Введение 2
Глава 1. Формирование и реализация концепции «нового человека» 13
1.1. Модели идеального человека коммунистического будущего в трудах
Н.И. Бухарина, А.В. Луначарского и Л.Д. Троцкого 13
1.2. Законодательство и правоприменительная практика в семейно-брачных отношениях 22
Глава 2. Отражение политики новой половой морали в искусстве 31
2.1. Тема сексуальной революции в художественной литературе раннесоветского периода 31
2.2. Новые гендерные модели поведения в киноиндустрии в 1920-х гг. .. 40
Глава 3. Проблемы девиантного поведения и их преодоление в новом советском обществе 51
3.1. Советская социальная политика по вопросу проституции 51
3.2. Государственный канон сексуальности 59
Заключение 64
Список используемых источников и литературы 67
Приложения 76
Проблема человека, включающая в себя вопросы становления личности, цели и смысла её жизни, свободы, творчества, духовных ценностей, соотношения личности, общества и государства, является одной из фундаментальных проблем в мировой истории. Её значение не ограничивается только теоретическим содержанием, она имеет широкий практический - политический, экономический, культурный выход. Сегодня очевидно, что уровень развития общества напрямую зависит от качества осмысления проблемы человека во всей полноте ее аспектов. В последние десятилетия в мире с новой силой развивается процесс формирования новых гуманистических ценностей. В этой связи особую актуальность приобретает осмысление концепций по формированию «нового» человека для Советского государства в первое десятилетие его существования.
Исследование именно сексуальной культуры советского общества 1920-х гг. позволяет разобраться в мелочах внепроизводственной жизни людей и даёт понять культурную ментальность того социума. Исследование повседневности, а сексуальная культура является одной из ее составляющей, позволяет осмыслить не только правила и запреты данного общества, но и несоответствие установленным канонам. Тема исследования позволяет изучить умонастроения, поведенческие реакции женской и мужской, либеральной и консервативной, девиантной и соответствующей нормам частям населения страны в сложный переходный период формирования идеологии и конструирования «нового» человека. Открывается возможность исследовать, как конкурировали между собой старые и новые представления о ценностях, в особенности в какой мере именно женщины следовали директивам со стороны власти.
Целью данной работы является проведение исследования и определения места сексуальности в потребностях и функциях «нового» человека в первое десятилетие Советской власти.
1) выделить сексуальные аспекты в различных концепциях по формированию «нового» человека;
2) рассмотреть действия Советской власти в 1920-х гг., направленные на изменение норм, касающихся сексуальной жизни общества;
3) изучить кинематограф и художественные произведения 1920-х гг., иллюстрирующие новую половую мораль;
4) проследить изменения в направленности семейной политики советской власти;
5) определить степень действенности государственной политики на частную сексуальную жизнь граждан через социологические опросы и воспоминания современников.
Историография, затрагивающая тему о месте сексуальности в концепции формирования «нового» человека, представляет собой постсоветскую научную литературу в силу отсутствия советской. Книга социолога, специалиста в области социологии семьи, гендерных и сексологических исследований С.И. Г олода «ХХ век и тенденции сексуальных отношений в России» (1996) фактически стала первой в отечественной социологии и истории, в которой предпринята попытка проанализировать эволюцию сексуальных отношений в стране на протяжении ХХ столетия. В ней выявлены предпосылки и раскрыто содержание двух (1920-х и 1980-х годов) «сексуальных революций». Рассмотрены идеалы, нормы, представления о принятом и непринятом в сексуальном поведении. Несмотря на широкий временной охват, объем книги совсем небольшой, материал представлен на достаточно поверхностном уровне.
В другой своей книге «Социологические исследования проституции в России» (1998) С.И. Голод вместе с историком русской социологии И.А. Голосенко анализируют процесс и результаты изучения отечественными социологами феномена женской проституции за последние 150 лет. В книге сжато представлены история проституции и вызывающие ее причины.
«Клубничка на березке: Сексуальная культура в России» (2005) социолога и сексолога И.С. Кона - это систематический очерк истории русской сексуальной культуры с дохристианских времен до современности. В главе «Свобода - для чего?» он пытается ответить на вопросы о том, как изменились сексуальные ценности и поведение людей под влиянием Октябрьской революции и были ли эти перемены следствием сознательной политики большевиков или результатом стихийного развития.
Доктор исторических наук И.Б. Орлов в своей книге «Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления» (2010) одну главу посвящает рабочей студенческой семье 1920-х гг. Семью он считает наиболее эффективным средством трансляции культурных традиций и их реформации.
Доктор исторических наук, исследователь истории российской повседневности Н.Б. Лебина в своей книге «Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю» (2018) предложила использовать в качестве методологического подхода к изучению советской повседневности дихотомию «норма/аномалия». Обращаясь к ней, Н.Б. Лебина демонстрирует на материалах 1920-1950-х годов трансформацию политики большевиков в различных сферах, в том числе сексуальной, а также смену отношения государства к различным традиционным девиациям.
Но такой девиации как гомосексуализм посвящена всего одна крупная монография - «Гомосексуальное влечение в революционной России: регулирование сексуально-гендерного диссидентства» (2008) американского историка-слависта Д. Хили. Автор в своём труде систематизирует информацию о гомосексуальной субкультуре и рассматривает юридические механизмы регулирования однополой любви в России 19001930-х гг.
Процесс создания идеального типа «нового» человека и его модели в советский период с точки зрения идеологии партии, коммунистического нравственного идеала и марксистской доктрины освещается в достаточном количестве во многих статьях, диссертациях и лекциях. В данном исследовании я обращалась к следующим работам: Е.С. Молостова «Модели «Нового человека» в советский период: подступы к трансгуманизму» (2014) , А.Кравченко «Создание нового советского человека» (2018) , С.Г. Новиков «Разработка модели «Нового человека» советской властной элитой 1920-х гг.» (2012) , О.А. Устинов «Проблема человека в творчестве Н.И. Бухарина» (2007) , Е.С. Бабич «Трансформация представлений российских политиков об идеальном человеке в 1917-1938 гг.» (2013)
Исследованию динамики трансформации института семьи и женских образов в кинематографе и понимаю роли кино в жизни общества помогают работы Н.А. Лебедева «Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918-1934 годы» (1965) , Н.С. Рябчиковой ««Пролеткино»: от «Госкино» до «Совкино»» (2010) , Н.М. Зоркой «Межрабпром-фильм» на берегах Москвы-реки. Пестрые комсомольские двадцатые: новый быт» (2014), О.В. Горбачева «Советский художественный кинематограф как исторический документ: особенности анализа и интерпретации» (2015) .
Весь комплекс источников, используемых мной, представляет собой совокупность опубликованных материалов. К первой группе источников относятся законы и нормативные акты: декреты о расторжении брака (1917), о гражданском браке (1917), о детях и введении книг-актов состояния (1917), об отмене наказания за гомосексуализм (1917) , уголовный кодекс РСФСР (1922) , содержащий две статьи, устанавливавших уголовную ответственность за деятельность в сфере сексуальной коммерции, и его редакция (1926) , Циркуляр Наркомздрава (1924) ,
ограничивающий доступ к абортам, семейно-брачный кодекс (1926) , который в отличие от предшествующего законодательства признавал наряду с зарегистрированным браком фактические брачные отношения.
Через брошюры, которые представляют собой переработанные стенограммы докладов, или иные публичные выступления, рукописи таких политических деятелей как Л.Д. Троцкий с его «Задачами коммунистического воспитания» (1923) , А.В. Луначарский с его «Воспитанием
99 99
нового человека» (1928) , «Моралью и свободой (1923) , «О быте» (1926) и Н.И. Бухарин с «Социализмом и его культурой» можно проследить вектор направления тогдашней политики и понять, что же представляет из себя «новый человек».
Опубликованные результаты опросов дают материал для анализа, что объясняется широким применением в анкетах 20-х гг. открытых вопросов. Однако сопоставлять этот материал не с чем, массовые опросы до этого не проводились. Большинство исследователей, проводивших опросы, были не социологами в прямом смысле этого слова, а медиками, юристами, статистиками и т.д. Этим, очевидно, и объясняется подчас некорректная форма вопроса. Скажем, И. Гельман пытался с помощью «лобовых» вопросов уяснить влияние социальной революции на уровень сексуальной отзывчивости мужчин и женщин. В моей работе использованы данные опросов И. Гельмана, З.А. Гуревича, Д.И. Ласса, С.Я. Голосовкера . Разумеется, они не исчерпывают всей картины социологических разработок проблемы сексуальной морали 1920-х годов. И как признаются некоторые составители таких анкет заполнены они иногда формально, неполно и недобросовестно. Также составители сами не всегда были удовлетворены предлагаемыми вопросами, объясняя это сокращением и изменением важнейших частей после проверок специальной комиссией. Помимо внутреннего опустошения анкеты, это нарушило связь между отдельными вопросами. Многие вопросы часто формулированы так, что неизбежно вызывают расплывчатые, а потому трудно используемые при статистическом подсчете ответы. Все это до некоторой степени уменьшает ценность анкеты. Тем не менее, названные источники существенно дополняют общее представление.
Периодическая печать явилась важным источником для исследования. Хотя нужно учитывать, что советские газеты и журналы находились под строгой цензурой, были идеологизированы и представляли преимущественно официальную позицию. Но вместе с тем в советской прессе того периода было место полярным точкам зрения и их обсуждению. С начала 20-х годов начинаются бурные дискуссии о месте любви в новом, советском обществе. Активной участницей этих дискуссий была А.М. Коллонтай - революционерка, член большевистского правительства, сторонница марксизма и феминизма по убеждениям. В 1923 году в журнале «Молодая Гвардия» она публикует «Письмо к трудящейся молодежи» под названием «Дорогу крылатому Эросу» , где ратует за принятие сексуальности как законного элемента личной жизни. Конечно, имелись и несогласные с такими взглядами. Главным и самым радикальным оппонентом свободной любви был психоаналитик и педолог А.Б. Залкинд, составивший «Двенадцать заповедей революционного пролетариата»
Гельман И. Половая жизнь современной молодежи. М., 1925. URL: http://www.fedy-diary.ru/?p=3431 . Коллонтай А.М. Дорогу крылатому Эросу! (Письмо к трудящейся молодежи) //Молодая гвардия. 1923. №3. C. 111-124.
(1924) и предложивший в них целиком и полностью подчинить сексуальность классовым интересам пролетариата.
Изменение в публичном дискурсе о сексуальности можно проследить через анализ художественной литературы 1920-х гг., которая помогает нам понять, как государственная политика в области сексуальности трансформировала пространство личной свободы и границы интимности. Проза, поэзия и драматургия двадцатых частично собраны в антологии русского писателя Д.М. Быкова «Маруся отравилась: секс и смерть в 1920-е». Также мной использованы и другие художественные произведения, не попавшие в данный сборник.
Советское художественное кино 1920-х дает материал, помогающий определить место сексуальности в концепции «нового» человека. В художественных фильмах воспроизводятся реальные проблемы людей и рекомендуемые пути их решения и т. п. Кроме того, в условиях «визуального поворота» включение в исследовательский поиск аудиовизуальных источников будет способствовать расширению методологического и методического арсенала исследования и его актуализации. Однако фильмов, отражающих заданную тематику, в отличие от литературных произведений мной было обнаружено немного. Что тоже само по себе показательно.
Понятийно-терминологический аппарат данной работы представлен терминами «новый» человек, сексуальная революция и девиантное поведение.
Концепция «нового» человека, бытовавшая в СССР, на протяжении десятилетий считалась одной из важнейших концепций в области коммунистического строительства и предполагавшая формирование личности нового альтруистического типа — советского человека. Но нужно понимать, что никакой официальной концепции формирования «нового» человека в СССР в 1920-е гг. не существовало. Есть только разработки модели «нового» человека советской властной элитой. «Новый» человек не имеет четких характеристик, а лишь в общих чертах приравнивается ко всему идеальному, коммунистическому, грядущему и противопоставляется капиталистическому, буржуазному, мещанскому, устаревшему.
Термин сексуальная революция введен научный оборот в первой половине ХХ века австрийским и американским психологом, основоположником американской школы психоанализа В. Райхом (1897-1957) . По его мнению, первая сексуальная революция произошла в Советской России вслед за Октябрьской и ознаменовала собой «смену авторитарно - патриархальной формы семьи естественной ее формой». Сексуальная революция, провозглашенная в первые годы Советской власти, не подразумевала поощрения сексуальной вседозволенности и половых извращений. Она ознаменовала собой вынесение вопросов сексуальности в пространство общественного обсуждения и публичного дискурса.
Некоторые исследователи считают, что никакой сексуальной революции в России в 1920-е гг. не было. Объясняя это тем, что Советская Россия в 1920-е гг. оставалась аграрной страной, в которой большинство населения являлось носителями традиционной патриархальной культуры, и, следовательно, не готово было воспринять идеи новых взаимоотношений между полами. С этим можно отчасти согласиться. Но моя работа
охватывает только центральную часть России. А также в основном я рассматриваю изменения в сексуальной жизни общества на примере именно молодого поколения, которое безусловно впитало в себе новые моральные установки.
Девиантное поведение - это поведение, идущее вразрез с институционализированными ожиданиями. Отклонения эти могут носить как сугубо положительный или отрицательный, так и нейтральный характер. В России после Октябрьского переворота 1917 г. практически всем отклонениям в поведении отдельных людей или социальных групп придавался остро политизированный характер.
Объектом исследования является государственная политика Советской власти в деле создания «нового» человека в 20-е гг. ХХ в. Предметом - программные установки большевистской партии в отношении сексуальности, а также основные направления государственной политики большевиков первого десятилетия пребывания у власти, нацеленной на вовлечение женщин в общественную жизнь, на реформирование семьи, на складывание нового канона сексуальных отношений.
Территориальные рамки сужают область моей работы до центральной части России. Это обусловлено наличием исследований, построенных в основном на материалах Европейской части России и различием культурных традиций в ряде регионов страны.
Хронологические рамки охватывают период с февраля 1917 г. по конец 1920-х гг., характеризующийся большевистским экспериментированием. Взятый временной срез раскрывает специфику повседневной жизнедеятельности советского общества в условиях социальной трансформации.
Теоретико-методологическую основу исследования составляет совокупность аналитических подходов, методов сбора и анализа эмпирических данных, отражения и развития, принципов историзма и системности научного анализа и синтеза, являющихся общепринятыми в исторических исследованиях. Методологически работа опирается на совокупность опыта социально-исторических исследований.
Особенностью сексуальной революции в Советской России была её заданность партийной властью. Но о сексе практически не говорилось, разговоры велись об отношениях между полами. Большевики смотрели на все, включая и сексуальность, через призму классового подхода. Сексуальность не рассматривалась сама по себе, а вплеталась в революционный «нарратив» и была всегда связана с ключевыми проблемами экономического либо политического характера. По их мнению, в первую очередь необходимо было сформировать и укрепить экономическую и социальную основу общества, а всё остальное преимущественно надстроилось бы само собой.
Для сексуальной революции в Советской России краеугольными были два декрета большевиков, принятые практически сразу после установления советской власти — 19 и 20 декабря 1917 года. Это декреты «Об отмене брака» и «О гражданском браке, о детях и о внесении в акты гражданского состояния». Супругами теперь считались мужчина и женщина, находящиеся по обоюдному согласию в половом сожительстве, независимо от того, зарегистрирован ли их брак в ЗАГСе. Мужчина лишался безграничной власти в семье, женщина объявлялась равноправным брачным партнером. Замена церковного брака светским привела к тому, что брак перестал восприниматься как таинство и, как следствие, исчезла необходимость сохранения чистоты и непорочности до брака. Тем самым брачные устои были нарушены. Но радикальной изменений не произошло: сам брак не исчез, а воспитание детей не стало общественным делом.
Сексуальную революцию 1920-х гг. в России нельзя рассматривать и вне проблемы рождаемости. С самого начала советской власти были разрешены аборты. Однако право женщины на репродуктивную свободу принесло существенные демографические проблемы, а потому достаточно скоро перестало вписываться в рамки «идеального» советского общества.
Актуализация вопроса о «свободной любви» и разрушение прежних взглядов на сексуальную мораль позволяют говорить о взрывном характере изменений в моральных представлениях людей. Была обозначена необходимость того, чтобы коллектив тянул к себе больше, чем любовный партнер. Также существовала тенденция на восприятие женщины не как средства для получения наслаждения, а как товарища.
С этим была связана и неприемлемость Советской властью проституции. Проституция была признана пережитком прошлого. Также её тесно связывали с капитализмом, частной собственностью и делением общества на классы. Работниц секс-индустрии воспринимали как жертв и всячески пытались оказать им помощь, перевоспитать.
Другую девиацию, гомосексуализм, большевики никак в политический контекст вписывать не стали. Придя к власти, они в УК РСФСР 1922 г. декриминализовали добровольное гомосексуальные связи совершеннолетних людей.
Основные признаки и последствия сексуальной революции: стирание двойного стандарта в половой морали; отделение сексуальности от функции воспроизводства; растущая терпимость к добрачным половым связям; усиление открытости сексуальной сферы; изъятия из взаимоотношений полов материального расчета; стирание обособленности брачной пары от коллектива; отсутствие ревности были вписываемы в концепцию по формированию «нового» человека.
Но в дискурсе идеологов власти о любви, семье и браке наблюдается противоречия. В речах, статьях Н.И. Бухарина, А.В. Луначарского, Л.Д. Троцкого становится заметным стремление усмирить юношеский пыл в борьбе за строительство новый быта. Концепция «свободной любви» подается как некий революционный угар, от которого пора отказаться, а в противовес ей внедряется идея коммунистической морали в товарищеских отношениях между мужчиной и женщиной.
1. Декрет СНК РСФСР от 27.08.1919 О национализации кинодела. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B 5%D1%82 %D0%A 1 %D0%9D%D0%9A %D0%A0%D0%A1%D0%A4%D 0%A 1 %D0%A0 %D0%BE%D 1 %82 27.08.1919 %D0%9E %D0%BD%D0 %B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8% D0%B7%D0%B0%D 1 %86%D0%B8%D0%B8 %D0%BA%D0%B8%D0%B D%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0
2. Декреты советской власти. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. М. 2013. URL: http://www.hist/msu/ru/ER/Etext/DEKRET/index.html
3. Кодекс законов о семье, браке и опеке 1926 г. и предшествующие ему постановления. Электронная библиотека музея истории российских реформ им. П.А. Столыпина. URL: http://музей реформ.рф/node/13940
Труды советских государственных и партийных деятелей
4. Бухарин Н.И. Тюремные рукописи Николая Бухарина /С. Бабурин, С. Коэн, Г. Бордюгов. - Изд. 2-е, дополн., измен. и расшир. М.: АИРО-XXI, 2008. - 1070 с.
5. Болтянский Г. Ленин и кино // Советское кино. 1933. - №2. - С. 16-18. URL: https: //marquis-the-cat.livej ournal .com/202718. html
6. Ленин В.И. Задачи союзов молодёжи - I. Речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 года. URL: http://transformations.russian-literature.com/node/84
7. Луначарский А.В. Воспитание нового человека /А.В. Луначарский. Л.: Прибой, 1928. - 48 с.
8. Луначарский А. В. Мораль и свобода /А.В. Луначарский. М. 1923. - 21 с.
9. Луначарский А.В. О быте / А.В. Луначарский, - Л.: ГИЗ, 1927. - 82 с.
10. Луначарский А.В. Задачи государственного кинодела в РСФСР //Кинематограф. 1919. - С. 5-7. URL: http://lunacharsky.newgod.su/lib/o- kino/zadachi-gosudarstvennogo-kinodela-v-rsfsr/
11. Троцкий Л.Д. Задачи коммунистического воспитания // Речь на пятилетнем юбилее Коммунистического Университета имени Я. М. Свердлова. 1923. URL: https://public.wikireading.ru/108543
12. Троцкий Л.Д. Искусство революции и социалистическое искусство // Литература и революция. 1991. - С. 177-190. URL: https://www.e- reading.club/book.php?book=1046845
13. Троцкий, Л.Д. Проблема культуры. Культура переходного периода / Е.А. Алехина. - М.: Т8, 2018. - 730 с.
Профессиональная медицинская и правовая литература
14. Гальперин С.Е. Тени половой жизни /С.Е. Гальперин, И.Л. Зегаль. - М: Центральная типография НКВМ, 1994. - 78 с.
15. Гельман И. Половая жизнь современной молодежи. Опыт социальнобиологического обследования / И. Гельман - М.-Л: Государственное издательство, 1925. - 152 с.
16. Голосовкер С. Я. Итоги половой анкеты. // Молодая гвардия. 1923. - №4-5. - С. 153.
17. Дубошинский Н. Социальный состав проституции // Рабочий суд, 1925. - №3-4. - С. 128
18. Люблинский П.И. Преступления в области половых отношений / П.И. Люблинский. - М.: Издательство Л.Д. Френкель, 1925. - 246 с.
Художественная литература
19. Быков Д.Л. Маруся отравилась: секс и смерть в 1920-е: антология /Д.Л. Быков. - М.: АСТ, 2018. - 752 с.
20. Замятин Е.И. Мы /Е.И. Замятин.
http://az.lib.ru/z/zamj atin_e_i/text_0050. shtml
21. Коллонтай А.М. Любовь трёх поколений/ А.М. Коллонтай. М., 1923. http://az.lib.ru/k/kollontaj a m/text 0060.shtml
Публицистика
22. Залкинд А. Б. Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата // Революция и молодёжь. 1924. - С. 24-27.
23. Коллонтай А. М. Дорогу крылатому Эросу! (Письмо к трудящейся молодёжи) // Молодая гвардия. 1923. - № 3 - C. 111-124.
24. Проститутка (Убитая жизнью) / Классика белорусского кино из коллекции Госфильмофонда России. 2014. URL:
http://listapad.com/programm/Vnekonkursnye-pokazy-igrovogo- kino2013/klassika-belorusskogo-kino-iz-kollektsii-gosfilmofonda- rossii/prostitutka-ubitaia-zhizniu/
Визуальные источники (художественные фильмы и афишы)
25. Иоганс Э., Эрмлер Ф. Катька - Бумажный ранет. Л.: Совкино, 1926. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/44739/
26. Роом А. Третья Мещанская. М.: Совкино, 1927. URL:
https://www.kinopoisk.ru/film/42287/
27. Фрелих О.Н. Проститука. Минск: Белгоскино, 1926. URL:
https://www.kinopoisk.ru/film/prostitutka-1926-43326/
28. Червяков Е.В. Мой сын. Л.: Совкино, 1928. URL:
https://www.kinopoisk.ru/film/46679/
II. Литература
29. Андреева Н.И. Развитие семейного законодательства в советский период // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия Юридические науки. 2014. - № 3. - С. 5-7.
30. Бабич Е.С. Трансформация представлений российских политиков об идеальном человеке в 1917-1938 гг. // Вопросы исторической науки: материалы II Международной научной конференции: Два комсомольца. 2013. - С. 34-37. — URL: https: //moluch.ru/conf/hist/archive/85/3661/
31. Быков Д.Л. Маруся отравилась: секс и смерть в 1920-е: антология /Д.Л. Быков. - М.: АСТ, 2018. - 752 с.
32. Горбачев О.В. Советский художественный кинематограф как исторический документ: особенности анализа и интерпретации» // Методология, историография, источниковедение. 2015. - С. 126-137.
33. Голод С.И. Что было пороками, стало нравами. Лекции по социологии сексуальности / С.И. Голод - М.: Ладомир, 2005. - 232 с.
34. Голод С.И. ХХ век и тенденции сексуальных отношений в России / С.И Голод, - М.: Алетейя, 1996. - 180 с.
35. Голосенко И.А., Голод С.И. Социологические исследования проституции в России / И.А. Голосенко, С.И. Голод - СПб.: Петрополис, 1998. - 127 с.
36. Денисов Б. Очерк истории контроля рождаемости в России: блуждающая демографическая политика / Денисов Б. - М., 2014. - 25 с. URL: https://www.hse.ru/data/2014/09/29/1310908481/Qua Sha DS MSW.pdf
37. Зоркая Н.М. Межрабпром-фильм на берегах Москвы-реки. Пестрые
комсомольские двадцатые: новый быт. URL: https://www.portal-
slovo. ru/art/3 5967. php
38. Зоркая Н.М. История советского кино / Н.М. Зоркая - СПб.: Алетейя,
2005. - 544 с.
39. Кон И.С. Клубничка на березке: Сексуальная культура в России / И.С. Кон - М.: ОГИ, 1997. - 297 с.
40. Кон И. С. Лики и маски однополой любви: Лунный свет на заре / И.С. Кон - М.: ACT, 2003. - 576 с.
41. Кравченко А. Создание нового советского человека. Лекция 3 из 8. URL: https: //arzamas .academy/materials/1499
42. Лебедев Н.А. Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918-1934 годы /Н.А. Лебедев. - М.: Искусство, 1965. - 373 с.
43. Лебедева Л.В. Институт брака в первое десятилетие советской власти: теория и практика // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. - №27. - С. 772. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-braka-v-pervoe-desyatiletie- sovetskoy-vlasti-teoriya-i-praktika
44. Лебина Н.Б. Проституция в Петербурге /Н.Б. Лебина, М.В. Шкаров- ский. - М: Прогресс-академия, 1994. - 219 с.
45. Лебина Н.Б. Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю / Н.Б. Лебина - М.: Новое литературное обозрение, 2018. - 488 с.
46. Малахов А. Три века российской проституции // Журнал «Коммерсантъ Деньги». 2001. - № 17 (321). - С. 52 URL:
http s: //www.kommersant.ru/do c/256333
47. Новиков С.Г. Разработка модели «Нового человека» советской властной элитой 1920-х гг. // Известия ВГПУ. 2012. - №5. - С. 154-158. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-modeli-novogo-cheloveka- sovetskoy-vlastnoy-elitoy-1920-h-gg
48. Молостова Е.С. Модели «Нового человека» в советский период: под
ступы к трансгуманизму // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2014. - №9 (180) - С. 168-175. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-novogo-cheloveka-v-sovetskiy-period- podstupy-k-transgumanizmu
49. Нижник Н.С. Деятельность врачебно-полицейских комитетов Министерства внутренних дел по осуществлению социального контроля над девиантным поведением в российском обществе // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. 2012. - №2. - С. 11-18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-vrachebno-politseyskih-komitetov- ministerstva-vnutrennih-del-po-osuschestvleniyu-sotsialnogo-kontrolya-nad- deviantnym
50. Орлов И.Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления / И.Б. Орлов - М.: ВШУ, 2010. - 288 с.
51. Осипович Т.Е. Проблемы пола, брака, семьи и положение женщины в общественных дискуссиях середины 1920-х годов // Общественные науки и современность. 1994. - № 1 - С. 161-171.
52 Райх В. Сексуальная революция / В. Брун-Цеховой. - М: Профит- Стайл, 1997. - 178 с.
53. Романова О. Третья Мещанская, или Любовь втроём // Уроки истории. XX век. 2011. URL: https: //urokiistorii.ru/article/2104
54. Рябчикова Н.С. «Пролеткино»: от «Госкино» до «Совкино» // Киноведческие записки. 2010. - № 94/95. - С. 98. URL:
http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/1215/
55. Харчев А.Г. Социалистическая революция и семья // Социс. 1994. - №
6. - С. 90-95.
56. Хили Д. Гомосексуальное влечение в революционной России: регулирование сексуально-гендерного диссидентства /Д. Хили; Л.В. Бессмертных, Ю.А. Михайлов, Т.Ю. Логачева, В.И. Новиков. - М: Ладомир, 2008. - 624 с.
57. Цинченко Г.М. Политика в отношении семьи в первые годы советской
власти // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. - №1 (37). - С. 174-182. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/politika-v-otnoshenii-semi-v-pervye-gody- sovetskoy-vlasti
58. Шаповалова Я.А. Государственная политика советского государства в отношении абортов в 1920-1930-е гг.: от разрешения к полному запрету // Общество: философия, история, культура. 2011. - №1-2. - С. 96-99. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-sovetskogo- gosudarstva-v-otnoshenii-abortov-v-1920-1930-e-gg-ot-razresheniya-k- polnomu-zapretu
59. Эпштейн А.Д., Кожевников А. Гомосексуальность в новейшей истории: от преследований к равноправию // Театр. 2014. - №16. URL: http://oteatre.info/gomoseksualnost-v-noveishei-istorii/
60. Балдицына Е.И. Семья и государство в социальном пространстве со
временной России. Автореферат [...] к. филос. Н. Ставрополь. 2005. - 32 с. URL: http://www.dissercat.com/content/semya-i-gosudarstvo-v-sotsialnom-
prostranstve-sovremennoi-rossii#ixzz5hwKXo07g
61. Кочеткова Н.Е. Дискуссия о «порнографической литературе» в журналистике 1920-х гг. Автореферат [...] к. филол. Н. М. 2004. -15 с. URL: https://www.dissercat.com/content/diskussiya-o-pornograficheskoi-literature-v- zhurnalistike-1920-kh-gg
62. Устинов О.А. Проблема человека в творчестве Н.И. Бухарина (исто
рико-философский анализ). Автореферат [...] к. филос. Н. М. 2007. - 31 с. URL: http://cheloveknauka.com/problema-cheloveka-v-tvorchestve-n-i-
buharina
IV. Интернет-ресурсы
63. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ
им. М.В. Ломоносова. URL:
http://www.hist/msu/ru/ER/Etext/DEKRET/index.html
64. КиноПоиск. URL: https://www.kinopoisk.ru/
65. Образовательный портал Слово. URL: https://www.portal-
slovo .ru/art/35967. php
66. Русское кино. URL: https://www.russkoekino.ru/books/historv/historv-
2. shtml
67. Федеральный образовательный портал. URL: http://ecsocman.hse.ru/
68. Фонд поддержки исторических традиций «Возвращение». URL: http: //www.vozvr. ru/%D0%9F %D 1 %83 %D0%B 1%D0%BB%D0%B8%D0% BA%D0%B0%D 1 %86%D0%B8%D0%B8/%D0%9F%D 1 %83%D0%B1 %D0 %BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D 1 %86%D0%B8%D 1 %8F%D0%BF% D0%BE%D0%B4%D 1 %80%D0%BE%D0%B1 %D0%BD%D0%BE/tabid/24 8/ArticleId/823/language/en-US/Default.aspx
69. Электронная библиотека музея истории российских реформ им. П.А. Столыпина. URL: http://мvзейреформ■рф/node/13940