Во второй главе проведен анализ исполнение бюджета муниципального образования «Пестравский район» Самарской области за 2017 год.
Есть приложение (Исполнение неналоговых доходов бюджета муниципального района Пестравский Самарской области за 2017 год).
Введение 3
1. Содержание бюджетных прав органов местного самоуправления 5
1.1. Основные бюджетные права органов местного самоуправления 5
1.2. Особенности реализации бюджетных прав органами местного самоуправления 10
2. Анализ исполнения бюджета Пестравского района Самарской области за 2017 год 15
Список использованных источников 25
Приложение 1 29
Бюджет составляет финансовую основу осуществления экономической, финансовой и социальной политики государства, является средством и методом государственного финансового механизма. Функционирование всей финансовой системы страны непосредственно взаимосвязано с государственным бюджетом. Именно посредством составления бюджета государство определяет, решение каких задач следует обеспечить финансовыми средствами в определенный период времени, таким образом, осуществляется государственная экономическая политика.
Муниципальные образования играют важную роль в осуществлении бюджетно-правовой политики государства и бюджетно-правовом регулировании. Осуществляемые ими функции государственного и муниципального управления требуют достаточного объема их финансирования. В связи наделением их бюджетными правами, их реализация выступает основным механизмом обеспечения государственного и муниципального управления в целом.
Таким образом, исследование проблем реализации бюджетных прав муниципальных образований позволит, в конечном счете, повысить эффективность муниципального управления в решении основных задач, стоящих перед государством и обществом.
Теоретическая и методологическая база исследования: Общие вопросы бюджетно-правового статуса муниципальных образований в целом, и исследование вопросов реализации их бюджетных прав, в частности, рассматривались в работах А. Б.Х. Алиева, А.А. Белостоцкого, Т. А. Вершило, О.Г.Геймур, О. Н. Горбуновой, Н.Ю. Давыдовой, Л. Б. Ивановой, Е.С. Недосековой, М.И. Пискотина, В.М. Пищулова, М.М. Сулейманова, И.В. Упорова, Н.Д. Эриашвили, и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации бюджетных прав муниципальных образований.
Предмет настоящей работы – правовое регулирование в современном российской законодательстве бюджетных прав муниципальных образований, особенностей их реализации, правоприменительная практика и теоретические исследования в данной области.
Целью настоящего исследования является сформулировать предложения по совершенствованию реализации бюджетных прав муниципальных образований.
Достижению указанной цели способствует решение следующих основных задач исследования:
- исследовать содержание бюджетных прав муниципальных образований;
- осветить особенности реализации бюджетных прав муниципальными образованиями;
- проанализировать исполнение бюджета муниципального образования «Пестравский район» Самарской области за 2017 год .
Методологической базой курсовой работы явились такие методы научного исследования, как анализ, синтез, наблюдение, обобщение и метод научной абстракции.
Информационную и эмпирическую основу исследования составляют нормативные правовые акты Российской Федерации, монографии и статьи в специальной литературе, информация периодических изданий и ресурсы глобальной сети Интернет.
Структуру курсовой работы составляют введение, а также две главы основной части, заключение, список использованных источников, приложение.
Структура государственного бюджета Российской Федерации построена исходя из наличия в бюджетной системе уровней федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации. При этом уровень местных бюджетов не относятся к системе государственных финансов в силу конституционного принципа самостоятельности осуществления местного самоуправления. Каждый из бюджетов указанных уровней имеет структуру, состоящую из доходов и расходов, в чем проявляется основная распределительная функция бюджета. Различные варианты соотношения доходов и расходов в структуре бюджета отражают эффективность государственной бюджетной политики и государственного управления в целом.
Содержание бюджетных прав и муниципальных образований находит свое отражение в институте бюджетной компетенции. Содержание бюджетных прав муниципальных образований, с одной стороны, обусловлено конституционным принципом самостоятельности осуществления местного самоуправления: они самостоятельно управляют местным бюджетом, не относящимся к государственному, с другой стороны, обусловлено фактической зависимостью из финансов от федерального бюджета.
Основной особенностью реализации бюджетных прав муниципальных образований, являющей одновременно и ключевой ее проблемой, выступает централизация доходов бюджета на федеральном уровне, и передача их региональный и местный уровень по остаточному принципу. Данная особенность определяет специфику реализации бюджетных прав муниципальных образований, вызывая необходимость развития, в первую очередь, межбюджетных отношений. Кроме того, законодательно установленный принцип распределения налоговых поступлений в бюджеты разных уровней также характеризуется централизацией наиболее доходных налогов. При этом, на местном уровне сосредоточен существенный объём вопросов местного значения, финансирование которого требует значительно больших ресурсов, нежели поступающие в местные бюджеты.
Решение указанной проблемы предполагает изменение основ бюджетной политики государства и принципов построения всей финансовой системы Российской Федерации. Представляется необходимым не только изменить подходы к распределению доходов и расходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации, осуществив их постепенную и контролируемую децентрализацию, но повысить контроль и надзор за реализацией бюджетных прав различными субъектами государственного и муниципального управления.
Данная проблема прослеживается и на примере исполнения бюджета муниципального района Пестравский Самарской области, где наибольшие объемы средств направляются на такие статьи расходов как национальная экономика, общегосударственные вопросы, жилищно-коммунальное хозяйство. Менее всего обеспечены бюджетными средствами такие направления расходования как охрана окружающей среды и средства массовой информации, их финансирование несопоставимо меньше, нежели по иным статьям расходов.
В структуре доходов наибольший удельный вес имеют безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что свидетельствует об острой недостаточности собственных доходов муниципального района для решения возложенных на него задач, вопросов местного значения и осуществления переданным им государственных полномочий.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Российская газета -12.08.1998 - № 153-154.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ// Российская газета. - 06.08.1998. - № 148-149.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.11.2018) // «Российская газета», 08.10.2003, № 202.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.2003 № 16-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 81 Закона Челябинской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Челябинской области» в связи с запросом Челябинского областного суда» // Вестник Конституционного Суда РФ, 2003, № 6.
6. Отчет об исполнении бюджета муниципального района Пестравский Самарской области за 2017 год // Официальный сайт Пестравского муниципального района Самарской области URL https://www.pestravsky.ru
7. Алиев Б.Х., Сулейманов М.М. Региональная налоговая политика в детерминантах процессов децентрализации // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 40 (343). С. 47-52.
8. Бюджетное право: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Экономика» / [Д.А. Ремиханова и др.]; под ред. Г.Б. Поляка, С.Н. Бочарова, Д.А. Ремихановой. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, — 311 с.
9. Вершило Т. А.Муниципальное образование как субъект межбюджетных отношений / Под ред. Н. И. Химичевой. — М.: Российская академия правосудия, 2010. 184 с.
10. Вершило Т. А. Роль бюджета в осуществлении прямых и обратных связей в управлении государством // Бюджетное право и финансовая деятельность государства на современном этапе (к 90-летию со дня рождения М. И. Пискотина): Материалы Международной научно-методической конференции. Москва, 28 ноября 2014 г.—2015. —С.168-175.
11. Геймур О.Г. Проблемы реализации прав субъектов бюджетных отношений // Конституция и жизнь современного общества сборник научных статей. 2015. С. 32-37.
12. Горбунова О. Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России: Научно-популярная монография. М., 2012. 296 с.
13. Давыдова Н.Ю. Право муниципального образования на местный бюджет: содержание и формы реализации // Вестник ВЭГУ. 2015. № 2 (76). С. 20-26.
14. Давыдова Н.Ю., Чепрасов М.Г., Черепова И.С. Бюджетное право: учебное пособие / Н.Ю. Давыдова, М.Г. Чепрасов; И.С. Черепова; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2016. - 486 с.
15. Дементьева О.А. Проблемы реализации конституционного принципа бюджетной самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2016. № 9. С. 7 - 15.
16. Иванова Л. Б. Экономика. Макроэкономика. Учебное пособие– Самара: ПГУТИ, 2016. – 87 с.
17. Кучиева М.В., Цориева Ф.Х., Плиева Э.А. Оптимальная структура бюджета // Перспективы развития научных исследований в 21 веке сборник материалов 6-й Международной научно-практической конференции. 2014. С. 89-92.
18. Недосекова Е.С. Финансовое право: учебное пособие. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 366 с.
19. Официальный сайт Пестравского муниципального района Самарской области URL https://www.pestravsky.ru
20. Пенюгалова А.В., Новикова И.И. Формирование и распределение расходов социально-культурной сферы местных бюджетов: современная практика и пути оптимизации // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 12. С. 10-15.
21. Пешкова Х.В. Бюджетный метод ведения государственного хозяйства и бюджетное устройство: наука и реалии закона (по материалам творческого наследия М.И. Пискотина) // Финансовое право. 2016. № 8. С. 37 - 43.
22. Пискотин М.И. Советское бюджетное право. Основные проблемы - М.: Юрид. лит., 1971. - 312 c.
23. Пищулов В.М. Проблема формирования модели будущего состояния бюджета как денежного фонда // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 13. С. 2 - 16.
24. Сулейманов М.М. К вопросу о реформировании межбюджетных отношений // Финансы и кредит. 2013. №18 (546). С. 52-60.
25. Сулейманов М.М. Проблемы и перспективы формирования эффективной модели налогового федерализма в России // Финансы и кредит. 2013. №25 (553). С. 65-71.
26. Упоров, И.В. Финансовое право: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / И.В. Упоров, О.В. Старков. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 359 с.
27. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по Ф59 экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» / под ред. Г.Б. Поляка. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 735 с.
28. Харитонов И.К. Анализ современного состояния бюджетных отношений в России (вопросы реализации компетенций) //Современная научная мысль. 2013. № 3. С. 135-141.
29. Цулая Э.Р. Финансовый потенциал местных бюджетов как фактор развития социальной инфраструктуры села// Регионология. 2011. № 1 (74). С. 80-83
30. Эриашвили, Н.Д. Финансовое право: учебник для студентов вузов / Н.Д. Эриашвили, А.И. Григорьев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. — 663 с.