ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕХНОЛОГИЯ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПЕДАГОГА 12
1.1. Сущность понятий «цифровизация образования» и «технология облачных
сервисов», их типы 12
1.2. Сравнительный анализ облачных сервисов для организации
образовательного процесса 19
1.3. Выявление и изучение инструментов облачного сервиса Google для
организации образовательного процесса 24
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 27
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 29
2.1. Разработка учебного пособия «Инструменты Google в работе педагога» и
дистанционного курса 29
2.2. Апробирование авторского учебного пособия и дистанционного курса.37
2.3. Разработка информационного web-ресурса 39
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ
Современное общество требует принципиально нового подхода к организации учебного процесса. Переход к системе образования, соответствующей современными запросами человека, общества и государства, осуществляется на основе концепции модернизации. В основу данной концепции положены такие принципы, как открытость, доступность, гибкость и мобильность образовательного контента. Реализация этих принципов требует решения ряда задач, касающихся реформирования содержания образования и повышения его качества. Одна из таких задач заключается в том, что необходимо внедрение новых подходов к организации образовательного процесса.
Участники учебного процесса должны иметь возможность самостоятельно и совместно с другими людьми приобретать новые знания, уметь ставить осмысленные цели, выстраивать траекторию самообразования и саморазвития, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем
[12] . Практически у каждого педагога возникает необходимость дистанционного взаимодействия с обучающимися. Педагог должен иметь информационно-образовательное пространство, где он может размещать и систематизировать учебный материал, обмениваться информацией с учащимися, создавать для них задания и оценивать их, а также организовывать обратную связь в off- и on- line режимах. Поэтому одной из наиболее инновационных и перспективных образовательных технологий является технология облачных сервисов. Использование облачных инструментов в образовательном процессе дает возможность педагогу организовывать совместную работу учащихся в дистанционном формате и получать мгновенную обратную связь. В условиях правильного применения технологии облачных сервисов реализуются новые подходы к восприятию, преобразованию и хранению информации, в том числе и в системе образования.
Облачная технология или технология облачных сервисов (англ. cloudcomputing) - технология распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис [17].
В условиях цифровизации образовательного пространства основной целью внедрения технологии облачных сервисов является повышение уровня взаимодействия участников образовательного процесса, обеспечение самостоятельной работы обучающихся посредством инструментов организации совместной деятельности. Следовательно, технология облачных сервисов будет способствовать повышению открытости, мобильности и доступности образовательного контента, обеспечению инструментами образовательной деятельности, что лежит в основе системно-деятельностного подхода. Таким образом, сказанное выше определяет актуальность данного исследования.
Объектом исследования является технология облачных сервисов как инструмент, позволяющий создавать открытое информационнообразовательное пространство педагога в условиях цифровизации образования.
Предметом исследования являются условия успешного использования технологии облачных сервисов педагогом в организации образовательного процесса.
Объект и предмет исследования определяют цель исследования - изучить и выявить условия успешного использования технологии облачных сервисов как инструмента организации совместной деятельности участников образовательного процесса и создания информационно-образовательного пространства педагогом в условиях цифровизации на основе авторского учебного пособия «Инструменты Google в работе педагога».
С учетом цели, объекта и предмета исследования определены следующие задачи исследования:
- раскрыть сущность технологии облачных сервисов, которая позволяет создавать открытое информационно-образовательное пространство, удовлетворяющее требованиям современного образования;
- выявить критерии отбора облачного сервиса для успешной реализации в образовательном процессе;
- определить облачный сервис, удовлетворяющий требованиям использования его в организации образовательного процесса;
- разработать учебное пособие «Инструменты Google в работе педагога» с целью изучения педагогом возможностей облачного сервиса Google для организации образовательного процесса;
- разработать и апробировать дистанционный курс по изучению облачных сервисов «Практика применения облачных технологий в работе педагога»;
- разработать информационный web-ресурс в поддержку дистанционного курса как условие внедрения учебного пособия «Инструменты Google в работе педагога» в образовательный процесс;
- обосновать технологию облачных сервисов как инструмент создания информационно-образовательного пространства педагога в условиях цифровизации образования.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что технология облачных сервисов как инструмент создания информационнообразовательного пространства педагога в условиях цифровизации образования будет успешна внедрена, если:
1) определить актуальность данной проблемы и теоретически обосновать использование технологии облачных сервисов в работе педагога как технологии, позволяющей создавать информационно-образовательное пространство педагога;
2) выявить критерии отбора наиболее подходящего облачного сервиса для организации совместной деятельности участников образовательного процесса;
3) провести анализ существующих облачных сервисов с целью последующего использования его возможностей в организации образовательного процесса;
4) разработать авторское учебное пособие «Инструменты Google в работе педагога» с целью изучения педагогом возможностей облачного сервиса для организации образовательного процесса;
5) разработать дистанционный курс «Практика применения облачных технологий в работе педагога»;
6) разработать информационный web-ресурс в поддержку дистанционного курса.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды в области педагогики и методологии, в которых рассматривается проблема необходимости самообразовательной деятельности учащегося (Аксюхин А.А., Вицен А.А., Мекшенева Ж.В., Лаптев В.В., Кравченко Г.В., Ребрин О., Шолина И., Сыскова А.), использования информационных и облачных технологий в условиях цифровизации образования (Кешелава А.В., Буданов В.Г., Румянцев В.Ю., Кашина Е. А., Широкова Е.А., Ратушная Е.А., Тулина Е., Батура Т.В, Дуккардт А.Н., Саенко Д.С., Слепцова Е.А.).
Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
1) теоретические - анализ и обобщение педагогической и методологической литературы по теме исследования, сравнительный анализ облачных сервисов;
2) эмпирические - опрос, анкетирование, опыт реализации технологии облачных сервисов.
База исследования: Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга, республика Татарстан.
Научная новизна данной работы заключается в выявлении условий успешного использования технологии облачных сервисов как инструмента организации совместной деятельности участников образовательного процесса и создания информационно-образовательного пространства педагога на основе авторского учебного пособия «Инструменты Google в работе педагога». Отметим, что в рассмотренных выше педагогических исследованиях по проблеме организации образовательного процесса с применением информационных технологий, в том числе и смешанного обучения (Аксюхин
А.А., Вицен А.А., Мекшенева Ж.В., Лаптев В.В., Кравченко Г.В., Ребрин О., Шолина И., Сыскова А.) с применением облачной технологии (Кешелава А.В., Буданов В.Г., Румянцев В.Ю., Кашина Е. А., Широкова Е.А., Ратушная Е.А., Тулина Е., Батура Т.В, Дуккардт А.Н., Саенко Д.С., Слепцова Е.А.), обосновывается значимость развития самообразовательной деятельности учащегося и использования web-инструментов для организации процесса обучения. В настоящем исследовании разработано и апробировано учебное пособие «Инструменты Google в работе педагога», содержание которого направлено на изучение возможностей инструментов облачного сервиса Google от момента создания аккаунта до разработки дистанционного курса с помощью инструмента Google Класс.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что:
1. Проанализировано и теоретически обосновано понятие «технология облачного сервиса» исходя из признаков понятий «педагогика» и «облачные технологии».
2. Выполнен обзор и анализ существующих облачных сервисов.
3. Выявлены критерии отбора подходящего облачного сервиса для организации образовательного процесса.
4. Изучены возможности инструментов облачного сервиса Google для создания информационно-образовательного пространства педагога.
Практическая значимость заключается в разработке учебного пособия «Инструменты Google в работе педагога», дистанционного курса с помощью инструмента Google Класс и информационного web-ресурса с помощью конструктора Google Сайты.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2017 по 2019 гг.
Первый этап (09.2017-01.2018) предварительное изучение литературы; определение темы исследования; выдвижение ведущих идей и гипотез; сбор входных данных для подтверждения актуальности проблемы; составление списка литературы; разработка структуры работы; изучение и проведение анализа теоретических основ при организации смешанного обучения и применения технологии облачных сервисов; выявление критериев отбора облачного сервиса; поиск, изучение и анализ предлагаемых инструментов рассматриваемых облачных сервисов; написание первой главы и выводов.
Второй этап (02.2018-09.2018) определение инструментов для изучения технологии облачного сервиса в образовательном процессе; выявление структуры разрабатываемого учебного пособия; составление списка литературы; разработка учебного пособия, дистанционного курса и web- ресурса; написание второй главы и выводов.
Третий этап (10.2018-03.2019) реализация и апробирование условий, способствующие эффективному применению технологии облачных сервисов в организацию учебного процесса педагогом; сбор выходных данных для подтверждения успешности разработанных учебного пособия, дистанционного курса и web-ресурса; установление результатов; формирование выводов; ответы на поставленные задачи; анализ о достижении цели; написание выводов исследовательской работы.
Структура работы состоит из введения, двух глава, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
Введение раскрывает актуальность исследования, определяет объект, предмет, цель, задачи, методы и гипотезу исследования, содержит теоретикометодологическую основу исследования, а также обосновывает научную новизну, теоретическую и практическую значимости, описывает основные
этапы исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические основы облачных технологий, как инструмента, позволяющего создавать информационно-образовательное пространство педагога, раскрывается сущность понятий «цифровизация образования» и «технология облачных сервисов», приводится результат сравнительного анализа облачных сервисов, выявлены и изучены инструменты облачного сервиса Google для организации совместной деятельности участников образовательного процесса.
Вторая глава посвящена разработке информационного обеспечения применения облачных технологий в образовательном процессе, в частности учебного пособия «Инструменты Google в работе педагога», дистанционного курса «Практика применения облачных технологий в работе педагога» и информационного web-ресурса в поддержку данного курса. Данная глава также содержит описание и результаты апробирования учебного пособия и дистанционного курса.
В заключении подводятся общие итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Приложения содержат учебное обеспечение в виде печатного пособия «Инструменты Google в работе педагога» (см. Приложение 1), URL разработанного дистанционного курса «Практика применения облачных технологий в работе педагога» (см. Приложение 2), URL информационного web-ресурса, созданного в поддержку разработанного дистанционного курса (см. Приложение 3), публикации в журнале, включенного в систему Российского индекса цитирования (РИНЦ) электронной библиотеки (см. Приложение 4), награды, полученные в результате представления результатов исследования на научных конференциях (см. Приложение 5).
Апробирование и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты настоящего исследования были обсуждены и доложены в работах:
1. Бочкарева А.В., Г алимуллина Э.З. Анализ инструментария технологии облачного хранения данных в образовании. Физико-математическое образование: Проблемы и перспективы. Материалы II Всероссийской научнопрактической конференции, посвященной году Н.И.Лобачевского в Казанском федеральном университете, г. Елабуга, 7-9 декабря 2017 г. - Елабуга: ЕИ КФУ.
2017. - 317 с.
2. Бочкарева А.В. Использование облачных сервисов Google в процессе организации смешанного обучения. Материалы Итоговой научнообразовательной конференции студентов Казанского федерального университета 2018 года: сб. статей: [в 5 т.]. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - Т. 2: Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций. Елабужский институт. - 368 с.
3. Галимуллина Э. З., Бочкарева А. В. Сервис Google как способ создания информационно-образовательного пространства педагога / Э.З. Галимуллина, А.В. Бочкарева // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2019. - №5. - С. 404-413.
4. Очное участие во II Всероссийской научно-практической
конференции, посвященной году Лобачевского Н.И., в Казанском федеральном университете «Физико-математическое образование: Проблемы и
перспективы», г. Елабуга, 8 декабря 2017 г.
5. Диплом за II место в секции «Образование в условиях открытого информационного пространства» по Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ 2018 г.
6. Диплом 1 степени в Конкурсе на лучшую научно-исследовательскую работу студентов Елабужского института КФУ, г. Елабуга, 12 марта 2019 г.
7. Диплом 2 степени в Конкурсе на лучшую научную статью студентов
Елабужского института КФУ в номинации «Информационно
коммуникационные технологии», г. Елабуга, 8-12 апреля 2019 г.
8. Диплом за I место в секции «Образование в условиях открытого информационного пространства» по Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ 2019 г.
9. Очное участие в III туре Итоговой научно-образовательной конференции в г.Казань, 17 мая 2019 г.
В условиях цифровизации образовательного пространства основной целью внедрения технологии облачных сервисов является повышение уровня взаимодействия участников образовательного процесса, обеспечение
самостоятельной работы обучающихся посредством инструментов организации совместной деятельности. Педагог является ключевой фигурой реформирования образования, следовательно, он должен обладать
определенными компетенциями для достижения метапредметных результатов. Одним из главных качеств современного педагога является способность и готовность быть модератором или наставником для ученика. В рамках цифровизации образовательного процесса все вышеперечисленные подходы возможно реализовать при помощи облачных технологий.
В ходе настоящего исследования мы рассмотрели технологию облачных сервисов, как инструмент, позволяющий создавать открытое информационное пространство педагога в условиях цифровизации образования. Нами были разработаны, описаны и апробированы учебное пособие «Инструменты Google в работе педагога», дистанционный курс «Практика применения облачных технологий в работе педагога», а также информационный web-ресурс в поддержку дистанционного курса.
В рамках исследования нами была изучена технология облачных сервисов. В интернет-энциклопедии «Википедия» предлагается следующее определение: «Облачные вычисления (англ. cloud computing) - технология распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис». Отметим, что граница между облачным вычислением и облачными технологиями достаточно размыта, но с развитием этой области в скором времени будет видна существенная разница. В данной работе мы придерживались понятий «облачные технологии» или «технология облачных сервисов».
Авторами работы были отобраны и изучены наиболее популярные облачные сервисы такие, как OneDrive, Dropbox, MEGA, Google Диск, Яндекс.Диск, Облако Mail.ru, Drop Box, MediaFire, Amazon. Далее выявлены критерии отбора наиболее подходящего облачного сервиса для использования в образовательном процессе, который позволяет создавать открытое информационно-образовательное пространство педагога. Учитывая выделенные критерии нами был проведен сравнительный анализ рассмотренных ранее облачных сервисов. В результате данного анализа наиболее подходящим сервисом был определен облачный сервис Google, который обладает широким кругом возможностей для организации образовательного процесса в условиях цифровизации. Отметим также, что возможности данного облачного хранилища позволяют адаптировать платформу для решения образовательных задач конкретного учебного учреждения.
Проанализировав различные источники информации, мы не обнаружили целостного учебного пособия, ориентированного на использование педагогом инструментов Google в создании своего информационно-образовательного пространства, а также в организации интерактивного образовательного процесса. В связи с этим возникла необходимость в разработке авторского учебного пособия, которое позволило бы педагогу изучить базовые возможности сервиса Google и создать собственное информационнообразовательное пространство. Разработанное учебное пособие «Инструменты Google в работе педагога» состоит из теоретического и практического разделов. В теоретическом разделе рассматриваются особенности облачных технологий, возможности их применения педагогом в организации учебного процесса, приводятся обзор и сравнительный анализ наиболее популярных сервисов. Практическую часть составляют лабораторные работы, которые имеет типовую структуру и состоят из теоретических сведений, цели, задач, руководства по их выполнению с иллюстрациями, а также заданий для самостоятельного выполнения. Каждая лабораторная работа направлена на изучение возможностей основных web-инструментов Google и их применении в организации процесса обучения. В результате обучения по разработанному учебному пособию педагог будет иметь разработанный курс и сайт с использованием основных инструментов Google.
Для успешной реализации технологии облачных сервисов в организацию образовательного процесса нами были выявлены следующие условия. Облачные технологии будут успешно интегрированы в организацию образовательного процесса, если педагог будет:
- понимать суть технологии облачных сервисов;
-уметь отбирать облачные сервисы для создания информационнообразовательного пространства;
-грамотно и эффективно применять инструменты облачного сервиса при организации образовательного процесса.
В заключение отметим, что внедрение облачных технологий в процесс обучения является неотъемлемой частью цифровизации образования, поэтому педагогам необходимо расширять спектр изучаемых сервисов и использовать их в своей профессиональной деятельности.
1. Аксюхин А.А., Вицен А.А., Мекшенева Ж.В. Информационные технологии в образовании и науке // Современные наукоемкие технологии. — 2009. — № 11. — С. 50-52 (дата обращения 22.03.2019).
2. Батура Т.В., Мурзин Ф.А., Сечин Д.Ф. Облачные технологии: основные
понятия, задачи и тенденции [Электронный ресурс] // Электронные научный журнал программные продукты, системы и алгоритмы. 2014. №1. С.4-8. URL: http://swsys-web.ru/cloud-computing-basic-concepts-problems.html (дата
обращения: 18.11.2018).
3. Бочкарева А.В., Галимуллина Э.З. Анализ инструментария технологии облачного хранения данных в образовании. Физико-математическое образование: Проблемы и перспективы. Материалы II Всероссийской научнопрактической конференции, посвященной году Лобачевского Н.И. в Казанском федеральном университете, г. Елабуга, 7-9 декабря 2017 г. - Елабуга: ЕИ КФУ.
2017. - 317 (дата обращения 7.03.2019).
4. Введение в «Цифровую» экономику / Кешелава А.В., Буданов В.Г., Румянцев
В.Ю., [и др.]; под общ. ред. Кешелава А.В.; гл.«цифр.» конс. Зимненко И.А. — ВНИИ Геосистем, 2017. — 28 с. (дата обращения 23.02.2019).
5. Выбираем облачное хранилище: каждому бизнесу — по потребностям
[Электронный ресурс] // Комсомольская правда URL: https://www.kp.ru/guide/oblachnoe-khranilishche.btml (дата обращения
19.11.2018) .
6. Дуккардт А.Н., Саенко Д.С., Слепцова Е.А. Облачные технологии в
образовании. Открытое образование. 2014;(3(104):68-74. URL: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2014-3(104-68-74 (дата обращения:
20.11.2018) .
7. Кашина Е.А. Прогнозирование структуры интегрированного курса информатики : дис. ... канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1997. — 187 с, с. 121 (дата обращения 1.03.2019).
8. Лаптев В. В. Методология визуализации. — М. : Мир, 2011. — 304 с. (дата обращения 26.01.2019).
9. Облачные вычисления, краткий обзор или статья для начальника [Электронный ресурс] // Хабрахабр URL: https://habrahabr.ru/post/111274/ (дата обращения: 10.03.2019).
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] URL: http: //ivo. garant. ru/#/document/55170507/paragraph/1: 0 (дата обращения
5.03.2019) .
11. Ратушная Е.А., Ковальчук В.А. Облачные вычисления: новые технологии в образовании [Электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник. - 2014. - № 1. URL: https://eduherald.m/m/artide/view?id=11820 (дата обращения: 17.12.2018).
12. Ребрин О., Шолина И., Сысков А. Смешанное обучение // Высшее
образование в России. 2005. №8. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/smeshannoe-obuchenie (дата обращения:
19.03.2019) .
13. Топ-10 облачных технологий [Электронный ресурс] URL:
http: //fornote. net/2017/01 /top- 10-oblachny-h-hranilishh-2017-goda/ (дата
обращения: 18.11.2018).
14. Тулина Е. Введение в Google Classroom [Электронный ресурс] // Newtonew URL: https://newtonew.com/web/vvedenie-v-google-classroom (дата обращения
10.12.2018)
15. Цифровизация [Электронный ресурс] // Викисловарь. — Режим доступа: https://ru.wiktionary.org/ wiki/цифровизация (дата обращения: 15.03.2018).
16. Широкова Е. А. Облачные технологии [Электронный ресурс] // Современные тенденции технических наук: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 30-33. — URL https://moluch.ru/conf/tech/archive/5/1123/ (дата обращения: 12.12.2018).
17. IT-ЛАБОРАТОРИЯ. Sonikelfs Projects [Электронный ресурс] URL:
https://sonikelf.ru/oblachnye-texnologii-dlya-zemnyx-polzovatelej/ (дата
обращения: 19.11.2018).