ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СОВРЕМЕННЫМ ВИДАМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО
ИСКУССТВА (НА ПРИМЕРЕ ТЕХНИКИ PAPER-ART) 7
1.1. История развития техники PAPER-ART 7
1.2. Виды, технологии, разработки и применение техники PAPER- ART 9
Вывод по первой главе 15
ГЛАВА II. ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ТЕХНИКИ PAPER-ART 16
2.1. Разработка сценарного хода обучающего видеосюжета техники PAPER-ART 16
2.2. Апробация обучающего видеосюжета 19
Вывод по второй главе 21
ГЛАВА III. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БУДУАРА ДЛЯ ПРИХОЖЕЙ В ТЕХНИКЕ PAPER-ART 22
3.1. Эскизирование объекта творческой деятельности в технике PAPER-ART 22
3.2. Технологическая последовательность изготовления «Будуара для прихожей в технике PAPER-ART 24
Выводы по третьей главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
В современном мире существует огромное количество различных техник декоративно-прикладного искусства, их важно и нужно изучать для того, чтобы развивать эстетический вкус, фантазию, осваивать для себя что-то новое и интересное, самореализовать себя как универсальный дизайнер, владеющий многими техниками декоративно-прикладного искусства расширяя круг своих возможностей, а также обучать школьников различным видам современного декоративно-прикладного искусства соблюдая моду, актуальные тенденции.
Развитие творческих способностей школьников - одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее изменения в общественной, научной и культурной жизни, готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным, стремлении избежать очевидных, традиционные решений, выдвижении нестандартных, неординарных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей - потребности в самореализации. В кружки при центрах детского творчества нет отбора детей по способностям. Принимаются все дети без исключения. На занятиях школьники овладевают необходимыми навыками. Однако, ставя перед учащимися творческие задачи, педагоги сталкиваются с тем, что дети ориентируются на образец, отказываются от высказывания своих идей. У них нет способов выработки собственных оригинальных вариантов.
Поскольку, с возрастом способность школьников к творчеству угасает, что связано как с нацеленностью школьного обучения на логический компонент мышления, так и с отсутствием стимулов к проявлению творческой энергии, мы считаем необходимым включение специальных занятий по современным видам декоративно-прикладного искусства в программу работы кружков декоративно-прикладного и технического творчества, что стимулирует развитие творческих способностей школьников. Отсюда, возникает необходимость рассмотрения вопроса применения таких форм и методов обучения современным видам декоративно-прикладного искусства, через которые школьники захотят творить, воплощать свои идеи.
Одними из способов совместной деятельности учителя и школьников, направленные на решение задач современного обучения, являются наглядные методы обучения. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. На сегодняшний день наиболее распространен метод демонстрации. Демонстрационные методы объединяют все виды демонстрации наглядного материала на уроке: видеосюжетов, кинофильмов, демонстрации приборов, опытов, технических установок. Современное школьное оборудование позволяет расширить рамки демонстрационного метода обучения и дает возможность применять его на любом уроке: вне зависимости от формы и типа урока. Также несомненным плюсом таких методов является то, что использование видеосюжетов не ограничивается только школой, придя домой школьники так же могут просмотреть и самостоятельно изучить новые современные техники декоративно-прикладного искусства в Интернет-источниках.
Одно из таких недавних новшеств — техника декорирования предметов под названием «PAPER-ART». С ее помощью можно совершенно обыденные вещи превратить в настоящие предметы искусства. Этот вид рукодельного творчества был придуман относительно недавно, десять лет назад его не существовало, а сейчас его поклонники проживают по всему миру. Одним из автора в России данной техники декорирования предметов стала Татьяна Сорокина, дизайнер, проживающая в Николаеве.
С помощью PAPER-ART можно имитировать разнообразные фактуры и создавать предметы искусства, имитирующие более сложные и дорогостоящие техники - резьбу по дереву, чеканку, металлопластику или вышивку. В результате получаются вещи, сочетающие в себе художественное воплощение замысла мастера и практическое использование декорируемой вещи. PAPER-ART несложен в исполнении, им может заниматься практически любой человек, в том числе и ребенок.
Это направление очень интересно разнообразием своих техник и приемов работы. Изделия, выполненные в этой технике, занимают почетное место в домах среди других творений человека, потому что они являются уникальными, оригинальными и неповторимыми.
Цель исследования: разработка авторской методики обучения школьников современным видам декоративно-прикладного искусства.
Объект исследования: процесс обучения современным видам декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования: обучение школьников современным видам декоративно-прикладного искусства на примере техники PAPER-ART.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические вопросы обучения школьников современным видам ДПИ.
2. Изучить этапы создания обучающих видеороликов и изготовить на их основе ролик «Арт-объект в технике PAPER-ART: легко и просто».
3. Разработать технологию и изготовить Арт-объекта «Будуара для прихожей в технике PAPER-ART».
Гипотеза исследования. Разработанная нами авторская методика обучению школьников технике PAPER-ART будет эффективной, если обучения организовать средствами информационных технологий - обучающий видеоролик.
Методы исследования:
Теоретические (изучение и теоретический анализ литературы, Интернет-источников).
Эмпирические (беседа по проблеме исследования, наблюдение и изучение творческо-практической деятельности преподавателей и педагогов дополнительного образования художественно-эстетического направления подготовки, анализ профессионально-педагогического опыта проведения мастер-классов, изучение современных форм и методов обучения)
Практическая значимость: разработанная нами авторская методика обучению школьников технике PAPER-ART может быть положена в основу совершенствования дизайн-образования, формирования способности самостоятельно изготовлять Арт-объекты. Изготовленный будуара для прихожей в технике PAPER - ART может использоваться в качестве наглядности на занятиях декоративно-прикладного искусства, а так же как Арт-объект в интерьере прихожей или же послужить прекрасным подарком и даже экспонироваться на выставках.
Структура работы: введение, 3 главы и выводы по ним, заключение, список использованных источников.
Результаты исследования «Обучение школьников современным видам ДПИ (на примере техники PAPER - ART)» позволили сделать следующие выводы:
Подробно изучили теоретические вопросы обучения школьников современным видам ДПИ (на примере техники PAPER-ART) а именно, историю развития, виды, технологии и разработки данной техники. При выполнении теоретической части были приобретены навыки самостоятельной работы со специальной литературой и Интернет-источниками, углублены практические умения по работе в технике PAPER-ART.
В ходе практического обучения школьников техники PAPER-ART были изучены этапы создания обучающих видеороликов. Что помогло создать сценарный ход для будущего видеоролика. На основе сценарного хода было изготовлено обучающее видео «Арт-объект в технике PAPER-ART: легко и просто». Данный видеоролик был опубликован в Интернет-источнике. Прочитав и проанализировав комментарии которые были написаны под видеороликом, был сделан вывод, что поставленные цели и задачи были успешно достигнуты, так как благодаря данному видеоролику многие люди заинтересовались техникой PAPER-ART.
Далее в ходе полученной информации началась работа над проектом. На основании сделанных эскизов, определился окончательный вид будущего Арт- объекта. Основываясь на эскизы и на собственное видение изделия, также был сделан выбор цветового решения. В ходе изготовления и декорирования «Будуара для прихожей», тщательно подбирались инструменты и материалы для достижения цели, а также были приобретены навыки работы с данными инструментами и материалами. Соблюдая правила работы с инструментами и технику безопасности были изготовлены рама для зеркала и ключница. Далее была проделана работа по декорированию изделий. Изделие получилось именно таким, каким оно было задумано.
Таким образом, цели исследования достигнуты, задачи решены.
1. Авторский мастер-класс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stranamasterov.ru/node/308701
2. Авторский мастер-класс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hobbymama.ru/starinnoe-serebro-v-tehnike-peyp-art-dekorirovanie- banki-kofe.html
3. Алексеев, А. Г. Дизайн-проектирование : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Г. Алексеев. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2019 ; Кемерово : Изд-во КемГИК. — 90 с.
4. Барроко: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://roomester.ru/interer/stili/stil-barokko-v-interere.html
5. Блог Татьяны Сорокиной [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //blogs .mail .ru/mail/tsorokina1 /.
6. Вёльфлин, Г. Основные понятия истории искусств / Г.Вёльфлин; переводчик А. А. Франковский. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 296 с.
7. Воронова, И. В. Основы композиции: учебное пособие для вузов / И.В. Воронова. - 2-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2019; Кемерово: изд-во КемГИК. - 119 с.
8. Восхитительные работы в технике Пейп-арт с мозаикой из яичной скорлупы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: meribesihttp://yablor.ru/blogs/voshititelnie-raboti-v-tehnike-peyp
9. Дизайн интерьера в готическом стиле [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vosinterior.ru/goticheskii-stil-v-interere
10. История искусств. Эпохи и образы: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. М. Ванюшкина . - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 538 с.
11. Ильина, Т. В. Введение в искусствознание : учебник для вузов / Т. В. Ильина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с.
12. Ильина, Т. В. История искусства : учебник для среднего профессионального образования / Т. В. Ильина. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 203 с.
13. Как написать сценарный план ролика или фильма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn—itbadk9bega7k.xn--p 1 ai/?p=1641
14. Классификация мебели [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tgrt.ru/kazanmebel/5825125042/
15. Книга «Техника PAPER-ART» Татьяны Сорокиной [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://www.astpress.ru//Pages/Book.aspx?id=1145
16. Куркова, Н. С. Анимационное кино и видео: азбука анимации: учебное пособие для вузов / Н. С. Куркова. - 2-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2019 ; Кемерово : Изд-во КемГИК. - 234 с.
17. Материалы для изготовления мебели [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://promzn.ru/proizvodstvo-mebeli/materialy-dlya-
izgotovleniya.html
18. Магия красок: техника пейп-арт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ist.na5bal.ru/doc/8913/index.html
19. Мебель своими руками в домашних условиях [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://homebuilding.ru/mebel-svoimi-rukami-v-
domashnikh-uslov.html
20. О технике и ее создателе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/arduus arimo/post289279185/
21. Пейп арт, мастер класс для начинающих [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.svoimi-
rukamy.com/peip art master klass dlja nachinaiushix.html
22. PAPER-ART: узоры, рисунки жгутиков, мастер-класс для начинающих [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ladvspecial.ru/dom-i-xobbi/svoimi-rukami/vvazanie-i-shite/peip-art- uzory-risunki-zhgutikov
23. Педагогический сценарий как усиление обучающего и воспитываю
щего эффекта мультимедийных программ-[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiv-
stsenariv-kak-usilenie-obuchavuschego-i-vospitvvavuschego-effekta- multimediynyh-pro gramm
24. Петрушин, В. И. Психология и педагогика художественного творчества + доп. Материал в ЭБС : учебное пособие для вузов / В. И. Петрушин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2019. — 395 с. — (Авторский учебник)
25. Пименов, В. И. Видеомонтаж. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. И. Пименов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 159 с. — (Профессиональное образование)
26. Реферат "Современное декоративно-прикладное искусство России" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mfourok.ru/referat- sovremennoe-dekorativnoprikladnoe-iskusstvo-rossii- 1535037.html
27. Серебренников, Л. Н. Методика обучения технологии : учебник для академического бакалавриата / Л. Н. Серебренников. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 226 с. — (Образовательный процесс)
28. Словарь иностранных слов русского языка [Электронный ресурс]. -
Режим доступа:
https: //dic.academic.ru/dic. nsf/dic fwords/8331 /%D0%91 %D0%A3 %D0% 94%D0%A3%D0%90%D0%A0
29. Соловьев, Н. К. Дизайн исторического интерьера в России : учебное пособие для вузов / Н. К. Соловьев. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 272 с. — (Авторский учебник)
30. Стимпанк-[Электронный ресурс]. - Режим доступа: FB.ru:
http://fb.ru/article/155996/stimpank—eto-chto-za-stil
31. Стиль Арт-деко в интерьере (Ар-деко) -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://remont-f.ru/dizavn-interera/stvli-intervera/art-deko/
32. Творческий проект «Техника «PAPER-ART» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/material.html?mid=38112
33. Файзрахманова А.Л. Развитие проектной культуры талантливой молодежи в области декоративно-прикладного творчества / А.Л. Файзрахманова, И.М. Файзрахманов // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 1-1. - С. 197-201.
34. Цветовая гамма [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.flats-ideas.ru/mesto/detskava/cveta-dlva-detskoi-komnatv.html
35. Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика : учебник и практикум для вузов / А. Н. Лаврентьев [и др.] ; под редакцией А. Н. Лаврентьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 208 с. — (Авторский учебник)
36. Что такое декупаж? Декупаж: основы для начинающих [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.svl.ru/article/183781/new chto- takoe-dekupaj -dekupaj -osnovvi-dlva-
37. Что такое квиллинг? Квиллинг для начинающих. Техника квиллинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tvoi-uvelirr.ru/chto- takoe-kvilling-kvilling-dlva-nachinavushhix-texnika-kvilling/
38. Шокорова, Л. В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве / Л. В. Шокорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 110 с. — (Университеты России)
39. Хворостов, А. С. Художественные работы по дереву : учебник для вузов / А. С. Хворостов, Д. А. Хворостов ; под общей редакцией А. С. Хворостова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 248 с. — (Бакалавр. Академический курс).
40. Эскизирование (творческий поиск) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gardenweb.ru/eskizirovanie-tvorcheskii-poisk
41. Эскиз [Электронный ресурс] - Режим https://vchemraznica.ru/chem-otlichaetsva-eskiz-ot-chertezha/