МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-9 КЛАССАХ: АССОЦИАТИВНОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
1.1 Вопрос о сложности и неоднозначности изучения лингвистических
терминов в научно-методической литературе 10
1.2 Лингвистические термины предмета «Русский язык». Содержание и
структура 18
1.3 Из опыта работы учителей русского языка 22
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ В 8-11 КЛАССАХ: АССОЦИАТИВНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ 29
2.1 Ассоциативный эксперимент как методологическая база научных
исследований в практической методике 29
2.2 Экспериментальное исследование 35
2.3 Методика работы над лингвистическими терминами. Типы заданий .44
2.4 Контрольный эксперимент 49
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
1.1 Вопрос о сложности и неоднозначности изучения лингвистических
терминов в научно-методической литературе 10
1.2 Лингвистические термины предмета «Русский язык». Содержание и
структура 18
1.3 Из опыта работы учителей русского языка 22
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ В 8-11 КЛАССАХ: АССОЦИАТИВНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ 29
2.1 Ассоциативный эксперимент как методологическая база научных
исследований в практической методике 29
2.2 Экспериментальное исследование 35
2.3 Методика работы над лингвистическими терминами. Типы заданий .44
2.4 Контрольный эксперимент 49
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
Данная выпускная квалификационная (бакалаврская) работа «Методика изучения лингвистических терминов на уроках русского языка в 5-9 классах: ассоциативно-экспериментальное исследование» посвящена исследованию некоторых аспектов природы и статуса стандартных вербальных ассоциаций в связи с изучением лингвистической терминологии на уроках русского языка.
Актуальность данной работы заключается в том, что, с одной стороны, эффективное обучение русскому языку и развитие речи школьников невозможно без установления точной связи между языковыми явлениями и их номинациями в научной литературе. Изучая термин как элемент словарной системы, школьник осознаёт специфику терминологической лексики, ее синтагматические и парадигматические отношения; с другой стороны, лингвистические термины в силу их обобщенности и абстрактности тяжело поддаются изучению, что требует применения современных и эффективных методик исследования, к которым можно отнести свободный ассоциативный эксперимент. На данный период в методике преподавания русского языка ассоциативный эксперимент насчитывает всего несколько исследований, например, диссертация Т.Н. Пешехоновой по теме «Репрезентация языковых и лингвистических знаний в структуре ассоциативно-вербальной сети» [28, с. 4].
Основным предметом в средней общеобразовательной школе является «Русский язык», обучение которому способствует интеллектуальному развитию учащихся, нравственному воспитанию и общему духовному развитию школьников. Образовательный процесс обучения русскому языку основан на формировании таких компетенций, как языковая (лингвистическая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.
Формирование языковой компетенции обучающихся осуществляется за счёт овладения лингвистическими понятиями, которые представляют собой совокупность слов и словосочетаний, употребляющихся в лингвистике для обозначения специальных понятий. Лингвистические понятия, входящие в состав терминологического минимума курса русского языка сложны для усвоения, принимая во внимание тот факт, что ученики начинают их изучение с 1 класса. Учащиеся зачастую сталкиваются с проблемой неправильного определения лингвистических понятий, не осознают их сущности, что не дает им возможности полноценно использовать термины в своей учебной деятельности.
Более того, сложность представляет большой объём изучаемых понятий, так, например, О.А. Волошина и И.И. Богатырева в своём «Словаре школьных лингвистических терминов» дали толкования более 350 терминам всех лингвистических дисциплин, изучаемых в средней школе: фонетики, морфологии, словообразования, синтаксиса,
лексикологии, лексикографии [3].
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
личностным, предметным, метапредметным. Так, одним из предметных результатов предмета «Русский язык» является освоение базовых понятий лингвистики [42, с. 21].
Проблемы ассоциаций, традиционно считавшихся предметом изучения психологии, в последнее время все больше привлекают внимание языковедов [15,19,23]. Однако лингвистический статус, отношение к системе языка и речи, принципы классификации словесных ассоциаций остаются малоизученными.
Несмотря на наличие диссертаций Т.Н. Пешехоновой, Р.Е. Ружьевой «Формирование лингвистической компетенции на уроках русского языка (5-6 классы)», работы О.А. Стычёвой «Методика школьного курса русского языка» и А.И. Киреевой «Система работы с лингвистическими терминами как условие эффективной языковой подготовки учащихся», всё ещё актуальным остаётся вопрос, связанный с изучением лингвистической терминологии.
Объектом исследования является лингвистическая терминология, изучаемая на уроках русского языка в 5-9 классах.
Предмет исследования - особенности структурирования видов вербальных ассоциаций в языковом сознании школьника в процессе изучения лингвистической терминологии на уроках русского языка в 5-9 классах.
Цель работы состоит в том, чтобы исследовать специфику структурирования вербальных ассоциаций в языковом сознании школьника при изучении лингвистической терминологии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1) изучить и систематизировать научно-методическую литературу по теме исследования;
2) определить терминологический аппарат исследования, в который входят такие понятия, как лингвистический термин, ассоциативный эксперимент, ассоциативное поле и т. д.;
3) методом сплошной выборки выявить количество лингвистических терминов, изучаемых в предметной области «Русский язык» в 5-9 классах;
4) провести свободный ассоциативный эксперимент, по разработанной нами анкете;
5) изучить опыт работы учителей с лингвистическими терминами и обобщить методические рекомендации в аспекте изучаемой темы;
6) разработать новые типы заданий для работы с лингвистическими понятиями;
7) провести контрольный эксперимент для подтверждения эффективности применения разработанных нами заданий.
В ходе исследования для достижения обозначенных цели и задач нами применялись следующие методы:
1) дедуктивный метод (от изучения и систематизации теоретического материала к использованию его аспектов в практической части работы);
2) анализ научной и методической литературы по теме исследования;
3) метод сплошной выборки;
4) изучение опыта работы учителей;
5) ассоциативный эксперимент.
Теоретико-методологическую базу данной работы составили научные труды в области:
1) фундаментальных наук:
- терминоведения: А.А. Реформатский;
- составления лингвистических и толковых словарей: О.С. Ахманова, Т.В. Жеребило, Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин;
2) в области теории методологических основ обучения русскому языку:
Г.И. Блинов, Б.Т. Панов;
3) теории языковой личности в ассоциативно-экспериментальной
грамматике: Ю.Н. Караулов, Е.И. Горошко и др.;
4) в области современной практической методики преподавания
русского языка: А.И. Киреева, О.А. Стычева.
База исследования - 60 учащихся 8-11 классов МБОУ
«Красногорская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района РТ.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении специфики структурирования вербальных ассоциаций в языковом сознании школьников и возможности применения результатов исследования для дальнейшего поиска путей и методов, которые помогут усовершенствовать процесс изучения лингвистических терминов на уроках русского языка.
Практическая значимость работы, на наш взгляд, заключается в том, что предложенный материал может быть использован студентами филологических факультетов на уроках русского языка, проходящих практику в образовательных учреждениях, а также при подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «Методика преподавания русского языка».
Отдельные фрагменты работы могут найти применение в качестве дополнительной информации на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы.
Научная новизна нашего исследования состоит в том, что на основе результатов ассоциативно-экспериментального исследования были выявлены виды ассоциативных реакций на слова-стимулы, являющиеся лингвистическими терминами, указаны наиболее частотные из них. Определена степень их актуальности/неактуальности в языковом сознании современных школьников, разработаны задания для работы над лингвистическими понятиями, способствующие их эффективному усвоению.
Структура выпускной квалификационной работы традиционна и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во Введении раскрываются актуальность и новизна темы, определяются объект, предмет и методы исследования, ставятся цель и задачи, обосновываются теоретическая и практическая значимость полученных результатов.
Первая глава «Теоретические основы исследования» посвящена теоретическому обоснованию вопросов, касающихся изучения лингвистических терминов предмета «Русский язык» в методической литературе.
Вторая глава «Изучение лингвистических терминов в 5-9 классах: ассоциативно-экспериментальное исследование» носит
практический характер. В данной главе рассматривается ассоциативный эксперимент как методологическая база научных исследований в практической методике. Представлены результаты экспериментального исследования, предложены типы заданий для работы с лингвистическими понятиями. В конце каждой главы приводятся выводы.
Заключение представляет собой формулировку основных положений, результатов исследования в соответствии с целью и задачами.
В списке использованной литературы представлено 42 источника: из них 9 словарей и научно-методическая литература.
Приложения 1-3 включают в себя таблицы «Лингвистические понятия, изучаемые на этапе начального и основного общего образования», «Базовые и частные лингвистические термины» и анкету «Знаю ли я лингвистические термины?».
Апробация работы. Основные положения и выводы ВКР нашли отражение в коллективной монографии:
1. Баженова И.В. Лингвистические термины в системе обучения русскому языку: ассоциативно-экспериментальное исследование / Е.Л. Пупышева, И.В. Баженова // «Вопросы современной науки»: коллект. науч. монография; [под ред. Н.Р. Красовской]. - М.: Изд. Интернаука, 2019. - С. 25-40. Т. 41;
В статье:
2. Баженова И.В. Ассоциативный эксперимент как методологическая база научных исследований в практической методике // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №6(33) 2019. - URL:
Актуальность данной работы заключается в том, что, с одной стороны, эффективное обучение русскому языку и развитие речи школьников невозможно без установления точной связи между языковыми явлениями и их номинациями в научной литературе. Изучая термин как элемент словарной системы, школьник осознаёт специфику терминологической лексики, ее синтагматические и парадигматические отношения; с другой стороны, лингвистические термины в силу их обобщенности и абстрактности тяжело поддаются изучению, что требует применения современных и эффективных методик исследования, к которым можно отнести свободный ассоциативный эксперимент. На данный период в методике преподавания русского языка ассоциативный эксперимент насчитывает всего несколько исследований, например, диссертация Т.Н. Пешехоновой по теме «Репрезентация языковых и лингвистических знаний в структуре ассоциативно-вербальной сети» [28, с. 4].
Основным предметом в средней общеобразовательной школе является «Русский язык», обучение которому способствует интеллектуальному развитию учащихся, нравственному воспитанию и общему духовному развитию школьников. Образовательный процесс обучения русскому языку основан на формировании таких компетенций, как языковая (лингвистическая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.
Формирование языковой компетенции обучающихся осуществляется за счёт овладения лингвистическими понятиями, которые представляют собой совокупность слов и словосочетаний, употребляющихся в лингвистике для обозначения специальных понятий. Лингвистические понятия, входящие в состав терминологического минимума курса русского языка сложны для усвоения, принимая во внимание тот факт, что ученики начинают их изучение с 1 класса. Учащиеся зачастую сталкиваются с проблемой неправильного определения лингвистических понятий, не осознают их сущности, что не дает им возможности полноценно использовать термины в своей учебной деятельности.
Более того, сложность представляет большой объём изучаемых понятий, так, например, О.А. Волошина и И.И. Богатырева в своём «Словаре школьных лингвистических терминов» дали толкования более 350 терминам всех лингвистических дисциплин, изучаемых в средней школе: фонетики, морфологии, словообразования, синтаксиса,
лексикологии, лексикографии [3].
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
личностным, предметным, метапредметным. Так, одним из предметных результатов предмета «Русский язык» является освоение базовых понятий лингвистики [42, с. 21].
Проблемы ассоциаций, традиционно считавшихся предметом изучения психологии, в последнее время все больше привлекают внимание языковедов [15,19,23]. Однако лингвистический статус, отношение к системе языка и речи, принципы классификации словесных ассоциаций остаются малоизученными.
Несмотря на наличие диссертаций Т.Н. Пешехоновой, Р.Е. Ружьевой «Формирование лингвистической компетенции на уроках русского языка (5-6 классы)», работы О.А. Стычёвой «Методика школьного курса русского языка» и А.И. Киреевой «Система работы с лингвистическими терминами как условие эффективной языковой подготовки учащихся», всё ещё актуальным остаётся вопрос, связанный с изучением лингвистической терминологии.
Объектом исследования является лингвистическая терминология, изучаемая на уроках русского языка в 5-9 классах.
Предмет исследования - особенности структурирования видов вербальных ассоциаций в языковом сознании школьника в процессе изучения лингвистической терминологии на уроках русского языка в 5-9 классах.
Цель работы состоит в том, чтобы исследовать специфику структурирования вербальных ассоциаций в языковом сознании школьника при изучении лингвистической терминологии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1) изучить и систематизировать научно-методическую литературу по теме исследования;
2) определить терминологический аппарат исследования, в который входят такие понятия, как лингвистический термин, ассоциативный эксперимент, ассоциативное поле и т. д.;
3) методом сплошной выборки выявить количество лингвистических терминов, изучаемых в предметной области «Русский язык» в 5-9 классах;
4) провести свободный ассоциативный эксперимент, по разработанной нами анкете;
5) изучить опыт работы учителей с лингвистическими терминами и обобщить методические рекомендации в аспекте изучаемой темы;
6) разработать новые типы заданий для работы с лингвистическими понятиями;
7) провести контрольный эксперимент для подтверждения эффективности применения разработанных нами заданий.
В ходе исследования для достижения обозначенных цели и задач нами применялись следующие методы:
1) дедуктивный метод (от изучения и систематизации теоретического материала к использованию его аспектов в практической части работы);
2) анализ научной и методической литературы по теме исследования;
3) метод сплошной выборки;
4) изучение опыта работы учителей;
5) ассоциативный эксперимент.
Теоретико-методологическую базу данной работы составили научные труды в области:
1) фундаментальных наук:
- терминоведения: А.А. Реформатский;
- составления лингвистических и толковых словарей: О.С. Ахманова, Т.В. Жеребило, Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин;
2) в области теории методологических основ обучения русскому языку:
Г.И. Блинов, Б.Т. Панов;
3) теории языковой личности в ассоциативно-экспериментальной
грамматике: Ю.Н. Караулов, Е.И. Горошко и др.;
4) в области современной практической методики преподавания
русского языка: А.И. Киреева, О.А. Стычева.
База исследования - 60 учащихся 8-11 классов МБОУ
«Красногорская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района РТ.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении специфики структурирования вербальных ассоциаций в языковом сознании школьников и возможности применения результатов исследования для дальнейшего поиска путей и методов, которые помогут усовершенствовать процесс изучения лингвистических терминов на уроках русского языка.
Практическая значимость работы, на наш взгляд, заключается в том, что предложенный материал может быть использован студентами филологических факультетов на уроках русского языка, проходящих практику в образовательных учреждениях, а также при подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «Методика преподавания русского языка».
Отдельные фрагменты работы могут найти применение в качестве дополнительной информации на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы.
Научная новизна нашего исследования состоит в том, что на основе результатов ассоциативно-экспериментального исследования были выявлены виды ассоциативных реакций на слова-стимулы, являющиеся лингвистическими терминами, указаны наиболее частотные из них. Определена степень их актуальности/неактуальности в языковом сознании современных школьников, разработаны задания для работы над лингвистическими понятиями, способствующие их эффективному усвоению.
Структура выпускной квалификационной работы традиционна и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во Введении раскрываются актуальность и новизна темы, определяются объект, предмет и методы исследования, ставятся цель и задачи, обосновываются теоретическая и практическая значимость полученных результатов.
Первая глава «Теоретические основы исследования» посвящена теоретическому обоснованию вопросов, касающихся изучения лингвистических терминов предмета «Русский язык» в методической литературе.
Вторая глава «Изучение лингвистических терминов в 5-9 классах: ассоциативно-экспериментальное исследование» носит
практический характер. В данной главе рассматривается ассоциативный эксперимент как методологическая база научных исследований в практической методике. Представлены результаты экспериментального исследования, предложены типы заданий для работы с лингвистическими понятиями. В конце каждой главы приводятся выводы.
Заключение представляет собой формулировку основных положений, результатов исследования в соответствии с целью и задачами.
В списке использованной литературы представлено 42 источника: из них 9 словарей и научно-методическая литература.
Приложения 1-3 включают в себя таблицы «Лингвистические понятия, изучаемые на этапе начального и основного общего образования», «Базовые и частные лингвистические термины» и анкету «Знаю ли я лингвистические термины?».
Апробация работы. Основные положения и выводы ВКР нашли отражение в коллективной монографии:
1. Баженова И.В. Лингвистические термины в системе обучения русскому языку: ассоциативно-экспериментальное исследование / Е.Л. Пупышева, И.В. Баженова // «Вопросы современной науки»: коллект. науч. монография; [под ред. Н.Р. Красовской]. - М.: Изд. Интернаука, 2019. - С. 25-40. Т. 41;
В статье:
2. Баженова И.В. Ассоциативный эксперимент как методологическая база научных исследований в практической методике // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №6(33) 2019. - URL:
В данной выпускной квалификационной (бакалаврской) работе мы исследовали специфику структурирования вербальных ассоциаций в языковом сознании учащихся при изучении лингвистической терминологии на уроках русского языка в 5-9 классах.
Изучив и систематизировав теоретические знания по теме исследования, мы выяснили, что в научной литературе понятие термин не имеет однозначного определения. В дефинициях лингвистических словарей О.С. Ахмановой, Т.В. Жеребило и т. д. указывается соотношение термина и понятия. Научные понятия отражают существенные признаки предметов и явлений, а слова и знаки, их выражающие, являются научными терминами. Далее мы учитывали выделенные Г.И. Блиновым и Б.Т. Пановым термины-словосочетания, термины-дублеты и термины- антонимы, а также нетерминологические слова вызывающие избыточные ассоциации в сознании школьников. Раскрыв сущность понятий терминология и лингвистическая терминология, понятие лингвистический термин мы рассматривали как понятие, относящееся к области лингвистики.
Мы проанализировали 3 этапа изучения лингвистических терминов в школьном курсе русского языка. Методом сплошной выборки мы выявили, что материал курса русского языка в 5-9 классах насчитывает 270 лингвистических терминов. Нами было выявлено количественное соотношение лингвистических терминов, изучаемых с 5 по 9 классы, в результате которого выяснилось, что большее количество терминов изучается в 5 классе. Также мы определили соотношение количества изучаемых лингвистических терминов на начальном (28%) и систематическом (72%) этапах.
На основе методики изучения лингвистических терминов учителей русского языка А.И. Киреевой и О.А. Стычевой, представленной в базе данных системы Интернет, мы составили список методических рекомендаций работы с лингвистической терминологией на уроках русского языка в 5-9 классах, способствующих повышению терминологической грамотности учащихся.
Мы выяснили, что ассоциативный эксперимент как психолингвистический метод, позволяющий выявить особенности языкового сознания современного школьника, активно внедрен в методику преподавания иностранных языков, тем временем практически не применяется в исследованиях по методике обучения русскому языку.
Ввиду отсутствия систематически организованной работы над лингвистическими терминами и необходимости дальнейших исследований в данной области был проведён ассоциативный эксперимент с целью выявления общих закономерностей структурирования вербальных ассоциаций в языковом сознании учащихся 8-11 классов на слова-стимулы, являющиеся лингвистическими терминами.
Свободный ассоциативный эксперимент был проведён на базе МБОУ «Красногорская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района РТ среди учащихся 8-11-х классов в количестве 60 человек.
На основе классификации Ю.Н. Караулова мы представили 8 видов ассоциативных реакций на слова-стимулы и определили их процентное соотношение в исследуемых классах: реакции-примеры (29%), стимулреакции (23,30%), графические (18,30%), ассоциативные (8,20%), морфологические (8%), ошибочные реакции (6,40%), родовидовые (4,80%) и координационные реакции (2%). Составив ассоциативные поля базовых лингвистических терминов, мы выявили количество правильных и ошибочных реакций.
Полученные данные свидетельствуют о том, что успеваемость учащихся по предмету «Русский язык» находится в прямой зависимости от частоты правильных реакций на слова-стимулы, являющиеся лингвистическими терминами. Частотность реакции, в свою очередь, свидетельствует об актуальности (или неактуальности) лингвистических терминов в сознании испытуемых. Благодаря проведению ассоциативного эксперимента стало возможным выявление пробелов в знаниях каждого ученика и применение индивидуального подхода в усвоении лингвистических терминов учащимися в полном объеме.
Ввиду необходимости усиленной систематической работы над лингвистическими терминами в процессе обучения русскому языку нами были сконструированы и применены новые типы заданий (пазлы, интеллект-карты, ребусы и т. д.).
Анализ данных контрольного эксперимента по выявлению эффективности применения разработанной методики работы над лингвистическими понятиями на уроках русского языка показал, что в экспериментальном классе (8А) уровень сформированности лингвистических понятий стал выше благодаря применению данной методики, что нельзя сказать о контрольном классе (8Б), в котором уроки проводились в традиционной форме.
Таким образом, мы достигли цели данной выпускной квалификационной работы: исследовали специфику структурирования вербальных ассоциаций в языковом сознании школьников при изучении лингвистической терминологии в 5-9 классах на основе ассоциативного эксперимента, а также разработали и доказали эффективность новых типов заданий, способствующих повышению уровня сформированности лингвистической терминологии в сознании учащихся, позволяющих им понимать сущность изучаемых терминов, а также свободно использовать их в своей учебной деятельности.
Изучив и систематизировав теоретические знания по теме исследования, мы выяснили, что в научной литературе понятие термин не имеет однозначного определения. В дефинициях лингвистических словарей О.С. Ахмановой, Т.В. Жеребило и т. д. указывается соотношение термина и понятия. Научные понятия отражают существенные признаки предметов и явлений, а слова и знаки, их выражающие, являются научными терминами. Далее мы учитывали выделенные Г.И. Блиновым и Б.Т. Пановым термины-словосочетания, термины-дублеты и термины- антонимы, а также нетерминологические слова вызывающие избыточные ассоциации в сознании школьников. Раскрыв сущность понятий терминология и лингвистическая терминология, понятие лингвистический термин мы рассматривали как понятие, относящееся к области лингвистики.
Мы проанализировали 3 этапа изучения лингвистических терминов в школьном курсе русского языка. Методом сплошной выборки мы выявили, что материал курса русского языка в 5-9 классах насчитывает 270 лингвистических терминов. Нами было выявлено количественное соотношение лингвистических терминов, изучаемых с 5 по 9 классы, в результате которого выяснилось, что большее количество терминов изучается в 5 классе. Также мы определили соотношение количества изучаемых лингвистических терминов на начальном (28%) и систематическом (72%) этапах.
На основе методики изучения лингвистических терминов учителей русского языка А.И. Киреевой и О.А. Стычевой, представленной в базе данных системы Интернет, мы составили список методических рекомендаций работы с лингвистической терминологией на уроках русского языка в 5-9 классах, способствующих повышению терминологической грамотности учащихся.
Мы выяснили, что ассоциативный эксперимент как психолингвистический метод, позволяющий выявить особенности языкового сознания современного школьника, активно внедрен в методику преподавания иностранных языков, тем временем практически не применяется в исследованиях по методике обучения русскому языку.
Ввиду отсутствия систематически организованной работы над лингвистическими терминами и необходимости дальнейших исследований в данной области был проведён ассоциативный эксперимент с целью выявления общих закономерностей структурирования вербальных ассоциаций в языковом сознании учащихся 8-11 классов на слова-стимулы, являющиеся лингвистическими терминами.
Свободный ассоциативный эксперимент был проведён на базе МБОУ «Красногорская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района РТ среди учащихся 8-11-х классов в количестве 60 человек.
На основе классификации Ю.Н. Караулова мы представили 8 видов ассоциативных реакций на слова-стимулы и определили их процентное соотношение в исследуемых классах: реакции-примеры (29%), стимулреакции (23,30%), графические (18,30%), ассоциативные (8,20%), морфологические (8%), ошибочные реакции (6,40%), родовидовые (4,80%) и координационные реакции (2%). Составив ассоциативные поля базовых лингвистических терминов, мы выявили количество правильных и ошибочных реакций.
Полученные данные свидетельствуют о том, что успеваемость учащихся по предмету «Русский язык» находится в прямой зависимости от частоты правильных реакций на слова-стимулы, являющиеся лингвистическими терминами. Частотность реакции, в свою очередь, свидетельствует об актуальности (или неактуальности) лингвистических терминов в сознании испытуемых. Благодаря проведению ассоциативного эксперимента стало возможным выявление пробелов в знаниях каждого ученика и применение индивидуального подхода в усвоении лингвистических терминов учащимися в полном объеме.
Ввиду необходимости усиленной систематической работы над лингвистическими терминами в процессе обучения русскому языку нами были сконструированы и применены новые типы заданий (пазлы, интеллект-карты, ребусы и т. д.).
Анализ данных контрольного эксперимента по выявлению эффективности применения разработанной методики работы над лингвистическими понятиями на уроках русского языка показал, что в экспериментальном классе (8А) уровень сформированности лингвистических понятий стал выше благодаря применению данной методики, что нельзя сказать о контрольном классе (8Б), в котором уроки проводились в традиционной форме.
Таким образом, мы достигли цели данной выпускной квалификационной работы: исследовали специфику структурирования вербальных ассоциаций в языковом сознании школьников при изучении лингвистической терминологии в 5-9 классах на основе ассоциативного эксперимента, а также разработали и доказали эффективность новых типов заданий, способствующих повышению уровня сформированности лингвистической терминологии в сознании учащихся, позволяющих им понимать сущность изучаемых терминов, а также свободно использовать их в своей учебной деятельности.



