Введение 5
Глава 1. Основные особенности современной космической деятельности и проблемы ее международно-правового регулирования
1.1. Основные особенности и тенденции использования космического
пространства в гражданских целях 10
1.2. Основные этапы и направления военного использования космического
пространства 13
1.3. Вопрос о правомерности применения силы в космосе 15
Глава 2. Формирование норм международного космического права, регламентирующих военную деятельность в космосе
2.1 Вопросы соотношения общего международного права и международного
космического права 21
2.2 Формирование международно-правовой базы, ограничивающей военное
использование космического пространства 25
2.3 Основные переговорные механизмы по разработке международного
космического права 40
Глава 3. Правовые возможности предотвращения и запрещения размещения оружия в космосе, а также дальнейшего регулирования военной космической деятельности
3.1.Основные международно-правовые варианты предотвращения и
запрещения размещения оружия в космосе 44
3.2. Содержание возможной договоренности о предотвращении размещения
оружия в космосе (ДПРОК) 52
Заключение 75
Библиографический список источников и литературы 81
Актуальность темы исследования. Освоение космического пространства является основным направлением в научной и оборонной политике любого государства.
В освоении космического пространства наблюдаются две тенденции:
1. Космическая практика опережает действующие нормы ее международно-правового регулирования: современные научные разработки космической сферы могут создать оружие, способное наносить ударные атаки и быть апробированными в современном мире - появление космического оружия у одной державы может обернуться усилением ответной негативной реакции других стран.
2. Невозможно предотвратить и сдержать кризисную ситуацию нормами международного космического права - они оставляют вне запрета все виды оружия, кроме оружия массового уничтожения.
Таким образом, на сегодняшний день актуальна задача по разработке эффективных международно-правовых инструментов с целью предотвращения и запрещения размещения оружия в космосе.
Степень научной разработанности темы исследования. Исследования относительно ограничения военной деятельности в космосе и проблемы демилитаризации были выполнены в 1960-х - 1980-х годах, то есть до или в период формирования основных источников и норм МКП. Не появилось научных трудов, в которых была бы сформулирована программа международно-правовых мер по продвижению предотвращения размещения оружия в космосе.
Источники и литература.
Теоретической базой исследования стали пять многосторонних договоров и пять принятых в ООН сводов принципов, регулирующих космическую деятельность; Соглашение о международной космической станции; многосторонние и двусторонние договоры по разоружению и контролю над вооружениями; резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН, доклады Генерального секретаря ООН; документы Конференции по разоружению;
Международный кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет; Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности; Договор о запрещении ядерного орудия 2017 года; проект российско-китайского соглашения о разоружении; политические обязательства и инициативы государств; материалы международных конференций и другие документы.
Концептуальные основы изучения МКП можно почерпнуть, в частности, в учебниках по международному космическому праву1 2 3.
Автор опирался на труды плеяды юристов-международников, стоявших у истоков отечественной науки и доктрины МКП. В контексте темы диссертации следует особо выделить работы основоположника российской школы космического права Е.А.Коровина. Всплеск исследований теории и практики нарождающегося международного космического права наблюдался в 1960-х годах: Ф.Н.Ковалев, И.И.Чепров, Е.А.Коровин, Г.А.Осницкая, Г.П. Задорожный. В 70-80-х годах исследования были выполнены В.С. Верещетиным, Ю.М. Колосовым, А.С. Пирадовым, Е.П. Каменецкой, И.И. Котляровым, В. И. Менжинским, С.Г. Сташевским, Г.П. Жуковым, М.Н. Копыловым.
С 1990-х годов и по настоящее время количество монографий и сборников по теме правовых аспектов военного использования космоса резко сократилось: среди них резко выделяются работы С.В. Черкаса, В.И.Анненкова, А.А.Собко. Среди зарубежных источников следует выделить документы, содержащие доктринальные установки США, в том числе по военной космической деятельности, в частности, изданную в 1997 году Космическим командованием США "Перспективу до 2020 года" и опубликованный в 2001 году доклад Комиссии по оценке организации и управления космосом в интересах национальной безопасности США.
При подготовке диссертации были проработаны труды зарубежных юристов: Алмонда Г., Бери Н., Койла Ф., Хитченса Т., Голдблата Дж. Горова С., Грего Л., Райта Д, Грэма Т., Райнландера Дж., Джонсона Р., Дрискола К., Крепона М., Матта Н., Мольца К., Нозари Ф., Райта Р. Стеарса П.
Предмет исследования - международно-правовые проблемы, возможности и перспективы предотвращения и запрещения размещения оружия в космосе.
Цель исследования - выявление международно-правовых и политических возможностей и последствий размещения оружия в космосе.
Указанная цель предопределила следующие основные задачи исследования:
- выявить глобальные тенденции и особенности современной космической деятельности и узловые проблемы ее международно-правового регулирования;
- рассмотреть основные этапы, направления и политико-правовые последствия использования космического пространства в военных целях;
- проанализировать существо и действенность норм МКП, регулирующих военную космическую деятельность, их адекватность современным реалиям, имеющиеся в этих нормах правовые пробелы;
- указать международно-правовые возможности и инструменты предотвращения и запрещения размещения оружия в космосе;
- предложить конкретную программу действий по решению этой задачи.
Методологической основой исследования являются диалектический, сравнительно-правовой, исторический, информационно - логический методы научного познания.
Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой комплексное, учитывающее современные реалии исследование международно-правовых аспектов недопущения размещения оружия в космосе. Оно выполнено в увязке с политическими, экономическими и военными факторами, оказывающими влияние на космическую деятельность в целом.
Основные положения и выводы, выносимые на защиту:
1. Прогрессивное развитие международного космического права стало неотложной задачей - это было обусловлено возрастающей вероятностью появления оружия в космической сфере.
2. Устранение пробелов в МКП является основной задачей, которая обязана поддаться договорно-правовому разрешению.
3. Договоренность о предотвращении размещения оружия в космосе станет действенной лишь при наличии в ней обязательных взаимосвязанных компонентов.
4. Необходимо создать политическую и правовую атмосферу, которая лишит государства стимулов для вывода оружия в космос: необходимо развить меры доверия, открытость, предсказуемость и сотрудничество.
5. Глобальные угрозы диктуют необходимость качественно более эффективной международной кооперации и взаимопомощи с применением космических технологий.
6. По методике и тактике достижения цели недопущения оружия в космос требуется комплексный подход с выстраиванием приоритетов и очередности. По аналогии с осуществляемой «восьмеркой» международной программой уменьшения угрозы в отношении оружия массового уничтожения, было бы важно разработать конкретную программу предотвращения угрозы появления космического оружия.
Теоретическая и практическая значимость исследования. В теоретическом плане положения и выводы диссертации можно было бы использовать в дальнейшей научно-исследовательской работе по совершенствованию теории и практики МКП.
Структура и объем исследования обусловлены его целями и задачами. Диссертация состоит из введения, списка сокращений, трех глав, заключения и библиографического списка источников и литературы.
Проведенный в диссертации анализ позволяет сделать главный вывод о том, что договорно-правовая цель предотвращения и запрещения размещения оружия в космосе является достижимой. Однако решающей предпосылкой этого должно быть наличие необходимой политической воли у ведущих участников космической деятельности.
Таким образом, основным противоречием применительно к теме исследования является разрыв между правовыми возможностями и степенью политической готовности космических держав. При совпадении политических интересов и намерений этих держав представляется реальным согласовать юридически обязывающую всеобъемлющую договоренность о предотвращении размещения оружия в космосе (ДПРОК). Этот вывод можно подтвердить следующим.
Во-первых, вполне достаточную по своей информативности и разработанности основу для этого вкупе создают действующие нормы международного космического права, положения договоров в области контроля над вооружениями, документы ООН, Конференции по разоружению, огромный массив дипломатических инициатив и иных предложений.
Во-вторых, несмотря на то, что предотвращение гонки вооружений в космосе, к сожалению, реально не выдвинулось в число приоритетов мировой повестки дня (отсутствие переговоров на Конференции по разоружению (КР) - тому подтверждение), в международном сообществе растет осознание актуальности и неотложности решения такой задачи. Об этом свидетельствует высокий интерес к российско -китайскому документу с элементами ДПРОК, неофициально обсуждаемому на КР.
В-третьих, хотя по объективным причинам в «одночасье» согласовать текст всеобъемлющей договоренности по ПРОК вряд ли удастся, в «одночасье» и оружие не может появиться в космосе. (Этому должны предшествовать эксперименты и полномасштабные испытания.) Таким образом, сохраняется определенное временное «окно» для ведения переговорной и нормотворческой работы.
Проведенный в трех главах анализ позволяет сделать ряд теоретических выводов и выдвинуть конкретные рекомендации - программу практических мер по достижению ДПРОК.
1. Работа над ДПРОК должна вестись не в абстракции, а с учетом политических, военных, технологических, коммерческих и иных факторов, влияющих на космическую деятельность. Важно, чтобы разрабатываемые положения договоренности были устремлены в перспективу и не отставали от реалий космической практики. Потребуется также учитывать глубинную взаимосвязь исследуемой проблемы с военными доктринами ведущих космических держав и состоянием международной обстановки.
2. При подготовке договоренности предстоит досконально проработать существующую договорно-правовую и предложенческую базу на предмет выявления и синтеза всех положений и формулировок, которые прямо или косвенно затрагивают военную космическую деятельность и могут быть применимы для разработки проекта ДПРОК. Особое значение имеет анализ двусторонних соглашений между СССР/Россией и США, а также ряда многосторонних договоров по вопросам разоружения и контроля над вооружениями (Конвенция о запрещении химического оружия, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и др.). В этих договорах содержатся весьма продвинутые по сравнению с действующими нормами МКП положения как запретительного, так и побудительного характера. Безусловно, окажутся полезными многочисленные политико-декларативные документы, инициативы и предложения отдельных стран и исследователей. Проведя необходимую аналитическую и правовую «селекцию» имеющихся документов и обогатив их новаторскими идеями, представляется реальным разработать полновесный проект ДПРОК или, на первом этапе, проекты отдельных юридически обязывающих договоренностей.
3. Одним только правовым запретом, как бы профессионально и юридически емко он не был сформулирован, решить проблему недопущения оружия в космос вряд ли удастся. Для этого принципиально важно создать политическую и правовую атмосферу доверия, которая побуждала бы государства к сотрудничеству, а не конфронтации в космосе. Поэтому исключительно важное значение здесь будет иметь параллельное и, возможно, опережающее развитие правового инструментария доверия, открытости и предсказуемости в космической деятельности. Более того, в свете новых глобальных угроз будущая договоренность о ПРОК могла бы устанавливать не только запретительные, но и позитивные нормы, способствующие созданию прогрессирующей системы правовых и практических мер кооперации в совместной борьбе с такими угрозами.
4. Договоренность будет эффективной при наличии в ней обязательных взаимосвязанных компонентов. В их числе: положения о терминах и определениях; сфере запрета; мерах доверия, открытости, предсказуемости, контроля, сотрудничества и взаимопомощи; механизме консультаций и разрешения споров; исполнительно- организационном механизме выполнения обязательств.
5. Программа практических мер на пути к ДПРОК могла бы предусматривать следующее.
Продолжение активной работы на Конференции по разоружению в пользу воссоздания там Спецкомитета по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве с переговорным или хотя бы исследовательским мандатом с тем, чтобы получить легальную площадку для полномасштабного обсуждения проекта ДПРОК. Даже если этого не удастся добиться, важно и далее вести на КР неформальные дискуссии по насыщению российско-китайского проекта ДПРОК как наиболее продвинутого и целостного документа по данной тематике.
Для стимулирования этой работы и привлечения к ней большего внимания можно было бы предпринять следующие дополнительные меры:
- рассылка вопросников всем странам, обладающим космическим потенциалом, с просьбой дать комментарии по тексту проекта ДПРОК;
- привлечение к правовой экспертизе или непосредственной разработке конкретных формулировок ДПРОК видных юристов - международников (по аналогии с «группой мудрецов», разработавших в 2004 году предложения по реформе ООН);
- информирование Генерального секретаря ООН о ходе обсуждения проекта ДПРОК;
- инициирование подготовки рекомендательных докладов Генерального секретаря ООН по отдельным компонентам ДПРОК (меры доверия, меры сотрудничества в свете современных глобальных угроз и др.);
- постановка перед участниками Международного кодекса поведения по предотвращению распространения баллистических ракет вопроса о фиксации в юридически обязывающей форме (отдельная конвенция или поправка к Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство) положений Кодекса об уведомлениях о запусках космических ракет-носителей и баллистических ракет.
- После того, как основные разделы ДПРОК будут отработаны и получат первоначальное одобрение большинства космических держав, можно будет определиться с форматом договоренности (или нескольких отдельных документов) и переговорной площадкой. Если на Конференции по разоружению не удастся создать Спецкомитет с переговорным мандатом, то стоило бы изучить вариант (по аналогии с подготовкой Конвенции о запрещении противопехотных мин), при котором заинтересованные государства самостоятельно приступают к переговорам вне рамок международных форумов, а затем представляют проект договора в ООН для открытия его подписания.
Всеобъемлющая договоренность будет малоэффективной без участия в ней ведущих космических держав. С учетом негативного на данном этапе отношения к ней США важно вести регулярный двусторонний диалог с американской стороной на всех уровнях с целью постепенного формирования у нее адекватного восприятия такой договоренности. В ходе этого диалога на первых порах можно было бы обсудить проблематику, в которой объективно заинтересованы обе стороны: анализ угроз безопасности в отношении космической техники и пути снижения ее уязвимости, в том числе от воздействия космического мусора; военно- космические доктрины; потенциальные озабоченности сторон и т.п.
Сохраняет свою стратегическую актуальность задача активизации усилий в пользу универсализации Договора по космосу 1967 года и иных основополагающих договоров - источников МКП, всемерного побуждения присоединиться к ним тех государств, которые этого еще не сделали. В этих целях было бы полезным обратиться к Генеральному секретарю ООН с просьбой запросить такие государства об их правовой позиции в отношении указанных договоров.
6. В плане дальнейшего научного поиска назрела необходимость углубленного анализа по выявлению тех сфер, где космическое право отстает от космической практики. Стоило бы уделить дополнительное внимание разработке новых мер доверия, а также правовым возможностям мобилизации широкого международного сотрудничества с использованием космических технологий для парирования новых вызовов и угроз. Специального исследования заслуживает изучение национального законодательства ведущих космических держав на предмет его сопоставления с нормами международного космического права. В связи с приближающейся перспективой начала реального освоения Луны и Марса (а далее и других небесных тел) потребуется тщательно исследовать адекватность их международно-правового статуса, в том числе норм, регулирующих там военную деятельность.
Удастся ли сохранить космос мирным, или же он станет ареной военной конфронтации, покажет время. С тем, чтобы избежать худшего сценария важно последовательно и целенаправленно наращивать международно-правовые усилия по недопущению оружейного состязания в космическом пространстве, работать на опереженный источник энергии.
2. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и
использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (открыт для подписания 27.01.1967; вступил в силу 10.10.1967) // См. в: Международное космическое право: Учебник / Отв. ред. Г.П.Жуков, Ю.М.Колосов. - М.: Международные отношения, 1999. - Московский государственный институт
международных отношений (Университет) МИД России, Российский университет дружбы народов. - С. 229-236.
3. Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (открыто для подписания 22.04.1968; вступило в силу 03.12.1968) // См. в: Международное космическое право: Учебник / Отв. ред. Г.П.Жуков, Ю.М.Колосов. - М.: Международные отношения, 1999. - Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Российский университет дружбы народов. - С. 237-241.Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (открыта для подписания 29.03.1972; вступила в силу 30.08.1972) // См. в: Международное космическое право: Учебник / Отв. ред. Г.П.Жуков, Ю.М.Колосов. - М.: Международные отношения, 1999. - Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Российский университет дружбы народов. - С. 242-252.
4. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое
пространство (открыта для подписания 14.01.1975; вступила в силу 15.09.1976) // См. в: Международное космическое право: Учебник / Отв. ред. Г.П.Жуков, Ю.М.Колосов. - М.: Международные
отношения, 1999. - Московский государственный институт
5. международных отношений (Университет) МИД России, Российский университет дружбы народов. - С. 253-258.
6. Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (открыта для подписания 18.05.1977; вступила в силу 05.10.1978) // См. в: Советский Союз в борьбе за разоружение. Сборник документов / Министерство иностранных дел СССР. - М.: Политиздат, 1977. - С. 64-70.
7. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (открыто для подписания 18.12.1979; вступило в силу 11.07.1984) // См. в: Международное космическое право: Учебник / Отв. ред.
Г.П.Жуков, Ю.М.Колосов. - М.: Международные отношения, 1999. - Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Российский университет дружбы народов. - С. 259-270.
8. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (открыт
для подписания 24.09.1996; в силу не вступил) // См. в: Действующее международное право: Учебное пособие. Документы в 2 -х томах. Т. 1 / Сост. Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова. - М.: Международные
отношения, 2002. - С. 612-641.
9. Соглашение между правительством Канады, Правительствами
государств-членов Европейского космического агентства, Правительством Японии, Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения (подписано 29.01.1998) // См. в: Международное
космическое право: Учебник / Отв. ред. Г.П.Жуков, Ю.М.Колосов. - М.: Международные отношения, 1999. - Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Российский университет дружбы народов. - С. 317-349.
10. Декларация правовых принципов деятельности государств по
исследованию и использованию космического пространства (принята 13.12.1963) // См. в: Международное космическое право: Учебник / Отв. ред. Г.П.Жуков, Ю.М.Колосов. - М.: Международные отношения, 1999. - Московский государственный институт международных
отношений (Университет) МИД России, Российский университет дружбы народов. - С. 271-273.
11. Принципы использования государствами искусственных спутников
Земли для международного непосредственного телевизионного вещания (приняты 10.12.1982) // См. в: Международное космическое право: Учебник / Отв. ред. Г.П.Жуков, Ю.М.Колосов. - М.:
Международные отношения, 1999. - Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Российский университет дружбы народов. - С. 274-278.
12. Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из
космического пространства (приняты 03.12.1986) // См. в:
Международное космическое право: Учебник / Отв. ред. Г.П.Жуков, Ю.М.Колосов. - М.: Международные отношения, 1999. - Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Российский университет дружбы народов. - С. 279-283.
13. Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в
космическом пространстве (приняты 14.12.1992) // См. в:
Международное космическое право: Учебник / Отв. ред. Г.П.Жуков, Ю.М.Колосов. - М.: Международные отношения, 1999. - Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Российский университет дружбы народов. - С. 284-292.
14. Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и
использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран (принята 13.12.1996) // См. в: Международное космическое право: Учебник / Отв. ред. Г.П.Жуков, Ю.М.Колосов. - М.: Международные отношения, 1999. - Московский государственный институт
международных отношений (Университет) МИД России, Российский университет дружбы народов. - С. 293-296.
15. Международный кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет (принят 25.11.2002) // См. в: www.mid.rn / Россия в системе международных отношений / Россия - международные структуры / Позиции России по вопросам международной безопасности, стратегической стабильности, разоружения, контроля над вооружениями и экспортного контроля /
Гаагский кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет
16. Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки (подписано 30.09.1971) // См. в: Советский Союз в борьбе за разоружение. Сборник документов / Министерство иностранных дел СССР. - М.: Политиздат, 1977.- С. 106 - 108
17. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны (подписан 26.05.1972; США в одностороннем порядке вышли из Договора 13.06.2002) // См. в: Советский Союз в борьбе за разоружение. Сборник документов / Министерство иностранных дел СССР. - М.: Политиздат, 1977. - С. 111-117.
18. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении стратегических наступательных вооружений (подписан 18.06.1979; в силу не вступил) // См. в: Международное право в документах: Учебное пособие / Сост. Н.Т.Блатова. - М .: Юридическая литература, 1982. - С. 702-712.
19. Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик
и Соединенными Штатами Америки о создании Центров по уменьшению ядерной опасности; Протокол I и Протокол II к Соглашению (подписаны 15.09.1987) // См. в: Сборник
международных договоров СССР. Вып. ХЫИ / Министерство иностранных дел СССР. - М.: Международные отношения, 1989. - С. 29-34.
20. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о ликвидации их ракет средней
дальности и меньшей дальности (подписан 08.12.1987) // См. в: Визит Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева в Соединенные Штаты Америки, 7-10 декабря 1987 года. - Документы и материалы. - М.: 1987.-С. 36-60.
21. Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок (подписано 31.05.1988) // См. в: Сборник международных договоров СССР. Вып. ХЫУ / Министерство иностранных дел СССР. - М.: Международные отношения, 1990. - С. 146-147.
22. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных
23. вооружений (подписан 31.07.1991) // См. в: Дипломатический Вестник. - Издание Министерства иностранных дел Российской Федерации. - 1991. - № 19. - С. 7-28.
24. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами
Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (подписан 03.01.1993; в силу не вступил) // См. в: Дипломатический Вестник. - Издание Министерства
иностранных дел Российской Федерации. - 1993. - № 1-2. - С. 19-24.
25. Совместное заявление Президентов Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки в отношении Договора по противоракетной обороне от 21.03.1997 // См. в: www.mid.rn / Россия в системе международных отношений / Россия - международные структуры / Позиции России по вопросам международной безопасности, стратегической стабильности, разоружения, контроля над вооружениями и экспортного контроля / Проблематика противоракетной обороны.
26. Второе согласованное Заявление в связи с Договором между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны от
26.09.1997 // См. в: www.mid.ru / Россия в системе международных отношений / Россия - международные структуры / Позиции России по вопросам международной безопасности, стратегической стабильности, разоружения, контроля над вооружениями и экспортного контроля / Проблематика противоракетной обороны.
27. Меморандум о договоренности между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о создании совместного центра обмена данными от систем раннего предупреждения и уведомлениями о пусках ракет (подписан 04.06.2000) // См. в: Дипломатический Вестник. - Издание Министерства иностранных дел Российской Федерации. - 2000. -№ 7. - С. 11-13.
28. Меморандум о понимании между Российской Федерацией и
Соединенными Штатами Америки об уведомлениях о пусках ракет (подписан 16.12.2000) // См. в: О российско- американском
Меморандуме о понимании об уведомлениях о пусках ракет // Министерство иностранных дел Российской Федерации. - Единая новостная лента МИД от 16.12.2000.
29. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов (подписан 24.05.2002) // См. в: Дипломатический Вестник. - Издание Министерства иностранных дел Российской Федерации. - 2002. -№ 6. - С. 31-32.
30. Доклад Генерального секретаря ООН сорок восьмой сессии Генеральной Ассамблеи ООН: «Исследование о применении мер по укреплению доверия в космическом пространстве». - А/48/305. - 15.10.1993.
31. Доклад Генерального секретаря ООН пятьдесят восьмой сессии Генеральной Ассамблеи ООН: «Ракеты». - А/58/117. - 02.07.2003.
32. ЮНИСПЕЙС-Ш: документы и материалы // См. в: Космос на рубеже
тысячелетий / Отв. ред. А.ВЛковенко. - М.: Международные
отношения, 2000. - 608 с.
33.Организация Объединенных Наций. Совет Безопасности. Резолюция 1540 (2004), принятая Советом Безопасности на его 4956 -м заседании
28.4. 2004 // - 8/11Е8/1540.
34. Более безопасный мир: наша общая ответственность // Доклад группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, учрежденной Генеральным секретарем ООН. - А/59/565.-02.12.2004.
35. Ежегодно принимаемая Генеральной Ассамблеей ООН резолюция «Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях» // См., как пример: Документ ООН А/КЕЗ/59/116 от 10.12.2004.
36. Ежегодно принимаемая Генеральной Ассамблеей ООН резолюция «Предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве» // См., как пример: Документ ООН А/КЕБ/59/65 от 03.12.2004.
37. Рабочий документ «Возможные элементы будущей международно -
правовой договоренности о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов», представленный делегациями Китая, России, Вьетнама, Индонезии, Белоруссии, Зимбабве и Сирии / Выступление Постоянного представителя России при Конференции по разоружению, посла Л.А.Скотникова на пленарном заседании Конференции по разоружению, Женева, 27.07. 2002 // Министерство иностранных дел Российской Федерации. - Единая новостная лента МИД от 28.07.2002. - http://www.mid.rn
Монографии, учебные пособия, справочники, материалы конференций, статьи
1. Авдуевский B.C., Рудев А.И. «Звездные войны» - безумие и преступление. - М.: Политиздат, 1986. - 222 с.
2. Анненков В.И., Собко A.A. Военный космос: аспекты разоружения. Учебное пособие / Дипломатическая академия МИД России. - М.: Научная книга, 2001. - 294 с.
3. Белоус B.C. Космическая рулетка Пентагона. - М.: Изд-во АПН, 1988. - 204 с.
4. Бендиков М., Фролов И. Проблемы и перспективы космической деятельности России // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - № 2. - С. 60-71.
5. Борьба СССР за мирное использование космоса, 1957 - 1985. Документы и материалы. В 2-х томах / Министерство иностранных дел СССР. - М.: Политиздат, 1985. -479 с. и 528 с.
6. Валеев P.M. Контроль в современном международном праве / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. - Казанский государственный университет. - 1999.
7. Васильев A.A. Космос в военной политике США (1945-1985 годы) / Автореферат на соискание ученой степени доктора исторических наук. - Институт Соединенных Штатов Америки и Канады, Академия Наук СССР. - 1987.
8. Верещетин B.C. Космос и международное сотрудничество. Правовые вопросы. - М.: Знание, 1971.-48 с.
9. Верещетин B.C. Космос. Сотрудничество. Право. - М.: Изд-во Наука, 1974. - 167 с.
10. Верещетин B.C. Международное сотрудничество в космосе. Правовые вопросы. - М.: Изд-во Наука, 1977. - 264 с.
11. Верещетин B.C. Новое в космическом праве. - М.: Институт государства и права, 1990.- 150 с.
12. Военная стратегия / Под ред. Маршала Советского Союза В.Д.Соколовского. - М.: Военное изд-во Министерства обороны СССР, 1963. - 504 с.
13. Военно-космические силы. Книга III. Военно-космические силы в период радикальной перестройки космической деятельности России (военно-исторический труд). - М.: ОАО Издательский Дом Вестник Воздушного Флота, 2001. - 319 с.
14. Гусынина Ю.В. Международно-правовые аспекты нераспространения ракетной технологии / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата
15. юридических наук. - Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России. - 1999.
16. Горбунов Ю.С. Международное космическое право. - С. 134-143 // Международное право: учебник / Под. ред. А.И.Микулынина. - М.:
Международные отношения. - Международный юридический институт при Министерстве юстиции Российской Федерации, 2005. - 360 с.
17. Действующее международное право: Учебное пособие. Документы в 2х томах / Составители Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова. - М.:
Международные отношения, 2002. - 768 с. и 512 с.
18. Жданов Ю.Н. Принудительные меры в международном праве / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. - Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Российский университет дружбы народов. - 1999.
19. Zhukov G, Kolosov Yu. International Space Law / Translated from Russian by Boris Belitzky. - Praeger Special Studies. - Published in cooperation with the Novosty Press Agency. - Moscow. - 1984. - 225 p.
20. Жуков Г.П. Космическое право. - M.: Международные отношения, 1966. - 296 с.
21. Жуков Г.П. Космос и мир. - М.: Главная редакция изданий для зарубежных стран издательства Наука, 1985. - 86 с.
22. Задорожный Г.П. Атом, космос, мировая политика. - М.:
Международные отношения, 1958.-80 с.
23.Задорожный Г.П., Жуков Г.П., Коровин Е.А., Осницкая Г.А. Освоение космоса и некоторые проблемы международных отношений // Международная жизнь. - 1959. - № 11.-С. 116-125.
24. «Звездные войны». Иллюзии и опасности. - М.: Воениздат и изд-во Прогресс, 1985. - 56 с.
25. Иойрыш А.И., Лазарев М.И. Атом и космос. - М.: Атомиздат, 1965. - 69 с.
26. Исаченко И.И. Тупики космической гонки. - М.: Мысль, 1989. - 173 с.
27. Каменецкая Е.П. Космос и международные организации. Международно-правовые проблемы. - М.: Изд-во Наука, 1980. - 167 с.
28. Киреев А.П. Кто оплатит «звездные войны»? Экономические аспекты
империалистических планов милитаризации космоса. - М.:
Международные отношения, 1989.-264 с.
29. Кириллов В. История и перспективы противоспутниковых систем // Экспорт вооружений. - 2001. - Январь - февраль. - С. 49-56.
30. Клаповский А. Космос и стратегическая стабильность // Ракеты и космос. - Осень 2001.-Том 1. - № 2. - С. 2-8.
31. Клаповский А. Глобальная система контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий - истоки, перспективы создания и развития // Ядерное распространение. - 2000. - Октябрь-декабрь. - С. 5
15.
32. Ковалев Ф.Н., Чепров И.И. На пути к космическому праву. - М.: Изд-во Международные отношения. - 1962. - 179 с.
33. Ковалев Ф.Н., Чепров И.И. О разработке правовых проблем космического пространства // Советское государство и право. - 1960. - №7. - С. 130-138.
34. Колосов Ю.М. Борьба за мирный космос. Критика буржуазных теорий космического права. - М.: Международные отношения, 1968. - 127 с.
35. Колосов Ю.М. Массовая информация и международное право. - М.: Международные отношения, 1974.- 168 с.
36. Колосов Ю.М., Сташевский С.Г. Борьба за мирный космос: Правовые вопросы. - М.: Международные отношения, 1984. - 175 с.
37. Копылов М.Н. Международное космическое право. Сборник международно- правовых актов. - М.: Издательство Университета дружбы народов, 1987. - 72 с.
38. Коровин Е. О международном режиме космического пространства // Международная жизнь. - 1959. - № 1. - С. 71 -80.
39. Коровин Е. О нейтрализации и демилитаризации космоса // Международная жизнь. - 1959.-№ 12.-С. 109-110.
40. Космическая политика и космические силы США: Учебное пособие / Под ред. В.И.Анненкова. - М.: Дипломатическая академия МИД России, 2001. - 238 с.
41. Космическое оружие: дилемма безопасности / Под ред. Е.П.Велихова, Р.З.Сагдеева, А.А.Кокошина. - М.: Мир, 1986. - 182 с.
42. Космонавтика: Энциклопедия / Гл. ред. В.П.Глушко; Редколлегия: В.П.Бармин, К.Д.Бушуев, В.С.Верещетин и др. - Сов. энциклопедия, 1985. - 528 с.
43. Космос без оружия - арена мирного сотрудничества в XXI веке // Материалы Международной конференции по предотвращению милитаризации космического пространства. - Москва, 11-14 апреля 2001 года / Министерство иностранных дел
44. Российской Федерации; Информационный центр ООН в Москве. - М.: Изд-во Права человека, 2001. - 67 с.
45. Космос и международное право / Отв. ред. Е.А.Коровин. - М.: - Международные отношения, 1962. - 183 с.
46. Космос и международное сотрудничество / Отв. ред. Г.П.Жуков. - М.: 1963. - 255 .
47. Космос и право / Отв. ред. В.И.Менжинский; Редколлегия: Э.Г.Василевская, Е.П.Каменецкая, Ю.М.Колосов. - М.: Институт государства и права, Академия наук СССР, 1980. - 139 с.
48. Космос и проблема всеобщего мира / Отв. ред. Г.П.Задорожный. - М.: Наука, 1966. - 195 с.
49. Космос: каким его видят из Вашингтона / Пер. с англ. - Предисловие и общ. ред. Г.С.Хозина. - Послесловие Г.М.Гречко. - М.: Прогресс, 1985. - 296 с.
50. Котляров И.И. «Звездный мир» против «звездных войн». - М.: Международные отношения, 1988.-224 с.
51. Котляров И.И. Международный контроль с использованием космических средств (международно-правовые проблемы). - М.: Международные отношения, 1981. - 120 с.
52. Крутских А. В коммерческом космосе // Международная жизнь. - 2003.
- № 2. - С. 54-60.
53. Кулебякин В.Н. Договор о Луне - в интересах человечества // Международная жизнь. - 1971,-№8.-С. 74-79.
54. Лата В., Мальцев В. Направления совершенствования и развития механизма международно-правового регулирования военнокосмической деятельности // Ядерный контроль - 2001. - № 6. - Ноябрь
- декабрь. - С. 19-23.
55. Liber Amicorum Honouring Gennady P. Zhukov. Актуальные проблемы
современного международного права // Материалы межвузовской научно-практической конференции. Москва, 29 апреля 2005 года / Отв. ред. А.Я.Капустин, А.Х.Абашидзе. - М.: Изд-во Российского
университета дружбы народов, 2005. - 287 с.
56. Международное космическое право / Отв. ред. А.С.Пирадов. М.: Международные отношения, 1974. - 286 с.
57. Международное космическое право: Учебник / Отв. ред. А.С.Пирадов.
- М.: Международные отношения, 1985. - Дипломатическая академия МИД СССР, Университет дружбы народов имени П. Лумумбы. - 208 с.
58. Международное космическое право: Учебник / Отв. ред. Г.П.Жуков, Ю.М.Колосов. - М.: Международные отношения, 1999. - Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Российский университет дружбы народов. - 360 с.
59. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально- экономические аспекты развития) / Рук. авт. колл. В.Л.Макаров, А.Е.Варшавский. - М.: Наука, 2001.-636 с.
60. Осипов Г.А. Международно-правовые проблемы контроля за ограничением вооружений и разоружением. - М.: Наука, Институт государства и права Академии наук СССР, 1989.-144 с.
61.Осницкая Г.А. Освоение космоса и международное право. - М.: Госюриздат, 1962. - 72 с.
62. Панкова Л. Перспективные космические технологии и безопасность: неотложность дебатов / Специальное приложение к сборнику Ядерное распространение. - 2002. - Выпуск 2. - 79 с.
63. Пирадов A.C. Космос и международное право. - М.: Знание, 1970. -61 с.
64. Предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве: ретроспектива и взгляд в будущее // Материалы международной конференции по предотвращению милитаризации космического пространства: Космос без оружия - арена мирного сотрудничества в XXI веке, Москва, 11-14 апреля 2001 года. - М.: Издательство Права человека, 2001. - 66 с.
65. Разоружение и безопасность. 1988-1989: Ежегодник ИМЭМО / Отв.ред. Е.М.Примаков. - М.: Изд-во АПН, Институт мировой экономики и международных отношений АН СССР, 1989. - 736 с.
66. Сидорова Э.В. Российско-американский контроль над вооружениями как фактор стратегической стабильности в условиях глобализации / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. - Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. - 2002.
67. Скотников Л.А. Право на самооборону и новые императивы безопасности // Международная жизнь. - 2004. - № 9. - С. 3-15.
68. Словарь международного космического права // Отв. ред. В.С.Верещетин. - М.: Международные отношения, 1992. - 296 с.
69. Советский Союз в борьбе за разоружение. Сборник документов / Министерство иностранных дел СССР. - М.: Политиздат, 1977. - 280 с.
70. Современные проблемы космического права. Сборник статей / Переводы / Вступительная статья Е.А.Коровина, Г.П.Жукова. - М.: Изд-во иностранной литературы. - 1963.-400 с.
71. Тенденции развития космического права / Отв. ред. А.С.Пирадов. - М.: Наука, 1971. — 243 с.
72. Технологический прогресс и современные международные отношения: Учебник / А.В.Крутских, А.В.Торкунов, В.В.Ничков и др.; Под общ. ред. А.В.Крутских. - Московский государственный институт международных отношений (МГИМО - Университет) МИД России. - М.: Просвещение, 2004. - 448 с.
73. Хозин Г.С. Великое противостояние в космосе (СССР - США). Свидетельства очевидца. - М.: Вече, 2001.-416 с.
74.Черкас C.B. Современные политико-правовые проблемы военнокосмической деятельности и основы методологии их исследования. - М.: Международные отношения, 1995.-532 с.
75. Шевцов А., Шумбасов В. Предотвращение милитаризации космоса: политико- правовые аспекты проблемы // Нераспространение и контроль над вооружениями. - 2002.-№4(16).-С. 41-46.
76. Яковенко A.B. Прогрессивное развитие международного космического права. Актуальные проблемы. - М.: Международные отношения, 1999. - 168 с.
77. Яковенко A.B. Современные космические проекты: международно - правовые проблемы. - М.: Международные отношения, 2000. - 272 с.
78. Яковенко A.B. Всемирная конференция по космосу / Космос на рубеже
тысячелетий. ЮНИСПЕЙС-Ш: документы и материалы. - М.:
Международные отношения, 2000. - С. 5-13.
1. Air and Space Power in the New Millennium / Edited by Daniel Goure and Christopher M. Szara. Significant Issues Series. - Center for Strategic and International Security Studies. - Washington, D.C. - 1997. - Volume XIX, Number 4.-172 p.
2. Almond H. Harry, Jr. Space Without Weapons I I Space Without Weapons / Proceedings of the Symposium held on October 25-27, 1989 / Edited by Nicolas Mateesco Matte. - Centre for Research of Air and Space Law. McGill University, Montreal, Canada. - P. 109-136.
3. Berry Nicholas. Existing Legal Constrains on Space Weaponry // The Defence Monitor. - 2001.-VolumeXXX,Number2.-February. - P. 15-18.
4. Bundy McGeorge, Kennan F. George, McNamara S. Robert, Smith Gerard. The President's Choice: Star Wars or Arms Control // Foreign Affairs. - 1984/85. - Winter. - P. 264-278.
5. Bunn George, Rhinelander John. Outer Space Treaty May Ban Strike Weapons // Arms Control Today. - 2002. - Vol.32, No. 5. - June. - P. 24.
6. Coyle E. Philip and Rhinelander B. John. Drawing the Line: The Pass to Controlling Weapons in Space // Disarmament diplomacy. - 2002. — Issue No. 66. - September. - P. 3-7.
7. Coyle E. Philip and Rhinelander B. John. National Missile Defense and the ABM Treaty: No need to Wreck the Accord // World Policy Journal. - 2002. -Vol. 18. - March. - P. 15-22.
8. Driscoll Colleen. A Window of Opportunity for the United Nations: Outer Space for the Benefit of All Humanity. - Center for UN Reform Education. - 2003. - March. - 160 p.
9. Dora Bryan. The Weaponisation of Space: Justification and Consequences // New Zealand International Review. - 2005. - Vol. XXX, No. 3. - May/June. - P. 2-5.
10. Empty Promise. The Growing Case Against Star Wars. The Union of Concerned Scientists / Edited by John Tirman. - Beacon Press, Boston. - 1986. - 238 p.
11. Goldblat Jozef. Efforts to Control Arms in Outer Space // Security Dialogue. - 2003. - Vol. 34, № l.-March.-P. 103-108.
12. Gorove Stephen. Space Without Weapons: International Legal Aspects of Weapons and Harms // Space Without Weapons / Proceedings of the Symposium held on October 25-27, 1989 / Edited by Nicolas Mateesco Matte. - Centre for Research of Air and Space Law. McGill University, Montreal, Canada. - P. 23-42.
13. Graham Thomas. Beware of Fracturing Peace in Space // Globe and Mail. -
2002. - March/April.
14. Graham Thomas. International Law and the Military Uses of Space // Disarmament Diplomacy. - 2002. - Issue 63. - March/April.
15. Johnson Rebecca. Multilateral Approaches to Preventing the Weaponisation of Space // Disarmament Diplomacy. - 2001. - Issue № 56. - April. - P. 8-16.
16. Johnson Rebecca. Security Without Weapons in Space: Making Space for Security? United Nations Institute for Disarmament Research // Disarmament Forum. - One, 2003. - P. 53-66.
17. Hitchens Theresa. U.S. Space Policy: Time to Stop and Think // Disarmament Diplomacy. - 2002. - Issue № 67. - October/November. - P. 15-32.
18. Hitchens Theresa. Making Progress: Opportunities for Improving Space Security // Pugwash Workshop on Preserving the Non-Weaponization of Space. - Castellon de la Plana, Spain, 22-24 May 2003.
19. Krepon Michael. The Misguided Drive Toward Anti-satellite Weapons // Foreign Affairs. - 2001. - Vol. 80(3). - May/June. - P. 2-8.
20. Krepon Michael and Heller Michael. A Model Code of Conduct for Space Assurance // Disarmament Diplomacy. - 2004. - Issue № 77. - May/June.
21. Krepon Michael with Clary Christopher. Space Assurance or Space Dominance? The Case Against Weaponizing Space. - The Henry L. Stimson Center. - 2003. - 132 p.
22. Мольц К. Ядерные испытания в космосе. Договор о запрещении испытаний в трех средах и Договор об использовании космического пространства: уроки для сегодняшних политиков // Ракеты и космос. - 2001. - Зима. - Том 1. - № 3. - С. 9-12.
23. Moltz James Clay. Breaking the Deadlock on Space Arms Control // Arms Control Today. - 2002. - Vol. 32. - April. - P. 3-9.
24. Нозари Фариборз. Космическое право. - М.: Юридическая литература. - 1979. - 230 с.
25.Outer Space and Global Security / United Nations Institute for Disarmament Research. - Geneva, Switzerland; Project Ploughshares Canada, Waterloo, Canada; The Simons Centre for Peace and Disarmament Studies, Vancouver, Canada. - 2003. - 92 p.
26.Outer Space in the 1990's: the Role of Arms Control: Security, Technical and Legal Implications // Proceedings of the Symposium held on November 11-13, 1992 / Edited by Nicolas Mateesco Matte. - Centre for Research of Air and Space Law. McGill University, Montreal, Canada. - 258 p.
27. Report of the Commission to Assess United States National Security Space Management and Organization. - Washington, D.C. (Public Law 106-65). - 11.01.2001. - http://www.space.gov/docs/fullreport.pdf
28. Rumsfeld H. Donald. Transforming the Military // Foreign Affairs. - 2002. - May/June. - P. 20-32.
29. Саган Карл. Космос: Эволюция Вселенной, жизни и цивилизации / Пер. с англ. А. Сергеева. - СПб.: Амфора. ТИД Амфора. - 2004. - 525 с.
30.Sirak Michael. Battle for Space // Jane's Defence Weekly. - 2005. - 5 October. - Vol. 42, Issue 40. - P. 24-29.
31.Space Security 2003. A Research Report Prepared for the International Security Bureau of the Department of Foreign Affairs. - Ottawa, Canada. - 2004. - March. - 52 p.
32.Space Without Weapons // Proceedings of the Symposium held on October 25-27, 1989 / Edited by Nicolas Mateesco Matte. - Centre for Research of Air and Space Law. McGill University, Montreal, Canada. -178 p.
33.Stares Paul Brian. Space Without Weapons: Outline of Talk / Space Without Weapons / Proceedings of the Symposium held on October 25-27, 1989 / Edited by Nicolas Mateesco Matte. - Centre for Research of Air and Space Law. McGill University, Montreal, Canada. - P. 167-168.
34. United States Space Command's Vision for 2020. http://www.fas.org/spp/military/docops/usspac/visbook.pdf>.
35. White E. Robert. Preserving Space for Peaceful Use: A Case for a New Space Treaty / Centre for Peace Studies. - Auckland, New Zealand. - 2001. - http: // www.converge.org.nz/pma/sptreaty.doc
36. Wright David, Grego Laura. Anti-Satellite Capabilities of Planned US Missile Defence Systems // Disarmament Diplomacy. - 2002. - Issue № 68. - December/January. - P. 7-10.