Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ

Работа №39177

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы48
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
683
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Проектные методы в образовательной области «Технология» 7
1.2 Проблемы освоения проектной деятельности школьников в теории и практике образования 14
1.3 Виды и формы внеклассных занятий 16
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ 23
2.1 Проектирование внеклассных занятий по технологии в 5 классе 23
2.2 Разработка содержания раздела «Культура питания» на основании принципов включения школьников в проектную деятельность 26
Выводы по второй главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ

Внеклассная работа является частью учебно-воспитательного процесса в школе, одной из форм организации свободного времени учащихся, предполагающей реализацию образовательных программ дополнительного образования, раскрывающих содержание отдельных образовательных областей, учебных предметов на базовом уровне, а также, исходя из склонностей и потребностей обучаемых, учебные предметы на повышенном уровне. Основными формами организации внеклассной работы являются факультативные и кружковые занятия, студии, общешкольные выставки, конкурсы, а также проектная деятельность. Общей целью внеклассной педагогической работы является «развитие личности воспитанника, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию».
Изменения в современном мире требуют развития новых технологий обучения, в том числе и при организации внеклассных занятий. Современная педагогика и педагогическая психология занимаются разработкой новых образовательных технологий, способных повысить качество образования.
Среди множества направлений развития образовательных технологий, значимое место занимает проектная деятельность. Больше половины своего времени, дети и подростки проводят в школе, и именно в этот период происходит формирование универсальных учебных действий у школьников, развиваются творческие способности, навыки по постановке и решению учебных задач, возникающих проблем.
Кроме этого, у обучающихся развивается самостоятельность, умения находить контакт с окружающими, работать в группе. Именно в школьном возрасте, работая в команде, школьники формируют проектные умения как необходимые компоненты универсальных учебных действий, овладеть которыми возможно только в процессе специально организованного обучения. В основе проектной деятельности лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания, поэтому эта тема, обозначенная нами, является достаточно актуальной.
В научной литературе проблема формирования культуры труда раскрывается с различных позиций. Общетеоретические аспекты культуры труда как части общей культуры личности раскрывают П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Т.С. Шацкий и др. Психологические аспекты формирования культуры труда личности рассматривают В.В. Давыдов, С.Я. Рубинштейн, В.В. Чебышева и др.
В педагогике проблема формирования культуры труда изучается с точки зрения отбора эффективного содержания, методов и форм обучения и воспитания личности (П.Р. Атутов, Т.Н. Боркова, М.А. Галагузова, А.В. Кирьякова, Е.А. Милерян, М.Н. Скаткин, В.Н. Худяков и др.). Проблема формирования культуры труда у учащихся в условиях общеобразовательной школы исследована Ю.К. Бабанским, Е.Д. Варнаковой, А.А. Гилевым, Г.Н. Григорьевым, Е.И. Иголкиной,
О.С. Козловским, А.И. Кочетовым, В.Г. Максимовым, И.П. Раченко, Т.В. Романовой, Л.Б. Соколовым и др. Отдельные аспекты формирования культуры труда представлены в работах Н.Н. Бондаревой, Л.В. Касперской (развитие интереса к труду), В.И. Краченко, Г.Н. Поляковой (развитие потребности в труде), Т.А. Лукьянченко, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина (формирование познавательной и трудовой активности), М.А. Галагузовой, Ф.И. Иващенко (развитие творческих способностей в процессе трудового обучения и воспитания).
Несмотря на значительное количество исследований, проблема формирования культуры труда обучающихся 5-6 классов на уроках технологии в научной литературе недостаточно разработана. Недостаточно раскрыто сущность понятия «культура труда», условия ее формирования на уроках технологии с учетом современных тенденций развития образования, эффективные формы и методы формирования культуры труда у обучающихся на уроках технологии. Как говорил Чарлз Джулиш: «Чем сложнее новая идея или новая технология, тем примитивнее оппозиция против них». Многие исследования по проблеме культуры труда не в полной мере отвечают потребностям современности, во многом не систематизированы, что затрудняет практическое использование технологий и методов формирования культуры труда у обучающихся. Данное обстоятельство свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы на научнотеоретическом уровне.
Недостаточная разработанность проблемы формирования культуры труда на уроках технологии затрудняет работу педагога на практике. Актуальность проблемы на научно-методическом уровне обусловлена тем, что идея формирования культуры труда учащихся при ее общепризнанной значимости и активности в практике работы педагога технологии общеобразовательной школы не находит должной реализации. Затруднения практического использования методов формирования культуры труда обучающихся на уроках технологии определяется слабой изученностью сущности и особенностей данного феномена, что определяет необходимость обоснования педагогических условий, которые будут способствовать формированию культуры труда обучающихся.
Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью разрешения следующих противоречий:
- между требованиями современного общества по подготовке обучающихся со сформированной культурой труда, которая была бы конкурентоспособна на современных рынках труда, и реальным состоянием данного процесса;
- между необходимостью формировать культуру труда у обучающихся и отсутствием научно обоснованных и экспериментально апробированных методик, технологий и рекомендаций в научно-методической литературе.
Проблема исследования заключается в осмыслении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективных педагогических условий, которые будут способствовать формированию культуры труда обучающихся. Необходимость разрешения данной проблемы, ее актуальность обусловили выбор темы исследования «Методика проведения внеклассных занятий по технологии».
Цель: разработать внеклассное мероприятие «Культура питания» тема: «Приготовление первых блюд»;
Объект: образовательный процесс на уроках технологии.
Предмет: методика проведения внеклассных занятий по технологии.
Задачи:
- изучить теоретические основы проектной деятельности и формирования проектных умений обучающихся;
- выделить принципы и условия включения обучающихся в проектную деятельность;
- разработать содержание раздела «Культура питания» на основании принципов включения обучающихся в проектную деятельность.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы;
- анализ продуктов творческой деятельности обучающихся;
- наблюдение, беседы и устный опрос обучающихся.
Практическая значимость исследования: разработанное в рамках данного исследования пособие может быть полезно для учителей технологии в средней общеобразовательной школе.
Структура работы: состоит введения, из двух глав, состоящих из четырех параграфов, заключения, списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, данная тема исследования важна. Повысить качество образования в школе, можно только удачно сочетая деятельность на уроке и внеклассные мероприятия, которые являются мотивом, стимулом, возбудителем интереса к учебной деятельности. Внеклассные занятия для школьников помогают раскрыть не только творческий потенциал детей, но и самого учителя, помочь ему ближе узнать своих воспитанников, посмотреть на них под другим углом зрения. Самые интересные, запоминающиеся действа получаются, когда и у учителя, и у детей есть желание подарить себе праздник. А такое возможно только при уважительном отношении друг к другу, умении пойти навстречу, совместно запланировать и выполнить задуманное.
Внеклассные занятия для школьников - это лучший способ организации обучающей среды, в которой ребенок может реализовать себя и свои творческие способности, развить активную жизненную позицию.
Мы выяснили, что кроме традиционного метода обучения существуют и другие образовательные технологии.
Мы поставили и решили следующие задачи:
- изучили теоретические основы проектной деятельности и психолого-педагогические условия формирования проектных умений обучающихся;
- выделили принципы и условия включения обучающихся в проектную деятельность;
- разработали содержание раздела «Культура питания» на основании принципов включения обучающихся в проектную деятельность.
По изученным и проанализированным источникам по проблеме исследования мы выяснили, что этот метод также может принести много вреда, поэтому нужно четко определить для чего выполняется тот или иной проект, чему могут научиться обучающиеся, и что именно должен делать каждый участник в проектной работе, чтобы достичь тех целей, которые были поставлены в самом начале работы над проектом.
Таким образом, цели и задачи исследования были достигнуты. Исследование не может считаться полностью завершенным, так как данную тему можно рассмотреть в различных аспектах.


1. Абрамова, Г.С. Теория и организация внеклассной работы в школе / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. - Екатеринбург: Деловая книга, 2015. - 192 с.
2. Айламазьян, А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: учебное пособие для учащихся / А.М. Айламазьян. - М.: МГУ, 2018. - 230 с.
3. Алапьева, В.Г. Методические рекомендации по организации учебнотехнических игр / В.Г. Алапьева. - М.: Наука, 2015. - 189 с.
4. Аулова, С.И. Внеклассная работа в школе / С.И. Аулова, С.В. Агафонова, Е.И. Забусова // Символ науки. - 2018. - № 11. - С. 76-78.
5. Бирюкова, О.И. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов школьников / О.И. Бирюкова, Д.В. Вундер // Современные технологии в мировом научном пространстве : сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: Омега Сайнс, 2019. - С. 195-196.
6. Борисова, Н.В. Методика выбора форм и методов активного обучения / Н.В. Борисова. - М.: Наука, 2015. - 218 с.
7. Боровых, В.П. Технология. 5-8 классы: (Технический труд): развернутое тематическое планирование по программе И. А. Сасовой, А. В. Марченко / В.П. Боровых. - М.: Огни, 2016. - 882 с.
8. Галанов, Д.А. Техническое творчество на внеклассной работе по технологии / Д.А. Галанов, В.В. Галанова // Молодой ученый. - 2018. - № 22 (208). - С. 306-308.
9. Галямова, Э.М. Методика преподавания технологии: учебник / Э.М. Галямова, В.В. Выгонов. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. - 176 с.
10. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 512 с.
11. Голованова, В.П. Педагогика дополнительного образования детей: Учебное пособие / В.П. Голованова. - Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) «Марийский институт образования», 2016. - 500 с.
12. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2016. - 223 с.
13. Игнатьева, Е.В. О роли образовательного предмета «Технология» в реформировании школьного образования / Е.В. Игнатьева // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - № 5(14). - С. 77-85.
14. Каляева, И.Ф. Общие вопросы теории и методики обучения технологии: учебно-методическое пособие / И.Ф. Каляева. - Н. Новгород: НГПУ, 2017. - 107 с.
15. Каримова, Л.Н. Формирование универсальных учебных действий у подростков во внеклассной работе / Л.Н. Каримова, Р.Г. Зайнагабдинова. - Уфа, 2019. - 54 с.
16. Конышева, Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: Учебное пособие / Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2017. - 296 с.
17. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд. / Г.И. Кругликов. - М.: Академия, 2014. - 480 с.
18. Либинчан, Е.Н. Проектная деятельность школьников 5-6-х классов в
соответствии с требованиями ФГОС / Е.Н. Либинчан, Т.В. Малыгина, Л.Н. Боровкова // Математика и проблемы обучения математике в общем и профессиональном образовании : материалы XII Всероссийской научно
практической конференции, посвященной 110-летию основания педагогического института в городе Иркутске; под общей редакцией З.А. Дулатовой. - Иркутск: Иркутский государственный университет, 2019. - С. 161-165.
19. Литова, З.А. Состояние проблемы обучения техническому творчеству на уроках и во внеклассной работе по технологии / З.А. Литова // Технолого- экономическое образование: Достижения, инновации, перспективы : Материалы
XVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Курск: КГУ, 2019. - С. 99-102.
20. Лутцева, Е.А. Технология. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. / Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 22 с.
21. Лутцева, Е.А. Технология. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. / Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 59 с.
22. Лутцева, Е.А. Технология. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе / Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 49 с.
23. Макеева, А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры
здоровья. 5-6 классы / А.Г. Макеева. - М.: Просвещение, 2015. - 263 с.
24. Макеева, А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры
здоровья. 7-8 классы / А.Г. Макеева. - М.: Просвещение, 2015. - 279 с.
25. Макеева, А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры
здоровья. 9 класс / А.Г. Макеева. - М.: Просвещение, 2016. - 484 с.
26. Максимова, Т.Н. ПШУ 1 кл. Поурочные разработки по технологии. Универсальное издание. ФГОС. Максимова Т.Н. / Т.Н. Максимова. - М.: Высшая школа, 2016. - 546 с.
27. Малькова, М.Г. Виды и формы внеурочной деятельности в образовательной области «Технология» / М.Г. Малькова // Инновационная наука. - 2015. - № 12-2. - С. 240-242.
28. Муравьев, Е.М. Общие основы методики преподавания технологии / Е.М. Муравьев, В.Д. Симоненко. - Брянск: БГПУ, 2000. - 249 с.
29. Нагорная, Н.И. Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов / Н.И. Нагорная // Непрерывное профессиональное образование: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Красноярск: ООО «НИЦ», 2019. - С. 192-197.
30. Пашкова, А.М. Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе / А.М. Пашкова // Начальная школа. - 2015. - № 11. - С. 45-49.
31. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева [и др.] ; под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение,
2016. - 120 с.
32. Попова, Н.Е. Организация занятий кружка «Мастерица» / Н.Е. Попова, Е.Б. Петелина // Молодой ученый. - 2015. - № 10. - С. 1255-1259.
33. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцов [и др.]; под ред. А.Б. Воронцова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 176 с.
34. Проснякова, Т.Н. Творческая мастерская. / Т.Н. Проснякова. - М.: Просвещение, 2015. - 176 с.
35. Рублева, А.В. Организация кружковой работы с младшими школьниками / А.В. Рублева // Ребенок в языковом и образовательном пространстве. - 2016. - №
4. - С. 183-187.
36. Сабельникова, С.И. Организация внеурочной деятельности обучающихся / С.И. Сабельникова // Управление начальной школой. 2019. №3. С. 4-22.
37. Сандюкова, С.А. Особенности организации кружковой работы по декоративно-прикладному искусству / С.А. Сандюкова // Омский научный вестник. - 2019. - № 6(82). - С. 218-220.
38. Санникова, А.И. Сущность творческого потенциала личности и возможности его развития средствами образования / А.И. Санникова // Формирование готовности учащихся к развитию своего творческого потенциала в образовательном процессе: уч. пособие - Пермь: ПГПУ, 2016. - С. 29-43.
39. Симоненко, В.Д. Технология: Программы начального и основного общего образования / В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2018. - 192 с.
40. Скакун, В.А. Методика производственного обучения. Часть 1. / В.А. Скакун. - М.: Профессиональное образование, 2017. - 204 с.
41. Технология. 5-9 классы. Организация проектной деятельности. - Волгоград: Учитель, 2016. - 320 с.
42. Толбатова, Е.В. Психолого-педагогические особенности организации учебной деятельности школьников / Е.В. Толбатова // Научный результат. Серия: Педагогика и психология образования. - 2015. - № 1(3). - С. 67-70.
43. Учебно-методический кабинет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ped-kopilka.ru
44. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение,
2010. - 159 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ