Введение 5
Глава 1. Теоретические основы изучения отражения темы спорта на современном российском телевидении 8
1.1. История спортивного телевидения в России 8
1.2. Особенности спортивной журналистики в современном обществе 17
1.3. Анализ спортивных программ на российском телевидении 24
Глава 2. Практические аспекты изучения отражения темы спорта на современном российском телевидении 38
2.1. Характеристика телеканала Матч ТВ 38
2.2. Анализ деятельности телеканала Матч ТВ в продвижении спорта на
российском телевидении 46
2.3 Жанрово-тематическое своеобразие спортивных программ и их
специфика на телеканале Матч ТВ 52
Заключение 68
Список использованной литературы
Актуальность исследования определяется популярностью и значимостью спортивного телевидения в жизни современного российского общества. Телевидение с момента своего появления как технологии и как социального явления является не только инструментом оповещения массовой информации. Сегодня это элемент повседневной жизни значительной части людей - наряду с другими их делами и обязанностями, требующими определенных затрат времени: учеба, работа, сон, отдых и т.д. Не исключение и спортивное телевидение.
Исследование «Матч ТВ» по свежим следам особенно актуально именно теперь, когда ажиотаж вокруг его запуска уже в прошлом, сетка вещания более или менее стабилизировалась, а аудитория определилась со своим отношением к противоречивой политике канала. Важно понять именно специфику вещания телеканала, то, что делает ее особенным среди других телеканалов (и не только среди спортивных), для этого можно прибегнуть к сравнительному анализу.
Спортивное телевидение - один из старейших и востребованных жанров вещания. Как только появилась возможность прямого эфира, трансляции важнейших спортивных событий заняли прочное место на голубых экранах.
Количество спортивных трансляций по телевидению растет с каждым годом. Любители спорта могут наблюдать за состязаниями, проходящими как в России, так и в других странах. Такие события, как Чемпионат мира по футболу и Олимпийские игры, становятся явлениями массовой культуры и затрагивают жизнь множества людей — и не только спортивных фанатов. Еще не так давно «телевизионными» видами спорта считались футбол, хоккей, фигурное катание, гимнастика, но теперь нет практически ни одного вида спорта, который не был бы представлен на экране. Соревнования по борьбе, лыжам, фехтованию, плаванию и некоторым другим видам спорта, долгие годы считавшимся «не телевизионными», привлекают сейчас не меньшее внимание зрителей.
1 ноября 2015 года был запущен новый общедоступный федеральный спортивный телеканал «Матч ТВ», созданный на базе телеканалов «Россия 2» и «Спорт плюс» в результате сделки по передаче прав на общенациональную частоту от ВГТР к «Газпром-Медиа». Телеканал «Матч ТВ» является ведущим российским каналом специализированной спортивной направленности. Это российский федеральный общедоступный канал о спорте и здоровом образе жизни. В эфире - трансляции главных спортивных событий, новости, аналитические и развлекательные программы, реалити- и ток-шоу, документальные циклы, шоу о здоровом образе жизни, художественные фильмы и сериалы о спорте. «Матч ТВ» начал вещание в ноябре 2015 г. Это единственный, в настоящее время, эфирный федеральный канал о спорте в России.
Как социальный институт, канал представляет собой производственную систему со специфическими функциями, деятельностью и организационной структурой, связанную с множеством иных организаций, структур, субъектов социального действия. Руководство заявляет, что «выводит спортивное вещание в России на новый уровень, мотивирует зрителей быть частью нового спортивного движения».
Стоит упомянуть, что в функциональном аспекте, спортивные телеканалы остаются надежным помощниками физической культуры и спорта, помогая раскрывать их социальную значимость в жизни общества. Особо отметим роль канала в воспитании воспитания патриотизма. Высокие достижения российских спортсменов на международных аренах вызывают массовый энтузиазм, единство самых разных социальных кругов, гордость за свою страну, стремление подражать спортивным героям. Немаловажное значение имеет спортивное зрелище, как форма отдыха, снятия напряжения.
Степень изученности темы исследования. В литературе данный вопрос освещается незначительно. Так, большинство авторов, например, Н.Ивашов, А.Ратнер, С.И.Гуськов, М.Хуссам, уделяют внимание финансовым аспектам взаимодействия спорта и телевидения. Многие, например, С.А.Михайлов, А.Г.Мостов, Г.В.Кузнецов, В.Л.Цвик, А.Я.Юровский, П.Бурдье, Р.А.Борецкий, Г.Н.Бровченко, М.Е.Голдовская затрагивают проблемы развития спортивной журналистики, профессиональности и объективности спортивных комментаторов.
Объект исследования - канал Матч ТВ
Предмет - специфика отражения темы спорта
Цель исследования - выявить ообенности отражения темы спорта на современном российском телевидении на примере канала Матч ТВ
Задачи:
1. Изучить историю спортивного телевидения в России
2. Рассмотреть особенности спортивной журналистики в современном обществе
3. Провести анализ спортивных программ на российском телевидении
4. Дать характеристику телеканала Матч ТВ
5. Провести анализ деятельности телеканала Матч ТВ в
продвижении спорта на российском телевидении
6. Изучить жанрово-тематическое своеобразие спортивных
программ и их специфику на телеканале Матч ТВ
Эмпирическая база представлена контентом телеканалов «Матч ТВ» и НТВ, а также данными с их официального сайтов и аккаунтов в социальных сетях.
Хронологические рамки: апрель 2018 - май 2019
Научная новизна заключается в том, что впервые проводится комплексное теоретическое исследование спортивного телевещания России, ориентированное на специализированный спортивный телеканал, что позволяет наиболее продуктивно и основательно выявить все возможности и перспективы спортивной тележурналистики как общественно значимого явления в современной жизни. Также в ходе своего исследования мне удалось определить специфику освещения темы спорта на спортивном телеканале в России.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем определены особенности вещания «Матч ТВ»; определена сетка вещания и формат телеканала; проведено исследование ролевых элементов на телеканале «Матч ТВ»; проведен сравнительный анализ.
Методологической основой исследования стал структурно-функциональный метод исследования, применялся системный и содержательный анализ с учетом принципов историзма, социального детерминизма. В процессе исследования были использованы метод наблюдения, анализ телевизионного контента, сравнительный анализ.
Практическая значимость определяется возможностью использования результатов исследования в учебных и научных целях. Материалы моей выпускной квалификационной работы могут расширить содержание курсов и спецкурсов по тележурналистике, а результаты позволяют скорректировать практическую деятельность спортивного телевещания, оказать помощь в работе сотрудников не только спортивных телеканалов, но и региональных телевизионных СМИ, освещающих спортивные события.
Гипотеза исследования. В условиях возрастания значимости спортивной составляющей, роль спортивной журналистики существенно усилилась, что повлияло на расширение функций, тематики и жанровостилистических характеристик спортивных телепередач. Спортивные телепередачи наиболее адекватно и эффективно раскрывают современную массовую аудиторию, а спортивный тележурналист - весьма влиятельный участник массовых информационных и коммуникационных процессов.
Структура исследования. Содержательно работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Специализированное спортивное телевидение появилось в нашей стране значительно позже, чем на западе. В культуре постмодерна спорт стал одной из важнейших сфер медийного пространства. Феномен спорта, его основные институты сформировались в индустриальную эпоху. В условиях социального неравенства спорт был общедоступным для всех - и для спортсменов, и для болельщиков. Некоторая диверсификация присутствовала только в доступности отдельных, более затратных видов видов спорта. Уже тогда спорт стал одним из феноменов массового общества, связанных с индустрией досуга и развлечений.
В современной культуре спорт в несравнимо большей степени коммерциализован и медиен. Причем, чем более медиен тот или иной вид спорта, тем более крупные капиталы в нём задействованы. Неисчислимое множество возможностей для размещения рекламы в эфире, на стадионах и даже на телах самих участников дают возможность клубам и командам зарабатывать и продвигать как различные услуги и продукты, так и самих себя.
Российское спортивное телевидение традиционно является структурой, контролируемой государством. С советских времён спортивные редакции телеканалов не имели широких возможностей для экспериментов, так как не существовали в виде отдельной структуры. Трансляции, новости и спортивные программы производились в рамках общей партийной программы и представляли собой еще один рупор социалистических ценностей. Для советских комментаторов и дикторов был принят преимущественно официально-деловой и публицистический стиль подачи информации. Спорт выполнял важную социальную миссию, и спортивная информации несла в себе пропагандистский дискурс. Эта модель развития принципиально отличается от западной. В США и странах Европы спортивные СМИ изначально были подчинены рыночным законам.
Спортивные телеканалы в тандеме с профессиональными клубами и организациями пошли по пути популяризации самого спорта. На протяжении десятилетий они экспериментировали с различными жанрами, форматами и технологиями. Благодаря такому комплексному подходу западные спортивные СМИ сформировали аудиторию, готовую платить за спортивный контент.
В России спортивное телевидение остаётся прямым наследником советских традиций. Однако, в силу нежизнеспособности спортивных телеканалов, находившихся в ведомстве государственной вещательной компании, в настоящий момент необходимо искать новый вектор развития спортивного телевещания в нашей стране, учитывая опыт западного телевещания и особенности менталитета национальной аудитории.
Таким образом, спортивный контент на российском телевидении до появления телеканала «Матч ТВ» прошел несколько стадий. На первом этапе — после развала советского союза — спортивные трансляции и передачи часто выходили на федеральных телеканалах. На втором этапе появились отдельные спортивные телеканалы в бесплатном и платном сегменте телевидения, началось постепенное сокращение количества часов трансляций спортивных соревнований на непрофильных федеральных каналах. На третьем этапе продолжается снижение количества часов спортивных трансляций в бесплатном доступе, происходит переход спортивного телевидения на платные спутниковые каналы.
Неспециализированные каналы постепенно сокращали обзорное и аналитическое спортивное вещание, оставляя в своей сетке лишь трансляции главных спортивных соревнований, которые всегда были востребованы у аудитории.
Канал объединил лучших спортивных комментаторов, в числе которых Дмитрий Губерниев, Георгий Черданцев, Нобель Арустамян, Константин Генич и другие. Ведущие «Матч ТВ» — Евгений Савин, Софья Тартакова, Мария Орзул, Павел Занозин и другие. Одним из важных нововведений на новом телеканале стала практика привлечения к комментарию бывших футболистов, которым отводится роль эксперта. Первыми приглашенными на работу футболистами стали Евгений Алдонин, Игорь Семшов, Александр Ширко, Руслан Пименов и Руслан Нигматуллин и Евгений Савин. В настоящее время на телеканале трудятся Андрей Аршавин, Роман Павлюченко и Владимир Быстров.
В сетке вещания канала имеются различные документальные программы, в которых рассказывают истории становления спортсменов, вспоминают известные спортивные противостояния, команды и личности. На выбранной нами неделе «Матч ТВ» транслировал преимущественно документальные передачи собственного производства, в которых рассказывалось о российских или советских спортсменах.
Телеканал «Матч ТВ» продемонстрировал, что тема спорта настолько глубока и разнопланова, что освещать её можно и нужно на всех уровнях осмысления: и оповещения, и ориентирования, и коррекции, и символизации. Аудитория может и должна откликаться на это освещение и реакцией общественного мнения, и реакцией вовлечения, и реакцией исполнения, и реакцией социальной гарантии. Спортивное телевидение может и должно полноценно осуществлять все функции СМИ: и информационную, и просветительскую, и агитационно-пропагандистскую, и воспитательную, и развлекательную. Причём именно у спортивного телевидения есть возможность полноценно осуществлять эти функции единовременно, в одном телетексте, благодаря особой, в том числе и языковой стилистике.
Присутствие телеканала «Матч ТВ» на различных медийных платформах является инновационным подходом для российского спортивного телевидения. В настоящий момент рано говорить о безусловной успешности онлайн-проектов канала, однако очевидно, что мультиплатформенная стратегия развития является выигрышной с точки зрения привлечения онлайн-аудитории, которая в перспективе, вероятнее всего, будет расти в количестве относительно аудитории телевидения в целом.
1. Алексеев К.А. / Ильченко С.Н. Спортивная журналистика. Учебник для магистров. М., 2014
2. Барсукова О.В. Распространение жанров западного телевидения их влияние на российские телеканалы / О.В. Барсукова // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2011. №2 (33). - С. 353-362.
3. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества. М.: Высшая школа, 2013. - 320 с.
4. Войтик Е. А. Первые спортивные периодические издания в России XIX в.: к проблеме типологии URL:
http://www.mediascope.ru/node/1548 (дата обращения: 26.04.2019).
5. Воронков П. Спортивная пресса как тип журналистики: http://zhumal.lib.ru/w/woronkow p/sport press.shtml
6. Волкова И.И. Игра как системообразующий феномен экранных коммуникаций: дисс. д-ра фил. наук. М., 2015.
7. Дерепа М.С. Освещение спорта в периодической печати /М.С.Дерепа// Спортивная наука. - 2003. - №3. - С. 56 - 99.
8. Зильберт А. Б., Зильберт Б. А. Спортивный дискурс: базовые понятия и категории; исследовательские задачи // Язык. Сознание. Коммуникация. Вып.17. М., 2011
9. Ильченко С.Н. Трансформация жанровой структуры современного отечественного телеконтента: актуализация игровой природы телевидения: дисс. ... д-ра фил. наук. М., 2012. 364 с.
10. Качкаева А. Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации // Вестник Московского университета. Серия
10. Журналистика. - 2017. - № 10. - С. 40-47.
11. Кемарская И.Н. Формат как способ позиционирования программы // Вестник МГУ. 2010. № 6. С. 66—69.
12. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. М.: ЭКСМО, 2006. URL: http://dic.academic.ru/ contents.nsf/dic_fwords/ (Дата обращения. 15.01.2016).
13. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. Глава 7. Технологический фактор в деятельности журналиста. СПб., 2016
14. Крысин Л.П. Толковый словарь иностранных слов под ред. М.: Русский язык, 1998. URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_fwords/ (Дата обращения 15.01.2016).
15. Кузнецов Г. В. Телевизионная журналистика / Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик. - 4-е изд.- М., 2012.- 154 с.
16. Ларина Е. Г. Лингвопрагматические особенности ток-шоу как жанра телевизионного дискурса (на материале американских телевизионных программ): автореф. дисс. ... к. филол. н. Волгоград, 2004. 21 с.
17. Мельник Г., Тепляшина А. Краткий курс. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2014
18. Михайлов С. А., Мостов А. Г. Спортивная журналистика: учебное пособие/ С.А. Михайлов. - Санкт - Петербург: Михайлова В.А, 2005. - 250 с.
19. Михайлов С.А. - Спортивная журналистика: Учебное пособие, 2015 г
20. Михалкович В.И. О сущности телевидения. - М.: ИПК
работников телевидения и радиовещания, 1998.
21. Могилевская Э. В. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования // Акценты: новое в массовой коммуникации: альманах. Воронеж, 2006. Вып. 5-6. С. 40-47.
22. Мураковский А. Спортивные журналисты: кто они?: учебное пособие/А. Мураковский. - Москва: Абажур, 2011. - 12 с.
23. Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. СПб.: Алетейя, 2008. - 208 с.
24. Новикова А.А. Гибридность как определяющий признак телевизионного формата // Вестник МГУ. 2010. № 6. - С. 56—65.
25. Отзывы пользователей о телеканале «Матч ТВ» [Электронный ресурс]. URL: http://otzovik.com/reviews/tv-kanal_match_tv/ (дата обращения: 26.04.2019) .
26. Официальный сайт т/к «Матч ТВ» [Электронный ресурс] URL: http://matchtv.ru/about/ (дата обращения: 26.04.2019).
27. Перипечина Г.В. Жанр или формат: к вопросу телевизионной терминологии // Материалы научно-практической конференции, ф-т журналистики Санкт-Петербургского университета. СПб., 2010. С. 91—92.
28. Поберезникова Е. В. Телевидение взаимодействия: интерактивное поле общения / Е. В. Поберезникова.- Москва: Аспект Пресс,
2014. - 259 с. 3
29. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. М.2018.
30. Прохоров Е.П. Искусство публицистики. М., 2014
31. Российское телевидение: между спросом и предложением: В 2-х т. / Под редакцией А. Г. Качкаевой и И. В. Кирия. - М., 2017.
32. Саруханов В.А. Азбука телевидения: Учебное пособие для вузов.
- М.: Аспект Пресс, 2003. - 223 с.
33. Слюсаренко Е. А. Специализированные журналы о спорте: типологические и профильные характеристики: автореферат диск. канд. филол. наук. М.,2013.
34. Соколова О. И. Влияние коммуникативной роли на речь в телепередаче «Модный приговор» // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М. А. Кормилицыной, О. Б. Сиротининой. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2009. Вып. 9. С. 81-86
35. Страхова О. А. Коммуникативные стратегии и тактики в интеллектуально-развлекательных ток-шоу // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. 2016. № 3. С. 66-69.
36. Телевизионная журналистика: учебник. М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005. 368 с.
37. Туленков Д. А. Спортивная публицистика и спортивная
журналистика: особенности специализированного направления//
Журналистика: молодые исследователи: межвуз. сб. научн. Работ студентов и аспирантов. Вып. 3.СПб., 2014г.
38. Уткин В. «Шутки в сторону. Василий Уткин - о том, почему невозможно работать с Тиной Канделаки». Sports.ru, 11.08.2015. URL: http:// www.sports.ru/tribuna/blogs/radiokrqkrq/817015.html (дата обращения:
26.04.2019) .
39. Цвик В.Л. Классическая теория жанров и современные телевизионные форматы // Вестник МГУ. 2010. № 6. С. 52—55.