Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (И.О.Фамилия)

Работа №38862

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
469
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
СОТРУДНИЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Педагогические основы сотрудничества учителей и родителей в
воспитательном процессе 6
1.2. Формы, методы и функции сотрудничества учителей и
родителей 10
1.3. Проблемы организации сотрудничества педагога и родителей 16
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
СОТРУДНИЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 21
2.1. Диагностика сотрудничества школы и семьи 21
2.2. Разработка и апробация программы организации сотрудничества
родителей и учителей 32
2.3. Анализ эффективности экспериментальной деятельности по
организации сотрудничества учителей и родителей 41
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Приложения

Роль семейного воспитания в процессе формирования личности ребенка очень высока, так как те качества, что были привиты в семье, сохраняются на всю жизнь. Как говорил В.А. Сухомлинский «Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью». К сожалению, многие родители, не имея педагогического образования, не зная возрастных особенностей детей, в некоторых случаях не могут помочь своему ребенку преодолеть кризис определенного возраста, решить какую-то проблему, справится с трудной задачей, их учебно-воспитательная деятельность строится на основании интуиции. Здесь на помощь может прийти школа, как социальный институт. Тесное сотрудничество между школой, в лице классного руководителя, и семьей, в частности родителями, взаимодействии этих социальных институтов способствует гармоничному развитию младших школьников на ступени начального образования. Сотрудничество - это совместная деятельность, направленная на достижение единых целей, это общая задача взаимодействия семьи и школы, разграничение функций сотрудничающих сторон, взаимная помощь в реализации задач воспитательного и образовательного процессов.
Актуальность выбранной темы подтверждает все вышесказанное, ведь именно при условии тесного сотрудничества учителей и родителей возможно успешное решение задач воспитания младших школьников.
Вопросы семейного воспитания, взаимодействия родителей и школы, обеспечение эффективного сотрудничества между ними раскрыты в трудах: Е.В. Губанихиной, Н. Джексон, В.А. Кольцова, А.Ю. Коджаспирова, А.М. Коджаспировой, Т.К. Ким, Л.И. Савинова, М.А. Мазаловой, М.М. Прокопьевой, Г.Ф. Шафранова-Гуцева, и др.
Анализ научно-методической литературы позволил выявить противоречие между позицией родителей, стремящихся решать задачи воспитания своего ребенка, но не всегда обладающих достаточным уровнем знаний, а с другой стороны позицией учителя не всегда заинтересованного во взаимодействии с родителями.
Выделенные противоречия позволили обозначить проблему сотрудничества семьи и школы в вопросах воспитания личности школьника. Зачастую педагоги обвиняют семью в недостаточной степени воспитания, участия, контроля, заинтересованности в жизни ребенка. В это же время родители имеют претензии к педагогам, обвиняя их либо в предвзятости, либо в незаинтересованности, а то и в низком профессиональном уровне и невысоких моральных качествах. В результате такой ситуации конфликта страдают дети.
Цель выпускной квалификационной работы: изучить, теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем обосновать целесообразность и эффективность организации сотрудничества между учителями и родителями в воспитании младших школьников.
Объект исследования: процесс сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников.
Предмет исследования: формы и методы взаимодействия учителя и семьи.
Г ипотеза: тесное сотрудничество учителей и родителей может
способствовать положительному отношению родителей к школе и их готовности к взаимодействию с классным руководителем в воспитании младших школьников.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по вопросам взаимодействия и сотрудничества учителей и родителей.
2. Выявить исходный уровень сотрудничества родителей и учителей МБОУ «Тимяшевская СОШ» Лениногорского района.
3. Разработать эффективную программу сотрудничества семьи и школы в вопросах воспитания младших школьников.
4. Оценить результативность опытно-экспериментальной
деятельности по организации сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников.
Методы исследования:
- теоретический (анализ научно-методической литературы по теме исследования);
- эмпирический (методика «Сотрудничество семьи и школы»);
- методы математической и статистической обработки информации.
Этапы исследования:
I. Констатирующий этап (октябрь-ноябрь 2018г.). Анализ психологопедагогической и методической литературы по теме исследования. Диагностика уровня сотрудничества учителей и родителей младших школьников.
II. Формирующий этап (ноябрь 2018-январь 2019г.). Разработка программы сотрудничества учителей и родителей в вопросах воспитания младших школьников и ее реализации с участниками экспериментальной деятельности в рамках формирующего этапа ВКР.
III. Контрольный этап (январь-апрель 2019г.). Подведение итогов, обобщение и описание результатов опытно-экспериментальной деятельности по организации сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников.
База исследовательской деятельности: МБОУ «Тимяшевская СОШ» Лениногорского района.
Практическая значимость: результаты исследования, а также
разработанная программа сотрудничества учителей и родителей в воспитании школьников могут быть полезны образовательным учреждениям с целью повышения эффективности воспитательного процесса.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сотрудничество - это совместная деятельность, направленная на достижение единых целей, это общая задача взаимодействия семьи и школы, разграничение функций сотрудничающих сторон, взаимная помощь в реализации задач воспитательного и образовательного процессов.
То есть, сотрудничество - это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности учеников и взрослых (учителей и родителей), основанная на взаимопонимании, проникновении в духовный мир друг друга, на коллективном анализе хода и результата деятельности. Тогда педагогическое сотрудничество - двухсторонний процесс предполагающий взаимодействие, как минимум, двух субъектов образовательного процесса.
Тема взаимодействия учителей и родителей, сотрудничества школы и семьи актуальна как десятилетия назад, так и на сегодняшний день. Вопросы семейного воспитания, взаимодействия родителей и школы, обеспечение эффективного сотрудничества между ними раскрыты в трудах: Е.В.
Губанихиной, Н. Джексон, В.А. Кольцова, А.Ю. Коджаспирова, А.М. Коджаспировой, Т.К. Ким, Л.И. Савинова, М.А. Мазаловой, М.М. Прокопьевой, Г.Ф. Шафранова-Гуцева, и др.
В рамках выпускной квалификационной работы была поставлена цель - изучить, теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем обосновать целесообразность и эффективность организации сотрудничества между учителями и родителями в воспитании младших школьников.
Выдвинута гипотеза - тесное сотрудничество учителей и родителей может способствовать положительному отношению родителей к школе и их готовности к взаимодействию с классным руководителем в воспитании младших школьников.
Для достижения поставленной цели было проведено опытноэкспериментальное исследование, состоящее из трех этапов:
1. Констатирующий. Цель: выявить уровень сотрудничества учителей и родителей младших школьников.
2. Формирующий. Цель: разработать и реализовать программу
целенаправленной работы по сотрудничеству с семьями обучающихся, способствующую формированию эффективной системы взаимодействия педагога и родителей в процессе воспитания школьников.
3. Контрольный. Цель: повторная диагностика уровня сотрудничества педагогов и родителей для оценки эффективности использования программы формирующего этапа.
Результаты констатирующего этапа эмпирической части исследования позволили сделать выводы о необходимости:
- формирования мотивации родителей для сотрудничества со школой и классным руководителем;
- моральной готовности педагогов к неприятию их идей со стороны родителей;
- наличие четкой системы работы с родителями;
- работы с родителями на родительских собраниях, в родительских комитетах, индивидуального консультирования со стороны классного руководителя.
В рамках формирующего этапа выпускной квалификационной работы была разработана программа организации сотрудничества школы с родителями школьников «Семья и школа - на встречу друг другу!», направленная на установление доверительных партнерских отношений с семьей каждого ученика. Реализация данной программы способствовала формированию мотивации родителей к сотрудничеству с классным руководителем, формированию эффективной системы взаимодействия педагога и родителей в решении воспитательных задач.
На заключительном этапе исследования была проведена повторная диагностика уровня сотрудничества педагогов и родителей для оценки эффективности использования программы формирующего этапа. Сделаны выводы об увеличении показателя активности родителей и их предрасположенности к взаимодействию с классным руководителем. Родители стали более открытыми по отношению к классному руководителю, что проявляется в манере общения от сухого и сдержанного к более доверительному. Особым достижением реализации данной программы является частичное снятие психологического барьера нежелания одной из родительниц взаимодействовать с классным руководителем. Пусть проблема еще не до конца решена, но сделаны первые шаги.
Результаты констатирующего этапа позволили обосновать целесообразность и эффективность организации сотрудничества между учителями и родителями в воспитании младших школьников. Внедрение программы организации сотрудничества семьи и школы позволило достичь положительной динамики по каждому из основных параметров сотрудничества, выделенных в методике.
Таким образом, в результате анализа научно-методической литературы, опытно-экспериментальной деятельности по теме исследования были сделаны выводы о том, что задачи организации сотрудничества учителей и родителей, их гармоничного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе могут быть решены и при заинтересованности сторон процесс воспитания младшего школьника может наиболее эффективным.
Гипотеза о том, что тесное сотрудничество учителей и родителей может способствовать положительному отношению родителей к школе и их готовности к взаимодействию с классным руководителем в воспитании младших школьников, в процессе опытно-экспериментальной деятельности подтвердилась, цель исследовательской работы достигнута.



1. Приказ министерства образования и науки Российской федерации от 18 декабря 2012г. №1060 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373». - Зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013г. №26993.
2. Приказ министерства образования и науки Российской федерации от 6 октября 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». - Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009г. №15785.
3. Распоряжение правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025». - М.: Российская газета - Федеральный выпуск, 2015. - № 6693 (122).
4. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. - М.: Омега-Л, 2014. - 134с.
Стандарты:
5. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от. 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 12. - 22.03.2010; Российская газета. - 2011. - 16 фев. - № 5408.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвящение, 2016. - 53с.
Словари:
7. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: , 2000. - 937 с.
8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Би-Бад. - М.: Большая рос. Энциклопедия, 2012. - 528с.
Учебники и учебные пособия:
9. Аудмайкер К. Все на одного: Как защитить ребенка от травли в школе / К. Аудмайкер. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 152с.
10. Адлер А. Индивидуальная психология и развитие ребенка / А. Адлер. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2018. - 167с.
11. Джексон Н. Классный учитель: как работать с трудными
учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии: учебное пособие / Н. Джексон. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 286с.
12. Ильин Г.Л. Инновации в образовании: учебное пособие / Г.Л. Ильин. - М.: - Прометей, 2015. - 425с.
13. Ким Т.К. Семья как субъект взаимодействия со школой: учебное пособие / Т.К. Ким. - М.: Прометей, 2013. - 166с.
14. Коджаспиров А.Ю. Психолого-педагогическая безопасность образовательной среды детских учреждений / А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова. - М.: Проспект, 2017. - 464с.
15. Маракушина И.Г. Педагогическая психология / И.Г. Маракушина. - Архангельск: САФУ, 2014. - 286с.
16. Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей - 6-е изд. перераб. и доп. / Л.И. Савинов, Е.В. Камышова. - М.: Дашков и К°, 2014. - 260с.
17. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия в условиях реализации новых стандартов / под ред. О.А. Щекиной. - Спб.: Спб АППО,
2014. - 90с.
18. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире / под ред. В.А. Кольцова. - М. Институт психологии РАН, 2013. - 956с.
19. Темплар Р. Правила родителей пер. с англ. - 7-е изд. перераб. и доп. / Р. Темплар. - М.: Альпина нон-фикшн, 2016. - 271с.
20. Шафранов-Гуцев Г.Ф. Социология современного образования / Г.Ф. Шафранов-Гуцев. - М.: Логос, 2016. - 431с.
Периодическая печать:
21. Андреева С.И. Сотрудничество учителей с родителями: учимся вместе / С.И. Андреева, А.А. Фоменко // Современное образование Витебщины,
2017. - № 2(6). - с. 22-25.
22. Бессонова В.Г. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс / В.Г. Бессонова // Начальная школа, 2016. - № 8. - с. 6-8.
23. Волокитина Ю.Н. Взаимодействие семьи школы в решении психологических, социально-педагогических и физиологических проблем адаптации первоклассников к школе / Ю.Н. Волокитина, О.И. Баранова // Концепт, 2017. - Т.24. - с. 37-41.
24. Воробьева Н.А. Сотрудничество школы и семьи как залог успешной социализации нравственной личности школьника / Н.А. Воробьева // VI Международная студенческая научная конференция, 2014. - [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://scienceforum.ru/2014/article/201406108/
25. Галина А.И. Формы и методы взаимодействия учителя с родителями младших школьников / А. И. Галина, Н.А. Головнева // VII Международная студенческая научная конференция, 2015. - [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015016538/
26. Губанихина Е.В. Подготовка учителя начальных классов к продуктивному взаимодействию с семьей / Е.В. Губанихина // Начальная школа, 2016. - № 12. - с. 3-7.
27. Гурьянова Т.А. Трудности взаимодействия молодых учителей с родителями / Т.А. Гурьянова // Вестник Алтайского государственного педагогического университета, 2017. - с. 38-40.
28. Дементьева И.Ф. Семья и школа: партнерство или противостояние?
/ И.Ф. Дементьева // Проблемы современного образования, 2014. -
[Электронный ресурс]. - режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/semya-i- shkola-partnerstvo-ilil-protivostoyanie/
29. Евстропова Е.В. Проблема сотрудничества педагога и родителей в современном образовательном процессе / Е.В. Евстропова // VII Международная студенческая научная конференция, 2015. - [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015011636/
30. Лапагина Н.В. Современные формы взаимодействия с родителями /
Н.В. Лапагина // Социальная сеть работников образования nsportal, 2017. - [Электронный ресурс]. - режим доступа:
https://nsportal. ru/2017/03/14/sovremennye-formy-vzaimodeystviya-s-roditelyami/
31. Мазалова М.А. Взаимодействие школы и семьи: историкопедагогический аспект / М.А. Мазалова // Начальная школа, 2014. - № 11. - с. 43-46.
32. Майер А.А. «Общественный договор» о сотрудничестве педагогов и родителей в игровой форме / А.А. Майер // Педагогика и образование, 2015. - №4. - с. 89-91.
33. Микерова Г.Ж. Взаимодействие семьи и образовательных
учреждений в организаторской деятельности педагога / Г.Ж. Микерова // Концепт, 2015. - [Электронный ресурс]. - режим доступа:
http://www.covenok.ru/koncept/2015/1232.html.
34. Минина Н.Н. Сопровождение детей из семей мигрантов / Н.Н. Минина // Начальная школа, 2014. - № 9. - с. 18-19.
35. Нимаева Е.Г. Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие / Е.Г. Нимаева // Образование и воспитание, 2016. - № 3. - с. 53-54.
36. Петровичева А.А. Взаимодействие семьи, школы и социума / А.А. Петровичева // Молодой ученый, 2016. - № 5. - с. 723-727.
37. Пистун Ю.В. Особенности взаимодействия педагога с родителями в условиях реализации ФГОС / Ю.В. Пистун, Г.П. Ковачева // Инновационные технологии в образовании и науке: материала международной науч. -практ. конф. Чебоксары: ЦНС Интерактив Плюс, 2017. - В 2т. Т1. - с. 160-162.
38. Пишина Е.В. Как организовать работу с родителями / Е.В. Пишина // Начальная школа, 2015. - № 4. - с. 65-66.
39. Прокопова И.П. Принципы и правила взаимного сотрудничества
семьи и школы / И.П. Прокопова. - [электронный ресурс], 2018. - режим доступа: https://multiurok.ru/files/printsipv-i-pravila-vzaimnogo-sotrudnichestva-
semi.html
40. Прокопьева М.М. Сотрудничество семьи и школы как условие
формирования педагогической компетентности родителей / М.М. Прокопьева, А.З. Дьяконова, М.Н. Попова // Наука и школа, 2018 [Электронный ресурс]. - режим доступа:
https://cvberleninka.ru/article/n/sotrudnichestvo/semi/i/shkolv/kak/uslovie/formirova niva/pedagogicheskov/kompetentnosti/roditelev/
41. Прокопьева Ю.П. Совместная работа семьи и школы в воспитании ребенка / Ю.П. Прокопьева, Е.Н. Неустроева // Концепт, 2017. - Т26. - с. 255256.
42. Сафонова О.А. Сотрудничество семьи и школы в рамках реализации ФГОС (из опыта работы) / О.А. Сафонова, С.И. Дивина // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 252-259.
43. Слезкова Т.И. Извечная проблема: семья и школа / Т.И. Слезкова,
О.И. Домащенко, Е.И. Щукина // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Международной научной конференции. - Спб.: Реноме, 2016. - с. 210-212.
44. Швецова Н.И. Методика взаимодействия с семьей / Н.И. Швецова // Молодой ученый, 2015. - №5. - с. 554-556.
45. Шевченко О.С. Взаимодействие школы и родителей младших школьников / О.С. Шевченко // Теория и практика современной науки, 2016. - №6. - с.67-69.
46. Шубович М.М. Формы взаимодействия семьи и образовательной организации в аспекте требований ФГОС / М.М. Шубович // Педагогические
науки, 2017. - №59-2. - [электронный ресурс]. - режим доступа:
https://novainfo.ru/article/11260/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ