Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Работа №38895

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы61
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
475
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы исследования 8
1.1 Понятие о культуроведческом подходе 8
1.2 Формирование культуроведческой компетенции как основная цель
обучения на уроках русского языка 13
1.3 Ценностные ориентации 18
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-9 КЛАССАХ 23
2.1 Анализ линии учебно-методических комплексов по русскому и
английскому языку 23
2.2 Анкетирование учителей школ города Елабуги 28
2.3 Бинарные уроки как форма реализации культуроведческого подхода
на уроках русского языка 34
2.3.1 Бинарный урок «Загадки перевода» 44
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ


Данная выпускная квалификационная (бакалаврская) работа «Культуроведческий подход в системе филологического образования как способ формирования ценностных ориентаций учащихся» посвящена теоретическому и методологическому исследованию реализации культуроведческого подхода на бинарных уроках.
Актуальность ВКР обусловлена, во-первых, тем, что в настоящее время в методике преподавания русского языка вполне очевидным становится тот факт, что учителя, преподаватели вузов, ученые в ходе обучения русскому языку стремятся познакомить обучающихся с культурой России, ее достижениями, корнями и истоками, традициями и обычаями, способствовать воспитанию у школьников чувства гордости за свой народ и его великую культуру. Общественность и представители научного сообщества все сильнее осознают необходимость обучения русскому языку с опорой на культурный фон и историю России, так как «русский язык» как предмет школьной программы по сути своей является предметом мировоззренческим, влияющим на формирование духовного начала, менталитета и языковой картины мира у обучающихся, способным, при умелой подаче материала, служить проводником культуры народа.
Во-вторых, подход к преподаванию русского языка как средству постижения культуры восходит к трудам К.Д. Ушинского [20], Ф.И. Буслаева [3], И.И. Срезневского [6], А.А. Шахматова, Л.В. Щербы [22], в которых подчеркивается важность развития духовных способностей учащихся, приобщения их к настоящему и прошлому своего народа в процессе обучения языку.
В-третьих, культуроведческий подход в обучении предполагает изучение языка как результат, как продукт культурного развития человека.
Язык как составная часть культуры, которая формирующей национальное самосознание, а также реализуется в слове.
Таким образом, в методике преподавания русского языка как родного проблема соизучения языка и культуры активно разрабатывается в последние два десятилетия, что обуславливает актуальность нашего исследования.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является процесс обучения русскому языку.
Предмет исследования - реализация культуроведческого подхода в урочной и внеурочной деятельности.
Цель данной работы - изучение особенностей применения культуроведческого подхода в системе филологического образования как способа формирования ценностных ориентаций учащихся на основе бинарных уроков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретический материал по теме исследования;
- определить терминологический аппарат выпускной квалификационной работы, включающей такие понятия как:
кулътуроведческий поход, кулътуроведческая компетенция, бинарные уроки;
- провести анализ УМК по русскому языку (Русский язык. 6 класс. В 2 ч. (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. ) [14] и английскому (Английский язык. 6 класс. Spotlight (Е. Ваулина, Д. Дули, В. Эванс, О. Подоляко) [24];
- провести анкетирование среди учителей русского языка и литературы, английского языка школ города Елабуги;
- разработать бинарные уроки и сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 6-8 классов.
Характер работы определил методы исследования. При изучении теоретического материала проводился отбор и анализ научной литературы, касающейся рассматриваемой нами темы. В практической части нами был использован дедуктивный метод, а также наблюдение, анкетирование и констатирующий эксперимент.
Научная новизна данной работы определена выбором объекта и предмета исследования. Дипломная работа представляет опыт комплексного анализа, включающего описательные и сопоставительные этапы исследования по организации культуроведческого подхода в процессе обучения русскому языку в 5-9 классах. На основе результатов констатирующего эксперимента и анализа УМК были выявлены способы реализации культуроведческого подхода и определенное отношение учителей к ним.
База исследования 11 учителей русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» ЕМР РТ и 4 учителя МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2" ЕМР РТ, а также 10 учителей английского языка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» Елабужского муниципального района РТ.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении и систематизации реализации культуроведческого подхода в разработке и апробации двух бинарных уроков и одного внеурочного мероприятия.
Практическая значимость работы, на наш взгляд, заключается в том, что предложенный материал может быть использован студентами филологических факультетов, проходящими практику в школе, а также учителями при разработке бинарных уроков.
Структура ВКР. Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя параграфы, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновываются актуальность и новизна темы, определяются объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи, обосновываются теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ» рассматриваются сущность и содержание культуроведческого подхода, особенности его применения в рамках образовательного процесса.
Во второй главе «РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-9 КЛАССАХ»
представлены результаты проведенных наблюдений и практической работы, а именно методика применения культуроведческого подхода на уроках русского языка в сравнении с уроками английского языка. В конце каждой главы приводятся выводы.
Заключение представляет собой общий вывод, согласно цели и задачам исследования.
В приложении представлены разработка бинарного внеклассного мероприятия «День полиглота» и анкета.
Апробация работы. Основные положение ВКР отражены в статье: Реализация культуроведческого подхода на уроках русского языка: «Итоги констатирующего эксперимента»// Студенческий вестник: научный
журнал. № 14(64). Часть 1. - М., Изд. «Интернаука», 2019. - С. 33-36. - URL:
https://www.intemauka.org/authors/galieva-kseniya-olegovna


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной (бакалаврской) работе мы изучили особенности применения культуроведческого подхода в системе филологического образования как способа формирования ценностных ориентаций учащихся на основе бинарных уроков.
Изучение культуроведческого подхода показало, что он возник в методологии преподавания не случайно. Появление такого взгляда на преподавание языков имеет прочные основы и корни в истории народа, в его национальном характере, в духовных устремлениях людей, в особенностях обучения и воспитания детей, созданных в глубокой древности.
В первой главе мы систематизировали теоретические аспекты изучения культуроведческого подхода по заявленной проблеме. Во- первых, мы определили терминологический аппарат и дали определения таким понятиям, как культуроведческий подход, культуроведческая компетенция,бинарный урок. Во-вторых, выяснили, что основной единицей культуроведческого подхода является текст, а также, что в настоящее время становится особенно актуальным реализация культуроведческого подхода, та как в обществе направлены на возрождение культурных и моральных ценностей человека.
Во второй главе мы отразили данные анкетирования, которые провели на базе школ города Елабуги. Проведенный эксперимент отразил осведомленность учителей и наличие определенного отношения к способам реализации культуроведческого подхода.
Весьма полезными для нас оказались результаты исследований УМК по русскому (Русский язык. 6 класс. В 2 ч. (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.) и английскому языкам (Английский язык. 6 класс. Spotlight (Е. Ваулина, Д. Дули, В. Эванс, О. Подоляко), которые рассматривают способы реализации культуроведческого подхода.
В результате изучения был получен материал, анализ которого позволил заключить, что на сегодняшний день учебники по русскому языку отражают наиболее полно культуру нашего народа, однако в учебниках мало упражнений на сопоставление фактов русского языка и других языков, способствующих формированию у учеников ценностей к другим народам. Вместе с тем следует подчеркнуть, на фоне сопоставления языка других народов и родного, происходит формирование ценностных ориентаций, а именно любви к родному языку, учитывая его «непохожесть» на другие языки.
Придерживаясь данного положения, нами были подготовлены бинарные уроки, которые мы провели на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10».
Нами были сконструированы два варианта бинарного урока как формы реализации культуроведческого подхода. Бинарный урок на тему «Степени сравнения имен прилагательных», рассчитанный для основной школы. Цель данного бинарного урока - обобщить и систематизировать материал по заявленной теме, выявить сходство и различия употребления степеней сравнения прилагательных в русском и английском языках.
Бинарный урок «Загадки перевода» рассчитан для школ и классов с углубленным изучением английского языка. Целью предложенного урока является развитие навыков чтения и говорения, а также вызвать интерес к родному языку.
В результате изучения нами был получен материал, анализ которого позволил заключить, что необходимо усилить работу в области реализации культуроведческого подхода, а также ориентировать учителей на проведение бинарных уроков.



I. Научно-методическая литература
1. Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка. 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2012. С 288.
2. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2014. - с. 131
3. Архангельский А. С. Ф. И. Буслаев в своих «Воспоминаниях» и ученых трудах / [Соч.] Проф. А. С. Архангельского. - Казань : типолит. Имп. ун-та, 1899. - с 79.
4. Бердяев Н.А. О назначении человека (Опыт парадоксальной этики). Париж: Современные записки, 1931. - 318 с
5. Бирюкова М.С. Лингвокультурологическая компетенция: содержание и теоретические основы -
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvokulturologicheskaya- kompetentsiya-soderzhanie-i-teoreticheskie-osnovy (дата обращения
23.04.2019)
6. Булаховский Л. А. И. И. Срезневский // Русский язык в школе. - 1940. - № 6. - С. 5-7
7. Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания // Обучение русскому языку в школе: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / и др.; Под ред. Е.А. Быстровой. - М., 2004. - с 194
8. Быстрова Е.А. «Цели обучения русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках»//Обучение русскому языку в школе. - М.: Дрофа, 2004. - с 229
9. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учеб, пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Дрофа, 2006. - с 320
10. ВоителеваТ. М Культуроведческий подход к обучению русскому языку как способ формирования ценностных ориентаций учащихся,ШЬ: russkomu-yazyku-kak-sposob-formirovaniya- cennostnyh-orientaciy-shkolnikov.html (дата обращения 21.03.2019)
11. Григорченко И.А. Формирование лингвокультурологической компетенции обучающихся на бинарном уроке русского и английского языков. URL: https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018- 79-5-45-50 (дата обращения 11.05.2019)
12. Григорий Остер «Вредные советы» - 2005. URL: https://mishka- knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-ostera/vrednye-sovety/ (дата обращения 30.05.2019)
13. Дейкина А.Д., Ходякова Л.А. Культуроведческий подход в преподавании русского языка // РЯШ. - 2013 - №3. - С. 32-37
14. Колесова Е.А. Специфика русской ментальности в пословичной картине мира // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. URL: sibac.info/archive/humanities/4.pdf (дата обращения:
03.06.2019)
15. Ладыженская Т.А, Баранов М.Т, Тростенцова Л.А Русский язык 6 класс. Учебник в 2 ч. URL: https://alleng.org/d/rusl/rusl435.html (дата обращения 16.06.2019)
16. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.: Посвещение, 2011.
17. Лебедев В. А. Русский язык как культурно-историческая среда// Русский язык в школе, - 2013. - № 3. - С.12-14
18. Львова С.И. «Школьный курс русского языка в контексте современного целеполагания».//Русская словесность, 2004. - №3.
19. Маевский Н.Н. Формирование культуроведческой компетентности в процессе обучения языку как направление и задачи современной лингводидактики - URL: http://esp-
centr.sfedu.ru/documents_centr/Statii/Maevskii_stat'ya_.pdf (дата обращения 11.09.2018)
20. Маслова В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - с 194
21. Нагоева Лариса Хасамбиевна Ценностные ориентации: понятие и
феномен // Новые технологии. 2011. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-ponyatie-i- fenomen (дата обращения: 24.06.2019).
22. Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре.// Русский язык в школе, 2003. - №4.
23. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. Пособие для студентов, аспирантов и соискателей по специальности «Лингвистика и межкультур. коммуникация» / С.Г. Тер-Минасова. - М.: Слово/Slovo, 2000. - С. 14
24. Ушинский К. Д.Русская школа / Сост., предисл., коммент. В. О. Гусаковой / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2015. — с 688.
25.Чернявская Ю. В. Народная культура и национальная традиция. Минск, 1998., - с. 57
26. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе: Общие вопросы методики. М.-Л., 1947., - с. 53
27. Яковлева Т. В., Демичева В. В., Еременко О. И. Обучение русскому языку в начальной школе на основе этнокультуроведческого подхода: Учебно-методическое пособие. - Белгород, 2013. - с 130.
II Интернет-ресурсы
28. Английский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе / Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули,
О.Е. Подоляко, В. Эванс - URL: https://vklasse.vip/6- klass/uchebniki/anglijskij-yazyk/yue-vaulina-dzh-duli-oe-podolyako-v- evans-2008 (дата обращения: 08.11.2018).
29. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт - URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 19.12.2018)
30. Педагогический терминологический словарь - URL:
https: //pedagogical_dictionary.academic.ru/362/%D0%91 %D0%B8%D0 %BD%D0%B0%D 1 %80%D0%BD%D 1 %8B%D0%B9_%D 1 %83 %D 1 % 80%D0%BE%D0%BA (дата обращения 02.06.2019)
31. URL: http://www.school3-poronaisk.ru/doc/standart/rus-o.pdf (дата
обращения 05.01.2019)
32. URL: http://www.school3-poronaisk.ru/doc/standart/rus-o.pdf (дата
обращения 15.03.2019)
33. Федеральные государственные образовательные стандарты. - URL: http://www.stupeni 15.edusite.ru/DswMedia/_file_doc_fgos_oo.pdf (дата обращения 19.11.2018)
34. Психологический словарь [Электронный ресурс] —
URL: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=1097(дата обращения 05.11.2012)
35. URL: https://rabochaya-tetrad-
uchebnik.com/russkiy_yazyk/russkiy_yazyk_9_klass_uchebnik_trostencov
a_ladyzhenskaya/index.html#prettyPhoto[gallery3]/122/ (дата обращения
21.12.2018)
36. URL: https://rabochaya-tetrad-
uchebnik.com/russkiy_yazyk/uchebnik_russkiy_yazyk_5_klass_ladyzhens kaya_baranov_trostencova_chastj_1/index.html#prettyPhoto[gallery3]/54/ (дата обращения 17.02.2019)
37. Федеральное государственное унитарное предприятие «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)» - URL: https://tass.ru/arhiv/513953 (дата обращения 15.10.2018)
38. Интегрированный урок, методика проведения - URL: https://infourok.ru/material.html?mid=1087519 (дата обращения
14.01.2019)
39. "Бинарные и интегрированные уроки: что общего и в чём разница?" - URL: https://infourok.ru/statya-po-teme-binarnie-i-integrirovannie-uroki- chto-obschego-i-v-chyom-raznica-870073.html (дата обращения
18.05.2019)
40. Степени сравнения прилагательных в английском языке - URL: https://englex.ru/comparative-and-superlative-adjectives/ (дата обращения 08.02.2019)
41. Степени сравнения имен прилагательных - URL: https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-
kurs_russkogo_yazyka_fonetika slovoobrazovanie morfologiya i orfo
grafiya/stages/669-332_stepeni_sravneniya_imen_prilagatelnyh.html (дата обращения 01.05.2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ