Работа сделана на примере муниципального образования «городской округ город Барнаул».
Проведен анализ деятельности Комитета по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула.
Введение 3
1 Теоретические аспекты управления муниципальной собственностью жилищно-коммунальной сферы 5
1.1 Сущность, цели и принципы управления муниципальной собственностью 5
1.2 Проблемы и перспективы развития муниципальных объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры 9
2 Анализ управления муниципальной собственностью жилищно-коммунальной сферы в городе Барнауле 16
2.1 Характеристика городских органов управления муниципальной собственности жилищно-коммунальной сферы 16
2.2 Результаты управления муниципальной собственностью жилищно-коммунальной сферы на территории городского округа 19
Заключение 25
Список использованных источников 27
Государственная и муниципальная собственность – важнейший элемент современной экономической системы РФ, включающий в себя сеть объектов хозяйственного и социально-бытового назначения, локализованных на территории субъектов РФ и ее муниципальных образований. Уровень управления государственным и муниципальным имуществом и эффективность его использования непосредственно влияют на качество жизни населения страны, что объясняет актуальность выбранной темы работы.
При этом муниципальная собственность как экономическая и правовая категория отсутствовала в СССР: распоряжение имуществом, переданным на баланс местных Советов было существенно ограничено, поскольку оно считалось собственностью всего государства в целом. Именно государство в лице своих центральных органов обладало в полной мере правом владения, пользования и распоряжения им. Переход России к рыночной экономике потребовал признания «де-юре» и «де-факто» многообразия форм собственности, где муниципальное имущество служит для эффективного осуществления полномочий местного самоуправления и решения основных задач жизнеобеспечения населения, включая жилищно-коммунальное хозяйство.
В целом же использование муниципального имущества должно обеспечивать возможность реализации эффективной экономической и социальной политики на местах, а также оказания услуг населению, получения дополнительных доходов в бюджеты разного уровня, снижения расходов бюджетов на решение вопросов местного значения.
Однако в связи с тем, что долгое время ключевым вопросам управления собственностью и на региональном, и на муниципальном уровнях не уделялось должного внимания, в РФ сложилась ситуация недостаточно эффективного использования ее потенциала.
Теоретическую базу исследования составляют нормативные правовые акты РФ, в том числе Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и др., а также труды В.В. Дубинина, С.В. Комаренко, И.Е. Оглоблиной, С.А. Севастьяновой, Н.Г. Хайруллиной и И.А. Курашенко, Л.А. Чеговадзе и др.
Цель работы заключается в анализе системы управления муниципальной собственностью жилищно-коммунальной сферы на примере муниципального образования «городской округ город Барнаул».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы управления муниципальной собственностью в РФ;
обозначить основные проблемы и перспективы развития муниципальных объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры;
провести анализ управления собственностью г. Барнаула в сфере ЖКХ.
Объектом исследования в данном случае выступает управление муниципальной собственностью в РФ.
Предмет исследования – управление муниципальной собственностью жилищно-коммунальной сферы в г. Барнауле.
В качестве основных методов исследования использовались описание, сравнение, анализ и синтез.
Практическая значимость работы состоит в возможности решения на основе использования результатов проведенного исследования вопросов совершенствования управления муниципальной собственностью в субъектах РФ и муниципальных образованиях.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Статья 8 Конституции РФ признает и одинаково защищает частную, государственную, муниципальную и иные виды собственности. Аналогичное положение закреплено и в ст. 212 ГК РФ.
В самом общем смысле от имени Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований права собственника, то есть законную возможность приобретения и осуществления имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей, а также участия в судебных разбирательствах осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Праву муниципальной собственности посвящена статья 215 ГК РФ и положения Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с ними первичным субъектом муниципальной собственности является население муниципального образования. Представительскую функцию в управлении муниципальным имуществом на территории того или иного муниципального образования выполняют местные органы власти.
Одним из важнейших элементов системы управления муниципальным имуществом, относящихся к категории жизнеобеспечивающих инфраструктурных отраслей, является жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ).
В функционировании организации ЖКХ можно выделить две основные особенности: с одной стороны, это коммерческая деятельность, преследующая получение прибыли, с другой стороны, это огромная ответственность органов МСУ в области снабжения населения ресурсами и содержания жилищного фонда в надлежащем виде.
Проверка теоретических выводов исследования осуществлялась на примере муниципального образования «городской округ город Барнаул».
В ходе исследования нами было установлено, что управление муниципальной собственностью жилищно-коммунальной сферы здесь является одним из важнейших направлений работы органов местного самоуправления. На основании п. 1 ст. 35 Устава городского округа структуру органов МСУ здесь составляют:
городская Дума – представительный орган муниципального образования;
глава города Барнаула – глава муниципального образования «городской округ город Барнаул»;
администрация города – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования;
Счетная палата города Барнаула – контрольно-счетный орган муниципального образования.
Подразделениями городской администрации, ответственными за управление муниципальной собственностью, являются:
Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула;
Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула.
В целом процедура управления имущественным комплексом города носит системный характер: здесь сформирована нормативная правовая база управления собственностью, а исследование выполненных мероприятий и достигнутых результатов свидетельствует об определенном росте эффективности управленческих процессов.
В то же время для максимально эффективной реализации программных мероприятий нужны денежные средства, но в настоящее время в сфере управления муниципальными финансами сохраняется ряд нерешенных проблем, в связи с чем основными задачами администрации г. Барнаула должны стать обеспечение дальнейшего повышения качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления и повышение открытости и прозрачности управления муниципальными финансами.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря1993 г. (в ред. Конституционных законов от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ; от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ; от 21июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.04.2018).
2. Федеральный Закон от 14.11.2002 №161-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СПС «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.04.2018).
3. Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс». – URL:http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.04.2018).
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // СПС «Консультант плюс». – URL:http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.04.2018).
5. Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.): ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» // СПС «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.04.2018).
6. Дерябина, Е.В. Трансформация организации и стимулирования труда в жилищно-эксплуатационном хозяйстве России: теоретико-методологические и методические аспекты: дисс. док. эк. н. / Е.В. Дерябина. – Томск, 2014. – 394 с.
7. Егорова, Д.А. Оптимизация структуры источников финансирования инвестиционной деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства: дисс. канд. эк. н. / Д.А. Егорова. – М., 2017. – 160 с.
8. Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России: статистический сборник [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_62/ Main.htm (дата обращения: 22.04.2018).
9. Ивакина, А.М. Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства / А.М. Ивакина // Молодой ученый. – 2015. – №8. – С. 537-539.
10. Комаренко, С.В. Развитие институтов непосредственной демократии в местном самоуправлении: теоретико-правовые и прикладные аспекты / С.В. Комаренко. – Воронеж, 2015. – 234 с.
11. Коротковская, Е.В. Роль муниципальной собственности и местного хозяйства в экономической деятельности местного самоуправления / Е.В. Коротковская // Educatio. – 2015. – № 2 (9)-1. – С. 75-78.
12. Лушникова, Т.Ю. Об оценке эффективности управления муниципальным имуществом / Т.Ю. Лушникова, А.М. Ахатова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – № 1 (356). – С. 22-30.
13. Оглоблина, И.Е. Управление муниципальной собственностью: учебное пособие / И.Е. Оглоблина. – Барнаул: Электронная библиотека АлтГТУ, 2014. – 121 с.
14. Попова, О.С. Обеспечение социально-экономической безопасности жилищно-коммунального хозяйства страны: дисс. канд. эк. н. / О.С. Попова. – М., 2014. – 169 с.
15. Рагулина, Ю.В. Взаимодействие власти и бизнеса в решении проблем муниципальных образований / Ю.В. Рагулина, С.О. Званбая, Т.Н. Чекменева, А.О. Судибье // Муниципальная академия: информационно-аналитический журнал. – 2014. – № 1. – С. 28-34.
16. Савостьянова, С.А. Правовое регулирование доходов местных бюджетов / С.А. Севастьянова // Финансовое право. – 2014. – № 9. – С. 14-18.
17. Фадеева, Н. С. Модернизация жилищно-коммунального хозяйства России / Н.С. Фадеева, М.А. Гладких // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. – Т. II. – М.: РИОР, 2015. – С. 248-250.
18. Хайруллина, Н.Г. Особенности взаимодействия органов местного самоуправления и населения / Н.Г. Хайруллина, И.А. Курашенко // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. Вып. 34. – 2014. – № 24 (353). – С. 17–20.
19. Чеговадзе, Л.А. Структура и состояние гражданского правоотношения / Л.А. Чеговадзе. – М.: Статут. 2015. – С. 17-18
20. Чердакова, Л.А. Определение состава объектов права муниципальной собственности: постановка проблемы / Л.А. Чердакова // Вопросы современной юриспруденции. – 2015. – № 27. – С. 43-47.
21. Черная, И.П. Муниципальное хозяйство: учебник / И.П. Черная. – М.: Феникс, 2016. – 268 с.
22. Чуп, И.А. Особенности формирования представительных органов местного самоуправления: сравнительный анализ / И.А. Чуп // Вестник государственного и муниципального управления. – 2014. – № 1. – С. 238-248.
23. Шегаев, И. С. Институт местного самоуправления: формы, признаки и трактовки / И.С. Шегаев // Молодой ученый. – 2015. – №8. – С. 343-344.
24. Шустов, В.Г. Муниципальная власть – от легитимности к эффективности / В.Г. Шустов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1. – 2014. – № 2 (139). – С. 149-154.
25. Экономическая основа местного самоуправления / Под ред. В.В. Игнатенко. – Иркутск: Институт законодательства и правовой информации Иркутской области, 2016. – 253 с.