Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ О МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Работа №39251

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы99
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
488
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
I. Теоретические аспекты исследования роли деловых игр в формировании знаний о механизме государства у старшеклассников в процессе обучения школьников обществознанию 8
1.1 Этапы и особенности формирования знаний о механизме государства на уроках обществознания 8
1.2 Понятие, виды и особенности проведения деловых игр в образовательном процессе школы 22
II. Экспериментальное исследование роли деловых игр в формировании знаний о механизме государства у старшеклассников в процессе обучения школьников обществознанию 35
2.1 Организация выборки и описание методик исследования 35
2.2 Реализация программы формирующего этапа экспериментального исследования 43
2.3 Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа экспериментального исследования 51
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 62
Приложение 68

Актуальность исследования. Современная система образования в последнее время претерпела ряд изменений. Это выражается в появлении новых требований к организации образовательного процесса и его результатам. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) акцентирует внимание не только на формировании знаний, но и на развитии умений и навыков обучающихся, среди которых особое место занимают метанавыки. Основу ФГОС составляет системно-деятельностный подход, который подразумевает высокую степень самостоятельности обучающихся, разностороннюю коммуникацию в ходе образования, формирование системного представления о мире, явлениях и процессах.
Деловая игра — педагогическая технология, направленная на решение задач по развитию метанавыков и повышению эффективности усвоения знаний. Деловые игры, являясь активным методом обучения, имитируют практическую деятельность, что помогает увеличить время вовлеченности обучающихся в образовательный процесс, активизировать их самостоятельность, творческий и поисковый потенциал. Актуальность исследования обусловлена тем, что деловые игры, имея ряд преимуществ перед другими формами обучения, недостаточно используются при изучении блока «Политика» в обществознании.
Объектом исследования является формирование знаний о механизме государства у старшеклассников.
Предметом исследования выступает роль деловых игр в создании условий для усвоения старшеклассниками знаний о механизме государства.
Цель исследования: разработать и апробировать программу деловых игр для успешного формирования знаний о механизме государства у старшеклассников в процессе обучения обществознанию.
Гипотеза исследования. Формирование знаний о механизме государства у старшеклассников будет эффективнее, если:
• использовать потенциал интерактивных технологий на различных этапах формирования знаний о механизме государства в системе уроков обществознания;
• использовать деловые игры для реализации воспитательных задач и достижения предметных и метапредметных планируемых результатов урока.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать особенности и этапы формирования знаний о механизме государства на уроках обществознания;
2. Рассмотреть понятие, виды и особенности проведения деловых игр в процессе обучения обществознанию;
3. Подготовить теоретическую базу для проведения экспериментального исследования роли деловых игр в формировании знаний о механизме государства;
4. Провести экспериментальное исследование роли деловых игр в формировании знаний о механизме государства;
5. Проанализировать и интерпретировать результаты экспериментального исследования.
Теоретико-методологическая база исследования представлена нормативно правовыми документами, научными трудами и статьями по политологии, педагогике и методологии деловых игр.
Основным источником исследования является Конституция Российской Федерации , которая дает полное представление о механизме государства РФ, структуре и порядке взаимодействия государственных органов, отражает их компетенции и порядок формирования.
Нормативно-правовую базу исследования, определяющую направления развития основного и среднего общего образования, а также дисциплины «Обществознание» составляют: приказы Министерства образования и науки Российской Федерации , распоряжения Правительства, концепция преподавания дисциплины «Обществознание»
Источниками исследования также являются учебно-методические комплексы (УМК) по обществознанию, входящие в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования5: учебное пособие О. А. Котовой и Т. Е. Лисковой6, УМК под редакцией Л. Н. Боголюбова, линия УМК под редакцией Г. А. Бордовского . Сравнение данных линий УМК и пособий необходимо для выявления особенностей преподавания темы «Механизм государства» на разных этапах обучения.
Актуальным и дискуссионным в современной историографии остается вопрос определения понятия «механизм государства». Для решения задачи по анализу особенностей формирования знаний о механизме государства нами были использованы работы современных политологов и правоведов: Е. А. Парасюк , Л. П. Рассказова , В. Д. Перевалова и других.
В отечественной историографии вопрос деловых игр рассматривался на протяжении 60х-90х гг. XX века. Большую ценность при решении задачи по рассмотрению понятия, видов и принципов проведения деловых игр сыграл труд основоположницы теории деловых игр М. М. Бирштейн, написанный в соавторстве с Я. М. Бельчиковым .
Ряд научных трудов в современной историографии посвящен поиску новых педагогических технологий, анализу их места в образовательном процессе с началом реализации ФГОС. С помощью статей таких авторов как М. В. Напалкова , В. В. Бургат мы выявляли особенности проведения деловых игр на уроках. Учебно-методическое пособие Е. В. Зарукиной, помогло при решении задачи по организации выборки экспериментального исследования , так как дает не только теоретические знания о видах деловых игр, но и этапах подготовки их проведения.
При организации выборки экспериментальной части исследования мы использовали работу Л. П. Никитиной, в которой дается анализ деловых игр, с точки зрения психологической составляющей, выделены воспитательные цели данной педагогической технологии .
Методы исследования. При проведении исследования были использованы методы теоретического анализа (научной, методологической, политологической, литературы, соответствующей теме исследования), эмпирические методы (изучение педагогической документации, продуктов деятельности учащихся), экспериментальные методы (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента), а также педагогическое моделирование.
Научная новизна исследования состоит в предложенной программе деловых игр для изучения старшеклассниками темы «Механизм государства», внедрение которой способствовало повышению эффективности и результативности обучения, что было установлено после анализа результатов эксперимента.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
• выявлены особенности изучения темы «Механизм государства» на разных этапах обучения,
• охарактеризованы особенности использования, подготовки и проведения деловых игр в рамках курса обществознания,
• выявлены и экспериментально подтверждены положения эффективности использования деловых игр в рамках изучения темы «Механизм государства».
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы учителями обществознания и методистами для разработки методических пособий по использованию деловых игр и технологических карт уроков при изучении темы «Механизм государства».
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось с октября по декабрь 2018 года на базе МБОУ «Лицей 78» Приволжского района г. Казани. В педагогическом эксперименте принимали участие обучающиеся 8 «А» и 8 «Г» классов в количестве 52 человек.
Апробация результатов исследования. Ключевые результаты проводимого исследования были представлены и обсуждены на «Итоговой научно-практической конференции студентов Казанского Федерального университета» (25 марта 2019 г.).
Структура дипломной работы определяется поставленными целями и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Деловые игры являются одной из педагогических технологий, позволяющих учителю реализовать современные требования к организации образовательного процесса и его результатам. Целью исследования была разработка программы деловых игр для использования в ходе изучения темы «Механизм государства». Согласно выдвинутой гипотезе — использование деловых игр способствует эффективному усвоению знаний. По завершении настоящего исследования стоит подчеркнуть основные выводы по результатам деятельности.
Проанализировав теоретические аспекты проблемы формирования знаний о механизме государства у старшеклассников, нами были выявлены этапы и особенности усвоения теоретических основ темы в рамках курса обществознания. Анализ основных линий УМК, входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования, позволил выделить несколько этапов формирования знаний. В 5-7 классах обучающиеся знакомятся с элементами темы в рамках курсов истории и обществознания. В 8-9 классах формируется теоретическая база и понятийный аппарат основного содержания темы «Механизм государства». В старших классах тема изучается углубленно, теоретическая база и понятийный аппарат усложняются. В ходе анализа линий УМК нами было выявлено несколько особенностей изучения темы «Механизм государства»:
• формирование знаний по теме происходит постепенно, содержит в себе несколько условных этапов;
• в ходе изучения рассматривается структура органов государственной власти Российской Федерации, то есть знания формируются на примере механизма конкретного государства, что способствует развитию политической культуры гражданина РФ, его сознательности и активности;
• в разных линиях УМК тема раскрыта в разном объеме. Учителю нужно учитывать особенности учебника в ходе изучения темы и обеспечить работу обучающихся с текстом Конституции РФ и картой России.
Помочь учителю в ходе изучения темы «Механизм государства» может использование технологии проведения деловых игр. В ходе исследования перед нами стояла задача рассмотреть понятие, виды и особенности проведения деловых игр. Путем изучения специализированной литературы по теории деловых игр, мы установили, что они имеют следующие характерные черты:
• имитируют реальную ситуацию, деятельность, стимулируют принятие решений;
• имеют четкие правила и заранее продуманный сценарий;
• могут быть реализованы в группах или индивидуально (с использованием компьютера).
Деловые игры помогают учителю увеличить время вовлеченности обучающихся в образовательный процесс, активизировать их познавательные, коммуникативные и регулятивные возможности. Виды деловых игр выделяют по времени проведения, по объему предварительной подготовки учителя и обучающихся, по целям и задачам, которые можно решить. Особенностями деловых игр можно считать и возможности их реализации в различных классах школы. Так, полноформатные игры, в силу их сложности, рекомендуется проводить в старших классах, а блиц-игры можно использовать с шестого класса.
Рассмотрев возможности проведения деловых игр на уроках обществознания, мы выявили, что их использование способствует повышению результативности обучения, качества знаний у обучающихся и успешному развитию навыков. Например, проведение блиц-игр на уроках способствует развитию познавательных возможностей у обучающихся, развивает умения анализа, систематизации и закрепления новых знаний, развивает критическое мышление. Использование инновационных игр способствует развитию творческого и инновационного мышления. Организуя работу на уроке, учитель с помощью деловых игр может осуществлять дифференцированное обучение и реализовать системно-деятельностный подход. Учитель, используя технологию деловых игр на уроке должен помнить об общих дидактических принципах, об особенностях организации работы в группах, учитывать возрастные и психологические особенности учеников.
Чтобы доказать гипотезу исследования, нами была реализована практическая часть экспериментального исследования. На констатирующем этапе экспериментального исследования была выполнена задача по подготовке теоретической базы, для проведения обучающего этапа эмпирического исследования роли деловых игр в формировании знаний о механизме государства. Диагностика уровня обученности по теме «Механизм государства», уровня сформированности коммуникативных и регулятивных умений с помощью соответствующих методик показала, что большинство обучающихся имеют показатели среднего и низкого уровней. Обучающиеся имели разрозненные остаточные знания по теме, затруднялись в объяснении значений фактов, выделении общего и различного, применении знаний с привлечением умений и навыков. Диагностика сформированности коммуникативных навыков обучающихся показала, что большинству необходимо их развивать и совершенствовать. Анализ уровня развития регулятивных навыков показал, что большинство обучающихся имеют затруднения в сферах самопонимания и самоанализа, а также в самоорганизованности.
В ходе эмпирического исследования мы разработали программу использования деловых игр в процессе обучения обществознанию. В этой программе различные по форме деловые игры применялись на различных этапах урока. Используя деловые игры, мы преследовали следующие цели:
• Повысить эффективность усвоения знаний по теме «Механизм государства»;
• Способствовать формированию познавательных умений (анализировать, выделять главное, аргументировать собственную точку зрения и т.д.);
• Создать условия для формирования политической культуры, активной гражданской позиции, представлений о политических ролях личности и формах политического участия;
• Способствовать развитию умений эффективно налаживать взаимодействие с другими членами группы, соотносить действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий.
На контрольном этапе исследования была проведена диагностика, результаты которой показали, что обучающиеся экспериментальной группы повысили уровень познавательных возможностей, уровень сформированности коммуникативных и регулятивных навыков. В процессе исследования были решены все поставленные задачи, благодаря чему мы достигли цели исследования — выявили, теоретически обосновали и экспериментально проверили эффективность проведения деловых игр в процессе обучения школьников обществознанию.
Результаты, полученные на теоретическом и практическом этапах исследования, позволяют утверждать, что гипотеза верна. Использование деловых игр на уроках обществознания, при изучении темы «Механизм государства» способствует повышению эффективности усвоения знанию, формированию коммуникативных и регулятивных навыков обучающихся.


1. Источники
1.1 Нормативно-правовые акты
1) Конституция Российской Федерации 12.12.1993 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.constitution.ru/ (Дата обращения 10.05.2019).
2) Концепция преподавания дисциплины «Обществознание» в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://edu.crowdexpert.ru/concept_social (Дата обращения 10.05.2019)
3) Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 25.11.2017) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.01.2018) [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511// (Дата
обращения 10.05.2019)
4) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.15 г. N 996-р. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - №23. - 43 с.; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.12.15 г. N 2648-р. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71195422/ (Дата обращения: 10.05.2019)
5) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/910060/ (Дата обращения
10.05.2019) ;
6) Приказ Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] / Режим доступа: Ьйр://минобрнауки.рф/документы/938 (Проверено: 10.05.2019)
7) Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz- minobmauki-rossii-ot-17052012-n-413/ (Дата обращения 10.05.2019).
1. Литература
1. Бабанова И. А. Деловые игры в учебном процессе / И. А. Бабанова // Научные исследования в образовании. — 2012. — №
7. — С. 19—24.
2. Бельчиков Я. М. Деловые игры / Я. М. Бельчиков, М. М. Бирштейн. — Рига: АВОТС, 1989. — 304 с.
3. Бургат В. В. Деловая игра как метод активного обучения/ В. В. Бургат // Сибирский торгово-экономический журнал. — 2014. — № 1.— С. 48-51.
4. Вербицкий А. А. Деловая игра в компетентностном формате / А. А. Вербицкий // Вестник Воронежского государственного технического университета. — 2013. — №9. — С. 140—144.
5. Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.- метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. — СПб.: СПбГИЭУ, 2010. — 59 с.
6. Котова О. А. Обществознание. 6 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. — М.: Просвещение, 2018. —79 с.
7. Котова О. А. Обществознание. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. — М.: Просвещение, 2018. — 80 с.
8. Котова О. А. Обществознание. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. — М.: Просвещение, 2018. — 80 с.
9. Котова О. А. Обществознание. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. — М.: Просвещение, 2018. — 95 с.
10. Котова О. А. Обществознание. 10 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. — М.: Просвещение, 2018. — 96 с.
11. Котова О. А. Обществознание. 11 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. — М.: Просвещение, 2018. — 112 с.
12. Мотков О. И. Природа личности: сущность, структура и развитие / О. И. Мотков. — Москва: Воскресенская типография, 2007.
— 247 с.
13. Напалкова М. В. Деловая игра как активный метод обучения / М. В. Напалкова // Интеграция образования. — 2012. — №2.
— С. 17-20.
14. Никулина Л. П. Деловая игра как условие развития личности старшего школьника / Л. П. Никулина // Известия Российского государственного педагогического университета им. Герцена. — 2009. — № 113. — С. 160-165.
15. Носков В. В. Всеобщая история: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В. В. Носков, Т. П. Андреевская.— М.: Вентана-Граф, 2017. — 305 с.
16. Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций / под ред. Г. А. Бордовского. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 144 с.
17. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / под ред. Г. А. Бордовского. — М.: Вентана-Граф, 2014.
— 192 с.
18. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций / под ред. Г. А. Бордовского. — М.: Вентана-Граф, 2015. - 208 с.
19. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / под ред. Г. А. Бордовского. — М.: Вентана-Граф, 2014.
— 224 с.
20. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / под ред. Г. А. Бордовского. — М.: Вентана-Граф, 2016.
— 192 с.
21. Обществознание. 10 класс: базовый уровень / под ред. Г. А. Бордовского. — М.: Вентана-Граф, 2015. — 256 с.
22. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. Г. А. Бордовского. — М.: Вентана-Граф, 2015.
— 328 с.
23. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. — М.: Просвещение, 2012. — 111 с.
24. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. — М.: Просвещение, 2013. — 159 с.
25. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений / Под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 255 с.
26. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений / Под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 208 с.
27. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений: базовый уровень / Под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2018. — 350 с.
28. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений: базовый уровень / Под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 335 с.
29. Парасюк Е. А. Механизм государства: к исследованию
понятия / Е. А. Парасюк //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история,
социология, юриспруденция, политология, культурология — 2009. — №2. — С. 176-182.
30. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник для бакалавров: для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция" / В. Д. Перевалов. — Москва: Юрайт, 2012. — 415 с.
31. Попова Л.В. Психологические основы профориентации на педагогические профессии: Методические рекомендации / Попова Л.В., Кисленко В. Я. — М.: Прометей, 1989. — С. 34-39.
32. Рассказов Л. П. Теория государства и права: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению "Юриспруденция" и специальности "Юриспруденция" / Л. П. Рассказов. - Москва: РИОР, 2016. - 475 с.
33. Светленко Т. В. Путеводитель по дебатам / Т. В. Светленко. — М.: РОССПЭН, 2002. — 139с.
34. Сырых В. М. Теория государства и права: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки Юриспруденция и специальности "Юриспруденция" / В. М. Сырых. — Москва: Юстицинформ, 2012. — 703 с.
35. Теория государства и права: курс лекций: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности
и направлению подготовки "Юриспруденция" /под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. — Москва: ИНФРА-М, 2012. — С. 53.
36. Третьяков П.И. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. Третьяков П.И. — М.: Новая шк., 1997. — 352с.
З.Электронные ресурсы
1) Федеральный перечень учебников, рекомендованных к
использованию при реализации
программ общего образования [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://fpu.edu.ru/fpu/ (Дата обращения: 08.05.2019)
2) Министерства Республики Татарстан
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://prav.tatarstan.ru/ministries.htm (Дата обращения: 23.04.2019).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ