Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ CLIL НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №39034

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
971
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ CLIL 7
1.1. Понятие и сущность методики CLIL 7
1.2 История возникновения и развития методики CLIL 10
1.3 Планирование уроков по методике CLIL 13
1.3.1 Постановка целей 14
1.3.2. Требования к языку преподавания 16
1.3.3. Требования к материалам 19
1.3.4 Оценивание результатов и коррекция ошибок 21
1.3.5 Проблема профессиональной подготовки преподавателей 23
1.3.6 Этапы подготовки урока CLIL 25
1.4 Преимущества методики CLIL 27
1.5 Варианты (форматы) использования методики CLIL 30
1.6 Сложности и специфика использования методики CLIL в России 33
Выводы по Главе 1 35
Глава 2
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ CLIL В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 36
2.1. Общие вопросы организации педагогического эксперимента 36
2.2. Выбор формата методики CLIL и постановка целей 38
2.3. Отбор и адаптация аутентичных материалов 43
2.4. Результаты применения методики CLIL на уроках немецкого языка.. 48
2.5 Эффективность и перспективы развития методики CLIL в России 57
Выводы по главе 2 59
Заключение 60
Список литературы 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 76



Актуальность исследования обусловлена противоречиями между выдвигаемыми обществом требованиями, связанными с умением использовать иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации и недостаточной теоретической и практической разработанностью путей решения данной проблемы - методики CLIL и условий ее применения. Проблемой данного исследования является выявление условий проведения занятий с использованием методики CLIL, обеспечивающих эффективное усвоение материала.
Тема исследования - применение методики CLIL на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе.
Целью данной работы является выявление эффективности и условий реализации методики CLIL в средней общеобразовательной школе.
Объектом настоящего исследования является развитие профессиональной, общекультурной и языковой компетенции обучающихся в контексте применения предметно-языкового интегрированного обучения. Предмет исследования представляет собой методика CLIL.
В нашей работе была выдвинута следующая гипотеза: при применении методики CLIL с учетом ее особенностей обеспечивается интенсивное развитие профессиональной, общекультурной и языковой компетенции обучающихся.
Исходя из поставленных выше цели и гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1. Описание сущности и истории возникновения методики CLIL;
2. Определение основных принципов применения данной методики;
3. Изучение материалов исследований, проведенных в данном направлении с целью выделения сильных сторон методики и описания различных форматов ее применения;
4. Разработка плана и материалов, отвечающих требованиям эффективного использования методики CLIL;
5. Применение разработок в средней общеобразовательной школе;
6. Анализ полученных результатов исследования.
Научная новизна данной работы заключается в разработке и апробации модулей ^IL по различным предметам в разных группах с последующим сравнением полученных данных, подтвердившим возможность и эффективность применения данной методики на различных этапах обучения языку.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации материалов, касающихся принципов разработки материалов, отвечающих требованиям организации занятий по CLIL, а также в обобщении опыта использования данной методики в разных странах.
Практическая значимость состоит в разработке практических материалов для модулей CLIL, а также в анализе полученных в ходе эксперимента данных, которые могут быть полезны преподавателям иностранного языка, заинтересованным в применении предметно-языкового интегрированного обучения в средней общеобразовательной школе.
В ходе работы были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ методической литературы для выявления сущности методики CLIL и соответствующих требований к планированию занятий;
2. Метод сопоставительного анализа для выявления специфики
применения методики CLIL в разных условиях;
3. Поиск и адаптация материалов занятий в соответствии с
поставленными целями и условиями;
4. Метод эксперимента для выявления эффективности разработанных материалов;
5. Метод количественного анализа для интерпретации результатов исследования.
Работа состоит из двух глав. В первой дан анализ методической литературы, содержащий описание сущности, истории возникновения и специфики применения методики CLIL, а также дан короткий обзор опыта применения данной методики в разных странах. В ходе работы с теоретическим материалом мы столкнулись с проблемой недостаточности освещенности темы в русскоязычной методической литературе. Данное явление объясняется тем, что методика CLIL еще в 70-е годы получила широкое распространение в Европе и только начинает рассматриваться для применения в России. Таким образом, теоретическую основу нашей работы составляет литература из немецкоязычных и англоязычных источников. Во второй главе с учетом требований, выявленных в ходе анализа теоретической информации, было разработано и апробировано четыре модуля, посвященных разным предметам. По полученным результатам исследования был проведен анализ собранных данных.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе мы рассмотрели теоретические основы методики предметно-языкового интегрированного обучения. Обращаясь к работам разных исследователей, мы рассмотрели основные принципы и форматы использования данной методики.
В ходе разработки материалов был выявлен недостаток практических разработок для обучения школьников предметам на немецком языке. Кроме того, в работе были перечислены основные трудности, препятствующие возможности повсеместного применения методики CLIL в России. Также был проведен опрос среди студентов педагогического направления и преподавателей иностранного языка с целью выявления их отношения к использованию данной методики на практике.
В практической части исследования были разработаны материалы для четырех модулей: по химии, математике, географии и искусству с учетом уровня владения языком и школьной программой обучающихся. После проведенного эксперимента были проанализированы полученные данные. Оценка эксперимента была проведена на основании конечного соответствия или несоответствия поставленных целей полученным результатам, а также данных опроса обучающихся.
Главный вывод данной работы заключается в том, что обучение с использованием методики CLIL действительно способствует эффективному развитию языковой, профессиональной и общекультурной компетенции. Однако для достижения данной цели необходимо учитывать ряд факторов, связанных с особенностями данной группы, а также образовательной ситуацией в конкретной стране. В ходе настоящего исследования была подтверждена необоснованность опасений ряда преподавателей, ставящих под сомнение эффективность данной методики. Более того, была подтверждена возможность и эффективность применения CLIL на любом этапе обучения


1. Андреева Е. Билингвальное обучение. Различия, которые нас объединяют // Учительская газета. - Москва, 2017. - 25.
2. Гусев Р.Г. Деревянченко Е.А. Новые технологии в обучении иностранным языкам. Сборник материалов научно-практической конференции // Использование элементов обучения CLIL в практике преподавания иностранного языка в профильной школе и вузе. - Омск : Издательство Омского государственного университета, 2017. - стр. 37-40.
3. Золотарёва С.А., Логунов Т.А. Применение элементов CLIL и
проблемно-ориентированного обучения в преподавании иностранного языка на направлении подготовки "туризм" с целью формирования общекультурных компетенций обучающихся // Вестник Кемеровского государственного университета. - Кемерово, 2015. - 2 : Т. 7. - стр. 81-84.
4. Корелина М.А. Лингводидактический аппарат профессионально- ориентированноо обучения по иностранному языку нового поколения (на примере учебника для студентов экономического профиля). - Санкт- Петербург, 2016.
5. Машрапова A.C. Использование методики CLIL на уроках со вторым языком обучения // Молодой ученый. - Москва, 2017. - стр. 48-50.
6. Поленова А.Ю. Интеграция иностранного языка и содержания профессионально-ориентированных дисциплин в вузе // Мир науки. - Москва, 2017. - 5 : Т. 5.
7. Халяпина Л.П. Современные тенденции в обучении иностранным языкам на основе идей CLIL // Teaching methodology in higher education. - 2017. - 20: Т.6.
8. A1-Ubungssatz. - Goethe Institut. -
http://www.goethe.de/pro/relaunch/prf/materialien/A1_fit/fit1_uebungssatz_01.pdf
9. A2-Modellsatz Jugendliche. - Goethe Institut. -
http://www.goethe.de/pro/relaunch/prf/materialien/A2_fit/A2_Modellsatz_Jugendl iche.pdf.
10. Abendroth-Timmer, Dagmar. Schulerinnen und Schuler im bilingualen Sachfachunterricht // Bilingualer Sachfachunterricht in der Sekundarstufe: eine Einfuhrung. - Tubingen : Narr Studienbucher, 2010.
11. Berton, Genny. Tasks, learning activities and oral production skills in CLIL classrooms // CLIL e l’apprendimento delle lingue. Le sfide del nuovo ambiente di apprendimento. - Venezia : Cafoscarina, 2008. - стр. 143-152.
12. Bilingualer Sachfachunterricht. Chancen und Herausforderungen. Ein Einblick in theoretische Hintergrunde. - http://www.hegel-gymnasium.de/wp- content/uploads/2016/05/BiliPresentation.pdf.
13. Bonnet, Andreas. Chemie in bilingualen Unterricht. - Opladen : Leske+Budrich, 2004.
14. Bottger, Heiner; Rischawy, Nina. Bilingualer Sachfachunterricht: ein Beitrag zur Schulprofilbildung // Research Gate. - Schulverwaltung Bayern, 2014. - стр. 269-273.
15. Bottger, Heiner. Das Lernen in zwei Sprachen im Kontext der Forschung // Lernen in zwei Sprachen - Bilinguale Grundschule. Leitfaden fur die Jahrgangsstufen 1 und 2. - ISB Bayern, 2017.
16. Bratkevych, Oksana; Berk, Ann-Katrin. Unterrichtsplannung zum Thema
"Nach den Ferien". -
https://www.goethe.de/resources/files/pdf155/unterrichtsentwurf_wasser_was- schwimmt.pdf
17. Breidbach, Stephan; Viebrock, Britta. CLIL in Germany - results from recent research in a contested field of education // International CLIL research journal. - 2012. - 4 : Т. 1.
18. Bruning, Christina; Purrmann, Maja-Svea. CLIL pedagogy in Europe: CLIL teacher education in Germany // English as a foreign languege teacher aducation. Current perspectives and challenges / - Amsterdam-Rodopi - 2014.
19. Coyle, Do. CLIL. Planning tools dor teachers. - 2005.
20. Coyle, Do. Content and language integrated learning. Motivatimg learners and teachers. - 2006.
21. Dearden, Julie. EMI (and CLIL) - a growing global trend // Oxford University Press. English language teaching Global Blog. - 2017.
22. Deutsch lernen im Museum. - Goethe-Institut.-
https://www.goethe.de/resources/files/pdf88/deutsch-lernen-im-museum.pdf
23. Doff, Sabine. Theorie und Praxis des bilingualen Sachfachunterrichts: Forschungsfelder, Themen, Perspektiven // Bilingualer Sachfachunterricht in der Sekundarstufe: eine Einfuhrung. - Tubingen : Narr Studienbucher, 2010.
24. Duske, Petra. Bilingualer Unterricht im Fokus der Biologiedidaktik. - Wiesbaden : Springer VS, 2017.
25. Fehling, Sylvia. Language awareness und bilingualer Unterricht // Language culture literacy. - Frankfurt am Main : Peter Lang, 2008.
26. Garotti, Federica Ricci. Lernziele, Lehrziele und Methode in CLIL Unterricht: Eine Frage der Koharenz // E l’apprendimento delle lingue. Le sfide del nuovo ambiente di apprendimento. - Venezia: Cafoscarina, 2008. - стр. 37-58.
27. Gottz, Schwab Jorg-U. KeBler, Jan Hollm. CLIL goes Hauptschule- Chances und Herausforderungen bilingualen Unterrichts an einer Hauptschule. Zentrale
Ergebnisse einer Longitudinalstudie // Zeitschrift fur Fremdsprachenforschung. - Marburg, 2014. - 25. - стр. 3-37.
28. Griesel, Meike. Bilingualer Chemieunterricht - Marburg, 2010.
29. Gut-erklart.de // Koordinatensystem mit Punkte. - 2017. - https://www.gut- erklaert.de/mathematik/x-y-koordinatensystem-mit-punkte.html.
30. Haataja, Kim. Uber die variablen Lernumgebung und Unterrichtsmethodik beim schulischen Fremdsprachenerwerb und dessen Erforschung - das Beispiel DaF in Finnland // Aktuelles: Zeitschrift fur den DaF-Unterricht in Finnland. - Helsinki : Goethe Institut, 2005. - стр. 27-40.
31. Helsper, Werner, Tippelt, Rudolf. Padagogische Professionalitat // Zeitschrift fur Padagogik, Beiheft. - Weinheim, Basel : Beltz, 2011. - 57.
32. Krechel, Hans-Ludwig. Lern- und Arbeitstechniken im bilingualen Sachfachunterricht // Bilingualer Sachfachunterricht in der Sekundarstufe: eine Einfuhrung. - Tubingen : Narr Studienbucher, 2010.
33. Krechel, Hans-Ludwig. Mehrsprachiger Fachunterricht in Landern Europas - Tubingen : Gunter Narr Verlag, 2005.
34. LamfuB-Schenk, Stefanie. Inhalt und Sprache - vom Einfluss des Fremdsprachengebrauchs auf das Lernen im Sachfach // Bilingualer Sachfachunterricht in der Sekundarstufe: eine Einfuhrung. - Tubingen : Narr Studienbucher, 2010.
35. LamsfuB-Schenk, Stefanie. Fremdverstehen im bilingualen
Geschichtsunterricht: eine Fallstudie // Mehrsprachigkeit in Schule und
Unterricht. - Frankfurt am Main : Peter Lang, 2008. - Т. 8.
36. Leitzke-Ungerer, Eva. Drei Jahre Zertifikatkurs "Bilingualer
Sachfachunterricht” // Uberblick uber die Absolventenzahen. - Halle-Wittenberg,
2015.
37. Marsh, David. CLIL/EMILE - the european dimension. - University of Jyvaskyla, 2002.
38. Martin, Maria Jesus Frigols. CLIL implementation in Spain: an approach to different models and scenarios // CLIL e l’apprendimento delle lingue. Le sfide del nuovo ambiente di apprendimento. - Venezia, 2008. - стр. 221-232.
39. Pinkley, Diane. Children learning english as a foreign language. CLIL: content and language integrated learning. - Pearson Longman.
40. Pohjoismaki, Anniina. Deutschsprachiger CLIL-Unterricht in Finnland // Bestandsaufnahme und Zukunftsaussichten. - Tampere, 2016.
41. Reinhart, Gunter. // Bilingualer Unterricht. Deutsch- englisch an allgemein bildenden Gymnasien. - Stuttgart : Schwabische Druckerei, 2008.
42. Schart, Michael. Fremdsprachliche Lernprozesse. Ertrage des 4. Bremer Symposions zum Lehren und Lernen von Fremdsprachen // Interaktiv-dialogisches Lernen im CLIL-Unterricht. - Bochum : AKS-Verlag, 2015. - стр. 251-264.
43. Serlo Biologie // Was ist eine Chromatographie uberhaupt? . - http s://de.serlo .org/58383-ist-chromatographie-ueberhaupt.
44. Soylucicek, Zarife. Internationale CLIL - Konferenz. - London, 2009.
45. StraBner, Daniela; TilsnerUrsula. Erdkundeunterricht mit Fluchtlingskindern 5-7. - Auer Verlag, 2017.
46. Tedick, Diane J.; Barbara de Cortan; Glen, Forest. Research on error correction and implications for classroom teaching // ACIE newsletter. - 1988.
47. Unterrichtsentwurf "Wasser als Losungsmittel". - Goethe-Institut. - https://www.goethe.de/resources/files/pdf155/unterrichtsentwurf_wasser-als- lsungsmittel1.pdf
48. Viebrock, Britta. Zur Professionalisierung von Lehrkraften im bilingualen Unterricht // Zeitschrift fur interpretative Schul- und Unterrichtsforschung. -
2014. - 1. - стр. 72-85.
49. Wannagat, Ulrich. Bilingualer Geschichtsunterrricht im internationalen Fokus // Mehrsprachigkeit in Schule und Unterricht. - Frankfurt am Main : Peter Lang, 2010. - Т. 11.
50. Weber, Amelie Louisa. "CLIL" als Realisierung aufgabenorientierten Lernens. - Berlin, 2014.
51. Wicke, Rainer-E. Fachubergreifender Deutsch-als-Fremdspracheunterricht als Brucke zum deutschsprachigen CLIL. Praxisnahe Hinweise und Vorschlage fur Lehrerbildung und Unterrichtsgestaltung mit besonderem Bezug zu (deutschen) Schulen im Ausland // Zeitschrift fur interkulturellen Fremdsprachenunterricht. - 2013. - стр. 27-36.
52. Wolff, Dieter; Quartapelle, Franca. CLIL in deutscher Sprache in Italien - ein Leitfaden. - Zurich : Tomi Ungerer und Diogenes Verlag, 2011.
53. Wolff, Dieter. Der bilinguale Sachfachunterricht (CLIL): Anmerkungen zu seinem moglichen Innovationspotenzial // Fremdsprachen Lehren und Lernen. - Narr Franke Attempto Verlag, 2013. - 42 : Т. 1. - стр. 94-106.
54. Wolff, Dieter. Der bilinguale Sachfachunterricht (CLIL): Was dafur spricht, ihn als innovatives didaktisches Konzept zu bezeichnen // Forum Sprache. - Ismaning : Hueber Verlag, 2011. - стр. 75-84.
55. ZydatiB, Wolfgang. Bilingualer Unterricht in der Grundschule. - Ismaning : Hueber, 2000.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ