Введение 3
Глава I. Принципы функционирования спортивного дискурса в профильной прессе 5
1.1 Теоретические основы изучения дискурса 5
1.2 Специфические черты спортивного дискурса 10
1.2.1 Выводы по главе №1 18
Глава II. Подходы к феномену языка и определения места вежливости в нем в современной лингвистике 19
2.1 Подходы феномену языка в современной лингвистике 19
2.2 Коммуникативное смягчение в парадигме вежливости 26
2.3 Основные особенности спортивного репортажа 29
2.2.1 Выводы по главе №2 36
Глава III. Основные стратегии митигации, применяемые в спортивном дискурсе 38
3.1 Выводы по главе №3 49
Заключение 51
Список литературы 53
Ни для кого не секрет, что в современных условиях спорт пользуется огромной популярностью в нашей стране. Спортивные соревнования являются своего рода спектаклями, пользующееся большим интересом у публики.
При этом нельзя не отметить тот очевидный факт, что учитывая высокую конфликтность самого спорта и спортивной среды в целом, современному спортивному журналисту практически нельзя обойтись без употребления митигации (коммуникативного смягчения) в своих материалах, поскольку феномен коммуникативного смягчение позволяет увязывать противоположные и очень часто несовместимые между собой точки зрения и идеологические установки.
Предметом исследования является феномен коммуникативного смягчения в спортивных дискуссионных практиках.
Задачи исследования состоят в следующем доказать принципиальную легитимность коммуникативного смягчения в спортивном дискурсе, определить принципы функционирования феномена коммуникативного смягчения в современной английской и немецкой спортивной прессе. Вывести закономерности его употребления, определить круг выполняемых им задач. Установить причины по которым спортивные журналисты используют коммуникативное смягчение в своих материалах.
Целью исследования является изучение функционирования феномена коммуникативного смягчения в спортивных дискуссионных практиках, а также анализ стратегий, используемых для целей коммуникативного смягчения в британской и немецкой спортивной прессе.
Новизна исследования заключается в беспрецедентной популярности спорта в нашей стране после проведения большого количества спортивных соревнований, а также в относительно малом количестве работ, посвященных функционированию коммуникативного смягчения в спортивно - дискуссионных практиках.
Актуальность исследования определяется высокой популярностью спорта в мире в целом и в российском обществе в частности вызванная прежде всего проведением крупных спортивных соревнования (Олимпиада, Универсиада на территории Российской федерации).
Объектом исследования послужила подборка печатных спортивных репортажей объемом 200 единиц из авторитетных немецких и британских газет «The Times, Die Welt и Der Spiegel».
Практическая ценность работы заключается в возможности применения материалов нашего исследования при составлении курсов по изучению коммуникативного смягчения и теории дискурса.
Апробация исследования осуществлялась посредством участия в студенческой научной конференции Казанского (Приволжского) федерального университета 2019 года.
Основными методами исследования являются сравнительный анализ и метод общей выборки.
Данная работа состоит из Введения, трех глав, заключения, списка литературы.
В данной работе перед нами была поставлена задача проанализировать митигативные стратегии в спортивном дискурсе и доказать легитимность митигации в спортивном дискурсе в целом.
В процессе исследования мы пришли к выводу о том, что коммуникативное смягчение вполне легитимно в спортивном дискурсе и играет в нем значительную роль, его применение в спортивном дискурсе зависит от ряда экстралингвистических факторов (коммуникативная ситуация, уровень газеты, предполагаемая аудитория и др.). Но в целом применение коммуникативного смягчения обуславливается моральным долгом журналиста перед своими читателями и является показателем его профессиональной коммуникативной компетенции.
В первой главе нами проведен обзор существующих научных работ по лингвистике дискурса, установлена важность антропоцентрического подхода в современной лингвистике и сделан вывод о полном сращивании спортивного дискурса с медиальным ввиду отсутствия какой либо сферы его применение вне медиального дискурса.
Во второй главе нами произведен обзор подходов к феномену языка в современной лингвистике, установлена его прагматическая природа, определена его связь с культурой в целом и теорией лингвистической вежливости в частности, исследован феномен вежливости и рассмотрена его роль и значение в коммуникации.
В третьей главе на практических примерах нами проведен разбор различных стратегий коммуникативного смягчения и установлено, что в спортивном дискурсе представлено дейктическое коммуникативное смягчение, реализуемое заменой как терма, так и деривата .
1) Григорьева, Н.А. Стратегии вежливости в речевой коммуникации представителей британской, американской и австралийской лингвокультур: на материале речевого акта просьбы : дис. ... канд. филол. наук. - М., 2009. - 233 с.
2) Зильберт Б.А., Спортивный дискурс: базовые понятия и
категории: исследовательские задачи / Зильберт Б. А., Зильберт А.Б. // Язык, сознание, коммуникация / отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. - М.: МАКС Пресс, 2001. - Вып. 17. - С. 45-55.
3) Зильберт А. Б., Спортивный дискурс: точки пересечения с другими дискурсами (проблемы интертекстуальности) // Язык, сознание, коммуникация / отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. - М.: МАКС Пресс, 2012. - Вып. 19. - С. 103-112
4) Карасик В.И., Моногафия. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.
5) Ларина Т.В., Категория вежливости в аспекте межкультурной коммуникации (на материале английской и русской лингвокультур): дис. ... докт. филол. наук. - М., 2003. - 495 с.
6) Малышева Е.Г., Русский спортивный дискурс: лингвокогнитвное исследование. Монография, 2-ое изд. - М: Флинта, 2011. - 370 с.
7) Махарадзе К.И., Репортаж без микрофона. - Санкт- Петербург Издательство Олма-спорт, 2001. - 339 с.
8) Н.М. Анроникина., Понятие “дискурс” в междисциплинарных исследованиях и его содержание в методике преподавания иностранных языков // Мир науки, культуры образования. - 2008. - №3(10). - С. 87-91.
9) Рабинер И.Я Как убивали “Спартак” Сенсационные подробности падения великого клуба. - Москва Издательский дом “Секрет Фирмы”, 2006 - 464 с.
10) Ребрушкина Л.А Текст спортивной аналитической статьи в дискурсе спортивных СМИ . Огарев-online Саранск 2014 Вып.8 (22) 2014
С. 20-28
11 Старостин.А.П Большой футбол, Издательство “Молодая гвардия” Москва 1957- 464 C.
12) Снятков К.В. Телевизионный спортивный дискурс: аспекты коммуникативно-прагматического анализа // Известия Челябинского государственного педагогического ун-та имени А.И Герцена. - №37. Т.
14. -2007. - С. 189-194.
13) Снятков К.В. Коммуникативно-прагматические характеристики телевизионного спортивного дискурса: дисс. ... канд. филол. н. - Череповец, 2008. - 245 с.
14) Тахтарова С.С Категория коммуникативного смягчения Дисс. док. филол наук. Волгоград 2010
15) Шарафутдинова С.В. Спортивная аналитическая статья как жанр дискурса СМИ Вестник Челябинского государственного университета. 2009. No 34 (172). Филология. Искусствоведение. Вып. 36.
С. 141-144
16) Andrews P. Online journalism: a practical guide. Sage publications London. 2005 -187p.
17) Brown P., Levinson St. Politeness. Some Universals in Language Usage. - Cambridge: Cambridge University Press, 1987. - 345 p
18) Berry D. Journalism, ethics and society. Ashgate . e book , Farnham England2008 164 p.
19) Goffman E. Interaction ritual : essays on face-to-face behavior / by Erving Goffman. - Garden City : Doubleday, 1967. - 270 p.
20) Horky T., Nieland J.U. International sports press survey, 2013. Sports & communication. Vol.5.books on demand Nordestadt Deuschland - 278 p.
21) Lakoff R. The logic of politeness, or, minding your p's and q's // Papers from the Ninth Regional Meeting of the Chicago Linguistics Society. - Chicago, 1973.-P. 292-305.
22) Leech G.N. Principles of pragmatics. - L.; NY.: Longman, 1983. -
250 p.
23) Melvin J Lasky. The Language of Journalism: Newspaper culture. Volume 1. Transaction Publishers. New Jercy- 478 p.
24) Reinardy S., Wanta.W. The Essentials of Sports Reporting and Writing. Second Edition. Published by Routledge . London 2015. - 421 p.
25) Raymond B. Sports Journalism: Context and Issues. - Pine Forge Press, 2006. San Francisco - 208 p.
26) Stofer K.T, Schaffer J.R, Rosenthal B.A. Sports Journalism: An Introduction to Reporting and Writing. - Rowman & Littlefield Publishers, 2009. - 278 p.
27) Hall J. Online journalism: a critical approach Pluto Press .London. 2001.-271 p.
28) Steen R. Online journalism. A multimedia primer Routledge NY 2008 - 221 p.
29) Meyers C. Journalism Ethics: A philosophical approach. Oxford university press . Oxford. 2010 - 392 p.