ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ИСТОРИЯ"
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА 10
1.1. Характеристика школьного возраста и условия воспитания чувства
патриотизма 10
1.2. Использование разнообразных средств на уроках истории при воспитании чувства патриотизма у детей 21
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» 34
2.1. Опытно - экспериментальная работа по патриотическому воспитанию в Гимназии №1 г. Елабуга 34
2.2. Анализ формирующего этапа опытно - экспериментальной работы по патриотическому воспитанию в Гимназии №1 г. Елабуга 46
Вывод по второй главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА 10
1.1. Характеристика школьного возраста и условия воспитания чувства
патриотизма 10
1.2. Использование разнообразных средств на уроках истории при воспитании чувства патриотизма у детей 21
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» 34
2.1. Опытно - экспериментальная работа по патриотическому воспитанию в Гимназии №1 г. Елабуга 34
2.2. Анализ формирующего этапа опытно - экспериментальной работы по патриотическому воспитанию в Гимназии №1 г. Елабуга 46
Вывод по второй главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Актуальность изучения темы связана с традициями любого народа, составляющие духовный фундамент государства. В современном понимании осознание причастности к истории и культуре, истокам своего народа являются актуальными для изучения. История патриотизма и гражданственности в России в конце первого десятилетия XXI века, проявляется направлением, главной задачей которого является не только почитание героев прошлых войн, а уважение к подвигу земляков, живущих рядом.
Нынешним и будущим поколениям XXI века необходимо возвращение к истокам, почитанию героев своей страны, сохранение самобытности и уникальности своего государства. Патриотизм - это не просто любовь к Родине. Понятие подразумевает не только чувство гордости за страну, но и готовность быть с ней в трудную минуту. Такую готовность человек приобретает на протяжении всей жизни и началом старта является привитие ценностей патриотизма в семье. Важную миссию воспитания и дальнейшего развития чувства патриотизма и здоровой гражданской позиции проявляется в школе. На уроках можно рассказывать не только о подвигах военных, примером героизма может стать рассказ об активности простых людей, помогающим спасателям во время взрыва газа в городе Магнитогорске. Заинтересует школьников подвиг их ровесников, спасающих детей из ледяной воды или из пожара.
Но не только общественность и школа принимают участие в процессе воспитания патриотизма юных граждан России. Особый вклад вносят государственные программы патриотического воспитания. Современное российское образование, направленное на преобразования, как глобального масштаба, так и личного отношения к событиям прошлого и настоящего, реализует проекты и программы формирования патриота. Ссылаясь на мнение ряда авторов, изучающих процесс воспитания патриотизма у школьников, отметим заключение профессора Л.К. Фортовой, утверждающей, что «современное развитие общества выдвигает новые задачи перед педагогикой, в частности перед теорией воспитания»При этом процесс осознания предназначения для укрепления величия своей страны, сохраняя историческое прошлое, не всегда соответствует современным идеалам. Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, реализация ее на конкретных примерах необходимы для полного возрождения России. В канун грядущего 75-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. важно объединить поколения одного народа с разрозненными на факты истории. Значительным примером гражданственности может быть участие в волонтерском движении в проекте «Волонтеры Победы», где каждый может внести свой вклад в сохранение подвигов советских воинов. На сегодняшний день тема патриотизма очень актуальна. Не только выступления высших лиц государства, доклады общественных деятелей, статьи историков поднимают проблему патриотического воспитания, так же школа нацелена на реализацию государственной концепции воспитания патриотов своей страны. На сегодняшний день одной из приоритетных государственных направлений, осуществляемых школой, является воспитание высоконравственной, патриотичной личности. Задачей современной школы является сформировать у школьников готовность внести личный вклад в процветание общества.
Характеристика источников и литературы:
Цели и задачи современного образования воспитания патриотизма сформулированы в ФГОС нового поколения . Уроки истории играют в процессе воспитания патриотизма личности, ключевую роль. Задача учителя истории способствовать воспитать патриотизм у учеников с помощью своего предмета. При этом учитель должен направлять учеников, вооружать их инструментарием оценки тех или иных событий, в нравственном плане должен апеллировать к лучшим качествам в человеке, опираясь на исторический материал.
Сущность понятия «патриотизм» было изучено в словарях, пособиях советской педагогики и современных пособиях, отражающих значимость патриотического отношения к Родине для современного общества, в частности молодежи .
Изучение процесса патриотического воспитания рассматривались в научных психолого-педагогических работах и социальных исследованиях.
Фундаментальные труды отечественных педагогов-классиков: В.Л. Сухомлинского, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского позволили сформировать утверждение об актуальности патриотического воспитания в российских школах. Ряд психолого-педагогических исследований подтверждает, что школьный возраст является положительным для формирования патриотических чувств. Процесс воспитания патриотизма от младшего школьного возраста к старшему, должен быть непрерывным. Особенности развития и становления личности в подростковом возрасте представлены в работах: И.Ф. Харламова, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, И.В. Шаповаленко .
Сложности при обучении и кризисные этапы подросткового возраста представлены в исследовании Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, Р.Н. Немова .
Современные возможности по устранению отрицательных тенденций, связанных с потерей патриотических ценностей в современном обществе, демонстрирует Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016-2020 годы. Данная программа определяет основные линии формирования концепции патриотического воспитания граждан РФ, включают основы патриотического воспитания и направления воспитания патриотизма.
В нормативно-правовых источниках: «Конституция РФ»,Закон РФ «Об образовании»,Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России отдельное внимание обращено на становление и воспитание личности, обладающей чертами гражданина - патриота Родины, умеющего небезуспешно реализовывать гражданские обязанности в мирное и военное время.
О важности включения в образовательную программу говорят не только нормативно-правовые документы, личная заинтересованность главы государства тому подтверждение: обращение к Федеральному собранию РФ,
многочисленные интервью тому доказательство .
Из исследований Е.Е. Вяземского, О.В. Воробьевой, А.В. Елисова и других по применению методов патриотического воспитания на уроках истории, при реализации практической части были использован передовой опыт организации и конструирования урока истории, включавшего в содержание патриотическую направленность.
Особый вклад в формирование патриотических чувств школьников вносят музейные уроки. Практически при каждой школе есть свой музей. Во время внедрения практической части использованы исследования В.В. Титова, В.А. Кобылянского, В.А. Березиной .
Рассмотрены работы таких авторов, как К.А. Воробьева, Ю.Ж. Азарова,
-5
Ю.К. Бахтина по патриотическому воспитанию, как основе формирования нравственно здоровой личности.
Социально-политические изменения международного значения, начиная с международного кризиса в 2014 году, событий в Украине и Сирии (Т.Г. Петрова, А.В. Постникова, М.Ю. Давыдова) отражены в актуальности изучения истоков предшествующих событий, находя связь при воспитании патриотизма у школьников во время учебного процесса.
Объект и предмет:
Объект исследования: воспитание патриотических чувств школьников.
Предмет исследования: методы и приемы воспитания патриотических чувств на уроках истории.
Цель и задачи исследования:
Цель исследования: изучить особенности воспитания чувства
патриотизма средствами учебного предмета «История».
Задачи исследования:
1. охарактеризовать особенности школьного возраста и условия воспитания чувства патриотизма;
2. проанализировать разнообразие средств на уроках истории при воспитании чувства патриотизма у детей;
3. оценить уровень воспитания патриотизма у школьников на уроках истории;
4. разработать и апробировать опытно-экспериментальную работу по воспитанию патриотизма на уроках истории.
Гипотеза исследования:
Гипотеза исследования: воспитание чувства патриотизма средствами учебного предмета «История» будет эффективнее, если:
- учитывая возрастные характеристики школьников подобрать методики, позволяющие повысить интерес к уроку истории, как условие развития патриотизма;
- организовать интерес к самостоятельному получению знаний по истории, связанных с изучением исторических фактов патриотического содержания;
- реализовать приемы и методы опытно-экспериментальной работы по патриотическому воспитанию на уроках истории;
- использовать на уроках краеведческий материал, события и факты, связанные региональным компонентом.
База исследования:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1-Центр национального образования» Елабужского
муниципального района Республики Татарстан (далее Гимназия №1).
Методология исследования:
- принцип активности, сознательности и прочности усвоения материала характеризуется пониманием изученного нового знания, умением применять эти знания;
- принцип доступности, требующий, того чтобы обучение строилось на основе учета возрастных возможностей учащихся. С помощью этого принципа регулируется уровень сложности учебного материала, определяется выбор методологических подходов его изложения на уроке, правильная дозировка учебных заданий. Упрощенное содержание обучения снижает развивающие и воспитательные возможности.
Методы исследования:
- аналитические: обзор психолого-педагогической и методической
литературы, учебной документации, используемых учителями истории;
- диагностирующие: анкетирование 6-классников на определение уровня патриотизма в начале эксперимента (методика Д.В. Григорьева) , определение заинтересованности в занятиях истории на основе анализа участия во всероссийской олимпиаде по истории (школьный этап) . Во время контрольного этапа диагностика направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.) на получение знаний по истории, нализ качества знаний при помощи тестирования по истории;
- формирующие: во время формирующего этапа внедрение опытно-экспериментальной работы по развития патриотизма и реализации урока по истории в экспериментальном классе.
Этапы:
- на первоначальном этапе изучались теоретические аспекты воспитания патриотизма, рассматривались научные подходы к проблеме воспитания патриотизма на уроках истории;
- на втором этапе был изучен уровень воспитания патриотизма школьников 6-го класса; определено их отношение к понятию «патриот»; выявлен их уровень подготовки к урокам истории патриотического содержания; а так же заинтересованность к самостоятельному изучению вопросов истории патриотического содержания;
- на третьем этапе предложены рекомендации по эффективности воспитания патриотизма школьников 6-го класса, обобщались полученные результаты и сделаны выводы.
Теоретическая и практическая значимость:
Воспитание патриотизма является неразрывным процессом в результате взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения, так как единство целей и задач педагогического коллектива должно совпадать с взглядами родителей учеников. На основе анализа государственных документов, психолого-педагогической, специальной, научно-методической литературы и практики предложенные методические рекомендации, которые позволять повысить эффективность воспитания патриотизма на уроках истории.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список
использованной литературы, приложения.
Нынешним и будущим поколениям XXI века необходимо возвращение к истокам, почитанию героев своей страны, сохранение самобытности и уникальности своего государства. Патриотизм - это не просто любовь к Родине. Понятие подразумевает не только чувство гордости за страну, но и готовность быть с ней в трудную минуту. Такую готовность человек приобретает на протяжении всей жизни и началом старта является привитие ценностей патриотизма в семье. Важную миссию воспитания и дальнейшего развития чувства патриотизма и здоровой гражданской позиции проявляется в школе. На уроках можно рассказывать не только о подвигах военных, примером героизма может стать рассказ об активности простых людей, помогающим спасателям во время взрыва газа в городе Магнитогорске. Заинтересует школьников подвиг их ровесников, спасающих детей из ледяной воды или из пожара.
Но не только общественность и школа принимают участие в процессе воспитания патриотизма юных граждан России. Особый вклад вносят государственные программы патриотического воспитания. Современное российское образование, направленное на преобразования, как глобального масштаба, так и личного отношения к событиям прошлого и настоящего, реализует проекты и программы формирования патриота. Ссылаясь на мнение ряда авторов, изучающих процесс воспитания патриотизма у школьников, отметим заключение профессора Л.К. Фортовой, утверждающей, что «современное развитие общества выдвигает новые задачи перед педагогикой, в частности перед теорией воспитания»При этом процесс осознания предназначения для укрепления величия своей страны, сохраняя историческое прошлое, не всегда соответствует современным идеалам. Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, реализация ее на конкретных примерах необходимы для полного возрождения России. В канун грядущего 75-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. важно объединить поколения одного народа с разрозненными на факты истории. Значительным примером гражданственности может быть участие в волонтерском движении в проекте «Волонтеры Победы», где каждый может внести свой вклад в сохранение подвигов советских воинов. На сегодняшний день тема патриотизма очень актуальна. Не только выступления высших лиц государства, доклады общественных деятелей, статьи историков поднимают проблему патриотического воспитания, так же школа нацелена на реализацию государственной концепции воспитания патриотов своей страны. На сегодняшний день одной из приоритетных государственных направлений, осуществляемых школой, является воспитание высоконравственной, патриотичной личности. Задачей современной школы является сформировать у школьников готовность внести личный вклад в процветание общества.
Характеристика источников и литературы:
Цели и задачи современного образования воспитания патриотизма сформулированы в ФГОС нового поколения . Уроки истории играют в процессе воспитания патриотизма личности, ключевую роль. Задача учителя истории способствовать воспитать патриотизм у учеников с помощью своего предмета. При этом учитель должен направлять учеников, вооружать их инструментарием оценки тех или иных событий, в нравственном плане должен апеллировать к лучшим качествам в человеке, опираясь на исторический материал.
Сущность понятия «патриотизм» было изучено в словарях, пособиях советской педагогики и современных пособиях, отражающих значимость патриотического отношения к Родине для современного общества, в частности молодежи .
Изучение процесса патриотического воспитания рассматривались в научных психолого-педагогических работах и социальных исследованиях.
Фундаментальные труды отечественных педагогов-классиков: В.Л. Сухомлинского, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского позволили сформировать утверждение об актуальности патриотического воспитания в российских школах. Ряд психолого-педагогических исследований подтверждает, что школьный возраст является положительным для формирования патриотических чувств. Процесс воспитания патриотизма от младшего школьного возраста к старшему, должен быть непрерывным. Особенности развития и становления личности в подростковом возрасте представлены в работах: И.Ф. Харламова, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, И.В. Шаповаленко .
Сложности при обучении и кризисные этапы подросткового возраста представлены в исследовании Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, Р.Н. Немова .
Современные возможности по устранению отрицательных тенденций, связанных с потерей патриотических ценностей в современном обществе, демонстрирует Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016-2020 годы. Данная программа определяет основные линии формирования концепции патриотического воспитания граждан РФ, включают основы патриотического воспитания и направления воспитания патриотизма.
В нормативно-правовых источниках: «Конституция РФ»,Закон РФ «Об образовании»,Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России отдельное внимание обращено на становление и воспитание личности, обладающей чертами гражданина - патриота Родины, умеющего небезуспешно реализовывать гражданские обязанности в мирное и военное время.
О важности включения в образовательную программу говорят не только нормативно-правовые документы, личная заинтересованность главы государства тому подтверждение: обращение к Федеральному собранию РФ,
многочисленные интервью тому доказательство .
Из исследований Е.Е. Вяземского, О.В. Воробьевой, А.В. Елисова и других по применению методов патриотического воспитания на уроках истории, при реализации практической части были использован передовой опыт организации и конструирования урока истории, включавшего в содержание патриотическую направленность.
Особый вклад в формирование патриотических чувств школьников вносят музейные уроки. Практически при каждой школе есть свой музей. Во время внедрения практической части использованы исследования В.В. Титова, В.А. Кобылянского, В.А. Березиной .
Рассмотрены работы таких авторов, как К.А. Воробьева, Ю.Ж. Азарова,
-5
Ю.К. Бахтина по патриотическому воспитанию, как основе формирования нравственно здоровой личности.
Социально-политические изменения международного значения, начиная с международного кризиса в 2014 году, событий в Украине и Сирии (Т.Г. Петрова, А.В. Постникова, М.Ю. Давыдова) отражены в актуальности изучения истоков предшествующих событий, находя связь при воспитании патриотизма у школьников во время учебного процесса.
Объект и предмет:
Объект исследования: воспитание патриотических чувств школьников.
Предмет исследования: методы и приемы воспитания патриотических чувств на уроках истории.
Цель и задачи исследования:
Цель исследования: изучить особенности воспитания чувства
патриотизма средствами учебного предмета «История».
Задачи исследования:
1. охарактеризовать особенности школьного возраста и условия воспитания чувства патриотизма;
2. проанализировать разнообразие средств на уроках истории при воспитании чувства патриотизма у детей;
3. оценить уровень воспитания патриотизма у школьников на уроках истории;
4. разработать и апробировать опытно-экспериментальную работу по воспитанию патриотизма на уроках истории.
Гипотеза исследования:
Гипотеза исследования: воспитание чувства патриотизма средствами учебного предмета «История» будет эффективнее, если:
- учитывая возрастные характеристики школьников подобрать методики, позволяющие повысить интерес к уроку истории, как условие развития патриотизма;
- организовать интерес к самостоятельному получению знаний по истории, связанных с изучением исторических фактов патриотического содержания;
- реализовать приемы и методы опытно-экспериментальной работы по патриотическому воспитанию на уроках истории;
- использовать на уроках краеведческий материал, события и факты, связанные региональным компонентом.
База исследования:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1-Центр национального образования» Елабужского
муниципального района Республики Татарстан (далее Гимназия №1).
Методология исследования:
- принцип активности, сознательности и прочности усвоения материала характеризуется пониманием изученного нового знания, умением применять эти знания;
- принцип доступности, требующий, того чтобы обучение строилось на основе учета возрастных возможностей учащихся. С помощью этого принципа регулируется уровень сложности учебного материала, определяется выбор методологических подходов его изложения на уроке, правильная дозировка учебных заданий. Упрощенное содержание обучения снижает развивающие и воспитательные возможности.
Методы исследования:
- аналитические: обзор психолого-педагогической и методической
литературы, учебной документации, используемых учителями истории;
- диагностирующие: анкетирование 6-классников на определение уровня патриотизма в начале эксперимента (методика Д.В. Григорьева) , определение заинтересованности в занятиях истории на основе анализа участия во всероссийской олимпиаде по истории (школьный этап) . Во время контрольного этапа диагностика направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.) на получение знаний по истории, нализ качества знаний при помощи тестирования по истории;
- формирующие: во время формирующего этапа внедрение опытно-экспериментальной работы по развития патриотизма и реализации урока по истории в экспериментальном классе.
Этапы:
- на первоначальном этапе изучались теоретические аспекты воспитания патриотизма, рассматривались научные подходы к проблеме воспитания патриотизма на уроках истории;
- на втором этапе был изучен уровень воспитания патриотизма школьников 6-го класса; определено их отношение к понятию «патриот»; выявлен их уровень подготовки к урокам истории патриотического содержания; а так же заинтересованность к самостоятельному изучению вопросов истории патриотического содержания;
- на третьем этапе предложены рекомендации по эффективности воспитания патриотизма школьников 6-го класса, обобщались полученные результаты и сделаны выводы.
Теоретическая и практическая значимость:
Воспитание патриотизма является неразрывным процессом в результате взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения, так как единство целей и задач педагогического коллектива должно совпадать с взглядами родителей учеников. На основе анализа государственных документов, психолого-педагогической, специальной, научно-методической литературы и практики предложенные методические рекомендации, которые позволять повысить эффективность воспитания патриотизма на уроках истории.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список
использованной литературы, приложения.
В процессе исследования были определены проблемы воспитания патриотизма. Искажение понятия «патриотизм» несет негативный фактор, мешающий педагогам и воспитателям формировать положительное отношение к историческим событиям прошлого страны.
Исследования последних лет и анализ нормативно-правовой базы РФ по развитию патриотизма у детей и молодежи говорит о динамичном развитии данного направления в России на сегодняшний момент.
В ходе исследования теоретического материала определена важная миссия школьного образования при формировании и дальнейшего развития чувства патриотизма и здоровой гражданской позиции, проявляющейся в школе. Изученные положения ФГОС нового поколения определили готовность общеобразовательных учреждений предоставлению детям условий по формированию знаний преумножать и реализовать себя на благо страны. Определена значимость уроков истории, играющих в процессе формирования личности как патриота, как гражданина своей страны, ключевую роль. Отмечен вклад учителя истории по формированию нравственных качеств с помощью своего предмета, мотивируя учеников при получении исторических знаний к проявлению патриотических чувств.
Базой нашего исследования являлось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1-Центр национального образования» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
В ходе подготовки реализации опытно-экспериментальной работы по реализации патриотического воспитания средствами учебного предмета «история» определено, что патриотическое воспитание в учреждении происходит в соответствии с реализацией программ образования во время занятий в объединениях и мероприятиях различного уровня. Дети участвуют в научно-исследовательских мероприятиях, демонстрируя при этом хорошие результаты, однако задействованность учеников 6-х классов не высокая. По
результатам анкетирования «Гражданственность и патриотизм», мы выявили, что уровень сформированности гражданственности и патриотизма у учеников 6-х классов находится на среднем уровне.
С целью повысить уровень патриотизма и усилить эффективность уже отлаженной работы по патриотическому воспитанию в Гимназии №1 с учениками экспериментального класса реализована опытно - экспериментальная работа по патриотическому воспитанию. Из числа учеников экспериментального класса часть являются участниками кружковой деятельности в музее Гимназии №1, погружаясь в процесс формирования патриотизма при личном участии. На своем личном примере они показали своим одноклассникам причастность к сохранению традиций Гимназии №1,тем самым привлекли к совместным действиям в пополнении фондов музея.
Использовав тот факт, что формирование патриотических чувств является одной из важных функций школьного предмета «История», был проведен урок на тему «Древнейшие народы на территории России», во время, которого ученики не только изучили исторические факты и расширили исторические знания о традициях, подвигах, культуре народов населявших территорию России в изучаемое время, они воплотили связь с действительностью, определив свою принадлежность к тому или иному народу.
Во время внеклассного мероприятия была проведена работа по усилению влияния государственной символики РФ на сознание патриотизма у школьников. Так же встреча с представителем старшего поколения, очевидца военных событий способствовала укреплению чувства долга перед Родиной.
Во время контрольного этапа со школьниками экспериментального и контрольных классов была реализована методика диагностики направленности учебной мотивации, целью которой было выявление эффективности проведенных мероприятий по развитию патриотизма.
Результаты проведенного исследования говорят о том, что большинство учеников экспериментального класса испытывают внутреннюю мотивацию при посещении уроков истории, что демонстрирует их личную заинтересованность в получении знаний. Они понимают свою причастность и вклад своей семьи, своего народа к историческим событиям. При учете возрастных особенностей учителю истории удалось достигнуть организации интереса к самостоятельному получению знаний по истории, связанных с изучением исторических фактов патриотического содержания. В свою очередь ученики контрольного класса имеют показатель личной заинтересованности в два раза ниже, тем самым демонстрируя только внешний стимул посещения уроков истории.
Так же было проведено тестирование, результаты которого демонстрируют эффективность реализованной опытно-экспериментальной работы патриотического воспитания в экспериментальном классе. Результат «Отлично» в данном классе имеют почти половина учеников, что в два раза выше, чем в контрольном классе.
И так, в ходе экспериментальной части была доказана гипотеза исследования, заключающаяся в применении средств учебного предмета «история» для развития чувства патриотизма. Таким образом, дальнейшее развитие патриотического воспитания учеников Гимназии №1 является важнейшей задачей современной системы образования. Настоящая работа - попытка обратить внимание на проблему, связанную с нравственным воспитанием личности. Уроки истории могут стать стержневыми в сфере нравственного воспитания человека. Уроки истории должны включать инновационное педагогические технологии, образующие ключевую роль в складывании системы ценностей у учеников.
Исследования последних лет и анализ нормативно-правовой базы РФ по развитию патриотизма у детей и молодежи говорит о динамичном развитии данного направления в России на сегодняшний момент.
В ходе исследования теоретического материала определена важная миссия школьного образования при формировании и дальнейшего развития чувства патриотизма и здоровой гражданской позиции, проявляющейся в школе. Изученные положения ФГОС нового поколения определили готовность общеобразовательных учреждений предоставлению детям условий по формированию знаний преумножать и реализовать себя на благо страны. Определена значимость уроков истории, играющих в процессе формирования личности как патриота, как гражданина своей страны, ключевую роль. Отмечен вклад учителя истории по формированию нравственных качеств с помощью своего предмета, мотивируя учеников при получении исторических знаний к проявлению патриотических чувств.
Базой нашего исследования являлось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1-Центр национального образования» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
В ходе подготовки реализации опытно-экспериментальной работы по реализации патриотического воспитания средствами учебного предмета «история» определено, что патриотическое воспитание в учреждении происходит в соответствии с реализацией программ образования во время занятий в объединениях и мероприятиях различного уровня. Дети участвуют в научно-исследовательских мероприятиях, демонстрируя при этом хорошие результаты, однако задействованность учеников 6-х классов не высокая. По
результатам анкетирования «Гражданственность и патриотизм», мы выявили, что уровень сформированности гражданственности и патриотизма у учеников 6-х классов находится на среднем уровне.
С целью повысить уровень патриотизма и усилить эффективность уже отлаженной работы по патриотическому воспитанию в Гимназии №1 с учениками экспериментального класса реализована опытно - экспериментальная работа по патриотическому воспитанию. Из числа учеников экспериментального класса часть являются участниками кружковой деятельности в музее Гимназии №1, погружаясь в процесс формирования патриотизма при личном участии. На своем личном примере они показали своим одноклассникам причастность к сохранению традиций Гимназии №1,тем самым привлекли к совместным действиям в пополнении фондов музея.
Использовав тот факт, что формирование патриотических чувств является одной из важных функций школьного предмета «История», был проведен урок на тему «Древнейшие народы на территории России», во время, которого ученики не только изучили исторические факты и расширили исторические знания о традициях, подвигах, культуре народов населявших территорию России в изучаемое время, они воплотили связь с действительностью, определив свою принадлежность к тому или иному народу.
Во время внеклассного мероприятия была проведена работа по усилению влияния государственной символики РФ на сознание патриотизма у школьников. Так же встреча с представителем старшего поколения, очевидца военных событий способствовала укреплению чувства долга перед Родиной.
Во время контрольного этапа со школьниками экспериментального и контрольных классов была реализована методика диагностики направленности учебной мотивации, целью которой было выявление эффективности проведенных мероприятий по развитию патриотизма.
Результаты проведенного исследования говорят о том, что большинство учеников экспериментального класса испытывают внутреннюю мотивацию при посещении уроков истории, что демонстрирует их личную заинтересованность в получении знаний. Они понимают свою причастность и вклад своей семьи, своего народа к историческим событиям. При учете возрастных особенностей учителю истории удалось достигнуть организации интереса к самостоятельному получению знаний по истории, связанных с изучением исторических фактов патриотического содержания. В свою очередь ученики контрольного класса имеют показатель личной заинтересованности в два раза ниже, тем самым демонстрируя только внешний стимул посещения уроков истории.
Так же было проведено тестирование, результаты которого демонстрируют эффективность реализованной опытно-экспериментальной работы патриотического воспитания в экспериментальном классе. Результат «Отлично» в данном классе имеют почти половина учеников, что в два раза выше, чем в контрольном классе.
И так, в ходе экспериментальной части была доказана гипотеза исследования, заключающаяся в применении средств учебного предмета «история» для развития чувства патриотизма. Таким образом, дальнейшее развитие патриотического воспитания учеников Гимназии №1 является важнейшей задачей современной системы образования. Настоящая работа - попытка обратить внимание на проблему, связанную с нравственным воспитанием личности. Уроки истории могут стать стержневыми в сфере нравственного воспитания человека. Уроки истории должны включать инновационное педагогические технологии, образующие ключевую роль в складывании системы ценностей у учеников.
Подобные работы
- ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЛГОРОДЧИНЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
БЕЛГОРОДЧИНЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(НА КРАЕВЕДЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ БЕЛГОРОДЧИНЫ)
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



