Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №39056

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
518
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Развитие двигательной деятельности детей дошкольного возраста как
психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Особенности развития двигательной деятельность детей дошкольного
возраста 13
1.3 Формы организации различных видов двигательной деятельности детей
дошкольного возраста 21
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1 Изучение состояния проблемы по развитию двигательной деятельности
дошкольников 32
2.2 Система организации различных видов двигательной деятельности
детей старшего дошкольного возраста 41
2.3 Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной
деятельности 48
Выводы по 2 главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность. Дошкольный период - возраст, когда ребенок в основном овладевает всеми видами движений. Современный образ жизнедеятельности, увлеченность уже в дошкольном возрасте компьютерными играми, телевизионными передачами не способствует оптимальному двигательному режиму. Все чаще встает вопрос о гиподинамии, отсутствии выносливости, избыточном весе, дисгармоничном развитии дошкольников. К причинам малоподвижности детей можно отнести и отсутствие необходимых условий для двигательной активности. Анализ показателей развития физических качеств и двигательной деятельности дошкольников в последние годы подтверждает тревожную тенденцию. Исходя из исследований Е.Н. Вавиловой [5], Н.В. Авсиенко [1], В. Вершавской [6], Л. Филиповой [19] 30% - 40% детей старшего дошкольного возраста имеют достаточно низкий уровень развития не только выносливости, но и силы, ловкости, быстроты, гибкости и пр.
Ежегодно увеличивается количество дошкольников имеющих патологии в физическом развитии, отмечается характерная особенность постоянного роста общественного уровня заболевания среди них. Это взаимосвязано с большим количеством отрицательных явлений в современной жизни: угнетающими общественными потрясениями, экологическим неблагополучием, распространением наркомании, курения, алкоголизма [1, С.56]. От уровня психического и физического состояния здоровья жителей России зависит благополучие общества в целом, вследствие этого вопрос создания педагогических условий формирования ценностного отношения к здоровью дошкольников является актуальным. Это подтверждает и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [35], в котором говорится, что одной из приоритетных задач дошкольного образования является: укрепление и охрана психического и физического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие.
В настоящее время, в период реформирования системы образования,
начался поиск оптимальных путей совершенствования процесса физического формирования дошкольников. Достаточная двигательная активность есть необходимое условие гармоничного формирования организма дошкольника (Е.А. Пимонова, А.С. Солодков, Е.М. Есина). Особенное место занимает двигательная деятельность человека в работах ученых по физической культуре и спорту, спортивных кардиологов, а также в исследованиях знаменитых специалистов по спорту (Н.Г. Озолина, В.М. Дьячкова) и др. [12].
Более того, имеется, прямая зависимость между физической подготовленностью и психическим формированием дошкольника. Организация всевозможных видов двигательной деятельности дошкольников влияет на мнемические, перцептивные и интеллектуальные процессы. Дошкольники с хорошо организованной двигательной деятельностью могут быть охарактеризованы высоким и средним уровнем физического развития, соразмеренными признаками функционального состояния центральной нервной системы, умеренной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, более высокими адаптивными возможностями организма, более низкой склонностью к простудным заболеваниям (А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер,
A. С. Солодков, Н.П. Симоненко, Е.Е. Чусляева). [12]
Вопрос организации различных видов двигательной деятельности детей дошкольного возраста и укрепления здоровья населения России в целом нашел свое отображение в бесчисленных исследованиях:
- доказательство взаимодействия разнообразных видов двигательной деятельности и психического состояния человека встречаем в работах
B. М. Бехтерева, Н.А. Берштейна, И.С. Бериташвили, А.Ю. Рахнера и др. [26];
- вопрос психологического здоровья дошкольников рассматривался в работах А.В. Запорожца, И.В. Дубровиной, А.Н. Леонтьева, Л.А. Абрамян, Т.А. Репиной, М.Ю. Стожаровой, Я.З. Неверович и др. [20];
- значимость вопроса организации разнообразных видов двигательной деятельности освещен в трудах А.Л. Венгера, М.И. Лисиной, А.А. Бодалева, В.Д. Давыдова, А.В. Мудрика, И.П. Подласого, В.А. Сластенина [21].
Вопреки многочисленным исследованиям, вопрос организации разнообразных видов двигательной деятельности дошкольников недостаточно разработан в практике детских садов, что определяет выбор темы данного исследования: «Организация различных видов двигательной деятельности детей дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс организации различных видов
двигательной деятельности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия организации различных видов двигательной деятельности детей дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность организации различных видов двигательной деятельности детей дошкольного возраста и их влияние на развитие дошкольников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы организации различных видов двигательной деятельности детей дошкольного возраста как психологопедагогическую проблему.
2. Подобрать методики, выделить критерии и определить уровни двигательной деятельности детей дошкольного возраста.
3 Опытно-экспериментальным путем проверить влияние организации различных видов деятельной деятельности детей дошкольного возраста на их развитие.
Гипотеза исследования заключается в следующем: двигательная
деятельность будет более эффективной ели:
- разработать систему спортивных праздников, способствующих развитию двигательной деятельности детей дошкольного возраста;
- будет осуществляться индивидуальная работа с детьми с низкой двигательной деятельностью;
- ведется совместная работа дошкольного образовательного учреждения и родителей по развитию двигательной деятельности дошкольников.
Методологическая основа исследования: философские идеи о
организации различных видов двигательной деятельности детей дошкольного возраста (А.К.Бондаренко, А.А. Демчишина, М.А. Дорониной, М.Н. Емильянова, В.И. Турченко и др.).
Методы исследования: теоретический анализ и синтез литературы, анализ документации дошкольного учреждения, анкетирование родителей и педагогов, беседа с детьми, эксперимент, наблюдение, изучение продуктов деятельности.
База исследования. Исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад №29 «Золотая рыбка» города Елабуга.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании возможности и необходимости создания условий развития двигательной деятельности детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования могут быть использованы и применены в работе, как воспитателей, так и узких специалистов, а так же администрации ДОУ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической, заключения, списка использованных источников.
Работа включает в себя три этапа:
I этап - констатирующий. Его цель проанализировать уровень организации различных видов двигательной деятельности дошкольников.
II этап - формирующий. На данном этапе была разработана и апробирована система мероприятий по развитию двигательной деятельности.
III этап - контрольный - в ходе его реализации было определено, как изменилась ситуация в ходе реализации формирующего этапа.
Результаты исследования освещены в статьях: «Организация различных видов двигательной деятельности детей дошкольного возраста» опубликована в научном журнале «Студенческий вестник» № 16(66) (26.04.2019). А так же была представлена на XIX Международной научно-практической конференции «Инновации и традиции педагогической науки - 2019» (30.03.2019).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе работы были поставлены и решены следующие задачи.
Отчет по первой задаче, проанализировать состояние проблемы организации различных видов двигательной деятельности детей дошкольного возраста, как психолого-педагогическую проблему. В результате определили, что аспектом двигательной деятельности личности занимались исследователи различных наук: медицины, гигиены, психологии, физиологии и педагогики. Рассмотрели понятие «двигательная деятельность», по определению И.В. Лямцевой, это натуральная потребность дошкольников в движении, удовлетворение которой является наиважнейшим условием согласованного развития дошкольника, состояние его здоровья. Выяснили, что при разработке рационального двигательного режима важно обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, основанной на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
В ходе анализа литературы определили, что двигательная деятельность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Работа по организации двигательной деятельности в ДОУ реализуется в следующих формах: физкультурного занятия; утренней гимнастики;
физкультминутки; упражнений после дневного сна; организованной двигательной активности детей на прогулках; коррекционного занятия; спортивные праздники. Изучая особенности развития двигательной деятельность детей дошкольного возраста, выяснили, что условно подразделяют ее на три определенные части: инициативность в ходе физического воспитания; физическая деятельность, реализовываемая в процессе обучения, а так же в ходе трудовой деятельности и спонтанная физическая деятельность в свободное время.
Отчет по второй задаче, выделить критерии и определить уровни двигательной активности детей дошкольного возраста. В работе на данном этапе были использованы следующие методы исследования: анализ планов воспитателей, анкетирование родителей, диагностика детей, по методике В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Ермак. По результатам диагностики мы выяснили, что дети находятся в движении гораздо меньше времени, чем это необходимо для их полноценного физического развития.
Отчет по третьей задаче, опытно-экспериментальным путем проверить эффективность влияния организации различных видов деятельности детей дошкольного возраста на их развитие использовали спортивные праздники, подробно описанные в параграфе 1.3. Спортивные праздники включали в себя различные игры высокой, средней и низкой подвижности, эстафеты. Такие игры требуют ловкости, сноровки, координации движений. Они побуждали детей к творческому использованию своего двигательного опыта, к поискам самостоятельного решения поставленной задачи. Игры и упражнения чередовались таким образом, чтобы в одних участниками являлись команды в полном составе, а в других - представители от команд. При подборе заданий мы учитывали индивидуальные особенности каждого ребенка, его возможности, двигательную подготовленность. Привлекали к работе родителей. Все это способствовало повышению двигательной деятельности дошкольников. В результате на контрольном этапе результаты диагностики экспериментальной группы были значительно выше, чем в контрольной. Высокий уровень в экспериментальной группе увеличился на 36%, в контрольной только на 4%.
Таким образом, гипотеза о том, что двигательная деятельность будет более эффективной ели: разработать систему спортивных праздников,
способствующих развитию двигательной деятельности детей дошкольного возраста; будет осуществляться индивидуальная работа с детьми с низкой двигательной деятельностью; ведется совместная работа дошкольного образовательного учреждения и родителей по развитию двигательной деятельности дошкольников, доказана.



1. Авсеенко, Н.В. Физическое развитие детей 4-6 лет / Н.В. Авсеенко // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 10. - С. 26-28.
2. Агапова, И.А. Спортивные праздники : сценарии, игры, сказки, эстафеты для детей 5-10 лет: пособие для воспитателей, методистов, психологов и музыкальных рук. детских дошк. учреждений, групп продленного дня, для педагогов курсов подгот. детей к школе, а также для родителей. / И.А. Агапова - М.: Либерея-Бибинформ, 2009. - 112 с.
3. Алябьева, Н.В. Подвижная игра и упражнения в жизни ребёнка. / Н.В. Алябьева - Мурманск, 2010. Ч. 2.- 68 с.
4. Антонов, Ю. Е. Основные положения программы «Здоровый
дошкольник» / Ю. Е. Антонов, Е. Ю. Иванова / Ю. Е. Антонов, Е. Ю. Иванова, // Обруч.— 2006. — № 1. — С.5-6. 2.
5. Вавилова, Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу,
выносливость. / Е. Н. Вавилова. — М.: Просвещение, 2011. 3.
6. Вершанская, В. Как мы решаем на практике проблемы физического воспитания и оздоровления детей / В.Вершанская // Дошкольное воспитание.-
2011. - №4. - С. 53-55.
7. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под. Общ. Ред. Н.В. Микляевой.- М.: издательство Юрайт,2013. - 510 с.
8. Волошина, Л.Н. Игры с элементами спорта для детей 3-4 лет. Программа. Играйте на здоровье и ее технология применения в ДОУ. (учебно -методическое пособие) / Л.Н. Волошина, Т.Н. Курилова- Издательство «Гном и Д», 2014, - 112 с.
9. Глазырина, Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. Программа и программные требования / Л.Д. Глазырина. - М.: Владос. 2015. - 125 с.
10. Горькова, Л.Г. Занятие физической культурой в ДОУ: основные виды, сценарии занятий / Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова - М.: 5 за знание, 2014. - 112 с
11. Громова, С. Сюжетные физкультурные занятия с элементами коррегирующей гимнастики / С. Громова // Дошкольное воспитание. — 2016.- № № 6, 8, 10.
12. Доронина, М.А. Комплексный подход к организации физкультурнооздоровительной работы в ДОУ / М.А. Доронова // Дошкольная педагогика №8 (49)/ноябрь/2012 - С 27 - 29.
13. Доронова, Т. Н. Право на охрану здоровья [Текст] / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 9. — С.5-8.
14. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
15. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: учебное пособие / под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ФОРУМ, 2012. - 256 с.
16. Дьякова, Т.А. Взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей / Т.А. Дьякова // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 2. - С. 100-105.
17. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания: учебник для бакалавров / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: Издательство Юрайт,
2012. - 314 с.
18. Закон «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон № 273 - ФЗ от 29.12.2012. с изменениями и дополнениями на 2013 г.). - М.: Эксмо, 2013. - 144 с. - (Законы и кодексы).
19. Здоровьесберегающее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.В.Филиппова, Ю.А.Лебедев, И.К. Шилкова, Ю.Р.Силкин, А.С Большев. и др. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 336 с.
20. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. / Ю.Ф. Змановский - - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 336 с..
21. Игры и упражнения для детей с высоким уровнем двигательной активности [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.iemcko.narod.ru/2516.html
22. Исса, О.Ф. Оптимизация двигательной активности дошкольников в подвижной игре / Исса О. Ф. // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 2. - С. 13-17.
23. Кожухова, Н.Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова; под ред. С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.
24. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 5-е изд., испр. - М.: Академия, 2014. - 416 с.
25. Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей дошкольных образовательных учреждений: пособие для медработников и воспитателей / М.Н.Кузнецова; - М.: АРКТИ, 2003. - 64 с.
26. Лямцева, И.В. Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / И.В. Лямцева, Н.П. Белинова // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 61-66.
27. Макарова, Л.И. Двигательная активность в полноценном развитии детского организма / Л.И. Макарова // Инструктор по физкультуре, №2, - 2010, С. 12- 16.
28. Малыхина, О.А. Оптимизация двигательной активности детей в
дошкольных образовательных учреждениях: методическое пособие для
инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста / О.А. Малыхина. - Набережные Челны: НТПИ, 2008. - 160 с.
29. Маталыгина, О.А. Движение и здоровье / О.А. Маталыгина // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 8. - С. 4-5.
30. Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания /
58
М. Маханева // Дошкольное воспитание. - 2013. - 2.
31. Мащенко, М.В. Физическая культура дошкольника: пособие для
педагогов дошк. учреждений, методистов по физ. воспитанию / М.В. Мащенко, В.А.Шишкина. - Минск: Ураджай, 2015. - 156 с.
32. Микляева, Н.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Н.В. Микляевой. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 433с.
33. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
34. Полтавцева, Н. В. Развитие самостоятельности в двигательной деятельности детей / Н. В. Полтавцева //Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 3. - С. 23-27.
35. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. - 2013. от 25 ноября. - .№6241. - С. 2-9.
36. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ / М.А.Рунова; - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 256 с.
37. Рунова, М.А. Движение день за днем. Двигательная Активность - источник здоровья детей: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ / М.А. Рунова - М.: Линка - Пресс, 2007. - 96 с.
38. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студентов / Э.Я. Степаненкова; - М.: Академия, 2017. - 368 с.
39. Тарасова, Т.А. Физическое развитие и здоровье детей / Т.А. Тарасова // Управление Дошкольным образовательным учреждением., - 2009. - .№ 2. - С. 98.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ