Выпускная квалификационная работа.
Объект работы - Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области.
Также есть доклад и презентация к нему.
Введение 3
1. Теоретические основы стандартов антикоррупционного поведения государственных служащих 6
1.1. Организационно-правовые основы формирования и обеспечения антикоррупционного поведения государственных служащих 6
1.2. Особенности стандартов антикоррупционного поведения государственных служащих 19
1.3. Зарубежный опыт применения стандартов антикоррупционного поведения государственных служащих 26
2 Особенности антикоррупционных стандартов в Омскстате 35
2.1 Общая характеристика Омскстат 35
2.2 Анализ существующих антикоррупционных стандартов в Омскстате 38
2.3 Анализ механизма реализации антикоррупционных стандартов в Омскстате 47
3 Рекомендации по совершенствованию реализации антикоруппционных стандартов в Омскстате 57
3.1 Основные мероприятия в рамках совершенствования реализации антикоррупционных стандартов в Омскстате 57
3.2 Оценка эффективности внедрения мероприятий 64
Заключение 68
Список использованных источников 72
Развитие демократического строя привносит в управленческий строй государства позитивные и негативные моменты. И для того чтобы поддерживать эффективность управленческого аппарата, прежде всего нужно уделить внимание самому институту исполнительной власти, как федеральным органам власти государства, так и муниципальным. В связи с этим имеется ряд вопросов, которые требуют пристального внимания со стороны самой исполнительной власти, так и общества в целом. Одним из которых является государственное регулирование антикоррупционной деятельности в Российской Федерации. Данный вопрос является актуальным в связи с тем, что до сих пор вырабатываются механизмы для предотвращения и минимизации данного аспекта в сфере государственной службы.
Известно, что коррупция является одной из проблем не только в области экономики, правовой устойчивости и социального развития конкретной страны, но и угрозой для национальной и международной безопасности в целом. Особенно если она связана с реализацией государственных полномочий, с разрешением вопросов стратегического назначения, в том числе и в международной сфере.
Противодействие коррупции как вид нормативной и правоохранительной деятельности обладает международным статусом. Об этом свидетельствуют принятые международными организациями правовые акты стандартного значения (типового), большая часть которых ратифицирована Российской Федерацией. Правовая и информационная ценность международных антикоррупционных стандартов для государств-участников заключается в формировании единой, всесторонней с учетом межнациональных подходов правильной антикоррупционной внутренней политики. Между тем, российская антикоррупционная политика не во всех аспектах соответствует международным требованиям ее обеспечения.
Все вышесказанное и обеспечивает актуальность темы данного исследования.
На сегодняшний день отмечается проявление огромной заинтересованности социально-гуманитарных наук проблемами антикоррупционной политики в современном российском обществе. Многочисленные опубликованные работы имеют характер общих исследований коррупции и антикоррупционной политики, противодействия коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления.
Исследованиям коррупции уделялось большое внимание в работах таких зарубежных ученых, как Г. фон Арним, Д. Джонстон, Р. Клитгорг, Г. Лейендеккер, И. Ламбсдорф, Л. фон Мизес, Д. Норт, С. Роуз-Аккерман, К.Фридрих, П. Ходгкинсон, Л. Шелли.
В нашей стране этими вопросами занимались такие исследователи, как Е.А. Лазарев, Ю.А. Нисневич, В.Л. Римский, Н.В. Панкевич, В.Б. Пастухов и др.
Основные аспекты антикоррупционной политики были описаны в трудах таких ученых, как В.В. Астанин, А.В. Баранов, И.М. Бусыгина, Л.Е. Бляхер, А.А. Вартумян, Д.В. Васильев, П.Ю. Дробышев, А.В. Конов, И.В. Мирошниченко, Н.А. Пегин, Г.А. Сатаров, М.Г. Филиппов.
Исходя из этого, цель данной работы состоит в совершенствовании стандартов антикоррупционного поведения государственных гражданских служащих на примере Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть теоретические основы стандартов антикоррупционного поведения государственных гражданских служащих;
провести анализ антикоррупционных стандартов и их механизма реализации в Омскстате;
предложить рекомендации по совершенствованию антикоррупционных стандартов.
Объектом данной работы выступает Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области.
Предметом – антикоррупционная политика и антикоррупционные стандарты Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области.
Теоретико-методологической основой исследования послужили Федеральные Законы РФ, Постановления и Указы в сфере антикоррупционной политики, научные труды отечественных ученых по проблемам коррупции и антикоррупционных стандартом.
Информационной базой исследования выступили данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области.
Теоретическая значимость данной работы выражается в возможности использования полученных результатов в практике государственного и муниципального управления.
Практическая значимость результатов работы заключается в возможности применения их в практической деятельности Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области.
В качестве методологической основы реализации цели используются системный подход, методы анализа и синтеза информации, сравнительного анализа.
Подводя итог всей работы, отметим, что основной целью было совершенствование антикоррупционных стандартов в Омскстате. Для достижения этой цели, следовало решить ряд задач.
Первая из них требовала теоретического анализа исследуемого вопроса.
Соответственно, в первой главе диплома было отмечено, что одним из наиболее негативных социальных явлений сегодняшнего дня является коррупция. При этом государственная служба является одной из областей, в которых создаются благоприятные условия для появления и развития коррупции.
Было обращено внимание на то, что в системе административно-правового регулирования по борьбе с коррупцией на государственной гражданской службе особенное место имеют антикоррупционные стереотипы служебного поведения, поставленные специально для государственных гражданских служащих.
В антикоррупционных стандартах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации укрепляются высоконравственные обязанности государственного гражданского служащего.
Если говорить о государственной антикоррупционной политике, то она представляет собою систему мер по борьбе с коррупцией, которые утверждены соответствующим образом и скоординированы в зависимости от целей и времени их реализации, закреплены за исполнителями, обеспечены в экономическом, кадровом и пропагандистском планах.
В рамках данной работы было проведено исследование опыта зарубежных стран в области борьбы с коррупцией и антикоррупционной политикой. Проведенный обзор международного опыта противодействия коррупции позволяет сделать вывод, что для многих стран характерно наличие различных способов борьбы с коррупцией. Одними из наиболее суровых являются законы Китая. Отмечено, что наиболее успешная антикоррупционная политика характерна для Израиля, Сингапура.
Можно сделать вывод о том, что не существует идеальной и универсальной стратегии борьбы с коррупцией. При этом некоторые методы, связанные с внедрением непрерывного мониторинга, использованием полиграфа, созданием единого и самостоятельного правоохранительного органа по борьбе с коррупцией и т. д. могли бы быть достаточно результативными и в Российской Федерации.
Еще одной задачей было проведение анализа антикоррупционных стандартов в Омскстате, который выступает территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Омской области. В первую очередь, было рассмотрено общую характеристику данного территориального органа. Исходя из этого, можно сделать вывод, что данный орган имеет большое количество полномочий, а возглавляет его руководитель, которого назначает непосредственно Федеральная служба государственной статистики. Кроме этого было обращено внимание на финансирование Омскстата, которое осуществляется в рамках Федерального бюджета.
Вопросам противодействия коррупции сегодня уделяют большое внимание, в частности в Омскстате, так как этот орган относиться к системе административно-государственного управления. Был представлен сгруппированный по видам нормативно-правовых документов список. Именно этими документами пользуется в своей работе Омскстат в сфере противодействия коррупции. Так, было отмечено, что среди этих документов Федеральные Законы РФ, Постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ, Распоряжения Правительства РФ, а также Приказы, как Росстата, так и непосредственно Омскстата.
Был проведен анализ нескольких Приказов, в которых детально было рассмотрено основные положения относительно действий, которые имеют отношение к коррупции. В частности, были рассмотрены основные действия сотрудников в случае наступления таких событий и последствия, к которым может привести отказ от соблюдения данных норм Приказа.
Также в работе анализировались основные мероприятия, которые проводятся Омскстатом в рамках противодействия коррупции.
Так, было установлено, что за отчетный период обращений, электронных сообщений, звонков граждан и организаций по фактам проявления коррупции в Омскстате не поступало, что является положительным фактом.
При этом в Омскстате на каждый год устанавливается план определенных мероприятий, которые необходимо провести в сфере противодействия коррупции. Следовательно, в 2017 г. все запланированные мероприятия были проведены. Особое внимание необходимо обратить на факт проведение онлайн-опроса среди граждан Омской области в сети «Интернет», который установил, что жители области оценивают уровень противодействия коррупции в данной органе как «Высокий».
Соответственно, можем прийти к выводу, что руководство Омскстат уделяет достаточно времени и средств в рамках противодействия коррупции, стараясь соблюдать законы РФ.
Однако, несмотря на это, в Омскстате имеются определенные проблемы в области реализации антикоррупционных стандартов, которые связаны, в первую очередь, с их большим перечнем, а также тем, что акты Омскстата отчасти дублируют информацию из стандартов Федерального значения. Следовательно, был сделан вывод, что необходимо предложить рекомендации по совершенствованию данного процесса в Омскстате.
Исходя из этого, в рамках реализации последней задачи, исследуемому государственному учреждению было предложено рассмотреть возможность разработки и внедрения внутреннего документа, который смог бы сократить время, затрачиваемое на реализацию мероприятий антикоррупционной политики. Было определено, что именно должен включать данный документ. Среди его разделов должны находиться, в первую очередь, раздел о целях антикоррупционной политики и основных ее понятиях. Кроме этого было также предложено включить в данный документ разделы, которые содержали бы следующее: круг лиц, подпадающих под действие и определение должностных лиц, занимающихся реализацией антикоррупционной политикой; перечень антикоррупционных стандартов; оценка коррупционных рисков и пр.
При этом раздел относительно оценки рисков является одним из наиболее важных. В этом разделе представлен алгоритм проведения данной оценки в ходе которого предлагается разработка «карты коррупционных рисков Омскстата», представляющей собою сводное описание «критических точек» и возможных коррупционных правонарушений.
Говоря об эффективности внедренного мероприятия было отмечено, что основной эффект от внедрения такого внутреннего документа – это сокращение времени, необходимого на реализацию указанной политики.
Не менее эффективным является возможность проведения дополнительных антикоррупционных мероприятий, которые до этого не возможно было провести по причине нехватки времени.
Отсутствие коррумпированности среди сотрудников Омскстата – это наверное, самый высокий показатель оценки эффективности.
Следовательно, для предотвращения коррумпированности среди своих сотрудников Омскстат должен постоянно проводить антикоррупционные мероприятия в рамках реализации антикоррупционной политики.
Обобщая все вышесказанное, основная цель данной работы достигнута.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 12.04.2018).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации ( ред. от 29.07.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 12.04.2018).
3. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 28.12.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 12.04.2018).
4. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» ( ред. от 21.10.2013). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 12.04.2018).
5. Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» ( ред. от 01.01.2013). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 12.04.2018).
6. Федеральный закон от 03.12.2012 № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» ( ред. от 22.12.2014). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 12.04.2018).
7. Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» ( ред. от 28.01.2016). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 12.04.2018).
8. Федеральный закон от 07.05.2013 № 102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» ( ред. от 22.12.2014). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 12.04.2018).
9. Федеральный закон от 22 декабря 2014 года № 431-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 12.04.2018).
10. Федеральный закон от 30.06.2016 № 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 12.04.2018).
11. Федеральный закон от 03.04.2017 № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 12.04.2018).
12. Федеральный закон от 01.07.2017 № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения в государственной информационной системе в области государственной службы сведений о применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 12.04.2018).
13. Федеральный закон от 28.12.2017 № 423-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования государственных информационных систем на государственной гражданской службе Российской Федерации. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 12.04.2018).
14. Указ Президента РФ от 15 июля 2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» (ред. от 09.09.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 12.04.2018).
15. Указ Президента РФ от 01 апреля 2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 12.04.2018).
16. Авакьян С.А. Противодействие коррупции: конституционно-правовые подходы: коллективная монография (отв. редактор и руководитель авторского коллектива д.ю.н., профессор С.А. Авакьян). - М.: Юстицинформ, 2016. 512 с.
17. Александров О. Оптимизация состава государственной службы / О. Александров // Государственная служба. 2015. №3 (95). С. 63-69.
18. Бельянская А.Б Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Специально для системы ГАРАНТ. 2017.
19. Борисенко К.А. Борьба с коррупцией в уголовно-исполнительной системе: вопросы профилактики и предупреждения / К.А. Борисенко // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. С. 54-56(1).
20. Ботнев В. Гражданско-правовое регулирование противодействия коррупции в бизнесе / В. Ботнев // Государственная служба. 2015. №4 (96). С. 78-85
21. Валькович О.Н. Коррупция как сдерживающий фактор кадрового механизма в системе госслужбы в Российской Федерации / О.Н. Валькович, В.И. Колоколова // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5. С. 61-64.
22. Варфоломеева Н.П. Профессиональные установки государственных и муниципальных служащих как антикоррупционный стандарт / Н.П. Варфоломеева // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 11-1 (122). С. 168-172.
23. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. Люберцы: Юрайт, 2017. 495 c.
24. Воронов В.В. О некоторых вопросах совершенствования системы государственного и муниципального управления в Российской Федерации (под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина). «Юстицинформ». 2015.
25. Воронцов С.А. Об организации антикоррупционного просвещения в Российской Федерации / С.А. Воронцов // Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. № 1. С. 105-111.
26. Воронцов С.А. Основы противодействия коррупции: Учебно-методическое пособие / С.А. Воронцов. Ростов н/Д.: ЮРИУ РАНХиГС, 2016. 256 с.
27. Гусельникова О.Ю. Конфликт интересов на муниципальной службе как объект антикоррупционного контроля / О.Ю. Гусельникова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 7. С. 65-68.
28. Декке Д.А. Практика и проблемы внедрения антикоррупционных стандартов для государственных гражданских служащих на региональном уровне // Молодой ученый. 2015. №23. С. 522-525(3).
29. Желтевская О.В. Новые государственные меры в области противодействия коррупции: антикоррупционная деятельность субъектов РФ по единым общероссийским стандартам / О.В. Желтевская // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2015. № 7-2. С. 215-221.
30. Записная Т.В. Совершенствование российского антикоррупционного законодательства в соответствии с международными стандартами / Т.В. Записная // В сборнике: Россия в современном мире: политико-правовой аспект Материалы II международной научной конференции. 2016. С. 119-123.
31. Ишунин А.Г. Антикоррупционные стандарты служебного поведения государственных гражданских служащих / А.Г. Ишунин // Сборник материалов научно-практической конференции . Составители А.В. Самойлов, М.А. Салихова. 2017. С. 41-47.
32. Костюк О. Н. Антикоррупционные стандарты на государственной службе: становление и перспективы развития. [Электронный ресурс] //URL: html://C:DocumentsandSettings/ ( дата обращения 12.04.2018).
33. Лабцов Т.С. Противодействие коррупции в истории России и стандарты антикоррупционного поведения / Т.С. Лабцов // Основные тенденции государственного и общественного развития России: история и современность. 2017. № 1. С. 122-125.
34. Литвак Б.Г. Государственное управление. Лучшие мировые практики / Б.Г. Литвак. М.: МФПУ Синергия, 2017. 622 c.
35. Масленникова Е.В. Оценка эффективности деятельности гражданского служащего в контексте реализации антикоррупционного стандарта / Е.В. Масленникова // В сборнике: Экономическая безопасность России: вызовы XXI века материалы международной научно-практической конференции. отв. ред. И.А. Сушкова. 2016. С. 202-209.
36. Музафарова Л. Ш. Служба в правоохранительных органах как вид государственной службы / Л.Ш. Музафарова // Молодой ученый. 2016. №1. С. 823-825.
37. Овчинников Д.В. Коррупция – это явление положительное или отрицательное / Д.В. Овчинников // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10. С. 52-56.
38. Официальный сайт Омскстата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://omsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/omsk/ru/about/anticorruption_activities/7436bf8043e0a4539246b3fa17e1e317 свободный. - Загл. с экрана. – (Дата обращения 19.04.2018).
39. Понеделков А.В. О выявлении потенциальных коррупционных рисков в системе местного самоуправления / А.В. Понеделков // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 3 (58). С. 15-21
40. Постовой Н.В. Муниципальное право России: учебник (под ред. д.ю.н. проф. Н.В. Постового). - М.: ИД «Юриспруденция», 2015. 448 с.
41. Противодействие коррупции: учебник и практикум для академического бакалавриата / Под ред. Е.В. Охотского. - М.: Юрайт, 2016. 368 с.
42. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях (учебное пособие). М.: Проспект, 2016. 176 с.
43. Сажаева М.А. Негативные последствия коррупции / М.А. Сажаева // Российское право: образование, практика, наука. 2017. № 3. С. 76-80
44. Соколов А.Н. Муниципальное право и государственное управление в России: Монография (под ред. проф. А.Г. Пархоменко). «ЮРКОМПАНИ». 2016.
45. Соловьев А.И. Государство как производитель политики / А.И. Соловьев // Полис. Политические исследования. 2016. № 2. С. 90-108.
46. Субочева А.О. Об антикоррупционном стандарте поведения государственных гражданских служащих / А.О. Субочева // В сборнике: Социально-психологические факторы устойчивого социально-экономического развития. Материалы Всероссийской научной конференции. 2016. С. 130-134.
47. Сурин А.В. Основы управления. Государственное и муниципальное управление, антикризисное управление, управление персоналом, менеджмент / А.В. Сурин. М.: КДУ, 2017. 371 c.
48. Тороков Д.А. К вопросу о причинах коррупции в государственном управлении Российской Федерации / Д.А. Тороков // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. С. 44-49.
49. Тороков Д.А. Международный опыт в сфере противодействия коррупции / Д.А. Тороков // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11. С. 59-65
50. Улизко К.А. Стандарт антикоррупционного поведения / К.А. Улизко //В сборнике: Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика Сборник материалов XXVIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Чернова. 2017. С. 138-142.
51. Ханнанов Р.А. Актуальные проблемы совершенствования государственного регулирования антикоррупционной деятельности / Р.А. Ханнанов // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 211-214.
52. Шевердяев С.Н. Конституционное право и проблемы коррупции: видение молодых ученых: коллективная монография (отв. ред. к.ю.н. С.Н. Шевердяев). М.: «Юстицинформ», 2016.
53. Шкатулла В.В. Правоведение: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования (бакалавриат). Специально для системы ГАРАНТ, 2016.
54. Яковлев М.М. О Соответствии российского законодательства международным антикоррупционным стандартам / М.М. Яковлев, З.И. Корякина // Вестник северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: История. Политология. Право. 2017. № 1 (05). С. 53-61.