Введение 3
Глава 1. Становление Английского пуританизма 6
1.1. Социально-политическая ситуация в Англии на рубеже XVI-XVII
веков 6
1.2. Проникновение протестантских идей в Англию. Зарождение
пуританизма 14
Глава 2. Пуританизм в Англии в последней трети XVI в 24
2.1. Течения английского пуританизма и их роль во внутриполитической
жизни Англии конца XVI в 24
2.2 Английский пуританизм и его влияние на внешнюю политику
Англии 32
Глава 3.Взаимодействия пуритан с культурой 39
3.1. Отношение пуритан к изобразительному искусству и музыке 39
3.2. Литература и ее назначение в трактовке пуритан; образы пуритан в английской художественной литературе времени развития пуританского
движения 41
3.3. Отношение пуритан к театру 42
3.4. Отношение пуритан к традиционной народной культуре и
праздникам 44
Заключение 47
Список использованных источников и литературы 49
Как известно, пуританизм вырос из возникшего в последнюю треть XVI
в. движения за реформы в Церкви Англии, которое имело также огромное
влияние на социальные, политические, этические и теологические идеи
американцев. В работе рассматривается пуританизм на территории Англии
второй половины XVI - начало XVII вв. В этот временной период
пуританизм зарождается и становится более доступным для народных масс.
Выделение периода XVI - начала XVII вв. как первого большого этапа в
истории пуританского движения обосновывается самими английскими и
американскими историками. В XX в. вышли три важные работы,
оперирующие в данных хронологических рамках, эти исследования уже
стали классическими: Р. Г. Ашер, «Пресвитерианское движение в Англии в
правление королевы Елизаветы ...», М. М. Кнэппен, «пуританизм при
Тюдорах. Глава из истории идеализма», П. Коллинсон, «Пуританское
движение в Англии при Елизавете I». По мнению М. Кнэппена, пуританизм
был переходным движением, связывающим средние века и Новое время, со
средневековьем он имел тесные и прочные связи - аскетизм, экономические
учения, которые напоминали взгляды средневековых схоластов, пуританизм
же XVII в. был сектантским, зависящим от светской поддержки,
националистическим, поддерживающим вооруженное сопротивление
монархии, в то время как пуритане XVI - начала XVII вв. придерживались
тактики пассивного сопротивления. Обоснованным отдельное рассмотрение
пуританизма при Тюдорах и Стюартах считал также известный
отечественный специалист по истории Англии М. А. Барг. Он полагал, что в
дореволюционной истории пуританизма следует различать два этапа: 1)
доктринальный пуританизм - оппозиция англиканской церкви, и 2)
политический пуританизм здесь происходит слияние религиозного
нонконформизма с политической оппозицией абсолютизму Стюартов.
Начало второго этапа приходится, по мнению Барга,на 90 - е годы XVI в.
Для того чтобы понять что же все-такие происходило с Английским
3обществом, в частности в пуританском, нужно обратиться к истории
возникновения его развития, чтобы подойти к проблеме влияния
традиционной культуры на пуритан и обратного влияния пуританского
движения на традиционную культуру.
Объектом работы является: Англия второй половины XVI - начало XVII вв.
Предмет составляет пуританское движение в Англии второй половине XVI -
начала XVII вв. Цель работы проанализировать особенности пуританского
движения в Англии а рубеже второй половины XVI - начала XVII вв.
Для достижения этой цели ставятся определенные задачи:
1 Изучить предпосылки и процесс зарождения пуританского
движения в Англии.
2 Рассмотреть движение английского пуританизма и его роль во
внутренней и внешней политике Англии второй половины XVI -
начала XVII вв.
3 Проанализировать отношение пуританского общества к
культурным аспектам жизни английского общества второй
половины XVI - начала XVII вв.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения,
списка использованных источников и литературы.
Методологическая основа исследования включает как общенаучные методы
(описательный, анализ, синтез) , так и специально-исторические (историкогенетический, историко-сравнительный, историко-типологический)
К проблеме отношения взаимодействия пуританизма на культуру
обращаются такие известные историки как Ричард Гривс в труде «Общество
и религия в Елизаветинской Англии». Ричард Гривс подробно описывает
взаимоотношения между пуританским обществом и основным сферам
культурной жизни английского общества в Англии. Р.Гривс описывает
ситуации основных сегментов повседневной жизни английского общества, а
после этого повествует о отношении пуритан к этим сегментам. «Общество и
4религия в Елизаветинской Англии» послужило основным
историографическим источником для написания данной работы.
Также широкий обзор на данную проблему дает В.Н.Ерохин1 в труде
«Становление нации», в монографии представлен широкий обзор на
данную проблему с религиозно-политической точки зрения .
Основными источниками для написания работы послужили, главным
образом, текст «декларации развлечений», написанная 1617 году , в которой
перечислялись запрещенное и разрешенное времяпровождение. Для понятия
и передачи ситуации происходившей в то время в Англии использовался
биографическое произведение Бэкона «. История правления короля Генриха
VII». Также использовались трактаты, памфлеты, материалы из переписок,
повествующие о некоторых деталях и реалиях того времени и обстановки.
Пуританизм и зародившиеся в его недрах течения, сыграли большую
роль, как в общественном, так в религиозном сознании англичан.
Пуританизм, впитал в себя идеи кальвинизма, который дал буржуазии
идеологическое оружие и организационные формы в революционной борьбе
с феодализмом, содержал религиозные оправдания буржуазной морали.
Получала религиозные оправдание буржуазной морали. Получала
религиозное оправдание предпринимательская деятельность буржуа с его
стремлением к накоплению и наживе. Так пуританизм проповедовал мирской
аскетизм, который выражался в простоте жизни и скопидомстве, в
уничтожении многочисленных католических праздников и в увеличении
числа рабочих дней
Помимо изменения религиозного сознания, пуританизм сыграл
огромную роль, в качестве религиозной идеологии буржуазии эпохи
первоначального накопления капитала, и в организации Английской
буржуазной революции
Пуританизм нес в себе ростки нового сознания, и это сделало его
идейным знаменем борьбы против абсолютизма. Из убеждения, что между
человеком и Богом нет посредников, следовал вывод о том, что любая
общественная организация создана не Богом, а людьми, исполняющими
божественную волю. Таким образом, пуритане лишали королевскую власть
статуса «божественно», по сути, руша все идеологические построения
протестантов-роялистов. Вполне уместно говорить о том, что в рамках
движения пуритан зародился своеобразный вариант политизированной
теории «общественного договора», согласно которой народ имеет не только
обязанности, но и права. Восстание против «тирана» становилось в
представлении пуритан богоугодным делом. Со временем их теория
приобрела характер фанатичной веры в справедливость революционных
действий. К сожалению, идеологическая неумеренность, фанатизм, растущая
непопулярность из-за излишней строгости взглядов и крайний радикализм
47привел пуритан к поражению. Однако все вышесказанное позволяет нам
характеризовать пуританизм как основную движущую силу Английской
буржуазной революции.
Пуританская ориентированность на труд как самое важное в человеческой
жизни, общий рационализм идеологических построений оказали
существенное влияние на мировоззрение английской буржуазии. Оценка
людьми труда как богоугодного дела косвенно повлияла на развитие
материальной культуры Англии, ускорила формирование нового типа
товарно-денежных отношений
Культура пуританизма сформировала представление англичан о том,
какой должна быть семья, определила основные педагогические постулаты.
Пуританская мораль со временем трансформировалась, смягчилась, но ее
основные черты отчетливо прослеживаются даже в викторианской морали
Англии XIX века.
Пуританизм значительно повлиял на формирование английской культуры
Нового времени и, вне всякого сомнения, оставил известный след в
национальном характере англичан, и все же не создал артефактов
художественной культуры, представляющих какую-либо ценность для
последующих поколений.
Основные постулаты пуританской идеологии условно можно разделить на
два больших блока: общественная жизнь (политика, государственный строй,
устройство Церкви) и частная жизнь (быт, семейные отношения). Но в целом
эти постулаты объединяла четкая ориентированность на заветы Библии.
«Библейская культура» пуритан породила новую этику. Превозносились и
широко декларировались идеалы общинности, народности,
гражданственности, трудолюбия. В семье культивировалась дружба,
сплоченность, воздержанность, скромность, трудолюбие, требовательность к
себе и другим. Большое внимание уделялось воспитанию детей в духе
непритязательности и презрения к роскоши.
1. Бэкон Ф. История правления короля Генриха VII. М.: Наука. 1990. С. 187.
2. Речь Т. Кранмера, произнесенная им в Палате Лордов.// Английская реформация. Документы и материалы. М. 1990. С.21
3. Шестистатейный статут. //Английская реформация. Документы и материалы. М. 1990. С.28-29
4. Шеппард Т. Истинное обращение к Христу. https://searchthescriptures.io.ua/s2374934/tomas_shepard._istinnoe_obrashchen ie_k_hristu_otryvok_iz_knigi_parable_of_the_ten_virgins_l 636-1640
5. Нортбрук, Дж.А Treatise Against Dicing, Dancing, Plays, and Interludes, with Other Idle Pastimes. . [Электронный ресурс] - 2015. - Режим доступа: http: //www. blackwellpublishing. com/content/BPL_Images/,свободны mStubbes, P. Anatomy of Abuses / Ed. F. J. Fumivall. - London, 1877-1879. - P. 184.
6. Пипс,С.Дневник Самюэля Пипса. [Электронный ресурс] - 2016. -
РежимдоступаЛЬрзГ/гоуаШЬ.сот/геаб^рззетуиеЕбпеутк.ЬЬпШ, свобод ный.
7. 4. Fenner, William Ann Arbor, MI ; Oxford (UK) :: Text Creation Partnership, 2006-02 (EEBO-TCP Phase 1). A Treatise of Affections, or the Soul's Pulse , 1641.
Литература
1. Английская буржуазная революция XVII века ./Под.ред. Е.А. Косминского, Я.А. Левицкого.М. 1954.
2. Антология мировой политической мысли. В 5 томах.
3. Англия в эпоху абсолютизма: Статьи и источники./Под. Ред.
Ю.М.Сапрыкина. М., 1984.
4. Бартон Э. Повседневная жизнь англичан в эпоху Шекспира. М. Молодая гвардия. 2005.С. 11
5. Васильева, З.В. Пуританизм в эпоху Елизаветы I: становление и развитие.
- З.В.Васильева. //Вестник Санкт-Петербургского университета МВДРоссии-2015. - №4(68). - С. 53.
6. Донской Г. М. , Агибалова Е. В. История Средних веков. М.УЧПЕДЕИЗ. 1962. С.318
7. Ерохин В. Н. Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI—первой половины XVII в. в современной британской исторической науке. — М.; СПб.: Ц,ентр гуманитарных инициатив, 2016.
— 894 с.
8. Загладин Н. В. , Симония Н. А. Всеобщая история. М.: Русское слово.
2007. С.237
9. Исаенко, А. В. Пуританская реформация в Англии в XVI—XVII в. / А.В. Исаенко. — Орджоникидзе, 1980.
10. История средних веков. Под ред. Сказкина С. Д. Т. 2. М.: Наука. 1977. С.217.
П.Кашанина Т. В.. Происхождение государства и права/Учебное пособие / Кашанина Т.В. - М.: Высшая школа. 2004. С.207
12. Колосов Н. Е. Абсолютизм // Большая российская энциклопедия / С. Л. Кравец. — М: Большая Российская энциклопедия. 2005. — Т. 1. — С. 348.
13. Косминский Е. А. История изучения Западного Средневековья//Вестник АН СССР. — 1945. — № 5—6. — С. 120
14. Павлова, Т. А. Англия Шекспира и Англия Кромвеля / Т.А. Павлова // Новейшая история. — №1. — С.257.
15. Савин. А. Н. Лекции по истории Английской революции. - М.: 2000. С. 8 - 522.
16. Социальный состав и общественная жизнь ранних пуритан в Англии конца XVI- XVII века» 2011 Ж: Локус: люди, общество, культура, семья.
17. Федоров, С. Е. Пуританизм и общество в раннестюартовской Англии / С.Е. Федоров. — Санкт- Петербург, 1993.
18. Хачатрян, Л.С. Влияние раннего пуританизма на культуру Англии. Московский государственный университет культуры и искусств. //Вестник МЕУКИ// - М.; 2012.С. 249.
19. Greaves, R.L. Society in and Religion In Elizabethan England. Minneapolis: University Of Minnesota Press. 1981. Pp. Ix, 925.
20. Emmison, F. G. Elizabethan life: morals & the church courts. . Published by Essex County Council, Chelmsford, 1973.