Введение 3
Глава 1. Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка 8
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся старшего этапа
обучения 8
1.2 Понятие коммуникативной компетенции 11
1.2.1 Понятия «компетенция» и «компетентность». Определение понятия
«компетенция» 11
1.2.2 Коммуникативная компетенция как одна из важнейших компетенций
современного ученика: содержание понятия 15
1.2.3 Оценивание уровня развития коммуникативной компетенции 18
1.3 Особенности формирования коммуникативной компетенции на уроках
иностранного языка 21
1.3.1 Роль коммуникативной компетенции в изучении иностранного языка.. 21
1.3.2 Способы формирования коммуникативной компетенции 23
Выводы по главе 25
Глава 2. Молодёжная пресса как средство формирования коммуникативной компетенции 27
2.1 Публицистический стиль, его основные признаки 27
2.2 Немецко-язычная пресса: краткая характеристика и особенности
немецкого газетного языка 29
2.3 Особенности немецко-язычной молодёжной прессы 32
2.4 Возможности использования немецкой молодёжной прессы с целью
формирования коммуникативной компетенции в рамках школьного урока немецкого языка 33
Выводы по главе 35
Глава 3. Формирование коммуникативной компетенции учащихся в опытно-экспериментальной работе 38
3.1 Общие вопросы организации педагогического эксперимента 38
3.2 Организация констатирующего эксперимента 39
3.2.1 Проведение констатирующего эксперимента 40
3.2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 42
3.3 Организация формирующего эксперимента 46
3.3.1 Методика проведения формирующего эксперимента 46
3.3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента 61
3.4 Организация обобщающего эксперимента 62
3.4.1 Проведение обобщающего эксперимента 63
3.4.2 Анализ результатов обобщающего эксперимента 66
Выводы по главе 70
Заключение 71
Список использованной литературы 74
Приложения
Актуальность темы формирования коммуникативной компетенции личности обусловлена общими тенденциями развития общества и образования. Современное общество стоит на ступени постиндустриального или, иначе говоря, информационного развития, которое характеризуется дигитализацией, глобализацией всех сфер общественной жизни, а также активным диалогом культур. Такие особенности развития общества выдвигают новые требования к существующей российской системе среднего образования: перед школой сегодня стоит задача подготовить учащихся к жизни в существующих социокультурных условиях, развить у школьников ключевые компетенции.
Развитие образовательных компетенций учащихся школы, среди которых важное место отводится коммуникативной компетенции, стало актуальной проблемой современной российской педагогической науки. Исследованию данной проблемы посвящены труды таких лингвистов, как В.А. Болотов, М.А. Григорьева, Л.Ф. Дашкевич, А.В Хуторской, К.С. Кричевская.
В сложившейся ситуации актуальным является исследование теоретических и практических основ, а также особенностей развития коммуникативной компетенции учащихся как системы знаний о языке и культуре, умений практического взаимодействия с представителями иных культур, навыков, нужных для достижения взаимопонимания и эффективного общения с носителями изучаемого иностранного языка и представителями иноязычной культуры.
Немаловажным вопросом, обуславливающим актуальность изучения проблемы формирования коммуникативной компетенции учащихся на основе текстов молодёжной прессы, можно назвать необходимость корректного оценивания уровня сформированности коммуникативной компетенции. Несмотря на внимание исследователей к данному вопросу, проблема остаётся недостаточно разработанной. Мы считаем необходимым рассмотреть процесс формирования коммуникативной компетенции на материале немецко-язычной молодёжной прессы, которая имеет свои особенности и привносит определённую специфику в процесс формирования данной компетенции.
Исследованием особенностей текстов прессы, а также особенностей формирования коммуникативной компетенции на основе текстов прессы занимались многие исследователи, например, Н.Ю. Крылова, Ван Чжи, А.Ю.Куркина.
Объектом исследования является коммуникативная компетенция учащихся средней школы.
Предмет исследования - процесс формирования коммуникативной компетенции учащихся на основе материалов немецко-язычной молодёжной прессы в 10 классе средней общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования основана на том, что уровень коммуникативной компетенции учащихся в процессе изучения немецкого языка будет повышаться, если на занятиях используются материалы молодёжных периодических изданий на немецком языке, а также выполняется ряд следующих психолого-педагогических условий:
- уроки иностранного языка имеют речевую направленность и функциональность;
- в процессе обучения иностранному языку организована разумная ситуативность;
- присутствует новизна на различных уровнях;
- учитывается и поддерживается личностная ориентация речи учащихся;
- в рамках урока существует коллективное взаимообучение;
- к изучению предлагается адекватный объём информации о стране изучаемого языка.
Цель исследования - определение условий и формы эффективного формирования коммуникативной компетенции учащихся при помощи материалов немецко-язычной молодёжной прессы.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть теоретические, методологические и психологические аспекты коммуникативной компетенции на среднем этапе;
- разработать систему оценивания и комплекс упражнений с использованием материалов немецкоязычной молодёжной прессы для формирования коммуникативной компетенции на среднем этапе;
- провести апробацию и оценить результативность использования материалов немецко-язычной молодёжной прессы при формировании коммуникативной компетенции на среднем этапе.
В соответствии с целью и задачами данной работы были использованы следующие методы исследования: изучение психологических и педагогических источников, проведение педагогического эксперимента, осуществление наблюдения и анкетирования, анализ результатов деятельности учащихся, обработка результатов исследования. При этом на каждом этапе работы применялись приёмы и методы, наиболее удовлетворяющие цели и задачам исследования.
Исследование включало в себя 3 этапа.
1. Подготовительно-организационный этап.
На данном этапе была определена проблема исследования, выдвинута гипотеза, сформулирована цель и определены задачи. Также, для того, чтобы обосновать необходимость развития коммуникативной компетенции учащихся средней школы с помощью материала молодёжной прессы на немецком языке была проведена работа с источниками разного типа. Были привлечены нормативные документы, научно-методические источники, педагогическая и психолого-педагогическая литература.
2. Теоретико-экспериментальный этап.
На данном этапе мы определили ряд психолого-педагогических условий, необходимых для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Был проведён педагогический эксперимент, в рамках которого были разработаны методики диагностики и формирования данной компетенции, их эффективность была экспериментально подтверждена.
3. Теоретико-обобщающий этап.
На данном этапе были обработаны и проанализированы полученные результаты исследования, сформулированы выводы, осуществлено оформление выпускной квалификационной работы.
Теоретическое значение работы состоит в следующем:
- исследована структура коммуникативной компетенции, уровни её сформированности, психолого-педагогические условия её эффективного формирования при обучении немецкому языку на среднем этапе.
Практическая значимость работы заключается в следующем:
- разработаны и апробированы способы диагностики уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся, которые основаны на методе анкетирования, и которые позволяют определить наличный уровень сформированности данной компетенции учащихся;
- эффективность формирования коммуникативной компетенции на основе материалов молодёжной прессы экспериментально подтверждена, что даёт возможность применять тексты молодёжной прессы на уроках немецкого языка в системе общего образования с целью формирования коммуникативной компетенции учащихся, а также даёт возможности для дальнейших исследований.
Структура работы определена логикой и последовательностью решения задач исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, выделяется объект и предмет исследования, формулируется цель, определяются задачи и методы.
В первой главе рассматриваются теоретико-методологические основы формирования коммуникативной компетенции на среднем этапе обучения, даются определения основным понятиям, рассматриваются цели формирования коммуникативной компетенции на среднем этапе обучения, а также раскрывается содержание понятия.
Во второй главе рассматривается понятие молодёжной немецко-язычной прессы, раскрываются особенности газетного языка и немецко-язычной прессы в целом, определяется значимость использования текстов прессы на среднем этапе обучения с целью формирования коммуникативной компетенции.
В третьей главе разрабатывается методика оценки уровня сформированности коммуникативной компетенции, разрабатывается система упражнений, основанная на материале немецкоязычной молодёжной прессы, направленная на развитие всех компонентов коммуникативной компетенции на среднем этапе, а также проводится апробация её результативности.
В заключении обобщены результаты проведенных теоретического и практического исследований, сформулированы основные выводы.
Работа изложена на 106 страницах, содержит 6 рисунков, 9 таблиц. Список литературы включает в себя 63 источника. Приложение представлено на 26 страницах, и включает в себя материалы исследования.
В настоящее время в российской педагогике остро ставится проблема внедрения в образовательную систему компетентностного подхода к образованию выпускника, что может решить проблему практической реализации выпускниками полученных в школе знаний и умений.
А.В.Хуторской выделяет ряд ключевых образовательных компетенций, каждая из которых включает в себя знания, умения, навыки и способы деятельности.
Содержание коммуникативной компетенции отражает комплекс знаний, умений и навыков, которые нужны для восприятия и создания программ речевого поведения, соответствующего целям, сферам и ситуациям общения. Коммуникативная компетенция подразумевает владение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для определенной возрастной группы сферах и ситуациях общения, а также умением переходить из одного стиля общения в другой в зависимости от ситуации.
В ходе проведённой опытно-экспериментальной работы была подтверждена гипотеза исследования: развитие коммуникативной компетенции в средней школе является эффективным, если выполняется ряд психолого-педагогических условий:
- уроки иностранного языка имеют речевую направленность и функциональность;
- в процессе обучения иностранному языку организована разумная ситуативность;
- присутствует новизна на различных уровнях;
- учитывается и поддерживается личностная ориентация речи учащихся;
- в рамках урока существует коллективное взаимообучение;
- к изучению предлагается адекватный объём информации о стране изучаемого языка.
В ходе исследования нами был проведён педагогический эксперимент с участием 29 школьников девятых классов. Для определения уровня коммуникативной компетенции участников эксперимента мы использовали метод анкетирования, при этом вопросы анкеты соответствовали содержанию выделенных компонентов данной компетенции.
На основе работ Тесленко, Латынцева и Беспалько нами была использована четырехуровневая система сформированности коммуникативной компетенции, которая содержит оптимальный (четвёртый), достаточный (третий), недостаточный (второй) и критический (первый) уровни.
В процессе исследования нами были выявлены особенности формирования коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка на среднем этапе, разработана методика оценивания уровня коммуникативной компетенции, а также комплекс упражнений, основанный на материале немецко-язычной молодёжной прессы, направленный на формирование вышеупомянутой компетенции на среднем этапе обучения немецкому языку.
Результаты эксперимента показали значительные изменения в уровне сформированности коммуникативной компетенции учащихся в экспериментальной группе, что доказывает положения теоретической части данной работы.
Тестирование, определившее начальный уровень развития коммуникативной компетенции учащихся контрольной и экспериментальной групп, показало, что у обеих групп средний уровень сформированности данной компетенции на момент начала исследования был одинаков и находился на достаточном уровне.
Обобщающий эксперимент показал, что средний уровень коммуникативной компетенции участников контрольной группы остался практически без изменений на достаточном уровне, в то время как средний уровень сформированности коммуникативной компетенции у участников экспериментальной группы поднялся до оптимального уровня.
Таким образом, согласно результатам проведённого педагогического эксперимента, использование в рамках урока немецкого языка упражнений на основе материалов молодёжной прессы является эффективным с точки зрения формирования коммуникативной компетенции. В результате эксперимента было установлено, что эффективность формирования коммуникативной компетенции зависит от соблюдения ряда психолого - педагогических условий. Можно утверждать, что теоретические положения работы доказаны в ходе опытно-экспериментальной деятельности.
1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие / В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.
2. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика: пособие для учителей / Л.Г. Барлас. - М.: Просвещение, 1978. - 256 с.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - 3-е изд., стереотип. / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 349 с.
5. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. 2003. № 10. С. 8—14.
6. Брандес М.П. Stilistik der deutschen Sprache: учеб. - 2-е изд., испр. и доп. / М.П. Брандес. - М.: Высш. шк., 1990. - 271 с.
7. Ван Чжи Молодёжная пресса: аспекты характеристики / Чжи Ван // Вестник Вятского Государственного Гуманитарного Университета. 2014. №12. С. 156 - 162.
8. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В.Н. Введенский // Педагогика. 2003. № 10. С. 51—55.
9. Виноградов В.В. Избранные труды: Лексикология и лексикография /В.В. Виноградов. - М., 1977. - 312 с.
10. Воронина Г.И. Организация работы с аутентичными текстами молодежной прессы в старших классах школ с углубленным изучением иностранного языка / Г.И. Воронина // ИЯШ. 1999. № 2. С. 23-25.
11. Г альскова Н.Д. Мозаика. 9 класс Deutsch Mosaik. Учеб. - 3-е изд. / Н.Д. Гальскова, Е.В. Лясковская. - М.: 2011. - 163 с.
12. Голец В.А. Молодежные англоязычные печатные издания в современном обществе (прагмакоммуникативный эффект) / В.А. Голец // Образование. Наука. Инновации: южное измерение. 2011. № 5 (20) С. 58-62.
13. Григорьева М.А. Роль использования коммуникативноориентированных методов обучения иностранному языку в процессе воспитания творческой личности студента /М.А. Григорьева // ИСОМ. 2015. №5-1. С. 214-217.
14. Дашкевич Л.Ф. Подготовка учителя иностранного языка к воспитанию культуры межнационального общения: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук /Л.Ф. Дашкевич. — Барнаул, 2009. - 20 с.
15. Ермаков Д.С. Откуда и куда ведёт компетентностный подход / Д.С. Ермаков // Народное образование. 2008. № 7. С. 181—187.
16. Ефимова Э.Л. Технология коллективного взаимодействия как способ развития самостоятельности и коммуникативных умений обучающихся [Текст] /Э.Л. Ефимова // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015.
— С. 52—60.
17. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие.
- 2-е изд., испр. и доп. / Э.Ф. Зеер. - М.: Издательский центр «Академия»,
2013. - 416 с.
18. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентносного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: МИСиС, 2004. - 40 с.
19. Казак М.Ю. Язык газеты: учеб. пособие / М.Ю. Казак. - Белгород: ИД «Белгород», 2012. - 120 с.
20. Казакова М.А. Аутентичные текстовые материалы в обучении иностранному языку /М.А. Казакова, А.А. Евтюгина // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2016. №4. - С. 50-59.
21. Коробкова О.Ф. Содержание понятий "коммуникативная компетенция", "коммуникативные навыки" и "речевые навыки" в современной нормативной документации и научной литературе / О.Ф. Коробкова // Специальное образование. 2010. № 3 (19). - С. 29-41.
22. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. / В.Г. Костомаров. - М., 1971. - 265 с
23. Кричевская К.С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка / К.С. Кричевская // Иностранные языки в школе. 1996. № 1. - С. 13-17.
24. Крылова Н.Ю. Формирование коммуникативной компетенции в чтении и аудировании на материале новостных текстов: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / Н.Ю. Крылова. - Москва, 2004. - 19 с.
25. Кузнецова И.Н. Аутентичные материалы как средство развития навыков чтения в преподавании иностранного языка: критерии выбора и преимущества / И.Н. Кузнецова, Н.В. Куркан // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №7-1 (61). - С. 182-185.
26. Куркина А. Ю. Методика формирования межкультурной компетенции при обучении пониманию инокультурного дискурса современной прессы: немецкий язык : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / А.Ю. Куркина. - Москва, 2015. - 19 с.
27. Лаврова Т.С. Использование газетных статей на уроках английского языка на уровне среднего общего образования: автореферат бакалаврской работы / Т.С. Лаврова. - Балашов, 2017. - 10 с.
28. Маликова И.А. К проблеме различия понятий "коммуникативная компетенция" и "коммуникативная компетентность" / И.А. Маликова // Вестник Оренбургского Государственного Педагогического Университета,
2010. № 1-2 (55). С. 90-98.
29. Манагаров Р.В. Обучение студентов-экономистов пониманию
эксплицитной и имплицитной информации аутентичного газетножурнального текста: на материале современной немецкой прессы: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / Р.В. Манагаров. - Пятигорск, 2012. - 23 с.
30. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М., 1996. — 312 с.
31. Мильруд Р.П. Коммуникативная компетенция как готовность учащихся к общению на иностранном языке / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова // Язык и культура. 2017. №38. - С. 250-268.
32. Молдахмедова З.К. Современные методические принципы преподавания английского языка / З.К. Молдахмедова, Ж.К. Молдахмедова // Теория и практика современной науки. 2016. №11(17). - С. 54-63.
33. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Теоретический курс / В.П. Москвин // Русская речь. 2007. №3. - С. 125-127.
34. Муратов А.Ю. Формирование межкультурной компетенции учащихся в процессе обучения английскому языку с использованием телекоммуникаций : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / А.Ю. Муратов. - Барнаул, 2005. - 23 с.
35. Мурюкина Е.В. Исследования медийных предпочтений подростков /Е.В. Мурюкина, И.В. Челышева // CREDE EXPERTO: транспорт, общество, образование, язык. 2017. №3. С. 150-158.
36. Мухаметкалиева Г.О. Роль коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку / Г.О. Мухаметкалиева // КазУМОиМЯ имени Абылай хана в международном научно-образовательном пространстве: 70 лет развития: материалы республиканской научно-практической конференции. - 2013. - С. 94-97.
37. Немищенко Г.П. Динамика речевого стандарта современной публичной
вербальной коммуникации: проблемы, тенденции развития. / Г.П. Немищенко // Вопросы языкознания. 2001 №1. - С. 98-132.
38. Носонович Е.В. Критерии содержательной аутентичности учебного текста / Е.В. Носонович, Г.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 2008. № 2. - С. 10-14.
39. Панченко Л.В. Методика формирования у студентов иноязычной
социокультурной компетенции на основе Интернет-ресурсов: английский язык, специализированный вуз: автореферат дис. ... кандидата
педагогических наук / Л.В. Панченко. - Москва, 2012. - 26 с.
40. Польская Д.М. Язык молодёжи в словаре и тексте (на материале немецкой молодёжной литературы и прессы): автореферат дис. ... кандидата филологических наук. / Д.М. Польская. - Смоленск, 2013. - 20 с.
41. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М., 2002. - 396 с.
42. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
43. Розанов К.А. Молодёжная пресса как составляющая студенческой жизни / К.А Розанов // Известия Саратовского университета. "Филология. Журналистика". 2009, т. 9, № 2. - С. 81-87.
44. Розен Е.В. Актуальные аспекты описания современной немецкой лексики: сборник научных трудов / Е.В. Розен. - Калинин: Калининский гос. университет, 1985. - 161 с.
45. Савинова Н.А. Аутентичные материалы как составная часть формирования коммуникативной компетенции / Н.А. Савинова, Л.В. Михалева // Вестн. Том. гос. ун-та. 2007. №294. - С. 116-118.
46. Савичев С. С. Формирование коммуникативной компетентности студентов посредством массовой культуры: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / С.С. Савичев. - Нижний Новгород, 2010. - 25 с.
47. Сальникова О.А. Что включает в себя коммуникативная компетенция? /О.А. Сальникова // Начальная школа плюс До и После, 2012, № 7. - С. 66 - 70.
48. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях /В.В. Сафонова. - М.: Еврошкола, 2004. - 233 с.
49. Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие / И.С. Сергеев, В.И. Блинов. - М.: АРКТИ, 2007. - 132 с.
50. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер- Минасова. - М.: Слово, 2000. - 261 с.
51. Тесленко В.И. Коммуникативная компетентность: формирование,
развитие, оценивание: монография / В.И. Тесленко, С.В. Латынцев. - Красноярск, 2007. - 255 с.
52. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы / А.В. Хуторской // Народное образование.
2003. № 2. С. 58—64.
53. Шаповаленко И.П. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.П. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
54. Шишов С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов,
В. А. Кальней. - М.: Рос. пед. агентство, 1998. - 354 с.
Нормативные документы
55. Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644).
56. Руководство ЕС по правам человека в области свободы выражения мнений в интернете и вне его. [Электронный ресурс]. URL: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/eu_human_rights_guidelines_on_freedom_of_exp ression_online_and_offhne_ru.pdf (дата обращения: 14.05.2019).
57. Стандарт основного общего образования по иностранному языку (в ред. от 19-10-2009). - URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/670390 (дата обращения 08.04.2019).
58. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. - Е. С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 453 с.
Периодические издания
59. Journal fur junge Deutschlemer “Vitamin de” Nr. 65. 2015. - 38 с.
60. Journal fur junge Deutschlerner “Vitamin de” Nr. 64. 2015. - 38 с.
61. Unicum.de. [Электронный ресурс]. URL:
www. unicum. de%2Fde%2F entertainment%2Fmusik%2Fkarnevalsmusik- playlist&cc_key= (дата обращения 03.06.2019).
62. Unicum.de. [Электронный ресурс]. URL:
https: //vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fwww.unicum.de%2Fde%2Fentert ainment%2Fmusik%2Fimagine-dragons-origins&cc_key= (дата обращения
05.06.2019) .
63. Deutsch perfekt. [Электронный ресурс]. URL: https://www.deutsch- perfekt.com/deutsch-lesen/muell-musik (дата обращения 07.06.2019).