Введение 3
Глава 1. Понятие русской религиозно-философской критики (РФК) 12
1.1 РФК как явление в оценке современных исследователей 12
1.2 Рецепция нового направления критики её представителями 16
Глава 2. Анализ интерпретаций русской литературы конца XIX - начала XX века 28
2.1 Основные интерпретации русской литературы 28
2.2 Компаративный анализ интерпретаций творчества Л. Толстого 32
2.3 Компаративный анализ интерпретаций творчества Ф.М. Достоевского . 42
2.4 Вечные спутники: синтез идей Достоевского и Толстого, предпринятый
Мережковским 52
Глава 3. Развитие профессиональных компетенций бакалавров филологии в процессе изучения РФК 61
3.1 Классификация компетенций бакалавров филологии 61
3.2 Способы развития компетенций посредством изучения РФК 64
Заключение 68
Список литературы 71
Приложение 1 81
Приложение 2
Актуальность и научная новизна диссертации обусловлены необходимостью теоретического изучения совершенствования научно - исследовательских компетенций деятельности бакалавров филологии. Обращение к углубленному изучению религиозно-философской критики серебряного века позволяет в научно-исследовательской деятельности перенести акцент с познания как процесса пассивного усвоения знаний на процесс активного познания; методологический опыт критики максимально развивает творческие способности, самостоятельность, развивает научную интуицию, глубину мышления, творческий подход к восприятию литературы и общественной жизни.
Русская религиозно-философская критика как этап развития критики сегодня не имеет авторитетного теоретического основания, позволяющего определить объем данного понятия. Более того, в самом сочетании слов «религиозная», «философская» и «критика» содержится противоречие, раскрытое в работе А.Н. Хрусталевой «Проблема термина «русская философская критика» применительно к концу XIX - первой трети XX века» [Хрусталева, 2018. с. 71 ].
Критик, по словам Хрусталевой, всегда стремится быть прочитанным современниками, в то время как «главная цель философа долгосрочна» [Хрусталева, 2018. с. 76]. В связи с данным утверждением возникает вопрос о наличии общей интенции у религиозно-философского направления в критике. Выявление общей направленности РФК затрудняется наличием широкого спектра религиозных и философских взглядов у мыслителей, традиционно причисляемых к РФК, в то время как попытки определить явление РФК временными рамками сталкивается с тем, что символистская, религиозно - философская и марксистская критика развивались параллельно.
Вопрос о противоречии между философией и религией был актуален еще для С.Н. Булгакова, который в работе «Свет невечерний» предпринимает попытку примирить православное христианство и философию с помощью методологии Гегеля [Булгаков, 2001. с. 253-259]. Важно то, что термины «религиозно-философская» и «философская критика», мыслимые ранее как проблема, сегодня активно используются в научном сообществе.
Майкл Рей и Майкл Мюррей, проблематизируя вопрос о соотношении религии и философии, утверждают, что существует четыре варианта постановки данной проблемы. Во-первых, положения веры не верифицируются и не фальсифицируются, в то время как философская методология исходит из возможности доказательства основных положений. Во-вторых, религиозные взгляды становятся достоверными после свидетельства, в то время как апелляция к свидетельству в философии не имеет гносеологической ценности. В-третьих, вера может приниматься без всяких разумных оснований в противовес рационалистичному отношению философии к основным положениям. Наконец, в-четвертых, философия не может заниматься доказательством и обоснованием религиозных суждений, поскольку это бы предполагало выход за границы религиозного сознания [Мюррей, 2010. с. 354 ].
А.М. Пятигорский при исследовании литературной критики отмечал, что литературная критика и философия также «настолько переплелись в русской культуре, что стали неотличимы друг от друга» [Пятигорский, 1996. с. 258]. Автор связывает данный факт с философичностью литературной критики в России и утверждает, что критика в нашей стране взяла на себя многие функции философии. С.Н. Булгаков называл русских писателей философами - практиками, которые разрешают философские проблемы, не применяя западной теоретической модели, но создавая мир художественных образов [Одесская, 2010. с. 34]. Данное утверждение свидетельствует о наличии проблемы в определении границ русской религиозно-философской критики.
Любопытно, что несмотря на наличие проблем соотношения религии и философии, а также философии и литературной критики, термин «религиозно - философская критика» активно используется в научном сообществе. Безусловно, данный факт демонстрирует наличие общего связующего звена, объединяющего религиозный, философский и критический аспекты РФК.
При преподавании РФК в вузе, выделение основных черт данного направления критики образует пролегомены к дальнейшему пониманию курса. Так, в спецкурсе по изучению критики Серебряного века В.Н. Крылов выделяет следующие черты религиозно-философского направления критики: «стремление к отысканию объективных критериев оценки» художественной литературы, «рассмотрение произведения в сфере философской проблематики», утверждение связи между религиозным и художественным сознанием [Крылов, 2009. с. 8 ].
Если стремление к объективности В. Соловьева в области критики не вызывает сомнений (Юрина Н.Г., например, выделяет объективность в качестве основной черты творчества Соловьева [Юрина, 2013. с. 218]), то подобное утверждение относительно методов Н.А. Бердяева или Д.С. Мережковского возможно лишь с рядом оговорок. Бердяев, например, утверждал, что намеренно исходит из противоречия при исследовании смысла творчества [Бердяев, 1916. с. 331 ]; при анализе критического наследия Мережковского некоторые исследователи высказывают суждение о намеренном принятии субъективного взгляда как отправной точки его критики [Шабаршина, 2005. с. 12].
Таким образом, изучение религиозно-философской критики в высшей школе сталкивается с проблемой предмета РФК. Есть несколько вариантов изучения критики серебряного века: либо она должна осуществляться в рамках преподавания истории критики, истории литературы, либо как часть курса по теории аргументации, либо в рамках изучения публицистики. Однако изучение критики и изучение истории критической мысли - разные предметы. Следовательно, мы должны ответить, достаточно ли для развития профессиональных компетенций бакалавров изучать критику исключительно как историю критики.
Степень изученности проблемы. Проблему границ религиозно - философской критики разрабатывали представители РФК: Мережковский утверждал, что упадок критики классического периода может быть преодолен в «субъективной критике»; Розанов считал, что в новом типе критики писатель должен рассматриваться как «просто человек», а не материал для теории, более того Розановым была предпринята попытка классификации направлений критики классического периода; Соловьев рассматривал метод религиозно-философской критики, как наиболее объективный в плане характеристики религиозных и философских взглядов писателя; Бердяев в числе основных достижений нового направления критики указывал рассмотрение миросозерцания писателя.
В современных исследованиях, посвященных изучению критики серебряного века, критика характеризовалась либо как часть литературного творчества (В.Я. Лакшин, Б.И. Бурсов), либо как феномен, равноудаленный как от науки, так и от искусства (Ю.М. Лотман, И.Н. Сухих).
В области изучения и преподавания критики большой вклад внесли работы В.Н. Крылова, направленные на раскрытие дидактического потенциала изучения критики в средней школе; характеристика методов использования литературно-критических статей на уроке литературы также разрабатывалась Н. Свириной. Проблема изучения литературной критики в контексте взаимодействия литературы и истории поднимается в работах А.В. Дановского. Однако структура данных работ не позволяет учитывать специфику преподавания критики в вузе.
Возможность развития профессиональных компетенций учащихся в высшей школе представлены в работах О.Г. Шильниковой и В.В. Прозорова. Несмотря на довольно полную характеристику способов развития профессиональных компетенций, в исследованиях данных авторов не конкретизируются особенности преподавания критики на филологическом факультете.
Объектом данного исследования являются компетенции бакалавров филологии.
Предмет данного исследования - потенциал изучения религиозно - философской критики серебряного века для формирования ключевых компетенций обучающихся в высшей школе.
Цель данной работы: выявить методологический потенциал текстов религиозно-философской критики серебряного века в освоении студентами - бакалаврами истории русской литературы.
Для достижения данной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Обобщить и систематизировать научные исследования по проблемам изучения религиозно-философской критики серебряного века;
2. Дать анализ интерпретаций критикой серебряного века проблем взаимодействия литературы, философии и религии;
3. Исследовать основные принципы и формы интерпретаций русской литературы в религиозно-философской критике (конца XIX - начала XX века)
4. Проанализировать ключевые тексты о творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого;
5. Разработать принципы (приемы) использования и внедрения литературно-критических суждений в учебный процесс студентов-бакалавров
Новизна исследования состоит в том, что предпринимается попытка экстраполировать особенность методологии Д.С. Мережковского на религиозно-философское направление критики.
Методология исследования построена на сочетании историко - функционального метода при изучении критического наследия Серебряного века, рецептивного метода при рассмотрении способов взаимодействия критики и художественной литературы, диалектического метода при сопоставлении конкретных философских систем и религиозно-философских тезисов, содержащихся в художественно произведении; также используются традиционные общенаучные методы анализа и синтеза.
Теоретическая значимость результатов. Результаты данного исследования могут быть использованы:
- при разработке понятия «русская религиозно-философская критика»;
- при изучении влияния критики на литературный процесс;
- при исследовании специфики внедрения изучения критических текстов в высшей школе
Практическая значимость результатов обусловлена возможностью использования выводов данной работы при преподавании критики в высшей школе.
Гипотеза. На наш взгляд, основание русской религиозно-философской критики базируется на специфической антитетичности мышления. Такой тип мышления исходит из рассмотрения конфликта в художественном тексте в качестве проекции религиозно-философских антиномий. Поэтому предметом РФК может выступать не любой художественный текст, но тот, который автор создает с целью разрешения религиозных и философских вопросов. Данная цель представляет собой, по мнению Н.А. Бердяева, смысл творчества.
Бердяев противопоставлял творчество в качестве способа познания науке на том основании, что наука способна познавать только необходимость, в то время как познание свободы осуществляется исключительно в творческом акте. Наука и научное познание в изложении Бердяева содержат всегда такие коннотативные компоненты, как «неотвратимое, навязанное, несвободное» [Бердяев, 1916. с. 41]. Творчество же связывается мыслителем с абсолютной свободой, поскольку творческий акт, во-первых, сближает человека с Богом-творцом, по образу и подобию Которого он создан, а во - вторых, представляет собой объект интереса самого Создателя. В работе В.В. Зеньковского «Проблема творчества» утверждается, что для Бердяева творчества представляется «противоположностью приспособлению и послушанию», поскольку творчество - это, прежде всего, создания нового типа бытия [Зеньковский, 1994. с. 312 ].
Христианство, согласно учению Бердяева, в отличие от иудаизма предполагает, что Бог нуждается в человеке: сам факт появления апостолов говорит о потребности человека в Боге [Бердяев, 1916. с. 6]. Но данная потребность не может быть сведена к одному искуплению греха, поскольку «такое понимание человеческой природы <...> принижало бы богоподобное достоинство человека» [Бердяев, 1916. с. 116]. На человека возложена огромная по своему значению задача - Бог ждет от человека антропологического откровения [Бердяев, 1916. с. 118]. Подобное откровение не должно восприниматься в эгоистическом ключе, как личное дело каждого человека. Напротив, для Бердяева важен контакт познающего с другим, передача переживания литературного произведения. Баршт утверждает: «Бердяев переносит на диалог писателя и читателя мысль Христа о том, что "там, где двое соберутся во имя Мое, там и я буду Третий меж вами" Литературный процесс оказывается собиранием людей во Христе, человек делается прямым участником Провидения» [Баршт, 1997. с. 352 ].
В соответствии с данным тезисом, человек сопричастен творчеству тогда, когда практикует самопознание. Поэтому объектом РФК и становятся не теологические тексты, а антропологические. Один из главных антропологических вопросов, в той или иной форме появляющийся на арене философии, состоит в раскрытии связи между духом и плотью. Поэтому РФК чаще всего обращается к текстам «тайновидца плоти» Л.Н. Толстого и «тайновидца духа» Ф.М. Достоевского [Мережковский, 1995. с.338]. Отметим также, что А.М. Пятигорский видел в обращении к творчеству именно этих писателей как причину наличия у русской философии прочной культурной опоры, так и обусловленность ограниченности философии по отношению к своему объекту культурными рамками [Пятигорский, 1996. с. 263]. Поэтому важно показать, как именно осуществлялось обращение РФК к текстам Достоевского и Толстого.
Мы считаем важным для нашего исследования провести компаративный анализ интерпретаций художественных текстов Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского с целью выявить общие черты в характере осмысления данных текстов религиозно-философской критикой. Наша гипотеза подтвердится, если в текстах критиков, принадлежащих к исследуемому направлению, будет проявляться антитетичность мышления.
Под антитетичностью мы будем понимать стремление к противопоставлению исследуемых феноменов при анализе художественной литературы. Именно такой смысл вкладывал в данный термин Д. Святополк - Мирский при характеристике метода Д.С. Мережковского [Святополк- Мирский, 2005. с. 159].
Структура магистерской диссертации. Вышеперечисленные утверждения определили структуру данного исследования:
1. Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, дается общая характеристика целей и задач исследования, характеризуются степень разработанности проблемы и методы, используемые для достижения заявленных целей.
2. В основной части работы, состоящей из 3 -х глав, раскрывается проблему объема понятия «религиозно-философская критика», анализируются и сравниваются основные интерпретации русской литературы, классифицируются компетенции бакалавров филологии и избираются способы развития данных компетенций.
3. В заключении подводятся итоги исследовательской работы, формулируются выводы и раскрывается степень достижения заявленных целей и задач; указываются перспективы дальнейших исследований в данной области.
Основные положения данной работы были апробированы на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета в апреле 2019 года, а также опубликованы в сборнике «Пермского военного института войск национальной гвардии Российской».
Исследование дидактического потенциала использования религиозно- философской критики в процессе преподавания становится актуальным в контексте споров о религиозном воспитании и возрастающей роли изучения критики в процессе преподавания. В ходе данного исследования мы ставили перед собой цель: изучить методологический потенциал религиозно-
философской критики для развития профессиональных компетенций бакалавров-филологов. Для достижения данной цели мы обобщили и систематизировали взгляды на явление РФК как со стороны самих критиков данного направления, так и со стороны современных исследователей.
В первой главе была предпринята попытка добавить к общепринятым определениям религиозно-философской критики один из существенных признаков, ранее относимый исключительно к критике Д.С. Мережковского. Данным признаком РФК для нас явилась «антитетичность» мышления. Разумеется, данный атрибут РФК не может являться единственным, однако способен облегчить понимание данного направления в критике.
Мы считаем, что стремление к субъективности, ценностная ориентация, освещение художественного текста в контексте коренных вопросов бытия или же религиозных вопросов - атрибуты, традиционно используемые при анализе РФК, не исчерпывают такого сложного и многогранного явления, как критика серебряного века.
Вторая глава настоящей работы была направлена на систематизацию основных интерпретаций русской литературы в конце XIX - начале XX века. В качестве опорного материала мы использовали работу В.Е. Хализева «Ценностные ориентации в русской классике», в которой была имплицитно представлена классификация критического наследия изучаемого нами периода. Данная классификация была использована нами для определения места РФК в контексте всей критики конца XIX - начала XX веков.
После определения места РФК в контексте критики, философии, религии и литературы нами была проиллюстрирована антитетичность мышления в работах критиков серебряного века посредством компаративного анализа интерпретаций творчества Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. В ходе данного анализа нами были представлены взгляды критиков на проблемы взаимодействия литературы, философии и религии. При анализе мы использовали ключевые тексты о творчестве Толстого и Достоевского, научно-исследовательскую литературу, посвященную критическому наследию критиков серебряного века, и художественную литературу Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского как объект анализа критиков.
Третья глава была посвящена разработке стратегии применения потенциала РФК при преподавании критики в вузе. На первом этапе нами были классифицированы и выбраны те компетенции, которые возможно развивать посредством изучения РФК. На втором этапе была проанализирована научно-исследовательская литература, посвященная изучению критики в школах и вузах. В качестве методического приложения нами были представлены лекции, могущие расширить курс «Русская литературная критика серебряного века в контексте религиозно-философских исканий».
Результаты данного исследования намечают дальнейшие перспективы изучения религиозно-философской критики в контексте поиска присущих всем ее представителям атрибутивных признаков. Плодотворным также, на наш взгляд, является применение изучения религиозно-философской критики в высшей школе. Более того, полученные нами результаты могут быть использованы как для актуализации существующих спецкурсов по изучению РФК, так и при создании новых курсов для бакалавров.
Основную гипотезу данной работы мы считаем доказанной, поскольку на примере критических статей религиозно-философского направления в критике была продемонстрирована общая интенция к антитетичности методологии. Генезис подобного типа мышления был обоснован нами при рассмотрении исторического контекста появления критики серебряного века.
Педагогическая направленность данного исследования раскрывается конспектах лекций, характеризующих специфику преподавания религиозно - философской критики с точки зрения принятия в качестве гипотезы тезиса об антитетичной направленности мышления представителей критики данного направления.
1. Андреев A. А. Знания или компетенции? / А.А. Андреев. // Высшее образование в России, № 2, 2005. С. 3 -11.
2. Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова. / Н. Баранова-Шестова. - Париж, 1983. - Т. 1. - 754 с.
3. Баршт К.А. Русское литературоведение XX века: Учебное пособие. В 2 -х ч.
Ч. 2. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. - 474 с.
4. Белый А. Лев Толстой и культура / А. Белый // Сборники изд-ва «Путь». Сборник второй: О религии Льва Толстого. М., 1912. С. 161 (курсив автора).
5. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. / Н. А. Бердяев. - М., 1994. - 436 с.
6. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского / Н.А. Бердяев. - М.: Захаров, 2001. - 173 с.
7. Бердяев Н.А. Русская идея / Н.А. Бердяев. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. - 320 с.
8. Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. - Москва: Г.А. Леман и С.И. Сахаров, 1916. - 358 с.
9. Бердяев Н.А. Ставрогин / Н.А. Бердяев // Собрание сочинений. - Париж, 1989. - Т. 3. Типы религиозной мысли в России. - С. 99-111.
10. Блок А.А. Собрание сочинений. В 8 т. Т.6 / под общ. ред. В.Н. Орлова. - М.: Гослитиздат, 1962. - 556с.
11. Богданова О.А. Дискуссия Розанова и М.О. Меньшикова о «Крейцеровой сонате» Л.Н. Толстого / О.А. Богданова // Наследие В.В. Розанова и современность. М., 2009. - С. 140-144.
12. Бонецкая Н.К. Дух Серебряного века. / Н.К. Бонецкая. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. - 720 с.
13. Бочаров С.Г. Леонтьев - Толстой - Достоевский / С.Г. Бочаров. // Сюжеты русской литературы. М., 1999. - С. 263 -400.
14. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения / С. Н. Булгаков. - М.: АСТ: Фолио, 2001. - 665 с.
15. Булич Н. Н. Сумароков и современная ему критика. / Н. Н. Булич. - СПб.: Тип. Э. Праца, 1854. - 521 с.
16. Бурсов Б.И. Критика как литература. / Б.И. Бурсов. - Л., 1976. - 320 с.
17. В.В. Розанов. Эстетика свободы. / С.Н. Носов. - СПб,; Дюссельдорф, 1993. - 208 с.
18. Величко В.Л. Вл. Соловьев: Pro et contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Т. I. - Издательство Русского Христианского гуманитарного института, Санкт-Петербург, 2000. - 895 с.
19. Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы» / В.Е. Ветловская. - Л.: Издательство "Наука", 1977 - 200 с.
20. Гальцева Р.А. Реальное дело Художника ("Положительная эстетика" В. Соловьева и взгляд на литературное творчество) / Р.А. Гальцева // Соловьев В.С. Философия и литературная критика. М., 1991. - С. 8-29.
21. Дановский А.В. Изучение литературно-критических статей / А.В. Дановский // Меж -предметные связи при изучении литературы в школе / под ред. Е.Н. Колокольцева. М., 1990. - С. 99-112.
22. Декабристы: эстетика и критика. / Сост., вступ. статья и коммент. Р. Г. Назарьяна и Л.Г. Фризмана. -М.: Искусство,1991. - 491 с
23. Дианов Д.Н. Творческие искание Ф.М. Достоевского в оценке русской религиозно-философской критики конца XIX - начала XX веков (К. Леонтьев, Вл. Соловьев, В. Розанов) Автореф. дис. канд. филолог. наук. / Д.Н. Дианов. - Кострома, 2004. - 20 с.
24. Дойч Д. Вечный жид: Лев Шестов и русская религиозная мысль / Д. Дойч // Русская литература XX века. Исследования американских ученых. - СПб.,1993. - С. 47-57.
25. Долинин А. Дмитрий Мережковский / А. Долинин // Русская литература ХХ века. 1890 - 1910. / Под ред. С. А. Венгерова: в 2 -х тт. - М.: XXI век - Согласие, 2000. Т.1. - 462 с.
26. Достоевский Ф. М. Бесы. / Ф. М. Достоевский. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - 832 с.
27. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: Роман / Ф.М. Достоевский; - М.: Худож. лит., Ч. 1. - М.: Худож. лит., 1989. - 334 с.
28. Достоевский Ф.М. Записки из подполья: повесть / Ф. М. Достоевский. - Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2008. - 249 с.
29. Достоевский Ф.М. Записки из подполья: повесть / Ф. М. Достоевский. - Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2008. - 249 с.
30. Ерофеев В.В. Разноцветная мозаика розановской мысли / В.В. Ерофеев // Розанов В. Несовместимые контрасты жития. М., 1990. - С. 6- 36.
31. Ерофеева К. Л. К вопросу о судьбе искусства (по поводу статьи В. Соловьева «Общий смысл искусства») / К. Л. Ерофеева // Соловьевские исследования. Иваново, 2006. - С. 60-70
32. Зеньковский В.В. Проблема творчества. По поводу книги Н.А. Бердяева
«Смысл творчества. Опыт оправдания человека» / В.В. Зеньковский // Н.А. Бердяев: proetcontra. Антология. Кн. 1. - СПб.: Издание Русского
христианского гуманитарного института, 1994. - С. 284-306.
33. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. / И.А. Зимняя - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
34. История русской литературы: ХХ век: Серебряный век. / под ред. Нива Ж., Сермана И., Страды В., Эткинда Е.М. - М., 1995. - 412 с.
35. История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 3: Философия XIX-XX в. / под ред. Н. В. Мотрошиловой, А. М. Руткевича. - М.: Греко-латин. каб. Ю. А. Шичалина, 1998. - 444 с.
36. Исупов К.Г. Н.А. Бердяев: русская классика глазами персоналиста / К.Г. Исупов // Русская философская культура. - СПб.: Университетская книга, 2010. - 592 с.
37. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры [Текст] / М. С. Каган. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: Петрополис, Кн. 2: Становление, развитие и современное состояние персоналистского типа культуры: закономерности переходного этапа в Европе (XV-XVIII вв.); самоопределение нового типа культуры (XIX-XX вв.); проблема "Запад-Россия-Восток"; синергетический взгляд на перспективы развития мировой культуры в XXI в. - 2003. - 320 с.
38. Кожинов В.В. Критика как компонент литературы / В.В. Кожинов // Современная литературная критика. Вопросы теории и методологии. М., 1977. - С. 166-167.
39. Комарова Е. Ю. Дидактический потенциал литературной критики в процессе развития критического мышления учащихся 9 -х классов. Магистерская дис. / Е. Ю Комарова. - Казань, 2018. - 118 с.
40. Коновалов В.Н. «Философская критика» как термин литературоведения / В.Н. Коновалов // Ученые записки Казан. гос. ун -та. - Казань, 1995. - Т. 131. - С. 102-109.
41. Костылев О.Л. Критическая статья на уроке литературы. / О.Л. Костылев. - М., 1967. - 192 с.
42. Крейд В. Воспоминания о серебряном веке / Сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. - М.: Республика, 1993. - 559 с.
43. Крылов В. Н. Использование критических статей в современном школьном изучении литературы / В. Н. Крылов // Литература в школе. - 2016. - №9. - С. 20-23.
44. Крылов В. Н. Использование критических статей в современном школьном изучении литературы / В. Н. Крылов // Литература в школе. - 2016. - №9. - С. 20-23.
45. Крылов В.Н. Критика и критики в зеркале Серебряного века. Монография. / В.Н. Крылов - М., 2014. - 344 с.
74
46. Крылов В.Н. Проблемы изучения литературной критики в школе и вузе /
B. Н. Крылов // Текст. Произведение. Читатель: материалы международной научно-практической конференции 3-4 июня 2012 г. - Пенза - Казань-Решт: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. - С. 49-51.
47. Крылов В.Н. Философские течения русской поэзии» П.П. Перцова как модель религиозно-философского истолкования русской литературы в серебряном веке / В. Н. Крылов // Филология и культура. 2013. № 2(32). -
C. 144-149.
48. Кувакин В. А. Философия Вл. Соловьева. / В. А. Кувакин. - М. «Знание», 1988. - 64 с.
49. Кулишкина О.Н. Лев Шестов: афоризм как форма «творчества из ничего» / О.Н Кулишкина. // В: Русская литература. - 2003. № 1. - С. 49-67.
50. Кулькова М. (сост.). Поэзия Серебряного века. / М. Кулькова. - Олма Медиагрупп, 2014 г. - 304 с.
51. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время / А. Лосев. - М.: Прогресс, 1990. - 719 с.
52. Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники / Д.С. Мережковский. - М.: Республика, 1995. - 624 с.
53. Методика преподавания литературы / под ред. З.Я. Рез. М.: Просвещение, 1977. - С. 235-248.
54. Методика преподавания литературы / под ред. О. Ю Богдановой. - М.: Изд. Центр «Академия», 2000. - С. 245-267.
55. Михайлова М.В. Литературная критика: эволюция жанровых форм / М.В Михайлова. // Поэтика русской литературы конца XIX - начала XX века. Динамика жанра. Общие проблемы. Проза. - М., 2009. - С. 620 - 704.
56. Мюррей М., Рей М. Введение в философию религии. / М. Мюррей, М. Рей. - М.: ББИ, 2010 (Богословие и наука). - 410 с.
57. Николюкин А. Розанов / А. Николюкин. - Москва: Молодая гвардия, 2018. - 525 с.
58. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; Казус Вагнера ; Антихрист ; Ecce Homo ; Человеческое, слишком человеческое ; Злая мудрость : пер. с нем. / Ф. Ницше. - Минск: Харвест, 2003. - 880 с.
59. Ницше Ф. Так говорил Заратустра; К генеалогии морали; Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм: сборник / Ф. Ницше. - Минск: Попурри, 1997. - 624 с.
60. Ницше, Фридрих Человеческое, слишком человеческое. Веселая наука. Злая мудрость / Ф. Ницше; пер. с нем. С. Л. Франка, К. А. Свасьяна. - Минск: Попурри, 1997. - 704 с.
61. Обласова Т.В. Русская литературная критика рубежа XIX-XX веков (Пути самопознания: религиозно-философское направление): Автореф. дис. канд. филолог. наук. / Т. В. Обласова. - Тюмень, 2002. - 22 с.
62. Одесская М.М. С.М. Булгаков - литературный критик. Статья о Чехове и полемика об идеалах / М.М. Одесская // Вестник РГГУ. Серия «Журналистика. Литературная критика». - М., 2010. - № 8(51)/ 10. - С. 33-46.
63. Порус В.Н. Третья речь В.С. Соловьёва в память Ф.М. Достоевского / В.Н. Порус // Соловьёвские исследования. - 2013. - Выпуск 1(37). - С. 19-31.
64. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 10 томах. - Л.: Наука, 1978. -Т.7. Критика и публицистика. - 543 с.
65. Пятигорский А.М. Избранные труды. / А. М. Пятигорский. - М.: Языки русской культуры, 1996. - С. 256-263.
66. Розанов В.В. Опавшие листья [Текст] / В. В. Розанов. - Берлин, 1930. - 439 с.
67. Розанов В.В. Уединенное [Текст]: Почти на правах рукописи: / В. В. Розанов. - Париж: Очарованный странник, 1928. - 136 с.
68. Святополк-Мирский, Д.С. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год / Д.С. Святополк-Мирский / Пер. с англ. Р. Зерновой. - Новосибирск: Изд-во «Свиньин и сыновья», 2005. - 964 с.
69. Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского / В.С. Соловьев // В.С. Соловьев. Сочинения в двух томах. - М.: Мысль, 1988. - Т. 2. - С. 290-323.
70. Спивак Р. Русская философская лирика: Проблемы типологии жанров. / Р. Спивак. - Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1985. - 140 с.
71. Степанов Ю.С. Филология / Ю.С. Степанов // Русский язык. Энциклопедия. Изд. 2. - М.: Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2003. - 804 с.
72. Толстой Л.Н. Война и мир / Л.Н. Толстой. - М.: Кушнерев, 1981. - 880 c
73. Толстой Л.Н. Анна Каренина / Л.Н. Толстой. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956. - 884 с.
74. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл. С. Соловьева: [ в 2 т.] / кн. Евгений Трубецкой. - Москва: Путь, Т. 1. 1913. - 631 с.
75. Тургенев А. И. Речь о русской литературе / А. И. Тургенев // Литературная критика 1800-1820-х годов. М.: Художественная литература, 1980. - С. 44-47.
76. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины. / П.А. Флоренский. - М.: Правда, 1990. - Т. 1 (1). - 839 с.
77. Фуко П. М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. / П. М. Фуко. - М.: Магистериум: Изд. дом "Касталь", 1996. - 446с.
78. Хализев В.Е. Теория литературы: Учеб. для студентов вузов / В. Е. Хализев. - 3. изд., испр. и доп. - Москва: Высш. шк., 2002. - 436 с.
79. Хализев В.Е. Ценностные ориентации русской классики / В.Е. Хализев. - М.: Гнозис, 2005. - 432 с.
80. Чувакин А.А. Заметки об объекте современной филологии / А. А Чувакин // Человек - Коммуникация - Текст: сб. статей. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1999. - Вып. 3. - С. 3-10.
81. Шабаршина В.В. Своеобразие литературной критики Д.С. Мережковского конца 19 - начала 20 в. Автореф. дис...канд. филол. наук. / В. В. Шабаршина. - М., 2005. - 185 с.
82. Шапир Н. Учительство литературы / Н. Шапир // Русская мысль. - 1913. - № 4. - С.15-37.
83. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. / М. Шелер. - СПб., 1999 - 231 с.
84. Шестов Л.И. Философия трагедии. / Л. И. Шестов. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2001. - 480 с.
85. Шильникова О. Г. Литературная критика как предмет историко- журналистского исследования / О. Г. Шильникова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. - 2007. -№. 6. - С. 113-121.
86. Шишкин А. Переписка Вяч. Иванова с Л. И. Шестовым / А. Шишкин // Символ. - Париж; М., 2008. - С. 53-54.
87. Эбаноидзе И.А. Письма / Сост., пер. с нем. И.А. Эбаноидзе. - М: Культурная революция, 2007. - 400 с.
88. Юрина Н.Г. Литературно-критическая концепция В.С. Соловьева: истоки, становление, развитие [Текст]: монография / Н. Г. Юрина; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Мордовский гос. ун -т им. Н. Н. Огарёва". - Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2013. - 278 с.
Интернет-ресурсы:
1. Бердяев Н. А. Ветхий и новый завет в религиозном сознании Л. Толстого
[Электронный ресурс] / Н.А. Бердяев. URL:
http://www.odinblago.ru/filosofiva/berdvaev/berdvaev V i Nz Tolsoi (дата обращения: 05.06.2019).
2. Блок А.А. О современной критике [Электронный ресурс] / Александр
Александрович Блок/ - URL:
http ://az.lib. ru/b/blok_a_a/text_1907_o_sovremennoy_kritike. shtml (дата
обращения: 21.05.2019).
3. Галковский Д.Е. Бесконечный тупик [Электронный ресурс] / Д. Е. Галковский. URL: http://www.samisdat.eom/3/31-bt.htm (дата обращения: 04.06.2019).
4. Лучников М.Ю. Русская классическая литературная критика в свете исторической поэтики: постановка проблемы // Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. №340. URL: https://cyberlenmka.ra/article/n/rasskaya-klassicheskaya- literatumaya-kritika-v-svete-istoricheskoy-poetiki-postanovka-problemy (дата обращения: 04.06.2019).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 7 августа 2014 г. N 947 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата)" [Электронный ресурс] / URL: https://rg.ru/2015/01/28/dok33807-dok.html (дата обращения: 05.06.2019).
6. Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского
[Электронный ресурс] / В.В. Розанов. - URL: http://www.vehi.net/rozanov/legenda.html (дата обращения: 04.06.2019).
7. Розанов В.В. Три момента в развитии русской критики [Электронный
ресурс] / В.В. Розанов. - URL:
http://dugward.ru/library/rozanov/rozanov_tri_momenta_v_razvitii.html (дата обращения: 21.05.2019).
8. Соловьев В.С. Россия и Европа [Электронный ресурс] / В.С. Соловьев. - URL: http://www.odinblago.ru/soloviev 5/1 6 (дата обращения: 04.06.2019).
9. Спасович В. Д. Д. С. Мережковский и его "Вечные спутники"
[Электронный ресурс] / URL:
http://az.lib.ru/s/spasowich w d/text 1897 merezhkovsky.shtml
10. Хрусталева А.В. Проблема термина "русская философская критика"
применительно к концу XIX - первой трети ХХ века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. №7-1 (85). URL: https://cyberleninka.ra/article/n/problema-termina-russkaya-filosofskaya-kritika- primenitelno-k-kontsu-xix-pervoy-treti-hh-veka (дата обращения: 04.06.2019).
11. Шахова И.В. Особенности религиозно-нравственных исканий русской интеллигенции XIX - начала XX в // Общество: философия, история, культура. 2016. №7. URL: http s:// cyberleninka. ru/ article/n/osobennosti-
religiozno-nravstvennvh-iskaniv-russkoy-intelligentsii-xix-nachala-xx-v (дата обращения: 05.06.2019).