Также есть кейс.
Введение 3
1. Позитивистская теория 5
2. Натуралистическая теория 7
3. Марксистская теория 9
4. Структурный функционализм 12
Заключение 15
Список использованных источников 16
Кейс 2.
Ситуация №4
Игорь Петров во время обучения в университете женился на Гунаре Самитовой. Родители Гульнары были против этого брака. Они считали, что их дочь должна быть женой только мужчины той же культуры и вероисповедания. Через несколько месяцев их брак распался.
Ситуация рассматривается на основе материалов «Социально-этническая структура общества».
Как должен был решиться вопрос о сохранении брака, какие базовые моменты и отношения можно применить для счастливой семейной жизни.
По решению администрации района вблизи города Светогорск отведено место для захоронения ядовитых бытовых отходов. Администрация района об этом не объявляла, но при отведении земельного участка получил большую сумму, которую планировала потратить на строительство новой школы и открытого спортивного комплекса для населения. Из сообщений газет и сюжетов по телевидению горожане узнали о том, что отходы опасные и через несколько лет могут оказать отрицательное воздействие на экологическую среду города (испарение ядовитых веществ попадают в воздух, по средствам осадков загрязняется вода и так далее).
Опишите ситуацию, как эта история может повлиять на общественные социальные отношения. Ведь, школа и спортивный комплекс необходимы району. Возможны ли конфликтные ситуации, как, по-вашему, можно было решить ситуацию (революции, пикеты, мирные демонстрации, другие формы и виды протеста)
Социологическая наука, невзирая на относительно молодой возраст, представляет сложно организованную область научного знания, включающую три уровня:
1. общую социологическую теорию (или общую социологию);
2. частные социологические теории (или же теории среднего уровня);
3. конкретные (эмпирические) социологические исследования.
Общая социологическая теория ориентирована на выяснение общих закономерностей функционирования и развития общества. На этом уровне осуществляется анализ основных понятий, категорий, законов социологии.
Частные социологические теории занимают промежуточную позицию между конкретными социологическими исследованиями и фундаментальными теориями. Термин «теории среднего уровня» введен в науку американским социологом Робертом Мертоном [7]. Такие теории занимаются исследованием отдельных областей социальной жизни.
Конкретные (или же эмпирические) социологические исследования обобщают и определяют социальные факты с помощью регистрации каких-то свершившихся событий. Системы фактов, полученные в результате конкретно-социологических исследований, составляют эмпирическую базу социологического знания.
Общесоциологические теории призваны дать описание, объяснение развития общества в целом, вскрыть основные тенденции развития социальных отношений как целостной системы. Общесоциологические теории касаются сущностных моментов развития общества, исторического процесса в целом. На уровне общесоциологических теорий делаются выводы и обобщения о наиболее глубоких причинах функционирования, зарождения социальных явлений, движущих силах развития общества. Например, теория общественно-экономических формаций К. Маркса, теория социального действия, обоснованная М. Вебером, теория социальной мобильности, предложенная П. Сорокиным, концепции, созданные Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом, Г. Зиммелем, Т. Парсонсом, А. Щюцем, Д. Мидом, Д. Хомансом и другими [11].
К основным теоретическим подходам в социологии, граничащим с социально-философскими парадигмами, можно отнести:
1. Позитивистскую теорию, представленную в работах О. Конта, Э. Дюркгейма, Дж. Ст. Милля и других.
2. Натуралистическую теорию, представленную в основном в трудах Г. Спенсера.
3. Марксистскую теорию.
4. Структурный функционализм представлен трудами Т. Парсонса и Р. Мертона.
Цель данной работы – изучить основные социологические теории. Поставленная цель обусловила следующие задачи:
рассмотреть социологические теории и работы, в которых они представлены;
исследовать основные идеи социологических теорий;
определить влияние теорий на развитие социологии.
Объект исследования контрольной работы – социологические теории, предмет исследования – идеи основных социологических теорий.
Методологической основой исследования послужили следующие методы: аналитический поиск, с использованием глобальных ресурсов сети Интернет; анализ различных источников литературы по теме исследования; общенаучные методы познания, включающие методы обобщения, описания, принципы и методы системного подхода, что позволило в совокупности обеспечить достоверность и обоснованность выводов.
Постановка и последовательное решение перечисленных задач определяет структуру работы – работа состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованных источников
Развитие социологии связано с рядом масштабных кризисов. В процессе научного познания общественной природы человека и созданных им ассоциаций исследователи сталкивались с множеством проблем, преодоление которых достигалось разными путями, в том числе и совершенствованием теоретико-методологических подходов, которые в настоящее время превратились в более чем дюжину важнейших самостоятельных методологических традиций, или направлений [6]. В работе же представлены только самые основные, бесспорные теории социологии без которых она не могла бы существовать.
1. Позитивистская теория, представленная в работах О. Конта, Э. Дюркгейма, Дж. Ст. Милля и других. Ее центральная идея состоит в необходимости эмпирического изучения общества, чтобы выявлять действующие в нем законы, а в последующем использовать знания о них, чтобы оптимизировать общественную жизнь.
2. Натуралистическая теория, представленная в основном в трудах Г. Спенсера. В ней общество рассматривается по аналогии с природой, а социальные процессы – по аналогии с природными процессами.
3. Марксистская теория. Для нее характерно, что фундаментом общественной жизни является материальное производство. В основе общественного развития закона соответствия уровня развития производительных сил уровню развития производственных отношений. В ходе истории сменяется несколько типов производства: первобытно-общинный, азиатский, античный, феодальный, капиталистический, коммунистический. Общества делятся на бесклассовые (коммунистическое и первобытное) и классовые (капиталистическое, рабовладельческое, феодальное).
4. Структурный функционализм представлен трудами Т. Парсонса, Р. Мертона. Согласно их теориям, общество является устойчивой структурой, в которой каждый элемент выполняет определенную функцию.
1. Василевский Е. Г. Г. Ч. Кэри // Всемирная история экономической мысли: В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. — М.: Мысль, 1988. — Т. II. От Смита и Рикардо до Маркса и Энгельса. — 574 с.
2. Венгеров А. В. Теория государства и права: учеб. пособие для ССУЗов. 2-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2011. – 528с.
3. Кравченко С. А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь: более 10000 единиц/С.А. Кравченко. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004. – 511с.
4. Кон И. С. Позитивизм в социологии. Л., 1964. – 205с.
5. Конт О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении. Пер. с фр. — Изд. 2-е. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. — 80 с.
6. Конт О. Курс положительной философии Cours de Philosophie Positive / О. Конт; ст. Н.И. Карьева; пер. с 5-го фр. изд. под ред., с примеч. и ст. С.В. Савич, С.П. Глазенап и др. – Санкт-Петербург: Посредник, 1900. – Т. 1. Философия математики. – 317с
7. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Рубеж (альманах социальных исследований). 1992. N 2. С. 89-105.
8. Михайлов В. А. Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей / Под ред. В.А. Михайлова. – Ульяновск: УлГТУ, 2004.– 207с.
9. Спенсер, Г. Основания социологии / Г. Спенсер. – Санкт-Петербург: Тип. В. Демакова, 1876. – Т. 1. – 505 с.
10. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 244 с
11. Лавриненко В. Н., Нартов Н. А., Шабанова О. А., Лукашова Г. С. Социология: Учебник для вузов под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 2-еизд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 407с.