Следы транспортных средств и их криминалистическое исследование (Технико-криминалистическое обеспечение правоприменительной деятельности, Восточно-Сибирский Институт МВД)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛЕДОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 5
§ 1. Следы транспортных средств как объект криминалистического исследования и их значение 5
§ 2. Классификация следов транспортных средств и их признаки 12
ГЛАВА 2. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЛЕДОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 19
§ 1. Виды экспертиз, производимых при исследовании следов транспортных средств 19
§ 2. Технико-криминалистические средства исследования следов транспорта 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что следы транспортных средств представляют собой один из наиболее важных и достаточно часто встречающихся на практике видов объектов криминалистического исследования.
Необходимость исследовать такие следы может возникнуть в различных ситуациях – при расследовании хищений и угонов транспортных средств, преступлений иной направленности, совершенных с использованием транспорта, дорожно-транспортных преступлений. Иными словами, следы транспортных средств могут выступать источником криминалистически значимой информации при расследовании преступлений самых различных видов - от убийства до незаконной рубки лесных насаждений.
Применительно ко всем таким преступлениям обнаружение, изъятие и исследование следов транспортных средств, если таковые явились предметом преступления или его орудием (способом совершения), выступает важнейшей задачей следователя и экспертов, от эффективности которой во многом зависит качественное расследование уголовного дела и установление всех криминалистически значимых обстоятельств.
Целью исследования выступает комплексный анализ следов транспортных средств как объекта криминалистического исследования.
Задачи работы:
определить следы транспортных средств как объект криминалистического исследования и их значение;
провести классификацию следов транспортных средств и их признаки;
охарактеризовать виды экспертиз, производимых при исследовании следов транспортных средств;
изучить технико-криминалистические средства исследования следов транспорта.
Объектом исследования выступает теоретическая доктрина криминалистической науки и практика криминалистической техники.
Предмет исследования – следы транспортных средств и их криминалистическое исследование.
Методологию работы составляют такие методы, как анализ, синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование.
В рамках исследования обобщены данные практической деятельности правоохранительных органов России, которые позволили более глубоко решить поставленные задачи.
Структурно исследование состоит из введения, двух глав, включающих в себя в общей сложности четыре параграфов, заключения и списка использованной литературы.
1) Под следами транспортных средств следует понимать материально фиксированные отображения отдельных частей транспорта на грунте или дорожном покрытии, на других транспортных средствах, одежде и теле потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии и других объектах. К следам транспортных средств относятся также части, отделившиеся от целого в результате разрушения транспортного средства и других объектов, пятна смазочных и горючих веществ, крови, частицы грунта, краски на объектах ДТП. Криминалистическое исследование следов транспортных средств может содействовать в установлении типа, вида и марки транспортного средства, которым, например, пользовались преступники, установить механизм произошедшего события, а так же идентифицировать транспортное средство по его следам.
2) В криминалистической практике чаще всего встречаются следы наземных безрельсовых транспортных средств, которые могут быть классифицированы на следы, отображающие внешнее строение отдельных частей, деталей транспортного средства на других объектах, отделившиеся детали и части (следы-предметы) от транспортного средства (осколки фар, ветрового стекла; отвалившийся бампер), вещества, отделившиеся от транспортного средства (пятна масла, охлаждающей жидкости, частицы сыпучего груза из кузова), а так же сопутствующие следы (хотя зачастую криминалистическое исследование последних носит совершенно иной характер).
3) В криминалистической практике следы транспортных средств чаще всего исследуются в рамках трасологической судебной экспертизы, которая позволяет определить основные характеристики транспортного средства и идентифицировать его, соотнести обнаруженные на месте происшествия детали и части с целым транспортным средством, определить механизм образования следов, т.е., по сути, механизм произошедшего события и т.д. Так же следы транспортного средства играют важную роль при производстве автотехнической судебной экспертизы. Кроме того, при определенных обстоятельствах может потребоваться проведение физико-химической, дактилоскопической и биологической судебных экспертиз.
4) Современная наука разработала множество средств (устройств), которые, даже будучи по своему целевому предназначению связанными с иными отраслями познаний (например, 3D-сканеры пространства разработаны в первую очередь для строительства и геодезии), могут быть использованы для исследования следов транспортных средств. При этом здесь с сожалением приходится отметить, что Россия не находится среди лидеров в сфере разработки и производства таких средств.