией, усиление роли ВПК на территории Ближнего Востока и постепенное наполнение его Российским образцами вооружения и техники.
Так же стоит отметить постепенный возврат дружественных и партнерских отношений со странами социалистического лагеря на территории Ближнего Востока, которые оставались долгое время без союзника вследствие развала СССР и формированию постсоветского пространства в ближневосточном регионе. Отличительной особенность в политике РФ на Ближневосточном направлении является процесс постепенного «втягивания» государств арабского, не социалистического мира в свою орбиту, что тоже представляет большой интерес для ознакомления, в особенности процесс установления дипломатических и доверительных отношений между государствами с разнонаправленными политическими режимами.
Политика США на Ближневосточном направлении яляется одним из приоритетных векторов внешней политики со времен холодной войны по наши дни. В особенности возросший интерес к Ближневосточному направлению и палестино-израильской проблеме со стороны других мировых держав обусловлен прекращением биполярной конфронтации. Что интересно, так это то, что в период холодной войны столкновения между арабскими государствами и Израилем были прямо-пропорциональны конфронтации на региональном уровне СССР и США, как впрочем, и в наши дни.
Ценность Ближневосточного региона для США была очень высока во всех отношениях - от экономических аспектов до геостратегического положения региона.
Так же основным направлением внешней политик США является обеспечение выживания еврейского народа и защита интересов еврейского государства идет в разрез с налаживанием отношений с другими государствами арабского мира с целью обеспечения доступа США к нефтяным ресурсам. Так как большинство арабских государств(монархий) на рассматриваемый временной отрезок находились в неприятельских отношениях с Израилем (на современный период ситуация изменилась, но не в корне). В особенности характер отношений между государствами арабского мира и Израилем обуславливался наличием у последних сложной ситуацией в отношениях с ПНА, а именно кризисом, развивающимся в геометрической прогрессии от переговоров к полномасштабным боевым действиям.
Не смотря на нестабильную обстановку на геостратегическом пространстве Ближневосточного региона, достижение мира впринципе возможно. Истории известен факт принятия на себя обязательств о заключении перемирия на полгода между Израилем и ХАМАСом - «тахдия» (с арабского режим прекращение огня). Таким образом, о достижении мира на данный момент речи пока и не может быть. Но достижение «минимализации возможного вреда», - вполне осуществимая реальность, которой придерживаются стороны. Неумалима роль в процессе стабилизации Иордании и Египта, а именно политического посредничества. Также, возможно речь здесь может идти о контроле Египтом над территорией Сектора Газы, а Иорданией над западным берегом реки Иордан, но вероятность такого политического блицкрига слишком мала. То, что наиболее вероятно это - сохранение статуса-кво Израильской и Палестинской стороной, а именно политики недопущения эскалации конфликта.
Политика «мирного урегулирования» на данный момент не теряет своей актуальности, но правящие круги сторон и население Палестины и Израиля сейчас больше заинтересованы в предотвращении наростания напряженности в отношениях и эскалации конфликта. На мой взгляд такой путь является наиболее разумным на данный момент, пока стороны не будь готовы к выработке обоюдовыгодных мер, которые, в свою очередь, приведут к стабилизации обстановки в регионе. Возврат к нормам, выработанным вследствие переговорных процессов в Осло, Кэмп-Дэвиде, Табе, Шарм аш-Шейхе, Вашингтоне и Аннаполисе сейчас не представляется возможным. Лучше достигнутый «хрупкий мир», или же в данном случае поддержание режима «минимализации возможного вреда», нежели война, последствия которой до сих пор «отдаются эхом» сквозь поколения в отношениях между обеими