ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОНФЛИКТА 4
1.1. Понятие организационного конфликта 4
1.2. Виды и типы организационных конфликтов 8
1.3. Источники организационных конфликтов 11
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В ООО «ПЕРМСКАЯ ИНТЕРНЕТ КОМПАНИЯ» 13
2.1.Организационная характеристика деятельности ООО «Пермская Интернет Компания» 13
2.2. Анализ конфликтных ситуаций в ООО «Пермская Интернет Компания» 16
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ КОНФЛИКТОВ В ООО «ПЕРМСКАЯ ИНТЕРНЕТ КОМПАНИЯ» 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
В управлении персоналом проблема подбора и расстановки кадров не единственная, а часто и не самая сложная. Чем острее конкуренция в той сфере, где действует организация, чем крупнее сама организация (а следовательно, больше штат ее сотрудников), чем выше квалификация персонала, тем острее другие проблемы.
Конфликт в организации – это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений в рамках организации или в междуорганизационном пространстве. В психологии пока не сложилось общепринятого понимания сущности конфликта. Одни авторы трактуют его как столкновение, противодействие, противоречие. Другие понимают конфликт как вид общения, ситуационную несовместимость, ситуацию ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. Среди сущностных черт конфликта выделяют: наличие противоречия между субъектами, их противодействие, негативные эмоции по отношению друг к другу. Конфликты происходят и в больших компаниях, и в маленьких фирмах, они могут привести к закрытию организации. Поэтому изучение конфликтов в организации - актуальная тема.
В настоящее время исследование конфликтов относится к наиболее динамично развивающейся области психологии. Конфликт представляет собой явление, которое играет особую роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми, наконец, в жизни общества в целом.
Целью данной работы является рассмотрение конфликта как социально- психологического процесса, характеризующегося определенными стадиями протекания и выполняющего специфические функции в отношении между людьми.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
дать теоретическую характеристику основных концепций и моделей организационного конфликта;
оценить конфликтную ситуацию в ООО «Интернет Компания»;
определить методы разрешения выявленных конфликтов.
Предмет курсовой работы - процессы возникновения, протекания и разрешения конфликтов.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений.
Для этого были использованы три методики: диагностика стратегий поведения в конфликте К. Томаса, диагностика самооценки и оценки другими конфликтности личности, социограмма. Полученные результаты были подвергнуты статистическому анализу, что позволяет говорить об их достоверности. В результате проведенного исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом.
Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни.
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия.
Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть - приводящие к конфликту непосредственно
В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.
Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то они функциональны. Если препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений, то они дисфункциональны. Так что нужно не раз и навсегда уничтожить все условия для возникновения конфликтов, а научиться правильно ими управлять. Для этого надо уметь анализировать конфликты, пони-мать их причины и возможные последствия.
Существуют два основных типа конфликтов - внутриличностный и межличностный. Необходимо четко различать, что конфликт у человека может быть, если не с самим собой, то с окружающими - и здесь, как говорится, третьего не дано.
Межличностный конфликт - трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.
В организациях данный тип конфликта проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины.
В межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.
В процессе управления межличностными конфликтами важно учитывать их причины и факторы, а также характер межличностных отношений конфликтантов до конфликта, их взаимные симпатии и антипатии.
В процессе выполнения курсовой работы были показаны эффективные методы управления конфликтом в ООО «Пермская Интернет Компания», стратегии и стили поведения, ведущие к наиболее выгодному исходу. В сложных конфликтных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенными для принятия здравого решения, появление конфликтующих мнений надо даже поощрять и управлять ситуацией, используя стиль решения проблемы.
После проведенных исследований и по их результатам в ООО «Пермская Интернет Компания» были предприняты ряд мер по предотвращению появления кризисных ситуаций, а именно:
Уточнены должностные инструкции менеджеров в части более четкого определения их прав и ответственности;
Проведены серьезные консультации психологов с менеджерами, предрасположенными к непродуктивному типу поведения в конфликтных ситуациях. Некоторые менеджеры были перемещены на менее ответственные участки производства.
Это лишь подчеркивает значимость умения управлять конфликтными ситуациями.
1. Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Конфликтология. - М.:ЮНИТИ, 2001.
2. Бородкин Ф.М, Коряк Н.М. Внимание, конфликт. - Новосибирск, 1989.
3. Веснин В.Р. Менеджмент. - М.: Проспект, 2005.
4. Виханский О.С., А.И. Наумов. Менеджмент / О.С. Виханский. - М.: Высш. школа.-2004.- 546с.
5. Генкин Б.М., Коновалова Г.А., Кочетков В.И. и др. Основы управления персоналом / под. ред. Б. М. Генкина. - М.: Высш. школа. – 2003.- 326с.
6. Громова О. Н. Конфликтология. - М., 1993.
7. Губанов С. А. Система организации и поощрения труда (опыт методической разработки) / под. ред. С. А. Губанова. – Экономист. – 2004. - №3. -15-19с.
8. Дункан Джек. У. Основополагающие идеи менеджмента. - М.: Дело.- 1995.- 354с.
9. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н.Новгород: НИМБ, 1997.
10. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. - СПб.: Питер, 2003.
11. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: "Дело ЛТД".- 2004.-56 с.
12. Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера. - СПб.: Питер, 2003.
13. Н. Волгин. Реформирование оплаты труда - проблема неотложная // Человек и труд. – 2003. - №3 . – 12-16 с.
14. О реформе заработной платы в России // Человек и труд. – 2003. - №2. – 34-39 с.
15. Обыденцова Т. П. Оплата труда на частном предприятии / Т.П. Обыденцовой . - Экономика и жизнь. – 2005. - №9. – 12-16с.
16. Пугачев В.А. Руководство персоналом организации. - М.: Асток -пресс, 1998.
17. Радаев В.В., Бузгалин А.В. Экономика переходного периода: Учебное пособие / Под ред. В.В. Радаев - М.: Из-во МГУ. – 2005. – 125с.
18. Розанова В., Беседина Н. Психологические особенности конфликтов /Под ред. Розановой В.В.// Управление персоналом. № 3 – 2008. – С. 12-22
19. Ротенберг В.С., Арщавский В.В. Поисковая активность и адаптация / под. ред. В.С. Ротенберга. - М.: Наука. – 2003.-369с.
20. Система оплаты, которая может стимулировать эффективный труд. Н. Дмитроченко // Человек и труд. – 2005. -№1. – 23-26 с.
21. Скотт Д.Г. Конфликты и пути их преодоления. – Киев: Внештогиздат, 2007. – 372 с.
22. Травин В.В, Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 1995.
23. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента / В.В. Травин - М.: Дело. – 2003. – 236с.
24. Уткин Э.А. Управление фирмой / под. ред. Э. А. Уткина. - М.: Акалис. – 2005. – 357с.
25. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997.
26. Фокин В.А. Динамическая модель конфликта. - М., 1996.