Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДРЕВНЕЙ И СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИНДИИ

Работа №38893

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
467
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.
Репрезентация женских образов в древней индийской литературе на примере сборника «Панчатантра» 10
1.1. Особенности гендерного стереотипирования в древней литературе 10
1.2. Женская гендерная роль в древнем индийском обществе 13
1.3. Авторство и история создания сборника «Панчатантра» 18
1.4. Анализ женских образов в сборнике «Панчатантра» 21
Выводы по главе
32
ГЛАВА 2.
Репрезентация женских образов в современной индийской литературе на примере романа Салмана Рутттди «Стыд» 35
2.1. Понятие постколониальной литературы
35
2.2. Представления об «ином» и изображение «женского»
в колониальной литературе
38
2.3. Противостояние постколониальной литературы
колониальному гнету
44
2.4. Биография Салмана Рутттди и история написания романа «Стыд»
48
2.5. Анализ женских образов в романе Салмана Рутттди «Стыд»
52
Выводы по главе
68
72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
74
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность темы. Гендерное неравенство - серьезная проблема современного мира, возникшая в виду исторических причин и закрепившаяся в традициях многих народов. Исторически женщины были ущемлены в своих правах, а во многих странах остаются ущемленными до сих пор. На это оказывает влияние разные источники - один из них, и наиболее важный, литература.
Литература - один из важнейших источников знаний и представлений человечества. Поэтому репрезентация женщин в литературе играет важную роль - от этого во многом зависит настоящее положение женщины.
Актуальность выбранной темы определяется важностью разработки не только практических, а также философских подходов к решению проблем гендерного неравенства в индийском обществе; значимостью разработки концепций воспитания, образования, политических мер, направленных на защиту прав женщин, детей, семьи, материнства с участием в политике женщин; наличием феминистских теорий, не осмысленных в полной мере научной общественностью; актуализацией проблем соотношения гендерных ролей; ускоренным развитием женского движения в Индии и необходимостью изучения его перспективных ориентаций.
Факторами, повлиявшими на выбор данной темы, явились недостаточная разработанность проблемы репрезентации женских образов в индийской литературе, существование в современном мире женской дискриминации, патриархального гнета и несправедливости в отношении женщин.
В качестве примера древней индийской литературы нами был выбран сборник «Панчатантра». Основным фактором, повлиявшим на выбор именно этого источника, послужил тот факт, что «Панчатантра» пользуется
популярностью, играет огромную воспитательную роль и является образцом эстетических и нравственно-моральных качеств.
Роман Салмана Рушди «Стыд» был выбран нами для анализа по нескольким причинам. В числе первых - популярность и авторитет Салмана Рушди, затем его роль в развитии индийской литературы и вклад в мировую литературу. Роман «Стыд» представляет особый интерес, поскольку активно обсуждается различными исследователями феминизма с различных позиций
- репрезентация женских образов в данном романе вызвала бурную общественную реакцию и в определенной степени оказала влияние на проблемы существования гендерных ролей в современной Индии.
Литература Индии в древний период на примере сборника рассказов и басен «Панчатантра» и современная на примере романа Салмана Рушди «Стыд» явилась для нас объектом исследования, а проблема репрезентации женских образов в индийской литературе на примере вышеперечисленных литературных источников на разных исторических этапах (древний и современный) - предметом исследования.
Целью работы является исследование особенностей развития женских литературных образов в индийском концепте на разных исторических этапах
- древнем и современном.
Задачами исследования являются:
1. Выявление и анализ женских образов в древней и современной индийской литературе на основе сборника «Панчатантра» и романа Салмана Рушди «Стыд» и выявление в данных источниках особенностей гендерного стереотипирования.
2. Определение и оценка понятия постколониальной литературы и представления в ней категорий «иного» и «женского» для выявления и анализа основных проблем негативной интерпретации женского образа в обращении к современности для разработки философических подходов к разрешению данных проблем.
Методы исследования. В числе основных использовались метод анализа статей и монографий, посвященных изучению проблем гендерного неравенства, женской дискриминации и феминизма.
Произведения индийской литературы были проанализированы нами с помощью герменевтического метода с целью сохранения как субъективной индивидуальности интерпретатора, так и объективной ситуации времени написания, влияния традиций и культурного контекста.
Мы подошли к изучению древней индийской литературы с культурно - исторического метода с целью нахождения связей художественных произведений с цивилизациями, духовной и материальной культурой древности, с историческими традициями и социальной средой. Нами был проведен сравнительный, а также историко-генетический анализ в работе с произведениями древней индийской литературы. Мы также использовали историко-функциональный и социологический методы в анализе «Панчатантры» для определения связей между социальными и культурными явлениями памятника.
Биографический метод применялся при анализе романа Салмана Рушди «Стыд» для того, чтобы соотнести историю романа с жизнью писателя и выявить схожести и историческую достоверность романа.
Нами был использован сопоставительный метод для анализа развития женских образов в древней и современной литературе с целью выявления сходства и закономерности.
Обзор источников и литературы. При написании данной исследовательской работы были использованы научная и художественная литература в переводе на русский язык, английский язык и на языке оригинала, статьи в периодических изданиях Российской Федерации, Республики Индия и других стран, исторические и научные монографии, издаваемые на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Источниками древней и современной литературы, на которых строился анализ данной исследовательской работы, явились сборник басен и рассказов «Панчатантра» предположительно авторства брахмана Вишнушармана датируемый III-IV вв. н.э. в переводе с санскрита на русский язык А.Я.
Л
Сыркина и роман «Стыд» авторства Салмана Рушди, британского писателя индийского происхождения, лауреата Букеровской премии, написанный в 1983 году.
Раздел древней индийской литературы и, в частности, история создания, влияние на литературы других регионов и литературная значимость сборника
-5
«Панчатантра» были рассмотрены на основе работ П. Оливилля , А.В. Райдера , Ф. Эджертона , И.К. Фальконера , Р.В. Нетчбулла , Р. Вуда , Э.Б. Иствика , А. Венкатасуббиа и С. Шинде .
В области древней индийской литературы нами были использованы следующие литературные произведения индийских авторов в переводе на русский язык: «Законы Ману» в переводе С.Д. Эльмановича, «Ригведа» избранные гимны в переводе Т.Я. Елизаренковой.
Нами была изучена литература зарубежных авторов на языке оригинала. Проблемы дефиниции постколониальных обществ и исторические и социальные последствия колонизации рассмотрены на основе следующих работ: А. Лумба «Colonialism/Poscolonialism: The New Critical Idiom» , С. Наги-Зекми «Images of Sheherazade: Representations of the Postcolonial Female Subject» , Б. Эшкрофт «The Postcolonial Studies Reader» , Г.Ч. Спивак «Can the Subaltern Speak?» и Ч. Моханти «Under Western Eyes: Feminist Scholarship and Colonial Discourses» .
Основными литературными трудами, раскрывающими теоретические основы идеологии борьбы за равные женские права, стали работы лингвистического характера: для более полного понимания терминологии феминизма нами был изучен «Словарь гендерных терминов» А.А. Денисовой , «Социология» Э. Гидденса , а также «A Feminist Dictionary» авторства Крамаре Керис.
На основе работ зарубежных авторов в переводах на русский язык: Бовуар С. «Второй пол» , Берн Ш. «Гендерная психология» и работ на языке оригинала: Бартки С.Л. «Femininity and Domination: Studies in the
9zl
Phenomenology of Oppression» , Степан Н.Л. «Race and Gender: The Role of
9 9
Analogy in Science» подробно рассмотрены теории феминизма, гендерных ролей и истории угнетения женщин в патриархальном обществе. Литературным трудом, раскрывающим проблемы положения женщин в индийском постколониальном обществе, явилась работа С. Рай «En- Gendering India: Woman and Nation in Colonial and Postcolonial Narratives» .
Работами, раскрывающими историю написания романа Салмана Рутттди «Стыд», биографию автора и выносящими как положительную, так и отрицательную критику к роману и его женским персонажам, явились труды на языке оригинала М.К. Букер , А. Гурна , Д.К. Гунтиллеке , А. Хай , Д. Гранта , К. Канди , А. Ахмада , И. Греваль , Э. Теверсона .
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведение компаративного анализа женских образов в «Панчатантре» и «Стыде» с учетом таких тем, как гендерное неравенство, стереотипное представление о женщинах, объективация и угнетение женщин, мужское превосходство в отношении женщин и господство мужчин в патриархальном обществе с целью сравнения стереотипного представления о женщинах в древности и современности не было обнаружено нами.
Посредством анализа образа женщины в древних и современных литературных источниках, на примере сборника «Панчатантра» и романа «Стыда», представляется возможным выявление основных проблем дискриминации женщин в современной Индии и поиска решений данных проблем.
Материал данной работы, так же, как и результат, может быть использован в качестве материала для дальнейшего изучения проблем репрезентации женщин в литературе древней и современной Индии, гендерного неравенства, женской дискриминации и патриархального гнета.
Хронологические рамки данного исследования охватывают период древности, представленный древней индийской литературой - сборником «Панчатантра», и современности, представленный постколониальной литературой Индии - романом Салмана Рушди «Стыд».
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы. Во введении обоснована логика проведения исследования. Основная часть состоит из 2-х глав. Первая глава посвящена анализу репрезентации женских литературных образов в индийском концепте в период древности на основе сборника басен и рассказов «Панчатантра». Вторая глава данной исследовательской работы рассматривает женские образы в контексте колониальной и постколониальной литературы на примере романа Салмана Рушди «Стыд». В заключении обобщаются итоги исследования.
Апробация темы. Работа была предоставлена на итоговой студенческой конференции Казанского федерального университета и была рекомендована к публикации тезисов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении, по результатам проведённого анализа нескольких литературных произведений, подведём некоторые итоги.
Нами было изучено большое количество литературы по теме, позволившей прийти к выводу, что проблема является мало изученной и нуждается в более глубоком освещении, поскольку имеет важное значение для настоящего положения женщины в современном мире.
Нами был проведен анализ женских образов и исследование развития репрезентаций женщин с течением времени на основе древних и современных индийских источников: сборника «Панчатантра» и романа «Стыд». На основе данного анализа были сделаны следующие выводы.
Женский образ в литературе изменялся на протяжении всей истории под влиянием определенных исторических факторов, обретая новые функции, но сохраняя старые.
В первой главе рассматривалось, как в древней индийской литературе была представлена женщина. По проведенному анализу мы пришли к выводу, что в древней индийской литературе женщину расценивают как объект, способный давать потомство, послушный и морально чистый. Истории из сборника «Панчатантры» создают определенный женский образ, подчеркивая ее второстепенную роль со всех сторон жизни: в религии, в социальной и в экономической сферах. Книга инкапсулирует образ женщины и представления об этом образе. В ней изобилуют стереотипы о женщинах, женщина предстает в негативном свете в большинстве рассказов, в которых упоминается.
Во второй главе был подробно рассмотрен роман Салмана Рушди «Стыд». Был сделан акцент на стереотипное, репрессивное изображение женщин в колониальном дискурсе. Кроме того, были рассмотрены предложения некоторых постколониальных теоретиков о либерализации женщин посредством постколониальной литературы. По проведенному анализу был сделан вывод о том, что роман Рушди - чрезвычайно сложное произведение, содержащее неоднозначные представления о женщинах. Тем не менее, это сфокусированный на женщинах роман, в котором С. Рушди уверенно демонстрирует читателям как женщины, в их большом количестве, ежедневно становятся жертвами гнета со стороны мужчин.
И у С. Рушди, и в древней индийской литературе образы женщин имеют много сходств и отличий. Образ женщины изменялся, трактовался с разных точек зрения разными авторами - и мужчинами, и женщинами. «Панчатантра» и «Стыд» были написаны авторами-мужчинами, но в репрезентации женщин эти два произведения в корне отличаются. Представляется возможным выделить схожесть в особенностях, прошедших долгий временной путь, но сохранившихся. Среди них первостепенность рождения сына, отсутствие или затемнение понятий сестринства и женской поддержки, существование внутренней мизогинии и традиционных представлений относительно гендерной роли женщин - роли жены и матери.
По результатам проведенного компаративного анализа мы пришли к выводам о том, что древняя литература негативно трактует женские образы с целью усилить гнет в отношении женщин, в то время как современная видит своей целью демонстрацию ситуаций в индийском обществе для их разрешения. Предлагаемые современной индийской литературой решения являются чисто теоретическими; вряд ли их можно считать активными мерами, способными освободить женщин от притеснений в реальной жизни. Тем не менее, эти теории важны тем, что они привлекают внимание к угнетению индийских женщин, вопросу, который долгое время был отодвинут на второй план в области постколониальных и гендерных исследований.



1. Панчатантра / Пер. с санскрита, пред. и прим. Сыркин А.Я. - М.: АН СССР, 1972. - 199 с.
2. Rushdie S. Shame - London: Vintage, 1995. - 288 рр.
2. Литература
2.1. Литература зарубежных авторов (переводная)
1. Берн Ш. Гендерная психология - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 320
с.
2. Бовуар С. Второй пол / Пер. с фран. Арсов М.В. - СПб.: Алетейя,
1997. - 832 с.
3. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. изд. 2-е, полностью перераб. и доп. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 632 с.
4. Законы Ману / Пер. Эльманович С.Д. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 497с.
5. Ригведа. Избранные гимны / Пер. Елизаренкова Т.Я. - М.: Наука,
1972. - 418 с.
2.2. Литература зарубежных авторов (оригинальная)
1. Bartky S.L. Femininity and Domination: Studies in the Phenomenology of Oppression. - NY: Routledge, 1990. - 141 p.
2. Achebe C. Colonialist Criticism. Hopes and Impediments: Selected Essays 1965-1987. - London: Heinemann, 1988. - 208 p.
3. Ahmad, A. Salman Rushdie’s Shame: Postmodern Migrancy and the Representation of Women // A Practical Reader in Contemporary Literary Theory /
Eds. Peter Brooker and Peter Widdowson - London: Prentice Hall, 1996. - p. 466475.
4. Ashcroft, B. The Postcolonial Studies Reader / Eds. Gareth Griffiths, Helen Tiffin. 2nd ed. - Oxford: Routledge, 2006. - 616 p.
5. Booker, M. Keith Critical Essays on Salman Rushdie. - NY: G.K. Hall & Co., 1999. - 322 p.
6. Cundy, C. Salman Rushdie, - Manchester: Manchester University Press,
1996. - 129 p.
7. Eastwick, E. The Anvari Suhaili; or the Lights of Canopus Being the Persian version of the Fables of Pilpay; or the Book KaHlah and Damnah rendered into Persian by Husain Va'iz U'L-KashifL - Hertford: Bookseller to the East-India College, 1854. - 701 p.
8. Edgerton, F. The Panchatantra Reconstructed. - Connecticut: American Oriental Series, 1924. - 156 p.
9. Falconer, I.K. Kalilah and Dimnah or The Fables of Bidpai. - Cambridge: Cambridge University Press, 1885. - 320 p.
10. Goonetilleke, D.C.R.A. Salman Rushdie. - London: Macmillan Press Ltd., 1998. - 193 p.
11. Grant, D. Salman Rushdie. - Plymouth: Northcote House Publishers Ltd., 1999. - 187 p.
12. Grewal, Inderpal Salman Rushdie: Marginality, Women, and Shame / Ed.
D. M. Fletcher. - Amsterdam: Rodopi B.V., 1994. - 287 p.
13. Gurnah, Abdulrazak The Cambridge Companion to Salman Rushdie. - Cambridge: Cambridge University Press, 2007. - 142 p.
14. Hai, Ambreen Marching In from the Peripheries: Rushdie’s Feminized Artistry and Ambivalent Feminism. Critical Essays on Salman Rushdie / Ed. M.Keith Booker. - New York: G.K. Hall & Co., 1999. - 255 p.
15. Knatchbull, Rev W. Kalila and Dimna or The Fables of Bidpai. - Oxford: Oxford University Press, 1819. - 387 p.
16. Konrad, M. Peripheral Centres, Central Peripheries: India and Its Diaspora(s) / Eds. Vera Alexander. - Berlin: LIT Verlag Munster, 2006. - 436 p.
17. Loomba, A. Colonialism/Poscolonialism: The New Critical Idiom. 2nd ed. - Oxon: Routledge, 2005. - 281 p.
18. Mohanty, C. Under Western Eyes: Feminist Scholarship and Colonial Discourses / Ed. Reina Lewis and Sara Mills. - Edinburgh: Edinburgh University Press, 2003. - 234 p.
19. Nagy-Zekmi, S. Images of Sheherazade: Representations of the Postcolonial Female Subject // Journal of Gender Studies. - № 12.3. - 2003. - p. 171-180
20. Olivelle, P. Five Discourses of Worldly Wisdom Clay Sanskrit Library - NY: NYU Press, 2017. - 576 p.
21. Ray, S. En-Gendering India: Woman and Nation in Colonial and Postcolonial Narratives. - London: Duke University Press, 2000. - 200 p.
22. Ryder, A. W. The Panchatantra (Purnabhadra's Recension of 1199 CE). - IL: University of Chicago Press, 1925. - 465 p.
23. Shinde S. Panchatantra: critical analysis from feminist perspective // European academic research. - Vol. II, Issue 10. - 2015. - 16 p.
24. Spivak, Gayatri Chakravorty Can the Subaltern Speak? / Ed. Bill Ashcroft. - Oxford: Routledge, 2006. - 106 p.
25. Stepan, N.L. Race and Gender: The Role of Analogy in Science. The Anatomy oa Racism / Ed. D.T. Goldberg. - Minneapolis: University of Minnesota Press, 1990. - 261 p.
26. Teverson, Andrew Salman Rushdie: Contemporary World Writers - Manchester: Manchester University Press, 2007. - 296 p.
27. Venkatasubbiah A. A Javanese version of the Pancatantra, Annals of the Bhandarkar // Oriental Research Institute - Vol. 47, No. A - 1966. - 345 p.
28. Wood, R. Kalila and Dimna, Fables of Friendship and Betrayal, Introduction by Doris Lessing, Postscript by Dr Christine van Ruymbeke - London: Saqi Books, 2008. - 303 p.
3. Справочные издания
1. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой. - М.: Восток-Запад, 2002. - 256 с.
2. Kramarae C. A Feminist Dictionary / Ed. Treichler Paula A. - UK: Pandora, 1985. - 587 p.
4. Ресурсы Интернет
1. Binns, Corey. “Feminizing Narrative and Landscape: Images of Women in
Three Postcolonial Texts.” // The Postcolonial Web. - 2000. URL http://www.postcolonialweb.org/gender /binns5.html (дата обращения
04.04.2019) .
2. Deszcz, Justyna. Salman Rushdie’s Attempt at a Feminist Fairytale Reconfiguration in ‘Shame’ // Folklore. - Vol. 115. - 2004. - p. 27-44. URL http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=afh&AN=13078119&site =ehost-live (дата обращения 02.04.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ