СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (И.О.Фамилия)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
СОТРУДНИЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Педагогические основы сотрудничества учителей и родителей в
воспитательном процессе 6
1.2. Формы, методы и функции сотрудничества учителей и
родителей 10
1.3. Проблемы организации сотрудничества педагога и родителей 16
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
СОТРУДНИЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 21
2.1. Диагностика сотрудничества школы и семьи 21
2.2. Разработка и апробация программы организации сотрудничества
родителей и учителей 32
2.3. Анализ эффективности экспериментальной деятельности по
организации сотрудничества учителей и родителей 41
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Приложения
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
СОТРУДНИЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Педагогические основы сотрудничества учителей и родителей в
воспитательном процессе 6
1.2. Формы, методы и функции сотрудничества учителей и
родителей 10
1.3. Проблемы организации сотрудничества педагога и родителей 16
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
СОТРУДНИЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 21
2.1. Диагностика сотрудничества школы и семьи 21
2.2. Разработка и апробация программы организации сотрудничества
родителей и учителей 32
2.3. Анализ эффективности экспериментальной деятельности по
организации сотрудничества учителей и родителей 41
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Приложения
Роль семейного воспитания в процессе формирования личности ребенка очень высока, так как те качества, что были привиты в семье, сохраняются на всю жизнь. Как говорил В.А. Сухомлинский «Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью». К сожалению, многие родители, не имея педагогического образования, не зная возрастных особенностей детей, в некоторых случаях не могут помочь своему ребенку преодолеть кризис определенного возраста, решить какую-то проблему, справится с трудной задачей, их учебно-воспитательная деятельность строится на основании интуиции. Здесь на помощь может прийти школа, как социальный институт. Тесное сотрудничество между школой, в лице классного руководителя, и семьей, в частности родителями, взаимодействии этих социальных институтов способствует гармоничному развитию младших школьников на ступени начального образования. Сотрудничество - это совместная деятельность, направленная на достижение единых целей, это общая задача взаимодействия семьи и школы, разграничение функций сотрудничающих сторон, взаимная помощь в реализации задач воспитательного и образовательного процессов.
Актуальность выбранной темы подтверждает все вышесказанное, ведь именно при условии тесного сотрудничества учителей и родителей возможно успешное решение задач воспитания младших школьников.
Вопросы семейного воспитания, взаимодействия родителей и школы, обеспечение эффективного сотрудничества между ними раскрыты в трудах: Е.В. Губанихиной, Н. Джексон, В.А. Кольцова, А.Ю. Коджаспирова, А.М. Коджаспировой, Т.К. Ким, Л.И. Савинова, М.А. Мазаловой, М.М. Прокопьевой, Г.Ф. Шафранова-Гуцева, и др.
Анализ научно-методической литературы позволил выявить противоречие между позицией родителей, стремящихся решать задачи воспитания своего ребенка, но не всегда обладающих достаточным уровнем знаний, а с другой стороны позицией учителя не всегда заинтересованного во взаимодействии с родителями.
Выделенные противоречия позволили обозначить проблему сотрудничества семьи и школы в вопросах воспитания личности школьника. Зачастую педагоги обвиняют семью в недостаточной степени воспитания, участия, контроля, заинтересованности в жизни ребенка. В это же время родители имеют претензии к педагогам, обвиняя их либо в предвзятости, либо в незаинтересованности, а то и в низком профессиональном уровне и невысоких моральных качествах. В результате такой ситуации конфликта страдают дети.
Цель выпускной квалификационной работы: изучить, теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем обосновать целесообразность и эффективность организации сотрудничества между учителями и родителями в воспитании младших школьников.
Объект исследования: процесс сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников.
Предмет исследования: формы и методы взаимодействия учителя и семьи.
Г ипотеза: тесное сотрудничество учителей и родителей может
способствовать положительному отношению родителей к школе и их готовности к взаимодействию с классным руководителем в воспитании младших школьников.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по вопросам взаимодействия и сотрудничества учителей и родителей.
2. Выявить исходный уровень сотрудничества родителей и учителей МБОУ «Тимяшевская СОШ» Лениногорского района.
3. Разработать эффективную программу сотрудничества семьи и школы в вопросах воспитания младших школьников.
4. Оценить результативность опытно-экспериментальной
деятельности по организации сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников.
Методы исследования:
- теоретический (анализ научно-методической литературы по теме исследования);
- эмпирический (методика «Сотрудничество семьи и школы»);
- методы математической и статистической обработки информации.
Этапы исследования:
I. Констатирующий этап (октябрь-ноябрь 2018г.). Анализ психологопедагогической и методической литературы по теме исследования. Диагностика уровня сотрудничества учителей и родителей младших школьников.
II. Формирующий этап (ноябрь 2018-январь 2019г.). Разработка программы сотрудничества учителей и родителей в вопросах воспитания младших школьников и ее реализации с участниками экспериментальной деятельности в рамках формирующего этапа ВКР.
III. Контрольный этап (январь-апрель 2019г.). Подведение итогов, обобщение и описание результатов опытно-экспериментальной деятельности по организации сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников.
База исследовательской деятельности: МБОУ «Тимяшевская СОШ» Лениногорского района.
Практическая значимость: результаты исследования, а также
разработанная программа сотрудничества учителей и родителей в воспитании школьников могут быть полезны образовательным учреждениям с целью повышения эффективности воспитательного процесса.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Актуальность выбранной темы подтверждает все вышесказанное, ведь именно при условии тесного сотрудничества учителей и родителей возможно успешное решение задач воспитания младших школьников.
Вопросы семейного воспитания, взаимодействия родителей и школы, обеспечение эффективного сотрудничества между ними раскрыты в трудах: Е.В. Губанихиной, Н. Джексон, В.А. Кольцова, А.Ю. Коджаспирова, А.М. Коджаспировой, Т.К. Ким, Л.И. Савинова, М.А. Мазаловой, М.М. Прокопьевой, Г.Ф. Шафранова-Гуцева, и др.
Анализ научно-методической литературы позволил выявить противоречие между позицией родителей, стремящихся решать задачи воспитания своего ребенка, но не всегда обладающих достаточным уровнем знаний, а с другой стороны позицией учителя не всегда заинтересованного во взаимодействии с родителями.
Выделенные противоречия позволили обозначить проблему сотрудничества семьи и школы в вопросах воспитания личности школьника. Зачастую педагоги обвиняют семью в недостаточной степени воспитания, участия, контроля, заинтересованности в жизни ребенка. В это же время родители имеют претензии к педагогам, обвиняя их либо в предвзятости, либо в незаинтересованности, а то и в низком профессиональном уровне и невысоких моральных качествах. В результате такой ситуации конфликта страдают дети.
Цель выпускной квалификационной работы: изучить, теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем обосновать целесообразность и эффективность организации сотрудничества между учителями и родителями в воспитании младших школьников.
Объект исследования: процесс сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников.
Предмет исследования: формы и методы взаимодействия учителя и семьи.
Г ипотеза: тесное сотрудничество учителей и родителей может
способствовать положительному отношению родителей к школе и их готовности к взаимодействию с классным руководителем в воспитании младших школьников.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по вопросам взаимодействия и сотрудничества учителей и родителей.
2. Выявить исходный уровень сотрудничества родителей и учителей МБОУ «Тимяшевская СОШ» Лениногорского района.
3. Разработать эффективную программу сотрудничества семьи и школы в вопросах воспитания младших школьников.
4. Оценить результативность опытно-экспериментальной
деятельности по организации сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников.
Методы исследования:
- теоретический (анализ научно-методической литературы по теме исследования);
- эмпирический (методика «Сотрудничество семьи и школы»);
- методы математической и статистической обработки информации.
Этапы исследования:
I. Констатирующий этап (октябрь-ноябрь 2018г.). Анализ психологопедагогической и методической литературы по теме исследования. Диагностика уровня сотрудничества учителей и родителей младших школьников.
II. Формирующий этап (ноябрь 2018-январь 2019г.). Разработка программы сотрудничества учителей и родителей в вопросах воспитания младших школьников и ее реализации с участниками экспериментальной деятельности в рамках формирующего этапа ВКР.
III. Контрольный этап (январь-апрель 2019г.). Подведение итогов, обобщение и описание результатов опытно-экспериментальной деятельности по организации сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников.
База исследовательской деятельности: МБОУ «Тимяшевская СОШ» Лениногорского района.
Практическая значимость: результаты исследования, а также
разработанная программа сотрудничества учителей и родителей в воспитании школьников могут быть полезны образовательным учреждениям с целью повышения эффективности воспитательного процесса.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Сотрудничество - это совместная деятельность, направленная на достижение единых целей, это общая задача взаимодействия семьи и школы, разграничение функций сотрудничающих сторон, взаимная помощь в реализации задач воспитательного и образовательного процессов.
То есть, сотрудничество - это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности учеников и взрослых (учителей и родителей), основанная на взаимопонимании, проникновении в духовный мир друг друга, на коллективном анализе хода и результата деятельности. Тогда педагогическое сотрудничество - двухсторонний процесс предполагающий взаимодействие, как минимум, двух субъектов образовательного процесса.
Тема взаимодействия учителей и родителей, сотрудничества школы и семьи актуальна как десятилетия назад, так и на сегодняшний день. Вопросы семейного воспитания, взаимодействия родителей и школы, обеспечение эффективного сотрудничества между ними раскрыты в трудах: Е.В.
Губанихиной, Н. Джексон, В.А. Кольцова, А.Ю. Коджаспирова, А.М. Коджаспировой, Т.К. Ким, Л.И. Савинова, М.А. Мазаловой, М.М. Прокопьевой, Г.Ф. Шафранова-Гуцева, и др.
В рамках выпускной квалификационной работы была поставлена цель - изучить, теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем обосновать целесообразность и эффективность организации сотрудничества между учителями и родителями в воспитании младших школьников.
Выдвинута гипотеза - тесное сотрудничество учителей и родителей может способствовать положительному отношению родителей к школе и их готовности к взаимодействию с классным руководителем в воспитании младших школьников.
Для достижения поставленной цели было проведено опытноэкспериментальное исследование, состоящее из трех этапов:
1. Констатирующий. Цель: выявить уровень сотрудничества учителей и родителей младших школьников.
2. Формирующий. Цель: разработать и реализовать программу
целенаправленной работы по сотрудничеству с семьями обучающихся, способствующую формированию эффективной системы взаимодействия педагога и родителей в процессе воспитания школьников.
3. Контрольный. Цель: повторная диагностика уровня сотрудничества педагогов и родителей для оценки эффективности использования программы формирующего этапа.
Результаты констатирующего этапа эмпирической части исследования позволили сделать выводы о необходимости:
- формирования мотивации родителей для сотрудничества со школой и классным руководителем;
- моральной готовности педагогов к неприятию их идей со стороны родителей;
- наличие четкой системы работы с родителями;
- работы с родителями на родительских собраниях, в родительских комитетах, индивидуального консультирования со стороны классного руководителя.
В рамках формирующего этапа выпускной квалификационной работы была разработана программа организации сотрудничества школы с родителями школьников «Семья и школа - на встречу друг другу!», направленная на установление доверительных партнерских отношений с семьей каждого ученика. Реализация данной программы способствовала формированию мотивации родителей к сотрудничеству с классным руководителем, формированию эффективной системы взаимодействия педагога и родителей в решении воспитательных задач.
На заключительном этапе исследования была проведена повторная диагностика уровня сотрудничества педагогов и родителей для оценки эффективности использования программы формирующего этапа. Сделаны выводы об увеличении показателя активности родителей и их предрасположенности к взаимодействию с классным руководителем. Родители стали более открытыми по отношению к классному руководителю, что проявляется в манере общения от сухого и сдержанного к более доверительному. Особым достижением реализации данной программы является частичное снятие психологического барьера нежелания одной из родительниц взаимодействовать с классным руководителем. Пусть проблема еще не до конца решена, но сделаны первые шаги.
Результаты констатирующего этапа позволили обосновать целесообразность и эффективность организации сотрудничества между учителями и родителями в воспитании младших школьников. Внедрение программы организации сотрудничества семьи и школы позволило достичь положительной динамики по каждому из основных параметров сотрудничества, выделенных в методике.
Таким образом, в результате анализа научно-методической литературы, опытно-экспериментальной деятельности по теме исследования были сделаны выводы о том, что задачи организации сотрудничества учителей и родителей, их гармоничного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе могут быть решены и при заинтересованности сторон процесс воспитания младшего школьника может наиболее эффективным.
Гипотеза о том, что тесное сотрудничество учителей и родителей может способствовать положительному отношению родителей к школе и их готовности к взаимодействию с классным руководителем в воспитании младших школьников, в процессе опытно-экспериментальной деятельности подтвердилась, цель исследовательской работы достигнута.
То есть, сотрудничество - это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности учеников и взрослых (учителей и родителей), основанная на взаимопонимании, проникновении в духовный мир друг друга, на коллективном анализе хода и результата деятельности. Тогда педагогическое сотрудничество - двухсторонний процесс предполагающий взаимодействие, как минимум, двух субъектов образовательного процесса.
Тема взаимодействия учителей и родителей, сотрудничества школы и семьи актуальна как десятилетия назад, так и на сегодняшний день. Вопросы семейного воспитания, взаимодействия родителей и школы, обеспечение эффективного сотрудничества между ними раскрыты в трудах: Е.В.
Губанихиной, Н. Джексон, В.А. Кольцова, А.Ю. Коджаспирова, А.М. Коджаспировой, Т.К. Ким, Л.И. Савинова, М.А. Мазаловой, М.М. Прокопьевой, Г.Ф. Шафранова-Гуцева, и др.
В рамках выпускной квалификационной работы была поставлена цель - изучить, теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем обосновать целесообразность и эффективность организации сотрудничества между учителями и родителями в воспитании младших школьников.
Выдвинута гипотеза - тесное сотрудничество учителей и родителей может способствовать положительному отношению родителей к школе и их готовности к взаимодействию с классным руководителем в воспитании младших школьников.
Для достижения поставленной цели было проведено опытноэкспериментальное исследование, состоящее из трех этапов:
1. Констатирующий. Цель: выявить уровень сотрудничества учителей и родителей младших школьников.
2. Формирующий. Цель: разработать и реализовать программу
целенаправленной работы по сотрудничеству с семьями обучающихся, способствующую формированию эффективной системы взаимодействия педагога и родителей в процессе воспитания школьников.
3. Контрольный. Цель: повторная диагностика уровня сотрудничества педагогов и родителей для оценки эффективности использования программы формирующего этапа.
Результаты констатирующего этапа эмпирической части исследования позволили сделать выводы о необходимости:
- формирования мотивации родителей для сотрудничества со школой и классным руководителем;
- моральной готовности педагогов к неприятию их идей со стороны родителей;
- наличие четкой системы работы с родителями;
- работы с родителями на родительских собраниях, в родительских комитетах, индивидуального консультирования со стороны классного руководителя.
В рамках формирующего этапа выпускной квалификационной работы была разработана программа организации сотрудничества школы с родителями школьников «Семья и школа - на встречу друг другу!», направленная на установление доверительных партнерских отношений с семьей каждого ученика. Реализация данной программы способствовала формированию мотивации родителей к сотрудничеству с классным руководителем, формированию эффективной системы взаимодействия педагога и родителей в решении воспитательных задач.
На заключительном этапе исследования была проведена повторная диагностика уровня сотрудничества педагогов и родителей для оценки эффективности использования программы формирующего этапа. Сделаны выводы об увеличении показателя активности родителей и их предрасположенности к взаимодействию с классным руководителем. Родители стали более открытыми по отношению к классному руководителю, что проявляется в манере общения от сухого и сдержанного к более доверительному. Особым достижением реализации данной программы является частичное снятие психологического барьера нежелания одной из родительниц взаимодействовать с классным руководителем. Пусть проблема еще не до конца решена, но сделаны первые шаги.
Результаты констатирующего этапа позволили обосновать целесообразность и эффективность организации сотрудничества между учителями и родителями в воспитании младших школьников. Внедрение программы организации сотрудничества семьи и школы позволило достичь положительной динамики по каждому из основных параметров сотрудничества, выделенных в методике.
Таким образом, в результате анализа научно-методической литературы, опытно-экспериментальной деятельности по теме исследования были сделаны выводы о том, что задачи организации сотрудничества учителей и родителей, их гармоничного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе могут быть решены и при заинтересованности сторон процесс воспитания младшего школьника может наиболее эффективным.
Гипотеза о том, что тесное сотрудничество учителей и родителей может способствовать положительному отношению родителей к школе и их готовности к взаимодействию с классным руководителем в воспитании младших школьников, в процессе опытно-экспериментальной деятельности подтвердилась, цель исследовательской работы достигнута.



