Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Работа №39224

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы51
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
450
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 7
1.1 Использование технологии деятельностного метода обучения в основной
школе 7
1.2 Основные средства достижения предметных результатов на уроках
русского языка 14
1.3 Технология реализации деятельностного метода обучения, как средства
достижения предметных результатов на уроках русского языка 18
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КАК СРЕДСТВА ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 24
2.1 Технология (методика) формирования познавательных, регулятивных,
коммуникативных, метапредметных компетенций обучающихся 24
2.2 Разработка и реализация комплекса уроков по формированию познавательных, регулятивных и коммуникативных компетенций на уроках
русского языке в 5 классе 31
Выводы по главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Современные педагоги сходятся в едином мнении, что познавательная деятельность обучающихся возможна только через их практический опыт, эмоциональные переживания, которые преобразуют данную деятельность в компетенции необходимые для жизни в обществе. Федеральный
Государственный Образовательный стандарт ООО выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Основная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность
продолжения образования в высшей школе, развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач, обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «Впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации. Предмет нашей гордости в прошлом - большой объём фактических знаний - в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье - результаты деятельности, а деятельность - это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат - знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат - умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения. Деятельностный метод обучения - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Основная идея
его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Обучающиеся «Открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учащихся, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать деятельностный подход в обучении школьников. Деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что- либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как.
Для каждого педагога очень важно перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Важно осознать, что именно школьники являются главными «Действующими героями» на уроке.
Отсюда вытекает проблема: противоречия между новыми
требованиями общества, касающимися создания условий для развития личности и её самореализации и недостаточностью механизмов удовлетворения данных запросов средствами традиционного обучения.
Актуальность данной темы определяется тем, что дидактическая система деятельностного метода, приобретает большую значимость на нынешнем этапе модернизации образования, поскольку её цели и задачи удачно вписываются в предложенную Правительством России стратегию реформ.Она отражает один из наиболее серьезных подходов к развивающему обучению: технология деятельностного метода нацелена на формирование необходимых в современных условиях качеств и ценностей духовноразвитой личности в процессе профессионального развития.
Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют учащиеся в ходе специально выстроенного учителем диалога.Школьники под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новое знание.
Учащиеся на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении самых разных учебных задач. Данная технология требует от учащихся умения высказывать свое мнение, обосновать его, выстроить цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективней, когдая говорю меньше, чем мои учащиеся.
Цель работы- выявить влияние деятельностного метода обучения как основного средства достижения предметных результатов обучающимися на уроках русского.
Объект исследования: положительное влияние деятельностного метода обучения на учебно-воспитательный процесс в школе.
Предмет исследования: формирование предметных результатов у обучающихся на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: формирования предметных результатов на уроках русского у обучающихся будет более эффективным, если в учебновоспитательном процессе целенаправленно использовать технологии деятельностного метода обучения.
В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы использования технологии деятельностного метода обучения как средства достижения предметных результатов на уроках русского языка.
2. Изучить технологии деятельностного метода обучения в основной школе.
3. Раскрыть основные средства достижения предметных результатов на уроках русского языка.
4. Проанализировать технологии реализации деятельностного метода обучения, как средства достижения предметных результатов на уроках русского языка.
5. Разработать и экспериментально апробировать программу по достижению предметных результатов обучающимися на уроках русского языка.
Для достижения цели исследования и решения обозначенных задач использовалась совокупность следующих методов исследования: теоретические-анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, сравнение, обобщение, систематизация; эмпирические- наблюдение, беседа, изучение результатов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, методы статистической обработки и анализа экспериментальных результатов.
Методологической основой данного иссследования выступили труды таких ученых, как Е.Р.Аргунов, А.Д.Дейкина, А.М.Кондаков, А.С. Аванесов, В.П.Беспалько, Ю.К.Бабанский, А.И. Кочетов, Н.К. Голубев, В.Г.Максимов, Т.И.Шамова, Челышкова М. Б и других.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность исследования проблемы «Использования технологии деятельностного метода обучения как средства достижения предметных результатов на уроках русского языка» определяется активным и постоянным изменением образовательных стандартов в соответствии с логикой компетентностного подхода т.е. начиная с изменения цели усвоения обучающимися определенных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных предметов, постепенно переходя к цели развития личностных, познавательных и коммуникативных способностей школьников, которые обеспечивают у них основную компетенцию, заключающуюся в умение учиться и которые благоприятствуют их саморазвитию и само совершенствованию.
В ходе написания данной работы было выявлено влияние деятельностного метода обучения как основного средства достижения предметных результатов обучающимися на уроках русского. Цель работы достигнута.
В настоящее время важно не столько вооружить ученика большим объёмом предметных знаний, сколько сформировать у него способность к достижению предметных результатов.Они помогут современному школьнику развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся обществе. А для этого должен быть изменён способ обучения. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания-догмы» к «знанию-мышлению». Перед образовательной системой стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной, самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.
В ходе проведения теоретического и экспериментального исследования выявлено:
На основе анализа психологической, педагогической, методологической литературы по проблеме изучения современного состояния практики образования были выделены теоретические предпосылки использования технологии деятельностного метода обучения как средства достижения предметных результатов на уроках русского языка у школьников 5 класса. Проведенное теоретическое исследование доказало актуальность и значимость рассматриваемой проблемы и указало на недостаточную изученность данной проблемы в теории и практике современного процесса образования.
Сравнительно-сопоставительный анализ методической и научной литературы по выявленной проблеме исследования позволил нам более подробно рассмотреть содержание понятия «Компетенций действия школьников». Важнао понимание совокупности метпредметных общеучебных действий обучающегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, которые обеспечивают способность школьников к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к саморазвитию и самосовершенствованию [29, с. 111].
В основу данной работы легла классификация компетенций, предложенная разработчиками ФГОС ООО 2-ого поколения. Согласно данной классификации целостная система компетенций представляет собой группу в состав которой входят четыре тесно взаимосвязанных между собой вида:
- личностные учебные действия;
- регулятивные учебные действия;
- познавательные учебные;
- коммуникативные учебные действия [1].
В ходе изучения научной и методической литературы было выявлено и установлено, что универсальный характер компетенций проявляется в том, что они:
- носят надпредметный и метапредметный характер;
- обеспечивают преемственность всех ступеней образования;
- лежат в основе регуляции и организации учебной деятельности обучающегося в независимости от ее предметного содержания;
-обеспечивают этапы освоения и изучения основного и дополнительного учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося;
-обеспечивают целостность общекультурного, познавательного и личностного развития, самосовершенствования и саморазвития личности.
Русский язык выполняет особую роль в процессе обучения 5- классников, так как является не только объектом изучения, но и средством, которое является основным в процессе обучения всем школьным предметам. Ни одна из школьных проблем не может быть решена, если обучающийся плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, так как именно родной язык является основой для формирования и развития воображения, мышления, творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, формируя и активно развивая навыки самостоятельной учебной деятельности.
В частности на уроках русского языка у учителя появляется возможность наиболее эффективно организовать работу направленную на формирование и развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных компетенций.
Разработанная технологическая карта урока по теме «Падеж имен существительных» является образцом реализации формирования метапредметных компетенций у учащихся на уроках русского языка при изучении данной темы, взятой для примера.
Для реализации метапредметных компетенций на уроках русского языка в современной школе важно использование ресурсов интернета и режима «Реального времени». Это новые технологии, обеспечивающие выполнение метапредметных компетенций на уроках русского языка в средней школе.
Для реализации метапредметных компетенций в 5 классе на уроках русского языка важно проводить планомерную, целенаправленную работу по формированию познавательных универсальных действий. Данная работа должна отвечать следующим требованиям:
-задачи должны подбираться с учётом рациональной
последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым;
-познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности;
-система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Последовательная работа по формированию и развитию у 5-классников метапредметных компетенций направлена на использование технологии деятельностного метода обучения как средства достижения предметных результатов на уроки русского языка.



1. Аргунова Е. Р. Активные методы обучения Текст.: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,
2005. - 104 с.
2. Асломов А. Г. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
3. Беркалиев Т. Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы Текст. / Т. Н. Беркалиев, Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына. -СПб. : КАРО, 2017. -144 с.
4. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. - М. : Просвещение, 2011. - 307с.
5. Волков А. Е. Модель «Российское образование - 2020» Текст. / А. Е. Волков и др. // Вопросы образования. - 2013. № 1. - С. 32-64.
6. Гутник И. Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте Текст. / И. Ю. Гутник. СПб. : Книжный Дом, 2015. - 248 с.
7. Дейкина А. Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. - 2012. - №3. -с. 105.
8. Зайцева И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И. Зайцева // Педагогическая мастерская. Всё для учителя. 2011. Пилотный выпуск. - С. 4-6.
9. Информационно-коммуникационные технологии в школьном обучении русскому языку и подготовке к ЕГЭ: Учебно-мет.пос./ Е.В. Зырянова, И.Г. Овчинникова, А.Р. Чудинова. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 288 с.
10. Ковалева Г. С., Красновский Э. А., Краснянская К. А., Логинова О. Б., Татур О. А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www.standart.edu.ru/.
11. Ковалева Г. С. Оценка достижения планируемых результатов в школе. Система заданий: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009. - 423с.
12. Ковалева Г. С. Планируемые результаты общего образования / Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2016. - 368с.
13. Ковалева Г. С. Программа формирования универсальных учебных действий // Планируемые результаты общего образования / Под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2010. - 146с.
14. Козлов В. В. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М. : Просвещение,
2015.
15. Кондаков А.М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2012. - 477 с.
16. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. - М.: Профит Стайл, 2013. - 453с.
17. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2014. - № 2. - С. 3-6.
18. Лежнева Н. В. Урок в личностно-ориентированном обучении: из опыта работы школы Текст. / Н. В. Лежнева // Завуч нач. школы. 2012. - № 1. - С.14.
19. Леонтьев А. А. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра. / Под ред. А. А. Леонтьева.- М.: Смысл, 2014. - 423с.
20. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 378с.
21. Метапредметный подход в образовании: Русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам : сборник статей
Межрегиональной научно-практической конференции, г. Москва, 19 апреля 2018 г. / сост. О. Е. Дроздова. — Москва : МПГУ, 2018. - 372 с.
22. Мижериков В. А. Словарь-справочник по педагогике. Автор- составитель В. А. Мижериков, под ред. П. И. Пидкасистого, М. : Просвещение, 2014.- 478с.
23. Колосовский, О.А. Литература. XXI век. К вопросу о стандарте среднего общего образования по литературе/ О.А. Колосовский. - 2-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2015. - 160 с.
24. Мусатов, В.Н. Русский язык: Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография : учеб. пособие / В.Н. Мусатов. — 3-е изд., перераб. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 328 с.
25.Обучение русскому языку сегодня. Пособие для преподавателей русского языка / Колчинская Е.В. - М.:Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 184 с.
26. Пахнова Т. М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре// РЯШ. - 2004, №4. - С.8-16.
27. ПеченёваТ.А. Уроки русского языка. 5 класс : учеб. пособие для учителей / Т.А. Печенёва. - 2-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2015. - 144 с.
28. Русский язык. Теория: Учебник / Климовская Г.И., - 3-е изд., стер. - М.:Флинта, 2017. - 259 с.
29. Сальникова Т. П. Педагогические технологии Текст.: учеб. пособие / авт.-сост. Т. П. Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128 с.
30. Савинов Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Средняя школа / [Сост. Е.С. Савинов]. - М. : Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения.) - 423с.
31. Современный урок в условиях федерального государственного
образовательного стандарта[Электронный ресурс] : учебно
методическое пособие / авт. и научн. ред. Т.В. Машарова; авт. А.А.
Пивоваров и др. - Киров: Тип. Старая Вятка, 2015. - 108 с. - (Серия «Стандарты образования»). - 423с.
32. Текнеджян Т. В.. Аверкиева Л. А. Система методической работы школы на этапе перехода к реализации деятельностного метода обучения. - М. : Просвещение, 2008. - 478с.
33. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни - М.: Московский центр качества образования,
2010. - 423с.
34. Чехов А.П. Общее образование [Электронный ресурс] / А.П. Чехов. - М.: Инфра-М, 2015. - 335 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ