ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕСТРУКТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ СЕМЬИ И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ
1.1. Понятие и исследования характеристик деструктивных моделей семьи в современной психологии
1.2. Понятие и исследования совладающего поведения детей
в современной психологии
1.3. Психологические исследования детей больных туберкулезом
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕСТРУКТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ СЕМЬИ И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ
2.1. Организация и проведение эмпирического исследования деструктивных моделей семьи и совладающего поведения
у детей больных туберкулезом
2.2. Методы эмпирического исследования деструктивных моделей семьи и совладающего поведения у детей больных туберкулезом
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕСТРУКТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ СЕМЬИ И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ
3.1. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования деструктивных моделей семьи у детей больных туберкулезом
3.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования совладающего поведения у детей больных туберкулезом
3.3. Анализ и интерпретация взаимосвязи результатов эмпирического исследования деструктивных моделей семьи и совладающего поведения у детей больных туберкулезом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время социально-психологическую ситуацию, сложившуюся в российском обществе, можно охарактеризовать своеобразным кризисом семьи, который проявляется в росте неполных и неблагополучных семей, ценностно-нормативной девиантности, структурной неустойчивости семьи, и утратой теплых, доверительных отношений детей и родителей. Отмечаемый многими исследователями (Бодалев В.В., Варга А.Я., Гарбузов В.И., Захаров А.И., Петровский А.В., Столин В.В., и др.) рост деструктивных тенденций детско-родительских отношений сопровождается возникновением различных дефектов не только в личностном и социальном развитии ребенка, но и непременно оказывает влияние на здоровье ребенка.
Возможность развития туберкулеза в первую очередь определяется состоянием здоровья, характером питания, условиями проживания. У детей, воспитывающихся в деструктивной семье и не получающих достаточно внимания к себе и своему здоровью, риск заболевания туберкулезом возрастает. Если родителей мало заботят условия жизни ребенка, его пропитание, следствием может быть ослабленный иммунитет, который играет главную роль в возникновении симптомов туберкулеза.
По мнению академика А.Г. Чучалина [48], болезни органов дыхания к 2012-2015 гг. станут ведущей патологией среди населения России.
За последние несколько лет отечественные исследователи зафиксировали взрыв этого заболевания в России. Каждый год число больных увеличивается на 25-30% и жертвами нередко становятся дети и подростки. По данным противотуберкулезнай службы Российской Федерации в 2012 году заболеваемость детей в возрасте 0-14 лет 16,6 на 100 000 детей, в возрасте 15-17 лет также выросла 32,1 на 100 000 детей [37].
Находясь в деструктивной семье ребенку необходимо каким-то образом, приспосабливаться к окружающей его среде, предъявляемым к нему требованиям, а при выявлении болезни и помещении в стационар адаптироваться уже к совершенно новой ситуации, условиям жизни, людям.
Результаты этого исследования могут быть полезны психологам и психотерапевтам при работе с детьми больными туберкулезом, а так же с их семьями.
Для общества эта информация может быть полезна как профилактическая, в плане предупреждения деструктивных моделей семьи.
Объект исследования: психология детей больные туберкулезом.
Предмет исследования: деструктивные модели семьи и совладающее поведение у детей больных туберкулезом.
Цель исследования: Определение взаимосвязи и психологическое описание деструктивных моделей семьи со стратегией совладающего поведения у детей больных туберкулезом.
Гипотезой является предположение о том, что деструктивные модели семьи и стратегии совладающего поведения у детей больных туберкулезом взаимосвязаны и имеют определенное психологическое содержание.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психологической литературы понятий и исследования деструктивных моделей семьи и совладающего поведения у детей больных туберкулезом.
2. Определить методологию и методический аппарат эмпирического исследования деструктивных моделей семьи и совладающего поведения у детей больных туберкулезом.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование деструктивных моделей семьи и совладающего поведения у детей больных туберкулезом
4. Описать результаты эмпирического исследования деструктивных моделей семьи и совладающего поведения у детей больных туберкулезом.
Теоретико-методологическую основу дипломного исследования составили:
Методы исследования:
1. Методика «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте»
2. Рисунок семьи
3. Индекс жизненного стиля
4. Методика психологической диагностики совладающего поведения в стрессовых и проблемных для личности ситуациях
Включение тестов и соответствующих им показателей в методический аппарат исследования осуществлялось по ряду критериев: концептуальной обоснованности, психометрической надежности, возможности сопоставления результатов, полученных с помощью данного метода, с результатами других авторов. Включение проективных метода в методическую батарею исследования обусловлено необходимостью получения большего объема информации, при анализе семейных отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование подтвердило 2 рабочих гипотезы и опровергло 2 других предположения:
1. Деструктивные модели семьи и стратегии совладающего поведения у детей больных туберкулезом частично взаимосвязаны, их объединяют корреляции определенных стратегий с отдельными семейными аспектами. Маленькое количество семей в исследуемой выборке можно действительно назвать деструктивными. Опрошенные дети считают, что их семьи удовлетворяют все их потребности и внутрисемейные отношения теплые, достаточно близкие, демократичные.
2.Гипотеза о деструкции семей детей больных туберкулезом не подтверждена. Семьи исследуемых не конфликты и эмоционально взаимосвязаны.
3. Наиболее предпочитаемыми копингами детей больных туберкулезом являются отрицание и поиск социальной поддержки. Так же можно включить сюда компенсацию и конфронтация.
При анализе литературы была выявлено, что:
1.Вопрос психологических особенностей детей больных туберкулезом крайне мало изучен, хотя статистика показывает рост заболеваемости.
2.В современной психологии и смежных дисциплинах нет общепринятого определения и критериев деструктивной семьи.
В результате проведенной курсовой работы выполнены в полной мере все, поставленные в начале, задачи.
Применение данных результатов возможно в дальнейшем при работе с совладающим поведением детей больных туберкулезом и их семьями. Погрешности возможны, так как при письменных ответах на вопросы многие подростки могли стремиться выглядеть лучше в глазах исследователя. По этой причине вероятны неискренние ответы. Так же дальнейшие исследования в этой области позволят помогать детям больным туберкулезом и находящимся на стационарном лечении быстрее адаптироваться к новой среде.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абабков В.А. Защитные психологические механизмы и копинг: анализ взаимоотношений // Актуальные проблемы клинической психологии и психофизиологии: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2004». – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. – 166 с.
Алексеева Л.С. Неполная семья: состояние и тенденции развития // Отечественный журнал социальной работы. - 2005. - №2. – С. 34-38.
Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психологический журнал. - 1994. – Т. 15, №1.- С. 3-19.
Баранова Г.В. и др. Психологические особенности детей и подростков, больных туберкулёзом органов дыхания - // Центральный НИИ туберкулёза РАМН, Журнал «Туберкулез и болезни легких» - Москва. - 2010. - №1. – С. 50-53.
Билалова Л. М. Проблемы развития семьи в условиях современного российского общества: Автореф. Дис.канд.филос.наук. - Уфа, 2009. –228 с.
Богуцкая Т.В. Компенсация негативных влияний микросреды на младших школьников: Дис. канд. пед. Наук. - Барнаул, 2001.- 22 с.
Бодалев А.А., Столин В. В.. Семья в психологической консультации. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.
Вараева Н.В., Молькова Е. В. Реферат проекта «Комплексная программа социальной и психологической реабилитации и сопровождения семьи и ребенка „семейный круг“». - Нижний Новгород, 2013. - 100 с.
Вассерман Л.И. и др. Методика для психологической диагностики совладающего поведения в стрессовых и проблемных для личности ситуациях. Пособие для врачей и медицинских психологов. – СПб., 2008. -38 с.
Ганишина И.С.Анализ проблемы психологического влияния неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних // Право: теория и практика. Тезарус. - 2004. - № 3 – С.48-51.
Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. – 2001. - № 1. – С. 60-72.
Ермаков И.Д. Опыт органического познания ребенка. - Т.IV. Психология детского рисования, 2009. - 282 с.
Журавлева А.Л., Крюковой Т.Л., Сергиенко Е. А. Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 474 с.
Зайдуллина Г.Г. Причины отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста - Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета, 2013. - № 4. - 95 с.
Исаева Е.Р. Копинг-понведение и психологическая защита личности в условиях здоровья. - Издательство СПбГМУ ,2009. – 136 с.
Капралова Р.М. Влияние семейных отношений на волевое развитие подростков: Автореф. дис… канд. наук. - Рязань, 1967. – 22 с.
Конева О.Б. Неблагополучная семья и девиантне поведение: социально психологические аспекты// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2010. - №17 (193). – С. 57-58.
Корчагина Ю. В. Спасаем неблагополучную семью // Здоровье детей. - 2010. - № 18 (364). – С. 38 – 41.
Кошелева Г.Я. Клинико-психологические характеристики больных туберкулезом легких и их динамика в процессе комплексного лечения. Дис. канд. мед. Наук. – СПб Ленинград, 1990. – 24 с.
Куница М.Ю. Психологическая помощь созависимой личности из деструктивной семьи: Автореферат дис …канд. психол. Наук. –Ставрополь, 2006. – 23 с.
Куфтяк Е.В. Особенности совладающего поведения у детей в фокусе взаимоотношений ребенок-родитель // Психология и практика: сборник научных трудов. –2004. – № 3. – С. 27–37.
Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. – 2005. – Т 26, № 2. –С. 5-15.
Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи. Жизненные трудности и совладание с ними. - М.: Генезис 2005. – 240 с.
Лебединская В.П. Неблагополучная семья и её ребенок//Вестник Социально-педагогического института. – 2013. - №1.- 180с.
Лосева В.К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений – А.П.О, 1995. – 40с.
Лукашова Е.Н., Игишева Л.Н., Копылова И.Ф. Психологические особенности больных туберкулёзом подростков.// Проблемы туберкулёза. - 2002. - №1. – С. 39 – 41.
Лукашова Е.Н. Некоторые психологические особенности подростков, больных туберкулезом // Сборник трудов областной научной конференции «Молодые ученые Кузбассу. Взгляд в XXI век». - Кемерово, 2001.- 256 с.
Лукашева Е.Н. Психовегетативные особенности подростков, больных туберкулезом органов дыхания: Дис. канд. психол. наук.- СПб Томск, 2004 – 20с.
Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия, 1991-1996 гг. – Т. 5. – 576 с.
Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. № 1. – С. 13.
Мардахаев Л.В.Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2005. - 269 с.
Минияров В.М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2000. – 256с.
Муздыбаев К.Т. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ //Журнал социологии и социальной антропологии. – 1998. - Т.1, № 2. – С. 200.
Муздыбаев К.Т. Экономическая депривация, стратегия ее преодоления и поиск социальной поддержки. - СПб.: СПбФ ИС РАН, 1997. – 42с.
Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 1997. -Т. 18, № 5. – С. 20-29.
Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - СПб.: Речь, 2000. – 507с.
Новикова Ю.А. Особенности воспитания в неблагополучных семьях // Молодой ученый. - 2014. - №2. - 804-806 с.
Овсянкина Е.С., Прошин В.А. Проблемы перспективы противотуберкулёзной работы среди детей и подростков г.Москвы. – // IV (ХIV) съезд научно-медицинской ассоциации фтизиатров – Йошкар-Ола, 1999. –143 с.
Постылякова Ю.В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности // Психологический журнал. - 2005. – Т. 26 №6. – С. 35-44.
Прихидько А.И. Социально-психологический анализ адаптации ученых к социальным изменениям: Автореф. дис… канд. психол.наук. - Москва, 2006. – 29 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии 2-е изд. – СПб.: 2002. - 720 с.
Светлакова В.П. Выбор когнитивно обусловленных механизмов совладания со стрессом // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2009. - №3. – С. 90.
Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. Учебное пособие (часть I). – М.: МГСУ, 2000.-240 с.
Трущенко М. Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе/ М. Н. Трущенко // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2012. -338 с.
Узлов Н.Д. Габдрахманова Н.Н. Совладающее поведение и защитные механизмы личности у больных туберкулезом легких с анозогнозическим типом отношения к болезни [Электронный ресурс] / Медицинская психология в России. электрон. науч. Журн. – Электрон. Дан. - М. 2013. – Режим доступа: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2013_3_20/nomer/nomer06.php
Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. Перевод М.Р. Гинзбурга. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 144 с.
Фролова С.В., Сенина Т. В. Стресс-совладающее поведение подростков в различных социально-психологических ситуациях/ Проблемы социальной психологии личности. — Саратов, 2005. -360 с.
Хазова С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25, № 5. – С. 59-69.
Чучалин А.Г. Пневмония - актуальная проблема медицины // Терапевтический архив. - 1995. – №3. – С. 100.
Целуйко В.М. Настольная книга для родителей о воспитании счастливых детей. – АСТ МОСКВА: Хранитель, 2008. - 430 с.
Целуйко В.М.Семейный конфликт и дети// Психолог в детском саду /Ред. В.Г. Колесников, А.Г. Лидерс. – 2008. – №1. – с. 54-68.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. – 656с.
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. – С. 6-20.
Aldwin C., Yancura L. A. Coping and health: A comparison of the stress and trauma literatures // Schurr P. P., Green B. L. (Eds.) Physical health consequences of exposure to extreme stress. American Psychological Association. - 2004. - 99−126 р.
Lazarus R.S. Psychological stress and the coping process / R.S. Lazarus. – N.Y.: McGraw-Hill Book. - 1966. – 466 p.
Moss R.H., Schaefer J.A. Life transitions and crises // Coping with life crises. An integrative approach. New York:Plenum Press, 1986. 3–28 p.
Pearlin L.I., Schooler C. The structure of coping // The journal of health and social behavior. - 1978. - № 19. – 180 p.
Veroff J., Kulka R.A., Douvan E. Mental health in America. Patterns of help-seeking from 1957 to 1976. - NewYork: Basic Books. - 1981. – 470 p.
Frydenberg E., Lewis R. Adolescent Coping Scale: Manual. - Melbourne: ACER Press. - 1993. - 220 р.